Слово «камея» произошло от итальянского саmео (французское саmeе). Этим названием обозначают драгоценные или полудрагоценные камни, на которых вырезано выпуклое изображение.
Правда, с начала 20 века камеи делают из ювелирный пластиков – и они в наши дни тоже ценятся часто не меньше настоящих камей.
Древние pимские и греческие резные антики славятся такими изображениями на ониксе, сардониксе, агате, сердолике и других твердых камнях (pietro duro).
Первые образчики искусства вырезывания фигур, букв и знаков на твердых цветных камнях появились на Востоке, преимущественно в Персеполисе, Вавилоне и Египте – например, скарбеи и зображения на печатях. Но собственно настоящими художественными произведениями можно назвать только камеи и инталии старого Рима и древней Греции.
Гравировка на камнях встречается двоякого рода: или вырезан-ная внутри камня (инталия), или рельефная; но под камеями в общеупотребительном значении этого слова понимают камни только рельефной гравировки, притом c разноцветными наслоениями – благодаря внутренней структуре камня.
КАМЕЯ — что это такое? значение и описание
Камеи, сделанные настоящим мастером, зачастую заставляют задуматься — искусство ли это человека или прихотливая игра природы. Фи-гура, вырезанная на совершенно белом слое, оттеняется цветным фоном, а сама голова на камее может иметь бороду, волосы, драпировку различной окраски.
Так, знаменитые камеи Августа и Германика, находящиеся в Кабинете медалей Французской национальной библиотеки, кроме превосходной резьбы, отличаются еще особою прелестью, происходящею от счастливого сочетания красок и оттен-ков камней. Различная окраска их имеет немалое значение отчасти и потому, что, по установившемуся в искусстве обычаю, художники, для воспроизведения известных сюжетов, должны были употреблять и материалы соответственной окраски. Прозерпину, например, гравировали обыкновенно на черном камне; Нептуна и Тритона — на аквамарине; Бахуса — на аметисте; Mapcия с содранной Аполлоном кожей — на красной яшме и т. д.
Сцены из «Амура и Психеи» предназначались для подарков невестам, для лиц же, находящихся в трауре или испытавших какое-нибудь несчастие, считались более соответственными камеи с изображением сюжетов из мифической истории Прозерпины, похищенной у матери. Пытка Марсия, олицетворявшая беспощадное правосу-дие богов, была сюжетом, предпочитаемым юристами, тогда как воинам дарили преимущественно батальные сцены.
В Европе камеи появились в 16 веке. Отличные резчики были в Греции в конце 17 века. Они резали камеи на твердых камнях. Так, в Покровском женском монастыре в Суздале хранились три подвесные панагии работы греческих мастеров XVI века, вырезанные на изумрудах и сапфире, а в московской Патриаршей ризнице хранилась резная на изумруде панагия с изображением Успения Пресвятой Богородицы, тоже греческого происхождения и того же века.
Первым воскресителем старого искусства считают Иоанна Бер-нарди (16 век), жившего при Лоренцо Медичи. Современник прозвали его y Giovanni della Cornioli. Произведения этого знаменитого мастера были так искусны, что с трудом отличались от античных работ.
Камеи. Современные работы.
Резали камеи и на рубинах, опалах, сапфирах, топазах, аметистах, аквамаринах, изумрудах, и на сардониксе.
В Эрмитаже в зале резных камней выставлено собрание камей, одно из богатейших в мире. Основой этой замечательной коллекции послужило богатое собрание резных камней, состоящее из 4600 экземпляров и некогда принадлежавшее маркизу дю Шатель, а потом герцогу Орлеанскому.
Но мода на камеи в России появилась собственно только с начала царствования императора Александра I.
Очень популярны всегда были камеи из раковины.
Раковина, как правило, двухцветна. Светлый фон раковины используется для изображения, темный – для фона.
Камеи из агата могут иметь несколько цветных слоев. Считается, что мастеру хорошо работать со свежей раковиной. Она мягче и не так хрупка, как та, которая пролежала долгое время.
(С) Наталия Будур, по материалам авторской книги.
Иллюстрации — из свободного доступа в интернете
Источник: dzen.ru
✨Камея и ее история
Камея – это символ утончённой красоты. Это произведение искусства, в котором тонкое изящество, отточенность форм, красота и совершенство. Камеи – античные произведения искусств, которые олицетворяют идеал гармоничного и прекрасного, созданного человеком.
Чтобы рассказать историю камеи, дадим определения некоторым терминам, которые в наших описаниях могут понадобиться. Глиптика – искусство резьбы по камню.
Геммы – это камеи и инталии.
Камеи — резные камни с изображением, исполненным в рельефе. Инталии – камни или геммы с углубленным изображением. С давних-давних времён они служили печатями.
Уже в IV веке до н.э. мастера глиптики вырезали в рельефе львов, сфинксов, жуков-скарабеев. Но в основном это были одноцветные камеи. В начале III века до н. э. появляются многоцветные геммы. Для их исполнения использовался многослойный камень – агат.
Многослойность, то есть полихромность камней, позволяла мастерам, используя различную окраску слоёв, достигать необычайных по колориту и живописности эффектов. Многослойный агат подчёркивал игру разных тонов и их оттенков, а изменяя толщину, например, белого слоя агата так, что через него просвечивался тёмный нижний слой, можно было добиться различных оттенков.
Древние мастера использовали индийский сардоникс, в котором было сочетание белого, жёлтого с красноватыми и даже коричневыми оттенками, и арабский, в котором преобладали сине-чёрные и голубоватые оттенки. Откуда родом камеи? – Из Александрии. Город, который был основан в 322 году до н. э. Александром Македонским. Именно здесь, в устье реки Нила, умелые руки греческих мастеров, изготовили великие шедевры глиптики – камею с портретами Птолемея II и Арсинои, знаменитую «чашу Фарнезе», «кубок Птолемея» и многие другие.
А после походов Александра Македонского новые, разнообразные по цвету и яркости, минералы стали использовать в изготовлении гемм. Инталии чаще использовались как печати, а камеи стали предметом роскоши. Они вставлялись в перстни, диадемы, венцы, украшали одежду царей, жрецов и знати. Дорогими восточными минералами стали отделывать мебель, музыкальные инструменты, ларцы и прочую дорогую утварь. Сохранившиеся до наших дней изделия, созданные мастерами по заказам могущественных мира сего, поражают своей красотой, тонким художественным вкусом.
В античном искусстве мастера глиптики были в особом почёте. У многих царей Эллады были свои придворные резчики по камню. Многие из знати коллекционировали резные камни. Например, царь Митридат Евпатор имел огромную коллекцию, которая пользовалась большой известностью.
Резьба камей – непростое занятие, оно требовало не только терпения и большого мастерства, но и умение видеть в камне первозданную красоту, которую может воспроизвести только гениальный мастер. Насколько велик труд вырезания камей можно объяснить. Ведь мастер работал и создавал изображения почти вслепую, так как многие камни, такие, как агат, достаточно твёрдые, твёрже металла, – и чтобы их резать, нужен не металлический резец, а абразивы, например, «наксосский камень», порошок корунда, алмазная пыль. И когда мастер вытачивал изображение, порошок абразива, смешанный с водой и маслом, закрывал рисунок.
Чтобы сделать одну камею, уходили годы непрерывного труда. А кроме этого, надо было заранее предугадать, увидеть сквозь толщу минерала, как чередуются его слои, ведь они не просто идут параллельно, они изгибаются, не совпадают, меняют толщину – всё это может разрушить задуманное изображения.
Поэтому делать это мог человек с самоотверженной любовью к прекрасному, с виртуозным мастерством. И изображение рождалось медленно. Однако резчики умели воспроизвести в камне многие античные картины – получались своеобразные галереи живописи в миниатюре. Некоторые из камей представляют собой копии утраченных навсегда картин великих художников – живописцев.
Прочность камня обеспечила долговечность утраченного. Ушли навеки шедевры архитектуры, скульптуры, исчезли без следа картины древних живописцев, а древние геммы молчаливо хранят в себе красоту и тайны ушедших времён.
Лучшими коллекциями камей можно считать коллекции Эрмитажа, Вены, Парижа.
Первые геммы в России начала собирать Екатерина II, которая была серьёзно увлечена этим занятием. И как-то в письме к одному из французских просветителей она пишет: «Моя маленькая коллекция резных камней такова, что вчера четыре человека с трудом несли две корзины с ящичками, в которых заключалась едва половина собрания; во избежание недоразумения, знайте, что это были те корзины, в которых у нас зимой носят дрова». Доступ к коллекции был ограничен, её могли видеть не многие. За годы правления Екатерины II было собрано до 10000 гемм.
Затем коллекция Эрмитажа продолжала пополняться из коллекций российской знати вплоть до 1917 года. И сейчас коллекция растёт. Не только археологические экспедиции способствуют этому, но передаются и известные собрания гемм от учёных-минералогов. Например, коллекция известного советского минералога Г.Г. Лемлейна добавила в Эрмитаж в 1964 году более 260 древних гемм.
Следует отдельно отметить всемирно-известную камею, находящуюся в коллекции Эрмитажа, камею Гонзаго, которая появилась в России в 1814 году. Камею подарила Александру I Жозефина Богарне, бывшая жена Наполеона. В 1542 году впервые упоминается имя владельца этой камеи – герцог Мантуи Гонзаго. После разгрома Мантуи Австрией, камея начала путешествовать.
За четыреста лет она семь раз поменяла своих владельцев. Теперь она находится в Эрмитаже.
Камея создана неизвестным мастером в III в. до н.э. в Александрии. На ней изображены монархи эллинистического Египта Птолемей II и его жена Арсиноя. Изображая Птолемея, мастер подчеркнул его сходство с Александром Македонским. На его плече эгида Зевса, шлем монарха явно повторяет шлем бога Ареса. На головах правителей лавровые венки как символ обожествления.
Камея Гонзаго – прекрасный образец живописи на камне. Мастер великолепно и виртуозно использовал все слои камня. Профиль Птолемея II будто выделен ярким светом, в то время как профиль Арсинои виден в тени голубоватого оттенка.
В самом верхнем коричневом слое вырезан шлем, волосы, эгида, а более светлые вкрапления в этом слое использованы для создания украшающих эгиду голов Медузы и Фобоса. И это ещё не всё. Изменяя полировку, мастер придаёт камню то телесную теплоту, то металлический блеск.
Многие античные камеи отличаются утонченностью и изысканностью, на них часто можно встретить мифологические сюжеты. Поражает необыкновенное мастерство резчиков – их умение изобразить сложные многофигурные композиции, найти нужный ритм рисунка и придать динамичность миниатюрным сценкам.
Кроме монархов, копий картин живописцев и мифологических сюжетов, в камеях запечатлены героика тем и пафос образов. Богиня Победы – любимый персонаж в глиптике. Культура Древней Эллады была воспринята и Римом. С падением царства Птолемеев (30 г. до н.э.) – последней державы эллинизма, многие греческие мастера отдают свой талант династии Юлиев-Клавдиев. Рождается новый стиль.
Уже предпочитаются двухцветные рельефы – белые силуэты на тёмном фоне. Глиптика становится все более сухой, графичной и плоскостной. Меняются эпохи, меняются отношения к красоте, иногда камеи начинают переделывать, как бы переистолковывая сюжеты, подчиняя их духу времени.
Камеи – это не только прекрасные произведения искусств, но и богатый источник сведений о материальной и духовной культуре ушедших времён. Античный мир достиг в области искусства высочайших вершин, поэтому в последующих эпохах, особенно в области глиптики, многие мастера остались во власти этой красоты и совершенства, и их геммы представляют собой подражание или копии тех, которые олицетворяли идеал живописи в камне.
Какие камеи в нашем современном мире? Есть ли для них место среди украшений? Безусловно, есть. И в последнее время камеи особенно стали пользоваться популярностью. Сегодня, как и в Викторианскую эпоху, камеи украшают броши, подвески, заколки для волос, кольца-перстни.
Мастера выбирают сюжеты не только античные, но и современные. Есть и часовая компания Breguet, которая использует эту технику, например, в своих часах Reine de Naples. Наручные часы Reine de Naples были созданы Абрахамом-Луи Бреге для королевы Неаполя Каролины Бонапарт-Мюрат. Она была младшей сестрой Наполеона I и женой его маршала Мюрата.
Так как эти часы не сохранились, дизайн их был восстановлен по описаниям, находящихся в архивах компании. Почти 10 лет назад часы «Королевы Неаполя» снова начали отсчитывать время. А затем появилось ещё множество вариантов этих часов, но первая модель в виде камеи-ромашки появилась в 2008 году.
И сейчас в канун двухсотлетия модели марка Breguet выпустила уникальные версии часов специально для России. Появились часы с камеями, где Пётр I на коне, профиль А.С. Пушкина, образ Георгия Победоносца. Барельеф из морской раковины в верхней части циферблата, оправа корпуса декорирована бриллиантами, задняя крышка – из сапфирового стекла.
Все перечисленные часы созданы в одном экземпляре. И так, камеи снова популярны и являются обязательным предметом в гардеробе ювелирных украшений. В них соединилась красота восточных минералов с высоким гением Эллады, красота Человека и Природы.
Источник: www.liveinternet.ru
Камея: из античности в третье тысячелетие
Камея пришла к нам из древних времен, она пережила модные веяния античности, Средневековья и последующих эпох. Камеи заняли особое место в истории ювелирного дела, не зря эти удивительные украшения всегда пользовались любовью королев и известных аристократок.
История камеи берет свое начало в глубокой древности, по оценкам историков первые резные изображения появились в 3000-3500 году до нашей эры, в основном это были изображения в виде жука-скарабея или другие талисманы, высеченные на камне. Культ жука-скарабея почитали в Древнем Египте и Шумере, позже его изображения перекочевали и в эгейские цивилизации. Среди многочисленных украшений легендарной Клеопатры были и камеи, изображения египетской царицы высекались на драгоценных камнях, в частности на изумрудах. Древнеримские камеи мало чем отличаются от современных образцов, в 1 веке до нашей эры, в эпоху богатства, расцвета культур и формирования определенных течений в изобразительном искусстве, коллекционирование вырезанных в камне изображений мифологических сюжетов и членов аристократических семейств было невероятно популярно.
В Древнем Риме камеи выполняли не только статусную роль индикатора финансовой состоятельности владельца и его происхождения, такое украшение нередко выступало в качестве символа, скрепляющего любовную клятву, камеи дарили людям, которые отправлялись в дальние странствия или военные походы. Конец 16 века – это камеи королевы Елизаветы, портреты выполнялись на полудрагоценных камнях и бирюзе Бирюза: десять интересных фактов , а в викторианскую эпоху резные портреты в виде камей вышли на пик своей популярности, их просто обожала королева Виктория.
Камея – уникальный вид украшений, эти вещицы, независимо от своего возраста, просто дышат элегантной классикой, женственностью и настоящим достоинством. Процесс изготовления камей не универсален, для выполнения изображений используются различные техники, инструменты и материалы.
Портрет наиболее популярный сюжет в камеях. В прошлом на камеях в основном изображали знаменитостей, монархов, представителей духовенства или философов. В начале 19 века на камеях появился силуэт неизвестной женщины, у нее были черты римлянки и она не носила украшений. Помимо портретов, на старинных камеях можно увидеть религиозные сюжеты, растительные мотивы, героев античных мифов и легенд. Во времена Александра Македонского камеи выполнялись и агата Агат: сила древнего света , оникса Оникс: камень вождей или сардоникса.
Разновидности камей и их особенности
Качество и, как следствие, стоимость камеи зависит от нескольких факторов: материал, из которого она сделана, технология изготовления, авторство и время создания. Для изготовления камей используются различные материалы, морские раковины, драгоценные и полудрагоценные камни, дерево, пластик. Наиболее распространенными техниками резьбы являются рельеф и инталия, так называется углубленная резьба. Особой любовью поклонников интересных украшений пользуются камеи из голубого агата, морских раковин или кораллов, изготовление таких камей требует особого мастерства и тщательного выбора материала.
Уход за камеями
Камеи, как и любое другое украшение, нуждаются в регулярном уходе. При правильном хранении и уходе камея способна пережить поколения и стать настоящей семейной реликвией. Особо бережного отношения и заботы требуют камеи из морских раковин и кораллов. Камеи из раковин со временем высыхают, из-за чего поверхность камеи может изменить цвет или треснуть.
Избежать этого можно с помощью регулярного увлажнения камеи, достаточно примерно два раза в год наносить на поверхность украшения детское косметическое масло или любое минеральное масло. Пропитав мягкую салфетку, покройте камею маслом на ночь, а утром удалите его остатки кусочком мягкой ткани. В данном случае именно ткань лучше всего справится с поставленной задачей, бумажные полотенца или влажные салфетки использовать не рекомендуется.
Не нужно смывать масло водой, вода не только сведет увлажняющий эффект масла на нет, но и сама по себе может негативно повлиять на внешний вид украшения. Для чистки камей из раковин или кораллов Кораллы: драгоценные и полудрагоценные рекомендуется использовать специальную жидкость для чистки ювелирных изделий с жемчугом. Другие чистящие средства могут содержать агрессивные химические компоненты, которые могут повредить мягкую структуру жемчуга, это же в равной степени относится к раковинам и морским кораллам.
Для чистки камей рекомендуется использовать старую зубную щетку с мягкой щетиной. Не стоит надолго оставлять камею в чистящем растворе, для удаления загрязнений достаточно тридцатисекундного погружения в жидкость. Если вам не удалось найти специальную жидкость для чистки жемчуга, не стоит экспериментировать с народными рецептами, лучше поручите чистку камеи профессионалам, особенно, если украшение относится к категории винтажных вещей.
После каждой чистки поверхность камеи следует обрабатывать маслом. Так же как и жемчуг, камеи лучше хранить отдельно от других украшений, если вы все храните в одной шкатулке, камею лучше обернуть в мягкую ткань или поместить в бархатный мешочек.
Как носить камею
- Камея, несмотря на свой классический и в определенной мере консервативный внешний вид, вполне гармонично вписывается в современные модные тенденции. При правильном подходе винтажная камея способна обрести вторую жизнь.
- Камею можно носить в качестве выразительной крупной подвески на цепочке, поместив ее в группу других деталей, кристаллов, бусин или брелоков.
- Камея прекрасно смотрится в качестве броши.
- Пропустив цепочку через отверстия в кружевной металлической оправе камеи, можно создать интересное ожерелье, дизайн которого можно менять в зависимости от расположения цепочек. Такие вещи придутся по душе поклонницам готического и викторианского стиля.
- Камеи идеально сочетаются с жемчугом, при этом камею лучше располагать сбоку, а не по центру ожерелья.
- Подвески, браслеты и серьги с камеями популярны и сегодня, при этом цветовая гамма деталей в виде камей намного разнообразней, чем в винтажных моделях.
- Если вы опасаетесь того, что кто-то вас может заподозрить в старомодности и излишней консервативности, носите камею с джинсами и романтической блузкой. Не менее интересно такое украшение будет смотреться на лацкане строгого черного пиджака, который так же можно надеть с джинсами и классической белой рубашкой.
Советы покупателям
- Если вы хотите приобрести настоящую камею из натурального материала, обратите внимание на ее внешний вид и цену. Современные камеи часто делаются из пластика, при этом о какой-либо ручной работе в данном случае не идет и речи, изображение создается с помощью шаблонного слепка и крепится на такую же искусственную поверхность. Такие камеи стоят недорого и не имеют особой ценности.
- Материальная и эстетическая ценность качественной камеи из натуральных материалов лишь увеличивается со временем: цена золотых или серебряных оправ также растет, при этом огромное значении играет наличие ручной работы.
- Иногда на оборотной стороне металлической оправы винтажных камей можно найти специальные пометки, указывающие на время и место происхождения камеи, но в некоторых случаях сама камея может быть старше, чем ее оправа. Нередко оправу заменяли и наносили новое клеймо, однако в любом случае наличие такого знака в большинстве случаев подтверждает оригинальность украшения.
Источник: www.luxemag.ru