Все формы и виды изобразительного искусства, утвердившиеся в период государств Шумер и Аккад , были восприняты и получили дальнейшее развитие во время существования Вавилонского и Ассирийского царств .
Это время бурного расцвета всех видов художественного творчества и появления больших городов – царских резиденций: Вавилон, Ашшу́р, Дур-Шарруки́н, Ниневия .
От некогда величественных городов до нашего времени практически ничего не сохранилось, но даже по развалинам дворцов ассирийских царей можно судить о мощи их державы и уровне развития культуры и искусства.
Великолепным был дворец царя Сарго́на II в Дур-Шаррукине , занимавший бо́льшую часть всего города. Он был возведен на высокой платформе, на которую вели пандусы такой ширины, что по ним легко перемещались колесницы. Стены дворца были украшены великолепными цветными изразца́ми.
Всех входивших во дворец у ворот встречали скульптурные изваяния мифических животных – шеду – быков с головой человека и крыльями орла. У этих скульптур была одна особенность – если на них глядели в фас (прямо), то возникало ощущение, что они незыблемо стоят у ворот, но если человек видел их в профиль (сбоку), то ему могло показаться, что шеду находятся в движении. Такой эффект создавался при помощи изображения ещё одной (пятой) ноги этого существа на стене, к которой примыкала скульптура.
Ассирия. Краткая история государства.
Шеду из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине
Внутренние помещения дворца были богато украшены рельефами. Чаще всего они изображали военные сражения, царскую охоту на крупных хищников или шествия данников к могучему ассирийскому владыке.
Ашшурнацирапал II на львиной охоте». Рельеф из северо-западного дворца в Кальху.
Изображения людей подчинялись канону – голова и ноги показывались в профиль, а глаза и одно плечо — в фас (второе – в профиль). В этих рельефах отражен идеальный тип ассирийца — человека-воина. Он крепкого телосложения с рельефными мышцами рук, с густой, уложенной колечками бородой, большими глазами и широкими, часто сросшимися бровями. Таковы, например, изображения любимого мифологического и литературного героя Месопотамии — Гильгамеша , найденные на стенах дворца.
Рельеф с изображением Гильгамеша из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине
Потрясающего реализма достигли ассирийские мастера в изображении диких животных. Одним из лучших произведений искусства Ассирии считается серия рельефов, обнаруженных на стенах дворца Ашшурбанапа́ла в Ниневии , названная «Большая львиная охота» .
«Большая львиная охота». Рельеф из дворца Ашшурбанипала в Ниневии.
Просто поражают изображения раненных, убитых, истекающих кровью могучих, сильных, гордых зверей. Всё насыщено драматизмом и экспрессией. Мучения животных отображены с удивительным натурализмом, заставляющим сопереживать этим поверженным «царям природы».
Раненный лев. Рельеф из дворца Ашшурбанипала в Ниневии.
Как бы ни были могущественны и воинственны ассирийские владыки, Ассирия пала под натиском вавилонян. После долгого периода упадка вновь восстанавливается город Вавилон (Баб-Или – «врата Бога»). Во время правления Навуходоно́сора II (605 – 562 гг. до н.э.) столица нововавилонского царства становится единым архитектурным ансамблем .
ЧТО ПОГУБИЛО АССИРИЮ? Раскрыт секрет гибели ассирийской цивилизации.
Вавилон был одним из крупнейших городов древности – его население составляло не менее 200 тысяч человек. Греческий историк Геродот восхищенно писал о Вавилоне: «Устроен так прекрасно, как ни один другой город». Этот «мегаполис» был окружен несколькими рядами мощных крепостных стен. Их толщина была такой, что по ним могли проезжать конные повозки.
На стенах возвышались башни, а в город вели 8 массивных ворот, от которых были проложены процессионные дороги. Ворота и ведущие от них дороги были посвящены верховным богам.
Ворота Иштар в Вавилоне и дорога процессий. Реконструкция.
Ворота богини Ишта́р являются одним из шедевров искусства Месопотамии. Высота их равнялась 12-ти метрам. Вся поверхность самих ворот и, примыкающих к ним башен сверху до самого низа была облицована изразцами ярко-голубого цвета.
Ворота Иштар в Музее Передней Азии, Берлин
По этому синему «ковру» будто бы «шагали» бело-золотые быки и мушху́ши (священные драконы Мардука). Эта дорога была главной в городе и вела к храму верховного бога вавилонян Мардука. На стенах, расположенных по бокам дороги процессий, покрытых такими же синими изразцами, как и ворота Иштар, «шествовали» золотые львы. В самом храме Мардука находилась золотая статуя бога высотой 6 метров.
Зиккурат Этаменанки. Реконструкция.
Недалеко располагался величественный зиккурат Этамена́нки . Его создателем считается архитектор Арадаххе́шу . Этот зиккурат стал прообразом знаменитой «вавилонской башни» из библейской легенды. Он состоял из 7 ступеней, окрашенных в разные цвета, его высота составляла более 90 метров. На самой вершине зиккурата находился небольшой храм Марду́ка , облицованный голубой глазурованной керамической плиткой, а над его крышей были водружены позолоченные рога быка – священного животного бога Вавилона — символ плодородия.
Висячие сады Семирамиды. Реконструкция.
В центральной части Вавилона высились дворцы царя Навуходоносора II – «северный» и «южный». На террасах одного из них были посажены знаменитые «висячие сады» Семирами́ды , считавшиеся одним из чудес света. Согласно легенде, Семирамида, жена Навуходоносора была родом из далекой цветущей Мидии и очень скучала по дому.
Именно для неё, царь приказал разбить роскошные сады из различных экзотических растений, цветов и деревьев. Специально для этого была разработана уникальная система подачи воды на каждую из террас. В условиях жаркого сухого климата такие сады, действительно казались чудом.
К сожалению, практически всё, что находилось в Вавилоне, было варварски разрушено и разграблено во время захвата города персами в 6 в. до н.э. Какой вклад в культуру внесли новые завоеватели Междуречья, расскажу в следующей статье .
О культуре Древней Меспопотамии вы можете почитать и другие статьи автора:
Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.
Источник: dzen.ru
Архитектура ассирийских дворцов
Дворцовое строительство Ассирии, занявшее после утверждения ее военного могущества ведущую роль в архитектуре, неизменно носило характер подавляющей монументальности, крепостной замкнутости (необходимой для защиты от народных возмущений), официального блеска и холодности.
Хотя столицей по-прежнему считался Ашшур, но резиденцией царей IX-VIII вв. до н. э. чаще всего были Кальху, Ниневия или Дур-Шаррукин. Так, в IX в. до н. э. резиденцией становится Кальху (современный Нимруд), где сохранились остатки роскошного дворца. Раскопанная часть представляет собой ряд вытянутых прямоугольных помещений вокруг центрального двора.
Великолепный царский дворец Ашшурназирпала II в Нимруде (Калахе) вместе с зиккуратом и главными храмами занимал акрополь – частично естественное, частично искусственное возвышение в северо-западном углу городских стен, образуя как бы крепость в крепости. Отделанный внутри драгоценными породами дерева, медью, золотом и резной слоновой костью, дворец Ашшурназирпала II был поистине прекрасен. Его кирпичные оштукатуренные стены украшали красочные росписи и вертикально стоящие каменные плиты с рельефными изображениями и надписями.
План дворца прост, помещения расположены почти симметрично; однако анфилады отсутствуют, так как все двери смещены с осей. Дворец обходила длинная галерея, с торцовой стороны выходившая на платформу из нескольких ступеней.
Во дворце в Кальху мы уже встречаемся со столь характерными для ассирийской архитектуры скульптурными украшениями в виде плит с рельефами крылатых быков (рис. 6.12) и львов с человеческими головами.
Рис. 6.12. Быки шеду и статуи львов из дворца Ашшурназирпала II в Нимруде (IX в. до н. э.)
Благодаря одной из них, от 879 года до н. э., мы узнаем, что в многодневном пиршестве по случаю открытия нового дворца принимали участие 69 574 человека. «Счастливый люд всех стран вместе с жителями Калаха, – горделиво восклицает владыка Ассирии, – в течение 10 дней я кормил, поил, ублажал и воздал ему честь, а потом отослал всех назад, в их земли в мире и радости..». В 1949 году английская экспедиция во главе с профессором М. Мэллоуном приступила к исследованиям центральной части городища. Был целиком раскопан весь комплекс дворца Ашшурназирпала II и составлен его точный план. Выяснилось, что дворец занимал площадь 2,4 гектара и делился на три части: административные помещения (ряд комнат вокруг большого внутреннего двора), церемониальный участок с великолепный приемным залом и тронной комнатой; наконец, жилое крыло, включавшее личный апартаменты царя, гарем, кладовые и туалетные комнаты.
К числу наиболее сенсационных находок Мэллоуна относится коллекция тонких резных пластин из слоновой кости с позолотой и инкрустациями, которыми некогда покрывали мебель и украшали колонны и стены царского дворца.На территории древнего города ведут сейчас интенсивные исследовательские и реставрационные работы иракские археологи. Частично отреставрирован дворец Ашшурназирпала II. Обнаружено много новых рельефов, надписей и скульптур крылатых быков и крылатых львов, ванные комнаты со сложной системой водостоков (рис. 6.13).
Рис. 6.13. Тронный зал дворца Ашшурназирпала II в Нимруде (Калахе). Реконструкция О. Лейарда
Тогда же был проложен специальный канал – Патти-хе-галли (Поток изобилия) – из реки Большой Заб прямо в город, чтобы еще больше укрепить его и напоить водой окружающую равнину. Покровителем Калаха-Нимруда стал бог-воитель Нинурта, в честь которого строители поспешили построить самый пышный храм.
В Месопотамии стены дворцов и храмов возводились из сырцового (реже – обожженного) кирпича. Камень употреблялся только для фундаментов, для внутренней облицовки стен и для изготовления статуй богов и царей. Точно таким же образом поступил Ашшурназирпал II и в Нимруде.
С гор на плотах по реке привезли вроде бы немало камня, но весь он ушел на скульптурные фигуры и барельефы, украшавшие дворец и подходы к нему. Вокруг этого дворцово-храмового центра, обнесенного высокой глинобитной стеной с башнями и обитыми медью воротами, теснились дома горожан. Превращение Калаха из захудалого поселка в пышную столицу привлекло сюда самый разнообразный люд. Город славился своими базарами. Приезжие и местные купцы торговали здесь разнообразными товарами и скупали ассирийскую военную добычу.
Сын Ашшурназирпала II Салманасар III (859-825 гг. до н. э.) продолжал укреплять и украшать столицу. Неподалеку от старого он выстроил собственный дворец, использовав для этого часть материалов и украшений из обветшавшего отцовского жилища. Англичане раскопали часть этого дворца, где обнаружили остатки кладовых и арсенал.
Однако в VIII-VII веках до н. э. Нимруд постепенно теряет свое главенствующее значение. Столица государства переносится в Ниневию. Но окончательный удар городу наносится вражескими армиями Мидии и Вавилона, разгромившими в 612 году до н. э. все основные центры Ассирии. Не избежал этой участи и Нимруд.
Он был ограблен, сожжен дотла и вскоре превратился в беспорядочное нагромождение мусора, земли и кирпича. Жизнь сюда так и не вернулась.
Особое место в архитектуре Ассирии занимает дворец Саргона II в Дур-Шаррукине (712-707 гг. до н. э.).
Саргон II (722-705 гг. до н. э.), вошедший на престол в результате переворота, после блестящих военных успехов искал все же безопасности во вновь основываемой им столице-крепости Дур-Шаррукине (в переводе «крепость Саргона», ныне Хорсабад). Одновременно с постройкой царского дворца был разбит и начат постройкой новый город в виде почти правильного квадрата (1780×1685 м), выросший в течение четырех лет (рис. 6.14).
Рис. 6.14. Дворец Саргона II в Дур-Шаррукине. Реконструкция
Прежде всего, была сооружена из сырца терраса и крепостная стена города и дворца. Дворец частично выдавался за пределы квадрата, так что крепостная стена обходила его с трех сторон. Нижняя часть стены была облицована огромными блоками камня, прекрасно отесанными и уложенными попеременно ложками и тычками для лучшей связи с сырцовым ядром стены.
Особенно тщательно были укреплены углы. Общая высота стены составляла 18 метров. У противоположного, юго-западного угла города находилась вторая высокая терраса с цитаделью, внутри которой стояли храм бога Набу и малый дворец, принадлежавший, очевидно, приближенным царя. Помещения этого дворца отличаются великолепной внутренней отделкой, стены их расписаны фресками; он был оборудован ванными комнатами и уборными.
Дворецстоял на огромном глиняном массиве платформы (1350524 м 3 ), пронизанном целой системой дренажных труб и вентиляционных колодцев. На платформу вели из города монументальные пандусы для въезда колесниц. Главный вход был обрамлен двумя мощными башнями и украшен внизу фигурами крылатых быков. Проход был перекрыт аркой, сложенной из трех рядов кирпича-сырца и облицованной снаружи ярко раскрашенными поливными плитками; пролет ее составляет 4,3 м при высоте замка 6,46 м. Через этот главный вход и два меньших боковых можно было проникнуть на огромный квадратный, богато украшенный двор, занимавший почти целый гектар и служивший центральным ядром всего дворца (рис. 6.15-а).
Рис. 6.15. a – план дворца Саргона II в Дур-Шаррукине;
б – рельеф во дворце – Саргон II (справа) и его сын Синахериб (слева)
Дворец как бы вписан в город, выходя на него южным фасадом. Широкая городская стена с бойницами, высотой вровень с террасой, подходила с двух сторон ко дворцу. Часть дворца, где находились жилые помещения, выступала огромным бастионом за пределы городской стены. С этой стороны отлично укрепленный дворец был защищен крутым обрывом холма. Из царских покоев открывался отличный вид на реку – один из притоков Тигра, и на холмистые степные просторы.
Дворцовый комплекс включал более 200 различных помещений и 30 открытых дворов. Расположение помещений почти всегда асимметрично, форма и размеры разнообразны; установить их назначение затруднительно, но они распадаются на отчетливо различимые группы.
Прямо против входа у противоположной стороны двора находятся покои самого царя, за которыми лежит строго симметрично распланированная группа парадных, официальных помещений. Оси двух анфилад залов перекрещиваются на центральном дворе этой группы.
Справа от главного входа к квадратному двору примыкали служебные помещения, а слева была расположена группа одинаково скомпонованных храмов. Позади этой группы возвышался семиярусный зиккурат более 40 м высотой, с пандусом, обходившим его по спирали. Отдельно от остальных помещений дворца стоял летний дворец-павильон типа «бит-хилани». Парадные залы были роскошно убраны. Нижнюю часть стены украшали алебастровые плиты с рельефами, выше стены были расписаны фресками, до сих пор сохраняющими свои яркие краски.
Во дворец вели два входа. Один находился в глубине обширного двора, на который выходили царские покои, другой – по фасаду дворца, обращенного к городу, с широким центральным проездом, предназначенным для царя, и двумя боковыми. Шесть крылатых шеду охраняли центральный проезд, по два меньших размеров – боковые входы. Кроме того, фасад был украшен еще в той и другой стороны двумя гигантскими фигурами мифического царя Гильгамеша и его друга Энкиду (рис. 6.16).
Рис. 6.16. а – крылатый бык шеду; б – рельеф с изображением Гильгамеша во дворце Саргона II в Дур-Шаррукине
Поток посетителей (воинов, чиновников, слуг, рабов) вливался через боковые входы. Общая площадь дворца – 9373 м 2 . Впечатление величественности усиливалось еще и тем, что высокие входные врата закруглялись аркой. Эта система арок и сводов отмечена и в других частях дворца. Плоские перекрытия дворца покоились на кедровых балках, опиравшихся на сырцовые стены сравнительно узких залов. Там, где временно перекрывали открытый двор, пользовались знаменитыми тканями финикийских мастеров.
Рис. 6.17. Реконструкции пальмовидных колонн во дворце Саргона II в Дур-Шаррукине
Жилая часть имела 10 дворов и более 60 помещений и переходов. Здесь сохранились наиболее обширные и великолепные залы. Центром приема был двор в 976 м 2 , из которого восемь дверей вели во внутренние помещения. Крылатые быки стерегли четыре главных двери. Все проходы были сводчатые, украшены рельефами из глазурованных кирпичей.
Низ стен также был облицован рельефами. Здесь Саргон II принимал сотни посетителей.
В этой же части дворца находились царский гарем и покои наследника. Вдоль стен большого двора с одной стороны были расположены небольшие кладовые для хранения меди, железа, глазурованных кирпичей. С другой стороны находились кухни, пекарни, конюшни, помещения для колесниц.
Налево от входа в большой двор находилась часть дворца, полностью изолированная от других помещений, с небольшим числом ходов и богатым убранством. Это был комплекс из шести святилищ.
Низ стены центрального двора этого комплекса был облицован глазурованным кирпичом. По синему фону были даны изображения плуга, быка, смоковницы с зелеными листьями и желтыми плодами – символа плодородия. Высокие деревянные древки, окованные металлом, на вершинах которых красовались пальмовые листья из позолоченной бронзы, стояли около дверей (рис. 6.17).
В некоторых частях дворца были использованы в качестве несущих опор деревянные колонны с каменными базами. В украшениях очень распространены голубые изразцовые кирпичи, по которым рассеяны белые розетки с желтой серединкой, напоминающие цветные «гвозди» некоторых архаических храмов.
Техника строительных работ во дворце везде на очень высоком уровне. Так, например, вымостка дворов и полы залов сделаны в несколько слоев, с верхним настилом из керамических или каменных плит, украшенных узорным орнаментом или надписями. Штукатурка из смеси извести и гипса наносилась лопатками и тщательно затиралась. Обычно слой ее не превышает 3-4 мм.
Необыкновенно тщательно уложены пороги и плиты во многих дверных проемах. Сохранились на своих местах выдолбленные из базальта подпятники, на которых вращались двери. Сами двери были сделаны из кипарисового дерева и обиты бронзой. Конструкция перекрытий в больших залах, видимо, была балочной.
В одной из надписей Саргон говорит: «Я соорудил мощные стены, балки из больших стволов кедра положил я поверх». В развалинах дворца найдены также большие куски сводчатых кирпичных перекрытий, которыми, однако, перекрывались лишь помещения небольшого пролета. Реконструкция изображает дворец без сада, но это неправильно. Саргон определенно указывает в своей надписи: «Я создал рядом с ним (дворцом) большой парк, подобие гор Амана, в котором были насаждены всевозможные растения из растительности Хеттской страны и всякие плоды гор».
Дворец Саргона II являлся одной из величественнейших построек Ассирии. Монументальность архитектурного ансамбля сочеталась с умелыми приемами озеленения террас. Зиккурат примыкал к комплексу святилищ не непосредственно, а на некотором расстоянии. Пространство это не имело следов застройки и, очевидно, было засажено деревьями.
Источник: megalektsii.ru
Пластическое искусство Ассирии
Вкладом ассирийцев в мировую культуру стало поразительное для своей эпохи пластическое искусство. Особенно ярко и массово проявилось оно в резьбе по камню.
Каждый ассирийский правитель предпочитал строить собственную укрепленную столицу. Все они представляли собой крепости, обнесенные массивной стеной и рвом. Огромный дворец царя Ашшурнасирапала II (884-859 гг. до Р.Х.) в его столице Кальху (современный Нимруд) имел большое количество жилых и хозяйственных помещений, сгруппированных вокруг квадратного двора 30 на 30 м. и поражающих роскошью отделки. Резные вставки из слоновой кости украшали не только троны, ложа, столы и кресла – целые помещения были покрыты пластинами из этого драгоценного материала. Многофигурные композиции с изображением мифических животных и батальных сцен выдают умелую руку их создателей – финикийских мастеров.
Каменные рельефы во дворце Ашшурнасирапала занимали несколько гектаров площади. Внутренние стены дворцовых зал из сырцового кирпича были сплошь облицованы многорядными рельефными полосами, вырезанными на сравнительно тонких плитах мосульского алебастра. Главной темой изображений служили победоносная война и величие царя-победителя. Впечатление пышности и блеска усиливалось раскраской рельефов, которая в большинстве случаев не сохранилась. Все это создает представление о колоссальных художественных мастерских, где работали армии искусных ремесленников, владеющих необычайно совершенной техникой и имеющих хорошую выучку.
Впервые ярко заявив о себе при Ашшурнасирапале II, ассирийское искусство продолжало процветать и при его приемниках, чему способствовала широкомасштабная строительная деятельность. Царь Саргон II (722-705 гг. до Р.Х. http://www.proza.ru/2013/10/06/1480) перенес царскую резиденцию из Кальху в новый город Дур-Шаррукин.
Город занимал площадь в 10 га и был возведен на платформе высотой 14 м. К платформе с двух сторон вели пандусы, по которым можно было въезжать колесницам и всадникам. Всего во дворце было около 200 помещений – жилые покои царя и его гарема, парадные комнаты, отделанные с большой роскошью, и целая сеть хозяйственных построек. По сторонам от входов во дворец стояли гигантские статуи крылатых быков. Колонны искусно покрывались мелким рельефом, в которых тщательнейшим образом прорабатывалась каждая деталь, вплоть до складок на одежде. При сыне Саргона Синаххерибе (705-681 гг. до Р.Х. http://www.proza.ru/2013/10/06/1568) столица переместилась в Ниневию.
Наивысший расцвет ассирийского искусства пришелся на времена Ашшурбанапала (669-626 гг. до Р.Х. http://www.proza.ru/2013/10/06/1762). Подлинным шедевром справедливо считают сцены царской охоты на львов в его дворце в Ниневии. Все они составляют единое, сюжетно связанное панно, охватывающее четыре стены помещения.Каждое животное имеет здесь свою образную характеристику: нарядно-манерные лошади, рабски злые псы, а в изображениях главных героев этих сцен – львов – можно найти разнообразные тончайшие нюансы, от ощущения своего могущества до чувства бессильной ярости и страдания от ран.
Ассирийское искусство было чисто придворным. Когда погибла Ассирийская держава, оно исчезло.
Восточная культура в Древности и Средневековье http://proza.ru/2013/07/11/270
спасибо, Константин!
и тут есть, над чем поразмыслить, как сильно было стремление к прекрасному у наших предков. Ведь вот же — научились рисовать на скалах, казалось бы. чего еще? Нет, нужно вырезать из камня — кропотливо, долго, без права на ошибку. Восхищает.
Суровые, если не сказать жестокие ассирийцы тоже тяготели к прекрасному. Спасибо за визит!
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.
Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
Источник: proza.ru