Какие виды искусства использовались при строительстве и украшении средневековых соборов

Художественное творчество также испытывало сильнейшее влияние церкви. Главное внимание художники средневековья уделяли миру потустороннему, Божественному, их искусство рассматривалось как Библия для неграмотных, как средство приобщения человека к Богу, постижения его сущности.

Поскольку языком Библии и богослужения была латынь, незнакомая большинству мирян, скульптурные и живописные образы имели дидактический смысл — передать верующим основы христианской догматики. В храме перед глазами средневекового человека развертывалось все христианское учение. Идею греховности мира отражал ведущий сюжет в оформлении церквей, скульптуры и рельефов — сцены Страшного суда и Апокалипсиса. Взирая на собор, средневековый человек мог, как бы читать святое Писание в изображенных там образах.

Строго следуя универсальным церковным канонам, средневековые художники призваны были в образной форме явить божественную красоту. Эстетический идеал средневекового искусства был противоположен античному, отражая христианское понимание красоты. Идея превосходства духа над телесным, плотским представлена в аскетизме образов монументальной живописи и скульптуры, их суровости и отрешенности от внешнего мира.

Какие бывают виды искусства?

Важнейшей чертой средневекового искусства является символизм. Скульптурный или живописный образ — это, прежде всего символ, некая религиозная идея, запечатленная в камне или красках. Главным жанром была иконопись, которая рассматривается как эмоциональная связь с богом, доступная неграмотным людям.

Символичен весь образный строй средневекового искусства (длинные, почти бесполые тела апостолов и святых выражают идею о преодолении духовным началом грешной материи — плоти).

Разномасштабность фигур — еще одна особенность средневекового искусства. Размер фигур определялся иерархической значимостью изображенного (что, кстати, позволяло легко «узнавать» изображенные персонажи). Христос всегда больше апостолов и ангелов, которые, в свою очередь, больше простых мирян.

Для Западной Европы периода Раннего Средневековья был характерен романский стиль, получивший распространение с конца X в.

Контраст между тяжеловесными, приземистыми очертаниями собора и духовной экспрессией его образов отражал христианскую формулу красоты — идею превосходства духовного над телесным. Романский собор являл собой символ твердыни человеческого духа в искусстве.

Читайте также:
Идеи украшения на день рождения женщине

Архитектура, росписи, рельефы дверей необходимо дополняли друг друга, составляя единство, основанное на подчинении малого большому, отражая принцип средневековой иерархии. Росписи романского храма создают особый замкнутый мир, где мирянин становился участником изображенных сюжетов. Драматизм и экспрессивность, напряженная духовная выразительность живописных образов, характерные для романской живописи (сцены Страшного суда, борьба между ангелами и дьяволом за человеческие души — распространенный сюжет храмовых росписей) оказывали огромное эмоциональное воздействие, отражая идею греховности мира, идею искупления и спасения. Плоскостное, двухмерное изображение росписей и скульптуры романского стиля, обобщенность форм, нарушение пропорций, монументальная значимость образов символизировали вневременное, вечное в понимании мира.

Средневековье | Искусство | Загадки готического собора

Светские постройки романского стиля отличаются массивностью форм, узкими оконными проемами, значительной высотой башен, так как они выполняли функции фортификационных сооружений. Для храмовых сооружений также характерны черты массивности, покрывающие изнутри настенные росписи — фрески, а снаружи — ярко раскрашенные рельефы. Основными видами романских сооружений, которые дошли до нашего времени являются рыцарский замок, церковь, монастырский ансамбль.

К числу выдающихся памятников романской архитектуры относятся собор Нотр-Дам в Пуатье, соборы в Тулузе, Орсинвале, Арне (Франция), соборы в Оксфорде, Винчестере, Нориче (Англия), собор в Лунде (Швеция). Романский стиль широко представлен в декоративном искусстве в иллюстрировании рукописей (книжная миниатюра, рисунки заглавных букв часто «заселены» фантастическими персонажами, характерными для романской архитектуры).

Романское искусство, на первый взгляд, кажется грубым, примитивным по сравнению с современным ему византийским или следующим за ним готическим. Между тем творцы романского стиля — архитекторы, скульпторы, художники — освоив и развив новые строительные и художественные ремесла, сумели воплотить в жизнь грандиозный замысел — создать сооружения, символизирующие собой твердыню человеческого духа в искусстве.

К концу XII в. романский стиль сменяется готическим.

Расцвет его приходится на XIII-XV в. в. Это период, когда в средневековой культуре все большую роль начинает играть городская культура. Во всех областях жизни средневекового общества возрастает значение светского, рационального начала. Церковь постепенно утрачивает доминирующие позиции в духовной сфере.

Читайте также:
Как сделать украшение на фетровую шляпу

С развитием городской культуры, с одной стороны, начали ослабевать церковные ограничения в области искусства, а с другой — стремясь максимально использовать идеологическую и эмоциональную силу искусства в своих целях, церковь окончательно вырабатывает свое отношение к искусству. Средневековые схоласты утверждали, что искусство есть подражание природе. Схоласты не отрицали эмоциональную силу искусства, его способность вызывать восхищение.

В замысле готического собора проявились и новые идеи католической церкви, и возросшее самосознание городских слоев, и новые представления о мире. Динамическая устремленность ввысь всех форм собора отражала христианскую идею устремленности души праведника к небу, где ей обещано вечное блаженство. Религиозные сюжеты сохраняют свое доминирующее положение в готическом искусстве. Образы готической скульптуры, олицетворяющие догматы и ценности христианства, сам облик собора, все формы готического искусства призваны были способствовать мистическому восприятию Бога и мира. Вместе с тем происходит пробуждение разума и чувств, нарастающий интерес к человеку.

Главная особенность готического собора — устойчивая каркасная система. Вся тяжесть громады собора ложилась на его каркас. Это позволило делать тонкие стены, в которых вырезались огромные окна. Самым характерным мотивом готической архитектуры стала стрельчатая арка, которая как бы тянула здание к небесам.

С готическим зодчеством неразрывно связано развитие скульптуры, которой принадлежала ведущая роль в изобразительном искусстве этого периода. Готическая скульптура более подчинена архитектуре и имеет более самостоятельное значение, чем романская. В многочисленных нишах на фасадах соборов помещались фигуры, олицетворяющие догматы христианской веры. Наиболее значимые фигуры были прикреплены к колоннам в проемах по сторонам от входа в собор.

Таким образом, готическое искусство возродило собственно скульптуру, неизвестную средневековой культуре со времен античности. Характерные черты готической скульптуры могут быть сведены к следующему: интерес к явлениям реального мира; фигуры, олицетворяющие догматы и верования католической церкви, становятся более реалистичными; усиливается роль светских сюжетов; появляется и начинает играть главенствующую роль круглая пластика (хотя рельеф не исчезает).

Наиболее знаменитые памятники французской готики — соборы Амьена и Реймса (XIII в.), церковь Сен Шапель (XIII в.). Самый знаменитый памятник английской готики — Вестминстерское аббатство (XIII — XVI вв.).

Читайте также:
Идеи украшения торта красный бархат

Готический стиль изменил облик средневекового города, способствовал развитию светского строительства. В городах начинают возводить Ратуши с открытыми галереями. Замки аристократов все более напоминают дворцы. Богатые горожане строят дома с островерхими двускатными крышами, узкими окнами, стрельчатыми дверными проемами, угловыми башенками.

В готическую эпоху высокого расцвета достигло декоративно-прикладное искусство.

Источник: vuzlit.com

Романский стиль. Скульптура и живопись

В предыдущей статье я рассказывала об особенностях храмовой архитектуры романского периода. Теперь поговорим о том, как эти храмы украшались.

В интерьерах романских храмов господствовали гладкие каменные плоскости, которые иногда украшались скульптурным рельефом или фресковой живописью , мало сохранившейся до нашего времени. Сюжетами этих рельефов, скульптур и росписей становились библейские истории, а также фольклорные предания и легенды, переносимые на стены храма мастерами-ремесленниками, выходцами из народа.

Роспись крипты базилики Святого Исидора в Леоне, Испания

Особенно ярко в них проявлялась любовь простого средневекового человека ко всякого рода чудесному, о чём говорит обилие чертей, химе́р, василисков, гибридных существ и т.п.

Уроборос в одиночку и парами, Килпек, Англия.

До нашего времени сохранился документ, написанный виднейшим деятелем католической церкви XII века Берна́ром Клерво́сским , который не мог сдержать своего возмущения, видя такие образцы народной фантазии в святом месте. Он писал следующее:

«К чему в монастырях перед лицом читающей братии это смешное уродство, эта некая странная безобразная красота и красивое безобразие? … Здесь под одной головой видишь много тел, там, наоборот, на одном теле много голов. Здесь, глядишь, у четвероногого хвост змеи, там у рыбы голова четвероногого… Столь великое и столь причудливое разнообразие всяких форм, что ты пожелаешь скорее читать по камню, нежели в книгах, и провести целый день в любовании этими диковинами, чем в размышлении над божественным законом».

Капители колонн романского собора.

В романских храмах обязательно присутствовали и канонические христианские образы. Их расположение в пространстве собора, в целом, было таким же, как и в храмах Византии (читайте об этом здесь ).

Читайте также:
Как сделать помпоны из салфеток для украшения

Бог уличает Адама и Еву в грехопадении. Рельеф дверей собора св. Михаила в Гильдесгейме. XI век.

Однако наибольшую фантазию и изобретательность европейские мастера проявляли при украшении западной стены (фасада) романских храмов, где, согласно традиции, помещались сюжеты с изображением Страшного Суда и Апокалипсиса.

Аббатство Сент-Фуа. Рельеф с изображением Страшного суда.

В центре таких композиций, как правило, господствовала фигура Христа – Великого Судии, отделяющего праведников от грешников. С одной стороны от него помещались ангелы, принимающие под своё покровительство души блаже́нных, а по другую сторону от Иисуса — художники изображали чертей, увлекающих за собой преступников, и предающих их страшным мукам.

Тимпан из аббатства Везле, Бургундия, Франция, 1130-е гг.

Иногда подобные сцены снабжались и поясняющими, нравоучительными подписями, как, например, в соборе Сен-Лаза́р в городе Оте́н во Франции:

«Так воскреснет тот, кто не вёл безбожную жизнь» и «Пусть содрогнётся от ужаса впавший в земные заблуждения, ибо такова его страшная судьба, изображённая здесь».

Страшный суд. Рельеф собора Сен-Лазар в Отене. XII век.

Книжная миниатюра.

В монастырях расцветало искусство оформления книги и книжная миниатюра . В средние века книга являлась предметом роскоши, она была настолько дорогой, что редко кто мог себе позволить приобрести хоть один экземпляр.

Оклад Евангелия из Линдау

Монастыри в это время были практически единственными книгохранилищами. Причём в них собирались и хранились древнейшие античные рукописи, и здесь же создавались новые произведения христианской религиозной литературы.

Монахи-переписчики в скриптории.

До изобретения печатного станка (в XV веке) все книги изготовлялись вручную монахами-переписчиками. Эта работа ценилась очень высоко, так Аббат Гиг писал:

«Книги мы должны создавать и хранить как вечную пищу души, и то слово, которого не можем проповедовать устами, проповедуем рукою. Каждая переписанная нами книга – новый глашатай истины, и мы описываем их, в надежде воздаяния за всех, кто через них удержан будет от заблуждения или укреплён в правде».

А сами монахи-переписчики, утомлённые, но гордые своим трудом иногда оставляли такие строки: «Если пловец веселится, измученный странствием долгим, / Только завидит вдали берег, желанный давно, / Сколь возликует в душе своей книжный писец, утомлённый / Подвигом долгим письма, книги почуяв конец» .

Читайте также:
Украшение на стену из гофрированной бумаги своими руками

При оформлении книги важным было всё — от обложки, украшенной драгоценными металлами, камнями и эмалями, до начертания каждой буквы, особенно заглавных – инициалов .

Тут ценилась и красота почерка переписчика, и расположение текста, и оформление красных строк, и наличие на странице иллюстраций, главное назначение которых заключалось в наглядном пояснении текста.

Христос, Мария и Марфа. Евангеларий из Рейхенау. Кон XI в. Берлин, Прусский Государственный музей культурного наследия.

Постепенно сложилась художественная система в романском изобразительном искусстве, характеризующаяся следующими чертами:

1. Плоскостность (двухмерность) в изображении человеческих фигур;

2. Приём разномасштабности фигур , передающий иерархию изображённых персонажей;

3. Искажение пропорций тела , их деформация, отражающая христианское представление о теле, как «сосуде грехов», «темнице души», то есть, части материального, смертного мира, вторичного по отношению к духовной составляющей;

4. Отсутствие перспективы , которая заменяется делением плоскости на ярусы – чем выше ярус – тем дальше от зрителя изображаемое, или тем ближе оно находится на иерархической лестнице к божественному миру;

5. В рельефах и росписях преобладает статика ;

6. Все сюжеты изобразительного искусства носят символический и нравоучительный характер .

Источник: dzen.ru

Какие виды искусства использовались при строительстве и украшении средневековых соборов

Привет Лёва Середнячок

annanchah

Какие виды изобразительного искусства использовались при строительстве и украшении средневековых соборов? Приведите примеры.

4 (19 оценок)

slavazhukov96 8 лет назад

Светило науки — 5 ответов — 0 раз оказано помощи

Фреска, скульптура, икона. мозаика, художественная ковка, резьба по камню и по дереву

Лучшие помощники

За сегодня

Ежедневный Еженедельный Ежемесячный За 3 месяца

Мозг Отвечающий

Лёва Середнячок

Мозг Отвечающий

Лёва Середнячок

Мозг Отвечающий

Лёва Середнячок

Мозг Отвечающий

Лёва Середнячок

2023 ВашУрок

Этот сайт использует cookies. Политика Cookies Вы можете указать условия хранения и доступ к cookies в своем браузере.

Установи приложение ВашУрок

Источник: vashurok.com

Рейтинг
Загрузка ...