Какие украшения храмов византии появились первыми а мозаика

Любой источник сообщит, что мозаика — искусство, уходящее своими корнями в далекое прошлое. Еще древние шумеры, задолго до Византии, украшали ею свои дворцы и храмы. Однако лучшие образцы все-таки были созданы византийскими мастерами.

Тот восторг, который испытываешь в Айя Софии и Хоре, трудно выразить словами.

5
1

Образы, созданные древними мастерами, проникают в самое сердце.

Каждый, кто смотрит на мозаики Хоры и Айя Софии получает послание, адресованное ему и только ему, созвучное его и только его мыслям и чувствам. У каждого они пробуждают в душе что-то свое, очень личное, понятное только ему. Вещь эта настолько деликатная, что я не рискну в нее углубляться. Скажу только одно, если вы находитесь в Стамбуле и у вас есть желание поговорить со своей душой, отправляйтесь смотреть византийские мозаики в Хору и Айя Софию.

Мозаики и фрески Собора Святой Софии

Как утверждают исследователи, первые мозаики появились в соборе Святой Софии при императоре Юстиниане. Однако в период иконоборчества мозаики с изображением святых были уничтожены, остались только те, на которых изображены кресты и геометрические фигуры.

Возникновение христианского искусства в Византии. Иконы, фрески, мозаика.

4

Мозаик с изображением людей в Айя Софии немного и все они относятся к периоду 9–12 веков. Несмотря малое количество сохранившихся мозаик можно представить, как был украшен главный собор во времена Византийской империи. С приходом османов, часть мозаик была уничтожена, а часть замазана штукатуркой. Почти 500 лет они были скрытыми от людских глаз.

И может быть, так оставалось бы и по сей день, если бы не владыка случай, который заставил Ататюрка в 1929 году заглянуть в Айя Софию и увидеть, что люди больше не приходят молиться в разрушающийся собор. Оценив масштаб бедствия, мудрый Ататюрк принял решение сделать из древнего храма музей. В ходе реставрации мозаики были освобождены из плена, и у нас появилась возможность их видеть.

5

Попадая в Айя Софию, надо обязательно подняться на верхний этаж, чтобы увидеть в южной галерее находящиеся здесь три мозаики (есть и четвертая, с изображением императора Александра, но я ее, увы, не отыскала).

Две мозаики южной галереи посвящены благотворителям собора. Они дают возможность увидеть, как выглядели герои исторических хроник.

На одной из этих мозаик изображена Божья Мать в окружении императора Иоанна Комнина II и его жены Ирины, венгерской принцессы, причисленной после смерти к лику святых.

5

Рядом с Ириной, на соседней стене, можно увидеть, как выглядел их сын Алексей Комнин — наследник престола, умерший раньше своего отца.

Как я не старалась, но из-за падающего из окна света мне не удалось сфотографировать Алексея, поэтому фото из Интернета.

1

По меркам Софии это одна из поздних мозаик. Датируется она 12 веком.

4

Другая мозаика, посвященная благотворителям храма, была создана веком раньше. На ней изображен Иисус Христос в окружении императрицы Зои и ее третьего мужа — императора Константина IX Мономаха.

Читайте также:
Зачем нужны золотые украшения

4

Она интересна не только тем, что на ней можно увидеть как выглядел дед Владимира Мономаха, но и тем, что, по мнению исследователей, на месте головы Константина было другое изображение. Видимо, Константин заменил второго мужа Зои — Михаила IV Пафлагона, не только на императорском престоле, но и на мозаике. Я, если честно, не смогла разглядеть следы изменений. Вероятно, филигранная работа византийских мастеров позволяет увидеть это только специалистам.

3

Третья мозаика — Деисус (Моление).

4

Глядя на нее, мне казалось, что я вижу реальных людей, отделенных от меня прозрачной стеной. Это было похоже на взгляд в другое измерение, в другую реальность. Казалось, что еще мгновение, и фигуры начнут двигаться.

Образы Иисуса Христа, Иоанна Крестителя и Божьей Матери были живыми.

Видимо, неизвестный мастер, создавший ее в 12 веке, вложил в нее всю свою душу.

Источник: www.tourister.ru

Византийская мозаика, которая вдохновила поколения

Для создания оригинального декора, состоящего из фрагментов, различающихся по текстуре, фактуре, цвету, применяется несколько техник. Одна из наиболее интересных — византийская мозаика, которая предполагает использование в качестве отделочного материала кусочков смальты.

Мозаика

Исторические сведения и происхождение византийской мозаики

Начало активного развития этого вида изобразительного искусства приходится на III-IV вв. В этот период происходило массовое обращение жителей Византии в христианство, возникла необходимость в строительстве многочисленных культовых сооружений: соборов и церквей.

Распространению оригинальной техники декорирования в Византийской империи поспособствовала разработка недорогой технологии изготовления смальты, которая послужила основным материалом в этом монументальном виде живописи.

Эксперименты стекловаров позволили создавать интересные разноцветные заготовки для укладки высокохудожественных образцов мозаики:

Важно! Для достижения максимального эффекта от изображений мастера стремились расширить красочную палитру, работы не прекращались до тех пор, пока не появилась возможность точной передачи цвета, оттенка, полутона.

Этапы развития

Расцвет мозаичного искусства в Византии приходится на III в., наибольший его подъем наблюдался в периоды:

  • Золотого века, в VI-VII вв.;
  • по окончании периода иконоборчества, в IX-XIV вв.

Главной темой картин, расположенных в культовых помещениях, были библейские сюжеты.

Преимущества древнего отделочного материала

Смальта, применяемая при создании византийской мозаики, отличается высокими потребительскими характеристиками. Хотя стекло считается бьющимся, раздробить мелкие кусочки достаточно сложно.

По прочности и морозостойкости оно намного превосходит керамику, отсутствие пор на поверхности делает его устойчивым к воздействию атмосферных явлений.

Полученный путем плавления материал:

  • не крошится;
  • не выгорает;
  • не требует специального ухода и реставрации.

Стекло инертно по отношению к агрессивным химическим соединениям. Благодаря однородной структуре фрагментов мозаики, результаты истирания поверхности остаются практически незаметными.

Для очистки смальты можно использовать любые моющие средства, не опасаясь, что отделка потеряет блеск или цвет.

Мозаика

Художественные особенности и основы композиции

Мозаика в византийском стиле имеет несколько художественных особенностей. Первая — золотистый фон. Для придания благородного оттенка в стекло добавляли частицы металла. Мерцание церковных свечей, отражающееся на полотнах, создавало удивительную атмосферу, символизирующую божественное сияние.

Применяя вариант установки фрагментов под разными углами, древние мастера создавали эффект игры света на неровной поверхности, изображаемые фигуры приобретали объемность.

Четкость очертаниям изображенных объектов придавали путем обрамления их ровными контурами, выложенными из кубиков более темных оттенков.

Важно! Удивительная особенность византийской мозаики — точное соблюдение пропорций. Фигуры людей и животных изображались в полный рост, в движении. Древние художники отлично справлялись с этой непростой задачей.

Композиции из кусочков смальты удивляют яркостью, полнотой оттенков, игрой цвета. Мозаичные картины рассчитаны на восприятие с большого расстояния, искусствоведы отмечают наличие на них некоторой неровности, бархатистости фактур и оттенков, которая оживляет изображения.

Читайте также:
Как сделать украшения в скандинавском стиле

Контуры мозаики

Техника изготовления

Для получения художественного произведения мозаисту требовалось точно подобрать оттенки, форму и размер каждого элемента изображения. Такая работа была по силам только хорошо обученным мастерам, ведь цветовая гамма изготавливаемой в те времена смальты была достаточно богатой, стекловары освоили процесс создания более сотни ее видов.

Для обработки фрагментов материала применяли простые слесарные инструменты, имеющиеся под рукой у каждого ремесленника. Огранка элементов позволяла получать различные геометрические формы, которые удобно укладывать в мозаичные полотна.

Чаще всего использовались:

  • прямоугольные и кубические фрагменты;
  • треугольные или многогранные.

Начиналась работа с выполнения соответствующего эскиза. Прорисовывался он полностью, потом разделялся на смысловые части и фрагменты. Над созданием полотна одновременно трудилось несколько мастеров.

Важное условие получения отличного результата — подготовка ровной и гладкой поверхности. Параллельно проводились работы по изготовлению смальты, тщательно подбирались вещества для окраски ее в необходимые цвета.

Мастер определял, сколько потребуется оттенков. Например, для плавного перехода цвета на притененном лице их должно быть минимум 4.

Применение смальты с добавлением благородных металлов позволяло подчеркнуть святость участников библейских событий, придать им живость.

Мозаика на золотом фоне

Применяемые материалы

При создании мозаичных картин византийские мастера использовали смальту. История ее изготовления неразрывно связана с разработкой технологии варки стекла.

Получить прозрачный материал было намного сложнее, чем сплавлять песок с добавлением золы и окислов металлов. Но первые цветные образцы не отличались эстетичностью, оттенки получались серыми, грязно-зелеными, бурыми, даже с получением черного цвета возникали сложности.

Римские мастера, создававшие свои мозаические полотна намного раньше, применяли не только стекло, которое в большинстве случаев имело желто-коричневый оттенок, но и осколки натуральных камней.

Византийцам удавалось добиваться более высоких результатов, отчасти благодаря использованию секретов, которыми обладали древние ассирийские и вавилонские стекловары.

Заслуга византийских мастеров — изобретение золотого триплекса, состоящего из:

  • толстой основы;
  • золотой фольги;
  • тонкого стеклянного покровного слоя.

Путем изменения толщины фольги и пробы металлического сплава достигалось изменение цвета смальты: тонко раскованное червонное золото придавало ей зеленоватый оттенок, легирование медью и серебром позволяло получать нежные розовые тона.

Старая мозаика

Отличия от римской

Римская мозаика более древняя, расцвет ее приходится примерно на III век до н.э., с византийской она имеет некоторые различия, представленные в таблице.

Римская Византийская
Используемые материалы Натуральные камни, фрагменты кирпича, мрамор, драгоценные камни, кусочки металлических пластин Кусочки смальты с разным наполнением
Где и как использовалась Декор стен и полов общественных помещений и богатых домов Оформление стен церквей и храмов, усыпальниц священнослужителей и монархов
Тематика картин Мифологические персонажи Библейская тематика
Особенности рисунков Основа — светлый, созданный из хаотично расположенных камешков фон. Орнаменты и фигуры выполнены из материалов мелкой фракции Задний план золотистого или серебристого оттенка, установка фрагментов разновысокая, что позволяет создать мерцание фона. Материал выкладывается путем прямого набора, подбор элементов производится соответственно месту, с учетом цвета, формы, размера
Читайте также:
Как нарисовать елку с украшениями на новый год

Основные мотивы творческого проекта

Применяемые в византийской мозаике изображения имеют разные смысловые нагрузки:

  • лавровый венок — знак отличия, который подносили победителям спортивных соревнований или знаменитым военным начальникам;
  • плетенка — позаимствована из арабских орнаментов, применяется для создания всех композиций;
  • акант — символ преодоления жизненных испытаний, триумфа, вечной жизни;
  • спираль — может преобразовываться в соприкасающиеся окружности, создающие неповторимую сетку фона.

В качестве мотивов нередко использовались растения и представители фауны:

  • древо жизни — постоянно наполняется новым смыслом, но всегда пересекается с идеей креста, является символом евхаристии, изображается в виде виноградной лозы;
  • голубь — изображается с веткой оливы в клюве, символизирует мир, очищение душ;
  • лилия — воплощает непрерывное обновление природы;
  • византийский цветок — отличается обязательным наличием спиральных усиков, широко применяемый мотив;
  • грифон — обозначает мудрость, божественную силу;
  • рыба — представляет Спасителя, относится к ранним символам.

Для изображения монограммы Иисуса Христа применяются скрещенные греческие буквы Х и Р. По краям размещают символы «альфа» и «омега».

Голубь

Образцы византийской мозаики

По истечении веков интерес к мозаике не исчез. До наших дней сохранились композиции, вызывающие восторг ценителей искусства. К числу шедевров относят работы, датируемые XI-XIV вв.

В кафедральном соборе города Чефалу, находящемся в метрополии Палермо на Сицилии, сохранилась фигура Пантократора. Изображена на ней верхняя часть тела Христа Вседержителя.

Левой рукой он удерживает раскрытое Евангелие, правой благословляет молящихся. Живость изображению придает благородный золотой фон за спиной Иисуса.

Панно в кафедральном соборе

Не менее знаменито панно с изображением Девы Марии в Соборе Святой Софии в Константинополе (Стамбуле). Матерь Божья с Младенцем Христом на коленях восседает на троне.

По сторонам от нее изображены святые, в руках они держат макеты храмов. Фон изображения золотистый, его выгодно оттеняет пол, выполненный из смальты роскошного изумрудного цвета.

В Стамбуле

В соборе Святой Софии в Киеве находится панно «Причащение Апостолов», созданное в XI в. Искусствоведы считают его настоящим образцом классической школы. Над его изготовлением трудились талантливые византийские мастера, за все время существования произведение искусства ни разу не реставрировалось.

Причащение Апостолов

Сегодня также можно увидеть фрагменты напольной мозаики в Большом дворце Стамбула.

Наибольшее количество панно сохранилось в церкви Сан-Витале, расположенной в итальянском городе Равенне. Главным отличием изображений в этом храме является использование голубого, зеленого и белого фона.

Сами картины имеют христианскую тематику, но используемые цвета присущи произведениям поздней античности. Золотой оттенок присутствует только в мозаиках алтаря.

Хотя часть произведений византийских мастеров в результате разрушительных войн утрачена, даже дошедшие до наших дней образцы дают представление о величии этого направления искусства.

Мозаика в церкви

Применение в современном интерьере

Смальта отличается прочностью, долговечностью, привлекательностью. Сегодня применяется в качестве отделки для стен и фасадов, дверей и лестниц, полов и колонн.

Преимущества материала — в возможности использования его:

  • в помещениях с высоким уровнем влажности (сауне, бассейне, ванной, кухне);
  • в условиях освещения поверхностей прямыми солнечными лучами;
  • в местах, где возможны резкие перепады температуры.

Укладкой мозаики вручную в наше время занимаются крайне редко. Поскольку смальта поступает в продажу в виде готовых блоков на бумажной или тканевой основе, то задача мастера заключается в качественной подготовке поверхности и правильном перенесении на нее готового изображения.

Византийская мозаика из смальты — это произведение искусства, которое может применяться отдельно или в сочетании с другими элементами декоративной отделки.

Читайте также:
Как очистить украшения в ультразвуковой ванне

Источник: iridamozaika.ru

Доклад о византийской мозаике — происхождение, особенности техники и образцы

Картины из керамики, стекла, цветных камней, ракушек — это византийская мозаика. Доклад на эту тему поможет разобраться с историей возникновения такого вида искусства, технологией составления панно, основами композиции. Черты старинной мозаики прослеживаются и в современной отделке, сегодня она используется для украшения интерьера домов, магазинов и офисных зданий.

Византийская мозаика

Исторические сведения

Древние люди прославились своим умением складывать целое изображение из отдельных цветных кусочков. Подобное искусство появилось во многих странах и развивалось до совершенства. В Риме мозаикой украшали полы и стены общественных построек, терм и дворцов. Для создания картин использовали камушки и смальту.

Этот материал представляет собой смесь стекла и металлов — меди, золота, ртути. Благодаря им получали разные оттенки смальты. Но мастера Византийской империи были искуснее римских. Она создали собственную технологию выкладывания мозаики. В первое время они использовали гораздо меньшие по размеру кусочки, что сделало работы утонченными.

Позже изменили и состав смальты. Стекло начали смешивать не только с металлами, но и другими веществами. Это позволило получить большую цветовую гамму. Качество работ было настолько высоким, что до сегодня мозаики сохранились в изначальном виде.

Мозаика монастыря Дафни

Римские и византийские мастера выполняли работы на разные темы. Первые изображали бытовые сцены, вторые остановились на библейских сюжетах и религиозных историях. Этот вид искусства в Византии использовался в основном для украшения храмов. Каждое панно было огромным, монументальным.

Этапы развития

Много столетий насчитывает история византийской мозаики. Первые образцы, которые нашли археологи, датировались вторым веком до нашей эры. А из сохранившихся известны панно III -го столетия. Известные образцы византийской мозаики находятся в Константинополе, Айе-Софии.

Византийская мозаика находятся в Константинополе, Айе-Софии

Обнаружена древняя смальта и в Киеве. Мастера Киевской Руси работали по проектам, созданным византийскими художниками. Этот вид изобразительного искусства достиг своего пика на период расцвета всей Империи. А позже приемы распространились по всем европейским государствам.

Археологи считают, что практически все изобразительное искусство произошло именно из культуры Византийской империи — фреска, мозаика, живопись. Но в период между VIII и IX столетиями в государстве длилась борьба с иконами. Из-за этого многие древние изображения были уничтожены. Сохранились только те картины, где были геометрические фигуры и кресты.

Но позже иконоборчество прекратилось, и мастера смогли возобновить работу над ликами святых. За несколько десятилетий они усовершенствовали свое ремесло, что поспособствовало возникновению изящных и необычайно красивых мозаик.

Но когда Константинополь завоевали Османы, они покрыли штукатуркой знаменитые фрески. И только в 1929 году по приказу Ататюрка главный собор отреставрировали и открыли при нем музей. Большинство изображений удалось восстановить и сохранить до сегодняшнего дня.

Основы композиции

  • золотой фон;
  • работа начиналась с нанесения контуров;
  • применение цветного стекла;
  • картины рассчитаны на восприятие с большого расстояния;
  • символичность образов.

Мозаики Византии

Обязательным было нанесение золотой краски под мозаику. Благодаря этому оттенку законченная работа мерцала при дневном и искусственном свете. А когда ее освещало пламя свечи, казалось, что фон движется и переливается. Любое панно мастера начинали с нанесения контура, формирую своеобразную раскраску. Так как картины рассматривали с расстояния, нужно было четко разграничить все детали изображения.

Читайте также:
Какие украшения можно сделать из лески

Благодаря использованию множества цветов мозаика получалась яркой и объемной. Византийцы первыми стали применять цветное стекло. Оно переливалось под солнечными лучами и в свете пламени свечей. Подобными картинами украшали базилики, соборы и другие огромные сооружения, чтобы придать им более торжественный и нарядный вид.

Мастера рассчитывали, что их работа будет выглядеть внушающей с большого расстояния. И поэтому они допускали небольшие неровности, вытягивали контуры, придавая панно особый эффект.

В сравнении с античными работами византийцы изображали святых символично. Ведь никто точно не знал, как выглядел Иисус и его приспешники, Богоматерь и мученики. Фигуры из-за этого были образными, но информационными — они светились могуществом и проникновенностью.

Есть несколько особенностей у византийских композиций:

  • пропагандистские цели;
  • постоянный поиск новых техник работы;
  • поздние мозаики отличались большей пропорциональностью;
  • обязательное соответствие религиозным канонам;
  • принадлежность каждой картины ее месту.

С помощью изображений мастера пытались передать народу христианские идеи. Для большей выразительности рисунков они искали новые составы материалов и технику укладки, смешивали стекло с разными веществами. В поздних образцах человеческое тело стало пропорциональным, мастера начали изображать силуэты в движении. Композиции всегда соответствовали канонам христианства, мозаики кратко символизировали Рай, Небо и земной мир. Каждую картину изображали на ее месте, подбирали подходящие образы для храмов и соборов.

Технология мозаики

Главным достижением византийцев в мозаичной технике было то, что они научились придавать стеклянным кусочкам любую форму. Но чаще всего старались использовать квадраты и прямоугольники. Редко встречаются в изображениях круги и овалы.

Технология мозаики

Прямой набор — это особенность техники византийской мозаики. Кубики смальты не шлифовали, их выкладывали в ряд плотно друг к другу. Происхождение мелких деталей связано с повышением уровня мастерства. Небольшие кубики позволяют точно изобразить черты лица, сделать картину более изящной и добиться мягкого перехода цветов. Художники итальянской национальности создавали грубые панно, византийские отличаются утонченной кладкой ликов, одежды, умелым изображением игры света и тени.

Еще одно отличие от мастеров других стран — золотой фон. Благодаря такой технике картины ложатся немного неровно, что придает им специфический отблеск. При этом соблюдаются пропорции фигур, хотя все лица выполнены по одному эталону. Его и сегодня можно заметить на иконах и других изображениях святых.

Современное искусство

Византийские мастера показали достойный пример современникам. Их творческий путь продолжается и сегодня. Техника выполнения мозаики стала не просто визитной карточкой государства, но и образцом классического искусства.

Современная мозаика

Многие известные художники 21 века опираются на знания старинных мастеров. Они используют те же названия и определения, техники смешивания смальты и выкладывания стекла. Некоторые православные церкви украшены по канонам Средних веков. А в одном из центров изучения древних культур — художественной академии Равенны — есть класс по старинному искусству мозаики.

Сов сего мира сюда приезжают специалисты для прослушивания лекций и участия в семинарах. Выпускники способны делать копии известных византийских картин и реставрировать изображения.

Сегодня можно увидеть старинные образцы в Стамбуле и Италии. Местные соборы и мавзолеи украшены изнутри великолепной мозаикой. В Равенне и Айя-Софии находятся самые древние примеры византийских изображений. А также можно найти панно в некоторых церквях Киева, мастера Руси также заимствовали идеи у византийцев.

Источник: nauka.club

Рейтинг
Загрузка ...