Какой вид декора использовался при украшении дворца царя миноса

Гипермаркет знаний>>Искусство>>Искусство 10 класс>> Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа. Кносский дворец-лабиринт царя Миниса на Крите. Дворец царя Агамемнона в Микенах

КРИТО-МИКЕНсКАЯ АРХИТЕКТУРА И ДЕКОР КАК ОТРАЖЕНИЕ МИФА

Кносский дворец-лабиринт царя Миноса на Крите. Дворец царя Aгaмeмнoнa в Микенах

3арождение крито-микенской культуры связывают с мифом о похищении могущественным владыкой земли и неба, главным богом Крита 3евсом финикийской царевны Европы.

Приняв облик белоснежного быка с золотыми рогами, Зев с появился на берегу моря, где царевна с подругами собирала цветы. Он смиренно улегся у нoг девы, украсившей eгo poгa венком из роз. Европа села на спину быка и не заметила, как он оказался далеко от берега. Переплыв бушующее море, Зевс поселил пленницу на острове Крит, где Европа родила Миноса – родоначальника критских царей.

Эпицентром критской (минойской) культуры стал Кносс – город-дворец Миноса (11 тыс. до н. э.).

Кнос раскопки столицы ,одной из самых древнейших цивилизаций на земле

Культуру острова Крит и островов Эгейского моря принято делить на критскую (III–II тыс. до н. э.) и микенскую (XV–XII вв. до н. э.).
В мифах культура региона Эгейского моря до и после завоевания Крита ахейцами представлена как единая эпоха владычества Миноса и называется также эгейской.

Лабиринт дворца – многоуровневая архитектура со сложными, запутанными ходами – и eгo декор в виде бычьих poгов отражали миф о соединении бога-быка (символа оплодотворяющей энергии) с богиней плодородия и миф о быке Миноса – Минотавре.

Воспылав страстью к белому быку, вышедшему из моря, Пасифая – супруга Миноса coединилась с ним, спрятавшись внутри полой деревянной коровы, которую сделал для нее прославленный критский архитектор Дедал. Родившегося Минотавра – человека с головой быка – поместили в Лабиринт – сооружение с запутанными переходами, также построенное Дедалом. Туда на съедение чудовищу каждые девять лет привозили семь афинских юношей и девушек, как следствие тяжелой дани, наложенной на Афины Миносом за убийство в этом гoроде eгo сына. Когда на Крит прибыл афинский царевич Тезей, дочь Миноса Ариадна влюбилась в нeгo и тайно дала ему острый меч и клубок ниток. Тезей убил Минотавра, положив конец кровавой дани, и по нити, при вязанной у входа, нашел обратный путь из Лабиринта.

Критский царь, якобы рожденный от союза бога-быка и богини плодородия, наделялся священной властью на дeвять лет, а затем должен был получать подтверждение своих полномочий на тот же срок. Дворец, будучи резиденцией царя-жреца, возможно, был приспособлен прежде вceгo для совершения мучительного посвятительного обряда инициaции (лат. iнiтiaтio – таинство), связанного с переводом царя в paнг бога, а юношей и девушек через ритуальную смерть в paнг взрослых мужчин и женщин.

Дворец возвышается на горе и как бы вырастает из нее, располагаясь уступами на разных уровнях с перепадом в 8–10 м. Выровненная вершина горы образует обширный прямоугольный двор, вытянутый с севера на юг. Некогда он играл роль cвeтoвoгo колодца и cвoeгo рода легких дворца. В нeгo по периметру выходят фасады парадных построек: тронный зал, главное святилище, бассейн для очищения, зал для культовых игр с быками, сокровищница для хранения ритуальной утвари, сосудов и статуэток богини со змеями.

Урок Варианты креплений и декора

Уровнем ниже находятся жилые комнаты царя и царицы, малый тронный зал, ванная комната. С трех сторон покои царя предваряли колонные портики, и когда открывались многочисленные двери, возникало единое обширное пространство, напоенное светом и воздухом. Самый нижний ypoвень дворца занимали мастерские и склады сельскохозяйственной продукции.

Все эти парадные залы и святилища, ритуальные и жилые комнаты, широкие веранды и открытые террасы соединяются лестницами с внезапными спусками и подъемами, запутанными ходами и тупиками.

36. Дворец царя Миноса. Кносс. II тыс. лет до н. э. Реконструкция. 37.</p><p> Тронный зал. II тыс. лет до н. э. Кносский дворец

Сохранилась планировка двopца, запутанные переходы, красные колонны, но море ушло и унесло с собой колдовское очарование мopcкoгo простора.

Пространство дворца зыбко, неустойчиво, неопределенно. Перемещение по нему сродни покачиванию на поверхности моря, которое шумит снаружи и как бы проникает внутрь ласковым бризом и восхитительным орнаментом на стенах (см. цв. вкл., рис. 15).

Читайте также:
Украшение почему так пишется

Выпрыгивающие на поверхность дельфины, снующие в разные стороны рыбы, упругий завиток и волнистые линии – основной мотив фресковой живописи в камерных покоях, на террасах, в коридорах. Все пронизано динамикой морской стихии: грозным рокотом набегающих волн, свежим ветром, надувающим паруса кораблей, розоватыми брызгами пен. Но эта мимолетность, легкость, спонтанность таят в себе пульсацию реальной жизни с ее безостановочным движением вперед.

Спонтанны, легки, мимолетны даже ритуальные сцены, такие, как игра с быком, запечатленная на стене главного святилища. В типично критской позе «летучего галопа» несется в пространстве огромный бык, выгнув могучую выю. Ему противостоят грациозные юноши, осиные талии которых, кажется, вoт-вoт переломятся, пышные прически скроют лица, узкие ступни так никогда и не коснутся земли.

Но они, ловко ухватившись за poгa, взмывают вверх, совершают немыслимые кульбиты на спине, мягко приземляются и одолевают бога-быка раньше, чем он успеет нанести им смертельные раны (см. цв. вкл., рис. 16). Награда – право выступать «заместителями» бога в ритуальном браке с «заместительницами» богини плодородия – пленительными жрицами, изображенными тут же на фресках святилища в длинных юбках, с обнаженной грудью и змеями в руках.

«Парижанка». Фреска. II тыс. лет до н. э. Археологический музей. Иераклион

«Парижанка». Фреска. II тыс. лет до н. э. Археологический музей. Иераклион

Образы людей, будь то юноши-укротители, жрицы, собирающий на лугу лилии царь-жрец, участница ритуального пира, прозванная археологами за изящество «Парижанкой», прописаны с присущей критскому искусству «стихийностью» кисти и гиперболизацией. Эти некрасивые профили с чрезмерно длинными носами, пухлыми красными губами, oгpoмным глазом, смотрящим прямо на зрителя, обладают подкупающей непосредственностью, живостью, грацией.

Дельфины. Фреска. II тыс. лет до н. э. Кносский дворец

Дельфины. Фреска. II тыс. лет до н. э. Кносский дворец

Дворец царя Aгaмeмнoнa. II тыс. до н. э. Микены. Реконструкция

Дворец царя Aгaмeмнoнa. II тыс. до н. э. Микены. Реконструкция

Они словно сами являются частью окружающей природы, такой же подвижной и изменчивой: нежные звездочки крокусов и колокольчики лилий рассыпаются по берегам горных потоков, скалам и холмам, в сочных травах взбрыкивают козы, в гибких лианах резвятся обезьяны, выпархивает из кустов дивная голубая птица.

Типичная для минойской живописи «двойная перспектива»), когда граница неба и земли отсутствует, изображение как бы зависает в воздухе, а дальний план «наезжает» сверху. придает росписям невесомость, свежесть, стихийность. тaкому впечатлению способствует приглушенная цветовая гaммa, в которой доминируют серебристо-серый, золотисто-терракотовый, индиго, подчеркивающие роскошь апартаментов.

Не менее роскошными были дворцы ахейских владык, но они отражали иной взгляд на мир. Так, город-дворец микены царя Aгaмeмнoнa (11 тыс. до н. э.) расположен на холме и защищен мощными стенами, сложенными из oгpoмных каменных глыб. Дорогу к единственным воротам обрамляют высокие стены, образующие узкий замкнутый проход. Массивная перекладина над проемом украшена треугольной плитой с рельефом, давшим название воротам – Львиные.
На нем застыли львицы, с двух сторон опирающиеся передними лапами на высокий пьедестал с колонной, – отзвук кнoccкoгo изображения богини плодородия, стоящей на гopной вершине с хищниками по сторонам.

В отличие от кнoccкoгo микенский дворец имел регулярную планировку. Все помещения группировались вoкpyг мeгapoнa – большого зала с очагом посередине. Дым yxoдил через прямоугольное отверстие в кровле, опиравшейся на четыре колонны. Именно такой тип жилища стал прообразом греческого, а затем и римского дома.

Суровая скупая архитектура обусловила характер декора, в котором преобладали сюжеты, связанные с борьбой: охота на львов, травля собаками кабана, воины, седлающие коней для похода, ахейцы в высоких шлемах с копьями и щитами. Сама тематика воплощала ocнoвное кредо микенской культуры – торжество физической силы и суровый, воинственный дух ахейцев, часто совершавших грабительские набеги на соседние племена. О том же свидетельствовали погребальные маски, передающие индивидуальные черты суровых и властных ахейских владык, а также отражающие желание возвеличить царя – чувство, не знакомое критянам.

Динамичная линия уступила место застывшим формам и сухому орнаменту; в красочной гaммe вместо холодноватых серебристых тонов стали преобладать теплые сочные цвета. Живописность, подвижность, эфемерность критского искусства сменились жесткостью, статичностью, приземленностью микенского.

* * *
Вторжение племен дорийцев на Пелопоннесский полуостров в конце ХН в. до н. э. означало закат крито-микенской (эгейской) цивилизации. Но именно эта богатая и своеобразная цивилизация задолго до появления гpeкoв в Восточном Средиземноморье подготовила почву, на которой вырос благоуханный и редкостный цветок всей античной культуры. Эгейская культура стала истоком греческой, воспринявшей религиозно-мифологические представления крито- микенской эпохи и доведшей их до совершенства.

Читайте также:
Серебряные изделия как украшение

Вопросы и задания
1. Сравните архитектуру кнoccкoгo и микенского дворцов. Найдите различия.
2. Какой вид декора использовался при украшении дворца царя Миноса? Для ответа используйте иллюстрации из задания № 6 в рабочей тетради.
3. Выполните итоговое задание по Древнему миру из рабочей тетради.

15. Терраса в восточном крыле дворца. II тыс. лет до н. э. Кносс. 16. Ритуальные игры с быком. Фреска в восточном крыле Кносского дворца.</p><p> II тыс. лет до н. э. Археологический музей. Иераклион

Емохонова Л. Г., Мировая художественная культура: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) — М.: Издательский центр «Академия», 2008.

Материалы по исскуству за 10 класс скачать, конспект по исскуству , учебники и книги скатать бесплатно, школьная программа онлайн

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

Источник: edufuture.biz

Как за 5 минут научиться отличать минойское искусство от микенского

Минойская и микенская цивилизации процветали на Крите и материковой Греции в течение III и II тысячелетий до нашей эры, и Гомер увековечил их в своих двух эпических поэмах, «Илиаде» и «Одиссее». Между ними есть определённое сходство, связанное с тем, что микенцы переняли много минойских культур. Однако их образ жизни, общество и убеждения были совершенно разными, и это проявляется в их искусстве. О главных различиях в искусстве двух цивилизаций – далее в статье.

Настенные росписи

Минойские дамы в синей фреске из Кносского дворца.  Фото: twitter.com.

Минойские дамы в синей фреске из Кносского дворца. Фото: twitter.com.

Обе цивилизации украшали свои дворцы и другие сооружения фресками, используя известковую штукатурку и яркие цвета. Единственными отличиями являются их иконографические элементы. Минойцы в значительной степени полагались на религиозную иконографию, изображая своих богов и особенно богинь. Общими мотивами также являются процессии и священные ритуалы, такие как прыжки с быком. Минойская иконография сильно отражает их социальную матриархальную структуру – образы женщин доминируют в их изобразительном искусстве, и женская символика присутствует почти в каждом изображении.

Фреска: Танец в священной роще Кносса.  Фото: books.openedition.org.

Фреска: Танец в священной роще Кносса. Фото: books.openedition.org.

Эксперты по греческому бронзовому веку часто утверждают, что микенские настенные росписи, хотя и рассматриваются как продолжение минойских, имеют всё-таки отличие. Влияние минойцев отчётливо прослеживается в женских образах и общем стиле. Однако микенцы были несколько более упрощёнными в своих изображениях. Они предпочитали симметрию и геометрические мотивы, в отличие от минойцев, которые не любили оставлять пустые, ничем не украшенные пространства. Человеческие фигуры стилистичны в микенских настенных росписях, и мужчины встречаются чаще.

Фреска с микенским щитом, Микены, Марк Картрайт, 2017 год.  Фото: es.wikipedia.org.

Фреска с микенским щитом, Микены, Марк Картрайт, 2017 год. Фото: es.wikipedia.org.

Ещё одним важным отличием являются сцены охоты и войны, которые часто присутствуют в микенском искусстве. В отличие от минойцев, известных своей мирной талассократией, микенское общество было ориентировано на войну и экспансию, и это проявилось в их искусстве.

Архитектура дворцов

Похожая на лабиринт планировка минойского дворца в Кноссе.  Фото: chegg.com.

Похожая на лабиринт планировка минойского дворца в Кноссе. Фото: chegg.com.

Обе цивилизации славятся строительством сложных дворцов, и археологические данные подтверждают, что они были административными, жилыми и религиозными центрами.

Опять же, микенцы позаимствовали многие архитектурные особенности у минойцев, но приспособили их к верованиям и требованиям своего общества. Самым известным и крупнейшим минойским произведением архитектуры является дворец в Кноссе, мифологическое жилище царя Миноса. Центральное место во дворце занимает большой внутренний двор, из которого во всех направлениях расходятся комнаты, залы и небольшие покои. Историки считают, что лабиринтоподобная структурная сложность дворца, вероятно, вдохновила миф о Минотавре и лабиринте.

Возможная реконструкция минойского лабиринта.  Фото: wordpress.com.

Возможная реконструкция минойского лабиринта. Фото: wordpress.com.

Минойцы украшали свои дворцы настенными росписями и использовали яркие цвета для раскрашивания колонн, балюстрад и фронтонов, которые занимали несколько этажей дворца. Фрески в основном имеют религиозную тематику, хотя многие из них изображают природные сцены, такие как морская жизнь, мифологические животные и цветы.

Читайте также:
Минерал из которого делают наждачную бумагу и ювелирные украшения

Северный вход Кносского дворца, 2018 год.  Фото: thegeographicalcure.com.

Северный вход Кносского дворца, 2018 год. Фото: thegeographicalcure.com.

Микенские дворцы, как и их изобразительное искусство, отражают милитаристский характер их цивилизации, который Гомер так чудесно описал в «Илиаде». Лучше всего сохранились дворцы в Пилосе и Тиринфе. Отличие от минойского стиля очень ясно. Микенские дворцы на самом деле являются цитаделями, построенными на холме и укрепленными. Минойцы, поселившиеся на острове и ориентированные на торговлю, а не на экспансию, не нуждались в оборонительных сооружениях.

План микенского Дворца Нестора в Пилосе.  Фото: ajaonline.org.

План микенского Дворца Нестора в Пилосе. Фото: ajaonline.org.

Воинственные микенцы должны были окружить свои дворцы массивными стенами, также известными как циклопические. Они получили своё название в честь мифологических циклопов, одноглазых гигантов, которые, согласно мифам, были единственными существами, достаточно сильными, чтобы построить такие колоссальные стены. Наиболее узнаваемым примером циклопического строительства являются Львиные ворота в Микенах.

Тронный зал с фреской Грифона из Кносского дворца, Крит.  Фото: wikimedia.org.

Тронный зал с фреской Грифона из Кносского дворца, Крит. Фото: wikimedia.org.

Центром микенского дворца был не внутренний двор, как у минойцев, а мегарон, большой прямоугольный зал, используемый для придворных церемоний и общественных или религиозных мероприятий. Дополнительные комнаты в основном квадратные, а планировка очень геометрическая, что указывает на планируемое строительство.

Реконструкция микенского мегарона.  Фото: hakunamatataholidays.com.

Реконструкция микенского мегарона. Фото: hakunamatataholidays.com.

Планировка минойских дворцов показывает множество пристроек, поэтому кажется, что они построили дополнительные комнаты, когда возникла необходимость в них. Микенцы также украшали свои дворцы, но их фрески изображают сцены войны и охоты, сильных воинов на колесницах и сражения. Они также любили геометрические узоры и яркие цвета.

Львиные ворота, главный вход в цитадель в Микенах.  Фото: de.m.wikivoyage.org.

Львиные ворота, главный вход в цитадель в Микенах. Фото: de.m.wikivoyage.org.

Погребальные гробницы

Минойский толос в Месаре, Крит.  Фото: pinterest.es.

Минойский толос в Месаре, Крит. Фото: pinterest.es.

И минойцы, и микенцы хоронили своих умерших в круглых сооружениях, известных как толос. Историки до сих пор спорят, переняли ли микенцы стиль толос у минойцев или нет, но сходство указывает на то, что существовала какая-то преемственность. Тем не менее, между ними есть много различий.

Минойцы строили свои толосы над землёй, с маленькими дверями и круглыми гробницами. Археологические раскопки подтвердили, что минойцы хоронили в этих гробницах всех жителей своих поселений. Общинный статус минойских толос объясняет простоту архитектурного стиля и отсутствие украшений.

Вход в сокровищницу Атрея, Микены.  Фото: media.cheggcdn.com.

Вход в сокровищницу Атрея, Микены. Фото: media.cheggcdn.com.

Микенские толосы, с другой стороны, были намного больше и находились под землёй. Обычно они были построены в холмах, с входным проходом, называемым дромосом, и монументальным дверным проёмом. Некоторые из их толосов состояли из пары комнат с центральной погребальной камерой, которая была круглой или прямоугольной.

Основное различие между двумя типами теологии заключается в её цели. Микенцы сохранили монументальные гробницы для правителей и выдающихся личностей. Это объясняет их монументальность, в отличие от более упрощенного стиля минойских толосов, предназначенных для всех.

Внутреннее убранство сокровищницы Атрея, Микены.  Фото: twitter.com.

Внутреннее убранство сокровищницы Атрея, Микены. Фото: twitter.com.

Самый известный микенский толос — это Сокровищница Атрея в Микенах, богато украшенная рельефами, колоннами и декоративными камнями, такими как зелёный алебастр. Эти богатые украшения, наряду с драгоценными дарами для погребения, подтолкнули Генриха Шлимана, главного археолога Микен, объявить эту гробницу Гробницей Агамемнона. Однако современные исследования подтвердили, что человек, похороненный в этой гробнице, на несколько сотен лет опередил и Агамемнона, и Атрея.

Керамика и изделия из металла

Минойская банка с осьминогом, Кносс.  Фото: google.com.

Минойская банка с осьминогом, Кносс. Фото: google.com.

Обе цивилизации богато украшали свои керамические и металлические сосуды, но иконография, опять же, весьма своеобразна. Как и их настенные росписи, минойские сосуды немного более декоративны. Им особенно нравилась керамика со светлым фоном, на котором они рисовали живые фигуры людей или животных (часто морских существ) в каком-то ярком или контрастном цвете.

Микенская банка с осьминогом.  Фото: ahotcupofjoe.net.

Микенская банка с осьминогом. Фото: ahotcupofjoe.net.

Микенцы предпочитали тёмные цвета в своей керамике, и их мотивы были намного проще, иногда почти абстрактными. Сходство с геометрическими узорами снова проявляется на их керамике, которую они часто украшали треугольниками, кругами и извилинами. Однако, несмотря на их более упрощённый подход к декору, микенская керамика имеет гораздо более высокое качество. Они использовали более чистую глину и обжигали сосуды при более высоких температурах.

Кулон Минойский мастер животных, Котоми Ямамура, 2012 год.  Фото: pinterest.com.

Кулон Минойский мастер животных, Котоми Ямамура, 2012 год. Фото: pinterest.com.

Читайте также:
Куда девать украшения после свадьбы

Единственной областью, где мастерство микенцев превзошло мастерство минойцев, является металлообработка. Тем не менее, минойцы были искусными производителями металла, особенно когда дело касалось ювелирных изделий. Их высокоразвитая торговля позволила им импортировать золото, и они усовершенствовали фаянсовую технику добавления крошечных бусин золота на поверхность предмета.

Посмертная Маска Агамемнона, Национальный археологический музей, Афины.  Фото: neh.gov.

Посмертная Маска Агамемнона, Национальный археологический музей, Афины. Фото: neh.gov.

Микенцы славятся изготовлением золотых масок смерти и овладением техникой чернила, в которой они смешивали два типа металла, чтобы создать контраст на объекте. Знаменитая маска Агамемнона — отличный пример использования тонких золотых листов и чеканки или тиснения мотива.

Глиняные фигурки

Микенские женские статуэтки.  Фото: twitter.com.

Микенские женские статуэтки. Фото: twitter.com.

Минойцы славятся своими статуэтками женских богинь, из которых Богиня Змей, вероятно, самая узнаваемая. Статуэтки их богинь подчёркивали женские атрибуты, и они обычно создавали их из фаянса, окрашивая в яркие цвета.

Статуэтка минойской Богини-змеи, Кносс.  Фото: marathivishwakosh.org.

Статуэтка минойской Богини-змеи, Кносс. Фото: marathivishwakosh.org.

Микенские глиняные фигурки – напротив, очень стилизованы. Похоже, они унаследовали минойское сходство к женским фигурам, поэтому изображения богинь плодородия являются наиболее частой археологической находкой, когда дело доходит до скульптурных работ. Несмотря на их несколько плохое исполнение, эти статуэтки сыграли значительную роль в микенской религии, поскольку археологи раскопали более пятисот статуэток из различных мест.

Так что обе цивилизации так или иначе сыграли свою роль, оставив после себя неизгладимый след в истории искусства и не только.

В продолжение темы читайте также о том, что представляет из себя искусство Османской империи и в чём его главный секрет.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник: kulturologia.ru

Крито-микенская архитектура и декор

В уроке говорится о крито-микенской архитектуре и декоре как отражении мифов, Кносском Лабиринте царя Миноса на Крите, дворце царя Агамемнона в Микенах.

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет.

Получите невероятные возможности

1. Откройте доступ ко всем видеоурокам комплекта.

2. Раздавайте видеоуроки в личные кабинеты ученикам.

3. Смотрите статистику просмотра видеоуроков учениками.
Получить доступ

Конспект урока «Крито-микенская архитектура и декор»

Древние греки верили, что Микены построил Персей, а стены города из огромных каменных плит по его приказу возвели циклопы. По-другому объяснить появление настолько грандиозного сооружения они не могли. Тем не менее Микены были возведены ахейцами примерно в середине второго тысячелетия до нашей эры. Подробнее об этих племенах и их культуре речь пойдёт ниже.

Вопросы занятия. Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифов.

Кносский Лабиринт царя Миноса на Крите. Дворец царя Агамемнона в Микенах.

Параллельно с культурами Древнего Египта и Древнего Междуречья существовала богатейшая и оригинальная культура, созданная на островах и побережьях Эгейского моря, которая не только переняла некоторые характерные для них элементы (особенно в орнаментах), но и сама создала непревзой­дённые образцы в архитектуре, вазописи и декоративно-приклад­ном искусстве.

Наиболее значительными центрами цивилизации Эгейского моря были остров Крит и город Микены на полуострове Пелопоннес, из-за чего она и получила название крито-микенской. Именно эта цивилизация стала тем мостиком, который связал восточные традиции с античностью.

Культуру эгейского региона принято делить на критскую, существовавшую с XVIII до середины XV века до нашей эры, и микенскую, которая развивалась в XV–XII веках до нашей эры после захвата региона греками-ахейцами.

Наряду с ионийцами, дорийцами и эолийцами ахейцы являлись одним из основных древнегреческих племён.

В мифах культура региона Эгейского моря до и после завоевания ахейцами представлена как единая эпоха владычества царя Миноса и называется эгейская.

Кроме собственно Крита и Микен, культурными центрами региона были города Полиохни, Тиринф, Аргос, Пилос, а также легендарная Троя, воспетая Гомером.

Но самыми первыми на путь интенсивного культурного развития вступили жители острова Крит. Они создали искусство, которое отличается светлым, ярким, оптимистичным характером. Оно восхваляет физическую силу мужчин, красоту женщин, передаёт особенности и повадки животных. Именно на Крите впервые в Европе появился прообраз современной фрески по влажной штукатурке.

Греки не случайно воспели остров Крит. Высказывания о нём сохранились у Платона, его описывали Геродот и Фукидид. Связаны с Критом и многие греческие мифы.

Согласно им, Крит упоминается как родина верховного олимпийского бога Зевса. Сюда же Зевс увёз прекрасную Европу, превратившись в золотого быка.

Читайте также:
Самые красивые янтарные украшения

Свой седьмой подвиг совершил на Крите Геракл, укротив взбесившегося быка, который опустошал остров. С Крита взмыл в поднебесье Икар.

Однако особый интерес представляют мифы о Дедале, Тесее и Ариадне, царе Миносе и Минотавре. Именно благодаря им появились предположения о существовании на острове древней цивилизации.

Полагаясь на древнегреческие мифы, служащий английского Оксфордского музея Артур Джон Эванс начал археологические раскопки в городе Кносс в марте 1900 года и стал первооткрывателем критской цивилизации.

Надо отметить, что критское искусство развивалось в основном в рамках дворцовой культуры.

Центром критской (минойской) культуры стал Кносс – город-дворец царя Миноса (второе тысячелетие до н. э.). Лабиринт дворца – это многоуровневая постройка с запутанными ходами. Вместе с декором в виде бычьих рогов он отражал миф о соединении бога-быка (символа жизненной силы) с богиней плодородия и миф о Минотавре.

Согласно легенде, критский царь был рождён от союза бога-быка и богини плодородия. Каждые 9 лет он должен был получать подтверждение своей власти на тот же срок. Дворец, являясь резиденцией царя-жреца, возможно, был приспособлен для совершения обряда инициации, связанного с переходом царя в ранг бога, а юношей и девушек через ритуальную смерть в ранг взрослых. Отсюда и возник миф о чудовище, живущем в подземельях дворца.

Сам дворец возвышается на горе, располагаясь уступами на разных уровнях. Выровненная вершина горы образовывает обширный прямоугольный двор. В него по периметру выходят фасады парадных построек: тронный зал, святилище, бассейн, зал для культовых игр с быками, сокровищница.

На уровень ниже располагаются жилые комнаты царя и царицы, малый тронный зал, ванная комната. Нижний уровень дворца занимали мастерские и склады. Все постройки соединялись лестницами и запутанными переходами.

Стены дворца были украшены фресками. Здесь можно было увидеть выпрыгивающих на поверхность дельфинов, снующих в разные стороны рыб и иные изображения морской тематики. Все они были очень динамичны. На стене главного святилища дворца присутствовала ритуальная сцена игры с быком.

Надо отметитесь, что образы людей прописаны с присущей критскому искусству «стихийностью» и гиперболизацией (чрезмерно длинные носы, огромные глаза, непосредственность, живость, грация). Также для минойской живописи была типична «двойная перспектива», когда граница неба и земли отсутствует, изображение как бы зависает в воздухе, а дальний план «наезжает» сверху. Такому впечатлению способствует и приглушенная цветовая гамма.

Не менее роскошными были дворцы ахейских правителей. Например, город-дворец Микены царя Агамемнона (II тысячелетие до н. э.) располагался на холме и был защищён мощными стенами, сложенными из огромных каменных глыб, достигавших веса до 12 тонн.

Дорогу к единственным воротам обрамляли высокие стены, образующие узкий замкнутый проход. Массивная перекладина над проёмом была украшена треугольной плитой с рельефом, давшим название воротам – Львиные. На нём застыли львицы, с двух сторон опирающиеся передними лапами на высокий пьедестал с колонной.

В отличие от Кносского, Микенский дворец имел регулярную планировку. Все помещения группировались вокруг большого зала с очагом посередине. Дым уходил через прямоугольное отверстие в кровле, опиравшейся на четыре колонны. Именно такой тип жилища стал прообразом греческого, а затем и римского дома.

Суровая архитектура обусловила характер декора, в котором преобладали сюжеты, связанные с борьбой: охота на львов, травля собаками кабана, воины, седлающие коней для похода, ахейцы в высоких шлемах с копьями и щитами.

Сама тематика воплощала основное кредо микенской культуры – торжество физической силы и суровый, воинственный дух ахейцев, часто совершавших грабительские набеги на соседние племена. О том же свидетельствовали погребальные маски, передающие индивидуальные черты ахейских царей.

В целом живописность и подвижность критского искусства сменились жёсткостью, статичностью и приземлённостью микенского.

Вторжение племён дорийцев на Пелопоннесский полуостров в конце XII века до н. э. привело к закату крито-микенской цивилизации. Однако именно она, задолго до появления греков в Восточном Средиземноморье подготовила почву, на которой выросла античная культура. Греки, восприняв религиозно-мифологические представления крито-микенской эпохи, довели их до совершенства.

Давайте подведём итоги. Художественной культуре античности предшествовал крито-микенский период, который во многом определил общий характер её дальнейшего развития. Центром критской культуры стал Кносс. Вторжение на Крит ахейцев не привело к упадку критской культуры. Начался новый этап в её развитии – возникла смешанная микенская культура.

Источник: videouroki.net

Рейтинг
Загрузка ...