Какие виды искусства использовались для украшения храма

От Древнего Рима Византия унаследовала сложную и трудоёмкую технику мозаики. Мозаика складывалась из многих тысяч мелких разноцветных кубиков смальты. Позже наряду с мозаиками использовались фрески — живопись по сырой штукатурке красками, разведёнными на воде.

В храмах помещались также иконы — изображения Бога, Богоматери, библейских сцен и святых, выполненные на гладких деревянных досках. Со временем некоторые иконы стали устанавливать на алтарную преграду, отделявшую алтарь от остального пространства храма. Позже из этого обычая появился характерный для русских церквей иконостас.

Расцвет византийской иконописи относится к XII— XIV векам. Икона Владимирской Богоматери, один из знаменитейших шедевров той эпохи, тогда же была привезена из Византии на Русь. А позже, в XIV веке, на Руси творил величайший греческий художник Феофан Грек, принадлежавший уже не только византийскому, но и древнерусскому искусству.

Богоматерь Владимирская

Виды искусства. Художественная школа: Беседы об искусстве. Урок 7

Богоматерь Владимирская — шедевр византийской иконописи XII в.

Византийская культура оказала огромное влияние на всю средневековую Европу и многие страны Азии. Византийские мастера работали в разных странах, у них учились местные архитекторы и художники. Особенно велико было значение Византии для развития культуры славянских стран, Армении и Грузии.

Византийский историк VI века Прокопии Кесарийский о храме Святой Софии

Несказанной красотой славится он. Блеском своих украшений прославлен он и гармонией своих размеров. Нет в нем ничего излишнего, но нет и ничего не хватающего, так как он весь во всех своих частях, в надлежащей мере являясь более пышным, чем обычно, и более гармоничным, чем можно ожидать от такой громады, наполнен светом и лучами солнца.

Читайте также:
Сколько у вас украшений

Можно было бы сказать, что место это не извне освещается солнцем, но что блеск рождается в нём самом: такое количество света распространяется в этом храме. Огромный сферический купол, покоящийся на этом круглом здании, делает его исключительно прекрасным. И кажется, что купол не опирается на твёрдые основы. но золотым полушарием, спущенным с неба, прикрывает это место. И всякий раз, как кто-нибудь входит в этот храм, чтобы молиться, он сразу понимает, что не человеческим могуществом или искусством, но Божьим соизволением завершено такое дело; его разум, устремляясь к Богу, витает в небесах.

  1. Почему в Византии наука была более развита, чем в Западной Европе?
  2. Перечислите основные части византийского храма. Каково было их назначение?
  3. Почему для Юстиниана было так важно строительство храма Святой Софии?
  4. Докажите, что христианский храм являл собой образ мира.
  5. Какие виды искусства использовались для украшения храма?
  6. Какое влияние оказало византийское искусство на искусство других стран? Вспомните из курса мировой художественной культуры и назовите древнерусские храмы, построенные по византийскому образцу.
  7. Подумайте, о чём могут рассказать дошедшие до наших дней памятники византийской архитектуры, а также иконы, фрески, мозаики.
  8. Рассмотрите на фотографиях византийские храмы. Найдите и назовите основные части храма. Можно ли по этим изображениям выделить основные этапы в развитии византийской архитектуры?
  9. По ресурсам Интернета найдите изображения византийской мозаики, фресок и икон. Дайте свои пояснения.

Источник: tepka.ru

Художественный труд «Что такое искусство? Виды изобразительного искусства» 3 класс, урок 17-18

Храмовая флористика — искусство украшения храма

Декоративно-прикладное искусство развивается в разных направлениях. Одно из них – храмовая флористика. Для специалистов, работающих в этой отрасли, важно сочетать профессиональные навыки и умения с духовными усилиями. Недостаточно просто взять в руки список допустимых в храме цветов и изучить правила сохранения их свежести на продолжительный срок. Эта работа должна выполняться с молитвой и любовью.

Читайте также:
Какие украшения к бежевому джемперу

храмовая флористика

Главная задача

Церковная флористика ставит перед собой множество задач, но главная из них – гармония цветочного декора с архитектурными особенностями, храмовой росписью и резьбой. Важно учитывать, что культовые святыни украшают не только цветы, но и богатые оклады, многочисленные драпировки, вышитые ризы и платы.

Необходимо, чтобы храмовая флористика подчеркивала взаимосвязь человека и природы. Она должна раскрывать красоту мира, сотворенного Творцом, и подводить к мысли, что человек часть этого мира.

Живой материал или искусственный

Никаких запретов на декорирование храмов искусственными цветами не существует. Если нет возможности или средств использовать живые растения, то букеты и гирлянды могут быть составлены из тканевых или бумажных цветов. Но все-таки предпочтение следует отдавать живому, поскольку один живой цветочек наделен большей благодатью, чем целая охапка искусственных украшений.

церковная флористика

Что используется для составления храмовых композиций

Храмовая флористика – это не только букеты в вазах. Украшения выполняются в виде венков, гирлянд, живых цветущих стен и арок. В качестве основы обычно используют флористические оазисы. Для плетения гирлянд берут зелень рускуса, аспарагуса, туи или еловые лапы. Каркасы для гирлянд и арок выполняют из проволоки различной толщины и жесткости.

Виды цветов

Флористы никогда не используют в композициях ядовитые цветы и растения с сильным дурманящим запахом. Это правило соблюдается неукоснительно. Также воздерживаются от колючих растений. При использовании в украшениях роз, у них полностью удаляют шипы. Принято воздерживаться от использования экзотических видов, таких как протея и антуриум.

Храмовая флористика отдает предпочтение розам, тюльпанам, лизиантусам, аммарилисам, не пахнущим лилиям, нарциссам, герберам, онитогалуму, дендробиуму, ирисам, гладиолусам, гипсофиле, хризантемам.

Цветочные композиции часто дополняют ягодами рябины или калины — как живыми, так и засушенными. В большом количестве используются ветви различных деревьев.

Читайте также:
Украшения на сцене это

украшение цветами храмовая флористика

Какие места в храме принято украшать цветами

Православная церковь, в отличие от протестантской и католической, не приветствует слишком обильные и пышные цветочные украшения. Поэтому украшение цветами (храмовая флористика) обязана соблюдать баланс между скромностью и потребностью выразить праздничное настроение. По традиции цветами украшают не только сам храм, но и территорию вокруг него.

Перед началом работы всегда советуются со священником храма. Он объясняет предпочтения в выборе материала, цветовой гаммы и мест для декорирования. Цветочные украшения размещают вокруг наиболее почитаемых икон, украшают выносной крест, потолочные и настенные светильники и подсвечники. Кроме того, не забывают про плащаницу, двери и дверные проемы, входы и арки. Всегда уделяется внимание Раке со святыми мощами, аналою и Царским вратам.

храмовая флористика вербное воскресенье

Украшение храма к святым праздникам: Рождество

Все святые праздники имеют устоявшиеся особенности, которые соблюдает церковная флористика. К Рождественским праздникам, например, в храмах обязательно ставят пышную ель. А в оформлении используют большое количество еловых ветвей и небольшие деревца в вазонах. Допустимо заменить молодые деревца конусообразными цветочными композициями.

Цветы в композициях желтого или белого цвета. Они должны символизировать чистоту и создавать атмосферу чуда. Все праздничные украшения выполняют в едином стиле, создавая общую композицию внешнего и внутреннего убранства.

Вербное воскресение

В этот день также активно задействуется храмовая флористика. Вербное воскресенье отмечается за 7 дней до Пасхи. Оно символизирует вход Господень в Иерусалим. В праздничном убранстве используются пальмовые ветви и пушистая верба. В этот праздник веточки вербы освящаются, и прихожане уносят их домой.

Вербные букетики не выбрасывают, а засушивают и сохраняют. Часто в воде веточки выпускают корни, тогда вербу высаживают в удобном месте.

храмовая флористика

Пасха

На Пасху храмы украшают особенно тщательно. Используют пышные композиции в белой или красно-белой цветовой гамме. Часто букеты дополняют оранжевыми цветами. Флорист должен выразить в ярком убранстве храма всенародное ликование, наполнившее сердца христиан.

Читайте также:
Фианит или цирконий в украшениях лучше

Часто с обеих сторон от Царских врат располагают композиции в форме яйца, которое является основным символом праздника. Вход в храм украшают приветствием «Христос Воскресе!», которое составляют из живых цветов, закрепленных во флористическом оазисе.

Троица

Традиционно на Троицу в убранстве храмов преобладает зеленый цвет. Используются зеленые ветви березы, луговые травы и полевые цветы. Праздничное убранство храма выглядит пышным и многоцветным, создавая ощущение свежести.

Богородичные праздники

Украшение на все праздники Богородицы выдерживаются в бело-сине-голубой гамме. Это связано с тем, что облачение священнослужителей в этот день состоит из этих же тонов. Плащаница украшается синими цветами, подчеркивая возвышенность и сердечность отношения к Царице Небесной. Цветком непорочной Богородицы считают лилию. Флористы дополняют композиции белыми розами, гипсофилой, хризантемами и фрезией.

церковная флористика

Соответствие внутреннего убранства храма с цветовой гаммой облачения священнослужителей – одно из основных правил храмовой флористики. Это первое, о чем рассказывают новичкам в этой отрасли. Украшение также зависит от финансовых возможностей прихожан. Флористам приходится учитывать, какую сумму может потратить храм на декорирование. В маленьких церквях большую часть зеленых украшений (ветвей лиственных и хвойных деревьев) прихожане собирают самостоятельно.

Источник: fb.ru

Декор русских церквей.

Византия, давшая Руси христианство, дала ей и первые образцы церковного зодчества. Вначале первые церкви были деревянные, позже стали строить каменные храмы. В плане церковь представляла квадрат или прямоугольник, восточная часть имеет три полукружия — апсиды, иногда была одна апсида. Вначале церкви были одноглавые, позже — традицией стало пятиглавие. Так как в те времена не умели делать большие стекла, да и из-за холодного климата окна делали узкими, а чтобы было больше света, оконные ниши делали раскосыми, чтобы свет, попадающий в храм, расходился веером.
Псковские церкви украшались красивыми узорами из квадратов и треугольников. Ими украшаются карнизы апсид и купольных барабанов. Почти все псковские церкви имеют такие украшения.
Псков. Церковь Покрова и Рождества Богородицы. (Фото Александра З. Яндекс Фотки)

Читайте также:
Кейс шкатулка для хранения украшений

0_482ce_44761e88_XL Ц-вь ПОКРОВА 16в. Псков800px-Church_of_Nativity_of_the_Most_Holy_Theotokos_(Volokolamsk)_14 БАРАБАН

0_50176_5c4c9af1_XL ХРАМ НИК. ЧУДОТВ. В Устье yury570

Псков. Церковь Николая Угодника в Устье. XVI век. (yury570, Яндекс Фотки).

0_1d1b_e5f3c938_XL W-dm ВАСИЛИЯ НА ГОРКЕ ПСКОВ

Псков. Церковь Василия на горке. (Фото viverna. Яндекс Фотки).

Барабан и апсиды украшены простым геометрическим рисунком.

В XIII веке Новгород сумел дать отпор шведам и немцам, после этого замершая строительная деятельность возобновилась.
Спасо — Преображенский собор является классическим произведением новгородского зодчества XIV века. Стены и апсиды имеют простую, выразительную декорацию: глухие нишки, накладные кресты, бровки и т.д.

0_3502e_61b1a28e_XL Собор спасо - преображения на ильинке новгород

Новгород. Спасо — Преображенский собор.

0_53ce1_c8a0917e_-1-XL Дм. собор А. АРЕСТЕНОК

Храмы Владимиро — Суздальской Руси строились в пропорциях «золотого
сечения», благодаря чему простая конструкция храмов отличалась гармонией и прочностью сооружения. Храмы покрывались богатой резьбой по камню, где ведущими были изображения растений, птиц и зверей. Этот декор прославлял красоту и совершенство мира, созданного Всевышним.
Ярким примером является Дмитровский собор во Владимире.

Декор Дмитровского собора.

0_70c7d_df0318b3_XL ФРАГМЕНТ ДМИТР, ХРАМ

В XVII веке на Московской Руси сформировался архитектурный стиль русское узорочье, характеризующийся затейливостью форм, обилием декора, живописностью эдания. Церкви украшались резными наличниками, рядами кокошников по сводам в виде «петушиных гребешков», витыми столбиками, изразцами. Примером может служить храм Рождества Богородицы в Путинках.

204_0063836b ДЕКОР Цер. Рожд. Пр. Богор. Путинки204_0063842b Декор

204_0092130b ДЕКОР ЦРКВ ПРЕОБР. ГОСПОДНЯ в ПЕСКАХ

Декор церкви Преображения Господня в Песках.

Подчас церкви оформлялись в красно — белых цветах, на красном фоне ярко выделялись белые элементы декора.
Москва. Церковь великомученика Георгия в Яндове.
04542-2007-06-16b Декор002_0000584_1103_b гирька

Источник: mama-zima2013.livejournal.com

Рейтинг
Загрузка ...