Какие музыкальные украшения разрешалось использовать в церковной музыке древней Руси русские напевы

Когда в X веке Русь приняла христианство, то из Византии была перенята вся совокупность церковной, храмовой культуры и искусств, в числе которых важную роль играла и музыка. Она сопровождала все церковные службы, звучала во время праздников, обрядов венчания, панихид и т.п.

В храмовом космосе очень был важен звук – звук человеческого голоса – инструмента, данного людям самим Богом. Именно на голос рассчитана акустика православного храма – любое, даже тихо сказанное слово здесь хорошо слышно. Для создания такого эффекта в старину в кладку стен замуровывали горшки и кувшины.

Музыка, звучащая в русском православном храме, всегда тесно связана со словом, как учили когда-то византийские отцы церкви: » Пусть голос твой поёт, а ум прилежно размышляет над песнопением «.

Ведь весь комплекс храмовых искусств, и музыкальное в том числе, не воспринимался как искусство в современном понимании. И храмовая архитектура, и иконопись, и звучащее слово (проповедь или молитва) и песнопения – всё это было направлено на то, чтобы создать определённую эмоционально-духовную атмосферу, помочь пришедшему в церковь, отрешиться от всего суетного и мирского, и глубже постичь суть православной веры, объяснить её основные положения и догматы.

Древнерусская музыка

А. Рябушкин. Русские женщины XVII столетия в церкви

Как и в Византии , в русском православном храме песнопения исполнялись мужским хором, поющим одноголосно – все одну мелодию ( в унисо́н ). В этом усматривался глубокий смысл, так как такое пение позволяло любому человеку, находящемуся в храме, подстраивая свой голос к звучанию хора ощутить единение (слияние) своего духовного мира с духовным миром окружающих людей в едином порыве обращающими свои помыслы к Богу. Исполнялись песнопения солистом и хором, или двумя хорами, стоявшими по разные стороны от алтаря. Такое пение называлось антифонным .

Читайте также:
Как сделать украшение из резинок на рогатке

В основе всей церковной православной музыки лежала система осьмогла́сия (восьми ладо-мелодических формул), созданная византийским мыслителем и учёным-теоретиком Иоа́нном Дамаски́ном .

Страница старообрядческого октоиха. XIX век

Из Византии в период крещения Руси было привезено несколько видов церковно–певческих книг, из которых на первых порах русские музыканты черпали и основные музыкальные жанры ( кано́н, тропа́рь, конда́к и др.), и своеобразные формулы – мелодические образцы, из которых складывались мелодии песнопений, получившие название – подо́бны .

Каждый жанр церковной музыки имел свой набор подо́бнов, где устойчивая музыкальная формула, каждый раз сочеталась с новым текстом. Что касается языка песнопений, то в русской православной церкви до сих пор поют на старославянском языке, пришедшем в службу из Болгарии, благодаря переводу богослужебных книг, сделанному ещё просветителями Кириллом и Мефодием (создателями славянской азбуки).

Постепенно русская церковная музыка приобрела самостоятельность, которая наилучшим образом отразилась в создании собственного музыкального языка и своеобразного жанра, получившего название зна́менный распев , родившегося как сплав византийской традиции и элементов русского народного песенного и обрядового музыкального искусства.

Народное искусство Древней Руси. Русская духовная музыка. Духовный концерт. Музыка 6 класс.

Свое наименование эти песнопения получили благодаря способу записи музыкальных произведений произошедшему от не́́вменных знаков (см. статью о византийской музыке ). Слово «знак» – в старорусском языке произносилось как «знамя». Эти же знаки-знамёна, по своему виду напоминали крюки, поэтому иногда русскую церковную музыку называют ещё крюковым пением . Знаменный распев – это великое творение средневековых русских музыкантов, в котором особенно чувствуются былинная мощь, эпическая сила, духовная стойкость и искренняя вера всего русского народа.

Пример знаменной нотации с так называемыми «красными знаками», из книги «Круг церковнаго древняго знаменнаго пения в шести частях», ред. А. И. Морозов

Сегодня мы не можем назвать имён древнерусских композиторов, так как всё искусство тогда носило преимущественно анонимный характер. Создатели церковной музыки назывались распе́́вщиками . Они, в основном, были монахами или священнослужителями.

Однако встречались и редкие исключения из правил, например, до сегодняшнего дня сохранились стихи́ры (церковные песнопения в честь какого-либо праздника, исторического события или святого), созданные одним из самых противоречивых властителей средневековой Руси – царём Иваном Грозным.

Источник: dzen.ru

История церковного пения: основные вехи развития храмовой музыки в России

история церковного пения

История церковного пения корнями уходит в глубокую седую древность. Пример подал сам Христос, когда, после Тайной вечери, «воспев», отправился на Елеонскую гору в сопровождении своих учеников.

Читайте также:
Лист символ чего в украшениях

«Пойте Богу нашему, пойте» – говорится в псалме, и основанная самим Господом, существующая более двадцати веков, Церковь сохранила традицию песенного восхваления Творца. В житиях святых нередко читаем о том, как благочестивые старцы и отроки сподобились видения поющих Ангелов. Как гласит легенда, святой Игнатий, прозванный Богоносцем, передал услышанный образ пения церкви в Антиохии.

Дошедшая до нас Трисвятая песнь «Святый Боже, Святый Крепкий…» «родилась» в V веке н. э., как утверждает церковное предание, после землетрясения в Константинополе, когда некий отрок слышал ангельский хор. Невероятно глубокий смысл этой древней молитвы заключается в том, что земная и Небесная церкви соединяются во время богослужения, и Господь посылает своё благословление молящимся людям.

Как на Руси появился знаменный распев?

История церковного пения на Руси начинается в X столетии, когда князь Владимир пригласил в Киев греческое духовенство и духовных распевщиков. Они-то и «привезли» с собой так называемый знаменный распев. Процесс становления знаменного русского осмогласия, начавшийся в XII веке, завершился только к началу XVI столетия.

Стоит отметить так же, что именно на основе осмогласия создаются такие «ноу-хау» церковно-песенного искусства, как путевое, строчное и демественное пения. Именно в XVII веке происходит своеобразный расцвет русского знаменного пения, после чего, как, наверное, и в любом виде искусства, наблюдается довольно длительный застой, а затем и спад.

От знаменного распева к партесному пению

Польское влияние на русское церковное пение неоспоримо. Однако, отношения между католическими и православными христианами отнюдь не были тёплыми, и, вследствие борьбы с унией, православные киевские братства разработали принципиально новый тип пения, отличающийся от звучания католического органа.

Начиная со второй половины XVII столетия, происходит переход от знаменного распева к партесному. Патриарх Никон весьма активно способствовал распространению партесного пения, которое исполнялось под руководством белорусских и киевских регентов. Главным отличием пения приглашенных киевских «спиваков» было то, что их стиль казался гораздо более мягким и мелодичным, нежели у «московитов».

Записывались песнопения, опять же, по-киевски, то есть, с помощью нотации, ставшей классической – пятилинейной. Ноты, так называемое «киевское знамя», были квадратными, а вот крюковая нотация из церковного обихода постепенно уходила, и вскоре совсем сошла на нет. Официальным «днем рождения» партесного пения принято считать 1668 год, когда запрет многоголосного пения в русской церкви был, наконец, отменён.

Читайте также:
Принцип украшения новогодней елки

Немаловажную роль в развитии этого пения на Руси сыграл видный музыкант Николай Павлович Дилецкий. На основе его теории русские церковные распевщики быстро постигли основы нового искусства.

Церковная музыка в стиле классицизма

В XVIII веке начался уже новый этап церковного песнопения, стиль которого сформировался под влиянием итальянских композиторов. Так, Джузеппе Сарти несколько «модернизировал» древнюю песнь-гимн Медиоланского епископа Амвросия «Тебе Бога хвалим». Под влиянием Сарти песнь приобрела не только пышность («премьера», состоявшаяся в 1789 году, сопровождалась выстрелами из пушек), но и итальянскую изящность.

Замечательными последователями итальянской школы были такие видные композиторы, как М.С. Березовский, А.Л. Ведель, создатель первого государственного гимна “Коль славен наш Господь в Сионе” Д.С. Бортнянский и С.А. Дегтярёв.

Да, история церковного песнопения показывает то, что «дуновению времён» оказалась подвластна и церковь, и только после вмешательства императора Павла I из церковного «репертуара» были исключены облегчённые “мирские” композиции.

Но традиция духовного концерта жива и ныне. По окончании Литургии хор часто исполняет современный псалом «Слава Богу за всё», в котором некий «мудрый и опытный старец» ласково учит, что все мы находимся под присмотром у Бога, и следует доверить Ему свою жизнь. Потому как Он попускает наши скорби и страдания исключительно для нашего же спасения.

Автор – Серафима Вишняк

Источник: music-education.ru

Какие музыкальные украшения разрешалось использовать в церковной музыке древней руси русские напевы

С принятием христианства в X веке на Руси начинает развиваться церковное пение, являвшееся неотъемлемой частью богослужений и не выносимое за его пределы. Именно церковно-певческое искусство и фольклор, развиваясь параллельно при отсутствии светского профессионального творчества, и положили начало национальному музыкальному искусству.
  • Этап формирования певческой культуры – с XI в. по XV древнерусская музыка осваивала и интерпретировала византийскую школу, существенно ее не меняя.
  • Эпоха расцвета – длилась с середины XV до начала XVII в. и ознаменована рождением в певческом искусстве ярко выраженного творческого национального начала.
  • Завершающий этап – XVII в. – великая традиция древнерусского одноголосного пения сменяется партесным многоголосием.
Читайте также:
Рассказ об украшениях в природе

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (XI – XIII ВВ.)

Изначально церковно-певческие традиции Византии были переняты без каких-либо изменений. Византийские напевы отличались сосредоточенной суровостью, духовной глубиной и мелодическим богатством. Они были восприняты на Руси как дар свыше и оберегались от изменений.
Главенствующая роль в пении принадлежала «божественному слову» , мелодия же должна была доносить его суть до верующих, облегчать восприятие. Таким образом, утвердилось на Руси пение в унисон мужским хором a capella вплоть до середины XVII в., а применение музыкальных инструментов под запретом и поныне.

Ввиду отсутствия светского профессионального музицирования, церковное пение стало единственным видом письменного музыкального искусства.

Ф.А. Бронников - Крещение князя Владимира

Ф.А. Бронников — «Крещение князя Владимира»

ТРИ ПЕРИОДА РАЗВИТИЯ

ЦЕРКОВНО-ПЕВЧЕСКОГО ИСКУССТВА:

Собор святой Софии в Константинополе

ОСНОВЫ БОГОСЛУЖЕБНОГО ПЕВЧЕСКОГО ИСКУССТВА

ЗНАМЕННОЕ ПЕНИЕ

Также из Византии был перенят кондакарный распев . Применялся при исполнении кондаков, стихов из псалмов и «припелов» к ним. Находилось все это в специальных богослужебных книгах – кондакарях. Однако распев был весьма сложен в исполнении и труден для восприятия, поэтому не прижился. К XIV веку кондакари вышли из употребления. До наших времен сохранилось лишь 5 рукописей кондакарной нотации.

В процессе слияния переводного текста с византийскими напевами возникали новые интонации и метроритмика. А с XV века напевы начинают приобретать национальный характер, становиться более плавными, распевными.
В процессе развития знаменного распева возникло несколько его разновидностей.
Столповой – торжественный вид знаменного распева. Носит названия от слова «столп» — восьминедельного цикла Осмогласия. Им распевались песнопения в дни праздников.

Столповой распев — «Хвали, душе моя, Господа»

00:00 / 00:00

Путевой и демественный распевы – более сложные, преобразованные из столпового распева. Это торжественное, праздничное пение, требующее виртуозности. Основное их отличие от столпового распева – развертывание во времени, удлинение музыкального материала, витиеватость мелодии.
Эти напевы положили начало строчному многоголосию .

Путевой распев — Величание Сергию Радонежскому

00:00 / 00:00

Транскрипция знаменного распева в современной нотации

ЭПОХА РАСЦВЕТА

ЦЕРКОВНО-ПЕВЧЕСКОГО ИСКУССТВА (XV – XVII ВВ.)

СТРОЧНОЕ МНОГОГОЛОСИЕ (XVII В.)

По мере развития, к троестрочному многоголосию добавился 4-ый голос – «демество» , исполнители которого назывались демественниками, а сам распев получил название – демественный . Демество чаще всего писали выше пути.

Демественный распев — «Днесь благодать Святаго Духа нас собра»

Читайте также:
Где принимают украшения с камнями

00:00 / 00:00

Вариативность распевов, сложность ритмических построений требовали выдающегося мастерства – исполнительской виртуозности и творческой импровизации. Появляются знаменитые русские распевщики: Федор Христианин (Крестьянин), Иван Нос, Стефан Голыш (ученики новгородского распевщика Савы Рогова).
С именем Федора Христианина связано рождение большого знаменного распева – мелодически развитого, обогащенного мелизмами. Федор Христианин еще при жизни ценился как знаток и творец новых знаменитых распевов.
Широкое распространение на Руси получил знаменный распев. Название происходит от слова «знамя» , т.е. знак. Крюки, или знамена — это знаки безлинейной знаменной нотации. Один крюк может описывать мелодическое движение из пяти звуков. Определенные сочетания крюков создают мелодико-ритмические обороты , устойчиво повторяющиеся в различных песнопениях распева, — попевки , из которых и складывалось распевание песнопения.
Являясь вспомогательным средством для напоминания напева, знаменная нотация допускала в исполнении элементы импровизации.

Знаменный распев — «Воспойте, людие»

00:00 / 00:00

На протяжении пятисот лет знаменный распев менялся, развивался, но только к концу XVI века знаменная запись обогащается «пометами» – подсказками, фиксирующими звуковысотность. Пометы позволяют перекладывать знаменную запись на пятилинейную, все же предыдущие рукописи (без помет) не подлежат расшифровке.

Строчное, значит – имеющее мелодическую природу, составляемое из голосов-распевов, т.е. из строк. Самым распространенным стало троестрочное многоголосие . Голос, ведущий основную мелодию, занимал в партитуре среднее место и назывался путём , а его исполнители — путниками . Голоса, находящиеся выше и ниже пути, назывались соответственно верхом и низом . Для облегчения чтения партитуры её строки писали вперемежку чернилами и киноварью (преимущественно, киноварью – красным цветом – выделяли путь).

Строчный распев — «Достойно есть»

00:00 / 00:00

ВТОРАЯ ПОЛОВИНА – КОНЕЦ XVII ВЕКА

XVII век был самым насыщенным в истории храмового пения. Это и наивысшая точка расцвета знаменного распева, и возникновение многочисленных местных, более простых, по сравнению со знаменным, распевов. Среди них – киевский , греческий и болгарский . Каждый из них имеет свои гармонические и мелодические особенности. Киевскому свойственны минорное наклонение , симметричность ритма и речетативность ; греческому – плагальность (подчеркивание 4-ой ступени), а болгарский отличается большей развернутостью мелодий и богатой ладовой основой . Очень скоро появились их четырехголосные гармонизации, и в одноголосном виде эти распевы вышли из употребления.

Греческий распев — «Достойно есть» (на греческом)

Источник: mgpu-aeg.wixsite.com

Рейтинг
Загрузка ...