Какие украшения носили в старину

Броши из металла

Древнерусские и древнеславянские украшения и их современные реплики стали очень популярны в России. Этнические украшения древних народов России привлекают любителей необычных изделий, туристов и путешественников из разных стран своей аутентичностью, живым и глубоко духовным символизмом.

В России есть мастера, которые очень детально воссоздают то, что делали когда-то предки. Древние народы верили, что через отверстия нашего тела могла вылететь душа, или, наоборот, могло проникнуть какое-нибудь злое существо. С помощью украшений люди стремились защитить более всего подверженные ранениям и ушибам руки и ноги, а также наши энергетические центры и каналы тела.

Славяне считали, что больше всего пользы человек получит от ношения изделий из металлов и драгоценных камней. Старославянские мифы сравнивают золото и серебро с солнечным светом и молниями бога Перуна, верховного из языческих богов. Украшения в древности больше носили религиозный и магический характер.

Старинные марийские украшения воссоздают по книгам

Их надевали не только «для красоты», но и в качестве амулета, защитного талисмана. Древнеславянский наряд каждой девушки подразумевал намного больше украшений, нежели мужской. В современном мире также возвращается мода на древнеславянские обручи, серьги, обереги, кольца, браслеты и подвески. Эти изделия не только гармонично дополнят ваш образ, но и принесут удачу, защитят от негативных энергий.

Краткая история древнеславянских украшений

  • Скань — скручивание тонких серебряных или золотых проволок;
  • Зернь — покрытие поверхности золотыми или серебряными гранулами;
  • Эмалирование — нанесение рисунка на поверхность, заполнение пустот эмалью, которую затем обжигали и полировали. Византийская техника;
  • Гравюра также широко использовалась в ювелирном деле. Ювелиры изображали бытовые сцены из жизни, языческие обряды, мифических или реальных животных и птиц.
  • Некоторые из самых древних произведений имеют ярко выраженные признаки влияния скандинавской культуры. Это может свидетельствовать либо о скандинавском происхождении украшений, либо о сильном влиянии Северной Европы на ювелирных мастеров.

Драгоценные камни широко использовали в древних украшениях, поскольку считалось, что они обладают высшей и исцеляющей силой. В ранней русской истории у многих народов также были свои украшения. Они дополнялись жемчугом и сложной вышивкой, и их носили на теле.

Какие этнические украшения популярны

Ободки и диадемы, которые не так давно снова вошли в моду, были очень популярны в те времена. Чешский историк Любор Нидерле писал, что самыми важными и характерными для славян были кольца, вплетённые в женские волосы. Они свисали с обеих сторон головы, перед и за ушами, закрывая виски или касаясь плеч. Войлочные бусы и деревянные браслеты с фресками, серьги с керамическими фигурками и кованые кольца со скифской и славянской символикой — всё это пользуется большой популярностью у дам всех возрастов.

Читайте также:
На какой слог падает ударение в слове украшение

Какие украшения носили крымские татарки в старину?

Очень популярны ювелирные серьги, кулоны и броши в стиле 18 и 19 веков, выполненные из бронзированного металла со стеклянными, кружевными и жемчужными элементами. Также востребованы деревянные, броши в виде маленьких зверушек, расписанные акриловыми красками, и оригинальные серьги и кулоны, которые вырезают из тонкого шпона в виде различных колечек и фигурок.

Высокое качество изделий из мастерской Алёшиных

Благодаря археологам, выставкам в музеях и частным коллекциям появилось большое многообразие современных реплик древнерусских украшений. В Великом Новгороде есть творческая художественная мастерская Алёшиных, основателем которой является Генрих Александрович Алёшин. Ещё в 1965 году он начал заниматься художественной обработкой металла. В 1990-е годы член союза художников России Г.А. Алёшин организовал в Великом Новгороде творческую лабораторию, сосредоточив внимание на изготовлении реплик древнерусских украшений на основе найденных археологами на раскопках в Великом Новгороде и других центрах культуры древней Руси.

Все изделия творческой мастерской Алёшиных изготавливают только вручную с помощью авторских технологий и в небольшом количестве. Основные методы производства — это литьё, чеканка, гравировка, вальцовка и тиснение. Материалом для изготовления большинства украшений выступает медь и сплавы на её основе, такие как латунь и мельхиор. Мастера также используют серебрение и позолоту.

Некоторые древнерусские украшения из ассортимента мастерской Алёшиных вы можете купить в нашем интернет-магазине в Москве. Вы можете купить браслеты из меди и латуни, гривны, колты и фибулы накладные, кольца, подвески, серьги, бубенчики, медные пятаки, кресты и обереги, броши и шпильки, ключики и колокольчики. Доступна доставка древнерусских украшений по всей России. Стоит отметить, что у древнеславянских этнических украшений из мастерской Алёшиных высокая оценка среди людей, изучающих культуру древней Руси, этнологов и историков. В некоторых музеях «Золотого Кольца» их даже продают в качестве ценных сувениров.

Где купить древнеславянские украшения

В нашем онлайн-магазине есть целый раздел, который посвящён древнерусским и славянским украшениям. Наш ассортимент постоянно пополняется новыми изделиями. Всегда в наличии славянские обереги и амулеты, броши из металла, колокольчики сувенирные, медная посуда, браслеты, петроглифы, медные цепочки, серьги, кольца и многое другое.

Для тех, кто желает сначала подержать изделие в руках и примерить, приходите в наш магазин в Москве (м. Нагатинская) Заказы через интернет-магазин мы отправляем в любой город России, как с предоплатой, так и наложенным платежом. На все вопросы готовы ответить по электронной почте или по телефону, указанному на сайте.

Источник: laxmi.ru

Древнерусская одежда мужчин и женщин :описание и основные особенности

Мода на одежду в Древней Руси значительно отличалась от современной.

Создателей одежды на Руси называли мастерами-кузнецами. Они постоянно придумывали новые виды одеяния, украшения для головных уборов, делали выкройки, украшали. Одежда делилась в зависимости от статуса человека. Древнерусский народ считал, что одежда защищает от злых духов, темных сил, потому что обладает особой силой. Поэтому %древнерусские наряды% имели вышивку в виде Свастики, Инглии, вышивалась деревянной иглой и льняными нитками.

Верхняя одежда

kak.znate.ru

Верхняя древнерусская одежда мужчин называлась свитой. Это был длинный до икр кафтан разного цвета: красный, коричневый, бежевый, рыжий. Свита не должна была прикрывать сапоги и мешать при ходьбе. Главное, что было важно для славян в одежде – удобство, практичность, тепло. В зависимости от материального положения выбиралась ткань кафтана.

Читайте также:
Свадебное украшение канзаши своими руками

Князья носили теплые, с меховым воротом и вышивкой свиты.

Из меха предпочитали овчину, бобра, кролика, лисицу, песца.Воротник был небольшой, едва прикрывая шею. В основном меховой воротник предпочитали класть на плечи. Присутствовало много пуговиц, от восьми до двенадцати.Крестьяне, рабочие надевали простые платья, на которых были только пуговицы. В холодную зиму кафтан согревал, потому что работать приходилось на улице целый день.

На плечи накидывали длинную плащевидную накидку, которая представляла собой кусок льняной ткани. Накидка была без рукавов. Это было своеобразной модой на Древней Руси.

Носили накидку поверх свиты, шубы мужчины, дети и женщины разных слоев населения.Отличалась накидка покроем, качеством материала.Славянская зимняя одежда чаще всего шилась из кожуха, то есть из шкуры, меха и кожи животного. Если это был лен, то его сначала нужно было вырастить, собрать урожай, перемолоть и соткать нитки, ткань. Славяне старались быть максимально близко с природой.

Славянский костюм женский

booksite.ru

Как и сейчас, древнерусские женщины и девушки любили одеваться красиво. В женской одежде отдавали предпочтение мелким деталям и вышивке. Она была вышита по подолу, на рукавах, вокруг горловины. Боярыни, княгини носили богатые платья с вшитыми металлическими пластинами, крестьянки носили простую льняную рубаху с пояском.

Женский костюм был не только теплым, но и показывал статус женщины. Ткань для платья, костюма всегда выбиралась льняная, а узоры вышивались исключительно красными нитками, потому что красный цвет у славян символизировал здоровье, плодородие, огонь, тепло, защиту.

Женский костюм был длинным, ниже колена, с длинными рукавами. Делился костюм на верхнюю и нижнюю рубаху. Выкройка костюма была простая: крестообразная, прямая.Платья были повседневные, праздничные, свадебные.У молодых девушек древнерусский костюм женский дополнялся запоной. Запона – большой кусок ткани с вырезом посередине. Надевали его через голову поверх рубахи.

Затем обязательно подпоясывалась.Главными элементами женской древнерусской одежды были красиво вышитые орнаменты, которые девушки вышивали сами, или доверяли дело специалисту-ремесленнику.

Древнерусский мужской костюм

Мужчины Древней Руси предпочитали носить шерстяные вещи, которые запахивалась. Поверх надевался кожаный ремень. Ткань шерстяная крупной вязки. Штаны были широкие, подвязывались на поясе, на коленях и на щиколотках. Отдавали предпочтение шерстяным и холщовым штанам.Князья и бояре носили по двое штанов.Шили одежду специалисты-ремесленники.

Но большая часть населения, в том числе и зажиточная шили сами. Ворот мужского древнерусского костюма всегда был низкий. Крой рубахи у всех был одинаков. Будь то князь или крестьянин. Отличало древнерусский мужской костюм разных слоев качество ткани,наличие украшений и количество надеваемых рубах.
В поясе всегда прикреплялась калята. Раньше так называли кошелек для денег.

Древнерусские головные уборы

Мужские головные уборы

Народ на Древней Руси отдавал предпочтение шапкам. Меховые, валяные, плетеные разных фасонов.
Обычно это были круглые шапки с меховым ободком. Мех использовали любой: овечий, лисий, песцовый. Помимо шапок носили ободки, повязки и войлочные колпаки.

Князья носили соболиные тюбетейки. В них было очень тепло, особенно при долгих походах и во время сражений.

Женские головные уборы

i09.fotocdn.net

Головные уборы так же как и древнерусская женская одежд% были разнообразны, красочны и зависили от статуса и материального положения древнерусской дамы.Женщины на Древней Руси предпочитали головные повязки с вшитыми камнями, атласными лентами.

Молодые незамужние девушки могли позволить себе ходить без головного убора. Распускали локоны или заплетали волосы в косу, надевая лишь ленту вокруг головы.Замужние дамы всегда выходили на улицу в головной уборе. Это считалось обязательным условием. Покрывали голову большим разноцветным платком. Он был настолько большой, что мог спускаться до пят.

Читайте также:
Украшение похожее на крестике

В холодную зиму носили круглые шапки с пушистым мехом. Славянки любили украшать шапки камнями, узорами. Поверх шапки надевали длинный красивый платок.В помещении, церкви, гостях, женщины не снимали головный убор. Мужчины должны были обязательно снимать шапку, тюбетейку.

Крестьянская одежда на Руси

Крестьяне носили простую одежду с минимум вышивки. Она не была украшена камнями и лентами. Крестьянский кафтан назывался армяк. Его надевали поверх тулупа, полушубка. Он состоял из воротника и запахивался.Крестьянская шуба – доха. Шуба состояла из кожи, меха животного, которую крестьянские женщины шили сами своим мужьям, детям и себе.

Себе женщины шили душегрейку, которая представляла собой теплый полушубок. На работу, повседневную носку надевали длинную без рукавов рубаху.Мужчины-крестьяне носили сермягу. Сермяга – полотняный плащ. Шили его из сукна.Несмотря на всю свою простоту в выкройке и дешевизну ткани, крестьянская одежда была очень теплой и практичной.

Что такое сорока одежда в Древней Руси?

Сорока – это старинная одежда на Руси, которую могли носить как материально обеспеченные люди, так и крестьяне. Представляла собой чехол из бархата, ситца или кумача. Надевалась сорока поверх зимней верхней одежды (полушубка, плаща, кафтана). Согревала в морозные дни, метель.

Свадебный наряд в Древней Руси

Женский свадебный наряд

fs.nashaucheba.ru

Свадебная древнерусская одежда женщин была красивой, аккуратной, настоящим шедевром. Это не обязательно белое платье и белая фата как сегодня. Шили свадебный наряд девушки себе сами. Им помогала мама, бабушка, старшая сестра. Обычно наряд передовался из поколение в поколение. Наряд невесты показывал статус ее семьи.

Делился наряд на довенчальный и послевенчальный.Довенчальный наряд невесты представлял собой длинное до пола платье с рукавами в темных тонах. Это было традицией в Древней Руси,потому что считалось, что девушка хоронит свою молодость и переходит во взрослую жизнь. Послевенчальное платье было красивое, яркое, настоящее произведение исскуства. Шили платья, сарафаны из льна, ситца, бархата.

Украшали бисером, лентами, тесьмой, вышывали красивые узоры золотыми нитками. У знатных богатых невест наряд был максимально роскошным. Украшался камнями, жемчугом, поэтому был тяжелым и весил до двадцати килограмм. Часто свадьбы проводили на покров, поэтому у невесты обязательно поверх свадебного платья надевали дорогую шубу с мехом.

На голове обязательно красивый длинный платок, кокошник. На второй день после брачной ночи, невесте надевали на голову кику, которая означала, что теперь она не девушка, а замужняя женщина.
Кика представляла собой открытую корону, украшенную камнями, бисером, жемчугом, тесьмой.

Мужской свадебный наряд

Мужской свадебный наряд состоял из рубахи и штанов. Обычно костюм жениха был белого цвета с красной вышивкой, узором, что символизировало счастье, плодородие в будущем браке. Рубаху жениху шила будуща жена.Штаны жениха были полосатые, широкие, сшитые из сукна, с карманами. Из кармана всегда выглядывал кусочек ситцевого платка, который невеста дарила будущему мужу перед свадьбой.

Это тоже было свадебной традицией в Древней Руси. Свадебный наряд дополнял широкий красный пояс из атласа, ситца, а также меховая шуба или кафтан.

Источник: perstni.com

Какие головные уборы были у славян и зачем

1 комментарий/ 5853

Головными уборами славянских мужчин издревле были шапки и клобуки. А вот разнообразие женских славянских головных уборов было огромное…И в каждой местности были свои традиционные женские головные уборы. Свои правила их ношения.

Читайте также:
Какие могут быть украшения для юбки

Очелье

Какие головные уборы были у славян и зачем 1

Самое распространенное — очелье (начельник, налобник, начелок, очелыш) – повязка на голову. Также этим словом называют часть головного убора, который прикрывает лоб (сорока, кокошник и т.д.). Очелье – вещь универсальная: его носят и мужчины, и женщины. Предназначений у очелья несколько: это и часть гардероба, и своего рода оберег.

Очелье как головной убор служит для закрепления волос. Его надевают, чтобы волосы не трепались, не лезли в глаза и не мешали. Также очелье защищает голову от перегрева или переохлаждения. Кроме того, это изящное украшение, издавна полюбившееся девушкам.

Разноцветные, расшитые узорами, очелья выглядят изысканно, а также этот замечательный головной убор не скрывает прекрасные волосы молодых красавиц. Очелья встречаются и среди элементов церемониальной одежды: свадебной, похоронной или праздничной.

Какие головные уборы были у славян и зачем 2

Одна из важнейших функций очелья – обережная. Древние славяне верили: если не защищать своё тело специальными символами и знаками, рано или поздно через уязвимые участки в тело человека могут проникнуть различные негативные сущности. Под враждебными силами подразумевали выходцев из Нави, которые могут вызвать болезнь, подорвать физическое и психическое здоровье человека.

Оберегались и от наветов недобрых колдунов, от порчи и злого глаза. Важно, чтобы был защищён каждый участок тела. Для защиты головы служило очелье. Специальные обережные знаки и традиционные орнаменты, изображённые на нём, способны отвратить беду и привлечь удачу.

Известно, что очелья были широко распространены не только в древней Руси. По многочисленным историческим свидетельствам, подобными предметами гардероба пользовались скифы, римляне, американские индейцы и другие народы. Узкие ленты с обережным рисунком украшали бисером, кистями, бусами, височными кольцами, лунницами и подвесками-рясна ми (вертикальные полосы-подвески) .

Головные уборы мужчин

Простой славянский мужчина чаще всего ходил с не покрытой головой. Но и он мог носить валяные из шерсти, кожаные, меховые и даже плетенные из сосновых корешков шапки. На фресках Софийского собора в Киеве мужчины (музыканты) изображены в колпаках с острым верхом. При раскопках археологами были найдены так и не пошитые заготовки из кожи для такого колпака. Два треугольника.

В знак уважения при встрече с человеком старшего возраста, со своими родителями, с людьми обремененными властью мужчина всегда снимал шапку.

Мужская шапка – бремя власти

Какие головные уборы были у славян и зачем 3

Ученные в исследованиях княжеских грамот – завещаний обратили внимание, что шапка была привилегией славянских князей. Называли её клобук. Шили её полусферической формы из дорогих ярких тканей, а по краю обрамляли мехом. Шапка была символом власти и мужского достоинства.

Из истории нам известна шапка Мономаха. Головной убор, пошитый между тринадцатым и пятнадцатым веком. Остроконечной формы, край шапки отороченный соболем и украшен драгоценными камнями (рубины, изумруды, жемчуг). Шапка была символом власти. И надевали её на голову при венчании на царство.

Головные уборы славянских женщин

Головной убор женщины был у славян продолжением прически. Самая распространенная прическа у славянских женщин это длинные волосы, заплетенные в одну косу в девичестве и у замужних женщин волосы, заплетенные в две косы. Не замужняя чистая девушка могла и не покрывать голову, как говорили ходить с открытой макушкой.

Венок

Какие головные уборы были у славян и зачем 4

Веночки на голову, славянские девушки надевали издревле. Венки плели из цветов. Девушки украшали ими голову на разных праздниках. Если праздники были летом, венок плели из живых цветов, листьев, веточек. Если в холодное время года цветочки и листочки для венка делали из ткани.

Читайте также:
Украшение сливками в домашних условиях

Венок для девушки означал её чистоту и непорочность. Был защитой и оберегом от сглаза и нечистой силы.

Плели и специальные свадебные венки. И не редко свадебный венок надевали на шапку молодому жениху, тоже как оберег от всего плохого. Растения для венка жениха выбирали определенные. Это могла быть виноградная лоза, ветки самшита, барвинок, веточки калины, лавра, руты. Нередко вплетали в венок разные обереги.

Это мог быть чеснок, перец, лук, красная шерстяная нить.

Форма венка символична – это круг. Символ брака, как кольцо.

Если девушка выходила, замуж потерявши невинность, ей надевали на голову пол венка, тем самым её облекали позором.

Выражение «пошли под венец» говорит о том, что люди связали себя узами брака.

Венками могли обмениваться на праздниках девушки и парни, тем самым говоря, что они нравятся друг другу.

На Руси был обычай, после праздника священной Троицы, девушки и парни гадали о предстоящем суженном или суженой, кидали венки на текущую воду, в речку, ручей. Если венок пристанет к берегу быть счастливому браку, если утонет, значит, не сложится.

Усерязь

Височные кольца или Усерязь — очень известные у древних славян предметы украшения, которые одновременно с этим являлись оберегами и амулетами. Разнообразия видов височных колец великое множество и найдено не меньше чем лунниц. Височные кольца — это женские украшения, которые вплетались в волосы у висков. Часто их было по несколько штук, число доходило до шести и больше.

Находят бронзовые, серебряные, золотые изделия. Часто на колечки нанизывали бусины — янтарные, стеклянные, каменные, а один раз археологам попалась даже вишнёвая косточка.

Какие головные уборы были у славян и зачем 5

Находят их практически по всему миру, начиная со слоёв времён бронзового века. Некоторые найдены даже при раскопках легендарной Трои. Но самое большое количество было обнаружено на территории древней Руси VIII-XII вв., поэтому именно славянам приписывают особый расцвет подобных украшений. Встречаются как в деревенских курганах, так и в крупных городах.

Кокошник

Какие головные уборы были у славян и зачем 6

Кокошник является самым известным в мире, дошедшим до нашего времени, головным убором славянских женщин. Это головной убор, который надевали женщины на голову по праздникам. Он имеет форму округлого щита вокруг головы. Кокошники закреплялись вокруг головы с помощью ленты.

Но и могли быть пришиты к маленькой простеганной шапочке, которая крепилась на голове с помощью венца (металлического обруча). Шапочка называлась волосник и шилась из красивых дорогих материалов (атлас, бархат, парча). Украшен был кокошник бисером, искусственными цветами, вышивкой. Богатые женщины носили кокошник расшитый золотыми нитями и драгоценными камнями.

Поверх кокошника славянские женщины могли надевать платок (убрус). Он закрывал плечи и закалывался под подбородком.

Сакральное значение кокошника не известно. Но есть предположение, что пошло от древнеславянского слова «кокуш», означающего наседку курицу или петуха.

Наметка

Наметка представляет собой кусок длинной, чаще всего белой ткани, который женщина обвивала вокруг головы, закрывая волосы. Способов обвивки наметки множество, у каждой местности был свой. Был способ обвивания наметки обрамлявшей не только волосы, но и лицо женщины. Длина, ширина ткани, способы её складывания в разных селениях были свои.

Какие головные уборы были у славян и зачем 7

Еще мы не осветили такой головной убор как платок, но это отдельная тема..

Источник: xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai

Рейтинг
Загрузка ...