насчитывает сотни лет. Она предполагает нанесение на металлическую основу специальной эмали — стекловидного порошка. После обжига и введения добавок эмаль приобретает нужные оттенки — от ярко-красного до травянисто-зеленого.
Украшения с финифтью всегда выглядят необычно. Их покупают не только как сувениры. Некоторые современные мастера умело используют старинную технику, создавая с ее помощью оригинальные работы, которые можно носить каждый день.
Разновидности
Ремесло финифти зародилось и активно развивалось в двух центрах — Ростове великом и Вологде. В связи с этим выделяют две школы, каждая из которых имеет свою историю.
Ростовская
Техника горячего эмалирования была открыта в 1632 году французским ювелиром Жаном Тутеном. Он придумал, как использовать эмалевые краски для создания художественных произведений. Петр I привез образцы красок в Россию, заинтересовав местных народных умельцев.
Финифть. Ростовская финифть. Завод ростовской финифти.
В этот период при Ростовском архиерейском дворе появилась финифтяная мастерская, а вскоре — и отдельные мастера, сотрудничавшие с монастырями и городскими церквями. Эмальеры-финифтянщики возникли и в других городах, но именно Ростов стал главным центром эмалирования. Эта традиция сохранилась и по сей день.
В советские годы была открыта фабрика «Ростовская финифть». Она выпускала небольшие финифтяные миниатюры, дополненные сканью — тонким кружевом из металлической проволоки. Сканная оправа позволила использовать финифть при изготовлении ювелирных изделий.
Вологодская
Центром Вологодской финифти стал Сольвычегодск. Мастера-эмальеры использовали те же материалы и технологии, что и в Ростове, но с небольшими отличиями. Они предпочитали традиционную роспись по белой эмали, обращаясь преимущественно к растительным мотивам — многоцветному изображению цветочных орнаментов, зверей и птиц.
В начале XVIII века направление претерпело изменения. Все больше мастеров стали обращаться к однотонной финифти, используя в росписи только один цвет — белый, синий, зеленый. Возвращение к многоцветной росписи произошло только в 70-е годы прошлого века.
Техники и приемы
Для нанесения эмалевых красок на белую металлическую основу используются разные техники и приемы:
- Расписная. Рисунок наносят эмалевыми красками с добавлением эфирных масел, а затем обжигают. Температура обжига подбирается в соответствии температурой плавления нового цвета.
- Перегородчатая. На металлическое основание напаивают проволоку, создавая небольшие ячейки. Их заполняют эмалевыми красками.
- Выемчатая. Основу покрывают углубления, выполненными с помощью штамповки, чеканки или других техник. Затем внутрь накладывается эмаль.
- Сканная. Техника похожа на выемчатую, но углубления обрамлет скань из витой проволоки.
- Витражная. Эмаль заполняет звенья ажурной металлической сетки.
Это далеко не полный список техник эмалирования. При создании ювелирных украшений могут использоваться несколько техник в одном изделии.
Процесс создания ювелирного украшения с финифтью Kabarovsky
Украшения с финифтью
В древности финифть была показателем богатства и роскоши: ее могли позволить себе очень немногие. Современные украшения с финифтью более доступны. В дизайне преобладают:
- пейзажи;
- портретные миниатюры;
- исторические миниатюры;
- сюжетные композиции.
Украшения с финифтью — женские. Большинство таких изделий достаточно крупные, поэтому подходят обладательницам пышных форм. Серьги и ожерелья с финифтью эффектно дополняют не только наряд в этностиле, но и повседневный образ в стиле кэжуал. Универсальный вариант — брошь или кольцо, украшенное рисунком в старинной технике: они смотрятся необычно и ярко.
Особенности ухода
Украшения с финифтью нужно бережно хранить. Эмаль чувствительна к механическим повреждениям: ее следует оберегать от сильных ударов или падения с высоты. Изделия с финифтью нужно хранить отдельно от других украшений, чтобы не поцарапать.
В остальном требования к уходу стандартны. Для очистки от повседневных загрязнений можно использовать деликатные моющие средства и мягкую ткань. При правильном уходе финифть не будет менять цвет долгие годы.
Рекомендуем:
- Финифть – уникальные украшения в серебре, стильно и изысканно
- Украшения из финифти, их виды и особенности создания
- Как выбрать и носить броши с эмалью
- Как ухаживать за ювелирными украшениями с эмалью
Источник: dragzoloto.ru
Что такое финифть? Особенности и применение финифти
Наименование художественной эмали «финифть» имеет корни от греческого слова, обозначающего блестящий светлый камень. Ее научились делать еще в Древней Греции и в Византии, только в X веке этот вид искусства появился в России. Стеклообразное покрытие, обладающее большой прочностью и нанесенное на основу из металла – это финифть.
Впервые упоминание о художественной эмали было во времена, когда правил суздальский князь Андрей. Возведенная там церковь была инкрустирована эмалью и золотом. Эмаль в ранние времена использовалась для украшения благородных металлов и ценилась наравне с драгоценностями.
Секреты производства эмали бережно сохранялись и их передавали строго от мастера к ученику, поэтому ее ценность была велика. Около 200 лет назад искусство финифти практиковалось в городе Ростове, работы ростовских мастеров имели большую ценность и попадали в Оружейную палату для хранения. Они изготавливали, в основном, чащи, иконы из финифти, и оклады.
Контрастная и колоритная ростовская финифть имеет свое происхождение и историю. Влияние множества видов искусства, в числе которых была и живопись, сказалось на ее стиле исполнения. Свойства эмали таковы, что она сохраняет все разнообразие своих красок на протяжении веков.
Она, нарисованная особыми красками, в которую добавляли оксиды металлов и закрепляли методом обжига при температуре до девятисот градусов, со временем не тускнеет и не теряет своих свойств. Эмаль применяется в ювелирных украшениях, иконах, ею украшают различные декоративные вещи: статуэтки, шкатулки, столовые приборы, это искусство используется в портретной живописи.
Особенности финифти
Ростовская финифть славится своими особенностями, она признана номером один в России, потому что в этом городе сложились многовековые традиции по качественному изготовлению финифти. Миниатюра на эмали всегда имела место быть как самостоятельная единица искусства. У эмали всегда были преимущества перед миниатюрами, выполненными на кости, бумаге или фарфоре.
Она долговечнее и сохраняет всю богатую палитру красок и не теряет блеск с течением времени. Финифть не поддается воздействию воздуха и света. Миниатюра зачастую воспроизводила работы великих художников, а также различные пейзажи, портреты, цветы и узоры.
Окончательный вид искусству финифти в виде готового ювелирного изделия придает оправа, которую изготавливает мастер по скани. Оправу изготавливают ажурную, или припаивают к металлическому основанию узора из очень тонкой проволоки, которая может быть выполнена из разных ювелирных сплавов. Проволока свивается веревочкой или остается гладкой. Ювелиры могут добавить сюда маленькие золотые или серебряные шарики .
С XVIII века Ростов приобрел известность крупного центра по изготовлению финифти. Есть легенда, что в то время в Ростов сослали итальянца, художника, благодаря которому появилось это искусство в Ростове. Позже он обучил других финифтяному делу. Но это только красивая легенда, в городе финифть была привезена из Москвы.
До начала 20 века Ростовские фабрики снабжали финифтью русские монастыри и некоторые греческие. Сначала ростовские мастера ориентировались на религиозную тему, поэтому основной сюжет был подобен иконописи. Далее финифть стали делать и в семейных мастерских, копировали работы Ботичелли, Рафаэля, Васнецова. Но эта живопись немного упрощалась.
В наше время финифть производится на ростовской фабрике и имеет несколько направлений: классическая портретная миниатюра и другие, самые разнообразные композиции. В основном, пишут пейзажи, сказочные сюжеты, на историческую тему. Но почти во всех композициях присутствует русская тематика.
Каталог финифти включает в себя серьги, колье, кольца , подарочные наборы, шкатулки и картины с великолепными пейзажами. Все эти изделия великолепны, выполняются самыми лучшими мастерами, их огранка также имеет очень тонкую структуру и ажурную красоту. Выполнена она двумя видами росписи: точечной и мазковой, в зависимости от плавности перехода и четкости форм. Купить финифть можно в интернет-магазине финифти.
Виды финифти
В зависимости от приема в искусстве производства эмали, применяются различные способы изготовления.
Перегородчатая эмаль. Этот прием состоит в том, что к металлическому основанию припаивается проволока, внутри ячеек которой крепится эмаль. Размер ячеек определяется исходя из изображения. Прежние мастера делали в основе углубления, и уже потом припаивали проволоку, что улучшало крепежные свойства. Этот секрет раскрыли византийские ремесленники.
Выемчатая эмаль. Здесь используется одновременно несколько способов укрепления эмали с помощью выемок. Углубления изготавливаются различными способами: резьбой, штамповкой , чеканкой, все зависит от задумки мастера.
Эмаль в сканых обрамлениях. Эта технология изготовления напоминает предыдущую, только используют в качестве перегородок витую проволоку под названием скань. Поскольку такая технология использовалась только на территории России, эту эмаль называют русской.
Рельефная финифть – это очень сложная технология изготовления эмали. Эмаль в жидком состоянии не удерживается на рельефах во время обжига и перетекает в более низкие его части или выгорает.
Расписная финифть. Она выполняется красками, в состав которых входят эфирные масла. Все части рисунка наносятся с помощью обжига, соответствующего температуре плавления нового цвета. Изображение живописи часто покрывают дополнительным слоем защиты.
Эмаль с накладками из металла. Технология этого приема заключается в том, что между слоями эмали вкладываются вырезанные из металла или фольги изображения, которые выглядят плавающими внутри стекла .
В качестве основы для витражной эмали используется металлическая ажурная сетка, ее звенья заполняются эмалью и подвергаются обжигу. Все это проделывается несколько раз до тех пор, пока не заполнятся эмалью все пустоты. Это очень сложная и кропотливая работа, которая требует высокого уровня мастерства.
При покрытии эмалью «гильоше» накладывают несколько слоев прозрачной субстанции, а также гравированным фондоном. Это покрытие было распространено в ювелирном искусстве Франции, в России его стали использовать позже, в том числе Фаберже.
Цена финифти
Украшения ювелирные и обычные из финифти имеют свою неповторимую красоту и уникальность. Их можно носить с вечерними платьями, коктейльными. Она отлично смотрится как с летними, так и с зимними нарядами. Изящные и элегантные изделия из финифти привлекают внимание окружающих, а работа мастеров достойна восхищения!
Популярность ростовской финифти, которая используется в ювелирных украшениях, остается на высоком уровне. В магазине финифти можно приобрести качественные изделия. Цены финифти можно узнать на сайте, а также посмотреть фото финифти.
Цена финифти зависит от изделия. Небольшие подвески в виде икон можно приобрести за 300 рублей, серьги за 1000 руб., ожерелье – примерно от трех до десяти тысяч, часы с браслетом из финифти обойдутся в 3-5 т.р., браслеты из финифти в серебре – от 4000, броши – от 1000, шкатулки от 5000. Цена зависит от объема работ, величины изделия и тонкостей работы. Изделия представлены для дам разного возраста, есть украшения для модниц. Все они яркие, красивые и сделаны на века!
Источник: tvoi-uvelirr.ru
Все о финифти: что это такое, история, виды
В XVIII веке русская финифть стала известна за пределами страны, искусство развивалось, миниатюры на эмали ценились наравне с драгоценными камнями. Промысел процветал в Нижнем Новгороде, Костроме и Угличе. Ученый Михаил Ломоносов внес вклад в развитие эмальерного дела: по его инициативе построили стеклодельный завод, стекло использовали как основу для красок. В Академии художеств в Петербурге был основан класс «живописи по финифти», в котором учились будущие художники.
В Древней Руси финифть была показателем богатства, роскоши и процветания. Не многие семьи могли себе позволить такие украшения и предметы религии.
Во многом, направление искусства стало популярным благодаря мастерству эмальеров из Ростова Великого, духовного центра страны. В ростовские старинные церкви и монастыри приезжали паломники из далеких уголков, каждый из них хотел увезти с собой памятную вещь. Небольшие и яркие финифтевые иконки, в отличие от образов из драгоценных металлов, стоили недорого и массово продавались в церковных лавках.
Ростов издавна славился своими иконописцами, первые мастерские эмальеров появились в городе в 1760-е годы. Затем открылись цеха, где над церковными заказами работали ремесленники: на тяжелом и вредном производстве эмаль плавили в печах, в краски добавляли свинец, чтобы снизить температуру плавления. Со временем Ростов стал снабжать финифтью монастыри по всей стране, яркие иконки пользовались спросом у народа. Параллельно развивалась и «светская» финифть, мастера изготавливали подносы и блюда, украшали столовые приборы. Состоятельные дамы носили браслеты и кольца с эмалями вместо драгоценных камней, мужчины покупали декорированные финифтью часы, трубки и табакерки.
В ХIХ веке основным товаром ростовских эмальеров были ладанки и иконки с ликами святых, а также шкатулки с городскими и монастырскими видами.
К началу ХХ века ростовская финифть пользовалась все меньшим спросом. Новые технологии штамповки и печати делали производство эмалей экономически невыгодным, мастера вынуждены были в день изготавливать сотни небольших образков. Художники писали иконки и вставки для декоративных предметов по шаблону, художественная сторона отходила на второй план.
Виды финифти
В зависимости от приема в искусстве делают финифть прибегая к различным способам изготовления.
Расписная. Она выполняется красками, в состав которых входят эфирные масла. Все части рисунка наносятся с помощью обжига, соответствующего температуре плавления нового цвета. Изображение живописи часто покрывают дополнительным слоем защиты.
Перегородчатая эмаль. Этот прием состоит в том, что к металлическому основанию припаивается проволока, внутри ячеек которой крепится эмаль. Размер ячеек определяется исходя из изображения. Прежние мастера делали в основе углубления, и уже потом припаивали проволоку, что улучшало крепежные свойства. Этот секрет раскрыли византийские ремесленники.
Экспериментируя с разными техниками эмали, художники имеют возможность играть цветами и объемами.
Выемчатая эмаль. Здесь используется одновременно несколько способов укрепления эмали с помощью выемок. Углубления изготавливаются различными способами: резьбой, штамповкой, чеканкой, все зависит от задумки мастера.
Эмаль в сканных обрамлениях. Данная технология изготовления напоминает предыдущую, только используют в качестве перегородок витую проволоку под названием скань. Поскольку такая технология использовалась только на территории России, эту эмаль называют русской.
Рельефная – это очень сложная технология изготовления. Эмаль в жидком состоянии не удерживается на рельефах во время обжига и перетекает в более низкие его части или выгорает. Так получается рисунок, смешанный из нескольких цветов. Техника достаточно сложная, трудоемкая, поддающаяся только реальным мастерам.
Эмаль с накладками из металла. Технология этого приема заключается в том, что между слоями эмали вкладываются вырезанные из металла или фольги изображения, которые выглядят плавающими внутри стекла.
В качестве основы для витражной эмали используется металлическая ажурная сетка, ее звенья заполняются эмалью и подвергаются обжигу. Все это проделывается несколько раз до тех пор, пока не заполнятся эмалью все пустоты. Это очень сложная и кропотливая работа, которая требует высокого уровня мастерства.
При покрытии эмалью «гильоше» накладывают несколько слоев прозрачной субстанции, а также гравированным фондоном. Это покрытие было распространено в ювелирном искусстве Франции, в России его стали использовать позже, в том числе Фаберже.
В каком городе делают финифть сегодня
Самым известным местом по производству изделий этого вида до сих пор является прекрасный город Ростов. Там находится фабрика под названием «Ростовская Финифть».
Творчество современных Ростовских мастеров развивается по самым разным жанровым и стилистическим направлениям:
- портретной миниатюры;
- исторической миниатюры;
- военно-исторического портрета;
- лирического пейзажа;
- сюжетных композиций;
- пейзажей;
- цветочных росписей.
Высокая оценка творчества художников выражается в присвоении им званий лауреатов Государственной премии России им. И.Е. Репина.
Произведения старых и современных Ростовских мастеров хранятся в Государственном Историческом музее, Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, Оружейной палате Московского Кремля, Государственном музее-заповеднике »Ростовский Кремль» и других музейных собраниях и частных коллекциях в России и за Рубежом.
Бренд Ростовская финифть известен на весь мир и вот уже более 100 лет фабрика «Ростовская финифть» сохраняет технологии и традиции этого яркого вида миниатюрной живописи.
Наряду с расписной эмалью на заводе применяется перегородчатая эмаль, которая украшает и подчеркивает скань, придавая изделиям законченность и яркость.
Где производят финифть помимо России? Массовое производство именно этих изделий встречается редко. Обычно это эксклюзивные лавочки, о которых известно только в узких кругах. Произведения с техникой финифти можно встретить в Европе: Италия, Испания, Франция, Англий, но придется поспрашивать и поискать. Иногда заказы поступают от известных ювелирных домов, но обычно это единичные экземпляры красоты, которые потом идут в частные коллекции.
Модно ли носить изделия из финифти
Финифть в украшениях, такую как она была в старинные времена, сегодня в открытой продаже найти достаточно сложно, если вы не сделали индивидуальный заказ. Но многие произведения искусства можно встретить на блошиных рынках, выставках старых вещей, слетах антиквариатов. Некоторые люди даже коллекционируют эту красоту. Однако найти ее в целостном виде удается не многим.
Проблема в основном в неправильном хранении. Сегодня более популярна техника перегородчатой эмали. Они встречается практически везде без исключения.
Многие дамы спрашивают, как и с чем носить украшения с финифтью? Особенно хорошо финифть смотрится на дамах в возрасте и на женщинах с пышными формами. Украшения все сами по себе крупные и массивные, они идут «царским особам», похожим на правительниц. Толстая русая коса, румяные щеки, блестящие глаза.
Но даже если у вас каре и видны скулы, не отчаивайтесь, вам подойдут удлиненные модели. Серьги подобрать довольно тяжело, учитывая, что украшения почти все продаются через сеть. Куда проще выбрать брошь или кольцо, тут прогадать с подходящей формой гораздо труднее.
Сама по себе финифть сейчас не особенно популярна, но некоторые модели и расцветки должны быть у ярых модниц. Серьги лучше отложить до следующего сезона, ровно как и ожерелья. Нашейные массивные украшения хороши только монолитные, подковообразной формы.
Если же что-то хочется на шею, то лучше выбрать кулон. Самая популярная подвеска – это медальон с расписной крышкой или плоский овальный кулончик. Предпочтительно выбирать цветочные мотивы, особое внимание обратите на пионы и розы. Фон предпочтительно выбирать голубой или бежевый.
Уж что-что, а финифть точно в тренде винтажная. Неважно, досталось украшение от раскулаченных родственников или советских бабушек – актуально все. Финифть не выцветает, однако имеет «выгоревшие» цвета зачастую изначально. Самое винтажное сочетание – это кремовый, коричневый, небесно-голубой и баклажановый.
Современные украшения ничем не хуже. Лучшие современные работы выполнены в технике гжель. Есть у современных моделей яркие и насыщенные цвета, и они как нельзя лучше подойдут юным особам.
С чем носить
Так как украшения довольно массивные, носить их на деловые встречи и на работу довольно проблематично. Единственное, на рабочем месте уместна, и то далеко не всегда, брошь. Она может быть приколота к пиджаку, закрывать пуговицы или держать платок. Выбирать для работы стоит украшение спокойных или темных тонов.
Наибольшей популярность среди украшений сейчас пользуются броши. Они уместны в любой сезон. Финифть особенно хороша весной, когда хочется ярких красок и цветов, старинная эмаль – осенью, а яркая современная роспись – зимой. В холодное время рекомендуется крепить брошь на пальто или плотный пиджак.
Броши, как правило, массивные, поэтому лучше всего смотрятся с плотной одеждой и различными фактурами. Финифть на броши будет хороша на плотном свитере, жилетке, костюме, пальто, но никак не в сочетании со струящимися полупрозрачными блузами. Запомните.
Для романтичных «воздушных» особ будет тяжело подобрать подходящий вариант. Лучше всего с милыми платьями и кружевом будет смотреться комплект из серег и кулона с розовыми и голубыми цветами. Если в фаворитах яркие цвета, то берите украшения с небесно-голубой и травяно-зеленой росписью.
Надеемся, что было интересно, и теперь ваш кругозор немного расширился. Конечно, для полноценной картины желательно было бы посетить пару музеев, где можно найти предметы финифти со старины. Поверьте, это зрелище впечатляющее, т не оставит равнодушным ни одного человека, который хоть немного душой тянется к искусству.
Источник: www.alltime.ru