Какие украшения носили славяне

Однажды мне на глаза попалась замечательная статься об истории русского национального костюма. Как человек очень любящий такие истории, я с упоением прочла статью и насладилась прекрасными картинками к ней. На одной из картинок взгляд зацепился за красивые, массивные серьги, которые завершали образ модницы своего века. И вдруг я подумала: «А как давно на Руси появились украшения?

Значили ли они что-нибудь? Как менялись со временем?». Любопытсво так захватило, что пришлось сдаться на его милость. Давайте же пройдем вместе по потоку времени и полюбуемся на работы мастеров давно минувших, но не забытых лет.

Самые первые ювелирные украшения появились за несколько десятков тысячелетий до нашей эры, когда древние предки современного человека, еще практически не умея обрабатывать материалы, использовали подаренные природой камешки и ракушки, перья и семена. Археологи считают, что сначала ювелирные изделия не несли в себе функции украшения, их целью было — защитить своего хозяина от опасностей на охоте и в бою, привлечь удачу и заслужить расположение богов. Помимо этого ювелирные украшения определенного типа указывали на особый статус своего владельца. Самым популярным видов первых украшений были подвески, бусы и браслеты — то есть все, что можно было собрать из подручных материалов, нанизав отдельные элементы на гибкую лозу или жилы животных.

Славянские обереги и их значение | SUNLIGHT

На Руси первым ювелирным украшением ребенка были нитки бус-оберегов или же подвески-талисманы, которые защищали малышей от злых духов. Примерно к 7 годам дети получали свое второе ювелирное изделие – серьги. Девочки носили серьги в каждом ухе, мальчикам же полагалась одна серьга. Кольца из золота или серебра носили только именитые граждане, простолюдины же довольствовались простенькими колечками из меди и латуни.

Сквозь время. Русские народные украшения, фото № 1

Височные подвески (славян) X — начало XII в.

В девичьем и женском костюмах различные съемные украшения (серьги, нагрудники, гайтаны, наспинные и поясные подвески) играли большую роль . Во всех районах России они имели свою особую цветовую гамму и делались из разных материалов. Крупнейшим центром распространения ювелирных изделий по всей стране была Нижегородская ярмарка, на которую свозились изделия почти всех ювелирных промыслов.

Самым популярным по всей стране украшением являлись серьги. Серьги были чрезвычайно разнообразны. Это и цельнолитые массивные „голубцы» с жемчугом, сканью и эмалью, появившиеся впервые еще в XVII веке, и ажурные металлические со вставками стекла и шумящими круглыми подвесками, и всевозможные „двойчатки» и „тройчатки» с металлическими гравированными бусинами, кусочками сердолика, стекла, мелким жемчугом. Очень интересны самодельные серьги южных губерний из гусиного пуха, перьев, бусин, разноцветных шерстяных нитей, бисера. На севере же самыми популярными были серьги из низаного перламутра и жемчуга, „бабочки», плоские, в виде розетки, грушевидные и другие.

Височные подвески снова в тренде. Женские славянские украшения.

Сквозь время. Русские народные украшения, фото № 2

Серьги 17 век Серебро, литье. Российский этнографический музей Санкт-Петербург, Россия

Сквозь время. Русские народные украшения, фото № 3

Серьги «голубцы» ,17 век. Серебро, стекло; филигрань, позолота. Российский этнографический музей Санкт-Петербург, Россия

Сквозь время. Русские народные украшения, фото № 4

Серьги тройчатки и одинцы

Пясы – примерно с XIV в., представляют собой массивные подвески на кольце-швензе с колокольчиками по нижнему краю. Кольцо-швенза либо крепилась к лентам головного убора, либо крепилась к уху. Позже их делали из бисера.

Сквозь время. Русские народные украшения, фото № 5

Колты (колтуши, колтки) — литые подвески из золота или серебра на лентах у височной части головного убора, заменяющие серьги, служили и оберегами. Состоит из двух выпуклых щитков, спаянных друг с другом, имеющие наверху дужку для подвешивания. Бывают округлой или звёздчатой формы. Округлые украшались изображениями птиц-сиринов, древа жизни, цветами, позже христианскими мотивами.

Сквозь время. Русские народные украшения, фото № 6

Другим часто встречающимся видом украшений являлись шейные и нагрудные: „языки», „грудки», ожерелья, жерелки, мониста, гайтаны, цепочки.

Гайтаны — изделия, снизанные из мелких бус и бисера, которые спускались спереди до пояса и ниже. Большего расцвета достигли в конце XIX — начале XX в. в юго-восточной части России, у народов Поволжья и Приуралья, Сибири. Изготовляли, нанизывая бисер на одну и более нитей (иногда до 30), вручную и ткали на специальном станке с нитяной основой.

Набирали бисеринки на суровую вощеную нитку, конский волос или тоненькую проволоку. Переплетая нити с нанизанными по счету бисеринками, мастерицы создавали яркие, красочные узоры, чередуя геометрические, стилизованные растительные или зооморфные орнаменты. Рисунки для украшений мастерицы придумывали сами и заимствовали из узоров тканых, плетеных и вышитых изделий.

Сквозь время. Русские народные украшения, фото № 7

Сквозь время. Русские народные украшения, фото № 8

Однодворки носили крупные „янтари» или стеклянные бусы, охватывающие шею в несколько рядов. Для северных районов России характерны либо ожерелья типа ошейника или воротника, плотно облегавшие шею и представлявшие собой широкие, снизанные из перламутра, жемчуга и белого бисера сетки, либо полосы холста, расшитые этими же материалами, дополненными вставками цветного стекла, лентами.

Читайте также:
В какие дни лучше покупать золотое украшение

Сквозь время. Русские народные украшения, фото № 9

Сквозь время. Русские народные украшения, фото № 10

Большой популярностью пользовались бусы из янтаря и всевозможные виды металлических цепей как объемных, кольчатых, так и плоских, со звеньями из гладкой рубчатой или филигранной проволоки.Наиболее распространёнными были стеклянные бусы. Наиболее любимым цветом для бус считался зелёный. Знатные женщины предпочитали бусы, составленные из различных материалов (золотые, жемчужные и выточенные из драгоценных камней).

Сквозь время. Русские народные украшения, фото № 11

Цепь 16 — 17 век. Серебро, позолота. Российский этнографический музей Санкт-Петербург, Россия

Сквозь время. Русские народные украшения, фото № 12

Гривны – разновидность шейных украшений. Металлические гривны могли позволить себе только дамы состоятельные. Самыми дорогими были билоновые гривны – их изготавливали из сплава меди и серебра, ну а самими «хитовыми» — медные или бронзовые, иногда покрытые серебром.

Сквозь время. Русские народные украшения, фото № 13

А теперь несколько картин «модниц» лет давно минувших. Лично у меня просто дух захватывает, глядя на это великолепие. А у Вас?

Сквозь время. Русские народные украшения, фото № 14

Сквозь время. Русские народные украшения, фото № 15

Сквозь время. Русские народные украшения, фото № 16

Сквозь время. Русские народные украшения, фото № 17

Сквозь время. Русские народные украшения, фото № 18

Автор — Маковский К.Е

Сквозь время. Русские народные украшения, фото № 19

Автор — Сычков Ф.В

Я надеюсь, Вам понравилось наше маленькое и красивое путешествие во времени. Спасибо за внимание!

(Все материалы взяты из интернета)

Источник: www.livemaster.ru

Ювелирные украшения со смыслом: обереги древних славян, их значение. Сакральные символы

Славяне всегда славились тем, что умели искусно изготавливать различного рода украшения, которые носили защитные функции. Обереги древних славян помогают защитить человека от болезней и злых духов. Кроме того, благодаря таким оберегам человек мог общаться с природой и с высшими силами, которые всегда служили помощниками для него.

Обереги древних славян были более популярны среди женщин, чем среди мужчин и этому есть вполне логическое объяснение: женщины служили хранительницами очага и продолжательницами рода, а значит, они нуждались в более сильной защите от воздействия злых духов и темных сил.

Большинство древних «украшений» защищали своих обладательниц, издавая громкий звук, отпугивающий представителей темных сил. Чаще всего, подвески и кулоны создавались в форме тех животных, которые по легендам славян символизируют добрые силы, противостоящие магической нечисти. Такими животными считались волк, сокол, медведь, орел и др.

Головы двух волков в кругу символизируют бесконечность и защищают род от бед и болезней.

МЕДВЕДЬ — охраняет человека от порчи, сглаза и злых духов.

ПТИЦА — Символизировала семейный очаг и способствовала спокойствию и счастью дома. Оберегала семейство своего хозяина, как птица свое гнездо. Часто птица была стилизована под крестообразную фигуру, тем самым ей придавались свойства креста.
Изображение голубя служило символом супружеской верности или преданности возлюбленной или возлюбленному
Фигурка хищной птицы (сокола или орла) — символ мужества и воинской доблести, оберег в сражении, походе

РЫБЫ — Распространены в местах, где промысел рыбы имел большое значение. Символ достатка, удачи. По мнению некоторых исследователей, иногда заменял изображение птицы

КЛЮЧ — Символизировал достаток и богатство, помогал своему хозяину добиться материального процветания. Также «запирал» двери дома для злых сил

ЛОЖКА — Служила символом благополучия и сытости. Ее хозяину нечего было бояться голода, особенно если ложечка была вырезана из лосиных или оленьих рогов.

ЗУБ, КОГОТЬ ЗВЕРЯ — Произошел от амулетов и украшений первобытных охотников. Отпугивал видимых и невидимых врагов. Показывал доблесть воина-охотника. Придавал охотнику ловкость, силу, хитрость сраженного зверя.

ЖЕНСКИЙ ГРЕБЕНЬ — большое предназначение гребень имел и для совершения различных обрядов, которые проводили в домашних условиях. Чаще всего такие гребни были семилучевыми, ведь число семь у многих народов, и не только славян, считалось счастливым числом. Они давали защиту от сглаза и болезней.

Недаром и в христианстве та же Семистрельная икона Богородицы до сих пор считается защитным оберегом. В волосы часто вплетали совсем маленькие гребни, на которых изображали птиц. Это символизировало защиту от болезней и давало человеку здоровье.

СОЛНЦЕ — Приносит удачу своему хозяину, передает ему часть солнечной энергии, отпугивает любое зло и неприятности. Знак солнца, изготовленный из дерева с контурами, обведенными кровью человека, который такой знак делал – обладает наибольшей силой

ТОПОРИКИ — Являлись символами молнии и привлекали благосклонность Перуна. А также были символом семейного быта — расчистки земли под пашню и постройки дома. Семейный и домашний оберег.

Ножички в ножнах — Применялись в знахарских ритуалах и отпугивали нечисть

Уменьшенные копии другого оружия — способствовали увеличению навыков во владении оружием, которое изображалось. Удача в бою

Серпы — Обещали большой урожай, были весьма важны для земледельца, суля ему помощь богини земли
Крест — Символизировал четыре стороны света. Появился задолго до христианства.
Символизировал защиту со всех четырех сторон, иногда Божественную силу, стекающуюся к человеку. В сочетании с растительным орнаментом мог означать плодородие

Читайте также:
Самые популярные бренды ювелирных украшений в мире

РЫСЬ — Самый крупный хищник из кошачьих на Руси, «зверь лютый», символ доблести. Защищал от врагов

Подковки — Уменьшенные копии подковок приносили удачу и счастье, так как были непосредственно связаны с добрым конским началом

Коньки, уткокони — Конская символика добра. Уткокони, согласно вере славян, перевозили бога солнца ночью через море, расположенное на другой стороне земли

Пятиконечная звезда — Символ полумесяца с пятиконечной звездой уходит корнями в далекое прошлое, он на многие тысячелетия превышает возраст Ислама. Почитать данный образ стали в древнем Константинополе. После захвата османы дали городу имя Стамбул и оставили в качестве символа города полумесяц.В дальнейшем полумесяц с пятиконечной звездой приобрел массовое распространение, им стали украшать флаги и знамена исламских государств, полумесяц появился на мечетях. Но при этом стоит отметить, что данный знак не относятся к религии мусульман и не несет какого-либо сакрального смысла. Он остаются символом османской династии и отождествляет вероисповедание своего владельца

Существовали обереги у славян и в виде сережек и колец. Так, например, сережка с маленьким ножиком представляла собой символ плодовитости. Любое изображение оружия, будь то нож, секира или топор, должно было указать злым силам на защиту и покровительство Богов над человеком.

Чаще всего украшения, если уж позволяли средства, делали из мягкого металла – золота. Но для защиты, как правило, советовали использовать только серебро. Считалось, что именно этот материал сумеет уберечь человека от влияния нечистых духов темного мира. Использовали для создания оберегов и натуральные материалы: шерсть, хлопок, лен и даже дерево. Важно было лишь правильно и грамотно подобрать для себя тот материал, который подходил человеку.

Сегодня тоже существуют различны обереги, украшения, статуэтки, вышивка, которые служат защитой для нас и нашего дома. Необходимо различать, для чего предназначен тот или иной оберег, ведь неправильное их использование может обернуться совсем по-другому.

Обереги-вышивки

Многие элементы одежды славян еще до недавних пор покрывались такими узорами. Их можно встретить на подоле одежды, рукавах или вороте. Считалось, что даже сама ткань служила оберегом, поскольку ее также делали с помощью станков и прялки, на которых были нанесены различные защитные знаки.

Вышивкой украшались те части костюма, через которые, по представлению наших предков, злые силы могли проникнуть к телу человека. Отсюда и основное значение вышивки в древности — охранительное. Охранительным узором вышивались ворот, манжеты, подол, разрез горловины. Сама ткань считалась непроницаемой для злых духов, так как в ее изготовлении участвовали предметы, обильно снабженные заклинательным орнаментом. Поэтому важно было защитить те места, где кончалась заколдованная ткань одежды, и начиналось тело человека.

Цвета вышивки-оберега связаны с защитой

  • Белый. Связан с идеей Света, чистоты и священности.
  • Красный – Огонь, (и Солнце – как небесный Огонь), кровь (жизненная Сила).
  • Зеленый – Растительность, Жизнь.
  • Черный – Земля.
  • Золотой – Солнце.
  • Синий – Небо, Воды.
  • Фиолетовый редко встречается в русской вышивке.

И все таки большая часть вышивок выполнялась нитками красного цвета, ему придавалось особое значение. Оттенки его разнообразны: алый, смородиновый, маковый, брусничный, вишневый, кирпичный.

Материалы для вышивки – нити:

  • Хлопковые нити лучше всего подходят для постоянной защиты от сглаза и порчи.
  • Шелк хорош для сохранения ясности мышления, помогает в сложных ситуациях, связанных с карьерой.
  • Шерсть защищает тех людей, которых зло уже коснулось. Она закрывает пробои в энергетике. Вышивки шерстью выполняются на одежде в области шеи, сердца, в области солнечного сплетения, низа живота, то есть там, где расположены основные центры человека. Шерстью обычно вышивают силуэты животных, реже — деревья и плоды. Не стоит вышивать шерстью птиц и звезды. А вот солнце вполне подойдет, будет постоянно оберегать вас от холода и тьмы в жизни!
  • Лен действует умиротворяюще, особенно хорошо «работает» при использовании древних символических узоров — при изображении солнца, звезд, птиц, деревьев.

Не следует на какой-то одной вещи вышивать несколько различных по назначению обережных узоров — лучше для каждого из них выбрать отдельную вещь, иначе результатом такой вышивки получится некая энергетическая сумятица. Это относится и к материалам, из которых сделаны нитки, — не надо в одном узоре использовать несколько видов материала.

Обережную вышивку принято делать гладкой, без узелков, узлы обрывают энергетическую связь вышивки с ее носителем, затрудняют плавное течение энергий.

Знаки в обережных вышивках:

  • Кресты — преграда и отвращение зла, знак закрытости.
  • Дерево (чаще всего — елочка) — символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни.
  • Цветок — символ красоты и непорочности, красный цветок — символ земной любви, сексуальной привлекательности.
  • Звезды — знак небесного огня. Звезды должны иметь треугольные или ровные лучи. Знак разума и просветительских мыслей.
  • Круги — символ плодородия, материнства, изобилия, знак женского начала в природе.
  • Квадраты — знак земледельцев, символ плодородия полей. Часто перемежаются светлый и темный квадраты, иногда они усиливаются штриховкой вдоль или поперек квадрата.
  • Спираль — символ мудрости; если цветовая гамма сине-фиолетовая — сокровенных знаний. Мощнейший отвращающий знак для всех «темных» сущностей теневого мира, если цвет красный, белый или же черный.
  • Волнистая линия — волны, вода, Мировой океан. Символизирует начало жизни, умение приспособиться к обстоятельствам. Если линии расположены вертикально — это знак самосовершенствования, «лестница в небо», путь к тайным знаниям.
  • Треугольник — символ человека; особенно если сопровождается небольшими точечками или кружками со стороны вершины. Символ человеческого общения.
  • Женщина с поднятыми ладонями: богиня Макошь. С опущенными — Лада. Чаще всего они изображены с оленями по бокам. Богини эти отождествлялись с двумя северными созвездиями — Большой Медведицей и Малой. Как известно, на Руси эти созвездия раньше звались Лосиными.
  • Бык – знак Велеса.
  • Волк – знак Ярилы.
  • Ворон — знак мудрости и смерти, Велеса.
  • Змей – знак Земли, мудрости, Велеса. Связан с Нижним Миром.
  • Конь – знак Солнца, Солнечных Богов.
  • Лебедь – знак Мары, смерти, зимы.
  • Медведь – знак Велеса.
  • Олениха (важенка) или лосиха – знак Богинь Плодородия (Рожаниц).
  • Орел – знак Грома, Перуна.
  • Петух – знак Огня, Агуни.
  • Сокол – знак Огня, Агуни. Есть мнение, что «трезуб» (герб Рюриковичей и современной Украины) – стилизованное изображение сокола в полете.
  • Кукушка – знак жизни, Живы.
  • Козел – знак плодородия, плодовитости.
  • Свинья – знак плодородия, изобилия.
Читайте также:
Украшение как в карнавальной ночи

Часто древние мастера изображали знаки, которые обозначали солнце. Это солярные знаки. Солнце за тысячелетия получило великое множество вариантов изображения. К ним относятся и разнообразные кресты — как в круге, так и без него.

Некоторые кресты в круге очень похожи на изображение колеса, и это неспроста: человек видел, как солнце двигалось, то есть «катилось» по небу, как огненное колесо. Вечное движение небесного светила было отмечено крючковатым крестом, свастикой.

Свастика обозначала не только движущееся солнце, но и пожелание благополучия. Особенно часто она встречается в северных вышивках как полотенец и рубах, так и в браном ткачестве.

Символы природы очень многочисленны и многогранны. Нет такого символа, который бы означал саму природу. Зато ей посвящено довольно много магических знаков. Это прежде всего, природа волшебная. Поэтому, начнем с символов Мирового Древа. Мировое Древо – «Ось мира», оно держит на себе все миры. В кроне расположился мир Прави.

У ствола – Явь, в корнях – Навь.

Особо известен такой символ, как цветок папоротника, с которым связана легенда – папоротник в ночь на Купалу выпускает красивейший цветок-огнецвет. И цветет он только одну ночь, а потом бесследно пропадает. Тот, кто найдет этот цветок, станет мудрым и сильным.

По материалам вебинара Артура Салякаева

Источник: uvelir.info

Украшения древней Руси

По древним поверьям, в уязвимые, открытые места на теле человека могло проникнуть зло, поэтому люди стремились защитить себя, надевая различные украшения и обереги. Такие предметы изготавливались из березы, сосны, дуба. Также использовалась кость. Но надежнее всего душу и тело защищали металлы, драгоценные камни.

Раньше украшения имели магическое, религиозное значение. Они использовались как священные амулеты. Чаще всего украшения носили женщины, ведь, по сравнению с мужчинами, они были более подвластны злым силам и им требовалась защита не только для себя, но и для младенцев в утробе.

По словам ученых, до VIII века у восточных славян не было отдельного, выделяющегося стиля металлических украшений, характерного только для них, поскольку восточноевропейские славяне находились вдали от территорий добычи цветных металлов. Они присматривались к украшениям, которые использовались по всей Европе, однако никогда не подражали чужеземным образцам. Напротив, восточные славяне умело переделывали европейские украшения на свой лад, и сегодня археологи имеют возможность устанавливать это по выявленным находкам не только территории проживания славян, но и в областях, где жили те или иные племена.

Традиционных славянских украшений огромное количество. От того времени до нас дошло множество материала, позволяющего сделать вывод, что обереги и наряды были многочисленны и разнообразны.

Гривна

Гривна («грива», «шея») – надеваемый на шею металлический обруч, который свидетельствовал об уважаемом положении в обществе. По поверьям, гривна не давала душе выйти из тела. Использовали ее и мужчины, но многие археологи уверяют, что это женское украшение, так как его часто обнаруживали в женских древнеславянских погребениях. Гривны изготавливались из бронзы, меди, меди с серебром, из сплавов на основе свинца и олова, украшения «подороже» были серебряными.

Читайте также:
Шкатулки для украшений из дерева или кожи

Изготавливались различные виды гривен – например, дротовые из крупного перекрученного металлического прутика. Позже стали появляться гривны из трапециевидного, 6-угольного или ромбического дрота: такие изделия не перекручивались, а украшались точками, треугольниками или кружочками.

Также славяне изготавливали гривны, кончики которых сильно заходили друг за друга. Тыльная часть, которая касалась поверхности шеи, была круглой. Подобные гривны украшались треугольниками («волчий зуб»). Для изготовления украшений применялись низкопробное золото, бронза, биллон. Их использовали племена радимичей в X – XI веках.

Чаще всего носили витые гривны. Их изготавливали по-разному – сложным или простым жгутом (из 2-3 проволочек из бронзы или меди).

Височные кольца

Такое изделие носили рядом с висками на головных уборах. Их подвешивали на ремешках или ленточках. Кольца могли вплетать в локоны или использовать как серьги. Это традиционное славянское украшение, которое распространилось по всей Руси к XI—XII векам.

Височные кольца носили девушки, которые вступали в брачный возраст, и молодые жены. Изделия были многочисленны и торжественно убраны, ведь древние славяне считали, что женщины должны оберегать от злых сил как себя, так и детей. Для совсем маленьких девочек и уже взрослых женщин такие изделия не характерны.

Также изготавливались височные кольца с бусами, которые нанизывались на проволоку. Женщины славянского, финно-угорского происхождения предпочитали металлические бусинки с гладкой поверхностью, для разделения которых использовались проволочные спирали. А новгородские женщины носили височные кольца с бусинками, которые украшались маленькими металлическими шариками.

Серьги

Обычно серьги носили на висках. Один кончик кольца сгибали в петлю для привески, а другой завязывали или заводили за него. На виске носили до 6 «кривичских» колец.

На северо-западных территориях новгородских славян такие кольца носили по одному или два с каждой стороны лица, причем их кончики скрещивались. В X—XI веках к кольцам нередко подвешивали металлические пластинки в форме треугольников или бубенчики.

Ладожские славяне в середине IX века стали часто использовать кольца со спиральным завитком, который был обращен наружу. Считается, что такое украшение пришло в Ладогу с южнобалтийских берегов.

Серьги у славян – не самое востребованное украшение: чаще его использовали те, кто хотел подражать иноземным обычаям. Например, большую часть своей жизни князь Святослав провел в военных походах, в чужих странах – оттого у него и возникла та самая известная серьга.

Браслеты

Такие украшения были популярны в XII-XIV веках. Но археологи находили браслеты при раскопках поселений с VI века. Древние славяне называли эти украшения «обручами», «зарукавьями». Для украшения браслетов использовались жемчуг, драгоценные камни. В ход шли и золотые цепочки.

Браслет – не только женское украшение: их часто носили бояре, князе.

Для изготовления браслетов применялись шерсть, цельный металл, кожа, стекло, хотя стеклянные браслеты популярностью у людей не пользовались. Чаще всего славяне носили медные «обручи» – на их руках красовалось сразу несколько таких украшений.

Были востребованы плетеные, проволочные браслеты, а также украшения, которые сгибались из металлических пластинок.

Известны браслеты, которые состояли из двух элементов, соединенных петлями и застежкой.

Браслеты отличались не по форме, а по сечению: они были треугольными, квадратными, закрученными или завитыми, гладкими.

Часто браслеты красовались на девушках во время празднеств, посвященных плодоносящей воде, поэтому на таких украшениях нередко можно встретить узоры в виде волн, голов змей и других «водных» символов.

Подвески

Медные, бронзовые, серебряные подвески носили на цепочках или удлиненных шнурах. Украшения обычно прикреплялись к поясу одежды или к платью на груди.

Древние славяне использовали подвески в качестве языческих оберегов. Всего было около 200 видов таких украшений, но самые востребованные – те, которые символизировали богатство, быт или животных. Популярностью пользовались геометрические украшения в виде ромбиков, крестиков, кружочков.

По поверьям, Луна покровительствовала незамужним, в результате чего подвески в форме этого светила, называемые лунницами, нередко красовались на молодых девушках. Часто женщины украшали себя подвесками в виде гребней с головами диких зверей. Популярны были водные, солнечные символы.

Обереги

Старославянские обереги имеют четкое разграничение на женские и мужские изделия. Для женских украшений характерны символы солнца. Такие предметы изготавливались из бронзы или биллона, иногда использовалось серебро высокой пробы.

Для круглых подвесок в виде солнца использовались желтые сплавы, для «лунниц» – серебро, золото с оловом. Бронзовые подвески почти не встречаются. Лунницы стали применяться славянами в Х веке. Их использовали как ожерелье и носили сразу в количестве нескольких штук. Иногда лунницы использовали как серьги.

Знатные дамы носили изделия из чистого серебра, отличающиеся искусной работой ювелира: мастера украшали их филигранью и зернью.

Менее обеспеченные женщины использовали простые лунницы из дешевого металла, украшенные растительным орнаментом (ведь Луна должна была отслеживать рост и жизнь растений). Для отливки таких предметов применялись глиняные слепки и каменные формы.

Читайте также:
Как и из чего сделать украшения в аквариум

Амулеты

Обереги-амулеты выглядели как фигурки или символы, имеющие магическое значение. Фигурки носили наборами в качестве украшений, надевая их на тело, близко к сердцу.

Изделия подвешивались к полукруглой дужке в виде полумесяца, символизирующего небесный свод. На ней были 3 точки, которые обозначали восход, закат и полдень.

Обычно амулеты изготавливались в виде челюсти хищных животных, ключа, птицы, двух ложек.

Женские древнеславянские обереги

Женщины северных территорий носили подвески, чьи элементы при ударе друг о друга должны были распугивать злые силы. Элементы подвесок выполнялись в виде металлических или деревянных фигурок, бубенцов. Мастера изготавливали множество зооморфных символов – например, лошадей, лапки лягушек, петухов.

Также женщины носили на шее крупные талисманы – например, большие ожерелья, поскольку считалось, что грудь и шея – самые уязвимые области тела. Чаще всего для изготовления талисманов применялся бисер – стекло, защитные свойства которого ценились у многих европейских народов.

Женские головные уборы также выполняли и защитную функцию. В них часто использовались символы птиц. Например, другое название кокошника – «петушник», а рогатые кики выступали в качестве символа утки. Женщины носили и «сороки». Алые платки шили с птицами, растительным орнаментом – все это защищало свою хозяйку от нечистых сил.

Молодые девушки могли не носить головных уборов – вместо этого у них были ленты-очелья в виде алых или металлических ленточек из бронзы, золота или серебра, к которым крепились оберегающие фигурки. Гребни с 7 зубцами тоже были оберегами – их применяли в магических обрядах, заговорах.

Серьги для женщин тоже играли роль оберега. Такие украшения представляли собой металлические подвески. Предполагалось, что если в подвесках есть режущие и колющие элементы в виде топора, серпа, пилы, челюстей диких зверей – то это защищало свою хозяйку от нечистой силы. Ту же самую роль играли и серебряные ожерелья-лунницы.

Мужские древнеславянские обереги

Мужчины в качестве оберегов использовали подвески, на которых изображались уточки. Считалось, что подобные украшения защищают их от ран и недугов во время боев. Популярными были подвески, выполненные в виде мечей и кинжалов. Клыки и когти лесных зверей выступали мощными амулетами.

На мужские украшения наносились символы солнца, земли, плодородия, а также зверей и рыб, небесного свода.

Одежда для мужчин была с широкими, недлинными рукавами, которые скреплялись оберегами.

Бусы

Бусы назывались у древних славян ожерельями: это украшение представляло собой нитку крупных (диаметром 1,5 см) бус, которые могли быть разными или одинаковыми. Такие украшения были распространены у женщин, проживающих на северных территориях.

Иногда бусы изготавливались из отрезков многослойных стеклянных палочек. Были распространены посеребренные и позолоченные украшения. К самым востребованным и часто встречаемым относились стеклянные бусы. Изготавливались стеклянные украшения, дутые изделия, многогранники и украшения из стеклянных палочек. А богатые женщины носили бусы из драгоценных камней, жемчуга и золота.

Популярны были и монисто – монетки или небольшие драгоценные камешки, нанизывающиеся на цепочку.

Колты

Такие украшения крепились на головном уборе с помощью ленты или цепочки, которая складывалась вдвое. Колты представляли собой 2 выпуклые пластинки, дополненные дужкой. Они украшались чернью, звездочками, жемчужными обнизями.

На колтах изображали птиц, древа жизни. Птицы выступают символом брачной пары, дерево – новой жизни. Чуть позже на таких украшениях стали изображаться святые и иная христианская символика.

Кольца и перстни

Перстни и кольца выполняли защитную функцию, оберегая руку своего владельца от нечистой силы. Такие украшения появились на местах древнеславянских захоронений с IX века. Предполагается, что кольца – особый элемент церковных обрядов – распространились у древних славян после появления христианства.

Иногда в могилах встречались несколько десятков колец. В других захоронениях перстни укладывались в кожаные кошельки, горшочки, связывались шнурком или лежали на простой бересте. Носили их в необычной манере – например, на пальцах ног. Древнеславянские кольца и перстни были распространены на территории всей Руси.

Как мы видим, традиционные национальные костюмы и украшения, несут в себе отголоски дохристианского прошлого Древней Руси. Какие-то элементы древних украшений и одежды до сих используются в современной жизни, потеряв, однако, свой языческий и оккультный смысл. Многие древние украшения дошли до нас из глубины веков, благодаря прочности металлов, из которых они изготовлены. Прочитать про эти старинные украшения и внимательно рассмотреть их, узнать особенности и смысл их форм и многообразия вы сможете в нашем каталоге русской старины.

Рекомендуемые статьи

Древнерусская вышивка: виды и символическое значение её мотивов

Древнерусская вышивка: виды и символическое значение её мотивов

С вышивкой знакомы все: украшение готовых изделий из ткани узорами или орнаментами с помощью иглы и нитей существует тысячи лет. В тонкой и кропотливой работе м..

Источник: mednolit.com

Рейтинг
Загрузка ...