В начале XIX века законодателем моды становится Франция , что привело не только к массовым изменениям в костюмах, но и совершенно иной подход к подбору и виду ювелирных украшений.
В то время как мужчины «уходят в тень», оставляя себе только пару перстней, булавку и часы, дамы демонстрировали семейный достаток и состоятельность.
Украшения из драгоценных камней (брильянтов, изумрудов, сапфиров и др) прячут в «сундук», им на смену в начале 19 в. приходят массивные золотые украшения с полудрагоценными камнями, геммами. Наступает время кораллов, оникса, слоистых агатов, малахита и бирюзы.
Малахитовая парюра шведской королевы Дезире, 1820 год. Листайте, используя стрелочку
Яркой демонстрацией влияния данной моды является парюра шведской королевы. Если даже коронованные особы сняли свои бриллианты, что можно говорить о аристократии того времени.
Правда тонкость работы заменяет собой бриллианты
Что же такое парюра и какие они бывают?
Парюра (фр. parure — убор, украшение) — набор ювелирных украшений, которые подбирали по виду камней, их качеству, а также по единству художественного решения.
Выпуск LXXI Украшения конца XIX века в доисторическом стиле
Выделяют два вида парюр: малая и большая.
Малая парюра в XIX веке включает в себя диадему, серьги и ожерелье, иногда к ним могли добавить еще брошь. Малую парюру носили каждый день, меняя состав исходя из времени дня и костюма.
Малая коралловая парюра 1820
Малая парюра
Большая парюра могла включать в себя до 15 предметов (серьги, браслеты (иногда парные), брошь, серьги, шпильки, кольца фероньерки, диадема, декоративный гребень и т. д.). Большую парюру было принято надевать в торжественных случаях, но тем не менее ее так же могли носить в неполном объеме, как малую парюру.
Франция ок. 1804-1815 Коралловый набор с золотом или латунью (сверху тиара, Тиара-гребень, серьги, брошь, ожерелье, 2 браслета)
Полная кораллово-золотая парюра ок. 1810 ( парные браслеты, ожерелье, вверху пряжка для пояса, жемчужная и коралловая тиара, сережки, в центре брошь и две пуговицы по бокам от нее.)
Это подтверждается гравюрами выше. Как мы видим в наборе имеются несколько тиар. Жемчужную тиара скорее всего использовалась в повседневной жизни, коралловая для торжественных случаев, так как составляла единый комплект. В комплект большой парюры могли входит даже пуговицы и пряжка для пояса.
На портретах начала XIX вера кораллы превалируют над всеми другими полудрагоценными камнями и это не случайно. Люди верили что кораллы защищают своих хозяев и их носили как защитные обереги, а так же как средство от головной боли и ангины
Источник: dzen.ru
Какие носили украшения в 19 веке
Викторианская эпоха, без сомнения, является одним из самых вдохновляющих периодов в истории моды. Это была эпоха помпезности во всем, стиля и романтики — эпоха, ознаменованная долгим правлением королевы Виктории в Англии, которая находилась на престоле 63 года (с 1837 по 1901 год). Ее вкусы оказывали влияние на формирование моды — стоит вспомнить лишь ее белое платье невесты, которое раз и навсегда изменило свадебную моду . Через предметы искусства и украшения находили отражение и некоторые события ее личной жизни.
Украшения Шурочки и мадмуазель Жермон, что носили в 19 веке
Кроме того, Викторианская эпоха стала временем существенной трансформации сознания, когда люди стали одержимы такими темами, как смерть и природа, — самой популярной книгой тогда был труд Дарвина «Происхождение видов». Попытки познания новых областей приводили к интересным экспериментам и в области ювелирного искусства. Украшения тех лет удивляют своей функциональностью, поражают странностью выбранных мотивов, но до сих пор вдохновляют дизайнеров.
В нашем сегодняшнем материале предлагаем вам познакомиться с самыми необычными трендами ювелирного искусства Викторианской эпохи.
Украшения с насекомыми
Эта парадоксальная тенденция возникла во время промышленной революции — как способ почувствовать себя ближе к матери-природе, в то время как вокруг бушует индустриализация.
По мере того как города и фабрики становились все больше и шумнее, жители культивировали свою одержимость миром природы, собирая растения в гербарии и убивая животных для занятия таксидермией (создания чучел): оба хобби были необычайно популярны в то время.
Эскиз ожерелья из бразильских жуков
Особым шиком считалось и держать дома коллекцию насекомых — впрочем, аристократки быстро смекнули, что нечего этому добру пропадать под стеклом, когда великолепные панцири и яркие крылышки могут служить украшениями нарядов.
Первоначально ювелиры и правда пытались приспособить натуральный материал к изготовлению украшений и аксессуаров, но слишком уж он был хрупкий. Самым «оптимальным» оказался вариант с засушенными жуками в обрамлении. Их использовали в кольцах или заколках для волос, и считались они невероятно модными, равно как и шляпки, украшенные чучелками птиц.
Но все-таки процесс это был довольно трудоемкий, украшения — не столь долговечными, а вот количество видов благодаря ажиотажному спросу стало уже сокращаться, поэтому скоро перешли к имитации жуков, стрекоз, мух и прочих насекомых из металлов и драгоценных камней.
Впрочем, зародился этот тренд гораздо раньше Викторианской эпохи — броши с насекомыми были популярны еще среди майя. В XX веке дизайн снова популяризировала Эльза Скиапарелли, изготавливавшая броши и ожерелья в виде жуков и мотыльков. Да и современные представительницы британской монархии, похоже, чтят модные традиции своих предков.
Модель Эльзы Скиапарелли
Ожерелье из коллекции Эльзы Скиапарелли, 1938 год
Королева Елизавета II
Чехлы на камни
Пожалуй, один из самых практичных аксессуаров, популярных в Викторианскую эпоху, — чехлы для украшений, которые использовались в поездках. Бронированных «Бентли» еще не было, ну а коляски и кареты были слишком уж легкой добычей для разбойников с большой дороги.
Чехлы, датируемые 1882—1885 годами/коллекция Метрополитен-музея
Изготавливались чехлы в виде шара, куда и «заточали» на время большие драгоценные камни, чтобы скрыть их от чужих глаз. Удивительно, но и подобный муляж порой был вполне драгоценным — покрывали такие чехлы не только эмалью, но и 18-каратным золотом. Сегодня такие аксессуары можно встретить разве что в музеях.
Шатлен
Шатлен — это аксессуар в виде цепочки с зажимом, к которому крепятся в виде подвесок различные функциональные предметы: ключи, кошелек, карманные часы, ножницы, печати и так далее. Известен он был еще со Средневековья, но пик популярности пришелся именно на Викторианскую эпоху.
Дамы носили обычно миниатюрные вышитые ридикюли, футляры для духов или пахучих солей и прочие дамские мелочи, ну а мужчины, как правило, карманные часы.
Изготавливался этот аксессуар, конечно, тоже из драгоценных металлов, украшался росписями или инкрустациями, а вот пришел в моду среди аристократов из более низких слоев. Изначально такой аксессуар был неотъемлемой вещью среди служанок, которые носили на подобных цепочках швейные принадлежности, ключи и так далее.
Сумочка на цепочке с креплением, 1889 год
Цепочки на поясе периодически можно увидеть и в актуальных коллекциях — вместо солей модницы теперь прячут в миниатюрные футляры помаду и AirPods.
Показ Fendi, сезон осень-зима — 2020/2021
Траурные украшения
Когда принц Альберт неожиданно умер в 1861 году, последствия для Великобритании были огромными. Королева Виктория впала в глубокую депрессию — до конца своей жизни она не снимала траур и спала рядом с портретом мужа. Это событие оказало влияние на общество, повергнув и его в сентиментальные настроения и породив всплеск интереса к памятным аксессуарам.
Колье-чокер, сделанное из человеческих волос, середина XIX века
Сама королева часто носила маленький золотой медальон с волосами принца Альберта на своей шее и даже дарила подобные предметы, которые состояли из портрета с изображением ее и принца и пары прядей волос.
Подобные украшения с волосами стали настоящим трендом и примером чрезвычайно личного и уникального подарка на память. Работа с волосами стала чем-то сродни вязанию крючком, когда мастера делали из них броши, серьги и даже гирлянды для украшения дома.
К 1880-м годам культ траурного стиля в обществе стал сходить на нет, а вместе с этим спал и интерес к подобным украшениям. Но этот период оказал определенное влияние и на будущих дизайнеров. Так, Александр Маккуин, который в принципе с большим интересом относился к истории моды, в своих ранних коллекциях зашивал собственные волосы в ярлыки на одежде в знак личной связи со своими творениями.
Глаз возлюбленного
Говорят, что красота — в глазах смотрящего, и это замечание особенно актуально для ювелирных украшений Lover’s Eye, популярных в Викторианскую эпоху. Как гласит история, принц Георг Уэльский (будущий король Георг IV) влюбился в Мэри-Анну Фицгерберт, вдову-католичку.
Такая связь в то время была, конечно, абсолютно недопустима. Но принц совершенно потерял голову и настойчиво ухаживал за избранницей. Фицгерберт даже бежала из страны, чтобы избежать скандала.
Миниатюрный медальон с глазом, начало XIX века
В качестве клятвы в этой запретной любви принц написал ей страстное письмо с предложением, в котором был также спрятан очаровательный подарок — миниатюрный портрет глаз принца. Вскоре после этого двое незаконно поженились, и теперь уже Фицгерберт подарила принцу портрет своих собственных глаз, скрытый в медальоне. Брак в итоге был аннулирован, но милая вещица стала популярной еще во время правления Георга.
Еще более широкое распространение она получила в Викторианскую эпоху: уж очень эта традиция совпала с идеалом того времени — оставить другому частичку себя. Почему именно глаза? Историки считают, что таким образом люди желали воссоздать интимный момент свидания, когда можно посмотреть в глаза любимому, что давало чувство опоры и успокоение в разлуке.
А вы бы смогли носить такие украшения?
Источник: spletnik.ru
Украшения в викторианском стиле
Викторианский стиль появился в Англии в период правления королевы Виктории, в 30-х годах XIX века. Отсутствие масштабных войн и активное экономическое развитие страны привели к возникновению буржуазного класса, представительницы которого (жены купцов и предпринимателей) с удовольствием демонстрировали свое богатство.
Королева Виктория в тиаре с рубиновыми бриллиантами и рубиновыми листьями клубники, Великобритания (середина 19 века: дизайн принца Альберта; рубины, бриллианты). Позже переделана в полностью бриллиантовую тиару.
Несмотря на идеалы женственности и невинности среди женщин, привитые им с детства пуританским воспитанием, мода периода начала правления Виктории была нацелена на создание не слишком естественного образа. Модницы той эпохи носили плотные корсеты, гигантские юбки-обручи и турнюры, если позволяли финансовые возможности. Последние представляли собой подкладки, которые должны были делать фигуру более пышной, и, в соответствии с канонами красоты, привлекательной.
Викторианский стиль был обречен на долгое и счастливое существование, ведь это игра романтики, роскоши, легких тканей, рюш и камней. А девушек всех эпох объединяет слабость к романтике во всех ее проявлениях.
Характерные элементы викторианского стиля
в одежде
- Силуэт «песочные часы» с подчеркнутой талией и многослойной драпировкой. Силуэт создавался при помощи корсета, кринолина, турнюра и разного рода накладок. Жить и дышать в них было сложно, но буржуазию очень вдохновляла идея своего качественного отличия от рабочего класса. Стройная талия и изящные руки дам должны были подчеркивать это превосходство;
- Дорогие ткани: бархат, шелк, сатин, органза;
- Яркие цвета: желтый, синий, пурпурный, бордовый, зеленый, красный. Они появились, благодаря изобретению анилиновых искусственных красителей;
- Глубокое декольте на вечерних платьях, отделанное богатым декором: рюшами, воланами, драпировками, лентами и бантами;
в украшениях
К 1830 году расширилась палитра ювелиров за счет выросшей доступности аметиста, граната, хризолита, хризопраза, топаза и бирюзы. В результате, украшения стали более красочными и яркими. Камни вставлялись в богатую золотую оправу — либо выкладывался ряд больших камней одного цвета, либо разноцветные камни разбрасывались, как-будто в случайном порядке.
Старинное золотое кольцо 14 карат с аметистом и жемчугом в викторианском стиле ок. 1890 г. Фото Pinterest
Набор украшений из золота, эмали и микромозаики, ок. 1870. Антикварная брошь-камея с эмалью, бриллиантами и жемчугом. Фроман-Мерис, ок. 1870. Фото Pinterest
Украшения викторианской эпохи
- Роскошные, но, одновременно изящные и грациозные украшения с природными цветными камнями в огранке кабошон и круглым жемчугом.
- Банты — один из главных элементов викторианского стиля, в том числе сегодня;
- Длинные цепочки, на которые подвешивали флакон духов или баночку с нюхательной солью, а иногда и целый арсенал очень нужных вещей.
- Высокая пряжка, для широкого пояса, отделяющего приталенный лиф от расклешенной юбки.
Золотая подвеска 18 карат с аметистами. Карло Джулиано Локетно — один из ведущих ювелирных мастеров викторианской эпохи, награжденный королевой Викторией за выдающиеся достижения в технике эмали и грануляции, вдохновленной эпохой Возрождения и этрусским периодом. Это образцовое художественное произведение, созданное его руками. в конце 19 века из чистого золота 18 карат. Фото Pinterest
Золотая оправа украшений, обычно, либо чеканилась из листового золота, на которое наносилась гравировка металлическим резцом, либо инкрустировалась спиралями (cannetille) и гранулами (qrainti). В целом, такие драгоценности выглядели более массивными и тяжелыми, однако впечатление было обманчиво, поскольку эффект массивности достигался минимальным количеством золота.
Кольцо с гранатом и жемчугом. XIX в. Фото Pinterest
Браслет 1860 г. Фото Pinterest
Серьги преимущественно длинные, причем их делали только для проколотых ушей, эту процедуру в те времена производили ювелиры собственноручно.
С появлением пышных рукавов стали носить большие браслеты и несколько колец на одном пальце.
Шатлен
Изготавливался шатлен, конечно, тоже из драгоценных металлов, украшался росписями или инкрустациями, а вот пришел в моду среди аристократов из более низких слоев. Изначально такой аксессуар был неотъемлемой вещью среди служанок, которые носили на подобных цепочках швейные принадлежности, ключи и так далее.
Фероньерки
Появился новый тип украшения для головы — фероньерка, состоящая из цепочки и одного камня, подвешенного в зоне лба. Название украшения появилось благодаря картине Леонардо да Винчи “Прекрасная Ферроньера”, на которой изображено похожее изделие.
Леонардо да Винчи: Прекрасная Ферроньера (мастерская да Винчи) 1490-97, 62х44, Лувр. Источник Pinterest
Типичными для викторианской эпохи были тюрбаны, благодаря которым стали популярны узкие ленты для волос. Лентой фиксировали волосы в основании тюрбана и прикалывали к ней самые разные украшения.
Камеи
В моде были камеи, исторические и геральдические орнаменты, натуралистические мотивы.
Украшения с насекомыми
Эта парадоксальная тенденция возникла как способ почувствовать себя ближе к матери-природе. По мере того как города и фабрики становились все больше и шумнее, жители культивировали свою одержимость миром природы, собирая растения в гербарии и убивая животных для занятия таксидермией (создания чучел): оба хобби были необычайно популярны в то время.
Первоначально ювелиры пытались приспособить натуральный материал к изготовлению украшений и аксессуаров, но слишком уж он был хрупкий. Самым “оптимальным” оказался вариант с засушенными жуками в обрамлении. Их использовали в кольцах или заколках для волос, и считались они невероятно модными, равно как и шляпки, украшенные чучелами птиц.
Процесс создания украшений был довольно трудоемкий, сами украшения — не долговечными, а вот количество видов насекомых, благодаря ажиотажному спросу, стало сокращаться. Это привело к созданию украшений-имитаций жуков, стрекоз, мух и прочих насекомых из металлов и драгоценных камней.
Сентиментальные украшения
Основные тенденции эпохи — мистицизм и сентиментальность не могли обойти стороной и сферу украшений. Высокая смертность и стремление любыми путями сохранить частичку близкого человека породило специфичную традицию – создавать украшения из волос любимых людей.
Украшения из волос были двух типов:
1) из волос живых людей – локоны и плетенки из прядей вставляли в кулоны и медальоны, считая это своеобразным оберегом для того человека, чьи волосы попали в украшение. Чаще всего это были локоны детей или супругов, на время покинувших дом;
2) из волос умерших родственников – это уже был оберег для тех, кто остался в живых, и знак траура и памяти. Часто, у умершего срезали достаточно много волос, чтобы сделать из них брошь, браслет или колье-чокер. Этому способствовала еще и традиция долгого и публичного траура. Так возникла целая индустрия траурных украшений, которые было бы прилично носить в годы скорби. Появилось множество ювелиров и мастериц, специализирующихся на этой деликатной работе.
Королева Виктория была очень счастлива в браке, выйдя замуж за принца Альберта и родив девятерых детей. Однако, их совместная жизнь не была долгой. Принц Альберт скоропостижно скончался и более 40 лет Виктория правила одна. Именно в это время появилось множество памятных и символичных украшений: колье с молочными зубиками детей, браслет и медальон с первыми волосами своих детей и любимого мужа.
Любопытно, что принц Альберт обычно сам охотно занимался разработкой дизайна украшений в подарок своей царственной жене. Все эти браслеты, изготовленные в разные годы – с волосами и портретами его самого и их с Викторией детей — созданы по эскизам Альберта. Ниже – особенный браслет, из волос их старшей дочери, Викки, тоже придуманный принцем.
На фото ниже – браслет с подвесками-медальонами, по числу их детей. С появлением нового ребенка принц заказывал очередной медальон, вкладывая внутрь прядь детских волос. Парадное фото королевы спустя много лет вдовства, на руке ее этот браслет.
Стиль в наше время
Викторианский стиль, претерпев немалые изменения, вновь вернулся на подиумы Милана, Парижа и Нью-Йорка в XXI веке. Длинные платья из парчи и бархата, украшенные гербариями из диковинных растений, силуэт «песочные часы», вышивка серебряными и золотыми нитями — все эти удивительно красивые и немного чопорные элементы викторианского стиля можно увидеть в коллекциях известных Модных домов, таких, как Alexander McQueen, Vivienne Westwood, Alberta Feretti, Miu Miu, Simone Rocha и многих других.
Источник: jewelrygram.ru