Авторы статьи – профессиональные резчики по кости, изучающие мировую историю этого древнего искусства. Однако интернет-сайты заполнены исключительно однообразными перепечатками о резных костяных изделиях Русского Севера, а между тем Россия не была монополистом и лидером в резьбе по кости, хотя именно такое впечатление может сложиться у заинтересованного зрителя. В предлагаемой вашему вниманию статье вы ознакомитесь с основными сведениями о видах кости, с кратким обзором мировой художественной резьбы по кости, ее традициями и темами, и серией иллюстрирующих текст фотографий. Основная часть обзора создана по материалам Metropolitan Museum, British Museum, фото с сайта музеев, также использовались материалы авторов.
Виды кости для резьбы
Для резьбы в широком смысле этого слова может использоваться практически любая кость . Вот основные ее виды.
1. Рог копытных животных (оленя, лося, коровы, марала и т.п.)
2. Трубчатая берцовая кость крупных копытных — цевка (верблюд, корова, лошадь)
Изумительные украшения из кости. Обзор изделий мастеров
3. Бивень (мамонт или слон)
Рынок кости в Африке, бивни мамонта, внизу — клык моржа, рог нарвала Добыча и реализация некоторых видов кости ограничена или запрещена, — например, рога нарвала, носорога, зуба кашалота. В 2002 г. ООН ввела частичный запрет и на торговлю слоновой костью. Таким образом, абсолютно легальны для продажи остаются только бивень мамонта, рога копытных и цевка. Так как мамонты вымерли более 10000 лет назад, их бивни не запрещены к использованию и экспорту(хотя для добычи и вывоза их все равно требуется специальное разрешение), в отличие от бивня слона и моржового клыка, использование которых наносит ущерб природе, поощряя браконьерство!
Самый пластичный и красивый из этих материалов, но и самый дорогой, конечно, бивень мамонта . Трубчатое строение цевки сильно ограничивает ее использование для скульптурной резьбы. Впрочем, из-за своей дешевизны в настоящее время ее широко используют многие резчики. В России преимущественно используется коровья цевка, в странах Азии – цевка верблюда.
Часто цевку используют для имитации или подделки бивня мамонта. Впрочем, бивень очень легко отличить. Обычно он желтоватого или коричневатого, неоднородного цвета с годовыми кольцами, как на спиле ствола дерева. Трещины на такой кости – обычное явление и не являются значительным дефектом, потому что бивень легко впитывает влагу из воздуха.
Кроме того, на изделиях из бивня мамонта часто сохраняются следы внешнего слоя бивня – так называемой «корки», похожей на древесную кору. Цевка всегда однородного ярко-белого цвета, на ней нет прожилок, ее легко отличить по характерной цилиндрической пустотелой форме, либо изделие сборное и склеено из пластин. Главное же отличие – это «сетка» на поперечном срезе. Она образована сетью тонких каналов с нервными волокнами. На бивне слона тоже можно заметить такую сетку, но она выглядит по-другому – линии пересекаются под более тупым углом.
Бивень мамонта – красивый и пластичный материал, один из древнейших, использовавшихся человеком. Его сплошная, практически без пустот, однородная масса, крупные размеры позволяют выполнить из него любую скульптурную форму. Этот материал легко обрабатывается резцом и имеет красивый сетчатый рисунок.
Изделия из кости!
Он сохраняет эффектный внешний вид при самых разных способах обработки – покраске, полировке, гравировке. По твердости он близок к природным камням, таким как янтарь, жемчуг, коралл. Как правило, бивень мамонта добывают в районах вечной мерзлоты на дне рек, в болотах, тундре. В России это северные регионы Сибири, Якутия.
История
Наиболее крупные из известных бивней мамонта достигали длины 400-450 см, диаметр 18-19 см, вес 100-110 кг (бивни африканского слона весят около 95 кг). Древние люди использовали бивни как топливо, изготавливали наконечники стрел, украшения, ритуальные предметы. Со временем резьба по кости выделилась в самостоятельный вид художественного творчества. Была распространена в декоративно-прикладном искусстве Востока, Греции, Рима , Византии. Есть сведения, что древние греки делали колоссальные статуи из слоновой кости; остатки этих произведений не сохранились до наших дней, возможно, скульптуры были выполнены из дерева и только покрыты костяными пластинами.
Резьба по кости, Египет, IX-VIII вв. до н.э., фото с сайта Metmuseum.org
Расцвет резных византийских костяных икон пришелся на X -XI века. До наших дней дошли византийские так называемые консульские диптихи, которые представляют собой две пластины из слоновой кости, скрепленные между собой в виде книги, торжественно вручавшиеся при назначении консула.Расцвет резных византийских костяных икон пришелся на X -XI века. До наших дней дошли византийские так называемые консульские диптихи, которые представляют собой две пластины из слоновой кости, скрепленные между собой в виде книги, торжественно вручавшиеся при назначении консула.
Резьба по кости, Византия, XI в., фото с сайта metmuseum.org
Европа
Так как в Европе не имелось сколько-нибудь значительных собственных залежей бивня мамонта, слоны тоже там не обитали, то развитие косторезного искусства целиком зависело от притока иностранных материалов. 95% всей кости, ввозимой в Европу, составляла африканская слоновая кость, 5% — ввозимый из России ископаемый бивень мамонта. Резьба по кости в Европе пережила несколько упадков и возрождений, связанных с прекращением и возобновлением поставок слоновой кости с африканского континента .
Первоначально европейские резчики заимствовали стиль резьбы с ввозимых африканских изделий из кости.
Резьба по кости, Африка, XIX в., фото с сайта metmuseum.org
Постепенно формы европейской резьбы усложнялись, и, хотя в Европе не существовало специализированных гильдий резьбы по кости, и художники могли использовать различные материалы для скульптур, мелкая пластика из слоновой кости зачастую более выразительна и экспрессивна, чем монументальные скульптуры. Это связано с тем, что такие работы в основном предназначались для светских коллекционеров, что способствовало свободе выбора тем и сюжетов.
Источник: dzen.ru
История зарождения резьбы по кости
Искусство резьбы по кости — древнейший вид деятельности в декоративно — прикладном направлении. Возникновение косторезного промысла берет начало в эпоху зарождения человеческой цивилизации. Древние мастера изготавливали предметы быта иглы, ножи, ложки, наконечники для стрел, а также ювелирные украшения и предметы сакрального предназначения. Со временем интерес к косторезному мастерству вырос, стал отдельным видом творчества, и частью человеческого достатка и роскоши.
Для резьбы по кости чаще использовались: бивни слона и мамонта, “цевка” — кость крупного рогатого скота, зуб кашалота, олений и лосиный рог, клык моржа. В мировых музеях хранятся изделия из мамонтовой и слоновой кости, которые относятся к эпохам всех времен и культур. Тонкости художественной резьбы по кости зародились еще в ювелирных мастерских Минойской цивилизации. Ученые выявили, что примечательным и значимым считается культурное наследие Минойской цивилизации, которое представляло прообраз всеми известной Атлантиды. К счастью, мы можем лицезреть по прошествии тысячелетий, сохранившиеся изделия из кости тех времен.
В зарождение и развитие резьбы по кости великий вклад внесли древние мастерские Греции и Рима. Сохранилась информация, что в древней Греции мастера изготавливали огромные изваяния. Самым значимым произведением тех времен является огромная статуя Зевса в Олимпии покрытая пластинами из кости. В античности небольшие статуи мастера целиком вырезали из слоновой кости.
Статуи большего размера состояли из деревянного каркаса, облачения покрывались золотом, а части лица и тела выполняли из бивней крупных млекопитающих. Такие изображения имели название — Хрисоэлефантинная скульптура. Мастера из Константинополя создавали творения из благородного материала, которые послужили образцом для Европейских мастеров — косторезов в эпоху средневековья.
Cтатуя Зевса в Олимпии
В Средневековом искусстве косторезный промысел обогатился созданием религиозных произведений искусства и имел особенное значение. Создавались костяные иконы, и рельефные накладки с изображением святых. В эпоху средневековья изделия из кости стали признаком высокого достатка и материального положения. В Италии и Германии продолжают использовать изделия из природного материала для отделки интерьера, украшают мебель, создают интерьерную скульптуру, и изготавливают предметы обихода.
В Азии и на Востоке изготавливались образцовые изделия, здесь появлялись специальные школы, где из поколения в поколение передавались тонкости художественной резьбы по кости. Восточное косторезное искусство всех времен сохраняет видное место. Самым знаменитым воплощением Китайских мастеров является произведение “Шар в шаре”. Этот шедевр был создан впервые около тысячи лет тому назад. Во всем мире изделия мастеров Китая являются наиболее заметными и известными.
Китайская резьба по кости Шар в шаре
Искусство резьбы по кости в России произрастает в старинном Новгороде. В процессе археологических исследований было найдено множество изделий из кости. Впоследствии промысел зародился на Севере нашей страны. На Севере сырья было в достатке, и пролегали купеческие караваны в страны Востока и Запада. Северные мастера в некоторой степени повторяли Европейский принцип резьбы.
Здесь зародились первые косторезные русские школы — это Тобольская, Якутская и Чукотско-эскимосская школы. Русские изделия из кости отличались многофункциональностью, и имели практическое использование, малая часть служила для украшения быта. Исключительной особенностью для русских резчиков оказалось то, что мастера имели доступ не только к кости животного происхождения, но и добываемой из недр земли мамонтовой кости. Бивень мамонта стал основой для создания изделий русских мастеров.
Холмогорская резьба по кости, резной гребень
В наши дни количество сверх драгоценного сырья исчерпывается, что создает для мастеров сложное положение. Но невзирая на возникающие трудности материал преображается с помощью мастеров — профессионалов в прекрасные изделия, являющиеся мировым культурным наследием всех времен!
История резных икон
На сегодняшний день существует множество разнообразных техник изготовления икон. Написанные на доске, фрески, вышитые, мозаичные, литые, и некоторые другие.
Источник: bonecarving.ru
Посчитаем косточки ? Или история резьбы по кости
Накопилось у меня достаточное количество украшений из кости и рога . Поэтому Решила я провести аукцион на все украшения из органики в моей коллекции Но как » существо» любознательное , решила я почитать об истории резьбы из кости и истории этих украшений . Чем спешу поденлитьмя с вами
Искусство резьбы по кости — древнейший вид деятельности в декоративно — прикладном направлении. Возникновение косторезного промысла берет начало в эпоху зарождения человеческой цивилизации. Древние мастера изготавливали предметы быта иглы, ножи, ложки, наконечники для стрел, а также ювелирные украшения и предметы сакрального предназначения. Со временем интерес к косторезному мастерству вырос, стал отдельным видом творчества, и частью человеческого достатка и роскоши.
Для резьбы по кости чаще использовались: бивни слона и мамонта, “цевка” — кость крупного рогатого скота, зуб кашалота, олений и лосиный рог, клык моржа. В мировых музеях хранятся изделия из мамонтовой и слоновой кости, которые относятся к эпохам всех времен и культур. Тонкости художественной резьбы по кости зародились еще в ювелирных мастерских Минойской цивилизации. Ученые выявили, что примечательным и значимым считается культурное наследие Минойской цивилизации, которое представляло прообраз всеми известной Атлантиды. К счастью, мы можем лицезреть по прошествии тысячелетий, сохранившиеся изделия из кости тех времен.
В зарождение и развитие резьбы по кости великий вклад внесли древние мастерские Греции и Рима. Сохранилась информация, что в древней Греции мастера изготавливали огромные изваяния. Самым значимым произведением тех времен является огромная статуя Зевса в Олимпии покрытая пластинами из кости. В античности небольшие статуи мастера целиком вырезали из слоновой кости.
Статуи большего размера состояли из деревянного каркаса, облачения покрывались золотом, а части лица и тела выполняли из бивней крупных млекопитающих. Такие изображения имели название — Хрисоэлефантинная скульптура. Мастера из Константинополя создавали творения из благородного материала, которые послужили образцом для Европейских мастеров — косторезов в эпоху средневековья.
Статуя Зевса в Олимпии (
Бог сидит на золотом троне, его фигура сделана из золота и слоновой кости, на голове у него венок как бы из ветвей маслины, на правой руке он держит богиню победы, сделанную также из слоновой кости и золота. У неё на голове повязка и венок. В левой руке бога скипетр, украшенный всякого рода металлами. Сидящая на скипетре птица — орёл. Обувь бога и верхняя одежда — также из золота, а на одежде — изображения разных животных и полевых лилий»
— Павсаний. «Описание Эллады».)
В Средневековом искусстве косторезный промысел обогатился созданием религиозных произведений искусства и имел особенное значение. Создавались костяные иконы, и рельефные накладки с изображением святых. В эпоху средневековья изделия из кости стали признаком высокого достатка и материального положения. В Италии и Германии продолжают использовать изделия из природного материала для отделки интерьера, украшают мебель, создают интерьерную скульптуру, и изготавливают предметы обихода.
В Азии и на Востоке изготавливались образцовые изделия, здесь появлялись специальные школы, где из поколения в поколение передавались тонкости художественной резьбы по кости. Восточное косторезное искусство всех времен сохраняет видное место. Самым знаменитым воплощением Китайских мастеров является произведение “Шар в шаре”. Этот шедевр был создан впервые около тысячи лет тому назад. Во всем мире изделия мастеров Китая являются наиболее заметными и известными.
Диптих с 12-ю праздничными сценами. Византия, конец X века. Слоновая кость, резьба.
Размер — 26,4 х 13,3 см. Из собрания Альберта Жермо в Париже.
Поступил из собрания Александра П. Базилевского в 1885 г. ГЭ Инв. N W 13.
1. Благовещение; 2. Встреча Марии и Елизаветы; 3. Рождество Христово; 4. Сретение; 5. Крещение; 6. Преображение;
7. Вход в Иерусалим; 8. Распятие; 9. Воскресение; 10. Уверение Фомы; 11. Вознесение;12. Сошествие Святого Духа
Искусство резьбы по кости в России произрастает в старинном Новгороде. В процессе археологических исследований было найдено множество изделий из кости. Впоследствии промысел зародился на Севере нашей страны. На Севере сырья было в достатке, и пролегали купеческие караваны в страны Востока и Запада. Северные мастера в некоторой степени повторяли Европейский принцип резьбы.
Здесь зародились первые косторезные русские школы — это Тобольская, Якутская и Чукотско-эскимосская школы. Русские изделия из кости отличались многофункциональностью, и имели практическое использование, малая часть служила для украшения быта. Исключительной особенностью для русских резчиков оказалось то, что мастера имели доступ не только к кости животного происхождения, но и добываемой из недр земли мамонтовой кости. Бивень мамонта стал основой для создания изделий русских мастеров.
В современном же мире мы все помним 80-е ,когда были популярны бусы из кости из Индии . Да и сейчас есть чудесные мастера , которые превращают кость в сказку
Источник: www.livemaster.ru