Кто из балерин снял с туфель каблук укоротил юбку убрал лишние украшения

Есть у французского художника Никола Ланкре картина. Она написана примерно в 1730 году, однако краски на ней выглядят удивительно живыми и свежими. На полотне изображена молодая танцовщица в пышном платье, украшенном цветами. Грациозно подняты её руки, одной ногой она легко касается земли и кажется, что вот-вот готова взлететь в прыжке. При взгляде на её позу буквально слышатся звуки старинного менуэта – излюбленного танца Мари Камарго.

Именно её изобразил художник на знаменитом полотне. Оно так и называется – «Танцовщица Камарго». Это была выдающаяся балерина первой половины XVIII века. С её именем связано немало новшеств в искусстве хореографии. Она была олицетворением виртуозного танца той эпохи.

Жизнь артистки буквально овеяна легендами.

Её полное имя – Мари Анн де Кюпи де Камарго (1710-1770). Родилась она в Брюсселе, в семье испанского музыканта. О ранних годах будущей знаменитости рассказывали удивительные истории. Утверждали, что маленькая Мари, ещё не умея ходить, проявляла способности к танцу – она двигала руками в такт музыки.

☝️ Туфли не подходят…

Вымысел это или нет – сложно сказать, однако талант девочки действительно был замечен очень рано. Первым учителем Мари стал её дед.

Ещё в детские годы она начала выступать в домах знати. На способную девочку обратили внимание и даже собрали деньги для того, чтобы она смогла продолжить обучение. Юная Мари отправилась в Париж. Там она начала заниматься у Франсуазы Прево – одной из звёзд Королевской академии музыки и танца. Многие стремились учиться у знаменитой артистки. Однако Прево была очень строгим и взыскательным педагогом – не все
справлялись с её высокими требованиями.

Мари отличалась редким прилежанием и трудолюбием, что помогло ей быстро добиться больших успехов. Затем она выступала по контрактам в нескольких театрах и, наконец, появилась на сцене Королевской академии музыки и танца. Дебютантке предстояло исполнить довольно сложный номер, но справилась она с ним превосходно. Это была часть дивертисмента «Характеры танца», который поставила её учительница Прево.

Камарго хорошо знала свои достоинства и недостатки. Она не отличалась особенной красотой, зато обладала прекрасной выворотностью ног, гибкостью и пластичностью. Ей хотелось в полной мере проявить свои сильные стороны. С присущей ей смелостью она начала исполнять танцы в быстром темпе. Стремительность, живость, лёгкость движений отличали стиль этой артистки.

Она стала первой из балерин, освоившей разнообразные прыжки. Разучила их она под руководством знаменитого танцовщика Мишеля Блонди. Великолепно исполняла Камарго изящные заноски – прыжки, где одна нога ударяется в воздухе о другую. Прежде подобные элементы были достоянием лишь мужского танца. Она отточила своё мастерство до бриллиантового блеска, о чём свидетельствовали её современники.

Читайте также:
Какие украшения подходят овнам

Мелкие движения в стремительном темпе и прыжки было сложно исполнять в длинных платьях из тяжёлых тканей. И Камарго со свойственной ей смелостью решилась на внесение изменений в устоявшийся танцевальный костюм. Она укоротила юбку до щиколоток, отказалась от высоких каблуков, сняла массивные украшения. На знаменитой картине Ланкре артистка изображена в усовершенствованном ею танцевальном костюме.

New: туфли на высоком каблуке и платформе и с сумкой, в которую поместится все самое необходимое.

Разумеется, не все благосклонно встретили такие изменения. Первый выход на сцену в новом наряде обернулся скандалом. Однако молодая танцовщица, не обращая внимания на возмущение части зрителей, продолжала выступление. Через некоторое время другие артистки взяли на вооружение оригинальные новшества. Что интересно, подражать Камарго начали даже парижские модницы – носить платья, туфли, причёски и шляпки в её стиле.

В 1-й половине XVIII века ещё не сформировался жанр сюжетного балетного спектакля. Основу репертуара Мари Камарго составляли танцы в операх, дивертисментах, а также отдельные номера. Очень красив был в её исполнении менуэт. Она буквально скользила по сцене лёгкими шагами. Зрители, затаив дыхание, следили за каждым её движением.

Немало шума наделало соперничество между Мари Камарго и другой танцовщицей – Мари Салле. Эти артистки были очень разными. Камарго делала ставку на виртуозность, однако проигрывала как актриса. Салле, напротив, отличалась неподражаемым даром пантомимы. Но обе артистки стремились привнести нечто новое в сценический танец своего времени.

Это подготовило почву для дальнейшего развития балетного искусства.

Жизнь Мари Камарго была богата приключениями. Биография артистки не раз будоражила воображение хореографов, либреттистов, композиторов. В частности, Шарль Лекок написал оперетту «Камарго». Балет с таким же названием поставил Мариус Петипа на музыку Людвига Минкуса. А картина Никола Ланкре по-прежнему приковывает к себе взгляд. Порой кажется, что танцовщица вот-вот оживёт и закружится в стремительном танце…

******************************************
Впервые опубликовано на сайте «Школа Жизни» в 2014 году.

Источник: proza.ru

Как 200 лет назад появилась балетная пачка, и Какие трансформации с ней происходили

Почти двести лет назад знаменитая балерина Мария Тальони в Париже впервые вышла на сцену в пышной многослойной юбке, которую позднее стали называть пачкой. По современным меркам это был очень скромный костюм – он закрывал ноги до середины икры. Революционный для своего времени наряд вызвала массу возмущений, ведь до этого танцовщицы выступали только в длинных, полностью закрытых платьях.

Громоздкие сценические костюмы танцовщиц вплоть до середины XIX доставляли, должно быть, массу неудобств. Эти платья мало отличались от тех, в которых сидели зрительницы, разве что были чуть короче. Корсет, множество юбок и туфли на каблуках – таким был образ балерины в старину. Учитывая, что в театре в те времена для представлений зажигали множество свечей, танцы получались жаркими в прямом смысле слова. Немного легче было выступать в балетах на модную тогда тему античности – примы наряжались в легкие туники, но их длина все равно оставалась в рамках приличий, что очень мешало развивающейся балетной технике.

Читайте также:
Украшения для варежек идеи

Мария Тильони в балете «Зефир и Флора». На балерине первая в мире балетная пачка.

Мария Тильони в балете «Зефир и Флора». На балерине первая в мире балетная пачка.

12 марта 1839 года Мария Тальоне на премьере «Сильфиды» впервые появилась в легкой и воздушной юбочке. Такой революционный костюм придумал для своей дочери Филиппо Тальони – сам в прошлом танцовщик, который остался в истории как педагог и один из крупнейших хореографов эпохи романтизма. Злые языки поговаривали, что причиной создания такого костюма стала нескладная фигура Марии, новый наряд ее прекрасно маскировал, подчеркивая достоинства и создавал ощущение воздушности и грациозности. Разразившийся скандал послужил в данном случае только на пользу, удобная и легкая юбка быстро прижилась среди балерин и стала уже через несколько десятилетий основным балетным костюмом. Кроме того, Мария впервые заменила туфли на каблуках на особенные – с укрепленным носком, так что именно эта балерина впервые встала на пуанты.

Матильда Кшесинская в балете «Талисман», ок. 1910

Матильда Кшесинская в балете «Талисман», ок. 1910

Сегодня трудно судить о достоинствах фигуры Марии Тальоне, но сохранилась одна легенда: когда знаменитая балерина проезжала границу с Россией, таможенники спросили, не везет ли она драгоценности. В ответ прима приподняла юбки и продемонстрировала на радость всем присутствующим изящные ножки. Сегодня, когда звезды спорта и шоу-бизнеса страхуют свои особенно ценные части тела на круглые суммы, подобный ответ вовсе не кажется смешным.

Анна Павлова в балетной пачке

Анна Павлова в балетной пачке

В нашей стране французская новинка прижилась не сразу, так как нравы отличались большей строгостью. Только через пятьдесят лет мода на балетную пачку дошла до России. Зато наши балерины видоизменили ее, приведя к более современному облику. На этот счет тоже существует легенда.

Якобы, прима Большого театра Аделина Джури в начале 1900-х годов рассердилась на слишком длинную юбку и просто отхватила лишнее ножницами. Произошло это перед очередной фотосессией, поэтому новшество сразу заметили. Хотя историки моды считают, что длина балетных пачек уменьшалась в результате развития техники танца.

Балетные пачки в 1920, 1955 и 2010 годах

Балетные пачки в 1920, 1955 и 2010 годах

С начала XX века балетная пачка постоянно видоизменялась. Анна Павлова, например, чаще всего выступала в очень широкой и длинной юбке, а с 60-х годов пачка приобрела размер плоской «тарелочки», и до сих пор остается такой. Однако юбка в стиле Марии Тальоне тоже вернулась на сцену, называется она теперь «шопенка» — потому что так одел танцовщиц Михаил Фокин в своей «Шопениане». Еще одним удобным штрихом балетного костюма стала заниженная талия – ее придумали в 20-х годах двадцатого века.

Читайте также:
Можно ли носить украшения из хирургической стали

 Современная балетная пачка – это настоящее произведение искусства

Современная балетная пачка – это настоящее произведение искусства

Раньше пачки шили из марли и крахмалили перед каждым выступлением. Сегодня их делают из фатина, индивидуально для каждой балерины. На одну юбку уходит больше 11 метров ткани, она закладывается особыми складочками, а длина слоев меняется, чтобы юбка держала форму — диаметр постепенно увеличивается, начиная от нижнего слоя к верхнему.

Изготовление одной пачки занимает около двух недель. Никаких пуговиц и молний – только крючки, расположенные в шахматном порядке. Некоторые особенно сложные костюмы иногда зашивают прямо на фигуре. Строго говоря, сегодня «пачкой» называют весь костюм – соединенные вместе корсаж, юбку и трусики. Современный образ балерины является таким же историческим достоянием, как и балетная техника, ведь он веками развивался вместе с самим танцем.

Любой сценический костюм должен подчеркивать фигуру артиста. Но что делать, если твоя талия вдруг увеличилась в объеме? Ответ от знаменитой балерины: Продолжать танцевать, даже будучи на девятом месяце беременности .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник: kulturologia.ru

Из истории балетной пачки

Балерина в сознании любого человека представляется непременно в пачке.Этот сценический костюм стал неотъемлемой частью классического балета.

Пачка (уст. «тюники») — женский балетный костюм, состоящий из корсажа, застёгивающегося сзади на крючки и пришитой к нему многослойной юбки из жёсткого тюля, посаженной на трусики, обшитые полосками присборенного тюля. У современной «стоящей» пачки слои неравномерной длины — их диаметр постепенно увеличивается, начиная от нижнего слоя к верхнему. Для того, чтобы пачка держала свою горизонтальную форму, в середину по диаметру вшивают проволоку, т. н. «стальку». Ранее юбки шились из марли — такая пачка требовала подкрахмаливания перед каждым выступлением.

Как правило, пачки используются в классических балетах академического периода, характерных для творчества Мариуса Петипа (1818—1910). Пачка с ниспадающей юбкой, какие используют в романтических балетах, называется «шопенкой» — по названию балета «Шопениана» (1907), в котором балетмейстер Михаил Фокин пытался восстановить атмосферу балета 1830-х — 1840-х годов. Юбка от пачки, не посаженная на корсаж, называется «полупачкой» — как правило, она используется для репетиций, при этом её надевают на купальник.

Пачки хранятся либо разложенными в плоском виде, либо подвешенными за трусики, тогда как «шопенки», как и обычные платья, подвешивают за бретели.

Однако так было не всегда. Современный образ балерины, прежде чем сформироваться окончательно, претерпел массу изменений и прошел долгий путь.

Многие, возможно, удивятся, но до второй половины XIX века балерины выступали на сцене просто в нарядных платьях, которые мало отличались от тех, в которых приходили зрительницы.

Это было платье с корсетом, чуть короче обычного, довольно громоздкое. Выступали балерины обязательно на каблуках. Долю балерин немного облегчила новая мода на античность. Кстати, в балете стали использовать мифологические сюжеты, например, «Амур и Психея».

Читайте также:
Декоративное рисование украшение свитера средняя группа комарова

Дамы начали носить воздушные, полупрозрачные платья с завышенной талией. Их даже чуть-чуть мочили, чтобы ткань лучше облегала тело. Под платья надевали трико, а на ноги – сандалии.Но с течением времени техника балерин усложнялась и потребовалась более легкая одежда для сцены. Сначала примы отказались от корсетов, потом укоротили юбки, а само платье стало облегать как вторая кожа.

Мария Тильони в балете «Зефир и Флора». На балерине первая в мире балетная пачка.
Эволюция балетного костюма, в том числе и женского сценического платья, находилась в зависимости от моды своего времени. Прообраз балетной пачки — пышная лёгкая юбка-«колокол» на корсаже, подчёркивающем узкую талию и пышное декольте — появляется в самом начале 1830-х годов, как только на смену естественного силуэта ампира пришла викторианская мода с её всё более и более пышными юбками, а талия закрепилась на своём действительном месте.

Появление знаковой для балета лаконичной белоснежной пачки связывается с именем балерины Марии Тальони и балетом «Сильфида» (1832), костюмы к которому были выполнены по эскизам художника Эжена Лами. Хотя за год до этого Тальони уже танцевала в похожем платье в возобновлении балета Шарля Дидло «Зефир и Флора», именно «Сильфида», верно уловившая тенденции времени и впервые противопоставившая на сцене реальный и фантастический мир, стала своеобразным символом романтизма, предопределив развитие балета на следующие десятилетия.

Впервые в балетной пачке перед зрителями предстала Мария Тальоне 12 марта 1839 года. В этот день была премьера «Сильфиды», Для такой роли потребовался соответствующий наряд. Его придумал для дочери Филиппо Тальони.По одной из версий, толчком к созданию ставшей впоследствии классической балетной одежды стала нескладная фигура Марии.

Чтобы скрыть недостатки, Тальони придумал такое платье, которое придавало всему облику героини воздушность и грациозность.Создавалось платье по эскизам Эжена Лами. Тогда юбку шили из фатина. Правда, в те времена балетная пачка была вовсе не такой короткой, как сейчас.

Очередное «превращение» пачки случилось несколько позже. Но даже такое скромное одеяние балетный мир поначалу воспринял в штыки.Особенно не по вкусу пачка пришлась балеринам с не очень красивыми ногами. Но восторга зрителей и искусствоведов, восхищавшихся воздушностью танцовщиц, не было предела. Не последнюю роль в этом сыграла пачка. Так этот костюм прижился, а потом стал классикой.

Кстати, есть легенда о Марии Тальони. Когда она проезжала границу с Россией, таможенники спросили, не везет ли она драгоценности. Тогда балерина приподняла юбку и показала ноги. Мария была первой, кто встал на пуанты.

Матильда Кшесинская в балете «Талисман», ок. 1910

Царская Россия отличалась консервативностью и не сразу приняла новинку. Это произошло только спустя полвека. Но именно в нашей стране пачка снова видоизменилась.

Новатором стала прима Большого театра Аделина Джури в начале 1900-х годов. Капризной особе не понравилась длинная юбка, в которой ей предстояло позировать перед фотографами. Балерина просто взяла ножницы и отхватила приличный кусок подола. С тех пор пошла мода на короткие пачки.

Читайте также:
К чему снятся украшения из золота и серебра

Bailarinas Pedro Weingärtner

Хотя с начала XX века балетная пачка приобрела ту форму и вид, которые мы знаем и поныне, экспериментировали с ней всегда. В постановках, например Мариуса Петипа, балерина могла переодеваться в костюмы разных стилей.

От роста балерины зависит ширина пачки. В среднем ее радиус – 48 см.
Далее к делу приступают швеи. Это кропотливый труд, ведь мастерицам нужно закладывать складки ткани определенным образом.На одну пачку уходит больше 11 метров фатина. Изготовление одной пачки занимает около двух недель. При всем многообразии моделей, есть строгие правила пошива.

Adeline Genée, 1906. Photo, Ellis and Walery.

Например, на пачки никогда не пришивают ни молнии, ни пуговицы, которые могут оторваться во время выступления. В качестве застежек используют только крючки, но в строгой последовательности, а точнее, в шахматном порядке. А иногда, если постановка особо сложная, пачки зашивают вручную на танцовщице перед выходом на сцену.У пачки есть много названий. Так что, если вы услышите где-нибудь слова «тюника» или «tutu», знайте: они обозначают все ту же пачку. Разберемся теперь, какие бывают разновидности пачек.

Классическая пачка представляет собой юбку в виде блина. Кстати, солистки принимают непосредственное участие в создании своего костюма. Они могут выбрать форму пачки, которые могут быть параллельны полу или с чуть опущенной юбкой.
«Шопенку», длинную юбку, тоже шью из фатина. Такая форма юбки очень хороша для создания мифических персонажей или неживых существ.

Светлана Лунькина в балете «Лебединое озеро», 2011

Плюс такого наряда в том, что он скрывает недостаточно подтянутые колени и прочие недостатки, зато привлекает внимание к стопам.
Еще один вид платья, которое не выходит из балетного обихода, – хитон. Его юбка однослойная, шьют ее чаще из шифона. В таком платье исполняется роль Джульетты.

Для репетиций балетных постановок пачки шьют отдельно. Их проще надевать и снимать, чем те, в которых балерины выходят на сцену.

Так, все части сценического костюма могут быть сшиты между собой, тогда как для репетиций лиф не нужен, а используют только юбку с трусиками. К тому же у репетиционных пачек не делают так много слоев.Пачка на репетиции просто необходима. Ведь танцовщики должны сразу видеть, где пачка будет мешать, где она может задраться или ее может задеть партнер. А постановщик сможет формировать рисунок танца.

Пачка так прочно укрепилась, что ее используют не только на балетной сцене. Правда, вне ее пачка служит для шуточных номеров эстрадных артистов и даже в цирке.

Источник: lovers-of-art.livejournal.com

Рейтинг
Загрузка ...