Какой орнамент бисерных украшений использовался мордвой

Уникальным творением мордовских женщин являются разнообразные съемные украшения, неотъемлемая часть национального костюма. В изготовлении были задействованы всевозможные материалы, включая бусы, стеклярус, бисер, раковины каури, монеты, пуговицы, цепочки.

Вышивка бисером известна еще с глубокой древности. С давних времен русские умелицы восхищали своим великолепным мастерством вышивания, сначала жемчугом, затем в середине 17 века – цветным стеклянным бисером. Стеклярусом украшалась одежда, вышивались картины с изображением различных пейзажей, церквей, икон и т. д.

Мордовские женщины издревле занимались бисероплетением, украшали себя накидками из бисера, обшивали и наряжали им весь свой наряд, головные уборы. Этот вид искусства на протяжении многовековой истории приобрел своеобразие, присущие мордовскому народу черты, определенную национальную традицию.

Бисер – материал, красивый по своим декоративным качествам, обогащавший поверхность отделок, в народном представлении оборачивался магическим знаком. Так, сочетание черного и белого бисера, по поверьям, охраняло человека от сглаза. Шитье бисером, снизанным на нитку, обычно выполнялось вприкреп, поэтому на поверхности вышивальщам удавалось создать лишь простейшие узоры. Пояса мордовских пулаев покрывали ряды белого, красного, зеленого бисера.

Мастер-класс: «Изготовление бисерного украшения мордвы-мокши «бояравань — крганя». Малаева О.А.

В мокшанском костюме заметной деталью были округлые бисерные воротники-оплечья. Здесь могли применяться низание в ряд и в сетку. Низание в ряд придавало структуре украшения плотность. Воротники, вынизанные в сетку, были ажурными, облегающими грудь и плечи.

Особое место в работе мордовских рукодельниц с бисером занимала техника низания в крестик. Этот прием позволял создавать довольно плотные бисерные ленты для гайтанов с многоцветными сложными узорными композициями. Кроме низания полос, искусные рукодельницы выполняли из бисера круглые жгуты, где работа велась по спирали, превращая россыпь разноцветного материала в драгоценную змейку. Сочетание бисерных украшений с подвесками из серебряных монет создавало ощущение дивного богатства.

В наше время вышивка бисером стала вновь популярной. Элементы из бисера используют в отделке одежды, что придает ей оригинальный и нарядный вид. Многие стили в моде не обходятся без бижутерии из бисера. Бисер как материал имеет неограниченные цветовые возможности, он дешев и поэтому доступен каждому.

Читайте также:
Название мужских украшений на шею

Современные рукодельницы не только с успехом украшают одежду, но и обувь, кошельки, чехлы и сумочки. Особую популярность имеет вышивка картин бисером, которые изображают цветы, птиц и животных. Для многих женщин вышивание бисером стало любимым хобби. Этот вид творчества требует особых навыков, терпения, сноровки и аккуратности.

Современные рукодельницы также активно интересуются вышиванием. Изучить историю бисерной вышивки – значит отследить эволюцию этого кропотливого трудоемкого процесса, понять всю его ценность, вдохновиться идеей для создания своего собственного шедевра. К тому же изделия с этническими мотивами быстрыми темпами набирают популярность.

#рекомендации #beads #бисер

Сегодня искусство низания самобытных национальных украшений поддерживают мастерицы Зубово-Полянского, Старошайговского, Ковылкинского, Кадошкинского районов.

Источник: natlibraryrm.ru

Украшение бисером в мордовском национальном костюме

Поясное украшение
мордвы-эрзи –
«пулагай», «пулай»,
«пулакш».
Его носило всё
эрзянское женское
население.
Надевался он обычно
девушкой в день её
совершеннолетия и с
этого времени считался
обязательной
принадлежностью
женского костюма.

7.

Шитьё бисером у мордвы можно
считать интересной, своеобразной
отраслью искусства, имеющей
свои художественные традиции,
технические навыки и приёмы.

8.

Пулагай имел
различный вид в
разных районах
его
распространения.
Отличались друг
от друга также
будничные и
праздничные
пулагаи.

9.

Мордовские
женщины обладали
большим
мастерством в
применении
сочетаний
отделочных
материалов
различной расцветки
и фактуры для
использования их
декоративных
свойств.

10.

Из числа многочисленных
украшений старинного
мордовского костюма бисер,
несомненно, занимает видное
место.

11.

Шитьё бисером и применение
его для изготовления съёмных
украшений приобрело
своеобразие, только мордве
присущие черты,
определённую традицию в
использовании.

Источник: ppt-online.org

Поясные украшения, пулай. Их роль в костюмах мордовских женщин

Особое значение в костюме мордовских женщин играл комплекс поясных элементов. Оригинальной и обязательной принадлежностью эрзянского костюма являлось набедренное украшение – пулай, которое носили поверх рубахи. У мордвы-эрзи в день совершеннолетия девушки чуть ниже ее талии на специальном поясе крепилось тыльное набедренное украшение, называемое «пулай» (от «пуло» — хвост) Как знак полового созревания девочки начинали носить пулай с 13-14 лет, а затем принадлежностью костюма женщины он оставался до самой смерти. Это украшение называли «поясом стыдливости». Мордовская женщина не могла появляться в обществе мужчин без пулая; даже такие тяжелые работы, как косьба, вязание снопов, эрзянка выполняла, не снимая набедренника.

Читайте также:
Как сделать этническое украшение

В зависимости от места бытования, он имел различную форму: квадратную, трапециевидную или в виде пояса с пышной бахромой. Праздничный «пулай» обильно украшался раковинами, цепочками, медными пуговицами, бляшками, разноцветным бисером и по нижнему краю обшивался длинной черной, красной, зеленой или синей бахромой из шерсти с кистями по бокам. В итоге вес такого «пулая» доходил до шести килограммов. В праздничном наряде на «пулай» надевался тканый, расшитый бисером пояс с красными короткими кистями, а по бокам подтыкались сшитые из холста и украшенные вышивкой и лентами боковые полотнища. Так же, как и чувашская поясная подвеска «хуре», «пулай» выполнял функцию оберега, ибо считалось, что дурной глаз запутается в его длинной бахроме.

Поясное украшение пулай было двух видов: с валиком и без валика. Основу его составляет прямоугольный кусок холста с зашитым в середину картоном или войлоком. Лицевая сторона пулая украшалась вышивкой, ниже которой нашивались ряды цветного бисера, пуговиц, позумента.

Далее почти до колен шла бахрома из шерсти, как правило черной, но на праздничных пулаях она могла быть красной или зеленой. Шерсть дополнялась медными цепочками, а по бокам прикреплялись кисти из бисера. У теньгушевской эрзи поясное украшение (цекс сыр гаркс) состояло из полукруглой выстеганной подушечки с утолщением в части прилегающей к пояснице. Лицевая сторона ее украшалась вышивкой, раковинами, монетами и бисером.

У некоторых групп эрзи Пензенской и Саратовской областей поясное украшение имело вид пояса с подвесками и кистями (мукороцек) или полосками ткани (лапкат). Поясными украшениями были также полотенца, которые затыкали за пояс (кеска руцятм., бока пацятэ.) Поясными украшениями мокшанок были разнообразные подвески. Их носили парами.

Основу подвесок составлял металлический каркас из нескольких рядов медной проволоки; или узкий плетеный поясок. На них прикреплялись бубенчики, жетоны, раковины, на концах как правило была бахрома из шелковых ниток. Женщины эрзянки носили набедренное украшение — пулай, в виде прямоугольного куска ткани, украшенного вышивкой, позументом, шерстяными кистями, узорными металлическими бляхами. У мокши поясные украшения располагались по бокам и сделаны были из раковин, пуговиц, подвесок. Поясными украшениями служили также специальные полотенца (кес-коруцят), число которых в одном наборе доходило до шести.

Читайте также:
Как из замороженной вишни сделать украшение торта

Поясное украшение пулай.

Поясные украшения были богато украшены и расшиты различными украшениями, вышивкой, бисером и т.д. [3]

Ярким и самобытным явлением народного творчества мордвы является вышивка, которая была основным украшением традиционной одежды. Для вышивания применялись шерстяные, реже шелковые и бумажные нитки преимущественно красно-кирпичного и черного или темно-синего цветов. Исполнялась вышивка без предварительного нанесения рисунка, по счету ниток.

Для вышивания использовался специальный крючок-кечказ. Эрзянки вышивали на лицевой стороне холста, а мокшанки в основном — с обратной стороны. Для эрзянской вышивки характерна большая декоративность и монументальность, рельефность. Большие массивы вышивки выполняются сплошным заполнением площади крупными орнаментальными фигурами. Цветовая гамма ее довольно сдержанна.

Два основных цвета дополняются лишь зеленым и желтым. Мокшанская выпивка ажурнее, сплошное заполнение площадей встречается реже. Цветовая гамма ее богаче. Наиболее характерным элементом орнамента является ромб с продленными сторонами. Широко распространен у мордвы и мотив восьмиугольной звезды.

Большая часть узоров располагается по косой сетке, но применялись также бордюры и розетки.

Значительное место в народном искусстве мордвы занимало шитье бисером. Бисер широко применялся для отделки одежды, из него изготовлялись различные украшения. Его нашивали на холст, кожу или нанизывали на нитку, проволоку и т.п. Мордва-эрзя использовала бисер в основном как отделочный материал. Она применяла бисер красного, белого, желтого и черного цветов.

Мокша из бисера изготовляла нагрудные и шейные украшения. Цветовая гамма мокшанских украшений из бисера была очень разнообразной: голубая, синяя, белая, розовая, зеленая, золотистая и др. Орнамент бисерных украшений был схож с орнаментом вышивки: ромбы, косые кресты, зигзаги. Иногда бисер просто нашивался горизонтальными рядами. Широко а мордовском костюме применялись бисерные кисти в качестве накосников, височных подвесок и т.д.

Читайте также:
Украшение для класса на новый год своими руками начальная школа

Занималась мордва и узорным ткачеством. В основном узорные ткани употреблялись для отделки. Ими украшались концы поясных и головных полотенец, головные уборы и плечевая одежда. Состав орнаментальных мотивов узорного тканья был геометрическим: зигзаги, елочки, косые кресты, ромбы, клетка. У мокши было распространено художественное вязание.

Простым геометрическим орнаментом украшались наколенники, связанные из черной и белой шерсти. Плоскость наколенника делилась горизонтальными черными полосами на зоны, в которых в шахматном порядке располагались квадраты, елочки и другие узоры.

Аппликация в украшении пулай применялась редко. Материалом для накладных узоров служили бумажные и шелковые ткани, полоски золотого шитья, сукно, тесьма, кожа. Аппликация из шелковых и бумажных тканей в виде узких полос иногда заменяла вышивку. [2]

3. Символическая функция и обрядовая роль поясных украшений

Поясные украшения носили также символическую функцию. Богато украшенное и расшитое оно символизировало плодородие женщины.

Во время обрядовых танцев шумяще-звенящие поясные украшения служили оберегом всего женского тела проявляются в свадебной пластике. Шумяще-звенящие украшения влияли на пластику, а через телодвижения магического и эротического характера исполнительницы символически воздействовали на окружающую природу. При этом множество красных бубенчиков, гремящих при каждом движении тела, возбуждали и воспламеняли в пляске любовную страсть. В подобных танцах в период язычества отражались религиозные верования мордвы.

Исполнительницы, не останавливаясь в движении танца, делали быстрые переводы бедер от талии вперёд-обратно попеременно, одновременно отводя плечи в противоположную сторону, отчего происходит интенсивное колыхание на груди и талии шумяще-звенящих украшений, производя сильное впечатление на окружающих зрителей. В этом заключался глубинный смысл о новой нарождающейся жизни, символизируя энергию, красоту, молодость женщины и земли. Магия танца достигалась женщинами через пластический образ, с помощью дополнительного звучания множества подвесок, колокольчиков и бубенчиков, серебряных монет, жетонов, мелькающий блеск и перезвон которых сливается в характерную гипнотизирующую музыку, согласную с ритмичными движениями ног, рук, бедер и плеч, сливаясь в гармонии с цветовой гаммой красочного костюма. В сущности загадочные, ритмичные телодвижения танцующих исполнительниц наполнены эмоциональной приподнятостью, восторженным весельем, чувственным воспроизведением элементов эротического характера, создавая выразительную пластику, гипнотизирующий эффект. [1]

Читайте также:
Из чего сделать топперы для украшения детского торта

Женский костюм без верхней одежды. На бедрах – поясное украшение пулай. Конец XIX в. Мордва-мокша. Пензенская губерния. Собрание Российского этнографического музея, Санкт-Петербург.

На местные и возрастные особенности одежды точнее всего указывали головные уборы. Из всех женских уборов особо запоминающимся был островерхий однорогий головной убор — панго. Его носили молодые женщины. Выполнялся убор из холста, сверху обшивался красной шерстяной материей. Внутрь вставлялся лубяной каркас, который удерживал убор в нужном положении с небольшим наклоном вперед.

Декорировался убор шитьем бисером и плотными рядами блесток, позументом или галуном. Спереди тонкими дорожками вышивался узор, напоминающий идеограмму.

Костюм занимал не последнюю роль в сельских и семейных обрядах, являлся гарантом морально-этических устоев, был определителем семейного и социального статуса носителя, его возрастной категории, показателем мастерства и богатства.

Сложный и тяжеловесный женский костюм, особенно его праздничный вариант, подчеркивал здоровье, силу и выносливость женщины. Одежда опоясывалась с напуском и, при наличии крупных поясных подвесок, силуэт приобретал расплывчатые очертания. Как и в русском костюме, в мордовском ценились монументальная массивность и репрезентативная неповоротливость. Индивидуальные особенности фигуры нивелировались и корректировались под идеал женской дородности.

Каждый человек ощущает себя частью чего-то: семьи, общества и даже Вселенной. Кроме того, каждый из нас чувствует свою принадлежность к тому или иному этносу. Многовековая история каждого народа формирует свои жизненные идеалы, вкладывает своё понятие красоты в создаваемые памятники материальной и духовной культуры. На протяжении столетий оттачивалось народное художественное мастерство. В народном творчестве выражались нравственные, эстетические идеалы мордвы.

Исследуемая тема показалась очень интересной. Увлекли красочные, полные жизненной энергии наряды, живописно украшенные и расшитые мордовскими мастерицами. Интересно узнавать, что различные украшения народного костюма несут в себе определенный смысл.

Список использованной литературы

1. Лузгин А.С. Богатство народных традиций //Мордовия на рубеже веков.- Саранск: Мордовское книжное издательство, 2000.

2. Мордовское народное искусство: Альбом/Сост.: Ю.Ф. Юшкин- Саранск: Мордовское книжное издательство, 1985.

3. Мордовский национальный костюм: Альбом/Сост.: Т.П. Прокина, М.И. Сурина.- Саранск: Мордовское книжное издательство, 1990.

Источник: kazedu.com

Рейтинг
Загрузка ...