Камея что за украшение

Слово «камея» произошло от итальянского саmео (французское саmeе). Этим названием обозначают драгоценные или полудрагоценные камни, на которых вырезано выпуклое изображение.

Правда, с начала 20 века камеи делают из ювелирный пластиков – и они в наши дни тоже ценятся часто не меньше настоящих камей.

Древние pимские и греческие резные антики славятся такими изображениями на ониксе, сардониксе, агате, сердолике и других твердых камнях (pietro duro).
Первые образчики искусства вырезывания фигур, букв и знаков на твердых цветных камнях появились на Востоке, преимущественно в Персеполисе, Вавилоне и Египте – например, скарбеи и зображения на печатях. Но собственно настоящими художественными произведениями можно назвать только камеи и инталии старого Рима и древней Греции.
Гравировка на камнях встречается двоякого рода: или вырезан-ная внутри камня (инталия), или рельефная; но под камеями в общеупотребительном значении этого слова понимают камни только рельефной гравировки, притом c разноцветными наслоениями – благодаря внутренней структуре камня.

КАМЕЯ — что это такое? значение и описание

Камеи, сделанные настоящим мастером, зачастую заставляют задуматься — искусство ли это человека или прихотливая игра природы. Фи-гура, вырезанная на совершенно белом слое, оттеняется цветным фоном, а сама голова на камее может иметь бороду, волосы, драпировку различной окраски.

Так, знаменитые камеи Августа и Германика, находящиеся в Кабинете медалей Французской национальной библиотеки, кроме превосходной резьбы, отличаются еще особою прелестью, происходящею от счастливого сочетания красок и оттен-ков камней. Различная окраска их имеет немалое значение отчасти и потому, что, по установившемуся в искусстве обычаю, художники, для воспроизведения известных сюжетов, должны были употреблять и материалы соответственной окраски. Прозерпину, например, гравировали обыкновенно на черном камне; Нептуна и Тритона — на аквамарине; Бахуса — на аметисте; Mapcия с содранной Аполлоном кожей — на красной яшме и т. д.

Сцены из «Амура и Психеи» предназначались для подарков невестам, для лиц же, находящихся в трауре или испытавших какое-нибудь несчастие, считались более соответственными камеи с изображением сюжетов из мифической истории Прозерпины, похищенной у матери. Пытка Марсия, олицетворявшая беспощадное правосу-дие богов, была сюжетом, предпочитаемым юристами, тогда как воинам дарили преимущественно батальные сцены.

В Европе камеи появились в 16 веке. Отличные резчики были в Греции в конце 17 века. Они резали камеи на твердых камнях. Так, в Покровском женском монастыре в Суздале хранились три подвесные панагии работы греческих мастеров XVI века, вырезанные на изумрудах и сапфире, а в московской Патриаршей ризнице хранилась резная на изумруде панагия с изображением Успения Пресвятой Богородицы, тоже греческого происхождения и того же века.

Первым воскресителем старого искусства считают Иоанна Бер-нарди (16 век), жившего при Лоренцо Медичи. Современник прозвали его y Giovanni della Cornioli. Произведения этого знаменитого мастера были так искусны, что с трудом отличались от античных работ.

Камеи. Современные работы.

Резали камеи и на рубинах, опалах, сапфирах, топазах, аметистах, аквамаринах, изумрудах, и на сардониксе.
В Эрмитаже в зале резных камней выставлено собрание камей, одно из богатейших в мире. Основой этой замечательной коллекции послужило богатое собрание резных камней, состоящее из 4600 экземпляров и некогда принадлежавшее маркизу дю Шатель, а потом герцогу Орлеанскому.

Читайте также:
Делают ли из гранита украшения

Но мода на камеи в России появилась собственно только с начала царствования императора Александра I.
Очень популярны всегда были камеи из раковины.

Раковина, как правило, двухцветна. Светлый фон раковины используется для изображения, темный – для фона.

Камеи из агата могут иметь несколько цветных слоев. Считается, что мастеру хорошо работать со свежей раковиной. Она мягче и не так хрупка, как та, которая пролежала долгое время.

(С) Наталия Будур, по материалам авторской книги.

Иллюстрации — из свободного доступа в интернете

Источник: dzen.ru

✨Камея и ее история

Камея – это символ утончённой красоты. Это произведение искусства, в котором тонкое изящество, отточенность форм, красота и совершенство. Камеи – античные произведения искусств, которые олицетворяют идеал гармоничного и прекрасного, созданного человеком.

Камея и ее история, фото № 1

Чтобы рассказать историю камеи, дадим определения некоторым терминам, которые в наших описаниях могут понадобиться. Глиптика – искусство резьбы по камню.
Геммы – это камеи и инталии.
Камеи — резные камни с изображением, исполненным в рельефе. Инталии – камни или геммы с углубленным изображением. С давних-давних времён они служили печатями.

Камея и ее история, фото № 2

Камея и ее история, фото № 3

Уже в IV веке до н.э. мастера глиптики вырезали в рельефе львов, сфинксов, жуков-скарабеев. Но в основном это были одноцветные камеи. В начале III века до н. э. появляются многоцветные геммы. Для их исполнения использовался многослойный камень – агат.

Многослойность, то есть полихромность камней, позволяла мастерам, используя различную окраску слоёв, достигать необычайных по колориту и живописности эффектов. Многослойный агат подчёркивал игру разных тонов и их оттенков, а изменяя толщину, например, белого слоя агата так, что через него просвечивался тёмный нижний слой, можно было добиться различных оттенков.

Древние мастера использовали индийский сардоникс, в котором было сочетание белого, жёлтого с красноватыми и даже коричневыми оттенками, и арабский, в котором преобладали сине-чёрные и голубоватые оттенки. Откуда родом камеи? – Из Александрии. Город, который был основан в 322 году до н. э. Александром Македонским. Именно здесь, в устье реки Нила, умелые руки греческих мастеров, изготовили великие шедевры глиптики – камею с портретами Птолемея II и Арсинои, знаменитую «чашу Фарнезе», «кубок Птолемея» и многие другие.

Камея и ее история, фото № 4

Камея и ее история, фото № 5

Камея и ее история, фото № 6

А после походов Александра Македонского новые, разнообразные по цвету и яркости, минералы стали использовать в изготовлении гемм. Инталии чаще использовались как печати, а камеи стали предметом роскоши. Они вставлялись в перстни, диадемы, венцы, украшали одежду царей, жрецов и знати. Дорогими восточными минералами стали отделывать мебель, музыкальные инструменты, ларцы и прочую дорогую утварь. Сохранившиеся до наших дней изделия, созданные мастерами по заказам могущественных мира сего, поражают своей красотой, тонким художественным вкусом.

Камея и ее история, фото № 7

В античном искусстве мастера глиптики были в особом почёте. У многих царей Эллады были свои придворные резчики по камню. Многие из знати коллекционировали резные камни. Например, царь Митридат Евпатор имел огромную коллекцию, которая пользовалась большой известностью.

Резьба камей – непростое занятие, оно требовало не только терпения и большого мастерства, но и умение видеть в камне первозданную красоту, которую может воспроизвести только гениальный мастер. Насколько велик труд вырезания камей можно объяснить. Ведь мастер работал и создавал изображения почти вслепую, так как многие камни, такие, как агат, достаточно твёрдые, твёрже металла, – и чтобы их резать, нужен не металлический резец, а абразивы, например, «наксосский камень», порошок корунда, алмазная пыль. И когда мастер вытачивал изображение, порошок абразива, смешанный с водой и маслом, закрывал рисунок.

Читайте также:
Из каких металлов изготавливались украшения

Камея и ее история, фото № 8

Чтобы сделать одну камею, уходили годы непрерывного труда. А кроме этого, надо было заранее предугадать, увидеть сквозь толщу минерала, как чередуются его слои, ведь они не просто идут параллельно, они изгибаются, не совпадают, меняют толщину – всё это может разрушить задуманное изображения.

Поэтому делать это мог человек с самоотверженной любовью к прекрасному, с виртуозным мастерством. И изображение рождалось медленно. Однако резчики умели воспроизвести в камне многие античные картины – получались своеобразные галереи живописи в миниатюре. Некоторые из камей представляют собой копии утраченных навсегда картин великих художников – живописцев.

Прочность камня обеспечила долговечность утраченного. Ушли навеки шедевры архитектуры, скульптуры, исчезли без следа картины древних живописцев, а древние геммы молчаливо хранят в себе красоту и тайны ушедших времён.

Камея и ее история, фото № 9

Лучшими коллекциями камей можно считать коллекции Эрмитажа, Вены, Парижа.

Камея и ее история, фото № 10

Первые геммы в России начала собирать Екатерина II, которая была серьёзно увлечена этим занятием. И как-то в письме к одному из французских просветителей она пишет: «Моя маленькая коллекция резных камней такова, что вчера четыре человека с трудом несли две корзины с ящичками, в которых заключалась едва половина собрания; во избежание недоразумения, знайте, что это были те корзины, в которых у нас зимой носят дрова». Доступ к коллекции был ограничен, её могли видеть не многие. За годы правления Екатерины II было собрано до 10000 гемм.

Камея и ее история, фото № 11

Затем коллекция Эрмитажа продолжала пополняться из коллекций российской знати вплоть до 1917 года. И сейчас коллекция растёт. Не только археологические экспедиции способствуют этому, но передаются и известные собрания гемм от учёных-минералогов. Например, коллекция известного советского минералога Г.Г. Лемлейна добавила в Эрмитаж в 1964 году более 260 древних гемм.

Следует отдельно отметить всемирно-известную камею, находящуюся в коллекции Эрмитажа, камею Гонзаго, которая появилась в России в 1814 году. Камею подарила Александру I Жозефина Богарне, бывшая жена Наполеона. В 1542 году впервые упоминается имя владельца этой камеи – герцог Мантуи Гонзаго. После разгрома Мантуи Австрией, камея начала путешествовать.

За четыреста лет она семь раз поменяла своих владельцев. Теперь она находится в Эрмитаже.

Камея и ее история, фото № 12

Камея создана неизвестным мастером в III в. до н.э. в Александрии. На ней изображены монархи эллинистического Египта Птолемей II и его жена Арсиноя. Изображая Птолемея, мастер подчеркнул его сходство с Александром Македонским. На его плече эгида Зевса, шлем монарха явно повторяет шлем бога Ареса. На головах правителей лавровые венки как символ обожествления.

Камея Гонзаго – прекрасный образец живописи на камне. Мастер великолепно и виртуозно использовал все слои камня. Профиль Птолемея II будто выделен ярким светом, в то время как профиль Арсинои виден в тени голубоватого оттенка.

В самом верхнем коричневом слое вырезан шлем, волосы, эгида, а более светлые вкрапления в этом слое использованы для создания украшающих эгиду голов Медузы и Фобоса. И это ещё не всё. Изменяя полировку, мастер придаёт камню то телесную теплоту, то металлический блеск.

Читайте также:
Когда снимают новогодние украшения на невском

Камея и ее история, фото № 13

Многие античные камеи отличаются утонченностью и изысканностью, на них часто можно встретить мифологические сюжеты. Поражает необыкновенное мастерство резчиков – их умение изобразить сложные многофигурные композиции, найти нужный ритм рисунка и придать динамичность миниатюрным сценкам.

Кроме монархов, копий картин живописцев и мифологических сюжетов, в камеях запечатлены героика тем и пафос образов. Богиня Победы – любимый персонаж в глиптике. Культура Древней Эллады была воспринята и Римом. С падением царства Птолемеев (30 г. до н.э.) – последней державы эллинизма, многие греческие мастера отдают свой талант династии Юлиев-Клавдиев. Рождается новый стиль.

Уже предпочитаются двухцветные рельефы – белые силуэты на тёмном фоне. Глиптика становится все более сухой, графичной и плоскостной. Меняются эпохи, меняются отношения к красоте, иногда камеи начинают переделывать, как бы переистолковывая сюжеты, подчиняя их духу времени.

Камея и ее история, фото № 14

Камеи – это не только прекрасные произведения искусств, но и богатый источник сведений о материальной и духовной культуре ушедших времён. Античный мир достиг в области искусства высочайших вершин, поэтому в последующих эпохах, особенно в области глиптики, многие мастера остались во власти этой красоты и совершенства, и их геммы представляют собой подражание или копии тех, которые олицетворяли идеал живописи в камне.

Камея и ее история, фото № 15

Камея и ее история, фото № 16

Какие камеи в нашем современном мире? Есть ли для них место среди украшений? Безусловно, есть. И в последнее время камеи особенно стали пользоваться популярностью. Сегодня, как и в Викторианскую эпоху, камеи украшают броши, подвески, заколки для волос, кольца-перстни.

Мастера выбирают сюжеты не только античные, но и современные. Есть и часовая компания Breguet, которая использует эту технику, например, в своих часах Reine de Naples. Наручные часы Reine de Naples были созданы Абрахамом-Луи Бреге для королевы Неаполя Каролины Бонапарт-Мюрат. Она была младшей сестрой Наполеона I и женой его маршала Мюрата.

Так как эти часы не сохранились, дизайн их был восстановлен по описаниям, находящихся в архивах компании. Почти 10 лет назад часы «Королевы Неаполя» снова начали отсчитывать время. А затем появилось ещё множество вариантов этих часов, но первая модель в виде камеи-ромашки появилась в 2008 году.

И сейчас в канун двухсотлетия модели марка Breguet выпустила уникальные версии часов специально для России. Появились часы с камеями, где Пётр I на коне, профиль А.С. Пушкина, образ Георгия Победоносца. Барельеф из морской раковины в верхней части циферблата, оправа корпуса декорирована бриллиантами, задняя крышка – из сапфирового стекла.

Все перечисленные часы созданы в одном экземпляре. И так, камеи снова популярны и являются обязательным предметом в гардеробе ювелирных украшений. В них соединилась красота восточных минералов с высоким гением Эллады, красота Человека и Природы.

Источник: www.liveinternet.ru

Камея: из античности в третье тысячелетие

камея

Камея пришла к нам из древних времен, она пережила модные веяния античности, Средневековья и последующих эпох. Камеи заняли особое место в истории ювелирного дела, не зря эти удивительные украшения всегда пользовались любовью королев и известных аристократок.

История камеи берет свое начало в глубокой древности, по оценкам историков первые резные изображения появились в 3000-3500 году до нашей эры, в основном это были изображения в виде жука-скарабея или другие талисманы, высеченные на камне. Культ жука-скарабея почитали в Древнем Египте и Шумере, позже его изображения перекочевали и в эгейские цивилизации. Среди многочисленных украшений легендарной Клеопатры были и камеи, изображения египетской царицы высекались на драгоценных камнях, в частности на изумрудах. Древнеримские камеи мало чем отличаются от современных образцов, в 1 веке до нашей эры, в эпоху богатства, расцвета культур и формирования определенных течений в изобразительном искусстве, коллекционирование вырезанных в камне изображений мифологических сюжетов и членов аристократических семейств было невероятно популярно.

Читайте также:
Что одеть под белую рубашку украшения

В Древнем Риме камеи выполняли не только статусную роль индикатора финансовой состоятельности владельца и его происхождения, такое украшение нередко выступало в качестве символа, скрепляющего любовную клятву, камеи дарили людям, которые отправлялись в дальние странствия или военные походы. Конец 16 века – это камеи королевы Елизаветы, портреты выполнялись на полудрагоценных камнях и бирюзе Бирюза: десять интересных фактов , а в викторианскую эпоху резные портреты в виде камей вышли на пик своей популярности, их просто обожала королева Виктория.

история камеи камея в древности

Камея – уникальный вид украшений, эти вещицы, независимо от своего возраста, просто дышат элегантной классикой, женственностью и настоящим достоинством. Процесс изготовления камей не универсален, для выполнения изображений используются различные техники, инструменты и материалы.

Портрет наиболее популярный сюжет в камеях. В прошлом на камеях в основном изображали знаменитостей, монархов, представителей духовенства или философов. В начале 19 века на камеях появился силуэт неизвестной женщины, у нее были черты римлянки и она не носила украшений. Помимо портретов, на старинных камеях можно увидеть религиозные сюжеты, растительные мотивы, героев античных мифов и легенд. Во времена Александра Македонского камеи выполнялись и агата Агат: сила древнего света , оникса Оникс: камень вождей или сардоникса.

alt

Разновидности камей и их особенности

разновидности камей

Качество и, как следствие, стоимость камеи зависит от нескольких факторов: материал, из которого она сделана, технология изготовления, авторство и время создания. Для изготовления камей используются различные материалы, морские раковины, драгоценные и полудрагоценные камни, дерево, пластик. Наиболее распространенными техниками резьбы являются рельеф и инталия, так называется углубленная резьба. Особой любовью поклонников интересных украшений пользуются камеи из голубого агата, морских раковин или кораллов, изготовление таких камей требует особого мастерства и тщательного выбора материала.

alt

Уход за камеями

Камеи, как и любое другое украшение, нуждаются в регулярном уходе. При правильном хранении и уходе камея способна пережить поколения и стать настоящей семейной реликвией. Особо бережного отношения и заботы требуют камеи из морских раковин и кораллов. Камеи из раковин со временем высыхают, из-за чего поверхность камеи может изменить цвет или треснуть.

Избежать этого можно с помощью регулярного увлажнения камеи, достаточно примерно два раза в год наносить на поверхность украшения детское косметическое масло или любое минеральное масло. Пропитав мягкую салфетку, покройте камею маслом на ночь, а утром удалите его остатки кусочком мягкой ткани. В данном случае именно ткань лучше всего справится с поставленной задачей, бумажные полотенца или влажные салфетки использовать не рекомендуется.

особенности камей уход за камеями

Не нужно смывать масло водой, вода не только сведет увлажняющий эффект масла на нет, но и сама по себе может негативно повлиять на внешний вид украшения. Для чистки камей из раковин или кораллов Кораллы: драгоценные и полудрагоценные рекомендуется использовать специальную жидкость для чистки ювелирных изделий с жемчугом. Другие чистящие средства могут содержать агрессивные химические компоненты, которые могут повредить мягкую структуру жемчуга, это же в равной степени относится к раковинам и морским кораллам.

Читайте также:
Что такое массивные украшения

как ухаживать за камеями чистка камей

Для чистки камей рекомендуется использовать старую зубную щетку с мягкой щетиной. Не стоит надолго оставлять камею в чистящем растворе, для удаления загрязнений достаточно тридцатисекундного погружения в жидкость. Если вам не удалось найти специальную жидкость для чистки жемчуга, не стоит экспериментировать с народными рецептами, лучше поручите чистку камеи профессионалам, особенно, если украшение относится к категории винтажных вещей.

После каждой чистки поверхность камеи следует обрабатывать маслом. Так же как и жемчуг, камеи лучше хранить отдельно от других украшений, если вы все храните в одной шкатулке, камею лучше обернуть в мягкую ткань или поместить в бархатный мешочек.

alt

Как носить камею

  • Камея, несмотря на свой классический и в определенной мере консервативный внешний вид, вполне гармонично вписывается в современные модные тенденции. При правильном подходе винтажная камея способна обрести вторую жизнь.
  • Камею можно носить в качестве выразительной крупной подвески на цепочке, поместив ее в группу других деталей, кристаллов, бусин или брелоков.

как носить камею камея в ансамбле

  • Камея прекрасно смотрится в качестве броши.
  • Пропустив цепочку через отверстия в кружевной металлической оправе камеи, можно создать интересное ожерелье, дизайн которого можно менять в зависимости от расположения цепочек. Такие вещи придутся по душе поклонницам готического и викторианского стиля.

комбинации с камеями сочетания с камеями

  • Камеи идеально сочетаются с жемчугом, при этом камею лучше располагать сбоку, а не по центру ожерелья.
  • Подвески, браслеты и серьги с камеями популярны и сегодня, при этом цветовая гамма деталей в виде камей намного разнообразней, чем в винтажных моделях.

украшения с камеями камея и другие украшения

  • Если вы опасаетесь того, что кто-то вас может заподозрить в старомодности и излишней консервативности, носите камею с джинсами и романтической блузкой. Не менее интересно такое украшение будет смотреться на лацкане строгого черного пиджака, который так же можно надеть с джинсами и классической белой рубашкой.

alt

Советы покупателям

  • Если вы хотите приобрести настоящую камею из натурального материала, обратите внимание на ее внешний вид и цену. Современные камеи часто делаются из пластика, при этом о какой-либо ручной работе в данном случае не идет и речи, изображение создается с помощью шаблонного слепка и крепится на такую же искусственную поверхность. Такие камеи стоят недорого и не имеют особой ценности.
  • Материальная и эстетическая ценность качественной камеи из натуральных материалов лишь увеличивается со временем: цена золотых или серебряных оправ также растет, при этом огромное значении играет наличие ручной работы.

покупка камеи советы о камеях

  • Иногда на оборотной стороне металлической оправы винтажных камей можно найти специальные пометки, указывающие на время и место происхождения камеи, но в некоторых случаях сама камея может быть старше, чем ее оправа. Нередко оправу заменяли и наносили новое клеймо, однако в любом случае наличие такого знака в большинстве случаев подтверждает оригинальность украшения.

Источник: www.luxemag.ru

Рейтинг
Загрузка ...