Какие украшения храмов византии появились первыми

Византия, Византийская империя, Восточная Римская империя, самоназвание Ромейская империя (395 — 1453) — государство, сформировавшееся в 395 году вследствие окончательного раздела Римской империи на западную и восточную части.

Чуть больше чем через восемьдесят лет после раздела Западная Римская империя прекратила своё существование, оставив Византию исторической, культурной и цивилизационной преемницей Древнего Рима на протяжении почти десяти столетий истории Поздней Античности и Средневековья.

Византийское искусство — это историко-региональный тип искусства, входящий в исторический тип средневекового искусства. Его можно поделить на такие этапы:

  • Раннехристианский период , предвизантийская культура, I — III века;
  • Ранневизантийский период, «золотой век» императора Юстиниана I, архитектуры храма Святой Софии в Константинополе и равеннских мозаик;
  • Иконоборческийпериод (VIII — начало IX века). Император Лев III Исавр, основатель Исаврийской династии, издал Эдикт о запрещении икон. Этот период получил название «темное время» — во многом по аналогии со сходным этапом христианизации Западной Европы;
  • ПериодМакедонского возрождения (867–1056). Принято считать классическим периодом византийского искусства. XI век стал высшей точкой расцвета. Сведения о мире черпались из Библии и из произведений древних авторов. Гармония искусства достигалась за счёт строгой регламентации;
  • Комниновское возрождение при императорах династии Комнинов (1081–1185);
  • Палеологовское возрождение, возрождение эллинистических традиций (1261–1453).

Византийской культуре были свойственны:

История Византии на карте

  • Зрелищность и спиритуализм;
  • Эклектизм стилей и направлений;
  • Сакральность и культовость.

История Византийской империи

Ранний период был ознаменован наполнением философии ромеев восточным образом мысли и постепенным переосмыслением наследия Запада.

По мере взаимопроникновения культурных ценностей, симбиоз становился все более заметным — сочетание разных кодов проявлялось и в политике, и в духовной сфере.

В центре их философии находится понимание бытия как совершенства. Рождается новая эстетика, новая система духовных и нравственных ценностей, меняется и сам человек той эпохи, его видение мира и отношение к вселенной, природе, обществу.

Уже к середине VI в. Византия сформировала собственную идентичность, которую сохраняла даже в периоды завоеваний.

Империя Ромеев стала первым образцом классической христианской культуры. Именно здесь философия и доктрины молодой религии приобрели завершенную форму в Ортодоксальной Церкви.

Влияние духовного прослеживалось везде: в политической жизни оно было выражено в обожествлении власти и придании сакральности образу императора; в живописи не было равных византийской иконописи; в архитектуре появлялись новые ориентиры и элементы зодчества.

С другой стороны, роль христианства не всегда была позитивной. Культура средневековой Византии отмечена периодом внутриэлитных распрей.

Одним из самых влиятельных было движение иконоборцев. Сформированное под влиянием ветхозаветных текстов, оно было направленно против почитания икон, и на долгое время затормозило развитие иконописи. Только к началу десятого века, иконы заняли прежнее место.

Архитектура Византии

  • большое внимание уделялось декорированию убранства храма- не только снаружи, но и внутри;
  • разработан тип купольной базилики
  • начинается строительство крестово-купольных храмов;

Считая себя наследниками античного могущества римской державы, византийские императоры стремились восстановить ее территорию, вкладывали большие средства в строительство и укрепление Константинополя — второго Рима.

Специфика храмов Древних греков и Древних римлян заключалась в их алтарности — храмы строили как обитель почитаемого бога. Все церемониальные мероприятия проходили на специальных площадках перед строением, поэтому основное внимание уделялось фасаду.

Читайте также:
Эмаль в украшениях что это

В религиозной традиции христианства храм является местом для вознесения молитв.

Меняется его сущность — теперь он становится местом собрания верующих.

Поэтому концепция постройки претерпевает изменения: внутренняя отделка становится разнообразнее, все внимание мастеров направлено на создание атмосфера духовности, сакральности места.

Фасад здания получал достаточно простую обработку — внешний вид византийских храмов существенно отличался от католических соборов готического стиля. Преимущественно, облицовка здания оформлялась узорной кирпичной кладкой.

Важное достижение архитекторов восточных римлян — крестово-купольный храм, пришедший на смену базиликальному типу. Традиция постройки сохраняется и сегодня в странах с православной культурой.

Первые центричные сооружения христианской церкви в Византии свидетельствуют только о начале поиска конструктивных средств выражения идеи единства церкви и государства в лице императора.

Очевидно, что наибольшее число шедевров зодчества располагалось в столице государства — Константинополе. Но по мере урбанизации развивалась и архитектура других городов — памятники появлялись в Равенне.

Под влиянием набегов и культурной экспансии западных христиан, архитектура Византии становилась все более сложной. Возрастает роль декорирования наружного убранства (Церковь Христа Спасителя в Полях, в составе ансамбля монастыря в Хоре).

Скульптура Византии

  • наследование традиций Рима;
  • распространение скульптурных рельефов, изображающих повседневность, сцены библейских сюжетов.

Для религиозных целей ваяние с самого начала употреблялось умеренно, потому что восточная церковь всегда неблагосклонно смотрела на статуи, считая поклонение им в некотором роде идолопоклонством, и если до IX века круглые фигуры ещё были терпимы в византийских храмах, то постановлением Никейского собора 842 г. они были совсем устранены из них.

Таким образом, главное поприще деятельности для скульптуры было закрыто, и ей оставалось исполнять только саркофаги, орнаментальные рельефы, небольшие диптихи, даримые императорами сановникам и церковным иерархам, переплёты для книг, сосуды и пр.

Материалом для мелких поделок такого рода служила в большинстве случаев слоновая кость.

Живопись и прикладное искусство

  • расцвет мозаики (смальта);
  • высокая одухотворенность образов;
  • иконопись как основная форма живописи;
  • под влияние иконоборцев замена индивидуальных образов орнаментальными мотивами, изображениями природы, животных;
  • вырабатывается строгий живописный канон в размещении религиозных изображений;
  • реставрация индивидуализации иконописных изображений

Иконопись Византии

Развитие жанра изобразительного творчества можно разделить на несколько периодов:

  • доиконоборческая эпоха;
  • иконоборство;
  • постиконоборческий период.

Важнейшее значение для этих стран имели византийские иконографии и возникавшие в Византии новые стилистические течения.

Византийские иконы была крупнейшим достижением в восточно-христианской ортодоксальной цивилизации. Византийская художественная культура не только стала родоначальницей некоторых национальных культур, но и оказывала влияние на иконопись других православных стран: Сербии, Болгарии, Македонии, Руси, Грузии, Сирии, Палестины, Египта. Так же под влиянием Византии находилась культура Италии, в особенности Венеции.

Первый период расцвета византийской иконописи сохраняет черты античности, которые вытесняются в ходе поиска изобразительного языка, способного перенести суть христианских догматов и религиозного учения в плоскость художественной графики. Исчезает натурализм, иконы теряют индивидуальные черты, становятся более схематичными.

Развитие изобразительного искусства было остановлено под прессингом иконоборчества, утвердившегося в качестве официальной идеологии на целое столетие.

В это время иконопочитателей преследовали, многие иконописцы были вынуждены сменить родное государство на соседние страны, где продолжали свою работу.

Ренессанс в создании икон начался в XX веке, а подлинный расцвет наступил ближе к закату Византийской империи.

Для этого периода характерно усложнение цветовой гаммы, возвращается натурализм; изображаемые фигуры приобретают индивидуальность, они становятся более воздушными, иконопись в целом приобретает черты маньеризма. (Двенадцать апостолов, Сошествие Христа в ад).

Византийская мозаика

Мозаика — искусство составления из мелких частиц какого-либо материала единого образа или картины.

Читайте также:
Почему украшения ручной работы

Главной техникой византийской мозаики преимущественно был прямой мозаичный набор, при котором элементы укладываются обратной стороной на постоянную основу.

Прямой набор в древности осуществлялся непосредственно на месте мозаичной композиции, будь то пол или стена жилого или общественного помещения: на ровном слое закрепляющей массы делался эскиз, а затем кусочки смальты вдавливались в массу.

Смальтовые композиции отличались большим разнообразием цвета, яркостью, игрой света на поверхности.

Главной художественной особенностью византийских мозаик является великолепный золотой фон, мерцающий как при естественном освещении, так и при свете свечей.

Обязательным для византийских мастеров стал технический прием выполнения контуров мозаичных фигур. Контур выкладывался в один ряд кубиков и элементов со стороны фигуры или объекта, и также в один ряд — со стороны фона. Ровная линия таких контуров придавала изображениям на мерцающем фоне четкость. Разнообразие доступных оттенков придавало мозаичным изображениям живой объём.

Большинство мозаичных панно изображали библейские сюжеты и христианские истории.

Византийская кладка рассчитана на восприятие изображения с большого расстояния — картины отличаются некоторой неровностью, «бархатистостью» оттенков и фактур, что «оживляет» созданные изображения.

В периоды расцвета Византийской империи мозаика становилась главным элементом художественной отделки соборов, усыпальниц и базилик, однако позднее из-за дороговизны мозаика была вытеснена фресками.

Декоративно-прикладное искусство

Наряду с резным делом процветала обработка металлов, из которых исполнялись выбивные или литые произведения умеренного рельефа.

Византийские художники дошли, наконец, до того, что стали обходиться вовсе без рельефа, как, например, в бронзовых дверях церквей, производя на медной поверхности лишь слегка углублённый контур и выкладывая его другим металлом, серебром или золотом.

Во всех подобных произведениях византийское искусство старалось избегать выпуклости, заменяя рельеф или агеминальной работой, или чернетью, или эмалью, и заботясь пуще всего о роскоши и возможно большем употреблении драгоценных камней.

Великолепнейший образец византийского эмальерного дела представляет знаменитая Pala d’oro — род маленького иконостаса с миниатюрами в технике перегородчатой эмали, украшающий собой главный алтарь в венецианском соборе св. Марка.

Источник: medium.com

Особенности византийской архитектуры: 5 лучших образцов замысловатого стиля

Самобытные экстравагантные образцы византийской культуры представлены в музыке, прикладном искусстве и, конечно же, архитектуре. Лучшие структурные достижения эпохи, а также значительное религиозное влияние ортодоксальных канонов христианства нашли свое отражение в неповторимых образах и невероятных произведениях, создаваемых благодаря стремлению прославить государство, императора и Бога.

Особенности византийской архитектуры

Монастырь Святого Лазаря — древнейший образец храма с высокой колокольней, построенный в византийском стиле (Ларнака, Кипр). | Фото: commons.wikimedia.org.

Монастырь Святого Лазаря — древнейший образец храма с высокой колокольней, построенный в византийском стиле (Ларнака, Кипр). | Фото: commons.wikimedia.org.

Историческая справка: Наибольшего расцвета Византия, единственная сохранившаяся часть некогда великой Римской империи, достигла в V-VI вв. Экономический взлет повлек за собой небывалое развитие искусства, архитектуры и высоких достижений в строительстве. В произведениях архитектуры, например, органично переплетались самые впечатляющие мотивы различных стилей, начиная с античного и заканчивая элементами ближневосточного зодчества.

Особое внимание уделялось строительству зданий, призванных возвеличивать государство и самого императора, ну и, конечно же, прекрасные культовые сооружения для прославления Бога. Всплеск строительства всего прекрасного и величественного начался во время правления императора Юстиниана. В этот период активно возводились дворцы, храмы, церкви, триумфальные арки и различные инженерные сооружения более высокие и масштабные, чем строили его предшественники.

Удивительной красоты Храм Святых Апостолов в Салониках (Греция). | Фото: uchitelj.livejournal.com.

Удивительной красоты Храм Святых Апостолов в Салониках (Греция). | Фото: uchitelj.livejournal.com.

Благодаря увлечению императора-эстета прекрасным и изысканным в период его правления (527-565 гг.) начали зарождаться основы нового архитектурного направления, в том числе собственный монументальный стиль, характеризуемый сложностью конструкций и впечатляющей эстетикой. Помимо этого, яркими особенностями архитектурного направления Византии являются:

Читайте также:
Коробка с украшениями Симс 4 где взять

• планирование в греческом стиле , вернее сказать, поэтажные планы похожи на форму греческого креста, отличающийся строгой симметричностью;

• пятикупольная система эффектно возвышается над зданием в форме равностороннего креста. Такая конструкция была очень популярна при проектировании церквей и храмов многие столетия;

• единство материалов . Если возводились здания из кирпича (любого типа), то он использовался во всех элементах конструкции. При строительстве из камня зодчие отдавали предпочтение только натуральным тонам материала. Иногда использовалась комбинированная кладка, ее применяли для усиления декоративного эффекта;

• сводчатые перекрытия . Благодаря инженерным знаниям зодчие могли правильно рассчитать нагрузку (это значимо при возведении куполов), они также изобрели устойчивые угловые пилоны и барабан – промежуточную вставку в виде цилиндра, размещенную между стенами и куполом;

• использование красочных и замысловатых мозаик , изображающих религиозные истории и события, которые окружает более мелкий узор;

• активное использование мрамора , начиная с мозаик и заканчивая массивами в виде напольного покрытия, ступеней, колонн и т.д.

1. Собор Святой Софии в Стамбуле (Турция)

 Собор Святой Софии – всемирно известный памятник архитектуры и главный символ «золотого века» Византии. | Фото: korrespondent.net.

Собор Святой Софии – всемирно известный памятник архитектуры и главный символ «золотого века» Византии. | Фото: korrespondent.net.

Одним из самых известных образцов византийской архитектуры по праву является величественный собор Святой Софии с его впечатляющими формами и не менее захватывающей истории. За период своего существования, а это 1500 лет(!), культурное достояние всего человечества претерпело не только несколько реставраций и полных реконструкций, но и не одну смену религий. Несмотря на это, воплощенная замысловатость, детализация и драматизм архитектурного стиля сохранились и до наших дней, демонстрируя культурное наследие не одной империи, государства, религии.

Собор Святой Софии – символ межкультурного диалога, разнообразия стилей и многогранности. | Фото: philologist.livejournal.com.

Собор Святой Софии – символ межкультурного диалога, разнообразия стилей и многогранности. | Фото: philologist.livejournal.com.

Особенности конструкции: Композиция храма является центричной. Огромных размеров купол, достигающий 33 метров в диаметре, явно увеличен, что позволило создать потрясающий эффект как снаружи объекта, так и внутри. Купол расположен над квадратной основой, вся нагрузка масштабного объекта ложится на четыре мощных пилона высотой 23 м, которые и обеспечивают стабильность.

2. Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне (Италия)

The Basilica of Sant’Apollinare Nuovo в 1996 г. внесли в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО (Равена, Италия). | Фото: orthodoxographia.com.

The Basilica of Sant’Apollinare Nuovo в 1996 г. внесли в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО (Равена, Италия). | Фото: orthodoxographia.com.

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово (The Basilica of Sant’Apollinare Nuovo) еще одна византийская церковь в Италии, которая занимает важную ступень не только в религиозной жизни жителей города Равенна. Как часть культурного наследия и пример византийской архитектуры она также представляет немалый интерес. Изначально это была часовня Теодориха Великого, но в 561 году император Юнстиниан I сменил ее имя на Sanctus Martinus in Coelo Aureo и приказал полностью обновить. При его правлении появились удивительной красоты иконические мозаики, в которых можно узнать основополагающие сюжеты из Нового Завета, увидеть чудеса и мучения Христа, Святых, пророков, мучеников и ангелов.

В старинном храме можно увидеть примеры многих художественных стилей (The Basilica of Sant’Apollinare Nuovo, Италия). | Фото: orthodoxographia.com.

В старинном храме можно увидеть примеры многих художественных стилей (The Basilica of Sant’Apollinare Nuovo, Италия). | Фото: orthodoxographia.com.

Главной достопримечательностью базилики Сант-Аполлинаре-Нуово являются восстановленные мозаики (Равена, Италия).

Главной достопримечательностью базилики Сант-Аполлинаре-Нуово являются восстановленные мозаики (Равена, Италия).

Эти великолепные произведения и раннехристианские мозаики на протяжении длительного времени были закрыты толстым слоем штукатурки лишь потому, что папа Григорий Великий считал, что они отвлекают от поклонения Богу. За многовековую историю существования базилика «пережила» не одну реконструкцию и перестройку, поэтому сейчас можно увидеть колокольню, мраморный портик, мозаичный пол и даже фрески, изображающие события Второй мировой войны.

3. Базилика Святого Марка в Венеции (Италия)

Базилика Святого Марка – главный собор Венеции, который многие века был центром государственной, общественной и религиозной жизни республики (Италия).

Базилика Святого Марка – главный собор Венеции, который многие века был центром государственной, общественной и религиозной жизни республики (Италия).

Читайте также:
Украшение салфетки 3 класс технология

Базилика Святого Марка (St. Mark’s Basilica), или Патриарший собор Базилики Святого Марка, – уникальное произведение византийской архитектуры, ставшее ярким примером итальянской интерпретации византийской эстетики. При его проектировании и строительстве, которое началось в 1063 г., зодчие вдохновлялись новаторскими по тем временам формами и убранством Собора Святой Софии. Конструкция базилики, которая осталась неизменной с тех пор, имеет форму греческого креста, покрытой пятью куполами, что соответствует основным правилам византийской архитектуры. Впрочем, как и монументальные резные порталы, мраморные рельефы, украшенные мозаикой, резьбой по дереву, скульптурами и барельефами, красующиеся на фасадах удивительного храма.

Величие и богатство внутреннего убранства поражает St. Mark’s Basilica по сей день (Венеция, Италия).

Величие и богатство внутреннего убранства поражает St. Mark’s Basilica по сей день (Венеция, Италия).

Роскошный интерьер Базилики Святого Марка поражает своей красотой и величием. Ее купола, арки и своды украшены яркими мозаичными полотнами, пол и купель созданы из разноцветного и белого мрамора. Кстати сказать, над оформлением святыни византийские и венецианские мастера трудились на протяжении нескольких столетий.

4. Монастырь Хосиос Лукас в Дистомо (Греция)

Hosios Loukas in Distomo – один из наиболее выдающихся шедевров византийского зодчества (Греция). | Фото: voiotosp.blogspot.com.

Hosios Loukas in Distomo – один из наиболее выдающихся шедевров византийского зодчества (Греция). | Фото: voiotosp.blogspot.com.

Монастырь Хосиос Лукас (Hosios Loukas in Distomo), построенный на западных склонах горы Геликон в Греции, является одним из самых впечатляющих сооружений раннего Средневековья. Духовная святыня признана ярким образцом эпохи византийской архитектуры, она тесно связана с другими монастырями Дафни и Неа Мони на Хиосе, которые построены еще по одному принципу византийской архитектуры – единство материала.

Невероятной красоты внутреннее убранство и уникальные мозаики стали символом духовности и высокой эстетики (Монастырь Хосиос Лукас, Греция). | Фото: odysseus.culture.gr.

Невероятной красоты внутреннее убранство и уникальные мозаики стали символом духовности и высокой эстетики (Монастырь Хосиос Лукас, Греция). | Фото: odysseus.culture.gr.

По сведениям редакции Novate.ru, главной достопримечательностью монастыря и восьмиугольной купольной церкви все же являются мозаики, большая часть которых неплохо сохранилась. К сожалению, более ценные элементы декора и предметы богослужения утеряны из-за постоянных грабежей. Как оказалось, сюда частенько наведывались непрошенные «гости», начиная с тамплиеров и заканчивая турками.

5. Цистерна базилика в Стамбуле (Турция)

Цистерна Базилика — одно из самых крупных древнейших подземных водохранилищ мира, имеющих высокую культурную ценность (Стамбул, Турция). | Фото: realestateallturkey.com.

Цистерна Базилика — одно из самых крупных древнейших подземных водохранилищ мира, имеющих высокую культурную ценность (Стамбул, Турция). | Фото: realestateallturkey.com.

Этот образец византийской архитектуры, отличается от богато украшенных церквей, но все же ее предназначение не менее значимо, чем религиозные объекты. Как следует из названия, Цистерна Базилика (Basilica Cistern in Istanbul) – это гигантских размеров подземный резервуар для хранения запасов воды. Как и вышеперечисленные шедевры византийского зодчества, ей присущи основные элементы нового направления в искусстве, появившиеся еще во времена правления Юстиниана I.

 Basilica Cistern – самая уникальная и таинственная достопримечательность, доставшаяся Стамбулу от искусных византийских зодчих (Турция). | Фото: havecamerawilltravel.com.

Basilica Cistern – самая уникальная и таинственная достопримечательность, доставшаяся Стамбулу от искусных византийских зодчих (Турция). | Фото: havecamerawilltravel.com.

Культовой конструктивной особенностью этого впечатляющего объекта являются колонны и их основания, выполненные в форме головы Медузы. Как гласят легенды, которые наперебой рассказывают туристам местные жители и экскурсоводы, лицо Медузы повернуто вбок, чтобы не дать ей возможность превращать людей в камень. Хотя эксперты утверждают, что такое расположение увеличивает площадь основания колонны, повышая ее устойчивость. Но, какие бы причины не подвигли на такую установку массивных опор, они все же являются функциональной скульптурой, добавляя особенного колорита к этой византийской работе.

Более подробно узнать, как строился подземный резервуар под Константинополем и почему Цистерна Базилика выделяется из общего ряда древних памятников, можно из нового обзора.

Источник: novate.ru

Византийская скульптура, часть 5: архитектурный декор

Рельефный декор не часто можно увидеть на фасадах византийских церквей, и как правило это сполии — фрагменты все тех же темплонов и других ограждений.

Читайте также:
Как делать украшения с цветами внутри

Самый яркий пример — церковь Малая Митрополия в Афинах (Панагия Горгоэпикоос) XIII или XIV в., со всех сторон покрытая остатками более древних построек, в том числе и античных. Я показывала ее не раз в подробностях, поэтому здесь даю только несколько фрагментов и ссылку — кто не видел — посмотрите обязательно! https://uchitelj.livejournal.com/1369900.html

Рассмотрим различные приёмы декора фасадов на примере церкви кафоликона монастыря Осиас Лукас

О монастыре Осиос Лукас написано очень много, но мало кто обращает внимание на богатый декор фасадов его церквей. Кроме традиционных узоров из кирпича здесь широко используются мраморные плиты с рельефом, очень похожие на плутео алтарных преград.

Западный фасад. Все рельефы в нижней части окон стандартного размера и одного рисунка, возможно это не сполии, а были сделаны специально для этого храма.
Или плод реставрации.

Южный фасад. Плиты с рельефами под окнами — один из самых типичных приемов декора византийских церквей.

Возможно, это единственный подлинный фрагмент на фасаде. 🙂

Над плитой, очень похожей на плутео, расположен рельеф с псевдокуфической надписью.

Оконные решетки очень нарядные, украшенные плетенками и растительными мотивами. Похожи на терракотовые.

Капители (можно их так назвать?) тонких колонн, разделяющих окна, тоже часто украшали рельефом

По сторонам окна — карниз с орнаментом из кринов.

Порталы в средневековье украшались повсеместно, но в Византии они, конечно, скромнее, чем в Европе.

На архивольте окна — фигурки животных, напоминающие итальянскую романику, но более натуралистичные.
Всё, конечно, восстановлено, но что-то похожее было и раньше — я верю специалистам.

Похожий декор порталов в церкви Св. Апостолов в Афинах. Здесь кажется каменный.

Барабан церкви Богородицы монастыря Осиас Луас поразил меня еще давно на фотографиях. Нигде больше не встречала ничего подобного.

Львиные маски, видимо, играют роль гаргулей.

Очень красивая сполия над окном (дверью балкона?). Это несомненно фрагмент эпистилия.

Над порталом церкви Влахернского монастыря в Арте притолока тоже сделана из куска эпистилия.
Пять фото отсюда https://greekorthodoxreligioustourism.blogspot.com/2015/04/blog-post_16.html

Плита с архангелом — на фасаде той же церкви из Арты, Греция.

Фасад Базилики Св.Димитрия в Салониках демонстрирует уже знакомый нам прием декора окон — рельефными плитами в нижней части.

Портал церкви Св.Софии в Салониках

Портал церкви Евангелистрия в Мистре

Капители церкви Пантелеймона в Салониках.

и подобные — очень красивые и разнообразные — из церкви в Монемвасии

И оттуда — же — портал из сполий

https://uchitelj.livejournal.com/944455.html

Богато украшены церкви Сербии, особенно окна

Монастырь Студеница https://arukhlin.livejournal.com/69670.html

Да простят меня мои строгие читатели, здесь мне захотелось показать итальянскую церковь в Помпозе.

Три фото из Википедии https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Pomposa,_abbazia,_atrio_di_mazulo_del_1000-1050_ca._01.jpg

Как видите, много общего с Византией, а керамические вставки можно увидеть в церквях Болгарии, напимер в Несебре.

И совсем немного интерьера

В посте об алтарных преградах я упоминала, что плиты плутео использовались и для других ограждений.

В церкви Митрополия в Мистре этот прием используется в ограде эмпор.

Там же на полу снята плита с двуглавым орлом — уж не знаю, за что к ней проявили такое неуважение. 🙂

И еще одна на полу — с цветочками.

И вернемся к кафоликону монастыря Осиас Лукас

Здесь тоже подобным образом выполнено ограждение эмпор.

В заключение хотелось бы сказать пару слов о декоре дворцов в Венеции. Возможно они хотя бы частично сохранили для нас облик византийской светской архитектуры.

Здесь цитата статьи Рёскина «Камни Венеции», проиллюстрировааная нашими фото. https://theofilakt.livejournal.com/147252.html

Буду рада, если кто-то поделится своими фото на эту тему.

Источник: uchitelj.livejournal.com

Рейтинг
Загрузка ...