Ростовская финифть радует глаз, ею просто невозможно не любоваться. Финифтевую брошь или заколку немедленно хочется взять в руки и рассмотреть получше – настолько притягивает внимание тонкий замысловатый узор. Его плавные, спокойные, размеренные линии создают ощущение гармонии. Этот вид искусства прославлен на весь мир.
А наши соотечественники испытывают к финифти нечто вроде любви на генетическом уровне – настолько её история переплелась с историей Руси. Когда смотришься в расписное зеркальце, кажется, что именно ему сказочная красавица адресовала вопрос Я ль на свете всех милее?.
Ростовская финифть относится к тем народным промыслам, скопировать которые совершенно невозможно, как ни старайся. В чём же уникальность этого искусства? Почему подобные серьги, кольца, браслеты невозможно изготовить больше ни в одной точке планеты? Или ростовским мастерам известны какие-то особые секреты?
В чём тайна расписных украшений?
Во-первых, секреты производства таких изделий действительно существуют. Способы изготовления украшений на основе финифти долгие века передавались из поколения в поколение. За определением ростовская финифть стоят целые династии потомственных мастеров. Во-вторых, само происхождение этого народного промысла – чистое, духовное.
Украшения с финифтью.
Изначально (когда финифть была не ростовской, а, скорее, московско-петербургской) ею декорировали церковную утварь. Затем финифтью стали украшать праздничные одежды священнослужителей. Позже этот промысел из столицы перекочевал в Ростов, ставший духовным центром нашей страны.
Финифтью стали расписывать иконки для паломников – это было не только красиво, но и практично: закалённая эмаль совершенно не портилась от солнца, влаги и пыли. Маленькие образки с ликами святых разъезжались из Ростова во все концы света. И лишь затем этот филигранный декор перешёл на серебряные украшения, бонбоньерки, ароматницы, медальоны.
Легенды и факты о финифти
В XVIII веке ростовским центром выпуска финифти стал Яковлевский монастырь. И сам монастырь, и слобода при нём изготавливали чудесной красоты иконы из расписной эмали. Заслышав о промысле Яковлевского монастыря, сюда стали устремляться лучшие живописцы того времени, желавшие послужить людям и улучшить таким образом свою судьбу.
Так благодаря финифти Ростов стал городом выдающихся художественных талантов. Говорили, что обилие праведных людей начало творить в городе настоящие чудеса. Здесь исцелялись больные люди, воссоединялись семьи, появлялись долгожданные дети. В итоге не проходило ни дня, чтобы в город не прибыли очередные паломники.
Дошло до того, что в Ростове побывала сама государыня-императрица Екатерина II. Этот визит – исторический факт: он был связан с чествованием святителя Димитрия, в чудесное влияние которого императрица искренне верила. Она даже унесла из монастыря финифтевый образок с изображением Димитрия Ростовского.
Финифть в советское время
После Октябрьской революции, когда другие народные промыслы, связанные с религией, были преданы забвению, ростовская финифть сумела выжить. После 1917 года производство не застопорилось ни на один месяц! Ростовчане нашли выход: они стали выпускать украшения из серебра с финифтью – эстетичные изделия всё с тем же самобытным витиеватым почерком.
Финифть. Ростовская финифть. Завод ростовской финифти.
Женщины стали носить в расписных медальонах портреты любимых, мужчины – кольца с изображением русских городов. А на ростовские ювелирные украшения равнялись фабрики всей страны. Шкатулка с финифтью стала самым желанным подарком для дамы, а представители сильного пола любили расписные табакерки. Все умения, приобретённые мастерами за годы изготовления мирских украшений (как-никак это 70 лет), применяются и совершенствуются по сей день. Вот почему уникальная ростовская бижутерия, создаваемая этим методом, сегодня не имеет себе аналогов во всём мире.
Как делается финифть?
О технологии изготовления ростовской финифти можно рассказать лишь в общих чертах. Поскольку этот народный промысел – самое настоящее таинство, досконально известное только опытному мастеру. В целом процесс выглядит так. Лист меди режется на пластинки требуемой формы. Затем медь выбивают, делая будущее изделие выпуклым.
После этого медную пластинку в несколько слоёв покрывают белой непрозрачной эмалью (эмаль предварительно смешивается с водой в строго определённой пропорции). После этого оборотную сторону пластинки тоже покрывают эмалью (на этот раз достаточно одного слоя). Благодаря этому ходу пластинка не утратит своей формы. Затем будущее изделие поступает в печь на просушивание.
Сушится оно при температуре от 700 до 800 градусов Цельсия. Именно благодаря этой процедуре эмаль и приобретает гладкую поверхность и блеск, характерный для готовой финифти. Основа для рисунка готова. Наступает пора покрыть лицевую часть пластинки огнеупорной краской и снова отправить пластинку на просушивание.
Саму краску мастер должен выбрать предельно точно: при обжиге она изменит цвет. К тому же все краски имеют собственную температуру плавления, это тоже придётся учесть. Для создания многоцветных изделий картинка на эмали дорисовывается и обжигается вплоть до 7 (!) раз. Последний этап – помещение пластинки в ювелирную оправу (если речь идёт об украшении).
Источник: www.livemaster.ru
Ростовская финифть – украшения и другие изделия с традицией
Во многих домах с советских времен хранятся знаменитые украшения из финифти – например массивные серьги с ярко-синими цветами на сливочно-белом фоне.. Возможно, на стенке висят даже небольшие финифтяные миниатюры с природой или городскими видами, подаренные кем-то очень давно. Все эти изделия были произведены в городе Ростов-Великий Ярославской области – том самом, где по стенам Кремля бегал «Иван Васильевич, менявший профессию».
Ростовская финифть – один из известных и ценимых брендов, наравне с жостовскими подносами, гжелью и (если сравнивать с украшениями) – бижутерией Яблонекс. Начинавшееся как артель, изготовление ювелирных изделий из финифти переросло в довольно массовое производство на «Фабрике Ростовская финифть» — сохранив при этом звание «народного художественного промысла». Причём прямо сейчас этот промысел переживает второе рождение – переосмысливается общий подход и вид изделий, вырастают принципиально новые дизайнерские направления. Получится ли у руководства предприятия превратить изделия из финифти в модный бренд, сохранив при этом традиции – покажет время.
Из истории финифти — русской эмалевой живописи
Уже в XVII в. мастера Оружейной палаты и Сольвычегодска создавали росписи на эмали. Чаши, флаконы, шкатулки украшали крупные орнаментальные вставки с вьющимися побегами и гирляндами тюльпанов, васильков, подсолнухов. Роспись называли «усольской».
А в Ростове в 1760 году при архиерейском доме создали финифтяную мастерскую (финифть — это древнерусское название эмали, произошедшее от греческого финифтис, что означает блестящий).
В миниатюрах евангелий, напрестольных и наперсных крестов, потиров и митр, созданных в ростовской финифтяной мастерской, был виден явный след стиля барокко. Однако уже в первой половине XIX века в промысел приходит классицизм. Появляются гравюры, по которым создают эма¬ли с видами города. Финиф¬тяной портрет стал отдельным жанром. До 80-х годов XIX века промысел процветал.
Техника финифтяной росписи по эмали
Эмалевая роспись – дорогой и трудоёмкий процесс. Перед грунтовкой предмет (например медную пластину) обжигают, протравливают и сушат. На грунт наносят несколько слоев белой эмали. После каждого слоя и дальнейшего обжига поверхность шлифуют, и предмет ещё раз обжигают. Эмалируют и «изнанку» пластины, чтобы она не деформировалась.
После эскизной разметки пишут красками на эфирных маслах; чем больше цветов, тем больше прорисовок, обжигов, шлифовок. На финише иногда кладут слой фондона (защитный слой бесцветной эмали).
Финифть практически вечно сохраняет чистоту, блеск и прозрачность цвета. Миниатюре не страшны свет, пыль, холод и влага, но эмаль следует беречь от сколов.
Говорят, что «при Советах» финифть «перегорела» — из-за агит-мотивов и «поточности производства». Это не так.
Безупречный конный портрет Ворошилова — чистый классицизм, гармония флористики, пейзажа и портрета. Заметим, тоталитаризм и крепостничество близнецы-братья, и финифтянщики поневоле выполняли «спецзаказы» партии с наивысшим напряжением сил.
Портрет Юрия Гагарина — уже совершенно иной образ абсолютно другого времени. Это портрет космонавта в круге, в фиалково-стальных тонах. Сюрреалистическая, «вихревая» композиция раскрывает этапы ухода от притяжения Земли (средневековые «крылья» — парашют -спутники -ракета -корабль). Лицо героя читается, как лик; и словно херувим, простер свои «крылья» над Гагариным безвестный испытатель. Это не агитация, это одержимость — согласитесь, вовсе иной уровень воздействия.
Украшения из финифти. Что в шкатулке?
В сознании большинства финифть – это самобытные и яркие женские украшения. Темы композиций ростовской эмали — флористика, пейзаж, а с недавних пор — и абстракция. Яркие авангардные росписи по эмали – финифть в виде геометрических фигур вместо традиционных цветов – в этом и заключаются эксперименты дизайнеров. Руководство фабрики пробует новые направления, и старается выйти на современную аудиторию покупателей, а заодно – и в более дорогую ценовую категорию.
Украшения из финифти выпускают в медно-посеребрённой (светлой и чернёной) и серебряной оправе. Серьги и кулоны с традиционными мотивами (цветы, пейзажи) изготовляются в скани, а новые «авангардные» — в полированном серебре. Форма вставок в ювелирных изделиях самая разная: от овальных, круглых, треугольных и квадратных до каплевидных, вытянуто асимметричных, фасолево-подобных и сердцевидных.
Финифть -роспись по эмали с традиционными мотивами
Изучать вставки украшений из финифти лучше всего на примере колец и перстней (скань не отвлекает внимание). Если внимательно рассмотреть коллекцию фабрики, то представленные изделия можно условно разделить на классические, национальные и фантазийные. Модели в лаконичной чернёной оправе, с синими цветами на белом фоне выглядят аристократично (пример — гарнитур «Лилу»). Напротив, гарнитур «Несмеяна» (нежно-пёстрый цветочный мотив в «кокошнике» светлой скани) — пример национального изящества.
Гарнитур из финифти «Лилу» в классическом стиле
Гарнитур из финифти «Несмеяна» в традиционном русском стиле
Фантазийные изделия — это бабочки, птички и мишки Тэдди в разделе «броши».
Изделия из финифти в авангардном стиле
В текущей коллекции представлены и изделия, расписанные в стиле модерна и супрематизма (хотя есть и флористика). Оправа полированного серебра лаконична и зачастую несёт лишь функциональную нагрузку. Но в моделях, например, «иней» и «сумерки», «ирисы» и «камешки», словом, в коллекции «Калейдоскоп»- оправа самоценна и безупречна по стилю.
Рассмотреть коллекции финифтиевой росписи по эмали можно на официальном сайте ростовской фабрики, либо на сайтах-представителях.
Без преувеличения, это финифть 21века, достойное продолжение прежних традиций.
Источник: zegold.ru
Подвески и кулоны с финифтью: особенности, как выбрать и носить


Финифть — традиция ювелирного производства, которую еще называют «живописной эмалью». Эта старинная техника представляет собой нанесение краски на металл и покрытие прозрачным защитным слоем. Это настоящее искусство, подвластное только умелым мастерам. Сегодня ювелирные бренды обращаются к традициям и по-новому осмысливают старинные техники. Подвески и кулоны с финифтью — удивительные вещицы с историей.
Что такое финифть
Эта техника пришла на Русь из Византии в 10 веке. В этой технике изначально расписывали предметы церковного обихода, но позднее к ним добавились декоративные вещицы (особенно шкатулки и панно), а затем и ювелирные изделия.
В 17 веке ростовские мастера достигли такого мастерства, что финифть стала считаться особым видом искусства. С тех пор в этой технике появились жанры. Традиционным считаются цветочные орнаменты, пейзажи, а также сказочные и исторические сюжеты. Изделия, созданные в этой технике, ценились наравне с золотом и драгоценными камнями. Именно поэтому финифть стали называют «драгоценной эмалью».
Как создается финифть
Это сложная и трудоемкая техника, поэтому изделия и считались такими ценными. Сначала мастер вырезает из цельного металлического изделия пластину, затем придает ей нужную форму. На следующем этапе заготовку покрывают размолотой стеклянной эмалью, после чего ее обжигают в печи несколько раз в зависимости от сложности рисунка.
При этом заготовка отправляется в печь после каждого этапа прорисовки. Художники используют специальные огнеупорные эмалевые краски для нанесения рисунка. Как видно, это долгая и кропотливая ручная работа.
Особенности кулонов и подвесок
Не каждый ювелирный бренд создает изделия с финифтью, поскольку они требуют высокой квалификации мастеров-ювелиров. Например, при создании подвесок и кулонов сначала наносят основные цветы и обжигают изделие, затем выделяют главные детали рисунка и светотени, опять обжигают, после чего прорисовывают детали и полутона.
Готовая подвеска становится настоящим произведением ювелирного искусства!
Такие кулоны — не просто красивый аксессуар, но и особо прочный. Так, горячая эмаль не боится солнечных лучей и перепадов температур. Украшение навсегда сохранят глянцевый блеск и насыщенность цветов, не потускнеет.
Готовые кулоны с росписью заключают в оправу из благородных металлов. Таким образом получается украшение, которое можно считать и художественным произведением.
Как выбрать и носить подвески
Сегодня, хотя отечественные ювелирные бренды и стараются сохранить старинную традицию, изделия с финифтью стали более современными. Так, с появлением новых технологий значительно расширилась палитра красок и разнообразие рисунков, изменилась техника нанесения эмали, поэтому ювелиры стали создавать объемные изображения.
Эти украшения выглядят современно, поэтому их вполне можно носить как повседневный аксессуар.
При всем этом подвески и кулоны с финифтью остаются эксклюзивным, а не массовым украшением. Заготовку с рисунком обычно обрамляют розовым или желтым золотом. Подвеска может быть украшена и камнями, например, фианитами, топазами, корундами. На изделии могут быть изображены цветы, ягоды, бабочки, птицы. Вставки подбирают с учетом цветового решения и композиции, чтобы они гармонично обрамляли финифть.
Авторские изделия могут быть выполнены в традиционном стиле, например, с изображением русских пейзажей или сказочных мотивов.
Источник: uvelirnoedelo.ru