Рекомендуемые материалы
Современный танец как средство внешней и внутренней гармонизации личности
Культура и искусство
Устная публичная речь: понятие, особенности, основные виды аргументов. Оратор и его аудитория
Культура и искусство
Россия между Востоком и Западом
Культура и искусство
Сальвадор Дали и сюрреализм
Культура и искусство
Массовая культура и массовая коммуникация
Культура и искусство
Европейские живописные традиции и их влияние на сложение творческого метода Семюэля Морзе
Культура и искусство
- Такие предметы обихода, как мебель, утварь, одежда. Художественное начало здесь прямо связано с целесообразностью и выразительностью формы предмета.
- Предметы преимущественно декоративного назначения, допускающие гораздо более широкое и свободное использование композиционных средств.
К промежуточным между декоративно-прикладным и станковым формам относятся мозаика, панно, гобелен, плафон, декоративные статуи, которые живут в архитектурной среде, но могут рассматриваться и как самостоятельные художественные произведения.
Урок1 Композиция — oсновы, виды и принципы Композиционный центр Знакомство с каналом «Модный градус»
Особенности композиции ДПИ во многом обусловлены техническими и художественными возможностями материала.
Дерево с древнейших времен используется в ДПИ, но вошло оно в жизнь человека прежде всего как строительный материал.
Древесина обладает удивительными свойствами. Дерево можно резать, пилить, рубить, строгать, сверлить, обрабатывать на станке, склеивать, прессовать, распаривать. Упругость и вязкость дерева хорошо удерживают гвозди, шурупы. Покрытие олифами и лаками делает его водонепроницаемым.
В конструкции северной крестьянской избы механические свойства дерева сочетаются с декоративным ее оформлением. В конструкции нет ни одной детали, которая не была бы осмыслена и с точки зрения художественной. Для предохранения от влаги торцы слег, несущих кровлю, закрыты причелиной, которая выполняет двойную функцию – утилитарную и эстетическую (резьба). Бревенчатые кронштейны, поддерживающие свес крыши над фронтоном, имеют конструктивно-логичную форму упругого силуэта, раскрывающую тяжесть несомой нагрузки.
Особенность композиционно-художественного оформления предмета через его конструкцию и материал наглядно проявляется и в мебели.
В конструктивно-декоративном решении изделий из дерева используются различные композиционные приемы. Например, композиция росписи или резьбы на дверце шкафа, как правило, симметрична с ясно выраженным центром и периферией. На предметах, сделанных из одного куска дерева, композиция росписи или неглубокой резьбы может подчеркивать целостность формы, связь конструкции и декора.
Текстура, цвет, фактура – эти свойства дерева можно назвать в полной мере художественными, значит – влияющими на композиционное решение. Вместе с тем художественные качества дерева, связанные с природным происхождением, во многом зависят от характера распила. Так, распил к центру кряжа по радиусу или диаметру дает спокойный рисунок годичных слоев. Распил по хорде выявляет более сложную конфигурацию текстуры. Совершенно неожиданные рисунки образуют полуторцовые и торцовые срезы.
Средства художественной выразительности: эпитет, олицетворение, аллегория, сравнение, метафора
Рисунок текстуры и цвет древесины можно усилить или ослабить с помощью различных протрав, красителей, лаков и других способов отделки.
Композиция декоративной скульптуры должна вписываться в натуральный кусок дерева целиком, без приклейки деталей, нарушающих ритмический узор годовых колец. В декоративной скульптуре действует закон цельности.
Керамика позволяет свободнее распоряжаться лепкой, детальнее прорабатывать форму, активнее выражать движения. Закономерности же композиции в керамической пластике те же, что и в декоративной скульптуре, выполненной в других материалах.
Художественная обработка кости требует лаконичности композиции, в которой контрастируют пластически обобщенные крупные массы и ювелирно отработанные характерные детали. Это сочетание придает произведениям из кости очень красивый декоративный силуэт.
В художественной обработке кости считается нецелесообразным сильное уменьшение элементов композиции. Это связано с нарушением ясности восприятия изображаемого. Рельеф в изделиях из кости строится от первого плана, лежащего на поверхности, к более глубоким.
В ажурной резьбе по кости не рекомендуется делать большие отверстия, так как они нарушают общий композиционный строй, расчленяют композицию, противоречат закону цельности. В меру лаконичное изображение из кости или на кости должно усиливать выразительность образа.
Металл, богатейший по своим техническим свойствам и художественным качествам материал, издавна используется в ювелирном деле, в изготовлении всевозможных предметов быта, оружия, архитектурно-декоративных деталей, в декоративно-прикладном творчестве. Металл можно ковать, чеканить, вытягивать в нити, выгибать из него ажурную конструкцию. Ценным художественным качеством металла, как и дерева, является его цвет. При создании произведений ДПИ металл часто выступает в сочетании с эмалью, цветными драгоценными и полудрагоценными камнями, стеклом, деревом м др.
В художественной обработке металла действует главная закономерность ДПИ – согласованность эстетического с утилитарным.
Искусство стекла, будучи одним из видов ДПИ, исходит из функционального характера изделия и свойств этого хрупкого материала. Радикальное обновление композиционных форм – не частое явление в искусстве стекла. И это связано со сложностью технологии производства стекла.
Художник-миниатюрист всегда должен считаться с формой предмета, его назначением и в связи с эти компоновать миниатюру и орнаментику в пределах данной поверхности. Исходя из особенностей формы расписываемого предмета, применяются специфические приемы композиции, которые заключаются в допущении некоторых отступлений от строгих правил линейной и воздушной перспективы: пространственные планы сближаются, фигуры и предметы располагаются преимущественно вдоль поверхности, подчиняясь орнаментальным ритмам; контрастные сопоставления локальных цветов усиливают звучание красок; все элементы миниатюры, как правило, обобщаются по силуэту при соблюдении меры этого обобщения, что придает цельность композиции.
В федоскинской миниатюре главную роль играет сюжет и предметность его выражения. В композициях преобладает объемное, пластическое понимание формы, близкое реалистической станковой живописи. Федоскинские мастера вписывают миниатюру в бархатно-черную глубину и одновременно вводят черный цвет лаковой поверхности самой шкатулки в рамки изобразительного поля.
Палехская миниатюра строится как бы расплескиванием отдельных частей композиции по черной поверхности изделия из папье-маше. Однако закон цельности при этом сохраняется: существует смысловая, логическая связь, объединяющая различные моменты какого-либо события или ряд разновременных действий в одной композиции. Таким образом имитируется движение жизни во времени. Палехские мастера умеют показывать движение и через динамичные жесты и позы персонажей. При этом контрастное сочетание ярких красок акцентируют золотые и серебряные блика, «пробелы» и «движки», подчеркивающие отрывистыми штрихами самые светлые, выступающие части изображаемого предмета.
Мстерская миниатюра напротив представляет собой композиционно цельное панно, изображающее многоплановый пейзаж, на фоне которого развиваются события. Панно, словно вмонтированное в крышку изделия, обрамляется полоской золотого орнамента.
В композиционный строй миниатюрной живописи Холуя вводится черный цвет шкатулки, как и в Палехе. Но мастера Холуя на пользуются широко известной палешанской золотой шраффировкой в предметном изображении. В холуйской миниатюре большое место занимает пейзаж, трактованный более декоративно, с контрастами света и тени.
Жостовская кистевая роспись по металлическим лакированным подносам с изображением цветочных букетов, венков, гирлянд обладает устойчивыми формами композиции, по-своему оригинальным художественным языком. Композиция жостовской росписи представляет собой мотив, вписываемый в определенный формат подноса (прямоугольный, овальный, круглый). Когда изобразительный мотив разработан, художник мелом наносит на черную поверхность подноса общие контуры, стремясь избегать повторения линий, форм, размеров. Продумывая композицию, мастер росписи решает целый ряд вопросов, касающихся цветовых контрастов, силуэта букета цветов с листьями, ритма элементов, соотношения изображения и фона, больших и малых форм.
Цельность композиции жостовских подносов достигается определением центральной оси изображения, а также приемом вращения подноса в процессе росписи.
2.1. Понятие цифрового шрифта — лекция, которая пользуется популярностью у тех, кто читал эту лекцию.
Особенностью композиции жостовской росписи является также наличие ажурного орнамента в елочку, который идет по борту подноса. Этот элемент замыкает художественное оформление подноса и приводит композицию к цельности.
Композиционные особенности вышивки и кружева как видов ДПИ связаны прежде всего с материально-техническими средствами воплощения замысла художника. Нитки, как и ткани, могут быть льняными, х/б, шерстяными и шелковыми, с добавлением синтетических материалов; в вышивке также используются золотые и серебряный нити, драгоценные камни, бисер, стеклярус и пр. все эти материалы имеют свою структуру.
Характер рисунка и всей композиции зависит от структуры тканей в вышивке, в кружевах – от качества нитей, а если кружева накладываются на ткань, то и от структуры и качества ткани. Широко распространены вышивка крестом, гладью, петельным, стебельчатым, ажурным швом, их комбинациями.
Ковры и декоративные печатные ткани (набойка) имеют также богатые традиции.
Композиция узора на коврах зависит от структуры основы и нитей, а также от формата (как и вышивка). Компоновка набойки менее зависима от структуры ткани и ее размеров, поэтому здесь композиция может включать свободное расположение многоцветных элементов и даже допускает плавные переливы одного цвета или тона в другой, тем самым композиция набойки расширяет свои возможности средствами светотени.
Композиция рисунка для печатания на ткани может быть с ярко выраженным центром, с узором, построенным по кругу, в квадрате, с раппортным, то есть многократным, повторением по всей ширине и длине ткани элемента орнамента. Но во всех случаях композиция должна привести к единству все декоративные элементы, избегая крикливо цветастых, нестройно звучащих красок.
Источник: studizba.com
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ
Эта книга включает в себя лучшие ответы на вопросы, которые могут возникнуть у студентов в процессе учебы. Она незаменима при подготовке к экзамену, к зачету. Студенту нет необходимости просматривать гору книг по тематике «Декоративно-прикладное искусство» — ему достаточно одной этой книги, что бы за день подготовиться к экзамену. Книга подготовлена в соответствии с общеобразовательной программой для высших учебных заведений.
ISBN 5-222-05223-0 ББК 85.12
О Константинова С. С., 2004
ВВЕДЕНИЕ
Другими словами, декоративно-прикладное искус- ОТВО — область декоративного искусства, изучающая создание художественных произведений, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и Художественная обработка утилитарных предметов (мебели, ткани, орудий труда, одежды, игрушек и т. Д.). Де коративно-прикладное искусство — одна из важнейших областей народного творчества; в XX в. Тесно связано с дизайном.
Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, а также одежда и всякого рода украшения. Наряду с делением произведений декоративно-прикладного искусства по их практическому назначению в научной литературе со второй половины XIX в. Утвердилась классификация отраслей по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литье, чеканка, инкрустация [1] , интарсия и т. Д.).
Решая в совокупности, как и архитектура, практические и художественные задачи, декоративно-прикладное искусство одновременно принадлежит к сферам создания и материальных, и духовных ценностей. Оно тесно связано с местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми и классовыми различиями.
Становление, эволюция и смена художественных стилей здесь протекали синхронно с их эволюцией в других видах искусства. Произведения народного декоративно- прикладного искусства призваны служить зрительными акцентами.
Отдельные отрасли декоративно-прикладного искусства: фарфоровые и керамические изделия, изделия из кости, дерева, бересты, оформление интерьера, художественные ткани, вязание, батик, вышивка, пэчворк, расписные изделия, мозаика и др.
Виды техники: ковка, насечка, резьба, роспись, тиснение, чеканка, чернь, скань (филигрань), зернь и др.
Данное издание не претендует на полное освещение техники создания предметов различных видов декоративно-прикладного искусства, что невозможно при данном объеме книги. Только по каждому из них вышло огромное количество изданий. Однако попытки сведения всех видов декоративно-прикладных искусств сегодня редки, а многие из уже существующих заметно устарели.
Здесь в каждом разделе представлен небольшой экскурс в историю того или иного вида декоративно-прикладного творчества, с которым будет интересно ознакомиться всем увлекающимся данным видом искусств. Кроме этого, в сносках вниманию читателей представлены дополнительная информация по отдельным вопросам, определения, термины.
Читайте, и, может быть, вам захочется попробовать свои силы в создании изделий того или иного вида декоративно-прикладных искусств.
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ
Широкий спектр художественных средств, которыми располагает декоративно-прикладное искусство, расскажет о его многообразии. В прикладном искусстве приобретают основополагающее значение такие категории, как форма, пропорции, ритм, цвет, масштаб, силуэт, симметрия, фактура. Сильнейшим выразительным средством является ритмическая основа композиции предмета при-; кладного искусства, неотрывно связанная со строением его формы и расположением на ней декора; цветовые ритмы — основополагающее композиционное средство. Важен и орнамент — изначальный вид изобразительности, отражающий ритмы изделия.
Все это во многом определяется стилем и назначением вещи. Имеются и закономерности, связанные с ее удобством для человека, с климатом.
Прежде чем говорить о соотношении содержания и средств его выражения в том или ином виде искусства, стоит обратить внимание на мастерство исполнения — безукоризненность техники, подчеркивание особенностей материала. Совершенно очевидно, что достоинство прекрасного рисунка ткани перечеркивается плохой ее отделкой и линючей окраской, грубо выполненная резьба по кости не делает ее художественной миниатюрой. Простой стеклянный бокал, созданный промышленным способом, может восприниматься произведением искусства, если его форма, декор, размер, пропорции, цвет гармоничны и соответствуют высокому качеству стекла и технике исполнения, а общее решение наделено чертами определенного стиля.
Так, для разных видов искусств выразительными средствами являются порезка древесины, свобода мазка кисти, фактура строчки или вышивки. Приемы мастерства такого рода становятся сильным средством художественной выразительности и лежат в основе формирования художественных систем некоторых народных промыслов. Но есть и общая категория, определяющая художественное достоинство предмета, — его целостность, т. е. когда предмет обладает совокупностью качеств, образующих неразрывное целое, дополняющих одно-другое, согласующихся в гармонии. В прикладном искусстве такая целостность порождается взаимосвязанностью художественно-выразительных средств с функциональностью предмета, декора с формой, общего с каждой деталью.
В прикладном искусстве формы вещей, весьма разнообразных по назначению, раскрывают широкую шкалу предметов — от бытовых, удобных и простых до пышно украшенных, роскошных.
Категории ритм, цвет, изобразительность, форма обретают новый характер, выражают идеи и чувства людей своего времени. Может меняться и соотношение пользы и красоты.
В последнее время наметился рост значения народного искусства и изделий мастеров художественных промыслов, авторских произведений художников-прикладников. Отсюда их выставочный характер, перевес декоративности над утилитарностью, явная сувенирность.
Вопрос 1 ИСКУССТВО ВЫШИВКИ. ИЗДЕЛИЯ ИЗ БИСЕРА И СТЕКЛЯРУСА В РОССИИ XIX ~ НАЧАЛА XX вв.
1. Искусство вышивки в России
2. История бисерных и стеклярусных изделий
3. Виды бисера и стекляруса
4. Приемы создания изделий из бисера и стекляруса
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Композиция квадратного торта
Упражнения в компоновке элементов украшения тортов составляют основной раздел самостоятельной работы учащихся. Целью таких упражнений будет стремление научиться компоновать воедино различные изобразительные элементы, применяемые в оформлении изделий.
Квадратная форма торта позволяет моделировать любые варианты композиции, если число элементов украшения четное (четыре, восемь и т. д.). Например, четыре одинаковых элемента можно располагать на поверхности квадрата в разнообразных вариантах много раз и всегда по-новому.
Знание выразительных средств композиции имеет важное значение для проявления творческого воображения. Оригинальную композицию можно построить, если овладеть навыками линейно-пространственного изображения и определенными знаниями декоративности оформления.
Использование выразительных средств композиции — равновесия, контраста, ритма, масштаба, пропорций, симметрии — в художественной отделке тортов имеет специфические особенности. Характер отделанной поверхности должен иметь определенную степень художественности. Поэтому при проявлении фантазии и творческого воображения в составлении композиции нужно учитывать как раз специфику кондитерского изделия, где декоративность оформления несет в себе свойства орнаментированного изображения, не имеющего никакой аналогии с принципами декоративно-прикладного искусства. Даже в рисунках по композиции изображенный торт должен выглядеть пищевым продуктом, а не декоративной плиткой или изразцом.
Процесс самостоятельных поисков композиции украшения квадратного торта связан с выбором темы. Тему оформления изделия нужно хорошо продумать, т. е. во всех деталях мысленно определить форму элементов украшения и предполагаемую композицию. Украшение должно нести в себе ясный смысл, определяемый как названием торта, так и выбором элементов и их соотносимостью друг с другом и с целым.
Прежде чем продумать смысловые и изобразительные связи в композиции торта, необходимо выделить в ней наиболее важную часть и подчинить ей второстепенные. Такая часть будет композиционным центром, берущим на себя основную смысловую нагрузку. Если такого центра нет, то не будет и целостности композиции торта, т. е. основного условия композиции.
Квадратная форма создает впечатление устойчивости, статичности композиции. Следует найти соразмерное этой форме композиционное решение, уравновесить и придать стройный ритм рисунку украшения.
Перед выполнением упражнения, представляющего собой законченный рисунок торта, делают эскизные варианты украшения.
Для облегчения поиска варианта наиболее удачной композиции необходимо придать всем элементам украшения смысловую характеристику, эскизы делать в небольшом размере на одном листе, чтобы не повторять одних и тех же фрагментов оформления.
Выполнение эскизов должно опираться на знание закономерностей композиции. Если композиция торта симметричная, нужно показать элементы украшения в симметрии зеркальной, осевой или винтовой. При неравенстве элементов украшения по размеру необходимо добиваться их зрительного равновесия, т. е. выделять центральные и второстепенные элементы, соподчиненность частей и т. д.
Пропорции — наиболее действенное средство организации всех элементов композиции в единое целое. Благодаря верно найденным пропорциям устанавливается соразмерность основания торта и рельефной поверхности отделки изделия.
Упорядочить нагромождение элементов, организовать пространство, придать композиции статичность или динамичность можно с помощью ритма. Чувство ритма в композиции украшения помогает закреплять углы ряда чередующихся элементов, образовать простые или сложные ряды и т. п.
Благодаря нескольким эскизам удачный вариант становится основой рисунка торта. Рисунок выполняют в цвете, используя правила светотени. Для выразительности композиции изображение торта делают фронтальным.
В связи с тем, что в данном упражнении можно широко проявить фантазию и творческое воображение, тема оформления поверхности торта может быть любой. Например, торт будет иметь название «Спортивный триумф». Такое изделие на предприятиях не вырабатывают, и это обстоятельство приносит большую практическую пользу в учебных целях.
Здесь нет ни перед глазами, ни в памяти готового образца, что сковало бы творческую инициативу и очень помешало бы в разработке эскизов. Поэтому в оформлении торта «Спортивный триумф» предоставляется полная свобода выбора темы украшения и составление на ее основе композиции изделия. Как правило, такая работа интересна учащимся.
Спорт играет в жизни человека огромную роль. Замечательные победы советских спортсменов на олимпийских, мировых и европейских соревнованиях наполняют наши сердца радостью и гордостью за заботу Коммунистической партии и правительства о развитии физической культуры и спорта в стране. При разработке эскиза композиции торта нужно хорошо продумать формы украшения, состоящие из элементов именно спортивного, торжественного по своему строю характера.
Рисование квадратного торта пошагово.
1. Легкими линиями обозначьте очертания тортика и коробочки, в которой он лежит;
2. Прорисуйте дно коробочки;
3. Начертите глазурь на торте. Обычно торты чем-нибудь украшают. В качестве украшения может выступать разноцветный крем, из которого кондитеры создают самые замысловатые фигуры, а также сочные фрукты и сладкие ягоды. Также торты иногда украшают кокосовой, шоколадной или ореховой стружкой. На поверхности торта схематично нарисуйте украшения – горки и листики из крема и несколько свежих ягод;
4. Торты обычно состоят из коржей, которые разделены прослойкой. Нарисуйте прослойку крема между коржами;
5. Прорисуйте украшения на тортике. Изобразите желобки на горках и листиках из крема. Прорисуйте вишенки, ягоды голубики и клубнику;
6. Теперь вы поняли, как нарисовать торт карандашом поэтапно. Чтобы раскрасить данный эскиз, сначала обведите его линером;
7. Ластиком сотрите карандашный набросок тортика;
8. Серым карандашом заштрихуйте коробку, коричневым – коржи, а розовым – прослойку крема между ними;
9. Синим и голубым оттенками проштрихуйте глазурь;
10. Синим цветом раскрасьте ягоды голубики, а малиновым и бордовым – вишенки;
11. Используя красный и зеленый карандаши раскрасьте клубнику;
12. Светло-зеленым оттенком прокрасьте листики, а нежно-розовым и бледно-сиреневым – горки из крема. Рисунок тортика готов. Раскрасить торт можно и красками!
Источник: poisk-ru.ru