Картина или узоры из кусочков стекла используемые для украшения окон соборов это

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Витра́ж — вид монументального искусства , произведение изобразительного декоративного искусства или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо .

Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
(франц. vitrage, от лат. vitrum ≈ стекло), орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, перегородке, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет. В строительной практике В. также называется сплошное .

Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
ВИТРАЖ (франц. vitrage, от лат. vitrum — стекло) орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет. Цветные витражи в окнах (напр., в готических соборах) .

Как украсить окна | Рисунок на стекле | Гуашь и зубная паста

Примеры употребления слова витраж в литературе.

Само святилище было не намного больше какого-нибудь собора Старой Земли, но казалось гигантским — из-за устремленных вверх, как бы летящих аркбутанов, причудливого свода и ажурных контрфорсов с витражами.

Жильберт Германтский, на которого я, подняв голову, смотрел, когда шел за солью к Камю, и видел на витраже абсиды св.

Я прикинул, на сколько метров мне пришлось подниматься в будку, и пришел к выводу, что при помощи перископа мы смотрим как бы сквозь верхние витражи абсиды Сен-Мартена — как бы вися на маятнике: мир глазами повешенного.

Читайте также:
Виды плетения украшений из бисера

Инструктору агитпропа опять стало немного не по себе в этом доме злого добра, где в вечерних окнах тихо поблескивали старые витражи с ликами святых.

Свет убывал и совсем водянисто сочился сквозь витражи, и опять, сильнее чем прежде, мне становилось страшно: спрятаться на ночь среди этих тварей и потом наблюдать, как они оживают, в темноте, под лучом электрического фонарика, слушать земнородное бульканье их утроб, видеть кости и требуху без кожи, скрипучие и склизкие от масляного пота.

В радужной мозаике, отбрасываемой витражами, на фоне охотничьей картины стоял крупный мужчина в сияющем золотым шитьем кафтане и обшитой выпорками делии.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Источник: xn--b1algemdcsb.xn--p1ai

Витраж — масштабный шедевр монументального искусства из маленьких кусочков цветного стекла

Витраж (от французского vitre — «окно») — это произведение монументального искусства в виде установленной в оконный проем прозрачной композиции из кусочков разноцветного стекла. Витражи представляют собой важную декоративную составляющую архитектурного сооружения и часто используются для украшения храмов.

Витраж, в отличие от обычного окна, не только пропускает, но и окрашивает в разноцветные оттенки солнечный свет. Яркая и красочная картина из цветных стекол при естественном освещении создает внутри здания особую атмосферу, подчеркивает красоту интерьера и оказывает сильное эмоциональное воздействие на человека.

Цветные картины из стекла без использования красок собственными руками

Виды витражей

Витражи могут различаться по нескольким критериям, в том числе по назначению (сфере применения) и особенностям внешнего вида. Но наиболее подробным и распространенным является разделение витражных композиций по технике исполнения на следующие типы:

  • Классический или наборный. По заранее изготовленному шаблону изготавливают комплект цветных стеклянных элементов и профиль для соединения фрагментов. Каждая стеклянная деталь обрамляется тонкой полоской цветного металла и припаивается к соседней в соответствии с шаблоном. В традиционной технике для изготовления профиля используют свинец, а при изготовлении витража по методу Тиффани — тонкие медные полоски.
  • Расписной. На поверхности стекла художник-витражист рисует изображение цветными водорастворимыми красками. Затем композицию покрывают защитным слоем и обжигают в печи при высокой температуре.
  • Пескоструйный. Лист стекла обрабатывают абразивными материалами, чаще всего мелкими частицами песка под большим давлением. В результате гладкая прозрачная стеклянная поверхность становится матовой.
  • Спечной (фьюзинг). В этой технике не используется металлический профиль. Из кусочков стекла составляют орнамент или сюжет, который потом обжигают в печи. Соседние стеклянные элементы спекаются между собой и образуют цельную композицию.
  • Травленый. В этой технике стеклянную заготовку обрабатывают специальными агрессивными веществами. В результате химической реакции верхний слой стекла растворяется, а поверхность листа в обработанных местах становится матовой.
  • Литой. Характеризуется высокой трудоемкостью. Каждый стеклянный модуль отливают или выдувают отдельно, а затем из набора элементов собирают витраж. Стеклянные части соединяют между собой арматурой или строительным цементом.
  • Фацетный. По своей сути очень похож на классический метод изготовления витража. Отличие заключается в том, что с каждой стеклянной детали перед установкой снимают фаску, а композицию собирают из ограненных элементов.
  • Комбинированный. Представляет собой сочетание двух и более перечисленных выше витражных техник.
Читайте также:
Что создает мастер украшения

Для декоративного оформления интерьера зданий и помещений также используют различные техники имитации витражей. Среди них наиболее распространены:

  • Заливная контурная. Цветными красками художник наносит на стекло сначала рисунок, а затем контур, имитирующий профиль.
  • Пленочная. На стеклянный лист аккуратно наклеивают цветную полимерную пленку и тонкие полоски металлической ленты, из которых образуется композиция.
  • Накладная. В отличие от предыдущей техники вместо полимерной пленки используют более толстые материалы (обычно — стеклянные пластины).
  • Фотопечать. Изображение на стеклянные поверхности наносят с помощью современного печатного оборудования.

Витражи также можно разделить на 3 основные группы по типу изображения:

  • сюжетные;
  • орнаментные;
  • комбинированные.

История витража

История витража по мнению большинства ученых насчитывает более 2000 лет. Наиболее древние образцы этого искусства относятся к античной эпохе. Мозаикой из цветных стекол были украшены небольшие оконные проемы домов богатых жителей Рима. До наших дней сохранились исторические документы, которые свидетельствуют, что на окнах Константинопольского Софийского собора еще в 330 году были установлены разноцветные витражи.

В IV-V веках при строительстве раннехристианских церквей в Западной Европе была распространена практика заполнения оконных проемов тонкими прозрачными алебастровыми пластинами с деревянным профилем — примитивной имитацией витража. Но уже в VI веке для этих целей начали использовать цветное стекло и свинцовый профиль, о чем упоминается во многих средневековых хрониках.

Витражи Аугсбургского Собора, датированные 1065 годом, считаются наиболее древними из дошедших до нас произведениями этого вида искусства. В них использованы прозрачные стекла, окрашенные разноцветными красками.

В Средние века в европейской архитектуре на витражных панно изображали фигуры святых и даже целые сюжеты из Святого Писания. В это же время в исламском мире получили широкое распространение орнаментные витражи в мечетях.

Читайте также:
Технология приготовления посыпок их характеристика способы отделки и украшения

В эпоху Возрождения произошли серьезные изменения в витражном искусстве. Художники стали использовать стеклянные окна в качестве основы для написания картин темперными, а позже и масляными красками.

В период Реформации в Западной Европе происходило массовое разрушение церквей в ходе религиозных войн. Огромное количество старинных витражей были разбиты, а вместо них вставлены обычные прозрачные стекла. Постепенно древние витражные техники были утрачены вплоть до конца XIX века.

Возрождение интереса к витражу произошло благодаря гениальному американскому художнику Луису Комфорту Тиффани (Louis Comfort Tiffany). Сын знаменитого на весь мир основателя ювелирной компании Tiffany https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/vitrazh» target=»_blank»]veryimportantlot.com[/mask_link]

Что такое витраж и зачем он нужен

Витражи — узор или картина из цветного стекла, обычно в оконном проеме — один из самых знаменитых и узнаваемых элементов готических соборов, но использоваться в храмах они стали гораздо раньше. В базилике Сан-Витале в Равенне, например, был найден витраж VI века, изображающий Христа во славе. Это редкая находка для раннехристианской церковной архитектуры — окна тогда были небольшими, и их предпочитали если и закрывать стеклом, то прозрачным, чтобы пропускать больше света. А вот широкие стены покрывали мозаиками (как в Сан-Витале) или фресками.

Типичное небольшое романское окно и фрески, часовня св. Эльдрада в аббатстве Новалеза, XI век. Пьемонт, Италия. Фото: Wikimedia Commons

С приходом романской архитектуры и эпохи строительства больших соборов окна стали больше (хотя все еще сравнительно небольшими), и витражи в них стали использоваться чаще. В Аугсбургском соборе, в основном построенном в 1043-1075 годах, сохранились старейшие витражи Германии (и, возможно, старейшие витражи, все еще остающиеся на своем изначальном месте).

Пророк Даниил, витраж Аугсбургского собора, Германия, ок. 1065 г. Фото: Wikimedia Commons

Читайте также:
Схемы для украшения яиц

В готической архитектуре все изменилось: арки и контрфорсы позволили перераспределить нагрузку от сводов так, что толстые сплошные стены стали не нужны. Теперь достаточно было легких и тонких стен, укрепленных с внешней стороны контрфорсами (а чуть позже — еще и арочными контрфорсами, или аркбутанами). Еще благодаря аркам и контрфорсам стало возможно строить здания выше и просторнее, чем раньше — и светлее, ведь окна стали больше и шире.

Своды и окна Амьенского собора, Франция, 1220-1288 гг; витражи по трагической случайности (это будет тема для отдельного рассказа!) не сохранились. Фото: Wikimedia Commons

Окна и стены словно поменялись местами по сравнению с более ранней архитектурой, а изображения перешли со стен и фресок на окна — то есть на витражи.

Как и фрески, а также скульптуры, витражи создавались в первую очередь не для красоты, а для практических целей: поучения (они иллюстрировали эпизоды из Библии) и назидания (они могли изображать, например, сцены Страшного суда). Впрочем, были и аналоги спонсорских плакатов, и даже совсем посторонние, на первый взгляд, изображения — например, знаки Зодиака.

Мой телеграм-канал , где будут появляться и ссылки на новые посты серии

Источник: dzen.ru

Рейтинг
Загрузка ...