Казахские национальные украшения описание

Презентация на тему: » Казахская национальная одежда и украшения Автор Байкунов В.Ш. – учитель Алтынсаринской основной школы Костанайского района.» — Транскрипт:

1 Казахская национальная одежда и украшения Автор Байкунов В.Ш. – учитель Алтынсаринской основной школы Костанайского района

2 Казахская национальная одежда и украшения Казахская национальная одежда имеет многовековую историю, отражает национальный опыт трудовой деятельности. На протяжении веков казахская национальная одежда отличалась простотой и рациональностью. Для нее были характерны общность форм для всех слоев населения, но с определенной социальной и возрастной регламентацией.

Нарядность одежде придавали отделка мехом, вышивкой, украшения. Традиционными материалами для нее были кожа, мех, тонкий войлок, сукно, которые казахи изготовляли сами. Одежду шили и из привозных материалов – шелка, парчи, бархата, являвшихся своеобразным мерилом обеспеченности ее обладателей. Широко использовались также и хлопчатобумажные ткани.

Сделано в Казахстане. Казахские национальные украшения

3 Казахская национальная одежда и украшения

4 Койлек (рубаха-платье) – древнейший вид нательной женской одежды туникообразного покроя.

5 Казахская национальная одежда и украшения

6 Камзол (кемзал) – легкая распашная одежда, сшитая по фигуре с сширяющимися книзу полами. В зависимости от того, шилась ли она с рукавами или без, к ее названию добавлялись соответствующие слова. Например, камзол без рукавов назывался женсиз кемзал, с рукавами – женди кемзал или шолак жен кемзал (с коротким рукавом).

Камзолом иногда называли безрукавную одежду, а с рукавами – бешметом Шапан. Старинная верхняя одежда женщины – прямой широкий халат с длинными рукавами. Для теплого времени года его шили легким, а для холодного – с шерстяной подкладкой, простеганной вместе с верхом. Старинные туникообразные халаты имели открытый ворот, а более поздние отложной воротник.

Праздничный шапан шили, как правило, из дорогой ткани, иногда украшали позументом, вышивкой и полосками меха. Нарядные, богато украшенные халаты сохранялись как обрядовая свадебная одежда.

Читайте также:
Украшение к новому году своими руками пинтерест

7 Казахская национальная одежда и украшения Казахские украшения для женщин изготавливались ювелирами из золота, серебра, драгоценных камней, кораллов, жемчуга, самоцветов. Это нагрудные украшения различной конструкции типа онир-жиек (прямоугольной формы), омрауша (дугообразной), тумарша, или бойтумар (треугольной), украшения девичьих кос — шолпы, привески накосные — шашбау, браслеты, серьги, перстни, пряжки — капсырма, застежки к поясам — ильчек, фигурные бляхи к саукеле — чилтыр, массивные шаровидные пуговицы для парадной одежды женщин — торсылдак туйме, булавки — туйреуыш.

8 Казахская национальная одежда и украшения Казахские украшения для женщин изготавливались ювелирами из золота, серебра, драгоценных камней, кораллов, жемчуга, самоцветов. Это нагрудные украшения различной конструкции типа онир-жиек (прямоугольной формы), омрауша (дугообразной), тумарша, или бойтумар (треугольной), украшения девичьих кос — шолпы, привески накосные — шашбау, браслеты, серьги, перстни, пряжки — капсырма, застежки к поясам — ильчек, фигурные бляхи к саукеле — чилтыр, массивные шаровидные пуговицы для парадной одежды женщин — торсылдак туйме, булавки — туйреуыш.

Казахские национальные украшения

9 Казахская национальная одежда и украшения

10 Нагрудные казахские украшения делали мастера Мангышлакской и Гурьевской областей. Сделанные из золота и драгоценных камней, они сохраняют традиционные черты полихромного стиля гуннского времени. Обычно касты (гнезда) для вставки самоцветов ограничены двумя концентрическими линиями. пространство между гнездами заполнено треугольными фигурами из зерни и стилизоваными зооморфными изображениями. В традициях полихромного стиля делались также такие казахские украшения, как массивные серебряные браслеты — блезик — с позолотой и инкрустацией. Орнаментальные рисунки композиционно разбиты на центр и бордюр с ограничением их шнуровым узором.

11 Казахская национальная одежда и украшения

12 Традиционное казахское украшение с древних времен — это массивные серьги. Их делали в основном из проволоки в виде дужек, колец с подвесками из самоцветов. Старинные серьги часто делали из ромбических и округлых пластин, соединенных между собой цепочками.

Читайте также:
Опишите костюм казачки что служило украшением женской одежды кубановедению

По словам исследователей «казахские женщины носили серьги большие, длинные, с жемчужинами,и чем эти серьги больше, тем они ценнее». Волосы казахские женщины украшали медальонами. В XVIII веке И.Георги писал:»К волосам прицепляют они обыкновенно широкое, корольками покрытое и кисточками распещренное украшение».

13 Казахская национальная одежда и украшения Другой вид казахских украшений — перстни. Перстни были литые и чеканные. Их кольца и венчики спаивались. Венчики бывают овальные, круглые, квадратные, многогранные, грушевидные итд. Перстни Западного Казахстана массивны, украшены филигранью, вставками самоцветов и зернью.

Сердцевидную, многогранную, миндалевидную и овальную форму имели пряжки и застежки. Они инкрустировались самоцветами, некоторые из них делались ажурными или рельефными.

14 Казахская национальная одежда и украшения

15 Головные уборы казашек, как и у женщин многих народов, помимо прямого назначения являлись еще своего рода указателем их семейного положения. У замужних женщин они различались в разных родоплеменных группах, но девичьи отличались сравнительной однотипностью на всей территории Казахстана.

Девушки носили головные уборы двух типов: тюбетейку (такыя) и теплую шапку с меховой опушкой (борик), отделанную по околышу мехом выдры, лисицы, бобра. Борик была принадлежностью девушек из зажиточных семей. Такыя, как правило, украшалась. К макушке обычно пришивали пучок перьев филина, игравший роль оберега.

Позднее для украшения использовались позумент, кисти из канители и серебряные монеты. У богатых девушек бытовали оригинальные тюбетейки из яркого бархата, расшитые золотом. К их верхушке пришивалась широкая лопасть из той же ткани, также вышитая, которая закрывала всю верхушку и спускалась сзади. Особое внимание заслуживает головной убор казахской невесты — саукеле, представляющий высокую (около 70 см) конусовидную шапку.

16 Это искусство высшего разряда! Спасибо за внимание!

Источник: www.myshared.ru

в продолжении темы о казахских национальных украшениях

Дорогим ПЧ, которых заинтересовали старинные украшения — специально!
Наибольшим разнообразием отличаются съемные украшения и в первую очередь браслеты (блезик). Они создавались казахскими зергерами способом холодной и горячей ковки. Некоторые браслеты вырезали из серебряных пластинок, сплетали из серебряной проволоки или же были полые внутри, создававшиеся способом дутья.

Читайте также:
Украшение к мясу или рыбе по французски

Браслеты бывают сплошные и составные: образующие из двух-трех частей, соединенные шарнирным способом – топсалы блезик или при помощи створок – какпак блезик. Лаконичны и выразительны формы браслетов круглых, квадратных в сечении жумыр блезик, отмеченных в центральной части выступами, а на концах порой смоделированных в виде змеиной головы. Своеобразны браслеты тасты блезик, состоящие из подвижно соединенных камней в оправе. Сложностью и оригинальностью художественного замысла отличается гарнитурный браслет с кольцами бес блезик, живописно обрамляющий всю кисть руки. Тонкостью исполнения, изысканностью характеризуются ажурные филигранные браслеты жука селдир блезик, легким кружевом оттеняющий нежность девичьих рук.

Вес сплошных браслетов доходил до 100 граммов и более. Поверхность его посредством гравировки украшалась геометрическим и растительным орнаментом.
Браслеты кованые, массивные и плоские были распространены в Семиречье, Восточном, Северном и Центральном Казахстане. Для Западного Казахстана характерны массивные плоские браслеты, которые украшались сканью, камнями. На Тургае и в Кзыл-Ординской области встречались тонкие браслеты с застежкой, а в Северном и Восточном Казахстане – массивные литые браслеты с выступами.
Браслеты — блезик
 (200x221, 6Kb)

 (200x208, 5Kb)

 (384x450, 38Kb)

Браслет с перстнями — бес-блезик

В большом ассортименте ювелиры изготовляли девичьи нагрудные украшения (алка онерше), амулетницы треугольной формы тумарша (треугольник), укы аяк (коготь филина) и другие. Амулетницы (тумарша) обычно полые внутри, двухсторонний декор их образуется штампом.

Центральная треугольная часть обычно рельефно выступает и выделяется крупной вставкой из бюризы, стекла, черненым или эмалевым узором. Основу украшений уки аяк составляют вправленные в серебро когти филина, смоделированные развилкой, типа тумарша – треугольная пластина. Художественный эффект в изделиях достигается за счет повышения звучности колорита. К изделиям как составная часть добавляется ажурная цветочная розетка, с помощью цепочек крепятся художественно обработанные подвески. Поверхность изделий орнаментируется, покрывается позолотой, декорируется камнями, часто обрамленными бирюзой.

Читайте также:
Название украшений древнего Египта

Нагрудные украшения ониржиек представляют собой обычно три полые прямоугольные пластины, скрепленные по вертикали цепочками с подвесками из ромбов и бубенчиков. Внутреннее пространство таких пластин заполнялось белой пастой для придания им тяжести. “Ониржиеки” носили только в степях Западного Казахстана до 20-30 гг. нашего столетия.
Ожерелье — алка
 (320x177, 19Kb)
Оберег (вешается на шею) — тумарша

Нагрудное украшение (вроде диадемы) — онержиек
 (185x450, 22Kb)

 (550x195, 24Kb)

Пояса, стягивающие талию, являлись одним из важных компонентов традиционного костюма. Мужские и женские пояса (белдик) бытовали металлические (составные), но чаще с кожаной, бархатной основой, декорированной через интервалы серебряными бляхами.
Женский пояс — кемер-белдик

 (281x240, 20Kb)

Многообразны были кольца и перстни. Перстни и кольца носили обычно по три-четыре, они являлись повседневными украшениями, за исключением массивных перстней, надеваемых преимущественно женщинами старшего возраста в торжественных случаях. Наибольшее распространение имеют перстни со вставкой из камня и стекла. В одних случаях декоративную основу составляет камень, его цветовая насыщенность, глубина тона, в других сам каст, его форма и орнаментация.
Особый интерес представляют перстни с кастом в виде спирального или зернистого конуса отау жузик (отау – юрта, жузик — перстень). Идеи процветания выражены в перстнях типа кус мурын жузик (птичьего клюва), иногда озвученного помещенным внутрь камешком, в виде черепахи тасбака жузик. Такие перстни были распространены по всему Казахстану. Символом единения двух начал, двух семей являлись массивные западноказахстанские перстни с шинками на два пальца кудаги жузик (кольца свах), такие перстни дарила сваха свекрови за покровительство и доброе отношение к невестке.
Перстень свахи — кудаги-жузик

Широкое распространение имели шашбау (шаш – волосы, бау — лента) — длинная сложного плетения цепочка (часто двойная или тройная), шнур, лента с нашитыми монетами, перламутровыми бляхами. Концы шашбау заканчиваются пышными шелковыми кистями, образованными из шнуров, или серебряными подвесками. Шашбау крепятся у основания кос и спускаются по всей длине волос.

Читайте также:
Идеи для украшения рисунка

Излюбленным женским украшением являлись подвески из серебряных блях на цепочках – шолпы. Шолпы состояло из двух цепочек блях, подвешенных с помощью кольца к крупному серебряному медальону. Вместо бляшек часто применялись серебряные монеты, тогда эта подвеска называлась шаш тенге.

 (296x450, 29Kb)

В торжественных случаях надевались височные шекелик, суыртпа, крепящиеся за петли головного убора или волосы у виска. Височники главным образом многочастны, имеют подвески на длинных цепочках и часто соединены декоративной цепочкой с подвесными фигурами (проходившей под подбородком).
Украшения для кос — шолпы и шашбау

 (177x240, 14Kb)

Любимым и постоянно носимым украшением женщин являлись серьги (сырга).
Существует множество типов и вариантов серег. Месяц является распространенным мотивом серег ай сырга (лунные серьги), иногда с вырезанной звездой с внутренней стороны. Цветовой звучностью привлекают серьги, основу которых составляют вставные камни – козди, тасты сырга. Частые, иногда двухъярусные подвески различных форм являются декоративным акцентом в серьгах типа салпыншак, сабак, шашак сырга.
Сережки — шашакты-сырга

Рубрики: живопись, скульптура, архитектура

Метки: art

Источник: www.liveinternet.ru

Казахские национальные украшения описание

Казашки носили их с рождения. Первые украшения в виде различных оберегов надевали на новорожденную девочку.
По достижении 10-12 лет на праздники девочка надевала полный девичий набор ювелирных украшений.

В волосы вплетали так называемые накосные украшения, это звенящие подвески шолпы и шашбау, украшавшие и одновременно подчеркивающие длину и густоту волос, олицетворявших девичью красу. Они подвешивались к концам кос и составлялись из цельнометаллических монет или ажурных медальонов со вставкой сердолика. Звон накосных украшений призван был охранять волосы, поскольку по казахским поверьям считалось, что в волосах обитает часть души. Вес накосных украшений достигал нескольких килограммов, что оттягивало волосы девушек назад, вырабатывая красивую осанку и походку. Причем серебряные монетки при движении создавали своеобразную мелодию, соответствующую походке каждой девушки.

Источник: www.sites.google.com

Рейтинг
Загрузка ...