Мне показалось странно, что в 92 году о бисерном рукоделии в нашей стране писали, как и забытом искусстве. Сейчас совсем не так! (на мой взгляд). В наше время сильно развивается рукоделие как хобби, творчество и возможность самовыражения.
Рукоделие пользуется популярностью: тут и вышивка, и бисероплетение, создание украшений из бисера и камней, вязание на спицах и крючком (причем не только одежды, но и игрушек, сумок, украшений), создание кукол и мягких игрушек своими руками, лепка, керамика, даже плетение макраме.
Лучшим материалом для бисера является стекло. Однако бусины и бисер можно изготавливать из самых различных материалов: из металла, фарфора, различных видов пластмассы. На севере раньше использовали даже кости мамонта, в Африке и в Америке (еще до Колумба) — серебро.
Немного об истории бисера
(Мой пересказ статьи Э.Н. Литвинец. Журнал Сделай сам 2.1992. «Забытое искусство», часть первая. Иллюстрации собраны мной из просторов интернета)
выбери украшения из бисера 🌿🌹✌
Еще в Древнем Египте, в Индии женщины украшали одежду. Плели бусы из ракушек, нанизывали бусины и делали из них ожерелья, браслеты, которыми украшали запястья и лодыжки.
индийские мала (четки)
Нагрудные украшения из бисера в каждой стране называются по разному
- В Эфиопии — чале,
- В Индийские — мала (четки) и хар,
- На Кубе — кояр и гаргантыя. (На Кубе украшения изготавливают из серебра, черных кораллов, из жемчуга и даже панциря черепахи)
- В Анголе — миссанга,
- В Болгарии, Румынии и Молдавии — гарданы и згарды,
- В Украине — герданы и сылянки,
- В России — гайтаны, цепочки и ожерелки,
- Словакия — нагрделиики,
- Белоруссия — пляцёнки и горлячки,
Современный гулубанд с этси
- Таджикистан — гулубанд и фарал,
- Узбекистан — зебигардан,
- Литва — каролинес и т.д.
Все украшения разнообразны по форме и стилю, композиции.
Да и носили их по разному — кто по одной ниточек, кто сразу несколько одновременно, кто только по праздникам, а кто каждый день украшал себя и свою одежду.
Причем украшали себя не только женщины, но и мужчины.
В России бусы из стекла, бусины были известны еще до нашей эры, в 6-5 веках.
Скифы, (кочевой народ, который жил на территории от причерноморских степей (к востоку от Дуная) до Китая), а затем древние славяне украшали вышивкой одежду и обувь, и конечно были украшения у женщин в виде стеклянных бус и браслетов.
одежда скифов
Позже, в 15 веке,
бисер стали использовать для церковных одежд и утвари. Для двора заказывали бисер из Венеции и рукодельницы сплетали его с драгоценными камнями и жемчугом, (который кстати добывали у нас). Из жемчуга создавали украшения для знати и зажиточных крестьянок Севера, а с 18 в. чешским и веницианским бисером уже украшали народные костюмы и применяли в домашнем рукоделии.
Особенно широко бисерное рукоделие распространилось в 19-20 веках на юго-востоке России, в Поволжье, Урале, Сибири, на Севере и Дальнем Востоке, в Средней Азии и Закавказье, в Беларусии, Литве и Украине.
МОИ УКРАШЕНИЯ ИЗ БИСЕРА/ Конкурс/ Сама плету кольца и бусики из бисера!
Украшения делали, нанизывая бисер на одну и более нитей (иногда до 30), вручную и ткали на специальном станке с нитяной основой. Бисеринки нанизывали на суровую вощеную нитку, конский волос или тоненькую проволоку, затем переплетали нити.
Рисунки рукодельницы придумывали сами, подсматривали друг у друга, перекладывали узор ткани, вышивки и плетения.
Творили ажурные воротники и длинные подвески, косоплеты и косники, пояса и сережки, украшали головные уборы бахромой и поднизями, ряснами и позаты-ленями.
Ажурное шейное украшение из крупного бисера, плетеное сеткой (ромбами, квадратами), которое носили поверх женской рубахи в России называли борода, жерелок, подшейник, подгорлок, ошейник, зажельник, разметка и т. п.
картина Федота Васильевича Сычкова «Трактористки» (1938)
Украшение на груди из ажурной ленты, бисера, соединенное в медальон, называется гайтан (с древнегреческого — тесьма, шнурок).
У гайтана много синонимов: «гердан», «гитан», «итан», «цепочка/чапочка».
На таком шнурке носили нательный крест, его украшали монетами, ракушками, большими бусинами.
У гайтана много синонимов: «гердан», «гитан», «итан», «цепочка/чапочка».
Узенькие полоски из бисера для украшения шеи и головных уборов называли цепочка.
Круглые объемные шнуры — жгут или круглая цепочка. В праздники носили наручные украшения — заручья и браслеты.
Собираются в гости. 1940. Федот Сычков
В Белорусии украшения на шею из бисера в виде узкой узорной ленты называли пляценка (название пошло от способа изготовления) и горлячка (носили ведь украшение на шее).
В 17 в. литовские рукодельницы плели из бисера воротники и узкие полоски каролинес. Ими украшали налобники шапочек, платки, надевали их на голову.
Украшения в виде нагрудников, цепочек из бус разной формы, монет, бисера и раковин каури были популярны у народов Поволжья и Приуралья: чувашей, удмуртов, татар, марийцев, башкир.
российский этнографический музей
Мордовские женщины очень любили украшения.
Они расшивали головные уборы вышивкой бусами и бисером, бляшками из металла.
Названия нагрудных украшений в виде круглых воротников из крупного бисера и разноцветных орнаментов называли цифкс, тифкс, комбоне и др. (и не выговорить).
Интересными и красочными были поясные украшения, которые дополняли длинными нитками с бисером — пулай, пулагай.
За работой. Подруги. 1935 Федот Сычков
Крестьянские украшения из бисера всех народов России были известны и за пределами Родины. Их показывали на международных выставках и ярмарках, продавали в магазинах народных промыслов Австрии, Англии, Америки, Термании, Франции и т.д. На наших образцах обучались в рукодельных школах Европы.
В конце 19 в. в селах искусству плетения из бисера начали готовить в Петербургской школе народного искусства и школах художественных рукоделий в различных губерниях России.
Однако, после революции, во время гражданской войны 1917—1922 гг. перестали существовать многие рукодельные мастерские и школы бисерщиц.
В 40-х годах 20 века началось увлечение расшивать бисером и стеклярусом платья, сумочки, кошельки, а в -70-е годы стало возрождаться низание.
Любовь к бисерным украшениям, желание и умение творить и создавать красоту, передавалось из поколения в поколения, и таким образом сохранилось и до настоящего времени.
В наше время полузабытое искусство изготовления бисерных украшений стало расцветать.
Многие рукодельницы создают украшения, основываясь на опыте и традициях, создают новые формы, узоры, сочетают разнообразные оттенки и расцветки.
Украшения из бисера и стекляруса, сочетаются с одеждой, дополняя и украшая ее.
(Напомню, что это мой пересказ статьи Э.Н. Литвинец. Журнал Сделай сам 2.1992. «Забытое искусство», часть первая. Продолжение следует . Иллюстрации собраны мной из просторов интернета)
Источник: dzen.ru
Как возникли украшения из бисера в Древнем Мире и на Руси
Современная молодежь с большим удовольствием украшает себя необычным плетением из разноцветных бусинок — бисера. В наши дни это модно и актуально. Но кто знает где и когда возник бисер? Кто понимает, что нося на себе украшения из бисера, продолжает древнейшие традиции украшения человеческого рода, уходящие корнями в доисторические времена?
Мировые музейные экспонаты свидетельствуют о том, что первые древние украшения из бисера появились более 4000 лет назад. Их родиной стал Древний Египет. Именно там впервые изобрели стекло. Существует даже древняя легенда о его зарождении. По этой легенде, моряки, которые везли соду, обложили ею костер, а утром нашли на углях гладкий, твердый и прозрачный камень.
Так и зародилось стекло, а позже из стекла появился первый бисер. Первоначально изделия из бисера служили талисманом и защищали от древних духов.
Вместе с распространением искусства в мировых цивилизациях: Рим, Византия, Сирия, Ливан, Турция — стали появляться кустарные производства по изготовлению сначала примитивных стеклянных талисманов, а позже украшений из стекла. Правда вид они имели в те временя внушительный, совсем не такой, как сейчас. Найденный во время раскопок древний бисер достигал в размерах от 3 до 5 см и представлял собой разноцветную стеклянную массу, наплавленную на основу — стержень из костей или конский волос. Конечно, носить такое украшение было очень тяжело, поэтому и предназначалось оно первоначально для украшения одежды умерших или в качестве даров.
Украшения из бисера стали быстро распространяться и являлись предметом торговли и показателем богатства. Например, за одну нитку бисера в древней Африке можно было купить раба. Для древних финикийцев это была возможность меновой торговли по Средиземноморскому побережью. В Месопотамии принадлежность к богатому сословию подтверждалась наличием и количеством бисера.
Между прочим, само название «бисер» произошло от арабского слова «бусра» и означает бусинка с отверстием. Но в разных странах данное украшение имело разные название: в Эфиопии — чале, в Болгарии и Молдове — згарды, гарданы, а в России — ожерелки, цепочки, фенечки.
Людское любопытство и желание поэкспериментировать привело к появлению цветного бисера, бисера с вкраплением из кварца, бисера с оправой из золота. Из стеклянного бисера в восточных странах изготавливали четки и даже имитировали драгоценные камни. Некоторые искусные мастера достигли такого совершенства, что их стекло порой невозможно было отличить от настоящего хрусталя.
Но тот бисер, которым мы украшаем себя сейчас появился только в 16м веке, именно тогда появилась технология разрезания полой стеклянной трубочки на мелкие кусочки.
Бисеринки шлифовались, им придавалась округлая форма и прекрасный материал для рукоделия был готов. Однако долгое время секреты изготовления изделий из стекла хранились в глубокой тайне, мастеров-стеклодувов награждали царскими привилегиями и жестоко казнили за разглашение данной тайны.
Первым в России изготавливать бисер научился светило науки М.В. Ломоносов. После долгих опытов со стеклом он получил разрешение на постройку Усть-Рудицкой фабрики под Ораниенбаумом в 1752 году.
Для «делания изобретенных им разноцветных стекол и из них бисеру, пронизок и стекляруса и всяких других галантерейных вещей и уборов, чего еще поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое количество ценою на многие тысячи». На фабрике находилась лаборатория с 9-ю печами. Так на Руси началась своя история бисера. У нас начали производить граненые камни и броши, стеклярусь и бисер, заглушенные цветные стекла для мозаики.
В России искусство бисероплетения получило название низание. Низание позволяло заработать бедной девушке на хлеб и скрасить долгие вечера светской даме. Маменьки гордились, если дочка владела искусством бисероплетения. А монашки расшивали богатым бисерным узором убранства церкви.
Да и современные дизайнеры создают настоящие шедевры из бисера, расшивая им одежду, создавая целые картинные полотна и незатейливые украшения для нежных девичьих рук.
Источник: www.imperiabisera.ru
История происхождения бисера
Бисер всегда привлекал внимание людей, наверное с тех пор, как появилось стекло. А когда оно появилось? Достоверных фактов нет, где впервые было оно получено. Одни соглашаются с легендой, что первооткрывателями стекла стали финикийские купцы. Согласно легенде – однажды купцы высадились на берег где-то в Сирии.
И когда разожгли костёр, чтобы приготовить себе пищу, взяли большие камни из груза корабля – они хотели использовать их для подставки горшков. Так или иначе, но куски селитры, чем оказались эти камни, соединились с песком и под действием высокой температуры расплавились. Потекла струйка жидкого стекла. А может было всё иначе? Может родиной стекла был Древний Египет?
Именно там в гробницах нашли первые стеклянные бусы. Они были разноцветные. Уже тогда египтяне научились делать стекло голубого, зелёного и пурпурного цвета, добавляя кобальт, медь или марганец. Любили эти украшения и мужчины, и женщины.
История происхождения бисера
Название – бисер происходит от арабского слова «бусра» или «бусер», т.е. фальшивый жемчуг. Римляне, завоевав Египет, распространили производства стекла и бисера в Римской империи, а затем в Византии. После завоевания Византии турками много стекольных дел мастеров переселилась в Венецию. Здесь производство обосновалось на долгие годы.
Венеция стала главным центром и поставщиком бисера в Европе. Производство стекла было перенесено на остров Мурано не только с целью, избежать пожаров, но и для сохранения тайны изготовления стекла – Муранского стекла. Мастерам-стекольщикам под страхом смертной казни запрещалось выезжать за границу.
Весь мир украшала Венеция своим бисером – сумочки, чехольчики, шкатулки, подушечки, одежда и даже оплётка для посуды тоже была из бисера. В ХVIII веке появились конкуренты – Богемия (Северная Чехия). У них была своя технология изготовления стекла. Бисерное украшение одежды было настолько популярным, что становилось знаком богатства.
На языке бисероплетения можно было узнать многое о владельце – из какой местности, какого рода, знатен ли, женат ли. Но особенно в ХIХ веке во Франции появились изысканные туалеты – в отделке были и бисер, и стеклярус.
История происхождения бисера в России
А что же у нас в России? Издавна стеклянные бусы были известны и здесь. В скифо – сарматскую эпоху уже бусы использовали в качестве украшения. Но здесь более ценился жемчуг, серебро и различные металлические украшения. Интерес к бисеру появился в ХVII веке.
В 1676 году в Москву прибыли первые венецианские мастера-стекольщики, но построенное дело просуществовало 30 лет. А в 1724 году ещё раз в России предприняли попытку создать стекольное дело, и в частности, бисерное, но опять ненадолго. Интерес русских модниц постепенно приобретал обороты. И наконец, в 1754 году была открыта фабрика по производству бисера, стекляруса, стекла для мозаики.
Особые старания приложил М.В. Ломоносов, хотя ещё долгое время бисер продолжали ввозить из Европы. В России появилось бисерное рукоделие. Женщины всех сословий пробовали свои силы в бисерном вышивании. Появились уникальные вещи, сделанные руками крепостных женщин. Изумительные вышивки из тончайшего бисера украшали не только одежду, но и другие вещи.
По воспоминаниям современников у графа Тарановского была мебель, «все сиденья затянуты изумительными вышивками. По белому фону вышиты цветы, птицы и фрукты…». Появились вышивки-картины, панно, бисером расшивали оклады икон, образки, появились бисерные чётки. Вплоть до 20-х годов ХХ – го века бисерное украшение радовало и очаровывало. Модницы особенно любили платья с бисерной бахромой, которая создавала эффект мерцания во время джазовых танцев. Всё прекратилось мгновенно – Вторая мировая война…
Но в конце ХХ-го века снова наступило время возрождения бисероплетения. Талантливые мастера бережно сохраняли своё искусство. И сейчас этот вид рукоделия снова радует нас своей неповторимостью, изяществом. Сейчас снова изделия из бисера востребованы. Бисер придаст очарование и яркость вашей одежде.
Изделия из бисера блистают на подиумах, в бутиках, бисером украшают бижутерию и одежду, кошельки, сумочки, воротнички, пояса и другие аксессуары. Многие дизайнеры используют красоту бисера во всём разнообразии его блеска и цвета. Вы можете самостоятельно сделать множество красивых вещей, всё зависит от опыта, умения, желания и терпения. Именно терпения, потому что любое женское рукоделие требует терпения.
Изящество, блеск и яркость бисера не могут вас оставить равнодушной.
Источник: mylitta.ru