Можно сразу впасть в скорбный тон и посетовать на странную ситуацию, которая сложилась в России и не только. Отечественную музыку знаем начиная с М. И. Глинки, слышали слова «хорал», «месса», «оратория». А что было до Глинки у восточных славян? Это известно немногим.
Предполагают, что существовала народная музыка: песни и народные инструменты. Это правильно. О духовной музыке знают меньше. А ведь стержнем культуры Древней Руси очень долго была вера, именно в храмах рождались живопись и музыка. Они уникальны.
Но если об иконах знают все и во всем мире, то о древней церковной музыке знают очень мало или почти ничего. А ведь древний знаменный распев был, по словам академика Б. Асафьева, «монументальнейшим сводом мелодических сокровищ». Поговорим просто о фактах, вне оценочных суждений.
Практическое устроение певческого дела связывают с именами святого Феодосия Печерского (1008−1074), одного из основателей Киево-Печерской лавры (ныне Украина), и святителя Кирилла Туровского (1130−1182, Туров, сейчас — Беларусь). Последнего даже называли «русским златоустом».
10 фактов о древнерусской музыке
- Знаменное пение, знаменный распев (роспев) — это и есть древнейший тип восточнославянского богослужебного пения.
- Первая — что это совершенно уникальное и самобытное явление, вне всяких внешних воздействий: уже в XI веке церковное пение в Киевской Руси обладало «весьма внушительным объемом своих книг и мелодиями столь твердыми и народными, что они сохранились до наших дней».
- Противоположная точка зрения соотносит знаменный распев с византийской традицией.
Истина, как водится, посередине, но можно с уверенностью говорить о том, что даже при некоторых заимствованиях образовался оригинальный стиль пения, мало общего имеющий с византийским одноголосием.
Возникло и уникальное нотописание (обозначение нот). Если точно известно, что на Западе «придумал ноты» монах Гвидо Аретинский, то кто «придумал ноты» у восточных славян — неизвестно. Предполагают только, что это случилось приблизительно одновременно с созданием славянского алфавита.
Очевидно, что знаменная нотация не была откуда-то скопирована, а выработана еще в XI веке в Киевской Руси и распространялась уже оттуда, в том числе и дальше на юго-запад.
Итак, церковные песнопения были «положены на знамя» — то есть на своеобразное нотное письмо. Тем самым к изустной традиции передачи музыкальных знаний и практики добавилась письменная.
Знамена, или невмы, могли быть простыми или составными — показывать только высоту звука или целый мелодический ход. Знамена называют еще крюки (в иностранных языках так и сохранилось — Krjuki, Kryuki). Появились и первые певческие «азбуки» с толкованием символов — знамен (крюков).
У крюков были названия, они замечательные: крюк простой с сорочьею ножкою и подчашием; крюк мрачный с оттяжкою; крюк светлый с подверткою; стопица с очком; переводка с облачком; дербица с точкою; двойная запятая со статьею; скамейца тресветлая; статья с крыжом; змийца со статьей; два в челну с оттяжкою; стрела мрачнотихая с протягненным облачком; стрела трясоповодная; паук со статьей; голубчик борзый.
Урок музыки 5 класс «Небесное и земное в звуках и красках» (русская духовная музыка)
Свыше 200 знаков, и разве это похоже на до-ре-ми-фа-соль-ля-си? К крюкам добавлялись указательные пометы или киноварные знаки: «ломительная», «качка», «зевок» «воспятогласная кавычка» и другие.
Но это сейчас знаки-крюки выглядят и называются непонятно. Все эти знаменные «ноты» вобрали в себя элементы христианской символики.
Тот же «крыж» — крест, и «рисуется» таковым. «Чашка» или «подчашие» — знаменитый символ чаши. У этих «нот» было и более ясное этическое наполнение. Статья — «срамословия и суесловия отбегание». Голубчик борзой и тихий — «гордости и всякие неправды отложение». Два в челну — «двоемыслию отложение».
Знаменные распевы были своеобразным синтезом. Слово и мелодия были едины, именно в единстве они и составляли молитву.
С этим было связано понятие «осмогласие» — система восьми гласов, имеющая определенные черты и употребляющаяся в определенные периоды церковного года. Использование этих гласов символизировало вечность, некий цикл, «круг». И время это — не линейное, это именно круг, вечность.
Фактически прошло тысячелетие с тех пор, как на территории современных Украины, России, Беларуси появился особый вид пения и особый вид записи звука. Однако очень много утрачено. А «нотация» далеко не полностью расшифрована до сих пор. Работа продолжается, в ней участвуют разные специалисты: от медиевистов (специалистов по Средневековью) до математиков.
Но знаменный распев практически исчез из практики церковного пения, сохранившись только в некоторых местах. Причин тому много. Сначала церковная реформа — и после XVII века знаменный распев ушел, уступив место европейскому пению. И запись нот уже велась с помощью знакомых всем пяти линеек и «круглых» нот. Древние традиции исчезли («со всеми своими несметными сокровищами, скрывшимися в океане истории, подобно легендарной Атлантиде»).
Память о них старались сохранить только старообрядцы, живущие сейчас везде по миру. И произошла кардинальная смена самой манеры воcточнославянского церковного пения.
Появилось так называемое партесное пение — а это уже многоголосие (part — часть). То есть когда поют на несколько голосов. А это уже аккорды, рождающиеся по ходу мелодии в разных голосах, это гармонизация, тональность, это уже Европа.
Однако родилось партесное пение в братствах Юго-Западной Руси, которые стремились создать нечто отличное от католических песнопений с их «органным гудением». С юга многоголосие пришло в Новгород и Москву.
Появились и ученые трактаты: теоретическо-эстетический труд москвича Иоанникия Трофимовича Коренева «Мусикия» (то есть музыка) и «Идея грамматики мусикийской» киевлянина Николая Дилецкого (1630−1680). Первый писал, что «мусикия есть вторая философия и грамматика», и старался сохранить старое, впитывая новые тенденции с юга. У второго — фактически первый практический учебник по музыкальной композиции. Дилецкий и сам много сочинял, и его «мусикия» исполнялась не одно столетие.
Раз появилось многоголосие — появился хор в современном понимании. Новый стиль, сохранивший, тем не менее, многие стилистические особенности более ранней музыки. Появилось профессиональное обучение певчих. Если светская музыка долго была «иностранной», то народная и духовная были самобытны и уникальны.
Если скорбь, то не имеющая ничего общего с первичными страданиями… будто здесь озвученные панцирь и броня… тут нет изнеженных чувствований, тут лирика глубоких испытаний, героической железной выносливости и сопротивляемости… мелодии выдержанные, наделенные упругостью пружины, — писал Б. Асафьев.
Неверующему человеку вполне может быть неинтересна тема древнерусского церковного пения. Но ведь с некоторых пор признается высокая художественная ценность икон. Не меньшим культурным достоянием признается древний и ни на что не похожий знаменный распев с его величественной непростой простотой. И исключительно сложным обозначением звуков.
К тому же существовали и другие виды богослужебного пения: кондакарное, столповые распевы, путевой распев, демественное (праздничное) пение.
Многие открытия еще впереди. А Знаменный распев стремились сохранить и использовать в профессиональной музыке уже в XIX веке.
Источник: www.shkolazhizni.ru
Музыкальная культура Древней Руси
История Древней Руси началась в 862 году, когда братья Рюрики пришли владеть Русью, основав централизованное государство. После смерти Рюрика Варяжского правителем становится его родственник, князь Олег («Вещий»). Он захватил Киев и перенёс туда столицу, объединив, тем самым, два главных центра восточных славян – Новгород и Киев. Возникло Древнерусское государство – Киевская Русь.
В 978 году к власти в Киеве пришел князь Владимир Святославович, «Святой» (правнук Рюрика). В 988 году он принял христианство по греческому обряду, а также сделал его государственной религией Киевской Руси (провел крещение Руси).
Уже в 989 году князем Владимиром была построена первая церковь — церковь святого Василия. Она была деревянная и до наших дней не сохранилась.
Впоследствии церкви строились на Руси в больших количествах (в городах их было по несколько десятков). Строились церкви обычно на возвышенностях (часто – на берегу реки), чтобы их хорошо было видно и слышно с разных концов селения.
Обязательный атрибут каждой церкви – колокол.
Колокол — ударный и сигнальный музыкальный инструмент, состоящий из полого купола (источника звука) и подвешенного по оси купола языка, создающего звук при ударе о купол.
Все колокола помещаются в особом здании — колокольне, более высоком, чем здание самой церкви, чтобы звон был слышен на более отдаленном пространстве.
Человек, звонивший в колокола, назывался звонарем. Профессиональный звонарь учился искусству звона всю свою жизнь.
Искусство колокольного звона — уникальный, типичный только для музыки Древней Руси жанр.
Колокольный звон нужен был:
1) для призыва христиан к богослужению и для оповещения о времени его начала;
2) для выражения праздничного торжества и духовной радости христиан, в наиболее великие праздники.
Всего существует три вида звона:
· благовест (равномерные удары в большой колокол);
· перезвон (перебор колоколов от самого маленького до самого большого или наоборот);
· и собственно сам звон (это уже было самой настоящей игрой на колоколах).
Колокольный звон был неотъемлемой частью жизни русского человека. И в будущем практически каждый русский композитор использовал звучание колоколов в своих произведениях.
Именно с момента крещения Руси зародилась русская профессиональная музыка. Произошло это в стенах Церкви. Это была духовная музыка, то есть музыка на религиозные тексты (молитв) и предназначенная для исполнения во время церковной службы.
Музыкальный канон (то есть, набор правил, законов) древнерусской духовной музыки был заимствован древнерусскими священниками прямиком из Византии.
Ранняя профессиональная музыка в Древней Руси была:
2) вокальной (инструментальное сопровождение не допускалось);
3) исполнялась певчими только мужского пола.
Для записи церковных песнопений использовались не ноты (их тогда еще не изобрели), а особые знаки. В Европе их называли «невмы». А на Руси, по-старославянски, «знамя», «знáмена», «крюки». Поэтому церковные песнопения получили название «знаменное пение», «знаменный распев».
Знаменный распев – это старинный вид русского церковного пения, одноголосное хоровое исполнение молитв. Записывался с помощью особых значков – «знамен» или «крюков». Его мелодика отличалась плавностью, поступенностью, без скачков. Плавной, равномерной была и ритмика.
За пределами церквей звучала совсем другая музыка: музыка в народе (т.е. народная). Она была очень разнообразна. Это и трудовые наигрыши, припевки и песни, обрядовый фольклор (календарно-земледельческий и семейно-бытовой), эпические жанры (былины, исторические песни), духовные стихи, хороводы и пляски с песнями, лирические песни, инструментальная музыка.
А еще были бродячие музыканты. На Руси их называли – скоморохами (другие названия — «гусельники», «игрецы», «плясцы», «весёлые люди»).
Скоморохи были уличными музыкантами, пели сатирические песни и танцевали шуточные танцы; играли на музыкальных инструментах (гуслях, дудочках, сопелках, домрах, бубнах); показывали театрализованные кукольные представления или сами рядились в маски (ряженые); показывали медвежью потеху, фокусы.
Скоморохи были первыми профессиональными музыкантами на Руси. В Западной Европе аналогом наших скоморохов были шпильманы, жонглеры, мимы, менестрели и т.д. (в разных странах их называли по-разному).
Скоморохи всегда и во все века представляли собой оппозицию официальной власти – светской или церковной, и на протяжении всей истории их существования власть боролась со странствующими комедиантами, порой – чрезвычайно жестоко.
Отношение христианской церкви к скоморохам особенно наглядно выражено в запрете хоронить их в освященной земле наряду с самоубийцами, что считалось в христианстве самым тяжким грехом.
Расцвет скоморошества на Руси пришёлся на 15-17 века. В 18 веке, скоморохи стали постепенно исчезать под давлением царя и церкви. Церковь и государство обвиняло их в совершении разбоев. В 17 -18 веках скоморохов ловили, били батогами, ломали все их инструменты.
Постепенно скоморохи и их искусство исчезли, но традиции остались живы и впоследствии использовались композиторами (например, в 20 веке композитор Игорь Стравинский создал балет «Петрушка»).
ВОПРОСНИК:
1) Что представляла из себя Древняя Русь? Какое важное событие произошло в конце 10 века?
2) Какой период времени охватывает древнерусское искусство?
3) В каких двух областях развивалась древнерусская музыка?
4) Когда и где зародилась профессиональная музыка в России?
5) Что такое «знаменный распев»? Каковы его особенности?
6) Что использовалось для записи «знаменного распева»?
7) Что такое колокол? Где и для чего он применялся на Руси?
8) Кто такие скоморохи? Чем они занимались?
9) Что такое полифония? Каковы особенности раннего русского многоголосия?
Источник: poisk-ru.ru
Сообщение русская церковная музыка
Музыкальная культура Древней Руси, начинается с Киевского периода и в течение всего Средневековья, имела двойственный характер. В ней одновременно сосуществовали две культуры разного происхождения: народная и церковная.
Церковная музыка появилась после обращения Руси в христианство(988г.). Вместе с крещением страна приняла от Византии и музыкальную культуру. Одно из важнейших сторон богослужения стало пение – человеческий голос считался в Древней Руси наиболее совершенным музыкальным инструментом.
Древнерусская церковная музыка существовала в виде хорового пения без инструментального сопровождения. Музыкальные инструменты в православной церкви были запрещены. Исключение составляло только искусство игры на колоколах.
На первых порах на Русь приезжали греческие певцы и доместики (так называли руководителей хора). Но постепенно вырастали свои певцы и руководители хора и создатели новых хоровых композиций. Первые богослужения велись на греческом языке. Со временем греческие певческие книги были переведены на старославянский язык. Однако известно, что даже в 1253 году в Ростове в церкви Богородицы левый клирос пел по–гречески, а правый – по-русски, что говорит о том, что еще довольно долго если не все богослужение, то его часть шла на греческом языке.
Постепенно на Руси вырабатывается собственный устав церковного богослужения, отличающийся от заимствованного из Византии свода когда-то незыблемых правил прибавлением новых служб, посвященных русским святым, другим порядком песнопений. Вместе с тем воспринятые от Византии каноны были настолько совершенны и высоки, что даже простое следованием, стремление достичь уровня византийского искусства времени его расцвета поднимало на новую ступень русскую музыку, литературу, живопись, все древнерусскую культуру в целом.
Самые ранние дошедшие до нас списки церковных книг содержат только тексты песнопений. Музыка же заучивалась на слух, передавалась от учителя к ученику.
Вообще православная музыка делится на несколько видов:
1) Древняя — распевы, возникшие во времена Византии (византийский распев у греков и другие богослужебные распевы у прочих православных народов, входивших в её состав или находившихся под её религиозно-культурным влиянием), в Древней Руси: знаменные, столповые, и другие распевы.
2) Партесная (многоголосная) — зародилась в XVII веке на Украине и Белоруссии под влиянием католической партесной музыки, затем с XVIII века стала распространяться и в России. Богослужебную партесную музыку писали многие композиторы.
3)духовные стихи и псалмы (песни на духовные темы) — не богослужебная.
Знаменное пение – тип церковного пения, в основе которого положено одноголосное хоровое исполнение композиции. Знаменное пение так же называют православным каноническим пением в силу его древности и распространенности в Православии времен Византийской империи, а так же развития в рамках осмогласия.
Знаменные песнопения были одноголосными, строгими и сдержанными по характеру. В мелодии преобладали частые повторения одного звука. Главное внимание уделялось тому, чтобы текст произносился ясно — слогу соответствовало одно знамя (крюк)
В процессе развития знаменного распева возникло несколько его типов.
Столповой знаменный распев принадлежит невматическому стилю – на один слог приходится 2-3, реже 4 тона.
Разнообразна ритмика столпового знаменного распева. Им распеты основные певческие книги.
Малый знаменный распев предназначен для ежедневных служб .
ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ (от лат. partes — голоса) — стиль русской и украинской многоголосной хоровой музыки, распространившийся в России с середины XVII в. В партесном пении хор делился на партии (дисканты, альты, тенора, басы), которые в свою очередь делились на голоса. Количество голосов достигало 12, в некоторых случаях 16 и более.
Произведения партесного стиля зачастую представляли собой обработку мелодий знаменного распева. Ведущая мелодия помещалась в теноре, бас служил основанием гармонии, верхние голоса дополняли ее. Создавались и свободные композиции без использования мелодий распевов. Тексты заимствовались в основном из церковной службы.
Знаки древнерусского нотного письма.
Музыкальный ряд в древних рукописях записывался знаками, которые отличались от современной нотации. Не было ни линеек, ни нот в привычном нам виде. Нотные знаки назывались крюками или знаменами. От сюда название нотаций – крюковая, знаменная. Каждый знак писался над текстом, он обозначал звук или несколько звуков и их направление вверх или вниз.
Любопытно, что нотные знаки древних рукописей имели словесные характеристики, в которых обязательно подчеркивались морально – нравственные оттенки:. Такие нотные записи играли вспомогательную роль, они лишь напоминали певцам мелодии, воспринятые на слух.
Количество знамён было велико. В руководствах-азбуках содержался лишь перечень знамён, а как их петь, не указывалось — это была устная традиция. Искусство пения поэтому требовало длительной подготовки и практики в стенах храмов и монастырей. В конце XVI — начале XVII в. появились азбуки, дающие описание не только знамён, но и способов их пения.
Большинство рукописей безымянны, потому что музыканты рассматривали свое творчество как служение Богу и результат молитвы, они не подписывали своих произведений.
В древности духовная музыка представляла собой одноголосное пение в унисон без музыкального сопровождения. Такая манера символизировала союз разума и сердца. Причем исполнялось оно исключительно мужчинами.
Истоки русской духовной музыки восходят к принятию христианства на Руси. Вместе с вероисповеданием из Византии был заимствован круг церковных песнопений. Князь Владимир, впечатленный Византийскими церковными службами, пожелал сделать русские службы такими же прекрасными. Этот момент отражен в летописи, там особо отмечен восторг утонченностью византийского церковного пения.
Сама система церковного пения под названием осмогласие – пение на 8 голосов, была взята из Византии. Были переняты все знаки, крючки, знамена – отсюда и пошло название знаменный распев. В XV — XVI веках знаменный распев сформировался как своеобразное явление в русской духовной музыке.
Певцам было трудно исполнять партии на другом языке, в связи с этим они привнесли в церковные пения свои народные особенности и интонации. Русская духовная музыка отличалась от византийских мелодических формул, то есть композициями попевок. Духовная музыка церкви была единственным образцом профессиональной музыки на Руси в те времена.
XVII век привносит свежую струю в русскую духовную музыку. Музыканты изучают музыкальную культуру Европы и таким образом знакомятся с совершенно новым стилем. Русское знаменное пение характеризовалось очень умеренным, местами даже суровым звучанием. В то время как европейское пение состояло из многих голосов, оно было ярким, энергичным, богатым на оттенки, создавало ощущение простора и света. Многоголосное пение в Европе называлось партесным, от слова partes – голос или партия.
Имени исполнителя не придавалось особого значения, и до наших времен сохранились лишь немногие имена: Иван Лукошко, Варлаам и Савва Роговы, Стефан Голыш, Федор Крестьянин.
В XVII веке происходит спад в духовной музыке, по причине множества различных реформ Петра I. Дворцовую капеллу обучают итальянские мастера. А в некоторых соборах продолжается развитие старообрядческого пения. XIX век приносит новый классицистский жанр духовной музыке. К нему относятся хоровые произведения для праздничных воскресных литургий. Яркими представителями клиссицисткого жанра стали Дмитрий Бортнянский (директор капеллы при дворе), Максим Березовский (создатель классического хорового концерта), Степан Дегтярев, Артемий Ведель (композитор церковной музыки, регент), Степан Давыдов.
На русскую духовную музыку того времени сильно повлияла немецкая культура. Среди ярких представителей можно выделить Алексея Львова – автора гимна Российской империи, и Павла Воротникова. Композиторы гармонизировали церковные песнопения придав им форму протестантского хорала.
XX век и наше время
В начале XX века в русской духовной музыке появляется новое направление. Церковная музыка наполняется народными стилями звучания, в силу богатого национального опыта композиторов. Эта характерная черта развивается в произведениях Василия Орлова, Степана смоленского, Николая Данилина, Сергея Рахманинова.
1917 год принес немало крутых перемен, прервавших столь успешное развитие духовной музыки. К сожалению многие русские композиторы предпочли продолжать свои музыкальные традиции за рубежом. Из ярких музыкальных деятелей после событий 1917 года можно выделить Александра Гречанинова, Петра Спасского, Бориса Ледковского, Николая Черепнина. В настоящее время отмечается изучение и возрождение церковно-духовной музыки.
Как на Руси появился знаменный распев?
От знаменного распева к партесному пению
Польское влияние на русское церковное пение неоспоримо. Однако, отношения между католическими и православными христианами отнюдь не были тёплыми, и, вследствие борьбы с унией, православные киевские братства разработали принципиально новый тип пения, отличающийся от звучания католического органа.
Немаловажную роль в развитии этого пения на Руси сыграл видный музыкант Николай Павлович Дилецкий. На основе его теории русские церковные распевщики быстро постигли основы нового искусства.
Церковная музыка в стиле классицизма
Замечательными последователями итальянской школы были такие видные композиторы, как М.С. Березовский, А.Л. Ведель, создатель первого государственного гимна “Коль славен наш Господь в Сионе” Д.С. Бортнянский и С.А. Дегтярёв.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Русская церковная музыка, нотация, жанры и формы.
Эпоха древнерусской музыки охватывает почти 8 столетий от возникновения Русского государства в IX веке до реформ Петра I в конце XVII века. Всё это время русская музыка развивалась в двух направлениях – народная и церковная.
Крещение Руси. Христианство становится государственной религией. Огромное значение для культурного развития государства имели связи с Византией.
Зарождение профессиональной музыки в России. Создание первого древнерусского государства – Киевская Русь. Русь занимает важное место среди стран средневековой Европы.
Создателями первых форм профессиональной музыки стали скоморохи (светское искусство) и церковные певчие (письменное музыкальное творчество).
Церковное пение было одноголосным, записывалось знаками. Такой способ записи музыки назывался крюковым письмом (знаменным). Каждый знак мог обозначать один или несколько звуков.
У таких произведений не было определенных авторов. Их создателей называли распевщиками. Они постоянно интерпретировали песнопения, внося в них свои изменения и добавления. Они не ставил своего имени, т.к. писал эту музыку для Бога, который и так знает кто они.
- Сообщение на тему роль металлов в истории человеческой цивилизации
- Железнодорожное сообщение с казанью
- Сообщение и презентация на тему особенности сельского хозяйства в нашем крае
- Сообщение о польском языке
- Жд сообщение в ссср
Источник: obrazovanie-gid.ru