Какие казахские национальные ювелирные украшения тебе известны

Урок ознакомления с историей развития ювелирного искусства казахского народа. Чтобы вовлечь учащихся в учебный процесс и активизировать их деятельность на уроке использованы активные методы обучения: метод «Поздоровайся глазами», интелектуальная игра «ДА» «Нет», «Найди слово», показ видиоролика. В конце урока все ученики смогут распознать виды ювелирного искусства казахской и мировой культуры. Многие ученики смогут соотнести с описанием изделия ювелирного искусства. Некоторые смогут сравнить и объяснить технику выполнения и виды ювелирных изделий.

Ларионова Надежда Петровна

Содержимое разработки

Предмет Художественный труд

Раздел : Декоративно прикладное искусство

ФИО учителя: Ларионова Надежда Петровна

Участвовал:

Не участвовали:

Знакомство с ювелирным искусством казахского народа

Цели обучения

6.1.2.1 — Демонстрировать знание и понимание особенностей произведений искусства, ремесла и дизайна казахской национальной и мировой культуры

Казахский национальные украшения

Все ученики смогут распознавать виды ювелирного искусства казахской национальной и мировой культуры

Большинство учеников смогут соотнести с описанием изделия ювелирного искусства

Некоторые ученики смогут сравнить и объяснить технику выполнения и виды ювелирных изделий

Критерии оценивания

используют свои знания при выполнении задания

Языковые цели

Предметная лексика и терминология Исследовать и дать описание особенностям произведений искусства, ремесла и дизайна различного исторического и культурного происхождения

Ювелирное искусство – создание изделий из цветных металлов. Колье, кольца, шекелек, пряшки, застежки, шолпыперстень. Ювелир, зергер. Ковка, литье, чеканка

Воспитание ценностей

Ценности, основанные на общенациональной идеи «Мәңгілік Ел» труд, творчество, сотрудничество, изучение истории нашей страны

Уважение и умение ценить чужие взгляды. Умение слушать и адекватно реагировать на мнения других.

Межпредметная связь

Предыдущие знания

Знания видов прикладного искусства Казахстана.

Время / этапы урока

Деятельность учителя

Каким образом я достигну целей обучения?

Деятельность учащихся

(метод/ прием/ техника/ стратегия)

Способы дифференциации

Начало урока

Метод «Поздоровайся глазами»

Цель: создать хорошую психологическую атмосферу в классе

Учащиеся выстраиваются в круг и приветствуют друг друга

Использование метода «да» «нет»

Цель: обобщение знаний предыдущих уроков

-Вы знакомы с видами ДПИ?

— Художественная обработка металла относится к видамДПИ?

-Знаете народных мастеров Казахстана?

-Лепка, плетение, чеканка – это виды ДПИ?

Отвечают на вопросы

Дополнительные вопросы для учеников которым требуется больше силы для работы

Источник: videouroki.net

⚜Завораживающие КАЗАХСКИЕ украшения⚜Обворажительные девушки Казахстана/KAZAKH national jewelry

Какие казахские национальные ювелирные украшения тебе известны

News image

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городе Туркестане в Юж.

Читайте также:
Как сделать украшения на елку из льда

Мавзолей шейха Ибрагима

News image

В народе повелось говорить, будто «святых (бабов) в Сайраме не счесть». В среде тюркоязычных народов испокон веков благодарные п.

Мавзолей Карашаш-аны

News image

Это исторический памятник, возвышающийся в центре Сайрама. Впервые мавзолей был воздвигнут в ХШ веке над могилой Карашаш-аны — м.

Новые статьи

  • Отдых в Карпатах в адекватном ценовом сегменте: сезон лето
  • Страховка для визы в Чехию: особенности получения
  • Важность тщательной проверки нужды протезирования зубов у детей
  • Почему стоит пройти обучение по пожарной безопасности в УПЦ «Професійна безпека»?
  • Тарас Левчик: положительные и другие отзывы
  • Улучшением бизнес-имиджа Казахстана займутся пиарщики
  • Максимально простой интерфейс для административного компонента системы
  • Сколько стоит каталог свадебного фотографа: мысли экспертов
  • Вехи истории балетной обуви
  • Перечень дешевых отелей во Львове близко к центру
  • Обратная связь
  • Обмен ссылками
  • Тематический Казахстан
  • Добавить статью
  • Карта сайта
  • Главная
  • О портале

Главная История Казахстана Казахстан в XV-XVIIвв Одежда, украшения и оружие

of your page —>

Одежда, украшения и оружие

одежда, украшения и оружие

Мужская и женская одежда. В народном костюме казахов отразились древние традиции, связанные с этническими, экономическими и климатическими условиями. Одежда изготовлялась из сукна, шерстяных и шелковых тканей, войлока и мехов. Особой ценностью у казахов пользовались шкуры куланов, сайги и тигров, меха енота, соболя, куницы, горностая. Из шкур шились шубы -”тон”.

Шубы из меха пушных зверей назывались “iшiк” и различались по покрытию: меховая шуба, покрытая шелком – “бас тон”, синим сукном – “кок тон”, парчой – “барша тон”. Учиненные шубы с воротом из шкур жеребят – “жаргак тон”. Шубы из козьих шкур, когда выщипывали длинные волоски, оставляя лишь подшерсток, назывались “кылка жаргак”.

Штаны шились из замши, сукна, армячины, украшались богатой вышивкой. В XV-XVII вв. особой популярностью пользовались легкий плащ без рукавов – “кебенек” и халат из тонкого белого войлока – “каттау”. К старинным видам одежды относится также “шекпен” – длинный плащ из верблюжьей шерсти. Основным видом мужской и женской верхней одежды был халат – “шапан”, шившийся из шерстяных и шелковых тканей.

Комплект мужской одежды состоял летом из нательной рубахи, штанов и распашного халата, женской – из туникообразного платья – “кейлек” и безрукавки – “жециз камзол”. Для изготовления женской одежды использовались хлопчато-бумажные, шелковые ткани и бархат.

Мужские и женские головные уборы отличались многообразием. Наиболее старинный и традиционный мужской головной убор – “калпак” из тонкого войлока. Высокие шляпы из белого войлока назывались “ак калпак”, шляпы с широкими, загнутыми наверх полями – “айыр калпак”. Весной и осенью казахи носили шапки – “борiк”, круглые по форме с высоким конусообразным верхом, обязательно отороченные мехом. Зимние шапки-треухи назывались “тымак”.

Читайте также:
Главное украшение женщины это

Борiк девушки украшался подвесками и перьями филина, цапли или павлина. Отороченные бобровым мехом девичьи шапки назывались “камшэт борiк”, вышитые золотом – “алтын борiк”, украшенные кораллами – “калмаржан борiк”. Летние легкие шапочки из бархата или парчи – “такия” украшались пучками перьев, вышивкой серебром и золотом.

Из женских головных уборов наиболее оригинальным и богатым был свадебный убор – “сэукеле” – высокий, конусообразный, украшенный золотыми и серебряными монетами, кораллами и жемчугом, диадемами и подвесками. С рождением первого ребенка молодая женщина носила головной убор из белой ткани — “кимешек”.

Мужская и женская обувь также отличались разнообразием. Мужские сапоги на очень высоких каблуках с голенищем выше колен назывались “шонкайма етик”, мягкие сапоги с загнутым кверху носком, легкие, удобные для верховой езды – “6ip така”, а также ичиги – “мэсi” из козлиной юфти и галоши – “кебiс” из более плотной кожи. Зимой носили “саптама етiк”, бедняки -”шокай” и “шарке”.

Женская обувь отличалась от мужской изяществом, богатым орнаментом. Повседневной обувью были туфли – “кебiс”. Богатые женщины носили орнаментированные сапоги “кестелi етiк”, туфли на высоких каблуках из зеленой кожи – “кок сауыр”, украшенные узорным шитьем и серебряной инкрустацией.

Обязательной деталью казахского костюма были пояса из кожи, бархата, шерсти и шелка – “белдио>. Пояса из кожи украшались тиснением, фигурными накладками из серебра с инкрустацией полудрагоценными камнями, резными костяными пластинами. Такие наборные пояса назывались “шее”. У юношей пояса не были наборными и не имели подвесок.

Женские пояса были более широкими и нарядными и шились в основном из шелка и бархата. Носили также и мягкие кушаки – “кур”.

Ювелирные украшения. Женские украшения изготавливались из золота, серебра, драгоценных камней. Массивные серебряные браслеты “билезик” покрывались позолотой и инкрустацией. Серьги изготовлялись в основном из серебряной проволоки в виде душек, колец с подвесками из самоцветов, часто – из ромбических и округлых пластин, скрепленных между собой цепочками.

Широко использовались накосные украшения – “шашбау” в виде рядов медальонов или пластин, соединенных между собой концами. Центральные медальоны всегда украшались филигранью со вставками из цветных камней. К накосным украшениям относились и подвески “шолпы”.

Читайте также:
Планшет для изготовления украшений

Перстни были литые и чеканные, венчики овальной, круглой, грушевидной, многогранной формы. Часто перстни украшались вставками из цветных камней.

Казахские ювелиры изготавливали, и другие украшения, нагрудные – “омырауша”, “енiр жиек”, “бой тумар”, застежки к поясам – “iлгек”, фигурные бляхи к саукеле – “шылтыр”, массивные шаровидные пуговицы – “торсылдак туйме”, булавки – “туйреуiш”.

При изготовлении женских украшений применялась различная техника-литье, гравировка, чеканка, штамповка, филигрань, чернение, зернь, эмаль.

Оружие. Разнообразным было и казахское оружие. Из особой стали делали кривые сабли – “кылыш”, палаши – “селебе”, мечи – “семсер”. Широко использовались шпаги – “сапы”, кинжалы – “канжар”, длинные ножи с изогнутым клинком – “жеке ауыз”, длинные узкие ножи – “бунда пышак”. Наиболее распространенным оружием были лук – “садак,” и стрелы.

Наконечники стрел были различных форм – четырехгранные, ромбические, вилообразные. Копья – “найза” имели стальной наконечник и кисти из конских волос. В комплекс вооружения входили и секиры – “айбалта”.

Оборонительное вооружение состояло из кожаных и металлических доспех – “сауыт”, стальных кольчуг из колец, стальных шлемов с сеткой и козырьком, деревянных и кожаных щитов, обшитых железными пластинами.

С конца XVII в. стали использовать и ружья, частью купленные в городах Средней Азии, частью изготовленные самими казахами. Ружья были нескольких видов: с фитилем и украшенные насечкой серебром – “бiлтелш мылтык”, без насечки – “кара мылтык”, с коротким стволом – “самкал”. Короткоствольные ружья, стреляющие на семьсот метров, назывались “козы кэш”, Порох и пули казахи изготавливали сами, частью покупали у соседей. Использовались дубины “сойыл” и “шокпар” из березовых жердей, однако во время войны они реже употреблялись.

Источник: turkistan.ru

Казахская одежда

Казахская одежда

Казахская культура хорошо раскрывается в национальной одежде. Кочевой образ жизни, степной климат и религиозные воззрения повлияли на развитие традиций казахского костюма – это была практичная одежда, защищающая от холода и ветров, удобная для езды верхом на лошади, изготовленная из натуральных материалов. Также, качество одежды и ее отдельные элементы позволяли узнать социальный статус казаха и его принадлежность к определенному роду или клану.
Для изготовления одежды использовались кожа, мех и шерсть животных. Бедные люди носили одежду из шкур диких животных, а богатые иногда делали платья из привозных материалов – шелка и бархата. Обработка кожи, изготовление высококачественного войлока и другие методы создания одежды были доведены казахами до совершенства, а их изделия высоко ценились на базарах Великого шелкового пути.

Читайте также:
Все об украшениях шамбалы

При всей практичности казахской одежды, немаловажную роль играло ее украшение различными узорами, драгоценными камнями, или дорогими мехами. Вместе с этим, чтобы подчеркнуть свой статус и выглядеть наряднее, мужчины и женщины носили широкие пояса с золотыми или серебряными пряжками, и другими декоративными элементами. Также любопытно, что состоятельные люди носили несколько слоев одежды, снизу практичную и попроще, а сверху дорогую и богато украшенную.
Казахская национальная обувь – сапоги. Летом носили сапоги из мягкой кожи, с каблуком до 8 см. Зимой надевали войлочные чулки и носили высокие сапоги до колена из грубой кожи. Женские сапоги украшались вышивкой и различными накладками.

В XXI веке уже сложно увидеть казахов в национальной одежде. Это можно сделать только в далекой глубинке, на различных этно-фестивалях, или посмотреть на экспонаты в музеях.

Женская одежда

Казахская женская одежда состояла из длинного платья или рубахи, штанов, а также могла включать камзол без рукавов или шапан (халат). Зимой сверху носили меховые шубы «купе». В зависимости от возраста и социального статуса менялся внешний вид женского национального костюма.

Молодые девушки носили одежду красного цвета, а уже после 30 лет носить вещи с этим цветом считалось неприличным. Женщины среднего и пожилого носили преимущественно платья синего и черного цветов. А также, с возрастом женщины носили все меньше украшений.

Материалом для женской одежды были тонкий войлок, ситец, а богатые казашки носили платья из шелка и бархата. Покрой был закрытый, воротник глухой закрытый. В XIX веке распространился новый вид покроя: платье отрезное, с лифом. Платья, камзолы и шапаны украшали узорной вышивкой, пришивали аппликации из яркой ткани и полоски меха, крепили металлические или серебряные пряжки и пуговицы.

Отдельного внимания заслуживает наряд казахской невесты. Он включает платье-рубаху «койлек», камзол, шапан, головной убор «саукеле» и покрывало с вышивкой «желек», являющееся фатой невесты. При этом, привычный современному обществу белый цвет свадебного платья является цветом траура у казахов, и поэтому наряды были самых разных цветов, и обычно выбирался цвет, соответствующий роду или региону, из которого была девушка.

Мужская одежда

Казахская мужская одежда состояла из рубахи, штанов и шапана (халат). При этом, именно шапан давал большее представление о социальном статусе мужчины, и был главным предметом одежды. Шапан мог быть сшит из тонкой или толстой ткани, мог быть разноцветным, но представительнее выглядели однотонные и даже темные цвета. Парадный шапан был темно-синего или черного цвета, и украшался золотой вышивкой. Такие парадные шапаны было принято дарить уважаемым людям и важным гостям, и эта традиция до сих пор очень популярна в Казахстане.

Читайте также:
Помпоны сделать своими руками для украшения

Головные уборы

Отношение к головным уборам у казахов особое. Они никогда не носят чужие шапки и не дают свои – считается, что так можно принять чужие беды и болезни, или потерять свое счастье и удачу. Головные уборы снимают бережно, и стараются положить в надежном месте, и ни в коем случае не допускают чтобы шапка оказалась на полу или на стуле. В Казахстане много видов головных уборов: такия, калпак, борик, кимешек, тымак, и другие. Но самым интересным головным убором, который можно назвать одним из символов казахской культуры, является саукеле.

Саукеле – уникальный головной убор невесты, который делается вручную. Считается, что чем выше саукеле, тем большее уважение проявляет невеста к семье жениха, и поэтому некоторые из них достигали в высоту 70 см. Также, Саукеле – самый дорогой элемент в костюме невесты, который украшают драгоценными камнями, золотом или серебром, и другими элементами. Порой за него отдавали табун лошадей, и при этом, невеста надевала его лишь один раз – на свадьбу.

Касаба – нарядная шапочка, которую молодая жена надевала на смену саукеле, и носила до рождения первого ребенка.

Кимешек – высокий белый тюрбан, который женщина носит после рождения первого ребенка, и до конца жизни.

Такия – казахская шапочка-тюбетейка, которую носят люди всех возрастов. Ее шьют из шелка, бархата, сукна и других материалов. Иногда такия служит подкладкой под другой головной убор. У молодых казахов популярна зер-такия – тюбетейка вышитая золотой или серебряной нитью.

Калпак – популярная войлочная шляпа у мужского населения Казахстана. Существует также, Айыр калпак – дорогая версия с отделкой дорогими тканями, золотой вышивкой в форме растительных орнаментов.

Борик – шапка с меховой опушкой, изначально из меха волка, а сегодня из меха выдры, лисицы, бобра. Его носят летом и зимой. Есть женские и мужские шапки борик, отличающиеся лишь дизайном.

Тымак – теплая зимняя шапка из овчины, которая сшита так, что зимой в степи отлично защищает голову, шею и плечи от ветра и холода. Также, используется в качестве главного инвентаря в игре «Тымак урып жыгу».

Источник: www.advantour.com

Рейтинг
Загрузка ...