Кого называли украшение фасада дворца оружием и военными трофеями

В 1762 году, до своей отставки, архитектор Б.Ф. Растрелли полностью завершил работы по фасадам Зимнего дворца, вплоть до их окраски. Вот, что писал сам зодчий: «Дворец снаружи раскрашен: стены песчаною краскою с тонкой прожелтью, а орнаменты — белой известью.»1 В протоколах Канцелярии от строений говорится об отпуске на эти работы извести, мела, охры и черлени (красной земли, которая после обработки использовалась в качестве пигмента).

Зимний дворец.Окраска второй половины XVIII в.Б.Ф. Растрелли

В более поздних документах встречаются такие названия, как бледно-желтая с белым, «под цвет дикого камня» и т.д. Очевидно, что фасады Зимнего дворца имели очень легкую теплую охристую окраску с выделением ордерной системы и пластического декора белой известковой краской. Это подтверждается не малым количеством иконографического материала.

Достаточно взглянуть на картину неизвестного художника с оригинала К. Кестнера 1760-х гг. или полотно художника Г. Майера 1790-х гг., запечатлевших восточный и северный фасады Зимнего дворца. Нам удалось обнаружить образцы штукатурки фасада дворца с сохранившимся, хотя уже и пожухлым колером последней четверти XVIII века — на восточном фасаде дворца, к которому в начале 1790-х гг. архитектор Д. Кваренги пристроил новый корпус с Георгиевским залом на уровне парадного этажа. Это наиболее ранний образец окраски Зимнего дворца, находящийся в нашем распоряжении, несомненно времени Екатерины II на характерной растреллиевской штукатурке.

Мраморный дворец

Зимний дворец.Окраска рубежа XVIII — XIX вв.

На рубеже XVIII-XIX вв. с воцарением Павла I — проводятся работы по строительству деревянных колоколен. Меняются главные ворота. Если при Екатерине II ворота, выполненные по проекту архитектора Ю.М.

Фельтена, были деревянные филенчатые и окрашены белой масляной краской, то при Павле I они изготавливаются из того же материала, но окрашиваются (если так можно выразиться) в военную расколеровку, т.е. чередованием белых и черных полос с тонкими разделительными красными линиями. Проводятся и фасадные работы. Окраска дворца сохраняется охристо-белой, только глади стен покрываются более звонкой охрой. Обнаруженные на юго — восточном ризалите, небольшие фрагменты пострастреллиевской штукатурки с охристым известковым колером позволяют сейчас представить, какой насыщенности золотистой охрой могли быть окрашены фасады Зимнего дворца на рубеже XVIII — XIX вв.

Зимний дворец.Окраска конца 1830-х начала 1840-х гг.

До пожара 1837 года принципиальных изменений в окраске Зимнего дворца не происходит, хотя в 1833-1835 гг., при Николае I, ремонт фасадов проводился. Из архивных документов известно, что окраска выполнялась «палевою краскою» — легким охристым колером.

Зимний дворец.Окраска 1860-х — 1870-х гг.

Особо нужно сказать о кровле дворца. Если при Елизавете Петровне и Петре Федоровиче кровля была луженая, то, позднее, при Екатерине II она окрашивается «под вид белого железа» как, положим сейчас на Петергофском дворце.3 При Павле I кровля окрашивается английскими белилами на вареном масле,4 а при Александре I, в 1816 году, — «красною краскою».5 При восстановительных работах после пожара 1837 года кровля окрашивается железным суриком, т.е. имеет красно-коричневый цвет. Что касается окраски фасадов дворца, то из архивных источников известно, что в ходе послепожарного ремонта колер составлялся из гашеной тосненской извести, охры, итальянской мумии и части олонецкой земли, которая использовалась как пигмент и имела оттенок слоновой кости.6 Как это выглядело, мы можем судить по акварелям художников В. Садовникова (1830-е гг.), К. Бонштедта (1847 г.), И. Шарлеманя (1853 г.) и др. Мы смогли выявить фрагменты стасовской штукатурки с колером окраски дворца, относящиеся к началу 1840-х гг., когда архитектор В.П. Стасов при реконструкции и надстройке Малого Эрмитажа вновь возводил переход между зданиями.

Зимний дворец.Окраска 1880-х — 1890-х гг.

Западные опоры перехода закрыли участок фасада Зимнего дворца, отремонтированного после пожара, где и были нами обнаружены штукатурные плоскости, сохранившие окраску начала 1840-х гг. Во второй половине 1850-х — 1860-х гг., при императоре Александре II, колорит фасадов дворца меняется. Охра становится более плотной.

Ордерная система и пластический декор не окрашиваются дополнительным цветом, но приобретают очень легкое тональное выделение. По сути, фасады воспринимаются монохромными. На акварели художника Л. Премацци мы достаточно отчетливо это видим.

Зимний дворец.Окраска первой четверти XX в.

Кстати, на том же юго-восточном ризалите мы сумели выявить колер окраски Зимнего дворца, очень близкий к тому, какой изображен на акварели Л. Премацци. Ворота в эпоху Александра II по-прежнему остаются деревянные, окрашенные в черно-белую полосу. Проект архитектора А.И. Штакеншнейдера, предполагавший создание новых металлических ворот, не был реализован.

Читайте также:
Как рисовать украшения на елку

При императоре Александре III, в 1880-е гг., были изготовлены новые кованые ворота по проекту архитекторов Горностаева-Мельцера (фактически по проекту Р.Ф. Мельцера). Колер окраски дворца приобретает плотное охристое выражение с добавлением красного пигмента, с тональным выделением ордерной системы и пластики. Окраска кровли была выполнена железным суриком, т.е. имела красно — коричневый цвет.

Зимний дворец.Окраска 1940-х — 1960-х гг.

На стволах колонн и отдельных архитектурных деталях мы обнаружили более слабую терракотовую тональность окраски, что свидетельствует о расколеровке фасадов дворца в два тона. На это указывают и архивные документы.

Иконография на этот период довольно скупа, но, тем не менее, как выглядел дворец можно судить по живописному полотну художника К. Беггрова (1882 г.) и в качестве возможного аналога может быть приведен Аничков дворец, так как в бытность Александра Александровича еще великим князем Аничков дворец по его распоряжению был окрашен терракотовой гаммой красок. На другой картине того же художника К. Беггрова (1880 г.), изображающей Невский проспект, на дальнем плане, за мостом, просматривается Аничков дворец, окрашенный таким образом. С воцарением Николая II, по его распоряжению стали проводиться работы по замене разрушающейся каменной скульптуры на парапетах Зимнего дворца на выколотную медную. Что касается фасадов — то императором был одобрен проект их окраски в колорите «новой ограды Собственного сада».

Зимний дворец.Окраска настоящее время.

Металлическая ограда, возведенная в 1899-1901 гг. по проекту архитектора Р.Ф. Мельцера, покоилась на внушительном (около трех метров высотой) цоколе из красного песчаника, под цвет которого и было дано распоряжение окрасить Зимний дворец без выделения ордерной системы и пластического декора тонально или дополнительным цветом.

Так же были покрашены фасады здания Главного штаба.8 В результате этого, разнообразные по своему пластическому построению, уникальные здания ансамбля Дворцовой площади слились в монохромную терракотово-кирпичную колористическую массу. На многих участках фасадов Зимнего дворца нами обнаружены подтверждения монохромной расколеровки.

Надо сказать, что на протяжении царствования Николая II, к нему было несколько обращений Министерства императорского двора, Бюджетного комитета Государственной думы, Военного ведомства. Министерств финансов и Иностранных дел о перекраске, как Зимнего дворца, так и Главного штаба, чтобы вернуть зданиям окраску, которую в свое время утвердил император Александр I. Все эти предложения Николай II отклонил.

В таком красно-терракотовом виде Зимний дворец оставался почти до конца 1920-х гг. В подтверждение этому, помимо архивных документов и натурных исследований могут быть приведены живописные полотна художников Б. Кустодиева «Демонстрация на площади Урицкого» (1921 г.) и Р. Френца «Штурм Зимнего дворца» (1927 г.).

С конца 1920-х гг. проводится ряд экспериментов и поисков новой расколеровки фасадов Зимнего дворца. В 1927 году — попытка окрасить его в серый цвет. В 1928-1930 гг. — в коричнево-серую гамму. В 1934 году по инициативе руководящих работников Ленгорисполкома была впервые предпринята попытка окраски Зимнего дворца масляной краской, причем, экспрессивным, чуть ли не оранжевым, цветом, с выделением белой краской ордерной системы.9 Но этот эксперимент был признан явно неудачным не только по эстетическим соображениям, но и по причине негативного воздействия масляной краски на камень, штукатурку и лепной декор. Отчасти, хотя и весьма условно, мы можем представить как выглядел в этот короткий период Зимний дворец по картине художника В. Купцова «Самолет Максим Горький», написанной в 1935 году.

В 1940 году принимается решение об удалении масляной краски с фасада, а в 1941 году вновь продолжаются поиски вариантов окраски Зимнего дворца. В этой работе принимают участие известные архитекторы, художники, реставраторы. Причем, тогда появляется предложение об окраске фасадов дворца в три колера.

Однако наступает Великая Отечественная война и для маскировки от артиллерийских обстрелов и бомбежек Зимний дворец окрашивают обратимой клеевой серой краской. Сразу после окончания войны, в 1945-1947 гг., по решению Ленгорисполкома проводятся ремонт и окраска зданий на Дворцовой площади.

Для выработки окончательного решения по окраске, а затем и приему работ после их завершения была создана представительная комиссия, в состав которой входили: главный архитектор Ленинграда Н.В. Баранов, начальник Госинспекции по охране памятников Н.Н.

Белехов, представители Ленгорисполкома, Государственного строительного контроля, Эрмитажа, научные консультанты.10 Именно тогда, после постановки пробных выкрасок, было принято решение об окраске Зимнего дворца : стен — окисью хрома с добавлением изумрудного пигмента; колонн, карнизов, междуэтажных тяг и обрамлений окон — белым цветом; лепного декора, картушей, капителей — охрой. Краски использовались натуральные известковые.

Читайте также:
Как сделать украшение на люстру

На рубеже 1960-70-х гг. в городе активно внедряются синтетические красители, позволяющие проводить фасадные работы при отрицательных температурах воздуха. Как известно, работать известковыми красками можно только при благоприятных условиях. Поэтому фасадные работы в Петербурге традиционно проводились со второй половины мая по сентябрь.

Теперь фасады зданий стали ремонтировать и окрашивать даже зимой. Кроме того, синтетические покрытия (поливинилацетатные, перхлорвиниловые и т.п.) стоили на порядок дороже, чем известковая краска, а значит, и зарплата специалистов подрядных организаций стала значительно выше.

В результате этого, выпуск извести, пригодной для проведения реставрационных работ, почти прекратился, как и производство готовых известковых и силикатных красок. Мало кого заботила проблема, что под синтетическими перхлорвиниловыми покрытиями «задыхаются» и разрушаются — лепной декор, штукатурка и натуральный камень.

Унифицирован был даже выбор цвета для окраски фасадов зданий-памятников. Чтобы не тратить время на пробные выкраски и подбор колеров, Управлением капитального ремонта и трестом «Фасадремстрой» была проведена решением Ленгорисполкома, т.н. дополнительная книга колеров, исключающая возможность уточнения цветового решения окраски фасадов памятников архитектуры.

В настоящее время в этом деле произошли положительные изменения. Окраска фасадов уникальных зданий выполняется, в основном, паропроницаемыми красителями, не влияющими отрицательным образом на материалы, использованные при их строительстве. В выборе цвета и тональных отношений, практически, нет ограничений.

Поэтому, если в ближайшее время будет рассматриваться вопрос о возвращении первоначального колористического решения фасадам зданий на Дворцовой площади, следует учесть, что Зимний дворец, с момента его возведения на протяжении ста лет, имел желто-белую окраску. Эта колористическая гамма символизировала чистоту, свет, радость, роскошь и могущество, а в сочетании с позолоченными элементами вензелей и Государственных гербов — силу, благородство и верность, т.е. все то, что должны были видеть в главной императорской резиденции.

Именно так окрашивались фасады всех Зимних дворцов со времени Петра Великого. Архитектор К.И. Росси, возводя здание Главного штаба на Дворцовой площади, не мог не учитывать цветовое решение Зимнего дворца. Он придал своему грандиозному строению жемчужно-серый колорит с белой ордерной системой и позолоченными балясинами на уровне парадного этажа. Ансамбль Дворцовой площади в дополнение к своему виртуозному пластическому выражению получил еще и утонченную палитру тональных и цветовых отношений.

Источник: dzen.ru

Оружейная палата. Сокровищница государства

Среди музеев Московского Кремля особое место занимает Оружейная палата — и не только потому, что в ней хранятся уникальные, бесценные экспонаты. Если петербургскую Кунсткамеру называют первым музеем в России, поскольку годом ее основания считается 1714-й, то Оружейную палату с полным основанием можно назвать первым государственным музеем в Москве. Но не только это делает палату уникальной: в ней хранится колоссальное количество древних государственных регалий и парадных церемониальных атрибутов России, созданных начиная с XIII века.

Как возникла Оружейная палата

Первое упоминание об «оружельничей палате» сегодня относят к 1537 году. В летописных источниках именно за этот год она упоминается как место заточения князя Андрея Старицкого – младшего сына великого князя Василия III и Софьи Палеолог, рискнувшего выступить против Елены Глинской, регентши при малолетнем Иване IV, будущем Грозном.

Спустя десять лет уже в другой летописи, повествующей о знаменитом московском пожаре 1547 года, вновь встречается фраза «оружничая палата». А уже в следующем, XVII столетии в структуре московских приказов появляется приказ Государевой Оружейной палаты. Уже в то время он был прообразом нынешней Оружейной палаты, но функции созданного приказа были шире. Помимо того, что это было казнохранилище, здесь работали и мастерские по изготовлению разнообразного оружия (как холодного, так и огнестрельного), мастера приказа создавали и драгоценную утварь для царского двора.

Шапка Мономаха, которой венчали на царство всех царей XVI-XVII веков. Работа мастеров Золотой Орды конца XIII — начала XIV века, опушка и навершие с крестом сделаны московскими мастерами XVII века

Шапка Мономаха, которой венчали на царство всех царей XVI-XVII веков. Работа мастеров Золотой Орды конца XIII — начала XIV века, опушка и навершие с крестом сделаны московскими мастерами XVII века

Существенная часть всего сделанного в палате оставалась в ней же на хранение: здесь аккумулировались ценности, которые становились составной частью государевой казны, из которой, в частности, выплачивалось натуральное вознаграждение придворным. Эту практику раздачи драгоценного содержимого Оружейной палаты прекратил только Петр I, который в 1720 году на основе Царицыной мастерской палаты, Казенного двора и Конюшенной казны создал единую «Мастерскую и Оружейную палату». В ее коллекцию были включены и сокровища Патриаршей палаты, и всех церквей Московского Кремля. А спустя еще восемь лет у палаты осталась единственная функция: быть хранилищем государственных исторических и художественных ценностей, в том числе коронационных принадлежностей.

Читайте также:
Бумага для украшения коробки внутри как она называется

Трансформация Оружейной палаты в музей завершилась при императоре Александре I. Царский указ «О правилах управления и сохранения в порядке и целости находящихся в Мастерской и Оружейной палате ценностей» вышел 10 марта 1806 года, и эту дату можно считать официальным днем рождения музея. Правда, открылся он только в 1814 году, и поначалу в Оружейную палату могли войти с экскурсией лишь представители дворянства и купечества, а открытым для всех музей стал лишь после Октябрьской революции. Кстати, в советское время палата в последний раз пережила раздачу хранящихся в ней сокровищ: в начале 1930-х немалая часть коллекции, в том числе и знаменитые пасхальные яйца работы Фаберже, были проданы, чтобы пополнить бюджет СССР.

Вид на старое здание Оружейной палаты, построенное в 1806-1812 годах архитектором Иваном Еготовым. Гравюра неизвестного автора по рисунку художника Павла Свиньина

Вид на старое здание Оружейной палаты, построенное в 1806-1812 годах архитектором Иваном Еготовым. Гравюра неизвестного автора по рисунку художника Павла Свиньина

«Оружничая палата вся погоре»

Эта распродажа стала одним из тех катастрофических бедствий, которые выпали на долю Оружейной палаты за неполные пять веков своего существования. Другими были несколько пожаров и переездов, которые, как известно, этим пожарам эквивалентны. Первоначально, судя по летописям XVI века, палата располагалась в Набережных хоромах, к западу от Благовещенского собора.

В этом здании Оружейная палата и пережила первый известный историкам пожар – в июле 1547 года, когда от огня катастрофически пострадали почти все постройки Московского Кремля. Второй крупный пожар произошел в палате в 1737 году, во время так называемого Великого, или Троицкого, пожара. К этому времени она уже была в первую очередь хранилищем ценностей, в том числе и военных трофеев, захваченных в ходе Северной войны. Среди них были и шведские знамена, многие из которых стали добычей огня, равно как и существенная часть коллекции оружия. После этого сохранившиеся сокровища Оружейной палаты перенесли в Теремной дворец, откуда они в 1807 году переехали в специальное здание, построенное для палаты по указу Александра I архитектором Иваном Еготовым.

Кольчуга-байдана московского царя Ивана IV Грозного, конец XVI века

Кольчуга-байдана московского царя Ивана IV Грозного, конец XVI века

Это был настоящий дворец, занимавший южную сторону Сенатской площади Кремля, но коллекции Оружейной палаты в нем жилось не слишком уютно. Во время Отечественной войны 1812 года ее пришлось эвакуировать в Нижний Новгород, чтобы спасти от Наполеона, а по возвращении многие предметы нуждались в реставрации, поскольку хранились в неприспособленных помещениях. Впрочем, и само здание Оружейной палаты, несмотря на красоту и помпезность, тоже мало годилось для музея: построенное из дерева, оно не имело отопления и потому было холодным и сырым. Поэтому уже в 1838 году по распоряжению императора Николая I началось проектирование нового здания Оружейной палаты, которое архитектор Николай Тон вписал в единый ансамбль с Большим Кремлевским дворцом. За два года, с 1849-го по 1851-й, новое помещение было возведено, и с тех пор палата не меняла места жительства до нынешнего времени.

Сокровища Оружейной палаты

Что сегодня хранится в Оружейной палате Московского Кремля, которая является объектом культурного наследия России федерального значения? Прежде всего это многочисленные атрибуты государственной власти, начиная с XIII века. Среди них – знаменитая шапка Мономаха, которая является самым древним предметом в этой коллекции, и «Большой наряд», изготовленный мастерами палаты для коронации Михаила Романова, в том числе скипетр, держава и царский венец. Естественно, в коллекцию Оружейной палаты входит и разнообразное оружие – как русское (начиная с XII века), так и иностранное, вплоть до образцов позапрошлого столетия. В числе оружейных экспонатов есть, например, байдана (длинная кольчуга) Бориса Годунова и рогатина великого князя Тверского Бориса Александровича (XV век).

Зимний возок, выполненный в Москве французским мастером Жаном Мишелем в 1732 году для переезда императрицы Анны Иоанновны в Санкт-Петербург в 1733 году. В 1742 году в этом же возке приехала в Москву на коронацию императрица Елизавета Петровна, дочь Петра I

Зимний возок, выполненный в Москве французским мастером Жаном Мишелем в 1732 году для переезда императрицы Анны Иоанновны в Санкт-Петербург в 1733 году. В 1742 году в этом же возке приехала в Москву на коронацию императрица Елизавета Петровна, дочь Петра I

Немалую часть коллекции Оружейной палаты составляют драгоценные предметы быта: посуда, украшения, одежда и иконы. Среди них тоже встречаются уникальные древности: например, рака царевича Дмитрия (1630 год) или подаренный шведской королевой Христианой царю Алексею Романову по случаю его коронации в 1647 году «Рог Изобилия», а также некогда заложенная в фундамент Преображенского собора в Переславле-Залесском церковная чаша Юрия Долгорукого.

Важной частью коллекции являются коронационные одеяния и убранства русский царей, равно как и парадное светское одеяние XVI века. В самой палате исключительным экспонатом этой части экспозиции считают парадное платье Петра I, включая знаменитый черный голландский костюм. А еще два зала Оружейной палаты отведены под конское убранство и коллекцию экипажей XVI-XVIII веков. Как и в других частях коллекции, в этой собраны работы не только русских мастеров, но и их коллег изо всей Западной Европы, включая Берлин, Лондон и Париж. Все эти экипажи использовались в качестве парадных, участвовали в коронациях, встречах послов и в царских походах.

Читайте также:
Украшение для уздечки как называется

Обложка: Витрина «Русское вооружение XVIII — начала XIX веков. Ордена и медали», Оружейная палата, зал 4. Источник: armoury-chamber.kreml.ru

Смотрите также:

Источник: histrf.ru

Зимний дворец – свидетель эпох и символ Санкт-Петербурга

Зимний дворец, общий вид

Зимний – главный императорский дворец России, парадная резиденция дома Романовых, высотное жилое здание в Санкт-Петербурге. Расположен на Дворцовой набережной 38.

Экскурс в прошлое

Дворец построен в середине XVIII века (1754-1762 годы). Императрица Елизавета Петровна, любительница роскоши, приказала русскому архитектору итальянского происхождения Бартоломео Франческо Растрелли возвести в центре Петербурга дворец, способный восхитить европейских монархов изяществом и богатством.

В царствование Елизаветы дворец достроить не удалось, поэтому полновластной хозяйкой величественного сооружения чувствовала себя Екатерина II.

Старое фото Зимнего

Отголоски событий в Зимнем дворце:

  • 8 апреля 1762 года на Пасху во дворце прошла служба по освещению здания, и в него въехал императорский двор.
  • 5 февраля 1880 года в Зимнем дворце народоволец С. Халтурин совершил теракт, решив убить Александра II. Императорская семья не пострадала, в результате нападения убито 11 солдат из личного караула царя, 56 – ранено.
  • 9 января 1905 года перед Зимним дворцом расстреляна мирная демонстрация рабочих, что послужило началом революции 1905-1907 годов.
  • В октябре 1915 года здесь разместился военный госпиталь.
  • В феврале 1917 дворец заняли войска, перешедшие на сторону восставших.
  • В июле 1917 года Зимний дворец – резиденция Временного правительства, объявившего национализацию царских дворцов.
  • В ночь с 25 на 26 октября (7-8 ноября) 1917 солдаты и матросы штурмом взяли дворец и арестовали Временное правительство.
  • 30 октября (12 ноября) народный комиссар Луначарский объявил Зимний и Эрмитаж государственными музеями.
  • В 1919 году открылась выставка живописи.
  • 22 июня 1941 года в подвалах оборудовали 12 бомбоубежищ, в которых постоянно укрывались 2 тысячи человек.
  • В годы Великой Отечественной войны в дворцовые здания попало 12 артиллерийских снарядов и 2 авиационных бомбы.

Взятите Зимнего в 1917

Архитектурные особенности Зимнего дворца

Здание зимнего дворца построено в виде каре – четыре флигеля образуют квадрат, внутренний двор – прямоугольный. Фасад обращен к Неве и Дворцовой площади. Отделка дворца поражает парадностью и пышностью.

Главный фасад прорезан аркой парадного проезда. Торжественность и великолепие внешнего вида создает изменчивый вид колонн. Архитектор Растрелли то собирает колонны в пучки, то обнажает плоскость стены, создавая впечатление неупокоя и движения.

Фасад

Скульптуры и вазы над карнизом по периметру подчеркивают нарядность и воздушность. Въездные ворота украшены резной решеткой. Яркость, жизнерадостность, праздничная торжественность и приподнятость, свойственная стилю барокко, чувствуется во внешнем облике дворца. Со времени постройки здание успело побывать бежевым, желтым, терракотовым и зеленым.

Использование построек дворца

В трехэтажном здании построены полуподвальный и антресольные этажи. В северном и южном крыльях – световые дворы с анфиладами жилых покоев. На первом этаже – хозяйственные и служебные помещения.

Парадная лестница

Второй этаж занят торжественными залами и личными апартаментами императорской семьи. На третьем этаже жили фрейлины, врачи, ближние слуги семейства. В Зимнем дворце проходили службы в двух церквах – Большой и Малой.

Зимний дворец в цифрах

В здании дворца 1084 жилых комнаты, 1476 окон, 117 лестниц, в том числе потайных. Длина фасада 210 метров, высота 23,5 метра. Площадь 60 000 квадратных метров. В 1844 году Николай I царским указом установил высоту частных зданий в городе не выше 11 саженей (23,47 метра).

Получилось так, что гражданские дома запрещалось строить выше Зимнего дворца. С тех пор появилось понятие «Небесная линия Санкт Петербурга», подразумевающая сохранение центра Петербурга как единого ансамбля. Дома, улицы, площади, вода и небо гармонично дополняют друг друга.

Особенности дворцовых помещений

В обустройстве интерьера главная роль принадлежит Екатерине II. В счет погашения задолженности из Германии императрице вручили 300 дорогих художественных полотен. Эти картины – исток коллекции Эрмитажа, расположенного во дворце.

Роскошный интерьер

Значимые помещения

Иорданская галерея отделана в стиле барокко, расположена на первом этаже. Названа так, потому что в Крещение из Большой церкви Зимнего дворца через нее проходил крестный ход к Неве к иордани (проруби) для водосвятия.

Иорданская лестница, по которой спускался крестный ход к Неве, где во льду вырубалась иордань. Колонны лестницы облицованы розовым мрамором. Кованые решетки перил украшены золотом.

Читайте также:
О чем говорят ювелирные украшения

На кронштейнах вдоль стены установлены алебастровые статуи Мудрости и Правосудия, Величия и Изобилия, Верности и Справедливости. На потолке – плафон, украшенный сюжетом на тему «Олимп».

Аванзал использовался как парадный буфет, когда в соседнем Николаевском зале устраивали бал. Главное украшение – ротонда, ажурная беседка, из уральских самоцветов.

Интерьер Зимнего дворца

Описание и назначение залов

Николаевский зал предназначался для придворных балов, церемоний, банкетов. Пространство площадью 1103 кв. метра украшали колонны и изящные люстры. Стены, облицованные цветным мрамором, по вечерам освещались фонарями из синего стекла. Зимний сад отделяли стеклянные двери. Солнечный свет, преломляясь в алых шторах, подчеркивал воздушность и загадочность зала.

Николаевский зал

Концертный зал, украшенный изваяниями античных богинь, – место встречи с искусством. Здесь устраивали концерты. Коллекция русского серебра поражала великолепием и изысканностью. Серебряная рака (гробница) Александра Невского, на которую израсходовано полторы тонны серебра, добытого на рудниках Алтая, делает зал неповторимым. На потолках и стенах – аллегорические фигуры античных богов и Муз.

Малахитовая гостиная – личные покои супруги Николая I, Александры Федоровны, отделана малахитом в серо-фиолетовой тональности. Отсюда императорская чета выходила на балы, церемонии, банкеты. Здесь отмечали семейные праздники. В июле 1917 года малахитовая гостиная – зал заседаний Временного правительства.

Белая столовая, украшенная камином из белого мрамора с бронзовыми часами, – любимое место семьи Николая I.

Малая церковь – уютное место во дворце. Потолок украшен плафоном с изображением Сошествия Святого Духа. В ризнице – серебряный крест с позолотой и мощами Трех Святителей, привезенных с Афона. По обеим сторонам у входа – портреты императора и императрицы в золоченых рамах.

Фельдмаршевский зал украшен портретами российских фельдмаршалов.

Петровский зал посвящен памяти Петра I. Верхнюю часть стен украшают изображения баталий «Полтавский бой», «Битва при Лесной», двуглавый орел, короны с вензелем Петра I. Стены обиты бархатом, вышитым серебром. В глубине зала, между двумя колоннами, покрытыми яшмой, – портрет самодержца.

Петровский зал

Гербовый зал предназначен для торжественных церемоний. У входа – скульптурная группа древнерусских воинов со знаменами. На позолоченных бронзовых люстрах красуются гербы российских губерний. Парадность помещения подчеркивают золоченые колонны.

Пикетный зал – для развода военного караула дворцовых гренадеров (пикета). Отделка зала – рельефы с изображением шлемов, копий, доспехов, медальонов со сценами сражений.

Военная галерея посвящена победе русского оружия, открыта в годовщину изгнания Наполеона из России. На стенах – портреты 332 генералов, участников войны 1812 года, а также конные портреты императора Александра I и короля Пруссии Вильгельма III.

Георгиевский зал (Большой тронный зал) отделан белым мрамором. Над тронным местом – барельеф «Георгий Победоносец, поражающий дракона».

Александровский зал отличает торжественность убранства. Центральная часть перекрыта куполами, опирающимися на своды. Созданный в память об императоре Александре I, он хранит портрет царя, помещенный в позолоченный подрамник. Малиновая парчовая драпировка с вышитым золотыми нитями двуглавым орлом оттеняет великолепие блистательной фигуры Александра I.

Белый зал грандиозен по размерам, украшен колоннами, скульптурой, барельефами. Предназначен для пышных торжеств.

Стены золотой гостиной покрыты тонким орнаментом с позолотой. Украшает гостиную камин из мозаики. Мебельный гарнитур обит малиновой брокателью, тяжелой шелковой материей, вышитой золотом.

Гостиная

Другие помещения

  • В малиновом кабинете царская семья принимала гостей, здесь пили чай, читали вслух книги. Главное украшение комнаты – стены, сплошь затянутые вышитой золотом материей малинового цвета.
  • Будуар. В глубине комнаты устроен альков (ниша в стене для кровати), украшенный узорчатой золоченой решеткой и аркой. Стены обтянуты шелком с золотыми вышивками, на стенах – панно в резных рамах. Затейливым орнаментом оформлен потолок. Украшают будуар маленькие и большие зеркала, мраморный камин, резная золоченая мебель: диваны и кресла, стулья и стульчики.
  • Зеленая столовая – помещение без окон. Через застекленный потолок струится свет оранжевого фонаря на крыше.
  • Синяя спальня названа по цвету окраски стен. Альков – за двумя колоннами, драпировку кровати фиксируют тяжеловесные золоченые карнизы. Колонны отделаны желтым мрамором.
  • Туалетная комната. Здесь переодевалась и отдыхала императрица. Стены обиты тканью лилового цвета. Украшают комнату портреты близких людей семейства и виды окрестностей Санкт- Петербурга. Бельевой шкаф и письменный стол, кушетки и мягкие кресла создавали удобство и комфорт императрицы.
  • Ванная комната с мраморной ванной, с камином и кушеткой. Стены голубого цвета.
  • Апартаменты наследника состояли из прихожей и приемной, кабинета и спальни, гардеробной и библиотеки.

Эрмитаж

В Зимнем дворце размещена экспозиция Государственного Эрмитажа. Дворцовая площадь и Зимний дворец – красивейший архитектурный ансамбль современного Петербурга, объект внутрироссийского и международного туризма.

Источник: architectureguru.ru

Рейтинг
Загрузка ...