В XVI-XVII веках наблюдается заметное стилевое разнообразие книжного орнамента вследствие ускорения темпа общего культурного развития. В XVI веке практически одновременно в рукописных книгах сосуществуют: перешедшие из XV века балканский (на юго-западе Росси) и нововизантийский (в роскошных рукописях) стили, а также вновь появившиеся фряжский и старопечатный стили книжного орнамента.
Фряжский стиль книжного орнамента представлял собой натуральное изображение растений – трав. Старопечатный, несмотря на название, первоначально появился в рукописных книгах до 50-х годов XVI века. Затем он тесно связан с началом и развитием отечественного книгопечатания. Для него характерно двуцветие: белый по чёрному фону, чёрный по белому фону.
Главными элементами старопечатного книжного орнамента являются травы, ветви, листья, цветы, плоды, ягоды, шишки. Приложение №33. В XVII веке преобладает старопечатный стиль книжного орнамента, перешедший из XVI века, и во второй половине XVII века появляется новый стиль книжного орнамента – барокко.
Топ терминов древней Руси
Он строится на сочетании растительных мотивов и геометрических форм (эллипсов, спиралей). Этот стиль как бы соединялся со старопечатным стилем, вобрав в себя его растительные мотивы (пышные листья, цветы, плоды), которые получили реалистичное изображение. Орнамент барокко отличается пышностью раскраски с использованием киновари , белой, чёрной и золотой красок.
Приложение №34. В конце XVII века из орнамента барокко развивается более упрощённый так называемый поморский стиль книжного орнамента, получивший распространение в рукописной книге старообрядцев. Этот стиль характеризовался наличием золотого фона, на котором давались изображения белых или разноцветных трав вычурной изогнутой формы.
До XVII века орнаментировались только рукописные и печатные книги. С XVII века орнамент стал применяться и в актах: — жалованных грамотах дворянству, церкви; — документах международного характера. Орнамент царских грамот, посылаемых иностранным государям, соответствовал международному статусу адресата: — императору Святой Римской империи грамоты писались на самой большой Александрийской бумаге, травный орнамент был большим и писался золотом; — шведскому, польскому, английскому, датскому королям грамоты писались на меньшей или средней Александрийской бумаге, «травы золотом пишутся средние ж»; — немецким курфюрстам «грамоты пишутся на меньшей Александрийской бумаге, травы золотом наверху, над письмом, а по сторонам не бывает»; — турецкому султану – на большой Александрийской бумаге, «травы пишутся сверху до половины листа, и по краям большие до низу, и внизу травы ж, а вверху среди трав в трёх кругах царская и турецкого салтана титлы пишутся золотом все; а дело пишется с половины листа».
6.4.2. Книжная миниатюра.
- Табличка Нармера. Египетские иероглифы.IIIтысячелетие до нашей эры// Л.И Владимиров. Всеобщая история книги. М.1988. с.11
Разбор московского пробника от 04.04.2023 русский язык вариант 2
Приложение 2
Финикийский алфавит. Древнейшая фонетическая система письма. Там же с.14
Приложение 3
Сопоставление финикийских и греческих букв с египетскими иероглифами и синайскими письменами. Там же с.15
Приложение 4
Кирилл и Мефодий создают азбуку и переводят на славянский язык Апостол и Евангелие. Миниатюра из Радзивилловской летописи XV в. Там же с.50
Приложение 5. Кириллическая и глаголическая азбуки //Н.Г. Абрамова, Т.А. Круглова. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2008. с.91
Приложение 6. Графити Софийского Собора в Новгороде XII-XIII в / Всеобщая история книги. М.1988. с.58.
Приложение 7. Четвероевангелие (узкошрифтное). М., «Анонимная» типография// 1555. Там же с.211.
Приложение 8. Апостол. И.Федоров, П.Мстиславец М., 1564. Там же. С.219
Приложение 9 «Грамматика» Львов. И.Федоров, 1574. Там же. С.248.
Источник: studfile.net
Рассмотрите титульный лист Стоглава (с. 46 учебника). 1. Определите, какой тип письма (устав или полуустав) использован на титульном
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
- Обратная связь
- Правила сайта
Источник: www.soloby.ru
Графика письма и украшения рукописей
Художественные украшения, встречающиеся в рукописных памятниках, носят название орнамента. Эти украшения бывают нескольких видов:
Художественные украшения, встречающиеся в рукописных памятниках, носят название орнамента (от латинского слова ото—украшаю). Эти украшения бывают нескольких видов:
1) заставки — особые узоры (виньетки), находящиеся перед началом статьи, главы или вообще какого-нибудь крупного раздела книги размером в ширину страницы;
2) инициалы — разрисованные заглавные буквы, открывающие соответствующий раздел текста;
3) концовки — художественные украшения (виньетки) в конце текста, меньших размеров и менее сложной конструкции, чем заставки;
4) полевые украшения — узоры на полях (по терминологии более поздних старообрядческих письменных памятников — цветки).
Орнамент не следует смешивать с миниатюрами или рисунками (иллюстрациями) в красках, часто на особых листах.
Виньетка — украшение в книге или рукописи: небольшой рисунок или орнамент в начале или в конце текста. Виньетка представляет собой небольшую орнаментальную или сюжетную композицию, которая предваряет текст наподобие заставки или завершает его, выполняя функцию концовки. Кроме того, виньетки могут быть использованы и в самом тексте в качестве украшения угловых частей страницы.
Хронология:
-вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты исторических событий и документов;
-последовательность исторических событий во времени;
-перечень каких-либо событий в их временной последовательности
Историческая хронология — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая системы летосчисления и календари разных народов и государств и помогающая устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников.
Счёт лет. Становление исторической хронологии
Необходимость последовательного счета лет появилась с возникновением письменной культуры и прежде всего исходила из административных потребностей. Как правило документы датировались годом правления царя; таким образом, список царей с годами их правления давал примитивную хронологическую таблицу. Такие списки дошли от Месопотамии и Древнего Египта, но пользоваться ими следует с осторожностью, так как в них нередко указаны как последовательные правления, в реальности полностью или частично синхронные (например во времена смут), и допущены тому подобные «упрощения».
Острая необходимость хронологических вычислений появилась с возникновением исторической науки, т. е. примерно в V в. до н. э. Самым простым способом датировки было взаимное относительное датирование событий: событие А произошло за Х лет до события B; событие С случилось через Y лет после события В; при этом одни и те же события упоминаются у разных авторов, так что сопоставляя труды историков, относительно нетрудно высчитать взаимное соотношение упоминаемых ими событий.
Для событий, отдаленных во времени (как например Троянская война), применялся, на основе генеалогических таблиц, приблизительный расчет «по поколениям», принимая 3 поколения в столетие. В то же время, предпринимаются попытки составления системы абсолютной хронологии.
Лунные и солнечные календари / Первой и естественной единицей счета времени для древних людей были сутки, разделенные на день и ночь. Впоследствии, при наблюдении за фазами луны, стали выделять лунный месяц, который считали попеременно в 29 и 30 суток. Затем было замечено, что спустя примерно 12 лунных месяцев явления природы повторяются. Так был открыт год. Однако год из 12 лунных месяцев в 354 суток не соответствует астрономическому (солнечному) году, и лунный календарь из 12 лунных месяцев оказалася подвижным (календарем этого типа до сих пор пользуются арабы).
Интерес к вопросам хронологии вновь появляется в эпоху Возрождения. Считается, что основы современной хронологии заложил Иосиф Скалигер (1540—1609); он ввел датировку по изобретенному им юлианскому периоду с началом в 4713 г. до н. э., что позволило перевести все имеющиеся даты в одну систему; также он первым начал (точнее возобновил, ибо спорадически она применялась и в античности) астрономическую проверку встречающихся в исторических источниках дат.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru