Живописные каноны , созданные религиозными философами и теоретиками христианского искусства, распространялись на все виды живописи, существовавшей в Византии:
- монумента́льной- представленной мозаикой и фреской;
- ста́нко́вой — в виде икон и книжных миниатюр.
Отличались они только лишь техникой их создания.
Моза́ика.
Самый развитый и любимый в Византии вид живописи, доставшийся ей по наследству от античного Рима . Суть создания мозаичной картины состоит в том, что изображение собирается из отдельных небольших цветных камней или сма́льты – непрозрачного цветного стекла, изготавливаемого специально.
Мозаика из мавзолея Галлы Плацидии. Равенна
Мозаики украшали стены и императорских дворцов, и общественных сооружений в Византии, но наибольшее их количество всё-таки находилось в храмах, церквях и соборах.
Мозаика из церкви Сан Витале. Равенна
Неувядающий, не блекнущий от времени цвет смальты, её таинственное мерцание, игра бликов при свете церковных свечей и лампад делали мозаичные картины завораживающими, подобными фантастическому видению.
Византийские иконы, мозаики, фрески. Красота и смысл | Дары Византии
Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне
Обилие золотого цвета создавало ощущение праздничности, роскоши, торжественности, и, кроме того, «вбирая» в себя свет идущий из окон и светильников, смальта отражала его так, что верующим казалось, что сияние исходит изнутри картины, являясь действительно светом того мира, который на ней изображён.
Византийские хронографы восхищённо писали: «Если эти земные великолепия имеют такую пышность, какой же должна быть пышность великолепий небесных, уготованных для праведников?»
Мозаика из церкви Сан-Апполинаре-Нуово. Равенна
Из всего наследия византийского искусства, особенно прославленными являются мозаики, украшающие храмы города Равве́ны.
Мозаика из церкви Сан Витале. Равенна
Фре́ска.
Фреска — изображение, нанесённое на стену здания по сырой штукатурке. Такая техника весьма сложна и трудоёмка, но зато фрески представляют собой долговечную живопись (как и мозаика), поскольку краски, проникнув непосредственно в структуру стены, становились практически неподвластными влиянию времени.
«Поклонение волхвов». Византийская фреска в пещерной церкви, Гёреме
Техника фрески в Византии получила наибольшее распространение, когда государство начало терять былое могущество, экономическую стабильность и территориальную целостность. В это время она заменила собой дорогостоящую и «роскошную» мозаику.
Сошествие во ад. Византийская фреска в церкви Евангелистрия в Гераки, Греция. Фрагмент.
Шедевры фресковой христианской живописи украшают церковь Христа Спасителя в Полях из ансамбля монастыря Хора в Константинополе , которая сегодня носит название Кахрие́-Джами́ (Стамбул. Турция).
Фреска церкви монастыря Хора (Кахрие-Джами). Стамбул.
Ико́на.
(от греч. «образ») – вид живописи, появившийся в Византии, а затем широко распространившийся в странах, исповедующих христианство византийского — православного образца. Особенно яркое развитие иконопись получила в Древней Руси (об этом, разумеется, будет отдельная статья).
Возникновение христианского искусства в Византии. Иконы, фрески, мозаика.
Икона Иисуса Христа из монастыря св. Екатерины, Синай. VI в.
Иконами называются картины религиозного содержания, создаваемые на деревянной основе (досках) натуральными (энкаустическими, минеральными и темперными) красками. Они чаще всего предназначались для домашнего обихода, поэтому их размеры, как правило, невелики.
Икона «Двенадцать апостолов». Период палеологовского возрождения.
Выдающимся памятником византийской иконописи является образ «Богоматерь Владимирская» (иконографический тип «Елеуса» — «Умиление»), созданный византийскими мастерами в XII веке и ставший, впоследствии, одним из символов древнерусской культуры.
Книжная миниатю́ра
Книжная миниатюра — иллюстрации, украшающие страницы книг, рукописных свитков и т.п. В Византии существовала как религиозная, так и светская книжная миниатюра. Развитие она получила благодаря высокому уровню грамотности в государстве, существованию монастырских книжных мастерских (скрипто́риев) и библиотек.
В Византии впервые стал использоваться новый тип оформления (и создания) письменного документа – вместо античного свитка теперь появилась собственно книга ( ко́декс ), состоящая из отдельных листов. В качестве материала для изготовления страниц использовалась специально обработанная кожа телят или ягнят, называемая перга́ментом .
В средние века книга была предметом роскоши, что отражалось в её оформлении — рисунки в книгах, как правило, выполнялись яркими, насыщенными цветами, с добавлением большого количества золота и серебра. Каждая картинка была законченным произведением, соответствовала тексту данной страницы, и, зачастую, превалировала над ним.
В течение ряда веков в Византии появилось несколько художественных школ – мастерских, специализирующихся на оформлении книги вообще, и создании книжной миниатюры, в частности. Каждая из них обладала узнаваемым набором выразительных средств, однако все они придерживались одинаковых строгих канонов, разработанных теоретиками византийского искусства.
Таким образом, каноничность, высокая духовность, оторванность от сиюминутного, обыденного, проходящего, стала определяющей чертой византийской живописи, впрочем, как и всей византийской культуры.
Больше о культуре Византии читайте в публикациях на моём канале:
Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре.
Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.
Источник: dzen.ru
Византийская архитектура. Формирование типа крестово-купольного храма.
1. Историко-культурные предпосылки формирования византийской художественной традиции.
2. Византийская архитектура. Формирование типа крестово-купольного храма.
3. Монументальная живопись в системе византийского искусства.
4. Ранневизантийская иконопись. Иконоборческое движение. Формирование иконописного канона.
Историко-культурные предпосылки формирования византийской художественной традиции.
В контексте культуры Средневековья Византия представляет собой своеобразный культурно-историческим тип, отличный от западноевропейского. Именно в Византии завершилось становление христианства, и оно впервые приобрело законченную классическую форму в его ортодоксальной православной версии. Все специфические черты византийской культуры определило христианство.
История Византии начинается с 330 г., когда Римский император Константин перенес столицу Римской империи в древнегреческое поселение Византий на берегу залива Золотой Рог и Мраморного моря, впоследствии переименованное в Константинополь. На Руси этот город известен как Царь-Град. По своим размерам Константинополь (который называли «вторым Римом») превзошел «первый» Рим, соперничал с ним по красоте. После распада Римской империи в 395 г. на Западную и Восточную последняя стала именоваться Византией. Завершилась история Византии в 1456 году после падения столицы – Константинополя – под натиском турок-османов.
Византия располагалась на стыке трех континентов: Европы, Африки и Азии, став связующим звеном между Востоком и Западом.
Смешение греко-римских и восточных традиций наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философскую атмосферу, искусство византийского общества.
Наиболее важными чертами, отличающими византийскую культуру от культур Европы, Переднего и Ближнего Востока, являются следующие:
· языковая общность (основным языком был греческий);
· религиозная общность (христианство в форме православия);
· существование этнического ядра, состоявшего из греков
· устойчивая государственность и централизованное управление (самодержавная монархия с неограниченной властью императора – басилевса)
· отсутствие экономической и административной самостоятельности церкви: в отличие от Рима православная церковь Византии подчинялась царской власти.
В истории культуры Византии выделяют три этапа:
· ранний (IV – середина VII века);
· средний (VII – IX века);
· поздний (X – XV века).
Особенностью византийской культуры стало формирование новой эстетики, утверждающей, что источником красоты, превосходящим все прекрасное, является Бог. Материальный и духовный мир представляет собой систему образов, символов и знаков (знамений), указывающих на Бога. Так, все прекрасное в материальном мире и в творениях рук человеческих, а также свет, цвет и образы словесных, музыкальных и изобразительных искусств являются образами и символами Бога.
На основе этой эстетической концепции развивались основные виды изобразительного искусства – мозаика, фреска, иконопись. Здесь складывается строгий и суровый канон, диктующий композицию, тип фигур и лиц, основы цветового решения. Канон обусловливал и образный строй изображения.
Византийская архитектура. Формирование типа крестово-купольного храма.
В 6-7 вв. различных областях Византийской империи развивалось крупное монументальное строительство. Особого размаха оно достигло в Константинополе. Еще в начале 5 в. город с его обширными площадями был укреплен мощными стенами с бойницами и башнями, с величественными Золотыми воротами. Его украшали многочисленные храмы, дворцы с обширными купольными залами, ипподромы, акведуки, термы, арки, триумфальные колонны.
Ведущую роль приобрела архитектура монастырских ансамблей и храмов, отличавшихся разнообразием строительных типов. Среди них особенно характерны для Византии продольно-базиликальные и центрально-купольные храмы, созданные на основе традиции античных общественных зданий. В них главную роль начинает играть внутреннее пространство, которое решалось в соответствии с потребностями христианского богослужения.
В V—VI вв. сформировался и широко распространился тип крестово-купольного храма на основе базилики и центрического храма. Он представляет собой квадратное в плане здание, в центральной части которого расположены четыре столба, поддерживающие купол. Купол стал важнейшим элементом архитектуры византийского храма. Наиболее важным элементом, появившимся в византийской архитектуре, стал барабан — цилиндрическая вставка между куполом и стенами, который позволил сохранить монолитность купола, устроив оконные проемы в стенах барабана.
Второй важнейшей особенностью стало крестообразное пространство интерьера. В крестово-купольном храме стоящие на четырех опорах подпружные арки поддерживают паруса и купол, к аркам с четырех сторон примыкают цилиндрические своды, обеспечивающие устойчивость опор. От центра храма расходятся четыре сводчатых рукава, образуя ясно читающийся равноконечный, так называемый греческий крест. Иногда базилика соединялась с крестово-купольной церковью. В самой Византии, а затем и в архитектуре Древней Руси возобладал крестово-купольный храм.
Пространство крестово-купольного храма имело символическое значение. В нём присутствовала четко выраженная пространственная иерархия. Наибольшую символической ценностью наделены:
· по горизонтали — апсида, символически отождествляющаяся с Богоматерью, с Вифлеемской пещерой и с Голгофой, т.е. с Рождеством и Распятием Христа (началом и концом его земной жизни);
· по вертикали – купол вместе с барабаном, символизирующие небеса, Царство Божие, то место, где незримо присутствует Господь вместе с общиной верующих.
Соответствующее значение имеют канонические сюжеты храмовой росписи:
· купол – Христос Вседержитель (Пантократор), Вознесение Христа, Сошествие Святого Духа на апостолов, Вознесение креста барабан купола – апостолы или пророки;
· паруса сводов – апостолы-евангелисты либо сцены Рождества, Принесения во храм, Крещения, Преображения Христова;
· конха апсиды – Богоматерь Оранта (Одигитрия); при отсутствии купола – Христос Пантократор;
· стены – сцены Ветхого и Нового Завета.
Гениальное воплощение новый тип сооружения получил в храме Святой Софии (Божественной Премудрости) в Константинополе (532—537). Храм был построен по прямому указу императора Юстиниана, который лично курировал строительство. Строители храма Анфимий из Тралл и Исидор из Милета, используя опыт Пантеона, создали образ иного художественного строя.
В образе храма раскрывается представление людей эпохи о необъятности мироздания, его всеобъемлющей цельности и разумной гармоничности. Смелостью строительных приемов храм Святой Софии превосходил все предшествующие и современные ему постройки. Главное, что поражает в храме,— легкое, свободно развивающееся внутреннее пространство, образуемое из слияния отдельных объемов. Причем отношение пространства подкупольного и боковых нефов заставляет почувствовать несоизмеримость темных помещений, созданных для молящихся, и ярко освещенного купола, олицетворяющего небосвод.
Ощущение многообразия, сложности и величия мироздания передано в изменчивости, текучести внутреннего пространства, в богатстве впечатлений, открывающихся взору с различных точек зрения. Многообразие это приведено в стройную систему благодаря подчинению логичной ясности конструкции.
Храм Святой Софии— огромная трехнефная базилика, приближающаяся в плане к квадрату. Внешний вид его прост и отличается массивностью форм. Внутри храма все утрачивает весомость. Средняя часть центрального нефа перекрыта грандиозным куполом (длина храма 77 м; диаметр купола 31,5 м), каркас которого образует 40 арок.
Четкая конструктивная система передает нагрузку колоссального распора купола на легкие сферические паруса (вогнутые сферические треугольники), с помощью которых осуществлен переход от окружности купола к квадрату нефа, на широкие подпружные арки и четыре массивных столба, укрепленных снаружи контрфорсами. С запада и востока купол поддерживают два полукупола, которые в свою очередь опираются на шесть арок, покрытых сводами.
Это плавное стекание нагрузки к земле одновременно создает впечатление нарастающего подъема к верху купола. Слегка касаясь вершины арок, купол вознесен головокружительно высоко (55 м) и при солнечном освещении кажется парящим в воздухе, так как тонкая оболочка его у основания прорезана многочисленными окнами, образующими подобие светового кольца. Опорные столбы сливаются со стенами. Два этажа колонн и верхние окна сообщают стенам вид ажурных преград. Впечатление разомкнутости центрального пространства вызывается за счет стен нефа, словно растворяющихся в многочисленных арочках и окнах, а также за счет раскрывающихся нишами апсид.
Красочное убранство интерьера — стены, покрытые полированным сизо-зеленым и розовым мрамором с волнообразным рисунком, резьбой,— зрительно облегчает конструктивные части. В декорации сводов и куполов были использованы мозаики с символическими изображениями креста и ангелов. Сияние огней бесчисленных лампад и свечей также способствовало созданию иллюзии необъятного пространства. Для украшения храма св. Софии из Малой Азии и Египта были привезены малахитовые и порфировые колонны.
В истории мировой архитектуры Константинопольская София остались непревзойденной среди архитектурных шедевров мира. В своем архитектурно-художественном образе храм Святой Софии воплощает представления о вечных и непостижимых божественных началах. Выдающееся конструктивное и художественное произведение стало примером для строителей на целые века.
Источник: megaobuchalka.ru
Тест по истории Средних веков с ответами
3. Какая дата является окончанием истории Древнего мира и началом эпохи Средневековья?
а) 375 год н.э.
б) 476 год н.э.+
в) 577 год н.э.
4. Какие племена германцев проживали на территории современной Испании в Средние века?
а) Остготы
б) Вестготы+
в) Вандалы
5. Как звали основателя династии Меровингов у франков?
а) Хлодвиг+
б) Карл Мартелл
в) Пипин
6. Какая династия свергла власть Меровингов?
а) Лангобарды
б) Тевтоны
в) Каролинги+
7. Как назывался материал для изготовления книг в Средневековье??
а) Папирус
б) Глиняные таблички
в) Пергамен+
8. Кто был наследником Пипина, короля франков?
а) Карл Могучий
б) Карл Великий+
в) Карл Непобедимый
9. Как назывался подъем культуры при короле Карле?
а) Меровингское возрождение
б) Перестройка
в) Каролингское возрождение+
10. К чему привел распад империи Карла?
а) К феодальной раздробленности+
б) К образованию новой империи
в) К анархии
11. Как назывались войны феодалов?
а) Межрелигиозные
б) Междуусобные+
в) Гражданские
12. Из скольки крупных феодальных владений состояло Французкое королевство при власти династии Капетингов?
а) 12.
б) 13.
в) 14.+
13. Какой германский король разгромил войска венгров в 955 году н.э.?
а) Иштван ІІІ
б) Карл ІІ
в) Оттон І+
14. Укажите имя легендарного и храброго короля бриттов?
а) Роберт
в) Артур+
б) Людовик
15. Как дословно переводится термин «норманны»?
а) Люди Юга
б) Люди Запада
в) Люди Севера+
16. От какого знаменитого норманна вели свой род князья Древней Руси?
а) Рюрика+
б) Романова
в) Аскольда
17. Кто возглавил борьбу англосаксов против датчан?
а) Артур
б) Рудольф
в) Альфред+
18. Византийской империей стала называться территория…?
а) Сицилийского королевства
б) Восточной Римской империи+
в) Западной Римской империи
19. Какие украшения храмов Византии появились первыми?
а) Мозаика+
б) Каноны
в) Фреска
20. На сколько ветвей разделились славянские племена в Средневековье?
а) 3+
б) 2
в) 4
II вариант.
1. Как называлось народное собрание у славянских племен?
а) Форум
б) Майдан
в) Вече+
2. Укажите имя прославленного болгарского правителя 893-927 г. н.э.
а) Леопольд
б) Симеон+
в) Василий
3. Объединение Польского государства завершилось во времена правления…?
а) Мешко І
б) Юлиана І
в) Болеслава І+
4. Бедуины – это….
а) Оседлые арабы
б) Басмачи
в) Кочевые арабы+
5. Приблизительно, в каком году Мухаммед начал проповедовать новую религию – ислам?
а) В 610 году н.э.+
б) В 712 году н.э.
в) В 546 году н.э.
6. Как называется священная книга мусульман?
а) Тора
б) Каббала
в) Коран+
7. Как называлось государство арабов при правлении династии Аббасидов?
а) Арабский халифат
б) Багдадский халифат+
в) Мединский халифат
8. Какое название получил специальный церковный суд в борьбе с еретиками?
а) Инквизиция+
б) Трибунал
в) Суд Линча
9. Кто из римских пап дал начало первому крестовому походу?
а) Пий ІІІ
б) Урбан ІІ+
в) Иннокентий І
10. Сколько крестовых походов было в истории?
а) 4
б) 6
в) 8+
11. Что такое великое переселение народов IV-VII вв.?
а) массовые передвижения германских, славянских и других племен, приведшие к гибели Западной Римской империи и образованию на ее территории германских государств+
б) набеги норманнов, мадьяров, арабов на территорию Европы, завершившиеся созданием герцогства Нормандия и королевства Венгрия
в) передвижения германских племен, приведшие к созданию государства франков в Галлии
г) передвижения славянских племен, приведшие к гибели Восточной Римской империи
12. В каком году возникло государство франков в Галлии?
а) в 476 г.
б) в 486 г.
в) в 496 г.
г) в 1507 г.
13. Что произошло в период правления императора Карла Великого?
а) была составлена Салическая правда
б) в битве при Пуатье были разбиты арабы
в) был лишен власти последний король из династии Меровингов
г) Франкское государство стало империей+
14. Что такое бенефиций?
а) земля, предоставляемая за военную службу на определенный срок+
б) освобождение рыцаря от обязанности нести военную службу
в) предоставление крупным землевладельцам большой власти над населением
г) королевская милость
15. Причина распада империи Карла Великого:
а) отсутствие прочных связей между ее отдельными частями+
б) натиск гуннов
в) рост населения империи
г) споры между сыновьями Карла Великого
16. Восстание «Ника» произошло в Константинополе при каком императоре?
а) императоре Юстиниане в 532 г.+
б) императоре Юстиниане в 1204 г.
в) императоре Алексее I Комнине в 1096 г.
г) императоре Константине XI Палеологе в 532 г.
17. Выберите причину разделения христианской церкви на Западную и Восточную в 1054 г.:
а) начало крестовых походов
б) разногласия в понимании важных положений вероучения+
в) распад империи Карла Великого
г) натиск на Византию турок-сельджуков
18. Кто такой Василевс?
а) глава Византийской церкви
б) византийский военачальник
в) византийский император+
г) правитель города Константинополя
19. Соотнесите имя, понятие и их определения.
Имя, понятия
А) Мухаммед
Б) хиджра
В) халиф
Г) медресе
Определения
1) год переселения Мухаммеда из Мекки в Медину
2) пророк Аллаха
3) религиозная мусульманская школа
4) «наместник пророка»
Ответ: 2143.
20. Когда Арабский халифат достиг наибольшее могущество?
а) когда его столицей был Багдад
б) когда его столицей был Дамаск+
в) когда правили четыре первых халифа
г) когда Мухаммед вернулся из Медины в Мекку
21.Сколько основных этапов в развитии эпохи Средневековья выделяют?
а) 1
б) 2
в) 3+
Источник: liketest.ru