Много тысячелетий назад появились, так называемые, ювелирные изделия, изготовленные из шкур, камней, костей, зубов больших животных. Эти украшения указывали на их статус, силу и самое главное – защиту.
Статьи по теме:
- История появления ювелирных изделий
- Из чего делают ювелирные украшения
- Краткая история ожерелья
- Ювелирное искусство 2016
Первыми, кто носил такие украшения, были мужчины. Они служили для них в качестве амулетов, оберегов, которые защищали своего хозяина от зла. Так вождя, воина или охотника могли различить именно по этим украшениям.
Прошли тысячелетия. Люди научились добывать золото, которое считалось одним из самых ценных металлов. Оно было началом в истории и первооткрывателем в ювелирном деле. Так появилось новое ремесло – обработка золота, с ним же и мастера, которые изготавливали сказочные украшения.
Ювелирные украшения: КОЛЬЦА & ПЕРСТНИ. История обручального кольца, бриллиантовые кольца
История показывает, что первые изделия из золота появились в Египте, а после и на востоке. В Китае они выполнялись в виде крупных ожерелье, браслетов, колец, корон и диадем. Позже начали украшать еще и драгоценными камнями, чтобы предать богатый вид изделию. Украшения из золота носили только высшие слои общества. Но, не были обделены и остальные люди, которым позволялось носить украшения: городским и торговцам – из серебра, а из металла – рабам.
Ювелирное искусство и добыча драгоценных камней не стояли на месте. С веками и столетиями они дали прорыв. Появился новый драгоценный камень – алмаз, обрабатываемый специальным способом, который после получил название бриллиант. Мастера начали добавлять декорирование к ювелирным изделиям, которое украшалось бриллиантами, и они становились основным элементом в ювелирных произведениях.
За тысячи столетий, менявшиеся стили в искусстве, которые оставляли после себя разные великолепные украшения, дошедшие и до наших дней. В них видна душа ювелирного мастерства, а также дух самих эпох.
И чтобы сегодня мы получали удовольствие от замечательных украшений, они должны были пройти большой путь через столетия, от амулетов и оберегов до самых шикарных ювелирных изделий.
Совет полезен?
Статьи по теме:
- Почему Золотой век так назван
- История появления женского кошелька
- Великолепные ювелирные украшения
Добавить комментарий к статье
Похожие советы
- Инкрустированные ювелирные украшения
- Зачем людям нужны украшения
- Какого цвета бывает платина
- Какие виды украшений существуют
- Золотом на черном: изделия палехских художников
- Пурпурное золото — что это такое?
- Что такое кольцо чистоты
- Лучшие ювелирные бренды: рейтинг
- Используют ли медь в ювелирном деле
- История зеркала: от древности до наших дней
- Какие украшения у различных племен
- Украшения из золота 2016
Новые советы от КакПросто
Рекомендованная статья
Как можно использовать джинсы
Нередко люди предпочитают в качестве повседневной одежды джинсы. Они сделаны из прочного материала, что позволяет.
Источник: www.kakprosto.ru
История ювелирных украшений
Интерес человека к драгоценностям и украшениям из золота и серебра уходит своими корнями в более чем тысячелетнюю историю. История ювелирных украшений напрямую связана с развитием и становлением самого человека.
По мере развития человечества развивается и история ювелирных украшений. С появлением возможности обработки различных материалов, а затем с открытием золота и серебра начинается новый этап в становлении истории украшений из драгоценных металлов. На смену примитивным украшениям из камней приходят ювелирные украшения из драгоценных металлов.
Популярность золота заключалось в его красоте, легкости обработки и долговечности. В сочетании с золотом использовались многие, открытые в то время, драгоценные камни. Ими украшали одежду, оружие, предметы быта.
Раскопки археологов показали, что египтяне предпочитали ювелирные украшения из золото всем другим металлам. Одним из самых древних и излюбленных украшений было ожерелье. Египтяне носили золотые амулеты в виде священного жука-скарабея. К древнейшему украшению в истории ювелирных украшений можно отнести кольцо.
Оно служило опознавательным знаком и указывало на степень власти, которой обладал человек и на его принадлежность к определенному роду, а также применялось как печать на всех предметах собственности. И только потом появились кольца-украшения.
История ювелирных украшений Древнего Египта показала, что именно египтяне первыми использовать золотые кольца при заключении брака и обмениваться ими в знак верности. Кольцо, надетое на средний палец левой руки, символизировало вечную верность и любовь. Считалось, что именно через этот палец проходит вена, которая ведет прямо к сердцу.
Украшения в Египте символизировали власть и религиозную силу общества. Немаловажное значение имел и цвет украшений. Красный символизировал жажду крови, зеленый — плодородие и урожай. Богатые египтяне носили ювелирные крашения из золота при жизни и, умирая, брали с собой в загробный мир.
Первые драгоценные камни были найдены в речной гальке на дне рек и на берегах. В Красном море добывали изумруд. В развитых древних цивилизациях добыча камней становилась отраслью экономики.
Красота золота и драгоценных камней-интерес к ним стимулировали развитие ювелирного дела и декоративных искусств. Появляются мастерские для изготовления украшений. История ювелирных украшений показывает, что еще около 4000 лет назад изготовление ювелирных украшений было популярным ремеслом не только у Египтян, но и в городах Шумеров. Гробницы, найденные археологами, содержали множество золотых и серебряных ювелирных украшений, полудрагоценных камней, короны из лазурита с золотыми вставками, ожерелья и подобия булавок.
В Китае была распространена резьба по жадеиту еще 4500 лет назад. Китайские ювелирные изделия часто содержали буддистскую символику и в основном изготавливались из серебра. Камеи и прочие украшения из агата были особенно популярны в древнем Риме, а также позже — в Средние Века.
Древние греки начали использовать золото и природные камни в ювелирных украшениях около 1400 года до н.э. К 300 г. до н.э. они использовали аметисты, жемчужины и изумруды. В Греции ювелирные украшения носили в основном женщины, чтобы показать свой достаток, социальный статус в обществе и красоту. Искусство инкрустации греки переняли от египтян. Изделия изготавливались не только для людей, драгоценными камнями украшали античные статуи и скульптуры богов.
Древние римляне для изготовления ювелирных украшений использовали золото, бронзу, стеклянные бусины и жемчуг, добывали агат. Наиболее типичным украшением римской эпохи является брошь, которую использовали для скрепления одежды.
История ювелирных украшений на Руси достаточно молодая. Впервые ребенок знакомился с украшениями вскоре после рождения: ему на шею надевали нитку с бусами или бисером.Украшения также являлись способом половой идентификации. В быту, до определенного возраста, было принято одевать девочек и мальчиков одинаково, и лишь, достигнув 7-8 летнего возраста, девочке прокалывали уши.
В качестве украшений могли выступать гусиные перышки. Мальчикам вдевали серьгу в левое ухо для предохранения от грыжи. Серьга была и магическим оберегом, и знаком мужского пола ребенка, так как девочки носили две сережки. Переставал человек носить украшения только после смерти. В отличие от Египтян в Древней Руси существовал запрет класть ювелирные украшения умершего в гроб, иначе «они превратятся в змей и обовьются вокруг шеи и ушей».
В Средние века начался общий подъем торговли, ремесла, науки и искусства. Активное развитие различных направлений помогло, в свою очередь, и прогрессу в ювелирном отрасле. В этот период можно отметить культуру кельтов, франков и германцев. К 8 в. н.э. мужчины, носили украшенное камнями оружие, кольца с камнями, используемые в качестве печатей. Использовать кольца в качестве печатей начали еще древние римляне и греки.
Изучая произведения ювелирного искусства можно понять, что нового привнес данный этап в общую культуру человечества.
На смену средним векам приходит эпоха Возрождения. Ювелирные украшения того времени несли отпечаток богатства, главенствования, являясь определенным знаком, указывающим на положение их носителя в обществе. На смену им пришли ювелирные украшения в стиле барокко, создаваемые с конца XVI и вплоть до середины XVIII века в той же самой Европе.
Барокко родилось в конце XVI столетия в Италии, но вскоре охватило Францию и большинство стран Европы. Драгоценности этой эпохи отличались особой декоративностью и помпезностью. В моде были дорогие кольца из золота с рубинами и изумрудами, крупные броши с множеством драгоценных камней.
Со временем пышные и симметричные ювелирные украшения барокко сменились на изящные, с хорошо обозначенным орнаментом ювелирные украшения в стиле рококо. Ювелирные изделия этого стиля отличаются изысканностью и тонкостью линий.
Стиль рококо нашел необычайно яркое художественное воплощение в ювелирном искусстве. Это совпало с повсеместным распространением бриллиантовой огранки алмазов. Появляется качественно новый критерий красоты украшения: его соответствие личности носителя, удобство и комфорт владельца. Благодаря моде на глубокое декольте особой популярностью пользовались бриллиантовые колье.
В эпоху романтизма (конец 18-середина 19 веков), с развитием технологий и ростом уровня жизни, ювелирными украшениями стал интересоваться и средний класс. Отличительной чертой являлось не только наличие драгоценных камней, но и сложная работа ювелиров. Именно в этот период появляются всемирно известные ювелирные бренды такие, как Tiffany Бижу» с французского означает «подделка, обман». Ювелиры, работающие с дешевыми материалами, стали называться «бижутеры». Дамы умело пользовались фальшивыми украшениями, так как появляться в свете в открытом платье без ювелирных украшений считалось непозволительно.
Одним из самых плодотворных для развития ювелирного дела стал период классицизма (с середины XVIII до конца XIX в.). Идеалом красоты и предметом для подражания стало древнегреческое искусство. Ювелирные украшения становятся прерогативой женщин.
XVII-XVIII века стали периодом возникновения первых школ ювелирного искусства. Наиболее известны европейские школы и Петербургская школа Фаберже. Обычно такие школы основывались в крупных городах, столицах ювелирного дела. Ювелирные украшения становятся более изысканными и элегантными.
На первое место выходит бриллиант, а на смену разномастным драгоценностям приходят комплекты украшений, сделанные в едином стиле, так называемые парюры. В течение длительного периода времени главным поставщиком дорогостоящих камней в цивилизованный мир являлась Индия. В Бразилии также добывали алмазы, но лишь некоторые из них являются достаточно крупными. Богатой алмазами всевозможных размеров оказалась и Южная Африка. Самые крупные камни, добытые в копиях, были удостоены собственного имени.
К концу XIX века сформировался новый стиль в ювелирном искусстве — модерн (по-французски Art Nouveau — новое искусство). Благодаря модным журналам широкая публика имела возможность познакомиться с самими последними тенденциями, мода перестала быть привилегией высших классов. На первое место выходит ювелир, создававший индивидуальные, художественные украшения.
Нововведения в ювелирном деле отмечаются и после Второй мировой войны. Применение новых материалов, техник окрашивания, получение искусственных жемчужин и бриллиантов привело к появлению многочисленных дизайнерских направлений.
На рубеже XX-XXI вв. в ювелирной промышленности начали широко использоваться компьютерные технологии, позволяющие создавать неповторимые стили и модели.
Источник: zlato-shop.ru
Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве
Библиографическая запись: Очень короткая история ювелирного искусства. — Текст : электронный // Искусствоед.ру – сетевой ресурс об искусстве и культуре : [сайт]. – 2020. – URL: https://iskusstvoed.ru/2020/04/25/ochen-korotkaja-istorija-juvelirnogo-iskusstva/ (дата обращения: 29.04.2023)
- Home
- История искусств
- Очень короткая история ювелирного искусства
Очень короткая история ювелирного искусства
3 года ago Enottt Комментарии к записи Очень короткая история ювелирного искусства отключены
Просмотры: 16 483
Ювелирное искусство – один из древнейших видов художественного творчества – изготовление художественных изделий из благородных и цветных металлов (золота, серебра, платины, меди, бронзы, нейзильбера, титана, стали) часто в сочетании с драгоценными и полудрагоценными камнями, жемчугом, перламутром, янтарем, костью, цветным стеклом. В ходе эволюции сложился ряд наиболее распространенных ювелирных техник: ковка, литье, чеканка, тиснение, резьба, гравировка, чернь, эмаль, инкрустация, травление и другие технические приемы обработки металлов. Этот вид декоративно-прикладного искусства объединяет разные виды изделий: предметы быта (посуда, столовые и туалетные приборы, интерьерные украшения и светильники), культовые предметы, парадное оружие и украшения.
История ювелирного искусства берет начало в истоках человеческой цивилизации, когда потребность в
украшениях была сильнее, чем потребность в одежде. Это мы можем наблюдать еще и сегодня в культурах «примитивных» народов.
Трудно сказать, в каком качестве появились украшения первоначально – то ли как эстетически значимые предметы личного обихода, ибо желание привлечь к себе внимание, как известно, присуще и представителям животного мира, то ли как амулеты или обереги, иначе говоря, форма познания мира, вид художественного творчества. По-видимому, возникновение этих (основных) и других функций украшений взаимосвязано. Можно смело утверждать, что первыми появились «нательные» украшения, предназначенные для декорирования тела – подвески (в том числе талисманы и амулеты), ожерелья, браслеты, серьги, гребни для скрепления волос. Затем «костюмные» – фибулы для скрепления одежды, пряжки для поясов и обуви.
В каждую отдельную историческую эпоху превалируют украшения одного вида, нательные или костюмные, в то время как другие остаются в тени. Каждая эпоха создавала украшения по-своему, и это касалось не только выбора материала, способов его обработки и техник, но, прежде всего, собственного языка художественных форм, адекватного ее мировоззрению, уровню экономического и технического развития. Украшения отражают все аспекты эволюции человеческого общества – религиозные и эстетические представления, социальную структуру, характер политических связей с соседними народами и государствами.
Во все эпохи златокузнецы и серебряники находились под влиянием работ предшественников и творчески осмысляя историческое художественное наследие, мастера-ювелиры собственными произведениями не
только стремились доказать свою принадлежность к художественной культуре эпохи, но и пытались внести свой вклад в мировое наследие ювелирного искусства. Этот процесс, конечно, был не всегда осознанным, но благодаря нему в ювелирном искусстве выстраивалась историческая преемственность поколений. Подтверждение этому можно увидеть во множестве реминисценций традиционных форм древних украшений в произведениях современных художников-ювелиров.
Огромную роль во взаимодействии культур играли торговля и основание колоний. Ювелирные украшения, выполненные столичными мастерами, часто попадали в колонии в качестве привозного товара или заказа, чем
способствовали развитию провинциальных школ. Случалось и жителям столиц делать заказы на ювелирные изделия у ремесленников в колониях, и столичные традиции обогащались местными. Так более жизнеспособные культуры постоянно расширяли ареал своего влияния.
Украшения путешествовали по миру вместе с хозяевами в качестве их личных вещей, принося на новые территории не только обычаи и нравы, но и художественные традиции. Не только всякая эпоха, но всякая культура в рамках одной эпохи создавала украшения в соответствии с господствующим мировоззрением и жизненными укладом в обществе. Так, на Древнем Востоке в искусстве Египта главную роль играли религия и, служащий прославлению фараона как наместника бога, придворный церемониал. Поэтому египетские украшения, как культовые, так и светские, имеют ритуальный характер.
В Древней Греции определяющее значение имела эстетическая функция украшений. В поисках общей гармонии греки стремились позиционировать человека в пространстве макрокосмоса. В их ювелирном искусстве особое внимание уделялось украшениям, подчеркивающим пропорциональность человеческой фигуры как микрокосма. Мастера-ювелиры Древнего мира (Египта, Местопотамии, Греции и Рима) выработали основные виды и типы украшений, сформулировали их символическое значение в поисках гармонического единства человека с миром.
В эпоху средневековья большую роль в формировании целостных художественных стилей на значительных территориях сыграла христианская
Церковь. Эта эпоха оставила мало светских украшений, культовые же изделия объединяет христианская эстетика. Под её духовным воздействием сформировалась византийская православная культура на юго-востоке Европы и католическая – на западе. Затем, в эпоху Возрождения, снова возрастает интерес к культуре и искусству Античности.
В Новое время – эпоху географических открытий – Европа знакомится с культурами неизвестных доселе континентов и территорий, буквально распахнувшими перед Старым Светом «шкатулку с сокровищами». Ее содержимое и сегодня питает творчество ювелиров, работающих в драгоценных материалах.
Европейцам открылись художественные культуры Индии, Америки, Африки, Дальнего Востока, и интерес к ним с начала XVII века сплавился новым художественным направлением, рожденным внутри европейского континента, и связанным с вновь возросшими
претензиями церкви на государственное господство. Барокко явилось результатом слияния религиозного и светского мировосприятия. Путь к духовному господству лежал через эстетическое наслаждение. Украшения, как и другие ювелирные изделия этого времени, очень красочны и богаты экзотическими материалами.
Классицизм – едва ли ни первая сознательная попытка переосмысления творческого наследия Европы. В этот период в украшениях немало декоративных
мотивов искусства империй Древнего мира – Египта и Рима, актуальных в период формирования европейских империй.
В эпоху Историзма появляются изделия, поэтизирующие тот или иной художественный стиль минувших времен, напрямую связанные с возросшим интересом к прошлому и национальной истории. Поэтому ювелирные украшения в эти годы – прямые исторические реплики, хотя и оторванные от художественного контекста.
Стиль Ар Нуво, подведший итоги уходящей эпохи, стал последней попыткой создания единого европейского художественного стиля. Он продемонстрировал конструктивную основу художественных изделий
предметного мира. Ювелирные украшения Ар Нуво, по выражению тех лет, «гарнировавшие» платье, представляются скорее декоративной пластикой, нежели функциональными предметами. Именно они положили начало развитию ювелирного дела как самодостаточного вида художественного творчества – искусства.
В рамках стиля Ар Деко начинают складываться основные принципы современного ювелирного искусства – отображение в художественных образах визуально значимого знака, мгновенно
воспринимаемого и узнаваемого. Отсюда чистота и ясность форм современных ювелирных украшений, приоритет авторских концепций, активное взаимодействие с художественно-образными системами авангардных направлений современного искусства.
Возникает вопрос: почему в современном ювелирном искусстве постоянно возникают реминисценции культур Древнего мира? Воспроизводятся не только их внешние признаки или мотивы, как это было на протяжении предыдущих столетий, а основные, принципиальные эстетические постулаты.
Ответ на него дает внутренняя эволюция этого вида художественного творчества. Логика построения художественной формы современного ювелирного украшения, так же как и в древности, диктуется формами фигуры человека. Чем теснее эта связь, тем чище форма украшения, чем слабее, тем она велеречивее.
Коренной перелом в осмыслении роли и места ювелирных украшений в художественной культуре происходит в ХХ столетии, когда научные достижения, значительно расширившие границы непознанного, стимулировали формирование новой художественно-образной системы, опирающейся на реалии новой технократической эпохи. Современный художник-ювелир оказался перед необходимостью искать новые, адекватные этому времени формы. История ювелирного искусства завершила очередной виток своего пути.
Превью: Браслеты для щиколоток. Начало 19 века, Индия. Золото, бриллианты, рубины, бирюза, эмаль. Лондон
Источник: iskusstvoed.ru