Какие могут быть украшения собора

Под словом «храм» в Православной Церкви подразумевается особое здание, посвященное Богу и предназначенное для общественного служения Ему.

Православные храмы строились по-разному, но при этом символически всегда соответствовали церковному вероучению. Каждая деталь имела глубокий смысл и значение. Встречаются на Руси храмы в виде креста – символ спасения, круга – символ вечности.

Чаще всего встречается трехчастное строение, где храм разделяется на алтарь, собственно храм (или четверик) и притвор (или трапезная)

Трехчастное строение храма.

СОБСТВЕННО ХРАМ , т.е. средняя его часть, часть храма символизирует собой наш, человеческий, земной мир, но уже осиянный нетварным божественным светом. Здесь из-под купола ниспадает большой многоярусный светильник – паникадило (реже -одиночный обруч, увенчанный свечами или лампадами – хорос ).

В центре средней части храма размещается аналой – высокая тумба с покатым верхом. На нем находится икона с изображением Святого или какого-либо священного события, которое вспоминает Церковь в этот день.

ТАЙНЫ КЕЛЬНСКОГО СОБОРА

В храме располагается канун – прямоугольный панихидный столик со свечами и Распятием, место поминовения усопших.

Ковчег с мощами и особо почитаемые иконы, как правило, находятся на видном месте – у иконостаса или у солеи. Часто они помещены в красивые киоты.

АЛТАРНАЯ ЧАСТЬ ХРАМА обязательно обращена на восток и всегда выше средней части храма на одну или несколько ступеней (рис. 2). Это важнейшая часть храма, святое место, поэтому в него разрешается входить только священникам и клирикам храма. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а сам храм – землю.

Алтарная часть

Святой Престол находится в середине алтаря, напротив Царских врат. В престол или под него вкладываются мощи святых или их частица в ковчежце в память об обычае причащения на гробах мучеников. Прикасаться к престолу может только священнослужитель.

Жертвенником называется второй стол в северной части алтаря, слева от Престола. На нем совершается первая часть Божественной литургии, называемая проскомидией (от греч. «приношение»). Жертвенник, так же, как и престол, является местом святым, и прикасаться к нему могут только служители церкви.

Горнее место – это пространство между престолом и восточной стеной алтаря. Здесь во время архиерейской службы ставиться кресло, на котором может восседать только архиепископ. Над горним местом находится запрестольная икона.

Перед алтарем вдоль иконостаса имеется возвышение – солея . Таким образом, алтарь не заканчивается иконостасом, а частично выходит из-под него в собственно храм.

Читайте также:
Почему ломаются ювелирные украшения

Средина солеи — полукруглый выступ перед Царскими вратами — называется амвон . С амвона проповедует священник, на нем происходит Таинство Причащения.

ИКОНОСТАС – это стена с установленными на ней в особом порядке иконами (рис. 3). В высоту она обычно не доходит до потолка и, как правило, имеет ярусное строение. Нас, как церковных флористов, интересует, прежде всего, нижний ряд. Он носит название «местный» и содержит всегда самые большие иконы.

Процесс украшения Коливо. Собор Александра Невского, г. Нижний Новгород.

В центре каждого предела находятся Царские врата с иконами Благовещенья и четырех евангелистов.

Справа от Царских врат – икона Спасителя, слева – образ Пресвятой Богородицы. Правее иконы Спасителя находится храмовая икона святого или праздника, во имя которого освящена церковь. Северные и южные врата служат для входа в алтарь во внеслужебное время.

В небольших храмах некоторые ряды на иконостасе могут отсутствовать

ЧТО МОЖНО УКРАШАТЬ В ХРАМЕ

Приходя на праздничное богослужение, мы часто видим букеты цветов и композиции, расставленные по всему храму.

Их количество, безусловно, это зависит и от иерархии праздника, и от финансовых возможностей прихода. Так что же все-таки принято украшать в храме?

В первую очередь цветы ставят к иконе праздника, которая располагается на аналое, находящимся в центре каждого храма. Посмотрев на эту икону, даже не воцерковленный человек сможет понять, память какого святого или какое важное событие празднует Церковь в настоящий день.

Несколько раз в году на центральном аналое возлагают выносной Крест или устанавливают вместо него Голгофу или гробницу для Плащаницы Спасителя или Пресвятой Богородицы. Крест и Плащаницы всегда украшаются с особым вниманием и усердием.

В алтаре чаще всего цветы устанавливают рядом со святым Престолом. Для этого используют аккуратные компактные букеты или композиции. Их не ставят на сам Престол, а располагают рядом с семисвечником на специальных устойчивых подставках. Так же можно оформить архиерейское кресло, запрестольную икону, орлец (специальный круглый коврик с изображением орла) – элемент православного богослужения епископским чином.

Если в храме есть рака или ковчег со святыми мощами, то они тоже убираются цветами на все значимые церковные праздники.

По возможности, оформляются особо чтимые храмовые иконы.

Очень красиво смотрится, когда цветочное украшение обрамляет Царские врата. Чаще всего это бывают гирлянды сверху или подвесные композиции по бокам от них. Если храм большой, и размеры солеи позволяют, то у Царских врат устанавливают высокие букеты на подставках или церковных подсвечниках.

Читайте также:
Украшения можно так писать

Если солея отделена от собственно храма ограждением (балюстрадой), то перилла тоже можно оформить цветочными гирляндами.

В некоторых храмах к особо значимым праздникам украшают паникадило. Как правило, пышными гирляндами или подвесными композициями в форме яйца или шара (символа торжества Православия на земле).

Помимо вышеперечисленного, на Двунадесятые праздники принято украшать свечи – главную выносную и дьяконские, а также трисвечник на Пасху, дикирий и трикирий к архиерейской службе.

На такие праздники, как Троица и Вход Господень в Иерусалим традиционно делают небольшие букетики в руки священнослужителям. С этими цветами батюшки выходят из алтаря в некоторые ключевые моменты службы.

На Троицу украшают столик для коленопреклоненных молитв.

Все моменты украшения согласовываются с настоятелем храма. Для работы в Алтаре и на Солее берется отдельное благословение.

Источник: dzen.ru

drumsmen

Витражи создают особую атмосферу и соответствующее настроение. Проникающий сквозь них свет, способен добавить человеку особого чувства, которое может повлиять не только на внешнее восприятие, но и на внутреннее переживание туриста или паломника. И авторы этих 24 красивейших витражей, украшающих соборы, часовни и мечети — знали толк в своей работе.

Храм Святого Семейства, Барселона, Испания

В храме установлены цветные витражи характерные для готических храмов и посвящённые Воскресению Иисуса Христа.

«Окно славы», Часовня благодарения, Даллас, Техас

Один из самых больших горизонтальных витражей в мире.

Часовня Королевского колледжа, Кембридж, Великобритания

Главное украшение и символ здания — готическая часовня XV–XVI веков с прекрасными витражами.

Мечеть Насир аль-Мульк, Шираз, Иран

Убранство похоже на огромный калейдоскоп: солнечные лучи, проникая внутрь здания сквозь разноцветные витражные окна, превращают залы мечети в ослепительный лабиринт.

Церковь Нотр-Дам-дю-Саблон, Брюссель, Бельгия

Особый интерес в интерьере храма представляют старинные огромные витражи.

Собор Грейс, Сан-Франциско

Инсталляция из тысячи разноцветных атласных лент в соборе Грейс подбирались специально под многочисленные витражи, чтобы гармонировать с внутренним убранством собора.

Капелла Сент-Шапель, Париж, Франция

Капелла Сент-Шапель весьма знаменита своими уникальными яркими витражами, изумительно переливающимися в солнечных лучах и являются символом Небесного Иерусалима.

Глостерский собор, Глостер, Великобритания

На окнах великолепные витражи, на которых изображены сцены из жизни старой Англии, начиная от коронации королей и заканчивая сценами игры в гольф.

Храм Эману-Эль, Нью-Йорк, Нью-Йорк

Потрясающая мозаика, арки и витражи стоят того, чтобы посетить храм Эману-Эль.

Церковь святых Петра и Павла, Лавенгем, Саффолк, Великобритания

Читайте также:
Порвалось украшение к чему

В городе никогда не было столько жителей, чтобы хотя бы наполовину заполнить этот украшенный большими витражами храм.

Собор Святого Сальватора, Брюгге, Бельгия

Главный храм города, является одним из немногих зданий в Брюгге, которые дошли до нас под натиском возраста без повреждений.

Собор Нотр-Дам-де-Пари, Париж, Франция

Единственным источником цвета в однообразно-сером интерьере являются многочисленные витражи, вставленные в переплеты высоких стрельчатых окон. Солнечный свет, проникая через них, заливает храм целой радугой оттенков.

Собор в Маринге, Маринга, Бразилия

Самый высокий в Латинской Америке католический собор с яркими витражами, придающими внутреннему убранству храма ослепительный свет.

Собор в Эксе, Экс-ан-Прованс, Франция

Витраж абсида, датируемый 1854 годом, изображает сцену Крещения Иисуса Христа.

Собор в Солсбери, Великобритания

Готический собор Девы Марии в городе Солсбери, считается чистейшим образцом английской готики. Окна собора богато украшены витражами, некоторые из них старинные некоторые заменялись в окнах во время реставрации.

Синагога Ллойд-Стрит, Балтимор, США

Обязательно зайдите внутрь в солнечный день хотя бы для того, чтобы полюбоваться игрой света, проникающего через витражи.

Кафедральный собор Нотр-Дам, Реймс, Франция

В соборе сохранились витражи XIII века, которые сосредоточены главным образом в верхней части нефа, хора и трансепта.

Собор Святого Михаила, Ковентри, Великобритания

Многоцветная стена современных витражей.

Церковь Святого Мартина, Ипр, Бельгия

В церкви привлекает внимание яркая капелла, залитая солнцем с красивой росписью стен, цветными витражами.

Церковь Святого Николая, Амстердам, Голландия

Витражи алтарной части храма, включающие в себя розу (8 метров в диаметре) и застекленные проемы в трех стрельчатых арках, являются творением мастера Ладона де Гана.

Голубая мечеть, Стамбул, Турция

Свет, попадающий внутрь мечети через 260 окон с цветными витражами, создает мистическое настроение.

Сиенский собор, Сиена, Италия

Витражи в огромных окнах-розах отбрасывают яркие блики на красочный, инкрустированный мрамором пол.

Собор Святого Себастьяна, Рио-де-Жанейро, Бразилия

Форма собора обеспечивает отличную акустику, а свет, который проникает сквозь витражи, придает всему происходящему мистическую атмосферу.

Церковь св. Климента, Гастингс, Сассекс, Великобритания

На широких окнах с западной стороны изображены яркие витражные рисунки с изображением Британских святых.

Источник: drumsmen.livejournal.com

Цвета куполов православных храмов

Православные храмы всегда впечатляли своей величественной красотой, особенной архитектурой и, конечно же, удивительными куполами.

Почему купола православных церквей разного цвета?

Купола пришли в Православие из византийской архитектурной традиции, они одновременно обозначают и небесный свод, и вечность. Купола православных церквей и соборов бывают разного цвета. В Церкви нет ничего случайного, ни одна деталь не употребляется просто так, поэтому и цвет купола пронизан глубоким смыслом — по нему можно определить, чему или кому посвящен храм.

Читайте также:
Как определить пробу украшения

Что означает цвет куполов на церквях?

Золотой. Самый распространенный цвет православных куполов. Он олицетворяет вечность, нетление, сияние небесного Божественного света, царственность. Так, золото было одним из даров, которые принесли волхвы новорожденному Иисусу. Храмы с золотыми куполами посвящены Христу и самым важным церковным праздникам — Рождеству, Сретению, Благовещению.

Такие главы венчают московский храм Христа Спасителя и Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы Кремля. Также золотые купола часто можно видеть на главном храме города или монашеской обители.

Сегодня купола не облицовывают драгоценным металлом, а в прошлом их действительно покрывали золотом, которое сначала растворяли в ртути, а затем готовую смесь наносили на подогретые медные листы. Процесс золочения был очень дорогим. Например, на покрытие купола Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге пошло 100 килограммов золота.

Золочение куполов присутствует только в православной традиции.

Синий или голубой. Это цвет небесной тверди. Храмы с такими куполами обычно посвящены Богородице. Синий (голубой) цвет символизирует небесную чистоту и непорочность Девы Марии, на Которую сошел Дух Святой. Он олицетворяет также связь мира тварного с миром нетварным.

Нередко синие (голубые) купола украшают звездами, которые напоминают нам о Вифлеемской звезде, возвестившей рождение Младенца Христа. В пример можно привести Успенский собор Троице-Сергиевой лавры, где четыре голубых купола со звездами окружают главный, золотой.

Но встречаются храмы с синими куполами, не связанные с именем Богородицы. Таким является Троицкий собор в Петербурге. Его построили в 1838 году для Измайловского полка Российской императорской гвардии, офицеры которого носили синюю форму. Именно поэтому для куполов выбрали такой цвет.

Серебряный или серый. Серебряный или серый цвет куполов встречается довольно редко. Этот цвет символизирует святость, чистоту и духовность, а также сияние Божественной славы. Серебряными куполами чаще всего увенчаны храмы, посвященные святым, а также храмы в честь Преображения Господа и Его Вознесения. Примером может послужить Преображенский собор в Варлаамо-Хутынском Спасо-Преображенском монастыре в Хутыни (Новгородская область) или церковь Николы на Липне под Великим Новгородом.

Зеленый. Этот цвет в Православии считается символом вечной жизни и Святого Духа. Купола такого цвета венчают храмы, которые посвящены Святой Троице. Например, храм во имя Троицы Живоначальной на Воробьевых горах в Москве. Священник Павел Флоренский писал: «Зеленый — цвет гармонии Божественного бытия, предвечный покой».

Читайте также:
Идеи для украшения квартиры

Зеленые купола также бывают у храмов, построенных в честь православных святых, монашеский подвиг которых соединил их со Спасителем и возвел в Царство Небесное. В данном случае зеленый выступает как слияние золотого (желтого) и голубого цветов. Можно вспомнить, например, церковь Ильи Пророка в Ярославле.

Черный. Купола черного цвета обычно украшают храмы на территории православных монастырей. Черный цвет в данном случае является символом монашества, то есть отречения от мирской суеты и благ материального мира. Черный цвет также свидетельствует о стремлении к обретению душевного покоя, служит напоминанием, что человек должен заботиться не столько о внешнем, земном, сколько о внутреннем, духовном, о том, что Бог должен стоять в центре человеческой жизни.

Черные купола венчают, например, соборы Марфо-Мариинской обители в Москве и храм Воскресения Словущего в Покровском монастыре российской столицы.

Красный. Редко можно встретить церкви с куполами с красным покрытием, что является символом пролитой крови и мученичества.

На Святой Земле в восточной части Капернаума (теперь это израильский национальный парк) есть греческий православный монастырь, построенный, согласно преданию, на месте дома, в котором Господь исцелил расслабленного, спущенного к Нему с крыши (см.: Мк. 2: 1–12). Издали видны двенадцать ярко-розовых куполов, увенчанных золочеными крестами, на монастырской церкви Святых Апостолов. На утренней и вечерней заре их цвет гармонирует с цветом неба и гладью Галилейского моря. В 1948 году, после образования государства Израиль, храм оказался на пограничной территории между Израилем и Сирией. На вопрос о том, почему у церкви красные купола, единственный проживающий в обители монах-грек ответил: «Здесь пролилось слишком много крови…»

Также будем помнить, что в христианской традиции красный цвет еще и цвет Бога Отца, цвет Пасхи, следовательно, символ победы жизни над смертью, а кровь тоже символизирует жизнь.

Многоцветные купола. Яркие краски многоцветных куполов православных храмов напоминают верующим о величии и сиянии Небесного Иерусалима, о неописуемой красоте Царства Небесного. Достаточно вспомнить покрытые различными узорами и украшениями разноцветные купола храма Василия Блаженного на Красной площади в Москве или храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге.

Когда человек в суетящемся и спешащем городе видит храм, он вспоминает, что в этой земной жизни каждому надо обрести свою дорогу в Церковь, войти в нее и, открыв дверь храма, шагнуть в Небо.

Подготовила послушница Татьяна Кладиева

Источник: obitel-minsk.ru

Рейтинг
Загрузка ...