Многочисленные особенности позволяли использовать серебро в медицине, промышленности и ювелирном деле. О его бактерицидных свойствах догадывались много веков назад, поэтому применяли для очистки воды и дезинфекции. Сегодня известно, что небольшое количество нитрата серебра убивает бактерии, оказывая химическое воздействие на клеточные мембраны и разрушая их, поэтому каждый седьмой медицинский рецепт содержит лекарство с серебром.
Примечательно и его влияние на мировую культуру и экономику: в 14 языках слова «серебро» и «деньги» являются синонимами, а название целой страны — Аргентины — в честь драгоценного металла и вовсе беспрецедентно.
Ориентировочные подсчеты показали, что всего извлечено из недр более 700 тысяч тонн этого благородного металла. И в будущем в мире устойчиво сохранится высокий спрос на серебро. Уже сейчас наблюдается нехватка серебра, что сдерживает развитие новейших технологий. Вполне вероятно, что в будущем сократятся сферы применения серебра, так как ограниченность запасов приведёт к столь высоким ценам, что везде, где только можно, будут стараться использовать заменители серебра. Можно сделать вывод, что вкладывать и хранить деньги в серебре выгодно, надежно и безопасно. Мировые запасы серебра оцениваются в 570 000 т.
Редкость! Пополнение серебряных украшений СССР с натуральными камнями.Свердловский ювелирный завод.
1.История открытия серебра
При описании любого элемента принято указывать его первооткрывателя и обстоятельства открытия. Такими данными об элементе № 47 человечество не располагает. Ни один из прославленных ученых к открытию серебра не причастен.
О происхождении русского слова «серебро» ученые и доныне не пришли к единому мнению.
Латинское название серебра «аргентум», так же как древнегреческое «аргитос», шумерское «ку-баббар», древнеегипетское «хад», означает «белое».
Большинство из них считают, что это видоизмененное «сарпу», которое в языке древних ассирийцев означало как серп, так и полумесяц. В Ассирии серебро считалось «металлом Луны» и было таким же священным, как в Египте золото.
Большинство из них считают, что это видоизмененное «сарпу», которое в языке древних ассирийцев означало как серп, так и полумесяц. В Ассирии серебро считалось «металлом Луны» и было таким же священным, как в Египте золото.
С развитием товарных отношений серебро, как и золото, стало выразителем стоимости. Пожалуй, можно сказать, что в этой своей роли оно способствовало развитию торговли даже больше, чем «царь металлов». Оно было дешевле золота, соотношение стоимости этих металлов в большинстве древних государств было 1: 10. Крупную торговлю удобнее было вести через посредство золота мелкая же, более массовая, требовала серебра.
В виде самородков серебро встречается гораздо реже. Это, а также менее заметный цвет (самородки серебра обычно покрыты черным налетом сульфида) обусловило более позднее открытие его человеком. А отсюда поначалу большую редкость и большую ценность серебра.
История благородных металлов — одна из самых интересных глав истории материальной культуры. По мнению многих ученых, золото было первым металлом, который человечество начало использовать для изготовления украшений, предметов домашнего обихода и религиозного культа. Золотые изделия были найдены в культурных слоях эпохи неолита (V-IV тысячелетия до н.э.). Тогда золото и серебро считали одним металлом.
180.Красивые серебряные украшения без камней- цепи, браслеты, кольца
2.Второе открытие серебра.
Финикяне открыли месторождения серебряных руд в Испании, Армении, на Кипре и в Сардинии. Серебро в рудах находилось в соединении с мышьяком, серой, хлором, а также и в виде самородного серебра. Самородный металл, конечно, стал известен раньше, чем научились извлекать его из соединений. Самородное серебро иногда встречается в виде очень больших масс; самый крупный самородок серебра весил 13,5 т.
И в древности, и в средние века основными областями применения золота и серебра были ювелирное дело и изготовление монет. После того, как был открыт Новый Свет, открыли и новые рудники, как серебра, так и золота. Серебряные и золотые деньги в это время стали исчезать. Такие монеты стали выкупать намного дороже их реальной цены.
На Руси существовал обычай крестить новорожденных в воде, в которую предварительно бросали серебряную монетку.
История серебра рассказывает о событии 327 года д.н. эры, когда данный металл чудесным образом спас военачальников армии Александра Македонского. Когда воины вошли на территорию Индии с целью покорить ее, рядовые воины подхватили желудочно-кишечные расстройства, а военачальники не заболели, а все это произошло, потому что рядовые употребляли пищу из оловянной посуды, а военачальники кушали из серебряной посуды.
История серебра также свидетельствует о том, что во время его открытия учеными были проведены исследования, которые доказали, что данный металл обладает обеззараживающими свойствами для воды. Исходя из этого, серебро стало применяться для очищения питьевой воды.
На сегодняшний день используются специальные фильтры для очищения воды, которые содержат угольный фильтр и серебро. Они помогают делать воду абсолютно чистой, избавляют ее от хлорки и примесей. И она становится по вкусу, как родниковая.
Источник: akuramazda.livejournal.com
Все о кубачинском серебре
Черненая поверхность уникальных украшений от кубачинских мастеров всегда притягивала к себе взгляды окружающих вне зависимости от пола человека. Ведь такие ювелирные изделия шикарно смотрятся не только на женщинах, но и на мужчинах.
Что это такое?
Многие люди скажут, что все серебро, вернее, изделия, сделанные из него, одинаковые. Однако это суждение не является верным. Кубачинское серебро выглядит великолепно и хранит удивительную историю. Главной отличительной чертой таких изделий является черненое покрытие.
Кавказские мастера на протяжении многих лет считаются лучшими по изготовлению серебряных изделий.
Как правило, кубачинские серебряные изделия отличаются тремя вариантами рисунков.
- Самой сложной считается техника мархарай. Значение слова – «заросли». Орнамент представляет собой переплетение листьев и цветов в различных вариациях. Сделать такие украшения могут только те мастера, которые хорошо овладели техникой.
- Техника средней сложности называетсятутта. Рисунок своим внешним видом напоминает продолговатый букет цветов.
- Изображение, находящееся в середине украшения и похожее на печать, называется тамга.
Можно сказать, что кубачинское серебро – это культурное наследие Дагестана.
История
Кубачи – это дагестанское поселение, расположенное в горной части данной республики. Оно считается одним из крупнейших традиционных центров по художественной обработке цветных металлов. В старину здесь делали кольчуги для защиты воинов, а также оружие, которое отличалось тонкой резьбой и украшалось драгоценными камнями или надписями.
Если верить легендам, то именно кубачинские мастера сделали меч для самого Мстислава Великого. К тому же их сабли можно было встретить даже у солдат царской конницы. С тех времен кубачинское серебро прославилось далеко за пределами селения, а также всего Дагестана. Если же вернуться в современность, то огромная коллекция кубачинского холодного оружия, которая некогда была подарена Александром III британской королевской семье, сегодня представлена на обозрение в музее Лондона.
Однако не только оружие прославило своих мастеров. Многие из них великолепно изготавливали и столовое серебро. Такие изделия символизировали благополучие и богатство семьи. Так, столовое серебро из Дагестана можно было увидеть в коллекции царской семьи Романовых.
Нельзя обойти стороной и ювелирные украшения, сделанные из черненого серебра. Для их создания мастерам необходимо было хорошо потрудиться, ведь на изготовление каждого из них требовалось потратить не один день.
Готовые «кружевные» украшения получались практически невесомыми. Некоторые из них имели огранку, сделанную из природных камней.
Все изделия из кубачинского серебра создаются вручную. Есть мастера, которые продумывают свои шедевры самостоятельно: от рисования эскизов и до создания гравировки. Некоторые талантливые умельцы объединяются с другими. Тогда каждый занимается выполнением только одной или нескольких операций. В любом случае выполненное изделие имеет клеймо, по которому специалисты могут определить имя мастера, создавшего вещь.
Конечно же, любой человек мечтает получить в подарок такую красоту. Многие считают отличным решением вложить свои деньги в покупку изделий или украшений из кубачинского серебра. Ведь с каждым годом спрос на них растет, соответственно, поднимается и цена.
Источник: vplate.ru
Серебро России с Древней Руси до Октябрьской революции: история, мастера и стили
Серебро в России получило широкое распространение после принятия христианства. Из него делали предметы для богослужений — потиры, канделябры, оклады для образов. Мягкие и ковкие серебряные сплавы подходили для создания самых причудливых форм и мотивов отделки. Благодаря своим бактерицидным свойствам материал нашел широкое применение в изготовлении сосудов для святой воды. Украшения из серебра в России вплоть до открытия месторождений были доступны только знати.
Серебро России в допетровскую эпоху было по большей части привозным. Его доставляли из стран Востока и Европы в измельченном виде, готовом к переплавке. Мастера-ювелиры пускали в дело монеты и слитки, которыми рассчитывались торговцы. Крупных изделий раннего Средневековья сохранилось ничтожно мало, так как вышедшие из употребления предметы сразу шли в переплавку.
Серебра в России стало не хватать в XIV веке — месторождения в странах Востока постепенно истощались, а Западная Европа сократила экспорт монет в связи с огромными тратами на крестовые походы. Развитие ювелирного дела задержало и монголо-татарское нашествие — гибель городов и разрушение торговых связей привели к тому, что сложные приемы обработки и декорирования изделий были надолго забыты.
Ювелирное ремесло развивалось в тех регионах, которые были не заняты монголо-татарами. Археологические раскопки на месте древнего Новгорода свидетельствуют о том, что в городе работало несколько десятков мастерских, которые изготавливали украшения и церковную утварь. Использовались техники литья по восковой модели, свободная ковка, тиснение, гравировка, чеканка и паяние. Основным поставщиком серебра для новгородцев был Ганзейский союз. На одном корабле привозили до 80 тысяч монет.
Русское искусство было тесно связано с византийскими художественными традициями. В Киеве работали греческие ювелиры, а ученики из местного населения перенимали у них секреты мастерства. Привезенные из Константинополя изделия служили эталоном — с них снимали копии, иногда видоизменяли и добавляли национальный колорит. До наших дней сохранились серебряные оклады этого периода.
История клеймения серебра на Руси до правления Петра I изучена мало. Вплоть до конца XVII века проба была «неустановичная» (неустановленная), так как определять чистоту сплава тогда попросту не умели. В качестве образцов использовались ефимки и левки — монеты, которые выдавались старостами ювелирам и торговцам для определения качества серебра.
В октябре 1700 года вышел царский приказ сделать в Оружейной Палате четыре серебряные пробы. Изготовлением занимался русский мастер Пантелеймон Афанасьев. Три образца точно соответствовали 96, 90 и 84 золотниковым пробам. Четвертый сплав был с высокой примесью меди, его чистота по-прежнему определялась «против левка» (с 1711 года — 62 проба). С этого момента клеймить изделия обязали даже провинциальные мастерские, которым ранее дозволялось этого не делать.
Серебряное дело в XVIII веке
Сразу же после основания Санкт-Петербурга Петр I пригласил в новую российскую столицу ремесленников из Европы, среди которых было немало мастеров золотых и серебряных дел. В 1714 году император разрешил ювелирам создавать цеха, которые возглавлял староста, наделенный особыми полномочиями.
В первой половине XVIII века впервые начали делать разделение ювелиров по профилю и появились мастерские, которые специализировались только на серебре, хотя очень многие работали одновременно и с золотом. Русские мастера вскоре объединились в один цех, куда входили:
- придворный ювелир Пазунов (Пазулов);
- Самсон Ларионов;
- Федор Разумов;
- Михаил Бельский;
- Иван Либман.
В 1793 году в русском цеху состояло 44 ювелира, каждый мастер в обязательном порядке маркировал свое изделие. Информация о клеймах того периода очень скудна. Известно, что на изделия наносились так называемые «именники», которые состояли из инициалов изготовителя. К концу XVIII века, чтобы избежать путаницы, мастера стали указывать на своих творениях полные имя и фамилию. Регистрировать такие клейма было необязательно, поэтому маркировка того времени отличается многообразием.
В этот период добыча серебра в России уже велась полным ходом. В 1704 году заработал Нерчинский сереброплавильный завод, а в столице чеканили монету. С открытием Алтайских, а затем Печорских месторождений вопрос с добычей серебряной руды был решен окончательно. Развитию горной промышленности послужил и тот факт, что вплоть до 1782 года искать и выплавлять драгоценные металлы разрешалось любому желающему.
Преобразования первого российского императора привели к изменениям в образе жизни дворянства. Вслед за европейскими обычаями в быту появилась новые предметы обихода: серебряные аксессуары, сервировка, туалетные приборы. На протяжении всего XVIII века стили менялись — при Петре и Елизавете в моду вошло барокко, в «золотой век» Екатерины II популярность приобрели рококо и классицизм. Для изделий этой эпохи характерно смешение направлений — в отделке одного предмета могли сочетаться разные по стилистике элементы.
Русское серебро XIX века
В XIX веке искусство российских мастеров серебряных дел достигло своего расцвета. К ручному труду добавились последние достижения техники, появились мануфактуры, поставившие производство предметов обихода на поток. Европейская мода на серебро быстро распространилась в России — из него делали столовые сервизы, массивные фонтаны и холодильники для вина, комплекты канделябров для освещения, аксессуары и дамские мелочи.
В перечень выдающихся производителей и мастеров XIX века входят:
- ювелирная фирма «Сазиков»;
- Карл Фаберже;
- компания И. П. Хлебникова;
- Федор Рюккерт;
- Павел Овчинников;
- Иван Губкин;
- фирма «Братья Грачевы».
Изделия первой половины столетия отличаются выразительностью и лаконизмом. Мастера сочетали гладкие полированные поверхности с чеканным орнаментом, украшая изделия цветочными узорами с высокой детализацией. Громкую славу русскому ювелирному искусству принесла продукция мануфактуры династии Сазиковых, выдержанная в «русском стиле». Скульптурные композиции на тему российской истории и сценки из крестьянской жизни пользовались большим успехом на международных выставках.
Русские мастера достигли такого высокого уровня в работе с эмалевыми покрытиями, что на мануфактуры Овчинникова, Хлебникова, братьев Грачевых привозили из Франции отдельные элементы изделий для украшения. Столичному ювелиру Павлу Овчинникову удалось воссоздать давно утраченное искусство эмали по скани и освоить витражную технику.
Огромным спросом среди знати пользовались столовые приборы Фаберже — фабрики в Москве и Санкт-Петербурге были завалены заказами. Лучшим мастером-серебряником фирмы был Юлиус-Александр Раппопорт. В его мастерской изготавливались самые разнообразные вещи — от настольных письменных приборов и портсигаров до парадных сервизов и сложных украшений для обеденного стола. О мастерстве ювелира можно судить по созданному им графину в виде фигурки бобра — виртуозно выполненная чеканка дает полное ощущение того, что шерсть животного мягкая на ощупь.
Закат дореволюционного ювелирного искусства
Февральские события 1917 года заставили многих аристократов эмигрировать, что привело к закрытию части мастерских. Октябрьская революция окончательно уничтожила состоятельных заказчиков, а грабежи вынудили подавляющее большинство ювелиров бежать в Европу. В 1918 году обыски начались в крупных и мелких мастерских, революционные матросы забирали все, что походило на золото, серебро и драгоценные камни.
Огромное количество драгоценностей было продано за границу, а вырученные средства шли на раздувание мировой революции. Созданная правительством большевиков комиссия не понимала художественной ценности серебряных изделий XIX века. Шедевры Сазикова, Фаберже, Овчинникова и Хлебникова не пошли в переплавку только по той причине, что это было убыточно.
Множество предметов с музейной ценностью из частных собраний были подарены красногвардейцам в награду за боевые заслуги. В 1920-е годы в Ленинграде открылся магазин, где торговали дворцовым имуществом как старым хламом в стремлении выручить за него хоть какие-то деньги. В результате из наследия Фаберже, которое насчитывало около ста тысяч предметов, на родине осталось не более шестисот изделий.
Русское серебро высоко ценится на мировом рынке антиквариата. В конце 2017 года заводной серебряный носорог Фаберже был продан на лондонском аукционе за сумму 705 тысяч фунтов стерлингов. На Very Important Lot вы найдете старинные вазы, столовые приборы, предметы сервировки и безделушки, которые украсят любую коллекцию.
Источник: veryimportantlot.com