в) потому что он надеется таким образом исправить это общество.
2. Можно ли назвать Софию положительным героем?
в) нельзя сказать однозначно.
3. В чьих характерах и поведении больше сходства?
а) Скалозуба и Молчалина,
б) Фамусова и Молчалина,
в) Максима Петровича и Молчалина.
4. Кто из внесценических персонажей упоминается в самом конце пьесы?
а) Максим Петрович,
б) «Французик из Бордо» ,
в) «княгиня Марья Алексевна» .
5. Почему никто не слушает монолога Чацкого «В той комнате незначащая встреча. » ?
а) Чацкий плохо говорит,
б) Чацкий говорит слишком долго,
в) Чацкий говорит о вещах, никому не интересных и непонятных.
6. Где происходит завязка комедии?
а) в первом разговоре Лизы с Софией,
б) в первом появлении Чацкого,
в) в попытке Чацкого посвататься к Софии и ответе Фамусова.
7. Можно ли назвать Чацкого декабристом?
б) это будущий декабрист,
в) Чацкий никогда не станет декабристом.
Горе от ума (1952) Фамусов и Петрушка
8. Кому принадлежит крылатая фраза о Москве : «Пожар способствовал ей много к
9. Кто привез на бал к Фамусову «арапку-девку да собачку» ?
10. Кого из внесценических персонажей можно назвать близким Чацкому?
а) двоюродного брата Скалозуба,
11. Как, по вашему мнению, будут говорить о бале у Фамусова в Москве?
12. Каково отношение Чацкого к крепостному праву?
а) из комедии этого не видно,
б) резко отрицательное,
в) отрицательное, но лишь по отношению к крайне бесчеловечным его
проявлениям.
13. Каково отношение Чацкого к государственной службе?
а) он не хочет служить вообще,
б) он хочет служить при хорошем начальнике,
в) он хочет служить «делу, а не лицам» .
14. В чем проявляется патриотизм Чацкого?
а) он критикует существующее в обществе преклонение перед Западом,
б) он критикует русские порядки, то есть хочет, чтобы Россия по своему
развитию была выше Запада,
в) он просто отвергает все иноземное.
15. Какое значение имела для Чацкого заграничная поездка?
б) полностью переменила его характер,
в) укрепила его свободолюбивые убеждения, сделала его высокообразованным
человеком.
16. Кто из персонажей пьесы умнее — Чацкий или Молчалин?
в) у них разные типы ума: у Молчалина практически-житейский, у Чацкого
возвышенно-просвещенный.
17. Какой тип ума предпочитает София?
18. Первоначальное название комедии бьшо «Горе уму» . Почему Грибоедов изменил его?
а) из-за цензурных соображений,
б) из-за его прямолинейности,
в) потому что оно неточно: не уму горе, а носителю ума, Чацкому, которьш
своим излишним в данном обществе умом вызывает беду на свою голову.
19. Кто сказал, что половина стихов комедии войдет в пословицу?
20. Кто написал о комедии статью «Мильон терзаний» ?
Источник: sprashivalka.com
Горе от ума Малый театр (1977 год) диалог Чацкого и Молчалина
Кому принадлежит крылатая фраза о москве пожар способствовал ей много к украшенью
«Москва превратилась в бездну, в океан огня; пламя шло с севера к центру, и оно достигало самого неба; куски кровельного железа падали с колоколен и домов с грохотом на широкие мостовые…» — вспоминал пожар 1812 года офицер наполеоновских войск Дьёдонне Риго. «Самый великий, самый величественный и самый ужасный спектакль, какой я видел за свою жизнь», — годы спустя, уже в ссылке, описывал пылающую Москву Бонапарт. Пожар бушевал четыре дня, со 2 по 6 сентября (здесь и далее даты по старому стилю. — Прим. «Вокруг света» ), были разрушены почти три четверти построек, каменных и деревянных, погибли тысячи людей. Бедствие началось в тот же день, когда покинутую русской армией и большинством жителей Москву заняли французские войска, и сразу же пошли слухи о злонамеренных поджигателях. Города нередко горят в ходе боевых действий, но кто и зачем мог сознательно уничтожить древнюю столицу, оставленную без борьбы?
Версия первая: французские захватчики
Российская общественность послевоенных лет не сомневалась: город спалили враги. «Они сожгли Москву, а мы сохранили Париж», — за глаза обвинял французов дипломат в отставке Семен Воронцов. Император Александр I возлагал ответственность за катастрофу на Наполеона. Действительно, чего ждать от захватчиков в доставшемся им на разграбление городе? К тому же Наполеон был в гневе, когда вместо делегации представителей московской власти с ключами от древней столицы его встретили пустые улицы.
Русская армия и жители оставляют Москву в 1812 году. А. Семенов, А. Соколов. Холст, масло. 1958 год. Фрагмент
Однако пожар 1812 года чуть не стоил жизни самому Бонапарту. Въехав в Москву 3 сентября, император обосновался в Кремле. И уже на следующий день еле выбрался из окруженной пламенем резиденции по подземному ходу. Наполеон проделал опасный путь сквозь горящий город и укрылся в Петровском путевом дворце , в те времена находившемся за пределами Москвы.
Пожар Москвы 1812 года. Александр Смирнов. Холст, масло. 1813 год. Фрагмент
В первые часы бедствия французское командование винило своих солдат, разводивших бивуачные костры вблизи деревянных построек и занимавшихся мародерством. Затем в разных районах Москвы были замечены поджигатели из местных. Пожар принял угрожающий масштаб, и французам после попыток потушить горящие здания пришлось перебраться за город.
Поджигать столицу, в которой Наполеон рассчитывал расквартировать части своей армии, было бы бессмысленно и опасно. Получается, французские войска скорее сами пострадали от пожара. Значительный урон архитектуре Москвы Наполеон нанес позже: в октябре, когда армия покидала город, он приказал взорвать кремлевские стены и постройки (к счастью, они не были разрушены полностью).
Расстрел французами русских патриотов в Москве в 1812 году. Михаил Тихонов. Холст, масло. 1813 год
Столичные пожары
Нерон не виноват
Знаменитый пожар в Риме случился в 64 году н. э. во время июльской засухи. Он начался в торговых рядах, где продавали масло и другие горючие жидкости, и бушевал шесть дней. Пострадали 80 % городских построек, а три квартала полностью выгорели. Пошли слухи, будто Рим приказал поджечь император Нерон, чтобы освободить место для новой резиденции.
Вряд ли они были обоснованны — пожар начался далеко от места запланированной стройки, зато дворец императора существенно пострадал в пламени. Однако за Нероном на века закрепилась репутация поджигателя собственной столицы. Чтобы отвести от себя подозрения, император обвинил в бедствии христиан и устроил показательные казни. Часть денег, собранных на восстановление города, он потратил на возведение дворца, изумлявшего современников роскошью и размерами, — так называемого Золотого дома.
Версия вторая: генерал-губернатор Москвы Федор Ростопчин
«Это они сами. Какое необыкновенное решение! Что за люди! Это скифы», — восклицал Наполеон, наблюдая зарево пожара. Ему докладывали, что среди задержанных поджигателей немало московских полицейских: значит, диверсия организована властями. Главным подозреваемым в глазах французов стал генерал-губернатор города граф Федор Ростопчин.
20 сентября Наполеон писал Александру I: «Прекрасный и великий город Москва более не существует. Ростопчин ее сжег». В пропагандистских бюллетенях Великой армии (Бонапарт диктовал их сам) сообщалось о тысячах уголовников, которых градоначальник якобы выпустил из тюрьмы и снарядил на диверсии и поджоги.
Письмо об оставлении Москвы генерал-фельдмаршала Михаила Кутузова генерал-губернатору Ростопчину от 1 сентября 1812 года
Письмо об оставлении Москвы генерал-фельдмаршала Михаила Кутузова генерал-губернатору Ростопчину от 1 сентября 1812 года
Ростопчин не раз высказывал желание оставить врагу руины. «Если бы меня спросили, что делать, я ответил бы: разрушьте столицу, прежде чем уступите ее неприятелю», — заявил он одному из генералов. Покинув город, граф демонстративно сжег свое подмосковное имение Вороново. Сведения о подосланных им тысячах опасных преступников историк Владимир Земцов считает пропагандистским мифом французского командования: на деле по приказу графа выпустили примерно полторы сотни узников Временной тюрьмы — в основном это были несостоятельные должники, а настоящих уголовников под конвоем отправили в Рязань. Однако накануне отъезда граф встретился с группой горожан и стражей порядка и поручил им предавать огню склады продовольствия. А также велел вывезти или испортить все противопожарное снаряжение.
Портрет графа Ф.В. Ростопчина. Орест Кипренский. Холст, масло. 1809 год. Фрагмент
Портрет графа Ф.В. Ростопчина.
Орест Кипренский.
Холст, масло. 1809 год. Фрагмент
Полномочий уничтожать Москву у генерал-губернатора не было, как бы ему самому ни хотелось оставить врагу пепелище. Приказ сжечь ее мог отдать только император Александр I либо главнокомандующий Михаил Кутузов, но документов, содержащих такое распоряжение, нет.
Чтобы лишить врага самого необходимого, не было нужды предавать огню город целиком — достаточно было уничтожить запасы снаряжения и продуктов. Кроме того, пожар в городе обрекал на гибель тысячи оставшихся в Москве раненых русских солдат. Если бы Ростопчин целенаправленно руководил сожжением города, это было бы явным самоуправством, а он бы выглядел хладнокровным массовым убийцей. Неудивительно, что впоследствии градоначальник всячески открещивался от геростратовой славы, хотя и называл пожар 1812 года «главнейшею причиною истребления неприятельских армий, падения Наполеона, спасения России и освобождения Европы». Граф высказывал собственную версию, кто осуществил «необыкновенное решение»: наряду с захватчиками город спалили сами москвичи.
Столичные пожары
Средство от чумы
Великий лондонский пожар случился в 1666 году. Считается, что первым загорелся дом пекаря по улице Пуддинг-Лейн, и хозяева едва спаслись через окно. Пламя быстро распространилось на запад. Сгорели постройки средневекового лондонского Сити. Лишились жилья более 70 тысяч человек, многие умерли следующей зимой от холода.
Однако катастрофа имела несколько положительных последствий. Впервые появилось противопожарное страхование. С уничтожением ветхих построек в трущобах связывают прекращение эпидемии чумы, которая охватила город в 1665 году. На месте сгоревших зданий возвели строения, без которых трудно представить современный Лондон, в частности собор Святого Павла.
Версия третья: общее дело
«Мы увидели зловещий свет двух, пяти, затем 20 пожаров, затем тысячу сполохов пламени, перебрасывающихся от одного к другому. В течение двух часов весь горизонт стал не чем иным, как сжимающимся кольцом», — вспоминал ночь на 4 сентября 1812 года французский офицер Бургоэнь. Малой частью очагов пожара были склады и барки с казенным имуществом, подожженные людьми генерал-губернатора.
Есть свидетельства, что некоторые купцы сами спалили свои лавки с продовольствием. Жгли дома, чтобы скрыть следы преступлений, грабители, среди них были не только захватчики, но и русские. «В числе едва 10 тысяч человек в Москве жителей оставшихся, наверно, 9 тысяч было таких, кои с намерением грабить не выехали», — сгущал краски Ростопчин в отчете министру полиции.
Однако в городе действительно было много бедняков и маргиналов, которые занимались мародерством. К местным присоединялись пришлые, в том числе дезертиры, — наравне с французами. Живший в Москве торговец Иоганн-Амвросий Розенштраух отмечал: «Тысячи солдат всех родов оружия и столько же простых людей в русской одежде были заняты опустошением лавок». Причиной возгораний могла быть и, по выражению Льва Толстого, попросту неряшливость «жителей — не хозяев домов».
Французы в Москве в 1812 году. Христиан Вильгельм Фабер дю Фор. Гравюра. Середина XIX века
«Город уже грабят, а так как нет пожарных труб, то я убежден, что он сгорит», — написал Ростопчин жене перед отъездом из Москвы. Он знал, как «помочь» столице запылать в условиях нетипично жаркой и сухой погоды конца августа — начала сентября 1812 года.
Историки сходятся во мнении: приказ о вывозе противопожарного снаряжения стал самым опасным, может быть, роковым для Москвы решением . Кроме того, перед отъездом граф сознательно распалял ярость погромщиков. В начале прошлого века историк Сергей Мельгунов охарактеризовал Ростопчина как «представителя того боевого национализма, который, в конце концов, неизбежно приводил к побуждению самых низменных шовинистических чувств».
Летом 1812 года градоначальник выпустил множество прокламаций, написанных нарочито простонародным языком; возбуждал в обществе паранойю кампанией против иностранцев и «опасных вольнодумцев» из числа соотечественников, доносы на подозреваемых в профранцузских настроениях всячески поощрялись. Он обратился к горожанам с патетическим призывом собраться 31 августа, чтобы вместе защитить Москву от приближающегося врага, сам в условленное место не явился, однако, по свидетельству очевидца, это объявление вызвало «ужасное волнение в народе, волнение самое убийственное: стали разбивать кабаки; питейная контора на улице Поварской разграблена, на улицах крик, драка; останавливали прохожих, спрашивая: где неприятель?». Утром 2 сентября народ, взбудораженный последними известиями, собрался у дома градоначальника. Ростопчин произнес пламенную речь и бросил на растерзание толпе юношу, обвиненного в измене лишь за то, что перевел для себя письмо и речь Наполеона из зарубежной газеты. Сам же вышел с заднего крыльца и покинул Москву. «Я поджег дух народа, — заявлял он впоследствии, — а этим страшным огнем легко зажечь множество факелов».
Центр Москвы после пожара 1812 года. Иллюстрация из книги Джона Томаса Джеймса «Дневник путешествия в Германию, Швецию, Россию и Польшу в 1813–1814 годах». 1816 год
«Главная черта русского характера есть некорыстолюбие и готовность скорее уничтожить, чем уступить, оканчивая ссору сими словами: не доставайся же никому». Так рассуждал — впрочем, не имея в виду себя, — Федор Ростопчин о причинах поджога древней столицы соотечественниками в брошюре «Правда о пожаре Москвы». Этот труд был написан и опубликован во Франции, где бывший градоначальник жил, удалившись от дел, с 1817 года.
- Это цепь событий изложенных в той последовательности которая удобна автору для выражения его идеи
- Земля пухом откуда выражение
- Встреча на эльбе что значит выражение
- Туды ее в качель откуда фраза
- Тютелька в тютельку откуда пошло выражение
Источник: sbornik-fraz.ru
«По моему сужденью, пожар способствовал ей много к украшенью»
Поварская (улица Воровского) – древняя улица в центре Москвы, расположенная на территории двух районов ЦАО – Арбата и Пресненского. В настоящее время ее протяженность составляет 1 километр.
Изначально по ней проходила большая торговая Волоцкая дорога, соединявшая Москву и Великий Новгород. Известно, что она пролегала в этом месте с XII века, но к XV веку основной тракт сместился на современную Большую Никитскую, а затем на Тверскую. Однако старая Волоцкая дорога продолжала оставаться востребованной транспортной артерией. Так, по свидетельству летописей, именно здесь в 1471 году пролегал путь великого князя Ивана III из Новгорода в Москву, а веком позже, в 1570 году, из опустошительного новгородского похода по современной Поварской улице возвращался Иван Грозный со своим опричным войском. После разделения всей страны, в том числе территории Москвы, на земщину и опричнину Поварская вошла в состав последней – на ней поселились приближенные к царю князья и бояре.
Свое наименование улица получила по дворцовой слободе, в которой проживали царские повара. Уже к XVIII веку название прочно закрепилось в списке официальных топонимов Москвы. Также в этой местности располагались дворы пекарей, скатертников и прочих ремесленников, обслуживающих царский стол, память о которых сохранилась в названиях переулков, прилегающих к Поварской.
Издревле улица брала свое начало от Арбатской площади, где с XIV века пересекались две крупные дороги – Волоцкая и Смоленская. Однако в 1960-х годах, в связи с приложением Нового Арбата, начало Поварской сместилось, она стала короче, и в настоящее время ответвляется непосредственно от улицы Новый Арбат.
Контингент, населявший улицу в Средние века, был неоднородным – между домами ремесленников располагались обширные дворы знатных вельмож.
После перенесения столицы в Санкт-Петербург и упразднения слободы большая часть ремесленного населения была вынуждена покинуть пределы улицы, уступив свои земли аристократам. В этой местности начинают массово селиться представители знатнейших фамилий. Родная сестра Петра I царевна Наталья Алексеевна также проживала в тот период на Поварской – ее двор располагался на пересечении улицы с современным Борисоглебским переулком. Рядом с ним разместились 12 дворов офицеров разного ранга, а также владения таких именитых семей, как Милославские, Шаховские, Колычевы, Грибоедовы. Таким образом, в начале XVIII века Поварская приобрела аристократический характер, который закрепился за ней почти на два столетия.
Среди множества дворянских усадеб, расположенных здесь, особенно выделяется дом князя Андрея Долгорукова, возведенный для его семейства в 1802 году в стиле ампир. Считается, что именно этот особняк послужил прототипом дома Ростовых в романе Льва Толстого «Война и мир».
Усадьба, начавшая формироваться еще в середине XVIII века, в 1770-е годы перешла во владение рода Долгоруковых, которые занялись ее обустройством. По краям господского дома были возведены два служебных корпуса, расположенные симметрично и имевшие круглые угловые помещения.
В соответствии с архитектурными тенденциями того времени к началу XIX века фасады главного дома получили строгое классическое оформление, дом украсили два портика, а надстройка мезонина придала зданию более монументальный вид. В период французской оккупации Москвы в 1812 году в особняке квартировали захватчики, и он не пострадал от огня во время большого пожара.
Со второй половины XIX века и до революции владение находилось в собственности дворянского рода Боде-Колычевых. Барон Михаил Боде-Колычев был страстным археологом и даже организовал в усадьбе музей древностей, в котором один из залов был посвящен истории его древнего рода.
Увлеченный историей своей семьи, Михаил Львович издал книгу «Боярский род Колычевых», а также пристроил к своему дому церковь, освященную в честь одного из самых известных представителей Колычевых – канонизированного православной церковью митрополита Филиппа. В отечественной истории митрополит Филипп является фигурой незаурядной и, безусловно, достоин почтительной памяти.
В период опричнины и связанных с этим жестоких репрессий Ивана Грозного он стал одним из немногих, кто осмелился открыто противостоять царю, прося за опальных, порицая жестокость и подчеркивая антихристианскую направленность опричного террора. Видя тщетность своих увещеваний в личных беседах с царем, глава церкви всенародно отказался благословить его в Успенском соборе Кремля и обратился к нему с обличительной речью, что спровоцировало скандал и вызвало ярость самодержца, не привыкшего, чтобы ему перечили. Позже митрополит Филипп не дал своего благословения на карательный поход против Новгорода, которого добивался от него царь. За свою принципиальность и твердость он по приказу Грозного был убит Малютой Скуратовым в собственной келье, а некоторые его родственники, представители рода Колычевых, подверглись преследованиям.
В домовой церкви митрополита Филиппа, построенной Михаилом Боде-Колычевым в его усадьбе на Поварской, побывало много известных людей, в частности, здесь в 1866 году состоялось венчание идеолога славянофильства, поэта и публициста Ивана Аксакова и дочери Федора Тютчева Анны.
Источник: genplanmos.ru