Ангелесия 6 лет назад
Светило науки — 11 ответов — 0 раз оказано помощи
Надолго- приставочный. К слову долго прибавляем приставку на.
Бесцельный- приставочно-суффиксальный. К слову цель прибавляем приставку бес и суффикс н.
Вишенка- суффиксальный. К слову вишня, беря из него корень «виш» прибавляем суффикс енк.
Смешно- суффиксальный. К слову смех прибавляем суффиксы ш и н.
Въезд- приставочный. К слову ездить, беря из него корень езд, прибавляем приставку в.
Покормить- приставочно-суффиксальный. К слову корм прибавляем приставку по и суффикс и.
Украшенный- приставочно-суффиксальный. К слову красиво, беря из него корень крас(с чередуется с ш), прибавляем к нему приставку у и суффикс енн.
Серебряный- суффиксальный. К слову серебро, беря из него корень серебр прибавляем суффикс ян.
Пришкольный- приставочно-суффиксальный. К слову школа, беря из него корень школ, прибавляем приставку при и суффикс н.
Недолго- приставочный. К слову долго прибавляем приставку не.
Разбор московского пробника от 04.04.2023 русский язык вариант 2
Распорядок- приставочный. К слову порядок прибавляем приставку рас.
Беззаботный- приставочно-суффиксальный. К слову заботы, беря из него корень забот, прибавляем приставку без и суффикс н.
Перевозчик- приставочно-суффиксальный. К слову возить, беря из него корень воз, прибавляем приставку пере и суффикс чик.
Взнос- приставочный. К слову носить, беря из него корень нос, прибавляем приставку вз.
Отказ-приставочный. К слову сказать, беря из него корень каз, прибавляем приставку от.
Источник: vashurok.com
ГДЗ учебник по русскому языку 6 класс Ладыженская. §33. Основные способы образования слов в русском языке. Упражнение №174
Выпишите слова в колонки: а) образованные приставочным способом; б) суффиксальным способом; в) приставочно−суффиксальным способом. Покажите письменно способ образования слов. В каких словах есть чередование звуков? Обозначьте условия выбора вставленных орфограмм.
Распол..жить‚ р..сточек‚ выт..реть‚ наез(?)ник, выр..стить, уз..конить‚ ож..вить‚ бе(з,с)чувственный‚ бе(з‚с)ветренный, ре..чик‚ препод..ватель.
reshalka.com
ГДЗ учебник по русскому языку 6 класс Ладыженская. §33. Основные способы образования слов в русском языке. Упражнение №174
Решение
а) расположить (лож//лаг) − положить ;
вытереть (нет суф. −а) − тереть ;
вырастить − растить ;
б) росточек (искл.) − росток ;
резчик − резать ;
преподаватель (преподать) − преподавать ;
в) наездник (ездить) − езда ;
узаконить (словар.) − закон ;
оживить (жить) − живой ;
бесчувственный (с перед глух. согл.) − чувство ;
безветренный (з перед звонк. согл.) − ветер .
Чередование: распол ож ить (лаг//лож), выт е реть (е//), выр аст ить (рос//раст// ращ), росто ч ек (ч//к), резчик (з//ж).
Источник: reshalka.com
Морфемы. Словообразование | Русский язык ЕГЭ, ЦТ
Приставочно-суффиксальный способ образования слов. Примеры
Приставочно-суффиксальный способ — это образование нового слова путем присоединения к производящей основе приставки и суффикса. Приставочно-суффиксальный способ применяется при образовании существительных, прилагательных, глаголов и наречий. Укажем примеры слов, образованных приставочно-суффиксальным способом.
Словарный запас русского языка активно пополняется с помощью морфологического способа образования слов. Новая лексема создается присоединением к производящей основе приставки, суффикса или постфикса:
- читать → про читать;
- черный → черн е ть;
- кто → кто- либо .
В русском языке слова образуются также более сложными способами, когда к производящей основе присоединяются одновременно две или даже три морфемы:
- граница → без гранич н ый;
- гулять → раз гулять ся ;
- луна → при лун и ть ся ;
- шутить → пере шуч ива ть ся .
Если слово образовано одновременно с помощью приставки и суффикса, то возникает повод поговорить о приставочно-суффиксальном способе словообразования.
Образование слов с помощью приставки и суффикса
Определим, что такое приставочно-суффиксальный способ образования слов.
Понаблюдаем:
- школа → при школь н ый;
- облако → за облач н ый;
- верх → на верх у .
Кажется, что проще? Увидишь в слове приставку и суффикс, вот он этот способ! Но всё не так просто, как кажется на первый взгляд.
Приставочно-суффиксальный способ является более сложным, чем префиксальный или суффиксальный. Префиксальный способ образует слова одной и той же части речи, что облегчает его определение:
- циклон → анти циклон;
- крыть → за крыть;
- большой → не большой (маленький).
Образование слов суффиксальным способом не доставит затруднений, если знать словообразующие суффиксы знаменательных частей речи.
Существительное | щик, чик, ник, ец | существительное |
Существительное | н, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, лив | прилагательное |
Существительное, прилагательное |
а, ну, и, е, нича, ирова, изирова | глагол |
Глагол | ова, ева, ива, ыва, ва | глагол |
Прилагательное | о, е, и | наречие |
Рассмотрим наши примеры. Выясним, почему прилагательные «пришкольный» и «заоблачный» образованы именно приставочно-суффиксальным способом, а не приставочным? Ведь, кажется, можно создать вот такую словообразовательную пару рассматриваемых прилагательных:
- школьный — при школьный;
- облачный — за облачный.
Нет, такой словообразовательный анализ в корне неверен. Сделаем этот вывод, определив особенность префиксально-суффиксального способа образования слов.
Особенность приставочно-суффиксального способа
Многие слова с префиксом ошибочно считают образованными с помощью приставки, хотя в их появлении участвовали сразу две словообразовательные морфемы: приставка и суффикс. Рассмотрим это утверждение на примере образования слов «пришкольный» и «заоблачный».
«Пришкольный» — это такой, который находится, располагается при школе, например, стадион, цветник, огород. Как видите, это прилагательное восходит к падежной форме существительного с предлогом. Предлоги часто соотносятся по значению с аналогичными приставками. Значит, если прилагательное «пришкольный» легко трансформируется в сочетание существительного с предлогом, то оно образовано приставочно-суффиксальным способом. Аналогично возникло прилагательное «заоблачный», которое имеет значение «то, что прячется, находится за облаком«.
Понаблюдаем за подобным словотворчеством:
- звук → без звуч н ый (без звука);
- береза → под берез ов ик (под березой);
- палец → на пальч ник (на палец).
Какие части речи образуются приставочно-суффиксальным способом?
Приставочно-суффиксальный способ востребован в образовании знаменательных частей речи:
1. существительных
- одеяло → под одеяль ник ;
- колено → на колен ник ;
- плечо → пред плечье [ й’ э];
- дорога → без дорожье [ й’ э];
2. прилагательных
- кровать → при кроват н ый;
- окно → за окон н ый;
- листва → без листв енн ый;
- лоб → на лоб н ый;
- бровь → над бров н ый;
3. глаголов
- земля → за земл и ть;
- водный → на водн и ть;
- глубокий → за глуб и ть;
- милый → у мил и ть;
4. наречий
- хороший → по -хорош ему ;
- добрый → по -добр ому ;
- беличий → по -беличь и ;
- товарищеский → по -товарищеск и ;
- низ → в низ у ;
- далекий → в далек е ;
- век → на век и ;
- встреча → на встреч у ;
- второй → во -втор ых ;
- пятый → в -пят ых .
Источник: russkiiyazyk.ru