Откуда возникло название — «кап» и что оно означает? Некоторые этимологи считают, что это понятие очень древнее и своими корнями восходит к праиндоевропейскому слову «капут», что в переводе означает «голова». И действительно, если обратить внимание на форму капокорня, то он несколько напоминает форму человеческой головы.
Согласно другой версии, название этого материала может происходить от глагола «капать».
Не путайте!
Иногда капокорешковые изделия путают с каповыми. Это вполне естественно: каповые изделия всегда были большой редкостью и ценились весьма высоко.
По этой же причине бывали случаи, когда изделия вятских кустарей выдавались за изделия из карельской березы, которая ничего общего с капом и корешком не имеет.
Природный узор капа
Наряду с предметами, украшенными резьбой, народные мастера выполняют изделия, в которых «работает» природный узор текстуры различных пород древесины.
Примером такого вида изделий служат художественные предметы из капа и капокорня.
При вопросе зачем нужна капа? покажите это видео
История
XVIII век
Производство изделий из капокорня в г. Вятка (Киров) началось в XVIII в. Основоположником этого ремесла был мастер Григорий Макаров, который стал первым изготавливать из тонких пластин капокорня шкатулки и табакерки строгих геометрических форм и правильных пропорций в духе классицизма.
Главным достижением Григория Макарова стало использование в своих изделиях деревянных шарниров. Эта идея пришла ему в голову после того, как однажды ему в руки попалась шотландская табакерка, с помощью которой он и разгадал секрет изготовления шарниров. Эта была отнюдь сложная работа, требовавшая точное и скрупулезное изготовление зубцов в соответствии с углублениями механизма.
Другой местный мастер Семен Бронников создал первые карманные часы с футляром, корпусом и цепочкой из капокорня. Со временем к этому ремеслу подключились и его сыновья — Николай и Михаил Бронниковы. В основном они занимались изготовлением часов и принимали заказы из разных регионов России. Прославилась семья мастеров Бронниковых и на мировом уровне, их изделия были представлены на Всемирной выставке в Вене в 1837 г.
Русский классицизм
Тщательность исполнения вещей соединилась затем с изысканными пропорциями шкатулок, ларчиков, унаследовавших черты русского классицизма — художественного стиля, отличающегося ясностью и строгостью форм, начиная с архитектуры и кончая предметами декоративно прикладного искусства.
XIX век
Уже в конце XIX в. в Вятке работало около 40 кустарей-каповщиков. Труд их ценился значительно выше работы других мастеров, а спрос на изделия со временем только увеличивался.
Кроме всевозможных табакерок и шкатулок, умельцы изготавливали специально для состоятельных модниц баульчики и посуду типа изысканных вазочек и сахарниц.
XX век
В начале XX в. изделия вятских каповщиков достигли такого уровня совершенства, что их стали поставлять через скупщиков на продажу в Англию, Францию и Германию. В Вятке появились первые артели каповщиков, самая первая артель «Экспорт» возникла в 1924 г., в ней работало 11 мастеров.
ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ВЫБОРЕ КАПЫ ДЛЯ БОКСА
Примерно в то же время в городе Халтурине появилась артель «МЮД», где трудилось 100 мастеров. Остальные каповщики работали кустарно, их можно было найти в деревнях Кировской области – Лянгасы, Кушовы, Першинцы, Пестовы, Пушкари.
Артель «Идеал»
В селе Лопатовском в 1943 г. сложилась артель каповщиков «Идеал», при ней была открыта также и учебная мастерская. Прославили эту артель такие талантливые умельцы, как Вениамин Мамаев, Герман Першин и Василий Злобин. Во время Всемирной выставки в Брюсселе за свои уникальные изделия артель «Идеал» была удостоена гран-при. Со временем эта артель стала фабрикой, которая известна сегодня многим кировчанам как ООО «Идеал Плюс». На сегодняшний день это крупнейший производитель изделий из капокорня в Кировской области.
ООО «Каповая шкатулка»
Письменный набор из капа Занимается выпуском каповых изделий и другое предприятие — ООО «Каповая шкатулка». Это предприятие славится изготовлением больших шкатулок, имеющих потайные ящички, которые открываются путем нажатия на определенное место. Изделия ООО «Каповая шкатулка» знают, любят и по достоинству оценивают не только жители Кировской области, но и других городов, в частности, Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего-Новгорода.
Сегодня
Сегодня традиции капового мастерства продолжают развиваться, и здесь большой вклад вносят современные умельцы-каповщики. Одним из таких мастеров является Борис Павлович Воробьев, который в 2009 г. получил звание мастера художественных промыслов Кировской области.
Своеобразие капа
Своеобразие этих материалов — наростов на стволах деревьев и корнях берёзы, а также некоторых других видов деревьев — состоит в том, что неправильное строение, перепутанность волокон создают большую плотность и неповторимые рисунки, которые выявляются при обработке капа и капокорня.
Кап находят не только на берёзе, но и на многих других деревьях. Но именно березовый кап, по мнению специалистов, самый красивый по текстуре и цвету.
Процесс обработки капа
А заключается процесс обработки в распиливании наростов на тонкие пластины-дощечки и запаривание их. В результате имеющейся в древесине естественный краситель растворяется, окрашивая пластины в тёплый коричневый цвет, акцентируя особо тёмным тоном фантастический рисунок, образованный наплывами и волокнами древесины.
Изделия из капа
Путём столярной обработки и тщательной подгонки пластин собирают шкатулки, коробочки, портсигары, футляры для часов, визитницы, пресс-папье, обложки альбомов, блокноты, ящички, сундучки, спичечницы, подчасники (подставки для настольных часов), очечники, запонки нарукавные и грудные, мундштуки, курительные трубки, игольницы, пудреницы, оправы для карманных зеркал, рамки для фотографий, письменные приборы и другие кабинетные вещицы.
А также из капа получаются декоративные вазы, подсвечники и просто скульптуры для украшения интерьера природных форм, а также курительные трубки и рукоятки для ножей.
Шкатулки
Некоторые виды шкатулок и ларцов имеют выдвижные ящики, двухярусные крышки, снабжённые секретами для их открывания.
Мастерство столярной работы проявляется в умении ювелирно профилировать подставку коробочки, бортик крышки, вмонтировать музыкальный механизм и миниатюрный замочек. Если крышка не снимается, а открывается, то шарнир также делают из дерева.
Часы
Традиция такого ремесла сложилась у мастеров города Вятка (Киров) ещё в начале XIX в., когда из капа делали карманные часы, в которых весь механизм был выполнен из древесины разных пород. Да ещё из целого куска капа вырезали цепочку.
Стоимость изделий из капа
Стоимость изделия из капокорня зависит от рисунка. Чем тоньше рисунок и больше размер капокорня, тем выше стоимость изделия.
Раньше капов корень оценивался на глаз: чем мельче рисунок и больше кусок, тем он стоил дороже. Найдя в лесу каповый нарост, счастливый крестьянин нес его за несколько верст на оценивание к мастеру-каповщику.
Капокорень
Уже в середине ХIХ в. кап стал редкостью в вятских лесах, а в 1920-30-е годы — почти совершенно исчез. Вместе с капом вятские мастера стали использовать в ХIХ в. капокорень, а затем он и вовсе заменил кап в производстве.
Капокорень — такой же кап, но только уже не на стволе или ветках, а на корнях березы. Наплывы его бывают иногда над поверхностью земли, но чаще прикрыты почвой.
Капокорень уступает капу по прочности, а его рисунок значительно крупнее и с черными точками, но его в лесах оказалось во много раз больше.
Инкрустация из капа
Наряду с предметами, выполненными целиком из капа, мастера практикуют изготовление изделий из древесины со своеобразной структурой (орех, ильм и др.), в которых каповые пластины вводятся как инкрустация, украшающая крышку коробочки.
Поделиться ссылкой:
- Нажмите, чтобы открыть на Facebook (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться в WhatsApp (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться записями на Pinterest (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться в Skype (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться в Telegram (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться записями на Pocket (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться на Reddit (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться на LinkedIn (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться записями на Tumblr (Открывается в новом окне)
- Послать ссылку другу по электронной почте (Открывается в новом окне)
- Нажмите для печати (Открывается в новом окне)
Источник: russianarts.online
Ценная утварь из капа и сувеля
Мало кто может остаться равнодушным, держа в руках изделия из капа и сувеля. Туристы увозят из Коми эксклюзивные чаши-утицы и прочие изделия из этого уникального природного материала – наростов на стволах деревьев. О традициях и тонкостях резьбы из капа и сувеля рассказал один из ведущих в Коми мастеров этого направления Василий Попов.
Мастер не успел увидеть этот материал в «Регионе»: его не стало 21 июня.
Б ытует легенда, что в древности на Руси простолюдину, который без высочайшего на то позволения срубал дерево с сувелем или капом, отрубали руку. Так это или нет, но все резчики, работающие с таким материалом, в легенду верят. В начале XIX века русские столяры-краснодеревщики начали применять кап наравне с древесиной ценных пород для декоративной отделки мебели.
В это же время появились первые шкатулки и табакерки, сработанные полностью из капа. Некоторые искусно выполненные изделия ценились буквально на вес золота. Знаменитый историк Н. И. Костомаров писал, что «каповые сосуды были в употреблении у бояр и даже у царей и считались роскошью». Кап нередко сочетали с другими материалами – его чаще всего инкрустировали перламутром, самшитом и слоновой костью…
Кап и сувель с незапамятных времен использовались для изготовления домашней утвари. Народные умельцы ценили и ценят их за природную красоту текстуры и прочность. В фондах Национального музея Республики Коми хранятся старинные предметы домашней утвари из сувеля и капа, преимущественно конца XIX-начала XX вв. На логотипе музея, кстати, изображена стилизованная утица – шестиголовый ковш из сувеля, изготовленный в единственном экземпляре и хранящийся в запасниках музея…
Традиционный промысел не утратил своего значения и сегодня. Целый ряд мастеров в республике не просто режут из этого материала простые вещи для быта, но и создают изделия высокого художественного уровня, представляют их на профильных выставках и неизменно получают за них награды. Это Олег Махов, Виктор Кустов, Леонид Агеев, Олег Лялько, Андрей Шилько. И, конечно, наш собеседник – Народный мастер России Василий Васильевич Попов.
Л юди обычно называют наросты на дереве капом.
– На самом деле таких наростов несколько видов: кап, капокорень (кап, наросший не на стволе, а на корнях дерева), сувель (свиль), – рассказывает Василий Васильевич. – Есть даже капосувель – сувель, пронизанный почками, то есть нарост смешанного типа. Но вообще-то капосувеля в официальной классификации нет, это слово – из нашего профессионального слэнга.
Нарост – это резкое утолщение древесины на стволе дерева, его ветвях или корнях. Чаще всего наросты образуются, когда дерево получает травму механического или биологического происхождения, – это защитная реакция дерева на какой-то произошедший с ним катаклизм.
По сути, кап – это скопление спящих почек, которые при благоприятных условиях могут дать поросль, то есть новую жизнь поврежденному или погибшему дереву. Нарост состоит из неправильно расположенных, как бы перепутанных волокон. О древесине с таким пороком говорят, что она свилеватая. Ее трудно обрабатывать топором и рубанком.
Но у нее свои плюсы: повышенное сопротивление к раскалыванию и неповторимая, причудливая текстура. Более ценные наросты – кап с изысканной, оригинальной текстурой, менее ценные – свиль, у которых рисунок расположения волокон обычно беднее, чем у капа.
Творческий процесс у Василия Попова начинается с добычи материала. В нашей природной зоне самые красивые наросты растут на стволах берез. Чтобы их добыть, нужно или взобраться на березу и отпилить сувель или кап, или свалить дерево и спилить наросты со ствола уже на земле. Чтобы не губить живые деревья, Василий Васильевич валит тонкий сухостой, тащит его к дереву с нужным наростом, привязывает жерди и с помощью этой конструкции забирается с бензопилой (прежде было с топором и ножовкой) наверх и выпиливает нарост, как бородавку. Место отпила потом зарастает и дерево остается жить дальше.
Работа по добыче сырья трудна и опасна сама по себе. В поисках деревьев с нужными «бородавками» приходится много часов бродить по лесам. Нужно знать места, где наростов побольше, да еще ведь и не каждый подойдет для работы – попадаются и некачественные, и просто маленькие. Затем с риском для здоровья и жизни забираться на высоту с пилой, спиливать нарост и спускаться обратно с инструментом и добычей, тащить тяжелое сырье домой, сколько влезет в мешок… Случалось притаскивать домой кусок сувеля весом под центнер.
Сколько раз к этим трудностям добавлялось еще и незапланированное соседство с хозяином тайги! «Бывает, отпиливаешь кап и вдруг ощущаешь, как волосы поднимаются дыбом, – усмехается мастер. – Значит, мишка рядом – я чувствую его приближение». К счастью, ни разу косолапые не нападали – были сыты и просто глазели из любопытства, что же такое делает человек. Но бензопилу Попов всегда прогревает заранее – чтобы быстро завелась, если медведь подойдет слишком близко…
П ринеся сырье домой, мастер снимает с него шиповатую кору, которой много, и добирается до чистого «тела» нароста. Затем идет черновая обработка материала до нужной формы – сначала бензопилой, иногда электрорубанком, затем на настольном профессиональном сверлильном станке. На вырезание чаши-утицы средних размеров уходит две-три недели.
После этого изделие отправляется в прохладный сухой подвал – на полгода, год, хоть на пять. Чем больше изделие, тем сушить его дольше, а в среднем – около года. В теплом помещении сушить ни в коем случае нельзя – сразу растрескается. Затем изделие досушивается в мастерской и постепенно шлифуется – так его стенки утоньшаются до нужных размеров, а формы оттачиваются. И если на вырезание изделия уходит примерно треть времени, то, чтобы его вышлифовать – две трети.
После шлифовки – тонирование анилиновыми красителями или морилкой, которое позволяет проявиться причудливой природной текстуре материала, его неповторимым «мраморным» узорам. Затем вещь из капокорня покрывается лаком, а из других материалов подвергается вощению (воском, маслом, олифой или иным жиром). Это и защита, и придание изделию законченного вида. Оно становится таким, каким мы привыкли его видеть на выставках и ярмарках: гладким, красивого оттенка, с благородным мягким блеском, тепловатым и необыкновенно приятным на ощупь.
П ервый опыт работы с сувелем Василий Попов получил в марте 1980 года. Толчком к творчеству стало его знакомство с этим материалом, когда довелось поработать на лесозаготовках. Там большие сувели просто закапывали бульдозером в землю, потому что на тот момент резьба из этого материала как вид народно-художественного промысла была непопулярна и практически забыта.
Василий заинтересовался совершенно неизвестными ему тогда «шишками» на спиленных деревьях – узнал, что из них вырезают различные изделия. Стал интересоваться темой глубже – пошел в музей и стал изучать старинные изделия из запасников. Появилось желание создать своими руками нечто такое, чего не могут другие. При этом Попов воспитывал в себе художественный вкус, скупая наборы открыток с образцами лучших изделий мастеров – из Золотого, Алмазного, Оружейного фондов страны.
Технологию резьбы Василий Попов осваивал тоже сам, методом проб и ошибок. Формы некоторых изделий к нему приходили в снах – потом мастер их воплощал. Между тем, сувель и кап гораздо прочнее, тверже обычной древесины, соответственно намного сложнее в обработке…
– Технология – дело наживное, – рассуждает Василий Васильевич. – Вот два сухожилия насквозь пробил себе стамеской – неправильно держал изделие. Один раз электроинструментом так повредился, что два месяца провел в гипсе. Тут как в армейской поговорке: если не хватает мозгов, будем доводить через ноги. У меня было через руки…
Инструментом тоже обеспечивал себя сам. Что-то заказывал выточить знакомым токарям, что-то ковал, точил и гнул своими руками… Сегодня основные помощники в работе – это бензо- и электропила, профессиональный сверлильный станок, горизонтальный шлифовальный станок с различными насадками. А также топоры, тесла, прямые, косые и полукруглые стамески разных размеров, клюкарзы, штихеля и наждачная ткань.
Когда Василий сделал с пару десятков изделий, решил, что пора начинать общаться на эту тему с коллегами. Узнал про центр народного творчества и при нем любительское объединение «Серпас» – мастера там собирались, делились опытом. В 1983 году проходила очередная городская выставка художников-любителей из «Серпаса», и начинающий мастер по резьбе из сувеля и капа Василий Попов впервые принял в ней участие. После нее музей сразу купил у Василия несколько работ. Следующей знаковой выставкой стала «Мы – молодые» в1987 году, после чего на мастера обратил внимание Союз художников Коми, начав закупать его работы через выставкомы….
Со временем мастерство Василия Попова выросло до уровня эксперта – его попросили написать статью о резьбе из сувеля и капа для популярного и очень авторитетного журнала «Наука и жизнь». Она вышла в 9-м номере за 1998 год. Секреты мастерства Василий Васильевич не утаивает – охотно делится ими со всеми, кто обращается с такой просьбой. Уже стали мастерами и его ученики.
Не все они, освоив ремесло, остались в нем – уж очень невыгодно оно с экономической стороны, если сопоставлять с конечной стоимостью изделий вложенные в них трудозатраты и время. Но, например, работы Олега Махова, который учился у Василия Васильевича, сегодня в числе лучших в регионе. В 2014 году в Государственном Эрмитаже была организована продажа более чем 30-ти изделий из капа, изготовленных Народными мастерами России и Республики Коми Василием Поповым и Олегом Маховым.
А однажды Василию Попову довелось пошлифовать одно изделие вместе с …Президентом России Владимиром Путиным. Эпизод вошел в историю под заголовком «Как два ВВП одну утицу шлифовали» – такая заметка вышла в июле 2007 года в одной из республиканских газет.
В Саранске, на I Международном фестивале культур финно-угорских народов, был обустроен «Город мастеров» с подворьями разных народов. На коми подворье был и Василий Васильевич. Путин обходил ряды вместе с президентом Финляндии Тарьей Халонен и премьер-министром Венгрии Ференцем Дюрчанем. Увидел Попова, который в это время шлифовал солонку-утицу из капа.
Шлифовкой в тот день были заняты все резчики по дереву: перед визитом руководителей стран им было строго наказано убрать под замок весь колюще-режущий инструмент, фильтр безопасности прошла только наждачная бумага. Ею и наводили красоту на изделиях все мастера-резчики. ВВП из Москвы подошел к ВВП из Сыктывкара и спросил, что и из чего тот делает.
Попов пояснил, что вырезать солонку из капа можно быстро, и это несложно. А отшлифовать – целое искусство. Путин попросил попробовать. Наш мастер дал ему утицу и «шкурку», накинул на колени холстину, и президент от души потрудился над отделкой вещицы, а затем предложил сделать то же самое руководителям Финляндии и Венгрии. Чиновники Мордовии потом пытались выпросить это изделие у Василия Васильевича, чтобы подарить Владимиру Владимировичу, но тот отказал: дескать, у президента уже есть вещи из капа, в том числе сделанные мастерами Коми.
За 40 лет счет изделиям, созданным Василием Поповым из сувеля и капа, идет на тысячи. Они разлетелись по всему миру в качестве сувениров и VIP-подарков. Их покупали российские руководители и бизнесмены всех рангов и иностранцы, многие изделия мастер сам дарил, да и сейчас дарит друзьям на праздники. Что-то ушло на обмен с другими мастерами. В Сыктывкаре его работы можно приобрести на сезонных и праздничных ярмарках, а еще в сувенирной лавке Центра «Югор».
Несколько лет назад Василий Попов устал от общественной работы в творческих союзах и перебрался на ПМЖ в Туапсе. Там познакомился с наростами южных деревьев – граба, ясеня, дуба и других, опробовал их в работе. Поучаствовал в тамошних выставках мастеров, затем принял участие в выставке «Город ремесел» в Вологде и занял там первое место в своей номинации.
Но очень скоро понял, что менталитет южных людей слишком далек от привычного ему, там мало кто по-настоящему интересуется искусством… И в феврале этого года мастер вернулся в Сыктывкар. Теперь вновь творит на родине. И на выставке «Мастер года» этой зимой его работы вновь заняли свое место среди лучших изделий умельцев региона.
Ирина САМАР
Фото автора, komirempalata.ru и из личного архива В. Попова
- ← Владимир Уйба оценил перспективы развития лесозаготовительной отрасли в Удоре
- Ушел из жизни народный мастер России Василий Попов →
Источник: ourreg.ru
Что такое березовый кап и как его обработать?
Древесина во все времена считалась одним из самых востребованных природных материалов. Без нее было бы сложно построить дома, сделать мебель, водные транспортные средства. И, конечно, не обойтись без дерева в изготовлении поделок и мелких красивых вещичек. Создавая предмет искусства, мастера используют разные части дерева, но особый интерес всегда вызывает кап. В этой статье рассмотрим, что собой представляют березовые капы, а также поговорим о том, где их можно найти и как правильно заготовить.
Что это такое и чем отличается от сувеля?
Кап – это своеобразный нарост на березе, обычно он имеет круглую форму. В народе кап часто называют «ведьминым веником», а само слово пришло к нам из старославянской речи, где слово «кап» переводилось как «голова».
Данное образование покрыто корой, иногда из него могут прорастать мелкие веточки с почками. Кап имеет невероятно высокую плотность (удельный вес), которая всегда больше, чем у самой березы.
Размеры также могут различаться: есть как совсем маленькие наросты, так и гигантские образования до 350 кг (береза пушистая).
Березовый кап – это уникальное явление, а среди мастеров он очень ценится. Если распилить нарост, станет видна невероятной красоты текстура, представляющая собой крупные круги концентрической формы и мелкие темные точки. Двух одинаковых образований в природе не найти, поэтому каждый кап является особенным. При этом капы, растущие на стволах, окажутся более привлекательными, нежели прикорневые. После обработки они приобретают вид малахита, красиво сияют.
Что касается сувеля, то это тоже образование на дереве, и его часто путают с капом. Следует рассмотреть, чем эти наросты отличаются.
- Природа происхождения. Кап может вырасти по разным причинам. Главная из них – зарождение под корой почки, которая не может прорасти наружу. Дерево питает ее, и вокруг почки начинают образовываться придаточные элементы. Все они стараются выбраться из-под коры, так и появляется кап. Сувель же – это болезненное образование, чаще всего раковое.
- Скорость роста. Сувель всегда растет быстрее, поскольку вызван болезнью. Кап же может произрастать десятки лет.
- Текстура. Кап имеет более сложную и интересную текстуру, поскольку она создается годами, в нее вплетены годичные кольца, мелкие веточки. Сувель выглядит проще: его текстура чем-то напоминает мраморные разводы.
- Легкость в обработке. Спилить и обработать кап будет намного тяжелее, нежели сувель. Да и найти такие образования в природе сложнее.
- Внешний вид. Кап представляет собой неоднородное образование: на нем есть множество узелков, шишек, не до конца развившихся почек. Сувель всегда имеет ровное и гладкое покрытие.
Где найти?
Березовый кап распространен больше, нежели у других пород деревьев, поэтому найти его вполне реально. Лучше всего заниматься этим в середине осени. Оптимальное место поиска – березовая роща, также можно отправиться в лес, хотя там дело будет обстоять немного сложнее, поскольку сначала понадобится отыскать сами березы. Нередко капы можно встретить и в болотистой местности. Однако необходимо учитывать, что спиливание нароста может стать причиной гибели дерева.
Кроме того, если требуется большой кап, нужно заранее позаботиться о транспорте, поскольку даже 50 кг унести в руках будет проблематично. Понадобится и специальный инструмент, например, лучковая пила, так как капы обычно обладают большой твердостью и спилить их, не приложив усилий, не выйдет. Ввиду всех этих тонкостей специалисты рекомендуют искать капы не в лесу, а на лесопилках. Работников там интересует только древесина, поэтому все наросты отправляются в отходы.
А еще на лесозаготовках встречаются капокорни, которые вы точно не сможете отыскать в лесу самостоятельно.
Источник: stroy-podskazka.ru