2.Соотношение размеров и сочетаний конструктивных и декоративных частей-это:
1) архитектура;
2) дизайн;
3) ордер.
3.Художественный стиль 17-18вв., в буквальном переводе означающий «причудливый», для которого характерно богатство и пышность форм, обилие декора:
1) классицизм;
2) барокко;
3 модерн.
4.Какой архитектурный стиль в Средние века характеризуется стрельчатыми сводами на ребрах, обилием каменной резьбы и скульптурных украшений, применением витражей, а также подчиненностью архитектурных форм вертикальному ритму:
1) готика;
2) барокко;
3) ампир.
5.Кто из русских архитекторов, работающих в стиле барокко, создал «Большой дворец» в Петергофе. Екатерининский дворец в Царском Селе, Зимний дворец:
1) И.Е.Старов;
2) В.И.Баженов;
3)В.В.Растрелли.
6.Смешение стилей в архитектуре:
1) барокко;
2) электрика;
3) модерн.
7.Какие принципы пришли в архитектуру в ХХ веке на смену принципам симметрии:
Как делают эксклюзивные витражи. Производство витражей тиффани. Витражи Светланы Михайловой.
1) асимметрии;
2) динамического развития;
3) оба варианта верны.
8. Что является «сердцем города»:
1) центр;
2) периферия;
3) срединная зона.
9. Синтез архитектуры и дизайна, рождающийся в единстве планировки пространства и вещной среды:
1) планировка;
2) интерьер;
3) экстерьер.
10. Садово-парковое искусство это:
1) городская архитектура;
2) рельеф местности;
3) ландшафтная архитектура.
Источник: sous-otvet.net
Значение слова готика
г о тика, готики, мн. нет, жен. (нем. Gotik). Особый стиль в архитектуре европейского позднего средневековья, характеризуемый стрельчатыми арками.
Средневековый мир в терминах, именах и названиях
готический стиль (от ит. gotico — готский, от названия герм. племени готов) — худож. стиль, преимущественно архитектурный, господствовавший в искусстве средневековой Европы с XII до XV—XVI вв. Расцвет г. приходится на XIII—XIV вв. Стиль возник во Франции; колыбель г. — Иль-де-Франс. Термин введен теоретиками ит.
Возрождения. Французы удачно назвали г. «ожившим», «стрельчатым» стилем. Главный феномен г. — кафедральный собор. Готич. храм в плане мало отличается от романского. В основе его длинный «корабль» — неф (высокий, продольный зал, по обеим сторонам которого расположены боковые нефы, более низкие). Центр, неф вместе с боковыми пересечен поперечным залом (трансептом).
Главная особенность готич. храма — крестовый нервюрный свод стрельчатой формы. Применение нервюры (стрельчатой дуги) — великолепное инженерное решение Средневековья, позволившее снизить давление свода на стены, за счет чего главное давление распределялось по отдельным опорам — столбам, колоннам и т.д. В силу этого уменьшилась массивность стен.
Стрельчатая дуга как бы переместила ось храма: из горизонтальной она превратилась в вертикальную. Готич. храм устремился ввысь, стены его стали более легкими, ажурными, их прорезали огромные окна с многоцветными витражами. Характерная особенность готич. храма — круглые витражные окна (т.наз. «розы»).
Витражи — их виды, техника изготовления и история.
Собор украшали стрельчатые арки, порталы, окна, ажурные башни, статуи, скульптурные группы, орнаменты и химеры (фантастич. фигуры зверей). Соборы возводились по заказу гор. коммун и символизировали могущество церкви и вольность городов. Собор был архитектурным центром города.
Выдающиеся произведения готич. архитектуры были созданы во Франции: церковь Сен-Дени, собор Парижской Богоматери, собор в Лане, Шартрский собор, соборы в Реймсе и Амьене, капелла Людовика IX, «Святая часовня» Сен-Шапель; в Германии: соборы во Фрейбурге и в Ульме, Кёльнский собор; в Англии: собор в Солсбери, Кентерберийский собор, собор Вестминстерского аббатства (близок к г.); в Италии — Миланский собор; в Чехии — собор св. Вита и т.д. Самым знаменитым циклом скульптур периода г. считается скульптурный декор собора в Наумбурге (Германия) — рельефы «Страстей Христовых» («Тайная вечеря», «Предательство Иуды», «Взятие под стражу») и 12 статуй основателей (донаторов) храма внутри.
В период поздней г., в XIV—XVI вв., получило развитие готич. градостроительство: сооружение ратуш, торговых рядов, дворцов, жилых зданий. Эпоха г. — время расцвета книжной миниатюры, эмалей, худож. ткачества, декоративных изделий из серебра и т.д. Готич. стиль объединил в единый ансамбль худож. предметы быта, мебель, одежду, украшения и архитектуру.
Строители готич. соборов объединялись в артели-ложи. Возникшее через несколько веков масонство использовало эту форму организации и заимствовало само название — франкмасоны (вольные каменщики).
Лит.: Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1. М., 1968; Лясковская О.Ф. Французская готика. М., 1973; История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под ред.
Ц.Г. Нессельшраус. М., 1982; Сопоцинский О.И. Искусство западноевропейского Средневековья. М., 1964.
Культурология. Словарь-справочник
](итал. gotico , букв. – готский, фр. gothique – от названия германского племени готов)
художественный стиль, преимущественно архитектурный, зародившийся в XII в. во Франции и в позднем средневековье распространившийся по всей Западной Европе; готическое зодчество характеризуется стрельчатыми сводами на ребрах (нервюрах), обилием каменной резьбы и скульптурных украшений, применением витражей, а также подчиненностью архитектурных форм вертикальному ритму.
художественный стиль, завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе. Ведущий архитектурный тип в этот период – городской собор, небывалый по высоте и обширности интерьеров, с ажурными башнями, стрельчатыми окнами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом и витражами.
Архитектурный словарь
(от итал. gotico , букв. — готский, от названия германского племени готов)
готический стиль, художественный стиль (между сер. 12 и 15-16 вв.), завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе. В готике отразились кардинальные изменения в структуре средневекового общества.
Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передается аркбутанами на контрфорсы) позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Развивались градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, торговые ряды, городские башни с нарядным декором). В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символико-аллегорический строй сочетается с новыми духовными устремлениями, лирическими эмоциями; расширяется интерес к реальному миру, природе, богатству переживаний. В 15-16 вв. готику сменяет Возрождение.
архитектурный стиль, преобладавший в Европе с XII по XV в., для которого характерны стрельчатые арки, ребристые нервюрные своды, передающие через аркбутаны распор на контрфорсы; наиболее примечателен храмовой архитектурой, внушавшей особые религиозные чувства. Готические храмы со множеством окон, залитых светом, создают впечатление устремления ввысь.
(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)
(франц. gothique — от названия герм. племени готов)
художественный стиль, преимущественно архитектурный, пришедший на смену романскому, зародившийся в XII в во Франции, в позднем средневековье распространился по всей Зап. Европе.
Термин готика, произошедший от названия германского племени готов, разрушивших Рим в 410 г. н. э., возник в Италии в эпоху ВОЗРОЖДЕНИЯ, как отрицательная характеристика средневекового искусства — готского, т. е. варварского, примитивного и грубого. Ведущую роль в готическом искусстве играла архитектура.
Готические соборы имеют в основе каркас из столбов (пучок колонн) и опирающихся на них СТРЕЛЬЧАТЫХ АРОК и СВОДОВ. Боковой распор свода при помощи связующих полуарок — АРКБУТАНОВ — передается особым выступающим наружу здания могучим столбам-КОНТРФОРСАМ, нейтрализующим этот распор.
Благодаря каркасной системе отпала необходимость в массивных наружных стенах, что позволило строителям заполнять промежутки между столбами-контрфорсами огромными окнами-ВИТРАЖАМИ. Выстроенное по такой системе здание создавало иллюзию легкого, устремленного ввысь сооружения, что подчеркивалось и декоративным оформлением.
Обычно соборы обильно украшались ажурной каменной резьбой и скульптурой. Большое место в декоративном оформлении зданий занимал орнамент, построенный по-преимуществу на растительных мотивах. В основном декоративное убранство было сосредоточено на фасаде. Архитектура готики с ее рациональной и прочной конструкцией, огромным внутренним пространством явилась проявлением смелой человеческой мысли, отвергнувшей догматизм, косность романского зодчества с его господством грузных каменных масс.
(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)
Дизайн. Словарь терминов
ГОТИКА (от итал. gotico, букв. – готский, от названия германского племени готов) – готический стиль, художественный стиль (между сер. XII и XV–XVI вв.), завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе. В готике отразились кардинальные изменения в структуре средневекового общества.
Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передается аркбутанами на контрфорсы) позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Развивались градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, торговые ряды, городские башни с нарядным декором). В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символико-аллегорический строй сочетается с новыми духовными устремлениями, лирическими эмоциями; расширяется интерес к реальному миру, природе, богатству переживаний. В XV–XVI вв. готику сменяет Возрождение.
Энциклопедический словарь
(от итал. gotico, букв. — готский, от названия германского племени готов), художественный стиль (между сер. 12 и 15-16 вв.), завершивший развитие средневекового искусства в Зап., Центральной и отчасти Вост. Европе. В готике отразились кардинальные изменения в структуре средневекового общества.
Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передается аркбутанами на контрфорсы) позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Развивались градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, торговые ряды, городские башни с нарядным декором). В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символико-аллегорический строй сочетается с новыми духовными устремлениями, лирическими эмоциями; расширяется интерес к реальному миру, природе, богатству переживаний. В 15-16 вв. готику сменяет Возрождение.
Словарь Ожегова
ГОТИКА, и, ж. Стиль средневековой западноевропейской архитектуры, характеризующийся остроконечными сооружениями, стрельчатыми сводами, обилием каменной резьбы и скульптурных украшений.
| прил. готический, ая, ое. Готическая архитектура. Г. шрифт (латинское письмо с угловатыми, вытянутыми и заострёнными буквами).
Словарь Ефремовой
- ж.
- Архитектурный стиль европейского средневековья, характеризующийся остроконечными сооружениями, стрельчатыми сводами, обилием витражей и скульптурного орнамента.
- разг. Произведения архитектурного, скульптурного, орнаментального искусства, созданные в таком стиле.
Источник: znachenie-slova.ru
Готический стиль в архитектуре, витражи, скульптура Выполнила:
Описание презентации Готический стиль в архитектуре, витражи, скульптура Выполнила: по слайдам
Готический стиль в архитектуре, витражи, скульптура Выполнила: Кребель Марина
Готика. На смену романской архитектуре пришла готическая. Она символизирует смещени культурного центра из уединенных монастырей в шумные кварталы средневекового города, духовным центром которого становится собор. Городской собор так же, как и монастырь, выполнявший прежде всего религиозные функции, превращается в носителя новой архитектуры. На смену культуре монастырей приходит культура соборов. .
Эпоха готики, расцвет которой относится к ХIII—XV векам, совпала со временем становления и развития городских центров в период классического средневековья. Первые храмовые постройки готического стиля характеризуются уносящимися ввысь стройными колоннами, огромными вытянутыми вверх окнами, украшенными витражами и непременной «розой» над входом в храм. В основе общего плана готического храма лежит форма латинского креста. Снаружи и изнутри соборы украшались статуями, рельефами, витражами, живописью, подчеркивавшими наиболее характерную черту готики — устремленность ввысь. Таковы были готические соборы в Париже, Шартре, Бурже, Бове, Амьене, Реймсе (Франция).
К основным элементам готической архитектуры относятся: стрельчатые арки — нервюры; аркбутаны – открытые полуарки; столбы, служащие опорами для стрельчатых арок.
Сам термин «готика» (от ит. gotico — готский, по названию германского племени готов) возник только в эпоху Возрождения, причем в негативном значении. Но оно не имеет никакого отношения к германскому племени готов, которого к тому времени давно не существовало. Этот типично северный стиль родился во Франции. Собор Парижской Богоматери , строительство которого началось еще в XII столетии, является одним из самых известных в мире готических сооружений. Мировыми центрами готической архитектуры признаны Франция и Германия. Готические здания здесь — это вознесенные к небу соборы
Собор Нотр-Дам в Реймсе. 1210 г. — начало 14 в Фасад Реймсского собора представляет классический пример готики зрелой. Реймсский собор поражает своей грандиозностью. Башни, в отличие от Парижского собора, образуют одно целое с массивом фасада.
От яруса порталов и до вершин прямоугольных башен верти кальные линии пронизывают здание и стремительным нарастанием и убыстрением своего ритма, решительно преобладая над горизонталями. Не случайно строители применили вимперги (каменные ажурные надпортальные и надоконные шатры-фронтоны): их стрельчатые завершения проникают во второй ярус, ломая линию карниза и уничтожая грани между ярусами. Во втором ярусе высокие стрельчатые окна и лес стройных колонн и пинаклей наращивают и как бы заостряют вертикальную устремленность фасада, огромная роза, заполняющая охваченный широкой аркой центр второго яруса, свободно и торжественно заканчивает тему меньших роз, украшающих порталы. Помещенная над вторым ярусом «галлерея королей» как бы подготовляет своими колоссальными статуями взлет башен с их удлиненными окнами.
Готические витражи в храме являлись своего рода аналогом православных икон: это были изображения, способствовавшие созданию особого религиозного чувства. Особенно достижению этой цели помогал свет, проходящий сквозь витражные окна и купольные части. Он воспринимался как символ святости того, что было изображено на витражах.
Средневековый человек воспринимал витраж как инструмент, который способен воздействовать на душу, просветлять ее и удерживать человека от совершения зла. Технологически готика шагнула вперед в сравнении с предыдущим историческим периодом развития витража. Обогатилась и цветовая палитра витражей.
В готическом стиле главенствуют бардовый, пурпурный, алый, золотой, ярко-зеленый, кобальтовый, фиолетовый, иссиня-черный. Этот колорит окон влияет на освещение внутри храма: здесь царит загадочный полумрак. Несмотря на значительный прогресс, готическую палитру нельзя назвать слишком разнообразной. В общем корит можно охарактеризовать как холодный и достаточно мрачный.
Изобретение готического витража — техника гризайль, которая предполагает оперирование монохромными орнаментальными пластинами стекла. В этом случае использовались стекла светлых тонов, поэтому витраж в данной технике был востребован в помещениях со сложной структурой и множеством уголков, куда свет попадал с трудом. Гризайль способствовала лучшей освещенности.
В раннюю готику в витраже использовали исключительно окрашенное стекло. Вытянутые формы окон заставляли художников значительно растягивать изображения, которые в них помещались, в связи с чем фигуры людей получались непропорциональными. В конце 13 века эту проблему научились решать с помощью обрамления цветного витражного изображения прозрачным стеклом.
В результате витражный рисунок представлял собой цветную полосу в центре прозрачного окна. Это было и функциональной находкой, так как позволяло пустить в храмовые помещения больше света. В период поздней готики витраж начинает использоваться не только в соборах. Так, рядом собором начинают возводиться ратуши, которые являют собой символ города. Таким образом, еще в период своего реального исторического бытования готический витраж перекочевал в интерьер общественных заведений и жилых пространств, где его успешно применяют в стилизованном виде и по сей день. Витражное окно 1150 года «Богородица из красивого стекла»
Лишь в готическом храме витражи, «прозрачная мозаика» стали необходимым элементом церковной архитектуры. Ранние витражи готических соборов отличались яркими, интенсивными цветами, чаще всего красным и синим, которые фиксировались на схеме с помощью обжига. К середине XIII века краски становятся менее интенсивными, появляется эффект ажурности и рисунок наносится прямо на стекло. Витражи несли не только материальную и художественную ценность, но и глубокий духовный смысл. Витражные окна на тему Ветхого и Нового завета кафедрального собора в Шартр, Франция
Азы технологии Как и всякий художник, витражист начинал свою работу с эскиза. Эскиз изготавливался в соответствии с пожеланиями заказчика и представлялся последнему на одобрение. Если композиция устраивала донатора, витражист переходил к главной части работы.
Как писал в своем трактате начала XII века монах Теофил Пресвитер, витражисты прежде всего переносили эскиз на деревянные панели тех же размеров, какие должен был иметь готовый витраж. Затем они наносили на этот рисунок основные контуры, по которым куски стекла предстояло скрепить свинцовыми полосами, и подбирали краски для стекла. Далее неокрашенное стекло разрезали на фрагменты в соответствии с эскизом и, наконец, окрашивали. В зависимости от традиции, сложившейся в той или иной мастерской, на стекло наносили сначала либо контуры, либо жидкую краску. И уже в последнюю очередь художник придавал форму и глубину складкам одежд, лицам, рукам персонажей и предметам.
Витражи Нотр Дам Страсбург. Окно-роза в кафедральном соборе Лозанны. Библейская тематика
Витраж Голова Иисуса Христа, около 1070 г. Верхняя половина Окна Библии Бедняков, Кентерберийский собор, Великобритания
Мишель Коломб Надгробная плита Маргриты де Фой, 1502 собор в Нанте, Франция Готическая скульптура — органическая часть архитектуры собора. Она включается в архитектурную конструкцию, входит в состав функциональных элементов постройки. В Реймском соборе она даже определяет его внешний облик.
Взаимодействие архитектуры со скульптурой и живописью порождало то неповторимое разнообразие впечатлений, которым готика обогащала современников. Статуи сохраняют теснейшую связь со стеной, с опорой. Фигуры удлиненных пропорций как бы вторят вертикальным членениям архитектуры, подчиняясь динамическому ритму целого, образуя единый архитектурно-скульптурный ансамбль.
Размеры их находились в точном соотношении с архитектурными формами, зависели от установленного религиозными канонами месторасположения. В готической архитектуре увеличилась не только степень подчинения скульптуры архитектуре, но и поднялось самостоятельное значение скульптуры.
Готика продолжила начатое романскими ваятелями обособление человеческого образа от общего декоративного убранства. Стала более свободной трактовка художественной формы, усилилась роль статуарной круглой пластики, ее взаимодействие с окружающей пространственной и световоздушной средой. Статуи часто отделялись от стены, помещались в нишах на отдельных постаментах. Легкие изгибы, повороты торсов и перенесение тяжести тела на одну ногу, характерные живые позы и жесты придают фигурам динамичность, которая несколько нарушает вертикальный архитектурный ритм собора.
Скульптуры в соборе святых Мауритиуса и Катарины в Магдебурге — первом готическом строении в Германии. (1209 — 1520 гг. )
Андреа Пизано Санта Репарата Музей дель Дуомо, Флоренция Аллегория добродетели. Статуя собора в Страсбурге. Фрагмент. Северный портал западного фасада. 1277 -1298 гг. Синагога.
Статуя собора в Страсбурге. Портал южного фасада трансепта. 30 -е гг. 13 в.
Мария. Статуя собора в Реймсе. Фрагмент. Иов и его друзья. Рельеф собора Парижской Богоматери. 20 -30 -е гг. 13 в. Жертвоприношение Авраама. Скульптурная группа собора в Шартре.
Портал северного фасада трансепта.
Источник: present5.com