Какое женское украшение считается типичным для древних славян

В эпоху раннего средневековья привески в виде полумесяца, отражающие древнейший культ почитания луны, были широко распространены у ряда народов Европы и Азии 1.
(Лунница в ГИМе. Средняя Азия, IV-VIII век.)

На территории северо-западной и северо-восточной Руси известно более 350 экземпляров лунниц, изготовленных из сплава олова и серебра, реже из бронзы и высокопробного серебра. Большинство находок лунниц происходит из курганных погребений, где они обычно находятся по нескольку экземпляров (до 10—13) в составе ожерелий. Известны случаи ношения их в качестве серег.

// Успенская А.В.Нагрудные и поясные привески,ГИМ, 1967; Портал «Археология России», 2005.

Зернёные лунницы впервые появились в Моравии во 2-й половине 9 века уже вполне сформировавшимися, возможно на основе византийских образцов. Ранний экземпляр подобной подвески происходит из Старого Места (Hruby 1965: tab. LX; Malachowska 1998: 37-123).

История славян на пальцах

В середине X в. ДВУРОГИЕ лунницы широко распространяются и у восточных славян. Лунницы из Моравии импортировались вместе с производственными традициями — в процессе вынужденной миграции (бегства к восточным родичам от неприятных новых соседей) значительных масс населения Подунавья.
2.(Седов В.В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование, М., 1999, С. 183–185.)

Эти украшения стали типичными для восточнославянского ювелирного убора и просуществовали вплоть до ХIII в.

Лунница 9 век. из Старого места. Великая Моравия.

ШТАМПОВАННО-ФИЛИГРАННЫЕ лунницы вырезались из тонкой серебряной пластинки. Трубочка-ушко для продергивания шнура вырезалась из той же пластинки, загибалась на лицевую сторону, а с оборотной стороны укреплялась полосками металла. Края изделия обводились проволокой.

У одной из больших лунниц из Гнездовского клада 1868 г. (ГЭ, инв. №994/86) ушко выполнено отдельно в виде трех серебряных бусин, украшенных зерневыми ромбами и треугольниками. Для того, чтобы прикрепить эту конструкцию, мастер довольно грубо обрезал верхнюю часть лунницы в виде трех треугольных выступов, припаянных с оборотной стороны к каждой «бусине». Основным декором поверхности лунниц являются тисненые полусферы и зерневые полоски и треугольники.

(Древнерусский женский ювелирный головной убор XI — XIII вв., рисунки-реконструкции Олега Федорова. Женщина в уборе с гроздевидными наушницами, конца X — начала XI вв. По материалам кладов из Гнёздово под Смоленском.)

Как на самом деле выглядели русы?

Еще большая, чем на Руси, концентрация зерненых лунниц отмечена в кладах Польши (Ениосова, Пушкина 1997: 25). Ханна Кочка-Кренц приводит данные о 72 местонахождениях лунниц на территории Польши (Kka-Krenz 1993: Mара 36). Причем большая часть находок приходится на клады, 6 находок в могильниках, 4 — в крепостях, 3 — в городах. Подобное распределение находок данного типа украшений по памятникам заставляет предположить их привозной характер. Ян Зак предлагает два возможных варианта продвижения лунниц в Польшу с территории Руси: Киевщина — Прага — Регенсбург или с территории Волыни по Бугу в Повисленье (Zak 1968: 215-216).

(Лунницы штампованно-филигранные с территории Польши 1 — кл. Сейковик, 2 — кл. Боруцин, 3 — место находки не известно, 4 — Дзиерника. (По Malachowska 1998)

Типичны лунницы для кладов серебряных вещей Восточной Германии и Венгрии (Агпе 1914: 109; Niederle 1921: 255, 256. )

Лунницы, попадавшие в Северную Европу, как правило, фрагментированы (применялись как средство платежа или ювелирный лом). Иногда они все же использовались в костюме, но при этом зачастую переделывались соответственно вкусам населения — в фибулы или накладки

На фото большая лунница, перевернутая верх рогами, в ушко вставлен стержень, на котором подвешены две скандинавские подвески. Наверняка вторичное употребление украшения. (Случайная находка, Ленинградская обл. Эрмитаж. Гущин А.С. 1936 г. «Памятники художественного ремесла древней Руси х-х. вв. табл. 34.)

Почти одновременно с серебряными лунницами ФИЛИГРАННО-ЗЕРНЕНОЙ работы 10 век, появляются ЛИТЫЕ лунницы, передающие в более простой технике форму и орнамент дорогих украшений феодальной верхушки. Литые широкорогие и узкорогие лунницы встречаются в женских погребениях всех слоев населения древней Руси. Большинство литых лунниц выполнено из биллона или бронзы, литые лунницы из чистого серебра в памятниках древней Руси редки.

(рис 16.1.2.Успенская А.В Нагрудные и поясные привески. ГИМ, 1967; Портал «Археология России», 2005г. стр 102.)

Широкорогие литые лунницы найдены в количестве 115 экземпляров в 35 пунктах северо-западной и северо-восточной Руси. Все они, как правило, украшены орнаментом, имитирующим зернь и скань.

Некоторые из этих лунниц, например, из кургана 118 у д. Шахново (Ленинградская обл. ), передают не только форму и орнамент уже упомянутой филигранно-зерненой лунницы из кургана у д. Бор (Новгородская область), но также и размер (рис. 16, 1, 2).

Среди сельского населения Брянской, Смоленской и Калининской областей наиболее распространены были литые ШИРОКОРОГИЕ лунницы средних размеров, поле которых покрыто рельефными линиями, треугольниками и шариками ложной зерни в центре и по углам (рис. 16, 3, 4). Встречаются широкорогие литые лунницы с орнаментом из ложнозерненых треугольников, расположенных по контуру лунницы.

(рис. 16, 3, 4. Успенская А.В Нагрудные и поясные привески. ГИМ, 1967; Портал «Археология России», 2005г. стр. 102)

Читайте также:
Что за украшения с подвеской дерево

ШИРОКОРОГИЕ ЛИТЫЕ лунницы стали входить в употребление, видимо, в самом конце X или начале XI в.Во второй половине XII века они, видимо, совсем вышли из моды и в женском наряде заменяются другими типами лунниц.

УЗКОРОГИЕ ЛИТЫЕ лунницы, как показало картирование их находок, бытовали на всей территории северо-восточной и северо-западной Руси (рис. 17).

(рис. 17. Успенская А.В Нагрудные и поясные привески. ГИМ, 1967; Портал «Археология России», 2005г. стр. 103)

От широкорогих лунниц они отличаются не только своей формой, в основе которой лежит силуэт круга, но также и орнаментом. Для узкорогих лунниц характерны растительный орнамент в виде двух ветвей, расходящихся в разные стороны, и геометрический рисунок из рельефных линий и шариков псевдозерни (рис. 16, 5—7).

(рис. 16. Успенская А.В Нагрудные и поясные привески. ГИМ, 1967; Портал «Археология России», 2005г. стр. 102)

Как показывает анализ вещевых комплексов, в составе которых обнаружены узкорогие лунницы, время наибольшего их распространения на Руси падает на XI—XII вв.

Кроме вышеописанных широко распространенных на Руси типов лунниц, в памятниках XI—XII вв. представлены еще ЛИТЫЕ МИНИАТЮРНЫЕ лунницы, среди которых иногда бывает трудно отделить узкорогие от широкорогих.У лунниц этого типа, как правило, весь узор представлен мелкими шариками псевдозерни или просто рельефной линией по контуру лунницы. Единичные находки украшены инкрустацией железом (рис. 16, 9). Время бытования этих лунниц в основном совпадает со временем распространения узкорогих литых лунниц, т. е. не выходит за пределы XI—XII вв.

ПРОРЕЗНЫЕ лунницы — обычно широкорогие отличаются дугообразным вырезом на поле лунницы (рис. 16, 8). Все они литые из биллона. Редко встречены экземпляры, украшенные по краям ложной зернью. На основании постоянной совместной встречаемости в комплексах с украшениями, даты которых более или менее точно установлены, их можно датировать тем же временем, что и широкорогие литые лунницы, т. е. XI — первой половиной XII в.

К этому времени надо отнести также ЯЗЫЧКОВЫЕ ШИРОКОРОГИЕ лунницы. (рис 16.12

Обзор привесок данной группы закончим описанием лунниц своеобразной формы — так называемых ЗАМКНУТОКРКЩАТЫХ. (рис 16.11)

(рис. 16. Успенская А.В Нагрудные и поясные привески. ГИМ, 1967; Портал «Археология России», 2005г. стр. 102)

Изготовлены почти всегда из меди или бронзы способом литья. Создается впечатление, что подобные лунницы наиболее типичны для населения Костромского Поволжья. Так, из 17 экземпляров замкнутокрещатых лунниц 8 были найдены в костромских курганах. Некоторые из этих лунниц, судя по месту расположения при костяке, заменяли в женском уборе серьги или височные кольца. Замкнутокрещатые лунницы употреблялись, видимо, с XI до начала XIII в.

Следует подчеркнуть тот факт, что подавляющее большинство известных нам литых широкорогих и узкорогих лунниц происходит из погребальных сооружений, оставленных сельским населением древней Руси. Естественно поэтому предположить, что в основном, видимо, эти украшения, как и многие другие, изготовлялись деревенским литейщиком.

На основе изучения лунниц, хранящихся в ГИМ, можно выдвинуть предположение, что большинство из них было изготовлено в твердых каменных формах. Об этом свидетельствует наличие литейного шва, расположенного, как правило, не на средине боковой поверхности лунницы, а ближе к гладкой тыльной стороне.

Иногда следы литейного шва заметны только на ушке для подвешивания, т. е. вторая створка каменной формы была в виде плоской крышки. Детали рисунка сверху почти всегда несколько уплощены, что в свою очередь указывает, что эти привески отлиты в твердых формах. Несомненно, что техника литья в глиняных формах с помощью восковой модели также была известна деревенским мастерам.

Лунницы с тонким изящным растительным орнаментом могли быть изготовлены только способом литья по восковой модели, подробно описанным Б. А. Рыбаковым 1. (1.Б. А. Рыбаков.Ремесло древней Руси. М., 1948 стр. 153—154.)

ЛУННИЦА — славянское, ЖЕНСКОЕ украшение. Лунница, при кажущейся бесспорности ее семантической связи, с месяцем, луной, могла и не являться лунарным символом. Б.А. Рыбаков (1987,Язычество Древней Руси. М., с. 535), вполне справедливо заметив, что в средних широтах луна никогда не смотрит рогами вниз, предлагает иную трактовку.

Славянские лунницы, сохраняя заклинательное обращение к ночному светилу, изображали вместе с тем небосвод с его двумя небесами. Три позиции солнца на древнерусских лунницах — утреннее, дневное и вечернее можно видеть и на некоторых салтовских экземплярах.

Источник: nstalmoshenko.livejournal.com

Украшения древних славян (IX — XII вв.)

Височные кольца - украшения славян XI-XII вв. Из курганов близ села Белгородка-Николаевка.Височные кольца — украшения славян XI-XII вв. Из курганов близ села Белгородка-Николаевка. Женские украшения восточных славян — бронзовые височные кольца. XII в. Археологические раскопки.</p>
<p> Новгород Великий.Женские украшения восточных славян — бронзовые височные кольца. XII в. Археологические раскопки. Новгород Великий.

Серебрянные украшения: западнославянские серьги и подвески, ожерелье со вставками из хрусталя, Швеция.Серебрянные украшения: западнославянские серьги и подвески, ожерелье со вставками из хрусталя, Швеция. Славянские украшения (справа) и их арабские прототипы Цветное - славянские культуры Подонья.Славянские украшения (справа) и их арабские прототипы Цветное — славянские культуры Подонья.

Поселение Октябрьский мост. Изделия из цветных металлов. 1,3 - шумящие подвески; 2, 8 - височные кольца; 4-7 - привески; 9-10 - пряжка-фибула; 11 - браслет; 12, 13, 15, 16 - перстни; 14 - подвеска-ложечка.Поселение Октябрьский мост. Изделия из цветных металлов. 1,3 — шумящие подвески; 2, 8 — височные кольца; 4-7 — привески; 9-10 — пряжка-фибула; 11 — браслет; 12, 13, 15, 16 — перстни; 14 — подвеска-ложечка.

Читайте также:
Как называются украшения для прически

О славянских украшениях IX-XII веков можно было бы написать весьма обширное исследование, так как от того времени до нас дошло очень много материала, свидетельствующего, что, подобно другим народам, древние славяне, особенно женщины, насколько это позволял им их достаток, стремились к тому, чтобы принарядить себя различного рода украшениями. В истории материальной культуры древних славян нет ни одной такой другой страницы, которую можно было бы осветить так подробно, как украшение тела и платья, а также связанное с этим производство украшений, которые были тогда у славян в моде.

Во-первых, нам неизвестно, изготовляли ли славяне в древнейший период их существования украшения и существовало ли у них ювелирное производство. Почти все то, что является характерным для украшений славян языческого периода, появилось, только в конце этого же периода, с VIII по XI век, когда славяне подверглись сильному византийскому, восточному и скандинавскому влиянию, а на Западе — влиянию франков.

До этого украшениями славяне были весьма бедны. В могильниках V—VIII веков мало встречается ремесленных изделий и украшений, что свидетельствует о большом упадке культуры, наступившем, очевидно, в связи с переселениями народов и потрясениями как данного, так и предшествовавшего ему периода. Более часто украшения, привозные или местные, начинают появляться в славянских могилах только с VIII и главным образом с IX века. С этого времени и начинается новый подъем материальной культуры.

Во-вторых, следует сразу же указать, что начиная с IX века славянские украшения обнаруживают значительное разнообразие. Нет вещей (за небольшими исключениями), форма и техника изготовления которых являлась бы общей для всех славян.

Отдельные славянские страны уже значительно отличаются друг от друга, особенно Запад от Востока, причем Восток в значительной степени усвоил византийский и восточный стиль и перенял также и их технику. В X и XI веках преобладает восточный стиль, с конца же XI века — византийский. Вместе с тем, хотя украшения и изготовляются из бронзы, меди и золота, только серебро, привозимое арабами, становится у славян важнейшим металлом. Украшения преимущественно делались из серебра, они были мелкие, легкие, по технике изготовления большей частью филигранные, и любовь к ним, несмотря на их восточное происхождение, характерна для славян X и XI веков и, в частности, отличает их от соседей.

Что касается отдельных видов туалетных украшений, то нашего внимания заслуживают прежде всего перстни, браслеты и массивные ожерелья, а также серьги, встречающиеся в больших количествах и имеющие самые разнообразные формы. Столь важные когда-то застежка и пряжка теперь более редки и однообразны.

Фибулы в большом количестве появились в славянских землях только в результате торговли с Римом, и происхождение их — всегда римское, провинциальное. В I—IV веках н.э. фибулы с Эльбы и Дуная проникают в глубь земель, занятых в тот период славянами, а начиная с IV века — с Черноморского побережья в среднюю Русь стали проникать так называемые готские застежки, видоизменения которых удерживались там в отдельных случаях вплоть до VII и VIII веков.

Одновременно из Прибалтики приходили отдельные фибулы особой формы и отделки (эмаль), а в конце IX и X веков из Борнхольма, главным образом с русско-варяжскими дружинами, приходили и скандинавские застежки. В общем же фибула в конце языческого периода у славян весьма редка. Они не создали ни одного собственного образца, отдавая, очевидно, предпочтение застегиванию при помощи пуговиц или петлиц. Только в Восточных Альпах более часто обнаруживается типичная для славян округлая, оригинально декорированная застежка (так называемый кётлашский тип).

Пряжки и запоны встречаются уже чаще. Пряжка также появилась под римским влиянием и служила для застегивания поясов и вообще ремней.

Но в то время как среди западных славян она не удержалась (во всяком случае, в западно-славянских, а также в южно-славянских могилах пряжка встречается редко), на востоке она известна в большом количестве как в формах, присущих собственно славянам, так и в ряде образцов балтийского, скандинавского, финского и тюрко-татарского происхождения, которые, в отдельных случаях также приходили к славянам от их соседей. Из украшений, служивших исключительно этой цели, для славян прежде всего были характерны диадемы.

Большое значение в жизни славянских девушек имели венец и диадема как отличительный признак незамужней женщины. В России (в других странах очень мало) археология предоставила нам ряд интересных доказательств этого. В частности, в славянских могилах в Полтавской губернии были найдены весьма интересные диадемы, представлявшие собой повязку вокруг головы, увешанную мелкими бусинками, кружками и ракушками. Еще более красивые золотые, покрытые эмалью диадемы были найдены в нескольких кладах, обнаруженных в Киеве и в Сахновке, близ Канева, но все они византийского происхождения и относятся к более позднему периоду — XII-XIII векам.

В славянских могилах найдено также большое количество самых разнообразных серег. В X и XI веках выделяются главным образом филигранные серьги, изготовленные из тонких серебряных или золотых плетеных проволочек или шариков, ажурных или покрытых зернью. Они являлись как предметом арабского импорта, так и предметом импорта византийских мастерских. Особенно богаты ими Киевщина, а на Балканах — Далмация. Однако довольно часто, хотя и в единичных экземплярах, они встречаются и в других славянских странах, например в Чехии и Польше.

Читайте также:
Как растянуть леску на украшении

Ожерелья из славянских могил встречаются двух видов: ожерелья из стеклянных бус, нанизанные вперемешку с бусинами из самоцветов, металлов и янтаря, и массивные металлические обручи различнейших форм, так называемые гривны. [Слово это ( гривна ) появляется в источниках с X века.]

Однако из всех видов украшений наиболее важными и наиболее характерными для славян являются кольца, вплетавшиеся женщинами в волосы. Они представляли собою оригинальные украшения, свешивавшиеся с обеих сторон головы, впереди и позади ушей, закрывая виски или свисая до самых плеч.

Подвешивались они на повязке или диадеме, обхватывавшей голову, или же попросту свободно вплетались в волосы. Наиболее близкой аналогией являются византийские короны и диадемы с подвесками. Несмотря на глубокую древность подобного рода украшений, мы находим их и у славян, главным образом с IX века.

В XI и XII веках возник ряд кольцевых форм этих украшений, которые стали характерны либо для всех славян, либо для определенных славянских земель. В частности, у восточных славян известны археологически различаемые области подвесных колец . Основным, общим для всех славян типом, являвшимся в то же время одним из тех общеславянских культурных признаков, по которым можно определять места обитания славян с VIII по XII век, было так называемое S-образное кольцо, то есть маленькое или среднего размера кольцо, обычно бронзовое, но часто покрытое серебром, один конец которого тупой, другой же расплющен и загнут петлей в форме буквы S. Этот тип распространен от Савы, Альп и Заале вплоть до внутренней России, но статистика находок показывает, что больше всего он был распространен на Западе, где чаще всего и изготовлялся.

Там он, судя по всему, и появился, хотя этот вопрос является еще спорным. Видимо, примитивные кольца славяне вплетали в волосы издавна, но кольца с S-образным концом они видели где-либо в северных римских областях, где первые аналогии таких колец появляются уже до н. э., а чаще после начала нашей эры (в Боснии, Истрии, Тироле). Кольцо с S-образным концом получило у славян столь большое распространение, что с течением веков эта безделушка стала чисто славянским украшением. Это не единственная вещь, которая прошла у славян подобные превращения; аналогичное превращение произошло частично и с римской керамикой, которую славяне заимствовали, а позднее изменили, превратив в свою собственную типичную славянскую керамику.

Основное простое S-образное кольцо получило дальнейшее развитие в результате того, что местами менялся и усложнялся его завиток, S-образный конец, что на него надевали стеклянные или металлические бусины, менялся его размер или изменялась техника изготовления. Славянские женщины носили их по одному или по нескольку (8-10), подвешенными на подвязке по обе стороны головы.

На Западе их носили вплоть до XIII века. С Запада они проникли и в Россию, где мы довольно часто встречаемся с ними в Поднепровье; однако здесь в России, особенно дальше на восток и север, мы сталкиваемся с дальнейшим их локальным развитием. Русские височные кольца XI-XII веков являются не только описанными здесь примитивными кольцами, но изменяются, превращаясь в круги, нижняя часть которых переходит в звездообразно или лопатообразно расчлененную плоскость ажурной и выгравированной пластинки. Такие височные кольца, как правило, серебряные, особенно характерны для области древних радимичей и вятичей. Но и в других русских областях височные кольца обнаруживают различные и отличающиеся друг от друга формы, хотя и не столь богатые, как в бассейне реки Оки.

Если рассматривать славянскую одежду и украшения в целом, то следует признать, что особо роскошными они не были. Славянская одежда еще в конце языческого периода и в начале христианской эры, если сравнить ее с одеждой соседей славян, была еще бедна украшениями.

Она отличалась своей простотой даже в тот период, когда у славян уже развилось производство золотых и серебряных украшений, в силу того что оно было ограничено лишь несколькими отдаленными друг от друга торговыми центрами — Прагой, Пржеславом, Киевом, Суздалем, Новгородом. В этих центрах славяне жили богаче, одевались роскошнее, в то время как простой народ, как в Чехии, так и в Польше и в Западной Руси золотом и серебром богат не был.

Все исследователи справедливо отмечают, что могилы конца языческого периода в этих землях бедны, особенно если сравнить их с современными им германскими или тюрко-татарскими погребениями. Роскошные одежды и украшения развились лишь там, где славяне непосредственно соприкасались с соседними им финскими, тюрко-татарскими, пруссо-литовскими и скандинавскими народами.

Читайте также:
Резинка на голову как украшение

Здесь мы находим в славянских могилах большое количество и большое разнообразие украшений, в частности, дальнейшее развитие получили здесь височные кольца, диадемы, пряжки, перстни и даже фибулы, гривны и браслеты, которые в других местах весьма редки. В X и XI веках излюбленным материалом становится уральское серебро, а наиболее распространенной техникой украшения — зернь. Так, например, в могиле, раскопанной у Таганчи возле Киева, какого-то князя или боярина XI века мы находим почти одни только серебряные или покрытые серебром вещи. Об этом говорится и в I Софийской летописи под 1209 г., где мы читаем о жителях Киева, что они не давали женам своим золотых обручей и что ходили их жены в серебре.

Совершенно иную картину мы видим в этот же период у соседей славян — летто-литовцев, финнов и болгар на Оке, Каме и Волге. Хотя в их могилах и встречается больше украшений, но все они менее изящны и отличаются массивностью и безвкусицей.

Мы видим грубые головные уборы, тяжелые шумящие привески, распространенную в ювелирном деле технику подражания плетеной веревочке, тяжелые и массивные бронзовые ожерелья (часто надеваемые по нескольку штук сразу), огромные застежки и запоны причудливых форм, тяжелые браслеты — иногда по девяти штук на руке. Одним словом — это совершенно иной мир, с более роскошным в сравнении со славянской простотой нарядом, но зато с меньшим художественным вкусом.

Славянские девушки и женщины в своих изящных и легких серебряных украшениях, бесспорно, выглядели более красиво, чем их соседки. Что касается бус, то многие из них были привозными еще во времена господства традиционного племенного убора. Но одни были излюбленным украшением какого-либо племени, другие распространялись среди многих племен.

К последним относятся так называемые рыбовидные бусы из синего стекла, производившиеся в Средней Азии. Ожерелья из бус, судя по материалам длинных курганов кривичей и Староладожского городища, были в некоторых славянских (преимущественно северных) регионах излюбленным женским украшением. Многие ожерелья были одноцветными и состояли из синих зонных стеклянных бус.

Иногда добавлялись зеленые бусы. Изредка встречались темно-синие бусы с белыми, желтыми и красными глазками. В южнорусских землях ожерелья в ту пору не были распространены.

В дальнейшем традиционные наборы бус были вытеснены бусами городского производства. Более долгую жизнь имели височные привески, которые, правда, в сильно измененном виде, утратив свою металлическую фактуру, прослеживаются в качестве деталей крестьянского женского головного убора — «пушков» и «перьев» (на юге), вышивки кокошников (на севере).

11.2010

Список литературы: 1. Нидерле Л. — Славянские древности. Издательство иностранной литературы, Москва, 1956 2. Рабинович М.Г. — Древняя одежда народов Восточной Европы. – Москва, изд. «Наука», 1986

Источник: family-history.ru

Какое женское украшение считается типичным для древних славян

  • Главная
  • Каталог
  • НОВИНКИ
  • ТОВАР СО СКИДКОЙ!
  • МЕДНАЯ ПОСУДА
  • Медные кувшины
  • Медные баки,бутылки
  • Медные чайники,турки
  • Медные кастрюли,ковши
  • Медные тазы,сковороды
  • Миски,тарелки,баночки
  • Медные кружки,стаканы
  • Медные бокалы,рюмки
  • Ложки,вилки,ножи,черпаки
  • Медная ткань.Медная аптека
  • Медные скребки,пластины
  • Медные очелья
  • Медные браслеты
  • Цепи,кольца,серьги
  • Медные украшения с камнями
  • Амулеты медные
  • Интерьер,сувениры,ручки мебель,уход
  • Пластинчатые узкие
  • Пластинчатые средние
  • Пластинчатые широкие
  • Створчатые узкие,25мм
  • Створчатые средние,35мм
  • Створчатые широкие,65мм
  • Сферические браслеты
  • Скифские браслеты
  • Колты накладные
  • Колты звездчатые
  • Подвески простые
  • Подвески шумящие
  • Подвески литые
  • Височные кольца, лунницы
  • Древнеславянские обереги
  • Гривны
  • Кольца тиснение
  • Кольца литье
  • Серьги простые
  • Серьги шумящие
  • Серьги литье
  • Фибулы накладные
  • Фибулы,броши литье
  • Крестики,иконки
  • Кольца с молитвами
  • Браслеты с молитвами
  • Пластинчатые узкие
  • Пластинчатые средние
  • Створчатые браслеты
  • Мужские имена
  • Женские имена
  • Иконки разные
  • Цепки, шнурки
  • Для творчества
  • Подарочная упаковка
  • Наборы украшений
  • Серьги винтаж,этно
  • Кольца, перстни
  • Браслеты винтаж,этно
  • Подвески,бусы
  • Броши
  • Подвески,фигурки
  • Амулет Этно
  • Окарина Этно
  • Свистульки
  • Статьи о меди
  • Медная мастерская OLDCLEVER
  • Выставки, партнеры
  • Творческая мастерская Алешиных
  • Что и зачем украшают славяне?
  • Браслеты славян
  • Височные кольца, привески
  • Кольца и перстни славян
  • Звериный стиль
  • Петроглифы
  • Гривны
  • Посуда и игрушки славян
  • Изделия из кости в Древнем Новгороде
  • Славяне: божества, символы
  • Интересная археология
  • Рекомендуемая литература
  • Статьи о меди
  • Медная мастерская OLDCLEVER
  • Выставки, партнеры
  • Творческая мастерская Алешиных
  • Что и зачем украшают славяне?
  • Браслеты славян
  • Височные кольца, привески
  • Кольца и перстни славян
  • Звериный стиль
  • Петроглифы
  • Гривны
  • Посуда и игрушки славян
  • Изделия из кости в Древнем Новгороде
  • Славяне: божества, символы
  • Интересная археология
  • Рекомендуемая литература

Чай:
Чай из клевера: 4-6 сухих головок (соцветий) залить 1/4 л кипятка и настоять 15 минут; после процеживания подсластить медом. Для очищения крови рекомендуют 2-3 чашки чая в день в течение 4-6 недель.

Главная / Мастерская предков / Что и зачем украшают славяне?

Итак, что и зачем традиционно украшают славяне.

Начнем с головы

На макушке головы существует центр, отвечающий за связь с божественным миром. Он помогает в осознании причин и следствий, постижении природных и мировых Законов в нашей традиции. Этот центр называется РОДНИК.

В прежние времена мужчины постоянно носили шапки, но при входе в святые места шапки всегда снимались для того, чтобы открыть Родник, и убрать препятствия контакту с Миром. Женщины же постоянно,по достижении определенного возраста, носили головные уборы. До замужества они напоминают собой открытую корону, которая символизирует, что девушка имеет открытый Родник и строит свои собственные связи с миром, а после замужества голова покрывается платком в знак того, что за ее отношения с миром теперь отвечает ее муж, а ее мысли отныне направлены на свой дом, семью и Род.

Читайте также:
Из чего подойдут украшения стрельцам

У мужчин же имеющих высокий статус, то есть тех, которые отвечали за жизни других людей, Родная связь с Миром усиливалась за счет специальных «статусных» головных уборов. Это княжеские шапки, а позже царская корона или воинские шлемы. Эти уборы делались с определенной символикой, помогающей току силы. И делались они из драгоценных металлов. Например золото — это металл Солнца, который подчеркивает, и одновременно привлекает светлые мысли и силы в Родник.

Следующий значимый центр – ЧЕЛО.

Этот центр отвечает за интуицию, ясновидение и познание.

Все помнят классика « … а во лбу звезда горит…». Украшения Чела больше свойственно женщинам, особенно девушкам в пору выбора суженого. Куда уж здесь без интуиции? С юности девушки носили тесемки и ленты на челе, потом, девью красоту и увясло, различные венцы. Последним девичьим венцом является свадебный венец, используемый на обряде венчания.

В настоящее время женщины используют ободки для волос, которые выполняют ту же роль (особенно если правильно сделаны).

Для мужчин этот вид украшения был распространен лишь у княжеских детей и одновременно символизировал статус и помогал в развитии ума.

Центр располагается у основания шеи, отвечает за самовыражения и самореализацию в миру.

Металлический обруч, надетый на шею, является преградой, способной помешать душе покинуть тело. Его носили и мужчины и женщины, только рисунки на гривнах были разные. Были еще и рабские ошейники, как символ несвободы и подчинению чужой воле.

Воинам гривна помогала выжить в бою, служила оберегом.

Женщины, с древности до наших дней носят множество украшений на горловом центре – это и гривны, и колье, и цепочки с подвесками, кулонами и брелоками, и бархотки, и монисты и многочисленные многовариантные бусы. С помощью этих украшений регулируется гормональная система, лечится простуда. Они служат оберегами и подчеркивают индивидуальность и статус.

Отвечает за отношения с окружающим миром (сострадание, сила любви и веры, доброта, нежные чувства, любовь окружающих и т.д.).

Очень часто СЕРДЦЕ и ГОРЛО связывались украшениями воедино, что символизирует действия в мире по своей воле.

Стоит упомянуть, кроме того, что и пуговицы, которые первоначально скрепляли одежду только у воротника, носили не только практическое, но и магическое значение. Сами слова «пуговица», «пуговка» происходят от слова «пугать». Наши предки считали ворот своей одежды очень важной деталью в мистическом плане: ведь самым уязвимыми, самыми беззащитными по отношению к нечистой силе оказывались наиболее открытые части тела – шея и лицо. Злых духов нельзя было беспрепятственно пропускать к телу человека. В связи с этим пуговицы украшались заговоренными узорами (чаще всего это был символ солнца – спираль или круг с точкой посередине), призванными отгонять, отпугивать от владельца одежды злых духов.

Солнечное сплетение отвечает за внутренний огонь, питание организма, волю и социальные связи. Ярло – центр власти над собой, над людьми и над миром. Она – источник уверенности в себе, осознания собственной силы, способности отстраниться от влияния внешнего мира, и одновременно, самому оказывать влияние на этот мир. Именно она придает нам силы отстаивать свои убеждения и противостоять обрушивающимся на нас ударам судьбы.

Все пояса, кушаки, ремни поддерживают и стимулируют энергию этого центра. На них прикрепляются всевозможные бляхи, пряжки, нашивки.

Мужским поясам с помощью узоров, камней и металлических украшений, традиционно придавалось свойство влияния на внешний мир, а женским на внутренний.

Дает жизненную энергию и изобилие, отвечает за продолжение Рода.

Обычно энергию этого центра регулируют кончики пояса. А у женщин узоры на нижнем белье, материал которого тоже не безразличен для тока силы.

Этот центр отвечает за выживание, регулирует иммунитет, позволяет человеку совершать длительную и «грубую» физическую работу. Зарод дает внутреннее чувство опоры, душевную устойчивость, твердость.

Жизнь этого жизненно важного центра тоже регулируется кончиками пояса, на которые нашивались различные обереги, и еще узорами и нашивками по подолу юбки у женщин.

На запястьях расположены зоны энергетического выхода жилы Зарода, поэтому браслеты носят обережную и регулирующую функцию.

Браслеты и наручи носят как мужчины, так и женщины.

Ношение перстней, серег, височных колец также оказывает определенное воздействие на движение силы в организме. А также металлы из которых они изготовлены, и цветные каменья, которые так любимы нашим народом.

Но мы пока на этом остановимся.

Источник: oldclever.ru

Рейтинг
Загрузка ...