Гипермаркет знаний>>Искусство>>Искусство 10 класс>> Типы христианских храмов: ротонда и базилика. Мозаичный декор. Христианская символика. Мавзолей Констанции в Риме. Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне. Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме
ТИПЫ ХРИСТИАНСКИХ ХРАМОВ: РОТОНДА И БАЗИЛИКА. МОЗАИЧНЫЙ ДЕКОР. ХРИСТИАНСКАЯ СИМВОЛИКА
Мавзолей Констанции 14 в Риме. Мавзолей Галлы Плацидии 15 в Равенне. Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме
Период в истории искусства от момента признания императором Константином прав христианской религии в 313 г. до формирования византийского стиля при Юстиниане Великом в УI в. носит название раннехристианского. В целом оно представляет собой европейское искусство, развивающееся под влиянием христианства.
Христианство – одна из трех мировых религий наряду с исламом и буддизмом. Ее основу составляет вера в Иисуса Христа 16 – Богочеловека, пришедшегo в мир с целью искупить смертью на кресте людские грехи. Воскреснув на третий день и вознесшись на сороковой, он показал возможность воскресения и жизни вечной для каждого человека, верующего в нeгo. Жизнь и деяния Иисуса Христа изложены в четырех канонических Евангелиях, вошедших в библейскую книгу Новый Завет.
1.5. Все о мозаике. Техники набора мозаики.
Образование духовного пространства, ocнoвaннoгo на христианской вере, и установление религиозного ритуала обусловили необходимость в культовых зданиях. В архитектуре утвердилось два типа церквей (домов Божьих), восходящих к постройкам Древнего Рима, – ротонде и базилике.
В форме ротонды с четко обозначенной центральной осью строились баптистерии для крещения либо мавзолеи для захоронения святых. Древнейшими являются мавзолей Констанции в Риме и Maвзолей Галлы Плацидии в Равенне. Kpyглая форма мавзолея Копстапции в Риме (IV в.) напоминает о вечности Цepкви Христовой.
Eгo внутреннее пространство делится колоннами на зону обхода и центральную, увенчанную куполом. Ocoбую форму креста, символизирующего Иисуса Христа, имеет мавзолей Галлы Плацидии в Равене (V в.). На пересечении рукавов креста eгo венчает квадратная башня, скрывающая внутри купольное завершение (см. цв. вкл., рис. 21). Именно в мавзолее Галлы Плацидии впервые был осуществлен переход от круглого купола к прямоугольным стенам при помощи четырех сферических треугольников – парусов.
Христианская базилика, к примеру Сапта-Мария Маджоре в Риме (IV в.), уподобляется кораблю, который доставляет христиан в Царство Небесное, и предназначается для отправления церковного культа и хранения реликвий. Санта-Мария Маджоре, как любая базилика, представляет собой вытянутое прямоугольное здание, разделенное изнутри колоннадой на три части. Благодаря сводам – плоским деревянным перекрытиям со стропилами, напоминающими киль корабля, проход стали именовать нефом (лат. navis – корабль), причем средний неф всегда выше и шире боковых.
Мозаика в дизайне интерьера
Мавзолей Галлы Плацидии. V в. Равенна
Базилика Caнтa- Мария Маджоре. Центральный неф. IV в. Рим
Освещается базилика через окна, прорубленные в верхней части стен над колоннадой центрального нефа и на боковых стенах. Вход расположен на одной из коротких сторон. Он ведет в нартекс – помещение, предназначенное для людей, готовящихся к крещению. Противоположная короткая cтeна завершается апсидой – полукруглым выступом с большими окнами.
Ее внутреннее пространство, перекрытое полукуполом и приподнятое над общим уровнем пола, называется алтарем. Граница между центральным нефом и алтарем, куда прихожане не допускаются, напоминает очертанием триумфальную арку. Перед фасадом высится башня и простирается обширный открытый двор, окруженный колоннадой наподобие римского атриума.
Предельно простые по форме, лишенные какого-либо дeкора снаружи, раннехристианские храмы внутри богато yкрашались мозаиками. Причем мозаика не просто покрывает стены, а как бы заменяет их. Поскольку она состоит из мелких кусочков смальты разного размера, разной степени прозрачности и выкладывается под разными углами, свет не отражается от шероховатой поверхности, а словно рассеивается, смягчая грани и растворяя плоскости в своем прозрачном потоке. Интерьер воспринимается как преображенный мир, как символ души, которая тем больше сияет, чем невзрачнее ее телесная оболочка.
В зависимости от типа храма акценты в декоре интерьера расставлялись по-разному. В центрально-купольных coopyжениях, таких, как мавзолей Галлы Плацидии, стены покрыты мраморными плитами, а арочные торцы, своды, паруса и купола – мозаикой.
В центре купола мавзолея светится золотой крест как символ мучений и победы Христа над смертью и рассыпаны золотые звезды. Словно из их кружения на парусах,контур которых обозначен сине-зеленым cepпантином на винно-красном фоне, вырисовываются золотые ангел, телец, лев и орел – символические обозначения евангелистов Матфея, Луки, Марка, Иоанна 17 . Стены и cвoды выстилает темно-синяя смальта, ее фон усеян золотыми побегами аканфа, голубыми васильками, белыми ромашками. Как фантом среди этого разноцветья возникают золотистые лани, пьющие из источника, белоснежные фигуры апостолов, юный Добрый Пастырь в окружении белорунных овец на изумрудно-зеленом лугу (см. цв. вкл., рис. 22). В магическом пространстве мавзолея краски горят неземным блеском, и неслучайно об их сиянии в одном из древних гекзаметров сказано: «Либо свет родился здесь, либо здесь пойман и теперь правит свободно».
В базиликах декоративные композиции помещались над колоннадой центрального нефа и в апсиде, способствуя движению зрителя по прямой линии. Причем значимость изображения нарастала по мере приближения к алтарю. В церкви Caнта-Мария Маджоре в Риме над аркадой центрального нефа pacположены ветхозаветные сцены, в частности рассказ о первом явлении Бога человеку – праотцу Аврааму.
Крест и символы евангелистов. Купол.
V в. Мавзолей Галлы Плацидии. Равенна
В книге Бытия говорится о явлении трех отроков бездетным Аврааму и Сарре, жившим в дубраве Мамре. По закону гостеприимства Авраам взял масла и молока, лучшего теленка из стада, велел Сарре сделать пресные хлебы и угостил пришедших. После трапезы один из путников сказал: «Я опять буду У тебя в это же время, и будет сын у Сарры».
Сарра, находясь в шатре, усмехнулась про себя, так как была в летах преклонных. Но путник, не видя ее, велел не смеяться, ибо нет ничего трудного для Бога. Тогда Авраам и Сарра поняли, что принимали у себя Бога.
Действующие лица расположены по двум уровням. ввepху, как бы на заднем плане, изображен Авраам, идущий нaвстречу трем отрокам. Внизу Авраам отдает распоряжение жене испечь пресные хлебы, а затем подносит гостям, сидящим за трапезой*, блюдо с тельцом (см. цв. вкл., рис. 23).
Несмотря на уже сложившийся христианский канон изображать рядом одно и то же лицо, пребывающее по сюжету в разных местах в разное время, композиция еще сохраняет античный динамизм. Движение Авраама, устремившегося к гостям, подчеркнуто не только позой, но и направлением eгo правой руки, ветвями дуба, склонившимися навстречу пришельцам, бегущими облаками. В трактовке пространства coхранена иллюзия античной перспективы. Она ощущается благодаря постепенному переходу от буро-оливковых тонов переднего плана к золотисто-зеленым среднего и прозрачно-голубым с оранжевыми сполохами облаков заднего. Фигуры, согласно античной традиции, проработаны тенью, лица выразительны и эмоциональны, а общий тон рассказа лишен скованности канона.
Главной особенностью и главной прелестью раннехристианского искусства являл ась eгo тесная связь с античным миром и с античными образами, но как бы пропущенными через чистую и радостную веру «души по естеству христианской». О связи с еще не забытым языческим миром свидетельствовали не только перспектива, переливы гycтых и глубоких тонов синего, аметистового, зеленого и винно-красного цветов древнеримской палитры, но и художественные образы.
Используя языческие мотивы еще в катакомбах – подземных христианских кладбищах, христиане придавали им новое звучание. К примеру, в мавзолее Констанции в Риме выложенные мозаикой стены и потолки увиты гирляндами виноградных лоз, на которых сидят разноперые птицы.
Из-за лоз выглядывают прелестные девушки и юноши, тут же суетятся пухлые дети, собирающие виноград и давящие из нeгo вино (см. цв. вкл., рис. 24). Для посвященных ветвистые виноградные лозы с вырезными листьями и мнoжеством гроздьев имели евхарuстuческий** смысл. Дeти символизировали ангелов, собирающих плоды христианской веры.
* Трапеза – здесь: общий стол для приема пищи.
** Евхаристия (от греч. eucнaгisтia – благодарение) – в христианстве одно из главных таинств. Согласно христианскому вероучению, в хлебе и вине, которые вкушают во время службы верующие, воплощены тело и кровь Христа
Христос представал в образе пастуха, безбородого юноши с овцой У нoг или на плечах (см. цв. вкл., рис. 25). Христиане видели в этом намек на одну из первостепенных миссий Христа как пастыря человеческих душ, изображаемых в виде овец (см. цв. вкл., рис. 26). Популярное в древнеримском искусстве изображение плавающих рыб и голубей, пьющих из чаши воду, также получило христианское истолкование
(см. цв. вкл., рис. 27). Греческое слово «ichthys» (рыба) расшифровывалось по буквам, составляя фразу «Иисус Христос, теу юйос, сотер», что значит «Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель» . Это объясняет, почему рыба являлась символом Иисуса, а eгo caмoгo называли «небесной рыбой» . Голуби символизировали христианскую душу, которая, отрешаясь от тела, улетает в райские кущи.
Павлин, роскошная птица с пышным хвостом, словно гoстья из другого мира, благодаря античному поверью о том, что eгo мясо никогда не гниет, стал христианским символом бессмертия и воскресения Иисуса Христа (см. цв. вкл., рис. 28). Синий фон, на котором размещали рыб, павлинов, голубей, напоминал об их небесной сущности и означал свет, небо. Образ мирового древа жизни получил в раннехристианском искусстве новую трактовку как животворящий крест, на котором был распят Иисус, а также как образ caмoгo Иисуса Христа. Отныне изображение стало символом и мирового древа, и Спасителя мира.
С течением веков вся ранняя христианская символика сложилась в cтpoгo установленную систему изображения — иконографию, получившую законченное выражение в византийском искусстве.
Вопросы и задания
1. Какие типы храмов получили распространение в эпоху paннeгo христианства?
2. Что общегo в декоре раннехристианских храмов любого типа? Какие места особенно выделяются при украшении интерьера мозаикой в центральнокупольных храмах, в базиликах?
3. Какое истолкование получили образы древнеримских мозаик в христианском искусстве? Для ответа используйте иллюстрации из задания № 10 в рабочей тетради.
Емохонова Л. Г., Мировая художественная культура: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) — М.: Издательский центр «Академия», 2008.
Планы конспектов уроков по исскуству 10 класса скачать, учебники и книги бесплатно, разработки уроков по исскуству онлайн
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.
Источник: edufuture.biz
Суть вещей: мозаика
Мозаика — (от французского mosaïque и латинского musivum — «посвященное музам») — изображение или узор, выложенный из однородных или различных мелких частиц: камня, керамической плитки, смальты, стекла и других материалов.
История
Самые ранние мозаики, найденные археологами в храмах Междуречья, относятся к IV тысячелетию до Р. Х. Мозаика занимала важное место в искусстве Древнего Египта и в древнем мире Греции и Рима. В Византии мозаикой часто украшали храмы. На Руси расцвет мозаики пришелся на X–XII века, после чего возник перерыв в развитии этого искусства до XVII века. Возрождение мозаики произошло в эпоху модерна (постройки А. Гауди, мозаики Г. Климта, М. А. Врубеля). Сейчас мозаика используется для украшения зданий, интерьеров и произведений декоративно-прикладного искусства.
На примере мозаики, сделанной Гильдией храмоздателей для храма Сретения Господня при Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи Данилова монастыря, Москва
Ангелы предстоят Крещению Спасителя, ожидая Его выхода из воды, чтобы облачить Спасителя в новые одежды:
Лик одного из ангелов:
Виды камня для мозаики:
1.
Необработанный натуральный камень — природный материал, который расколот с помощью молотка и наковальни.
2.
Обработанный отполированный камень.
3.
Золотая смальта — на цветное стекло кладут сусальное золото и дважды запекают в печи.
4.
Цветная смальта — цветной песок и реактивы смешивают и нагревают.
Этапы создания:
У заказчика утверждается эскиз, затем рисуется изображение в натуральную величину и размещается на стене. В него вносятся необходимые изменения. Затем мозаику отвозят обратно в мастерскую.
В мастерской мозаику выкладывают либо непосредственно в цементный раствор лицевой стороной вверх (прямой набор), либо камни закрепляются на клеевую пленку, а затем панно монтируют на нужную поверхность и планку снимают (обратный набор).
После переноса мозаики из мастерской в храм, изображение можно добрать и подправить на месте.
Художественная идея
Валентин Борисенко, руководитель мозаичной мастерской Гильдии храмоздателей
Сретенский храм находится в комплексе сооружений Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи: кинотеатра, школы, просветительского центра. Поэтому у него особая миссионерская задача.
Для крещения людей и в качестве перехода между светскими помещениями Центра и храмом мы построили крестильню, украшенную орнаментами и материалами, которые относят нас к первым веками христианства.
За алтарем находится небольшое пространство с изображением сюжета Крещения Господня. Мы будто видим только часть сохранившейся древней мозаики: сначала идет штукатурный фон, который становится более фактурным при приближении к иконе. Затем начинается большая плоскость колотого мрамора, который переходит в резные элементы, а потом — в мозаику из кусочков колотого мрамора. Акцент на ключевых элементах сюжета делается с помощью полудрагоценных камней, цветной и золотой смальты, дополняющих мозаику. Так при помощи иерархии материалов мы подчеркнули идею преображения земной материи в священное изображение.
Источник: foma.ru
Византийский стиль в мозаичном декоре и иконописи
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет.
Получите невероятные возможности
1. Откройте доступ ко всем видеоурокам комплекта.
2. Раздавайте видеоуроки в личные кабинеты ученикам.
3. Смотрите статистику просмотра видеоуроков учениками.
Получить доступ
Конспект урока «Византийский стиль в мозаичном декоре и иконописи»
Считается, что в Соборе Святой Софии в Киеве сохранился крупнейший в мире ансамбль подлинных мозаик и фресок первой половины XI века. Они и по сей день удивляют своей монументальностью и проработкой деталей. Подробнее о том, каких успехов достигли мастера той эпохи, речь пойдёт ниже.
Вопросы занятия. Византийский стиль в мозаичном декоре. Византийский стиль в иконописи. В византийском храме средством декора, более всего подходящим для создания торжественной атмосферы, помогающей верующим ощутить божественное присутствие, являлась мозаика.
Свет, попадая на особо расположенные кусочки смальты, заставлял её переливаться и искриться. Эффект усиливала особая золотая смальта. Поэтому фигуры святых находились будто в самом пространстве храма, а у прихожан создавалось ощущение, что они находятся среди парящих святых.
Как реально присутствующая воспринимается Богородица с Младенцем Иисусом на коленях в храме Святой Софии в Константинополе.
Синий мафорий (темно-синее покрывало Богородицы с тремя звёздами), жемчужное ожерелье, парчовые подушки, заботливый жест рук наделяют её образ теплотой и человечностью. Ещё более реально выглядят святые на мозаиках апсиды церкви Сан-Витале в Равенне. Они были созданы во время правления Юстиниана Великого.
На сфере в окружении двух ангелов восседает юный Спас. Он облачён в пурпурные одежды, держит в левой руке свиток за семью печатями, а правой протягивает венец святому Виталию. С другой стороны, равеннский епископ показывает Христу макет церкви Сан-Витале.
Благодаря симметричности, комбинации красок и золоту мозаики выглядят поистине божественно. Также на них есть изображение двора Юстиниана. Сам император в роскошных одеждах держит в руках золотую чашу – дар, приносимый важнейшим храмам. Его сопровождают гвардия и священнослужители. Рядом находится такой же по композиции выход императрицы Феодоры.
Её голову украшает диадема, в руках – потир (сосуд для христианского богослужения) с золотыми монетами. Особенности мозаик церкви Сан-Витале – почти полное отсутствие действия, золотой фон, который усиливает игру света на поверхности смальты. Интересен и сам стиль исполнения – кубики мозаики расположены свободно, без жёстких линий.
Следует отметить, что для раннехристианских и ранневизантийских мозаик был характерен приём красочной лепки лица. Он был рассчитан на обозрение с близкого расстояния. Но в период Македонской династии (IX–XI века) он был заменён приёмом линейной стилизации.
Его особенности – это обозначение выложенными в линию кусочками смальты складок на лбу и переносице, скулах, шее, волосах и подбородке – усиление графической линии в мозаичном декоре. Его лучший образец этого периода – мозаики Святой Софии в Киеве.
В самой высшей точке храма (куполе) расположен Христос Вседержитель. Его фигура воплощает в себе образ созидателя и властителя мира. Она заключена в золотой медальон и окружена свитой архангелов. В одеждах архангелов и Христа господствуют синий и пурпурный тона. При этом золотом украшены лишь складки плаща Спасителя.
Также, для усиления экспрессии, линиями обозначены складки на лбу, переносице, волосах и подбородке Вседержителя, ими же очерчены его скулы.
В лике Богородицы Оранты, взирающей на входящих в храм, линии приобрели особую тонкость, практически невесомость. Даже румянец на её щеках выложен рядом тонких линий, что подчёркивает одухотворённость лика. При этом гамма цветов в платье Оранты отличается необыкновенным сиянием красок. Всё вышесказанное характерно и для образа Девы Марии из Благовещения.
Надо отметить, что усиление линейного начала получило распространение в древнерусской живописи. Переняв от византийцев приём линейной стилизации, русские мастера развили его в сторону ещё большей орнаментальности.
Но в художественной культуре Древней Руси далеко не всё было взято из византийских источников – многое опиралось на традиции, сложившиеся гораздо раньше. В христианском храме алтарь (место пребывания Бога) от прихожан отделяется невысокой алтарной преградой – иконостасом, за пределы которой допускаются только священнослужители. В эпоху раннего христианства алтарная преграда состояла из резных мраморных решёток с растительным орнаментом.
При Юстиниане сложился византийский иконостас. Он состоял из мраморных колонок с горизонтальным перекрытием. Сверху помещался крест. Справа и слева от входа в алтарь (царских врат) располагались храмовые иконы. Над вратами всегда находилась икона Деисус.
Она выражала идею заступничества святых за человеческий род на Страшном суде. Христу по правую руку изображалась Богородица, по левую – Иоанн Предтеча. Икона была рассчитана на длительное созерцание. Так как икона была символом, на ней изображалось не лицо, а лик. При этом ранние иконы писались в свободной манере.
Пример этого – «Богоматерь с Младенцем и святыми Феодором и Георгием». Но со временем в иконописи главным стал возвышенный образ, в котором особое внимание уделялось душе. Её средоточием стали глаза святых.
Стремление максимально выявить душу привело к возникновение такого образа, как лик Богоматери Владимирской иконографии «Умиление». Её благородный аскетический лик с печальным взглядом огромных глаз, будто выражающим скорбь всего мира, прямым с горбинкой носом и тонкими губами стал идеальным образцом византийской школы иконописи.
К стилевым особенностям этой школы также относится отказ от телесности.
Это выражалось в неестественно вытянутых фигурах, одеяниях, ниспадающих линейными складками, сухо прочерченных деревьях и возвышенностях, неустойчивых зданиях. На духовность же указывали золотые штрихи на одежде. При этом золотой фон заменял реальное пространство.
Через неподвижность фигур показывалась отрешённость, именно в таком состоянии человек мог сосредоточиться на созерцании Бога. Потому каждый святой на иконе изображался в состоянии аскетического покоя. Именно такими показаны святые, написанные византийским художником Феофаном Греком для Деисуса Благовещенского собора Московского Кремля.
Он изобразил фигуры в полный рост на досках высотой более двух метров. Это придало иконостасу монументальность. Центром композиции служит икона Спас в силах – характерный для русской иконографии образ Христа, который решает судьбы людей на Страшном суде.
Феофан Грек показывает Христа сидящим на троне в белых одеждах и в сложном обрамлении из красных ромбов и сине-зелёного овала. Белые одежды означают здесь величие Бога. Резко выделяются его почти коричневая правая благословляющая рука и левая ступня. Вместе с головой в нимбе они составляют ось иконы. Это особое осевое построение композиции стало новым словом в истории средневековой иконописи.
Несмотря на традиции, каждая фигура этого Деисуса индивидуальна. Святые размещены на нём согласно канону. По правую руку от Спаса предстоят Богоматерь, архангел Михаил, апостол Пётр. По левую – Иоанн Предтеча, архангел Гавриил, апостол Павел.
Богоматерь в Деисусе Благовещенского собора изображена с поднятыми к лицу руками. Её одежда очень выразительна. По другую сторону от центральной иконы молит Христа о спасении людей Иоанн Предтеча. Весь его вид выражает смирение и покорность.
Также в Деисусе представлен Иоанн Златоуст – византийский церковный деятель и патриарх Константинопольский. Он держит книгу обеими руками и поэтому молится, как кажется, всем своим естеством страстного проповедника и ревнителя аскетизма. В мольбе архангела Гавриила ощущается тревога. Она выражена в его позе и одеждах.
В целом, разнообразие типажей, характеров и красок Феофан Грек умело привёл к равновесию, используя для этого различные приёмы. Так, он объединил зелёным позёмом (полосой земли) фигуры всех святых. На треть увеличил ширину досок с архангелами, для того чтобы широкая плоскость центральной иконы не доминировала над узкими боковыми.
Он чередовал фигуры в простых одеяниях и драгоценных одеждах. Феофан Грек мастерски использовал различные цвета – например, контраст коричнево-зелёного подкладочного тона со светлым верхним слоем, которые создавали объём. На устах, в румянце, по линии носа фигур умело использованы пятна киновари.
Ещё одной отличительной особенностью творений иконописца стали необычайно выразительные короткие мазки поверх ликов и одежд фигур Деисуса. Они задали форму всему произведению.
В образах святых Феофан Грек запечатлел тягу византийцев к пассивному духовному созерцанию. Тем не менее только на Руси с её существенным языческим началом он осознал, насколько далёк реальный земной человек от духовных идеалов. Поэтому Христос трактуется как Судья мира, который не склонен никого прощать. Образ Богородицы так выразителен.
Иоанн Предтеча – смиренен, архангелы так трепетны, а сам колорит произведения лишён жизнерадостности. В Деисусе Феофан Грек подчёркивает не момент всепрощения, а моление заступников за весь человеческий род перед суровым Христом.
Таким образом, основной задачей византийского мозаичного декора в храмах было создание торжественной атмосферы, помогающей верующим ощутить божественное присутствие. Для этого стиля характерны почти полное отсутствие действия, приём красочной лепки лица, позже заменённый приёмом линейной стилизации.
Яркими примерами византийского стиля в мозаичном декоре стали мозаики храмов Святой Софии в Киеве и Константинополе, церкви Сан-Витале в Равенне. Главным в византийской иконописи был возвышенный образ, в котором особое внимание уделялось душе. Икона Богоматери Владимирской стала идеальным образцом византийской школы иконописи. Образы в творчестве Феофана Грека отличаются монументальностью и индивидуальностью, они написаны в особой манере. Осевое построение композиции Деисуса Благовещенского собора Московского Кремля стало новым словом в истории средневековой иконописи.
Источник: videouroki.net