Имам ан-Навави пишет: «Аш-Шафи‘и и его ученики считали, что обязательно выплачивать закят со всякого золотого или серебряного изделия, которое запрещено или нежелательно использовать, будь то украшения или что-либо другое, и сообщили, что таково единодушное мнение мусульман» [Шарх аль-мухаззаб. Т. 5. С. 518].
Однако есть разногласия на счёт того, обязательно ли выплачивать закят с дозволенных золотых и серебряных украшений, предназначенных для ношения. Причина этих разногласий в том, что одни законоведы рассматривали такие изделия как денежный материал, с которого обязательно платить закят, а другие ставили их в один ряд с предметами личного пользования, такими как одежда, мебель или средство передвижения, с которых закят не взимается.
По мнению маликитов, шафиитов и ханбалитов, дозволенные золотые и серебряные украшения не облагаются закятом. Этого мнения придерживались сподвижники ‘Абдаллах ибн ‘Умар, Джабир ибн ‘Абдаллах, Анас ибн Малик, ‘Аиша и Асма бинт Абу Бакр, а также имамы аш-Ша‘би, Катада, Малик, аш-Шафи‘и, Абу ‘Убайд, Исхак ибн Рахавайхи, Абу Саур и Ахмад ибн Ханбаль [Ибн Кудама. Мугни. Т. 3. С. 41-42].
Кто должен платить за ужин? | Фильмы и сериалы
Главный довод в пользу такого суждения — хадис Абу Хурайры о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Милостыня не взымается ни с раба, ни с коня мусульманина» (аль-Бухари 1464, Муслим 982), то есть закятом не облагается имущество, которым человек пользуется.
Такой вывод подтверждается и высказываниями известных сподвижников. ‘Амр ибн Динар слышал, как один человек спросил у Джабира, нужно ли выплачивать закят с украшений, и тот сказал: «Нет». Человек спросил: «Даже если их стоимость дойдёт до тысячи динаров?» Джабир ответил: «Это много» (аш-Шафи‘и 1/239, Абу ‘Убайд 442/1275). Аш-Ша‘би также рассказывал, что слышал, как Джабир сказал: «Украшения не облагаются закятом» (ад-Даракутни 205). Имам ат-Табарани приводит этот хадис и со слов Пророка, мир ему и благословение Аллаха, но в его иснаде есть неизвестный передатчик ‘Афийя ибн Айюб и слабый передатчик Ибрахим ибн Айюб.
Нафи‘ рассказывал, что ‘Абдаллах ибн ‘Умар наряжал золотыми украшениями своих дочерей и невольниц, но не выплачивал с них закят (Малик 485). Аль-Касим ибн Мухаммад рассказывал, что на воспитании матери верующих ‘Аиши находились её осиротевшие племянницы, которые носили украшения, а ‘Аиша не выплачивала с них закят (Малик 1/245). А в сборнике «Амваль» Ибн Занджавайхи (С. 981) приводится рассказ ‘Али ибн Суляйма о том, что он спросил Анаса ибн Малика, нужно ли выплачивать закят с украшений, и тот ответил: «Нет». Редактор книги Шакир Зайб Файяд назвал иснад асара слабым, потому что со слов ‘Али ибн Суляйма его рассказывал Шурайк, который был слабым передатчиком.
Однако ханафитские законоведы, а также — согласно другим сообщениям — имамы аш-Шафи‘и и Ахмад ибн Ханбаль считали, что закят с золотых и серебряных изделий нужно выплачивать в любом случае, даже если они используются. Этого мнения придерживался ‘Умар ибн аль-Хаттаб, ‘Абдаллах ибн ‘Аббас, ‘Абдаллах ибн Мас‘уд и ‘Абдаллах ибн ‘Амр среди сподвижников, а также Са‘ид ибн аль-Мусаййиб, Са‘ид ибн Джубайр, ‘Ата, Муджахид, ‘Абдаллах ибн Шаддад, Джабир ибн Зайд, Мухаммад ибн Сирин, Маймун ибн Михран, аз-Зухри, Суфьян ас-Саури и сторонники независимого суждения.
Что ДЕШЕВЛЕ: изготовить ювелирное изделие на заказ или купить готовое?
Они опирались на общие тексты, в которых говорится о необходимости платить закят с золота и серебра и содержатся угрозы в адрес тех, кто уклоняется от этой повинности. Всевышний сказал: «Обрадуй же мучительными страданиями тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха» (сура 9 «Покаяние», аят 34) . А в достоверном хадисе сказано: «Если имущество достигнет облагаемого закятом минимума и с него будет выплачен закят, то оно не считается накоплением» (Абу Давуд 1564). Соответственно, если золото или серебро достигают облагаемого закятом минимума и закят с них не выплачивается, то они считаются накоплением, от которого предостерёг Аллах и Его Посланник.
Эти тексты имеют общий смысл, и в них не уточняется, с какой целью человек приобретает золото или серебро и в каком виде хранит их. Но есть и другие хадисы, в которых содержится конкретное предписание по данному вопросу. Сообщается, что однажды к Посланнику, мир ему и благословение Аллаха, пришла женщина из Йемена с дочерью, и на руке девочки было два золотых браслета. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил у женщины: «Выплачиваешь ли ты с них закят?» Она ответила: «Нет». Он сказал: «Ты бы обрадовалась, если бы Аллах надел на тебя два браслета из огня из-за них?» Тогда она сняла их и бросила Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказала: «Это ради Аллаха и Его Посланника» (Ахмад 2/178, 204, 208, Абу Давуд 1563, ан-Насаи 2479, ат-Тирмизи 1/124).
А мать верующих ‘Аиша рассказывала, что однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, пришёл к ней и, увидев на ней кольца из серебра, спросил: «Что это, ‘Аиша?» Она ответила: «Я изготовила их, чтобы нарядиться для тебя, о Посланник Аллаха». Он спросил: «Выплачиваешь ли ты с них закят?» Она ответила: «Нет». Он сказал: «Этого достаточно для тебя, чтобы попасть в огонь» (Абу Давуд 1565, ад-Даракутни 205, аль-Хаким 1/389, 390, аль-Байхаки 4/139).
Наконец, что касается выводов из хадиса Абу Хурайры, на который опиралось большинство законоведов, то аналогия между украшениями и предметами личного пользования неуместна. Во-первых, закят взимается с золота и серебра, но никогда не взимается, например, с одежды, и нельзя сравнивать вещи, которые различаются по сути.
Во-вторых, если одежда хранится для того, чтобы при необходимости продать её и обналичить средства, то закят с неё не взимается, а если золотые или серебряные изделия хранятся для сбережения средств, то с них нужно платить закят. В-третьих, если одежда сдаётся напрокат, то закят с неё не взимается, но если напрокат сдаются золотые или серебряные украшения, то, по мнению ханбалитов, с них взимается закят, поскольку они становятся средством получения прибыли. Следовательно, аналогия между золотыми и серебряными украшениями и прочими предметами личного пользования неуместна [Аш-Шарх аль-мумти‘. Т. 6. С. 288-290].
Однако сторонники первого мнения считают, что в приведённых выше достоверных текстах с общим смыслом речь никак не идёт об украшениях, потому что арабы использовали слово «варак» в отношении серебряных монет, но никогда не называли так украшения. То же можно сказать и о слове «укия», которое использовалось только для обозначения определённого количества дирхемов, а именно — сорока [Абу ‘Убайд. Амваль. С. 546].
Что же касается конкретных хадисов о необходимости платить закят с украшений, то, по мнению этих учёных, они слабые. Так, имам ат-Тирмизи (2/23) сказал, что на эту тему нет ни одного достоверного сообщения от Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Похожие высказывания принадлежат и таким известным учёным, как Бадр-ад-Дин аль-Маусыли, Ибн аль-Джаузи, аш-Шаукани и др.
С другой стороны, Ибн Хаджар в «Талхисе» (2/343) назвал хадис ‘Аиши достоверным, а хадис о женщине из Йемена Ибн аль-Муляккин назвал достоверным, а имам ан-Навави — хорошим [Миркат аль-мафатих. Т. 4. С. 1294; Шарх аль-мухаззаб. Т. 5. С. 516]. То есть по поводу надёжности этих хадисов есть серьёзные разногласия, влияющие на окончательное решение по данному вопросу.
Некоторые считают, что предписание платить закят с украшений было отменено и ссылаются на то, что ‘Аиша не выплачивала закят с украшений своих племянниц. Поскольку она сама передала хадис о необходимости выплачивать закят с украшений, но не поступала в соответствии с ним, то можно предположить, что она знала об отмене данного предписания. Однако такой вывод необязателен. С одной стороны, поступок ‘Аиши может лишний раз указывать на слабость хадиса с противоположным смыслом, который передают от её имени, а с другой стороны, как пишет Ибн Хаджар в «Талхисе» (2/343), она могла считать, что закят выплачивается с украшений, но не выплачивается с имущества сирот.
Такое допущение Ибн Хаджара является ошибочным, потому что в «Муватте» (1/251) сообщается, что ‘Аиша платила закят с имущества сирот, находившихся на её попечении. Возможно, она не платила закят с украшений, потому что количество драгоценного металла не достигало облагаемого закятом минимума. Возможно, на то была какая-нибудь другая причина. Поэтому предпочтение отдаётся не её действиям, а тому, что она передала со слов Посланника, мир ему и благословение Аллаха.
Таким образом, аргументы обеих сторон представляются сильными и убедительными, и категорично опровергнуть одно из двух мнений невозможно. Однако более безопасно и лучше с точки зрения вознаграждения выплачивать закят со всех без исключения золотых и серебряных изделий через год после того, как вес первых достигнет 85 г чистого золота, а вторых — 595 г чистого серебра. При этом, если украшения предназначены для ношения, то стоимость бриллиантов и других драгоценных камней на них не учитывается. А Аллах знает лучше.
Ключевые слова
Источник: e-minbar.com
С 2023 года налоговая нагрузка для ювелиров вырастет, а учёт станет сложнее
С 2023 года налоговая нагрузка для ювелиров вырастет, а учёт станет сложнее. Специалисты компании КОНТУР расскажут как это отразится на отрасли и почему выход на международный рынок может стать спасением для небольшого бизнеса.
Что меняется
Производители и продавцы ювелирных изделий не смогут применять УСН и патент с 1 января 2023 года. Такие изменения вносит Федеральный закон от 09.03.2022 № 47-ФЗ.
Как сказано в пояснительной записке, переход на общую систему налогообложения (ОСНО) позволит:
- Выровнять условия для всех участников рынка и исключить возможность дробления крупных компаний на более мелкие для ухода от уплаты налогов;
- Не допустить производства ювелирных изделий из инвестиционных слитков, приобрётенных физлицами без уплаты НДС;
- Повысить уровень налоговых поступлений в бюджет на 20−30 млрд рублей.
Какие налоги платят ювелиры в 2022 году
До конца года ювелирные компании с выручкой до 219,2 млн рублей в год и штатом менее 130 сотрудников могут работать на упрощённой системе налогообложения (УСН). А ИП в этой отрасли — ещё и на патенте (ПСН), если доход не превышает 60 млн рублей в год, а штат — 15 человек.
Вот как сейчас может платить налоги ювелирный бизнес:
- Юрлица и ИП на УСН освобождаются от НДС и платят единый налог — 6% с дохода или 15% с разницы между доходами и расходами. Регионы имеют право понижать ставки до 1% на «Доходах» и 5% на «Доходах минус расходах». Ставки могут быть и выше, если ежегодный доход компании укладывается в установленный лимит, но превышает 164,4 млн рублей. Тогда начисляют 8% и 20% соответственно.
- ИП на патенте платит фиксированную сумму налога, которая зависит от региона, вида деятельности и количества сотрудников. Рассчитать её можно с помощью специального калькулятора на сайте ФНС. Так, в 2022 году предприниматель с двумя сотрудниками, который изготавливает ювелирные изделия на заказ в Санкт-Петербурге, заплатит за годовой патент 59 400 рублей. В Челябинске — 10 920 рублей. Но взять такой патент (ОКВЭД 32.12.6) можно не во всех регионах. Например, в Москве ювелирная мастерская не сможет работать по патенту — списки видов деятельности утверждают региональные власти.
Как будет с 1 января 2023 года
Компании и ИП из ювелирной сферы должны будут перейти на ОСНО. Их налоговая нагрузка увеличится:
- Юрлица будут платить 20% налога на прибыль, 20% НДС и до 2,2% — на недвижимость, земельный участок и транспорт.
- ИП придётся платить 20% НДС и НДФЛ по ставке 13–15%.
Сколько налогов может заплатить ИП с выручкой 5 млн рублей в год, если перейдёт с УСН на ОСНО?
- НДС 20% — 1 млн рублей. Это налог со всей стоимости изделий, но на самом деле предприниматель обычно платит его только с наценки, потому что уменьшает исходящий НДС на входящий. А если за три месяца выручка предпринимателя меньше 2 млн, то НДС он может не платить — п.1 ст. 145 НК РФ.
- НДФЛ 13% — 650 тыс. рублей. Итоговую сумму тоже можно снизить, если использовать профессиональные вычеты.
Налоги для ИП на УСН «Доходы» (6%) при тех же исходных данных — 300 тыс. рублей, при этом есть возможность уменьшить налог на сумму уплаченных страховых взносов. На ОСНО этого сделать нельзя.
Работать на ОСНО сложнее, чем на УСН. Понадобится более квалифицированный учёт, а также покупка дополнительного программного обеспечения.
Так, например, ИП на ОСНО без сотрудников должен ежеквартально сдавать декларацию по НДС и раз в год — декларацию 3-НДФЛ. ИП на УСН — только декларацию УСН раз в год. ИП на патенте налоговую декларацию не сдаёт.
Возрастают риски штрафов за неправильное заполнение или нарушение сроков сдачи отчётности. ИП на УСН без сотрудников мог получить только один штраф в год, а на ОСНО — уже 5. Если декларация была сдана не вовремя, то предпринимателя ждёт штраф в размере от 5 до 30 % суммы неуплаченного налога, но не менее 1000 рублей — ст. 119 НК РФ.
Как отмена УСН повлияет на ювелирную отрасль
Санкции, повышение цен на сырьё, жёсткое регулирование ювелирной отрасли, в том числе обязательная маркировка, а теперь ещё и повышение налогов. Отмена УСН может стать последней каплей в море сложностей, с которыми сталкиваются ювелиры и продавцы украшений в России. Это может повлиять на 14 тыс. ювелирных компаний, что составляет больше 90% участников рынка.
Небольшим брендам уже сейчас сложно вести бизнес — всему виной кризис и его последствия:
- Себестоимость ювелирных изделий повысилась на 20-30%. Это связано с тем, что цены на драгметаллы и камни увеличились, а некоторые материалы для производства ювелирных изделий в России не производятся — приходится их закупать за границей. С этим сейчас трудности.
- Покупательская способность населения снизилась, и доходы продолжают падать. Дальнейшее повышение цен на изделия может полностью убить потребительский спрос. Поэтому многим компаниям приходится уменьшать свою маржу.
Больше двух тысяч представителей ювелирной отрасли подали коллективное обращение Президенту, Правительству и Минфину. Они заявляют, что отмена УСН может привести к закрытию более 94% ювелирных компаний, из-за чего без работы останутся 200-300 тыс. человек. Повысить уровень налоговых поступлений в бюджет, как планировалось, не получится. Появится серый и чёрный рынок ювелирных изделий.
Потерю рабочих мест, но в меньших количествах, прогнозирует и гендиректор ассоциации «Гильдия ювелиров России» Эдуард Уткин:
«Можно ожидать, что примерно половина предприятий просто прекратит этот вид деятельности и уйдёт с рынка. Соответственно, люди, работающие на этих предприятиях, лишатся рабочих мест».
Минфин начал разрабатывать новые поправки в Налоговый кодекс, направленные на поддержку и развитие малых ювелирных производств. Но часть предпринимателей уже рассматривает перенос бизнеса за границу — в Китай, Индию, Турцию, Таиланд или Италию, где законодательство в ювелирной отрасли более лояльно по сравнению с Россией.
Что думают представители ювелирного бизнеса
Мы поговорили с основателями ювелирной мастерской ARTERY JEWELRY из Санкт-Петербурга. Средняя выручка их микробизнеса — 2 млн рублей в год. Артём занимается ювелирным бизнесом уже более 10 лет. Его заместитель София согласилась прокомментировать сложившуюся ситуацию:
«Мы с самого начала работаем полностью “вбелую”. Использовали УСН “Доходы” (6%) и продавали украшения без НДС. Поэтому и сумма налогов была некритичная для бизнеса: 20−30 тыс. рублей в квартал.
Сотрудников у нас нет: пока не можем себе позволить платить 30% от зарплаты сверху в качестве взносов. Приходится справляться самим и иногда подключать специалистов на аутсорсе.
Сейчас столкнулись с такой ситуацией: себестоимость производства одного изделия выросла на 30%. Соответственно, чтобы жить, нам надо поднимать цены. А мы не можем их поднять: кто покупать-то будет? Доходы у населения упали, а ювелирные украшения — не товары первой необходимости.
В последнее время работать стало сложнее. Недавно ввели обязательную маркировку через новую систему учёта драгметаллов и камней (ГИИС ДМДК). Идея хорошая, но недоработанная, поэтому создаёт лишь дополнительные проблемы.
И тут ещё новость про отмену УСН. Мы спать не могли, думали, как быть дальше. Считали, насколько повысятся наши расходы, какую цену на свои изделия сможем поставить. Цифры не сходились.
Хотим попробовать выйти на мировой рынок, потому что покупательская способность россиян упала, а работать себе в минус мы тоже не можем.
Ювелирная отрасль в России, на наш взгляд, излишне зарегулирована. И отмена специальных налоговых режимов просто уничтожит малый бизнес. У талантливых ювелиров не будет возможности себя проявить. В конечном итоге останутся только крупные компании, которые могут себе позволить такие издержки».
Статья актуальна на 16.06.2022
Источник: uvelir.info
Кто за что платит на свадьбе?
Организация свадьбы требует больших материальных затрат. Но кто должен их покрывать: жених, невеста или их родители? На Руси с древних времен родители с самого детства готовили невесту к замужеству, собирая приданное. А родители жениха устраивали свадебное пиршество. Но со временем эта традиция во многом изменилась, и вопрос “Кто за что платит на свадьбе?
” может принести в будущую семью немало споров и разногласий.
Сейчас будущие молодожены все чаще стараются заплатить за свадьбу из своего кармана, чтобы ни от кого не зависеть, и играть свадьбу так, как хочется ИМ, а не родителям. Тем не менее, устроить роскошную свадьбу на среднюю зарплату специалиста просто нереально, поэтому у будущих супругов есть всего 3 варианта: 1. Устроить очень скромную свадьбу; 2. Взять кредит; 3. Взять деньги у родителей. Последний вариант в России наиболее популярен, да и большинство родителей считают, что они просто обязаны сыграть хорошую свадьбу своим детям. Тем не менее, свадебные расходы распределяются на всех членов семей.
Предлагаем вам список “Кто за что платит на свадьбе?”, который вы можете использовать в качестве отправной точки при планировании свадебного бюджета. В него мы включили не только расходы будущих молодоженов и их семей, но и расходы свидетелей, а также денежные траты на предсвадебные мероприятия (сватовство, девичник и мальчишник):
За что платит невеста?
Невеста платит за:
1. Девичник. Его организация, украшения и продукты;
2. Свадебное платье, обувь и все аксессуары для свадебного образа;
2. Прическа, макияж, косметика для свадебного дня, а также различные косметические процедуры до праздника;
3. Подарок свидетельнице и подружкам (если вы собираетесь сделать им сюрприз);
5. Подарки родителям жениха.
За что платит жених ?
Жених платит за:
2. Обручальные кольца;
3. Свадебный наряд и аксессуары к нему;
6. Подарки друзьям;
7. Пошлина в ЗАГСе;
8. Оплата церемонии венчания (если у вас она будет);
9. Аренда главного автомобиля и украшения для него;
10. Бутоньерки для жениха и свидетеля (можно подготовить бутоньерки и для всех друзей);
11. Свадебный подарок для невесты;
12. Аренда номера в гостинице (или квартиры) для первой брачной ночи;
13. Медовый месяц.
За что платит семья невесты?
Семья невесты платит за:
1. Сватовство (накрывает стол семье жениха);
2. Фуршет в доме невесты в день свадьбы;
3. Цветы и украшения для дома невесты.
За что платит семья жениха?
Семья жениха платит за:
1. Подарки семье невесты на сватовстве;
2. Аренда автомобилей для свадебного кортежа;
3. Украшения для автомобилей.
За что платят семьи и невесты, и жениха?
Семьи и жениха, и невесты платят пополам или пропорционально количеству приглашенных гостей с каждой стороны за:
1. Приглашения на свадьбу;
2. Услуги специалистов (фотограф, видеооператор, тамада, ди-джей, флорист и пр.);
3. Подарки для молодоженов;
4. Цветы и украшения для банкетного зала;
5. Место для проживания иногородних гостей;
6. Аренда кафе или ресторана;
7. Шоу-программы для торжества;
8. Продукты питания и напитки;
9. Свадебный торт;
11. Подарки для победителей конкурсов;
12. Организация второго дня свадьбы (если он у вас будет).
За что платят свидетели на свадьбе?
Свидетельница платит за:
1. Плакаты, украшения и инвентарь для выкупа невесты;
2. Подарок для жениха и невесты;
Свидетель платит за:
1. Букет для свидетельницы (или же за него может расплатиться жених);
2. Подарок для жениха и невесты;
3. Выкуп невесты (помогает жениху).
Конечно, Ваш список того, кто за что платит на свадьбе, в итоге будет отличаться от того, который здесь представлен, ведь не бывает одинаковых свадеб и одинаковых семей!
Источник: domnevest.com