Прошли сотни тысяч лет с тех пор, как первые простые украшения были сделаны из ракушек, костей и шкур животных. За годы, прошедшие с тех пор, как наши предки покинули африканский континент, Египет стал доминирующей цивилизацией в древней истории. Египтяне обрели силу благодаря технологическому прогрессу и доступу к драгоценным камням и металлам.
Возможно, моментом, определившим начало расцвета египетских ювелирных украшений, стало открытие золота. Это позволило египтянам собрать огромное количество металла, который был идеальным материалом для создания сложных ювелирных конструкций, свойственным египетским украшениям.
Древние египтяне высоко ценили личные украшения. Египетские ювелирные изделия носили женщины и мужчины из всех социальных классов. Их статуи богов и царей были украшены роскошными драгоценными камнями. Покойные также были украшены драгоценностями для их путешествия в загробную жизнь. В Древнем Египте были популярны все виды украшений, в том числе браслеты, серьги, ожерелья и кольца.
Ювелирные украшения Древнего Египта
Золотые украшения стали символом статуса в Древнем Египте. Это был символ власти, религии и статуса, что создало большой спрос на изысканные изделия.
В дополнение к золоту и материалам, широко распространенным по всему Египту, другие материалы импортировались. Излюбленным материалом для египетского скарабея был ляпис-лазурит, полудрагоценный камень.
Высококачественные египетские ювелирные изделия были очень желанным предметом торговли в древнем мире. Шедевры их производства были найдены на разных территориях, включая Турцию, Рим, древнюю Персию и Грецию.
Египетская аристократия предпочитала браслеты, ожерелья, амулеты, кулоны, застежки и бусины для волос. Им нравились изделия, которые были украшены свитками, тиграми, жуками-скарабеями, крылатыми птицами, шакалами, антилопами и тиграми. Одним из наиболее интересных материалов, которые обычно использовались, является цветное стекло.
Впервые оно было открыто в Египте, и после его открытия оно было невероятно дорогостоящим из-за его редкости. Цветное стекло можно найти в египетских украшениях, изображающих птиц. Стекло использовалось для изображения перьев.
Знать носила свои дорогие украшения и после смерти, и эта традиция оставления их в труднодоступных местах позволила археологам обнаружить большое количество прекрасно сохранившегося богатства.
Материалы и металлы
Преобладающими материалами для изготовления египетских ювелирных изделий были золото и медь. Простой народ мог позволить себе медь, а дворяне выбирали золото. Оба металла добывались в Нубийской пустыне в изобилии. Серебро очень редко обнаруживается при раскопках в Египте – любое его использование было связано с импортом, так как серебро не было доступно в этой местности.
Ювелирные украшения, амулеты и декоративно-прикладное искусство древних египтян
Ювелиры использовали золото серого, красновато-коричневого и розового оттенков. Цветовое разнообразие было вызвано сплавом таких элементов, как медь, железо, серебро и золото.
Драгоценные камни в украшениях
Более роскошные египетские украшения были инкрустированы полудрагоценными и драгоценными камнями. Наиболее ценным камнем был, как упоминалось выше, ляпис-лазурит, а также высоко ценились обсидиан, гранат, горный хрусталь и сердолик. Жемчуг и изумруды были наиболее часто используемыми камнями в драгоценностях родом из Египта. Хотя фаянс также широко использовался.
Его делали из измельченного кварца по особой технологии, чтобы имитировать натуральные и дорогие камни. Наиболее популярным был сине-зеленый оттенок фаянса, имитирующий бирюзу.
Виды украшений
Возможно, самым культовым украшением из Древнего Египта является широкое ожерелье. Как правило, оно было сделано из бисерных рядов и имеет форму цветов или животных. Обычно на бисерное ожерелье нанизывали защитные амулеты. И мужчины, и женщины носили серьги, и кольца были также популярны у мужчин и женщин.
Защитные амулеты
Защитные амулеты можно было носить как самостоятельные предметы, но они часто были одним целым с другими египетскими украшениями. Эти амулеты были талисманами, считалось, что они наполняли владельца силой, либо защищали его. Амулеты были в различных формах, включая символы, а также в виде людей, животных и богов. Кроме того, амулеты считались равнозначными защитниками живых и мертвых. Амулеты делались специально для загробной жизни, так как мемориальные украшения были привычны для Древнего Египта.
Археологи получили знания о культуре той эпохи благодаря раскопкам гробниц. Среди артефактов были предметы быта, а также драгоценности. Их одежда была относительно простой, однако египетские украшения были невероятно витиеватыми.
Каждый древний египтянин владел украшениями, независимо от пола или класса. Украшения включали в себя сердце скарабея, талисманы на удачу, браслеты, ожерелья из бусин и кольца.
Для благородных египтян, как и для цариц и фараонов, египетские украшения изготавливались из драгоценных металлов, минералов, драгоценных камней и цветного стекла. В то время как прочие носили украшения из камней, костей, глины, зубов животных и раковин.
Сердце скарабея
Сердце скарабея было обычным видом погребального амулета. Иногда оно было в форме сердца, однако, как правило, имело форму жука или овала. Оно получило свое название так как амулет клали на сердце перед погребением. Считалось, что это противодействует отделению сердца (души) от тела в загробной жизни.
В соответствии с египетской мифологией, сердце вело хронику действий человека на протяжении всей жизни. После смерти мертвые встречались с богом Анубисом, который совершал суд в церемонии взвешивания души (сердца).
Бисерные ожерелья
Ожерелья из бисера также были популярны среди египетских украшений. Эти ожерелья часто украшались амулетами и шармами, и были сделаны из различных размеров и форм бусин. Бусины были сделаны из минералов, полудрагоценных камней, глины и стекла.
Духовное значение
Египтяне глубоко верили в духовное значение украшений. Их носили, чтобы отгонять злых духов, защищать здоровье, а также для удачи. Определенные цвета, рисунки и материалы ассоциировались со сверхъестественными силами и божествами. Например, сердолик – это оранжево-красный камень, который цветом напоминал кровь, – он наполнял украшение силой и энергией. Египетские ювелиры следовали очень строгим правилам в отношении мистических аспектов своих ювелирных творений.
Источник: uvelirnoedelo.ru
Какие украшения были в древнем египте
Химическая завивка: История искусственных локонов
Почему рыжих боялись и преследовали на протяжении всей истории
Секреты красоты, которые знали женщины Древнего Египта
150 лет в истории джинсов: От первых моделей для рабочих до модных брендов
Носить или не носить: преимущества современных корсетов
Женщины носят высокие каблуки из-за глупости мужчин – уверены историки
10 почти мистических историй из жизни художников
8 древних средств для красоты, актуальных и сегодня
Как пытались лечить мигрень в истории: 7 самых странных способов
10 женщин-шпионок, которые сумели изменить ход истории
Похожие материалы
Химическая завивка: История искусственных локонов
Почему рыжих боялись и преследовали на протяжении всей истории
Секреты красоты, которые знали женщины Древнего Египта
150 лет в истории джинсов: От первых моделей для рабочих до модных брендов
Показать еще материалы:
Источник: pics.ru
Ювелирное искусство Древнего Египта
Египетское искусство является ярким примером развития древнейшего общества. Как и вся жизнь египтян, искусство подчинено общим канонам и веяниям, строгим рамкам и типологизации. Большинство мотивов, которые легли в основу ювелирного искусства Древнего Египта, развивались в тенденциях определенных условий жизни, климатических, природных, социальных.
Развитие египетского искусства происходило на протяжении четырех тысяч лет. Наибольшей известностью обладает монументальная архитектура древнего Египта: пирамиды и храмы. Однако большинство людей практически безошибочно смогут отличить египетский стиль в украшениях и одежде, так отличительно характерно выглядят памятники декоративно-прикладного искусства Древнего Египта.
Зодчие умело обрабатывали разнообразные породы камня, доведя до совершенства гигантские формы пирамид и обширные колонные залы. В мастерстве от них не отставали и мастера ювелирного дела. Египетские ювелиры предвосхитили технику перегородчатой эмали, умело использовали бисер, невероятным образом получали тончайшие пластины золота.
Древний Египет – мощное военное государство, кроме собственных богатых месторождений золота, ежегодно пополнял свои запасы в многочисленных завоеваниях и походах. Однако ценность золота для древних Египтян заключалась не столько в стоимости материала, сколько в его живописных свойствах. При помощи необычных химических свойств, египтяне получали различные оттенки золота, от обычного желтого до голубого и зеленого. Металл сочетали со вставками из полудрагоценных камней, эмалями, смальтой.
Виды ювелирных украшений Древнего Египта
История египетского общества в целом, и искусство в частности проходило несколько стадий, получивших названия царств. Однако если говорить об изменениях, происходивших в искусстве за этот период нужно признать, что условность диктовавшая «правила поведения» на протяжении всего периода развития, отразилась и на ювелирном искусстве. Несмотря на тот вклад, который Египет произвел на дальнейшее развитие античного общества, его обособленность и консерватизм привели к весьма незначительным изменениям собственных форм и стиля искусства.
Ювелирные украшения (как и декоративное оформление в целом) было подчинено религиозным реалиям. Так, изделия украшались цветками лотосов, как символом места рождения бога Гора, атрибутами Осириса и Исиды. Порой именно замысловатость символов и их количество определяло стоимость украшений. Например, на пекторали, найденной в гробнице Тутанхамона (1332—1323 годах до н.э.), символами обозначено его тронное имя – «Владыка превращений Солнца», или Неб Хепру Ра. Нижняя часть круга под лапками скарабея обозначает иероглиф «neb» (владыка), три вертикальные прямые «хепру» (превращение), а солнечный диск бога Ра (бога Солнца).
Если в архитектуре основными формами были пирамида, пилон и колонна, то в ювелирном искусстве столпами были головное украшение (тиара), нагрудное украшение (пектораль, воротник-ожерелье) и пояс.
Головные украшения
Ювелирные изделия для древних египтян были не только способом украшения и выделения социального сословия, но и имели непосредственный тотемный характер.
Корона с Уреем
Так, одной из частей тела к которой египтяне относились с особой трепетностью являлась середина лба. Во многих культурах этой области посвящены всевозможные знаки и отличия: «третий глаз», индийская тика, глаз Дангма или Шивы, тилак или бинди.
Египтяне не стали исключением, выделяя именно эту область человеческого тела символами воли и могущества, в том числе указывающими на привилегированный статус. Самым известным примером ювелирных изделий такого рода является корона с Уреем. Другое название Урея – змея Буто или Уаджит.
Уаджит – в Древнем Египте богиня-покровительница Нижнего Египта и фараонов как его правителей. Почитание Уаджит идет из уверенности фараонов в том, что именно она является источником царской власти, непобедимости и защиты. В связи с этим образ египтянина в короне с Уреем (стилизованным изображением Уаджит) является необходимой принадлежностью царского костюма.
Урей одевали поверх платка немеса, а изготавливали в традиционных техниках из золота, с использованием эмалей или полудрагоценных камней. В качестве декоративной отделки могли применяться типичные египетские знаки в виде скарабея, символов бога Ра и египетской власти. Такие Уреи были найдены в гробнице Тутанхамона, Сенусерта II, Эхнатона. Но у последнего он был изготовлен из металла по своим свойствам напоминающим титан покрытый эмалью.
Тиара
В период Нового царства в костюм египтян входит мода на парики. Парики имели весьма разнообразные формы, как и головные украшения, надеваемы поверх. Тиара, корона, обруч и другие виды головных украшений изготавливались из золота, драгоценных камней и цветных эмалей.
Одной из известных форм головных украшений используемых для париков является корона по типу «кольчуги», где мельчайшие пластины в форме солнечного диска стелятся друг на друга закрывая цельным полотном часть шерстяного парика. Тончайшая проработка говорит о высоком мастерстве ювелирного искусства того времени.
Другая форма декоративными элементами напоминает раскрытые крылья ястреба. Детализация птицы, ее крылья, хвост и особенно оперенье, всегда передавались очень реалистично, что технически достигалось укладыванием золотых пластинок друг на друга, резьбой по литому золоту или перегородчатой эмалью. Светотеневая проработка достигалась путем использования различных оттенков золотых пластин. Высокие и объемные головные украшения носили только царские особы.
Нагрудные украшения
Сухой климат Египта позволил археологам и ученым получить большое количество артефактов, представляющих большой интерес при анализе развития ювелирного мастерства Древнего Египта.
Пектораль
Лоб – не единственное место, которое украшали египтяне. Священным местом для них являлась и грудь, в глобальном положении как защитница сердца. Первоочередную роль сердца легко проследить по записям «Книги мертвых», где оно называется отцом и матерью египтянина. Самым распространенным видом нагрудных украшений были пекторали.
Пекторали имели многофигурную и многоярусную композицию схожую с декоративными рисунками на колоннах храмов древних египтян. Большинство композиций выстраивалось по принципу перпендикулярной проекции. Наиболее важным символом, изображаемым на пекторалях, который египтяне связывали с сердцем, был жук-скарабей.
Скарабея связывали с солнцем, траектория его движения с запада на восток схоже с движением солнца по небосводу. Это главный символ возрождения в загробной жизни. Мотивы, изображенные на пекторалях, имеют устойчивое постоянство. Бог Гор, один из обязательных изображенных на пекторалях, сын Осириса и Исиды.
На земле его воплощением считали фараона, символа государственности, неба и солнца. Лотос – символ Верхнего и Нижнего Египта, циклической смены времени суток. Ладья – средство передвижения Ра по небу. Ни один амулет в древнем Египте не обходился без иероглифа способного защитить фараона от всех болезней и «дурного глаза».
Таким образом, все изображения собранные на пекторали, так или иначе, отражали царственность и привилегированность его владельца. Пекторали были золотыми из сборных пластин или литого золота. Техника перегородчатой эмали или инкрустации тут получает небывалый расцвет. Между тончайших золотых проволок помещались стеклянные краски или самоцветы.
Тело жука скарабея, как правило, выполнялось из темно-синих эмалей или камня ляписа. Тела Гора и диск солнца из сердолика или яшмы. Ладья имела небесно-голубой цвет лазурита и бирюзы.
Ускх
Еще одним нагрудным украшением, но допустимым к ношению не только фараоном были разнообразные воротники-ожерелья. Ускх – воротник-ожерелье из нескольких рядов бусин. Форма бусины из полудрагоценных камней еще одно изобретение египтян, и, конечно же, круг символизирует солнце. Форма этого вида ювелирного украшения имела преимущественно разомкнутый круг в основе.
Ускх собирали из цветных камней или золотых бусин. Форма подвесок и размер бисера были различными. Кроме круглых бусин в состав ожерелья входили различные подвески в форме лотосов, скарабеев, дисков солнца. Нагрудное украшение могло иметь декоративную форму цветных или золотых полос или же стилизовать форму крыла сокола. Воротником такие украшения были названы по причине плотного заполнения формы ожерелья или потому, что для удобства крепились на подкладку из кожи или ткани.
Другие виды ювелирных украшений
Во времена среднего царства консерватизм, распространенный в египетском искусстве, уступил место более легкому отношению к формам ювелирных украшений. В обществе появляются различные формы изделий: набедренные цепочки, кольца, браслеты различных сюжетов, серьги с подвесками и без, шпильки для волос и бусины, вплетаемые в косы. Кроме того большое развитие получает обувь из драгоценных металлов или с обилием украшений.
Важным элементом костюма древних египтян был так же пояс. И если люди без особых титулов подпоясывались узкими кожаными ремешками, то фараоны носили пояс из золота. Пояса изготавливались из золотых пластин, которые стремились от талии к ногам. Пояса также украшали золотыми вставками или бусинами из стекла и камней. Излюбленным мотивом, применяемым на египетских поясах, были декоративные подвески Уреи.
В декоративном плане ювелирное искусство Древнего Египта несло в себе условность характерную для всего искусства в целом. Основной особенностью искусства остается защитная, а не декоративная функция. Композиции в изделиях скованны рамками, уравновешены, но статичны. Цветовые сочетания имеют ярко выраженное преобладание открытых цветов, без использования полутонов. Но в то же время египетская цивилизация за годы существования смогла не просто создать свой уникальный стиль в ювелирном искусстве, но и произвести ряд инновационных открытий.
египет # исторические драгоценности # Поделиться публикацией:
/SHARE POST —>
- ← Готическое ювелирное искусство
- Ювелирное дело в Древнем Египте: особенности профессии и техники →
Источник: jtrend.ru