Когда-то наши предки поклонялись. да всему подряд. Сложнее сказать, чему они не поклонялись. Священные деревья (и целые священные рощи) пользовались особым уважением.
Срубить такое дерево – считалось святотатством, оскорблением богов. Древнегреческая мифология полна историй о том, как тот или иной герой по невнимательности или по незнанию рубит какое-нибудь священное дерево, и как его потом жестоко карают боги.
Ну вот пример. Как-то поссорились бог моря Посейдон и богиня мудрости Афина (древнегреческие боги вообще часто ссорятся, дерутся и строят друг другу гадости, чисто дети малые).
Так вот, Посейдон втихаря послал своего сына Галлирофия с наточенным топором и секретным поручением – срубить оливу, священное дерево Афины. Но топор, ударившись о священное дерево, вдруг отскочил и смертельно ранил Галлирофия.
Это, можно сказать, Галлирофий ещё легко отделался! Да-да, вот, например Эрисихтон, сын фессалийского царя Триопа. Вырубил священную рощу богини плодородия Деметры (хотя она его предупреждала, явившись ему в виде жрицы, – смотрим на картину).
Новогодние игрушки | Обратный отсчет (2020)
Эрисихтон и жрица-гамадриада
И что же? Деметра наказала его чувством неукратимого голода. Эрисихтон в буквальном смысле проел всё своё хозяйство и всю семью.
Эрисихтон продаёт свою дочь
. а закончилось это тем, что он стал пожирать сам себя и умер в диких мучениях, успев съесть себя наполовину!
* * *
В Cеверной Европе главным священным деревом был дуб – дерево бога грома и молнии Перуна (у славян), Перкунаса (у балтов), Тора и Доннера (у германцев). Дубу поклонялись, его просили о помощи, ему приносили жертвы, в том числе и человеческие.
Итак, переносимся в середину VIII века нашей эры. Святой Бонифаций отправился проповедовать христианство в земли язычников-саксов. Они поклонялись великому дубу по имени Ирминсул, то есть «Великий столп», и как раз собирались принести дубу в жертву мальчика – свои жертвы священным деревьям древние германцы (впрочем, как и кельты) по обычаю вешали (это к модным разговорам про исконную доброту и простоту нравов народов, не обращённых в христианство).
Проходящий мимо святой Бонифаций страшно разгневался и обратился с молитвой ко Христу. После этого руки и ноги святого наполнились чудесной силой, он ворвался в толпу саксов, отобрал у жрецов несчастного ребёнка, самих жрецов разогнал пинками, а потом схватил топор и срубил толстенный дуб Ирминсул, к священному ужасу присутствующих язычников.
Из середины пня дуба вдруг показалась молодая ель – и за считанные минуты выросла до небес! Германцы, увидев такое чудо, немедленно обратились в христианство, а святой Бонифаций повелел, что теперь именно вечнозелёная ёлка станет новым священным деревом, символом вечной жизни.
Немецкая иконка (открытка) с изображением св. Бонифация
Было ли оно так на самом деле? Этого мы не знаем. Во всяком случае римско-католическая церковь именно к этой легенде (но не к самому святому Бонифацию) долгое время относилась крайне холодно. И вообще – первую ёлку на Рождество в Ватикане (столице римских католиков всего мира) поставили только. в 1982 году! Всего-то 40 лет назад!
Почему? Потому что римские католики считали «ёлочную» традицию «еретической», протестантской.
А почему отступили от правила? Польский крестьянин привез папе Иоанну Павлу II на своем тракторе огромную ель, которая выросла в его угодьях. Неудобно было отказывать.
Смотрим-слушаем следующую легенду. В начале XVI века у одного немецкого ремесленника в городе Виттенберге в канун Рождества тяжело заболел единственный сынишка. Была зима, стояли холода, всё было засыпано снегом.
Пытаясь подбодрить ребёнка, отец гладил его по голове и рассказывал о том, что когда тот выздоровеет, придёт весна, вернётся тепло, зазеленеют деревья, а летом появятся первые сладкие ягоды и фрукты. А мальчик в ответ плакал и говорил, что он не выздоровеет и наверное скоро умрёт, и никогда уже не увидит ни зелёных деревьев, ни сладких ягод.
Ремесленник спросил совета у Мартина Лютера, известнейшего в городе проповедника. По его совету мужчина пошёл в лес, срубил там зелёную ёлочку – единственное зелёное деревце, которое смог найти – принёс в дом и украсил припасёнными на зиму яблоками и орехами. Когда ребёнок проснулся и увидел ёлку с лакомствами на ветках, то очень обрадовался – и неожиданно начал поправляться! История об этом разошлась по всему городу.
Мартин Лютер и Рождественская ёлка
И снова – мы не можем сказать, так оно было или иначе. Всё-таки с тех пор полтысячи лет прошло. Но если верить сохранившимся документам, то первая Рождественская ёлка была установлена в 1539 году в Германии, в соборе города Страсбурга, по приказу богослова и проповедника Мартина Буцера, ученика Лютера.
И довольно долго украшенная ёлка считалась чисто «немецкой» и «лютеранской» традицией. Игрушки в те времена были не игрушками, а фруктами, пряниками, вафлями и конфетами – так что «разбирать» ёлку, когда праздник заканчивался, было не нужно. Все украшения благополучно съедались детьми.
Теперь – третья история. Как-то раз в конце XVI века в Германии случился страшный неурожай, и запасать на зиму было просто нечего. И орехи, и яблоки, и мёд, и мука для пряников и печенья взлетели в цене буквально «до небес», и украшать ёлки лакомствами не было никакой возможности. Но нельзя же оставлять детишек без праздника!
И тогда мастер-стеклодув Ганс Грайнер из городка Лауша в Тюрингии придумал выдувать яблоки, ягоды, орехи и другие фигурки из тонкого стекла. Сперва из глины лепилась пустотелая форма. Затем стеклодувная трубка с каплей расплавленного стекла вставлялась в форму, мастер аккуратно дул – а когда стекло остывало, глину бережно убирали, и так получались стеклянные игрушки!
Сперва игрушки просто расписывали яркими красками, а позже, в XIX веке, придумали серебрить – внутрь наливали раствор «адского камня», «ляписа», то есть нитрата серебра, в нашатырном спирте, а затем добавляли сладкий сок (содержащий простой сахар глюкозу). При последующем нагревании в горячей воде на внутренней поверхности игрушки образовывалась тончайшая блестящая серебряная плёнка. Химики называют это явление «реакцией серебряного зеркала».
Из Германии стеклянные новогодние игрушки разошлись по всему миру. Сохранилась дневниковая запись 13-летней принцессы Виктории, будущей королевы Великобритании, о том, в каком она была восторге, когда зимой 1832 года во дворце была устроена Рождественская ёлка – с игрушками и многочисленными подарками.
Будущим женихом Виктории был немец, принц Альберт Саксен-Кобург-Готский; идея о свадьбе принца и принцессы (у их родителей, само собой) появилась ещё в 1821 году, когда детям было по. 2 года, а ёлочные игрушки из Германии были отправлены Виктории в подарок по просьбе её 13-летнего жениха. В 1840 году гравюра с королевой Викторией и принцем Альбертом – тогда уже мужем и женой – любующимися украшенной ёлкой, появилась на страницах самых разных газет и произвела настоящий фурор. Началась повальная мода на Рождественские ёлочные игрушки – прежде всего немецкие.
1840 год ёлка у королевы Виктории и принца Альберта
У нас в России эта мода также появилась и быстро прижилась – само собой, только в богатых семьях. Комплект настоящих стеклянных шариков и фигурок из Лауше стоил очень дорого! Настолько дорого, что даже очень обеспеченные люди предпочитали для украшения ёлки заграничных стеклянных игрушек покупать «совсем капельку», а всё остальное делать своими силами – из тех же яблок и орехов, из цветной бумаги и картона, из ваты и ткани. Помните книжку «Детство Никиты» Алексея Толстого?
После революции 1917 года детские ёлки в России (и далее в СССР) сперва всячески травились, высмеивались и порицались, как «чуждый и непролетарский» обычай:
Скоро будет Рождество –
Гадкий праздник буржуазный,
Связан испокон веков
С ним обычай безобразный:
В лес придёт капиталист,
Косный, верный предрассудку,
Ёлку срубит топором,
Отпустивши злую шутку.
Так что какое-то время вопрос о ёлочных игрушках никого вообще не интересовал.
Однако в 1937 году неожиданно было принято решение возродить ёлки в честь празднования Нового Года, – подробнее мы об этом расскажем сегодня в другой статье .
Игрушки и другие украшения при этом снова предполагалось использовать в основном те, которые дети сделают самостоятельно.
«Советская» ёлка от «буржуазной» при этом отличалась очень сильно. Вместо белой «Рождественской звезды» на макушке появилась красная «Кремлёвская звезда». Ёлку украшали флаги, самолёты, дирижабли, лётчики, полярники, пушки, парашютисты, спортсмены и автомобили. В том же 1937 году был даже выпущен (небольшим тиражом) набор готовых ёлочных шариков – с портретами Сталина, Ленина, а также Молотова и всех остальных членов Политбюро.
После войны знаменитое старинное производство ёлочных игрушек в Лауша оказалось на территории ГДР, в «социалистическом лагере» – и «немецкие», они же «гэдээровские» стеклянные игрушки начали регулярно поступать в нашу страну уже по вполне доступной цене. Прекрасно помню, что в 1982 году в Москве в магазине «Лейпциг» на улице академика Варги одна коробка таких игрушек из Германии стоила 10 рублей – как килограмм самых дорогих шоколадных конфет. В тот раз (отстояв длиннющую очередь) мы купили целых две таких коробки, и, кстати, большинство игрушек из купленных 40 лет назад наборов до сих пор целы и украшают каждый год ёлку в моей квартире.
«Гэдээровские» игрушки «от Лауша»
Сейчас ёлочные шарики штампуют из пластика – а что? они получаются лёгкие, дешёвые, уронить не страшно. Но разве можно конвейерную пластмассу сравнивать с «настоящей» стеклянной игрушкой, сделанной и раскрашенной вручную? Мне кажется – нельзя.
А теперь давайте полистаем галерею и поищем там «свои» ёлочные украшения, памятные с детства и бесконечно дорогие сердцу.
Источник: dzen.ru
История игрушек: кто придумал стеклянные бусы
Прапрабабушкой современной новогодней елки, украшенной разноцветными игрушками, была яблоня. А началось все с древних кельтов, примерно три тысячи лет назад. Древом мироздания и основой их религии был дуб, а вот символом возрождения, вечной жизни и любви — как раз яблоня.
В день зимнего солнцестояния — первый день зимы и первый день нового года — кельты приносили к яблоне подарки, украшали ее, наряжали и всячески задабривали. Просили духов, чтобы следующий год был плодородным и сытым. А потом пели и плясали всю ночь. Может быть, даже водили вокруг новогодней яблони хороводы.
Украшения-подарки были в основном съедобными: фрукты, орехи, внутренности животных. Вечнозеленые ели кельты тоже наряжали. Но поскольку это дерево считалось у них символом зла и обиталищем лесного духа, требовавшего кровавые жертвы, то и «игрушки» были соответствующими. Затем традиция украшать деревья исчезла вместе с кельтами и возродилась вновь только в XV веке в Германии.
Фрайбургская елка
Германия считается родоначальницей рождественских елок и елочных игрушек. По крайней мере, первое в истории упоминание о рождественской елке, украшенной к празднику, дошло до нас из архивов города Фрайбург.
Кстати, традиция наряжать к празднику свои дома ветвями ели и других вечнозеленых хвойных родилась задолго до первой немецкой рождественской елки. Но эти ветки были украшением сами по себе, без всякой дополнительной мишуры.
В 1419 году один фрайбургский пекарь решил устроить на Рождество невиданный доселе праздник: он украсил ель, растущую возле его пекарни, всякими разными вкусностями: яблоками и грушами, печеньем и орехами, облатками и конфетами.
В таком наряде ель простояла целую неделю (с охраной или без — история умалчивает). А в первый день нового года пекарь объявил, что теперь его елку «plündern durften» — можно грабить!
Местные дети и беднота в момент елку обтрясли и замечательно отпраздновали Новый год.
Так родилась традиция наряжать рождественскую елку.
Вкусные игрушки
Самые первые елочные игрушки были съедобными. То есть ничем, кроме еды, елки не украшали лет сто. В ход шло все, что имелось в доме: фрукты и овощи, вафли и пряники, фигурный сахар и леденцы. В целом это было похоже на праздничный стол, накрытый к Новому году.
А потом к яблокам и выпечке добавились бумажные розы, к конфетам — крашеные яичные скорлупки. Орехи начали заворачивать в фольгу. А еще вешать на елку банты из разноцветной ткани и обрезки цветной бумаги.
Но яблоки всегда оставались самым главным украшением рождественской елки.
В начале XVII века в Германии была изобретена и построена специальная машина для производства новогодней мишуры. В качестве исходного материала использовалось тончайшее листовое серебро. Чуть позже мишуру стали делать из посеребренных или позолоченных нитей. Так что первый в мире «дождик» был настоящим ювелирным изделием, хотя само слово «мишура» означает «фальшивка» или «подделка».
В середине XVIII века на рождественских елках в европейских городах появились диковинные украшения, изготовленные из заморских «земляных яблок»: посеребренные или позолоченные картофелины. Мода эта продлилась недолго. В 1772 году, во многом благодаря стараниям французского агронома и фармацевта Антуана-Огюстена Пармантье, «земляные яблоки» наконец-то были признаны съедобными, более того — полезными и питательными. И картошка перекочевала с праздничных елок на праздничные столы.
К концу XVIII века вкусные елочные игрушки уступили место на новогодних елках игрушкам красивым. Но яблоки, конфеты и орехи в блестящей фольге свои позиции не сдали.
В целом елочные наряды стали более разнообразными. Елки начали украшать серебряными звездами, золочеными шишками, латунными феями, бумажными ангелами и колокольчиками. А еще живыми цветами, чаще всего пуансеттией — рождественской звездой.
Раз появились наряды, значит, появились и тренды.
До первых кутюрье и их дизайнерских елок было еще очень далеко, так что моду на елочные украшения обычно диктовали монаршие особы. Одним из таких законодателей елочной моды был король Вестфалии и брат Наполеона I Жером Бонапарт. Однажды он украсил рождественскую елку письмами, упакованными в яркую подарочную бумагу. По замыслу короля, его придворные должны были во время празднования Нового года эти письма снимать и читать вслух. А что там было написано — добрые пожелания или какие-будь колкости, — история умалчивает.
Стеклянные шары
История рождественской елки началась когда-то с яблони. А история стеклянных елочных шаров — с яблок. Точнее, с неурожая яблок, случившегося в 1848 году.
Германия тогда подошла к празднику года без главного елочного украшения. Рождество спасли стеклодувы из города Лауша в Тюрингии, они изготовили замену яблокам — стеклянные шары. Изнутри эти шары были покрыты слоем свинца и поэтому казались серебряными, а сверху их посыпали блестками.
Впрочем, существует и другая легенда. Вроде бы жил в городе Лауша один бедный стеклодув, у которого к Рождеству не нашлось дома ни одного яблока, чтобы украсить елку. И тогда он выдул яблоки из стекла.
Как бы там ни было, лаушские стеклянные яблоки мгновенно завоевали все рождественские базары Европы. И много лет лаушские стеклодувы были монополистами на рынке елочных игрушек. Пока их не потеснили мастера из Богемии и Мозеля.
К концу XIX века каких только игрушек не было на европейских рождественских елках! Стеклянные фрукты и овощи, гроздья винограда и еловые шишки от мозельских мастеров. Дрезденские игрушки из тисненого картона — в основном фигурки животных. Баварские бабочки, звезды, миниатюрные музыкальные инструменты и сосульки из металлической фольги. И многое-многое другое.
А вот бус не было.
Хотя полые стеклянные бусины Германии были знакомы давно. Способ их изготовления и серебрения изнутри был разработан еще в начале XVII века немецким стеклодувом Гансом Грейнером. А в 1870 году мастер Джастус Либиг из Яблонца (тогда этот город принадлежал Австро-Венгрии, сегодня Чехии) начал нанизывать стеклянные бусы на тонкую проволоку и гнуть из нее разные фигурки: пауков, жуков, стрекоз, звезды, корзинки, люстры, часы и прочее. Эти рождественские игрушки, которые стали называть «яблонец» или «габлонцер» на немецкий манер, пользовались огромной популярностью в Европе.
Но вот нанизать те же самые бусы на длинную нитку и повесить их на елку Джастус Либиг не догадался.
Это сделали русские мастера-стеклодувы.
Русские бусы
В том самом году, когда в Германии случился неурожай яблок и лаушские стеклодувы изготовили им на замену первые стеклянные шары, князь Александр Сергеевич Меншиков повелел построить в своем имении Александрово в Круговской волости Клинского уезда небольшой стекольный заводик на 80 рабочих мест. Предполагалось, что для обеспечения нужд самой усадьбы, а там как дело пойдет.
Дело сразу пошло хорошо. Кроме ламп, ваз, бутылей и прочей стеклянной мелочи для имения завод очень скоро начал производить аптекарскую посуду, бутылки и оконное стекло на продажу. В 1876 году на заводе Меншикова работало уже 176 человек. Стекольное дело приносило хороший доход — 45 000 рублей в год.
Очень скоро вокруг завода Меншикова начали появляться мелкие кустарные мастерские: крестьяне, освоив стеклодувное мастерство, обучали этому делу своих детей, чтобы работать не «на дядю», а на семью.
Больших вложений такое производство не требовало. Из оборудования нужна была только керосиновая горелка, соединенная с мехами кожаной трубкой. А сырье можно было за копейки покупать на заводе.
Этот промысел сами стеклодувы называли «пустяшным», потому что производили обычно какую-нибудь мелочь вроде пуговиц, простеньких сережек или других незамысловатых девичьих украшений. Вся эта продукция сбывалась на ярмарках и пользовалась огромным спросом.
В 1887 году два клинских крестьянина-стеклодува Егор Векшин и Яков Орлов заново «изобрели велосипед» Ганса Грейнера и научились выдувать мелкие полые стеклянные бусы. Держать в секрете свое ноу-хау они не стали, поделились с другими мастерами.
В производстве бус обычно участвовала вся семья: мастер выдувал бусины на маленькой горелке, его жена их красила, дети нанизывали на конский волос. Одна нитка, три, в пять рядов — любого цвета и на любой вкус. На ярмарке такие бусы уходили влет.
Кто и когда повесил нитку стеклянных бус на елку — неизвестно. Может быть, какая-нибудь девушка решила поделиться украшением с елкой. А может, какой-то мастер решил таким образом использовать нераспроданные бусы на ветку. Или дети баловались — кто знает.
Но так или иначе в коллекции елочных украшений появилось новое, быстро ставшее самым любимым, самым традиционным, — стеклянные бусы.
Немалую роль сыграла дешевизна их производства и, соответственно, невысокая цена. В те годы в России украшенная новогодняя ель была не столько символом праздника, сколько демонстрацией достатка и роскоши. Елочные стеклянные игрушки были привозными, и продавали их за сумасшедшие деньги.
Полностью украшенная новогодняя елка стоила в среднем 200 рублей — это годовой доход врача или жалованье за четыре года мелкого конторского служащего. Даже очень состоятельные люди могли взять чешские или немецкие украшения для елки только напрокат. Большинство же городских жителей по традиции украшало свои новогодние елки пряниками, орехами, обернутыми в фольгу, фруктами и конфетами, цветными лентами, тряпичными игрушками и прочим. А в деревенских домах елки на Новый год вообще не ставили. Зачем это, баловство одно.
И тут вдруг появились бусы — дешевые, красивые, сверкающие, очень дорогие на вид. А какую внушительную прибыль они приносили хозяевам кустарных мастерских!
Работа в стекольных мастерских закипела. Пуговицы были отставлены в сторону, на поток поставили бусы.
Новым доходным промыслом, конечно же, заинтересовались и хозяева стекольных заводов. К тому моменту в Клинском уезде, богатом сырьем для производства стекла, таких заводов было уже несколько: в Александрово, в Востряково, в самом Клину. И на этих заводах тоже быстро поставили на поток производство стеклянных елочных бус.
В 1896 году стеклянные елочные бусы были представлены на 16-й Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде. С того самого момента Клинский уезд стал считаться колыбелью елочного ремесла и родоначальницей стеклянных бус.
Как бы ни менялась елочная мода, какие бы новые тренды ни предлагали нам дизайнеры, на наших новогодних елках всегда будут традиционные шары, бусы и яблоки. Пусть даже пластмассовые, а не настоящие.
Источник: vc.ru
Кто придумал ёлочные украшения на Новый год?
Рождественские украшения появились в Европе задолго до того, как люди стали устанавливать в своём доме новогоднюю ёлку. Ведь Вифлеемская звезда и яблоко, плод Древа познания, были символами христианства.
Выбором пушистой ели в качестве рождественского дерева цивилизация обязана древним германцам. Именно у них зародился обычай — зимой рубить небольшую пушистую ель и затем устанавливать её в доме. А чтобы дерево выглядело нарядно, на него вешали свечки, сладости и яблоки. До тех пор, пока кто-то не придумал вешать на ветки блестящие игрушки.
Всё началось с неурожая
Вплоть до XX века изделия из тонкого стекла были довольно дороги, и обычно подобные вещи служили целям сугубо утилитарным. Понятно, что ёлочная игрушка под эти критерии не подходила. Красиво, но пользы — никакой. Однако в 1848 году в Саксонии случился неурожай яблок.
Стеклодувы из города Лауши в Тюрингии решили воспользоваться ситуацией и ближе к Рождеству выдули большую партию «яблок» из стекла. Эти шары были покрыты внутри слоем свинца, а снаружи — блёстками, что делало их яркими и заметными.
И все же поначалу спрос был низок, пока ближе к Рождеству кто-то не придумал повесить на ёлку к редким в тот год яблокам их блестящие копии.
По христианским традициям, яблоко символизировало плод Древа познания добра и зла, а ёлка — Древо жизни. Венчала ёлку стеклянная Вифлеемская звезда. Блестящие «яблоки» понравились немцам, и вскоре шары стали охотно раскупать. Естественно, что на следующий год, несмотря на урожай яблок, стеклянные аналоги не уступили место на ёлках (деньги-то уже потрачены, значит, игрушка должна «работать»). Более того, со временем украшавшие новогоднюю ель искусственные фрукты стали понемногу вытеснять настоящие.
Увидев в новой рождественской традиции коммерческую выгоду, один из промышленников специально под это дело в 1867 году открыл в Лауше стеклодувный завод. Газовые горелки, применяемые здесь, могли не только поддерживать высокую температуру, но и регулировать её в широком диапазоне, что давало мастеру возможность выдувать солидные по размеру и при этом лёгкие шары. Эти украшения легко было вешать на одну ветку по несколько штук. Вредный свинец в шарах сменили на нитрат серебра, позволявший получать более широкий спектр цветов.
Что касается форм, то здесь фантазии мастера не было предела: белочки и зайчики, яблоки и гроздья винограда, звезды и сосульки. После выдува стеклянные игрушки расписывали вручную золотом и серебром, придавая им рождественский лоск.
На долгие годы город Лауша стал законодателем мод в ёлочной индустрии.
В первые десятилетия XX века мастера-стеклодувы из городка Яблонца в Богемии стали выпускать игрушки, ничем не уступавшие немецким по качеству и красоте. А чуть позднее в Европу стали приходить партии таких же игрушек аж из… Японии. При этом они были дешевле. В предвоенные 1930-е годы игрушки также стали производить в Польше и даже экспортировать из США.
Впрочем, ёлочная игрушка — это не только стекло. В начале XX века фабрики в Дрездене и Лейпциге выпускали украшения в виде фигурок из тиснёного серебряного и золочёного картона. Местные мастера достигли таких вершин, что из картона делали невозможное: кареты, запряжённые лошадьми, колёсные пароходы, паровозы.
От Петра до Иосифа
Зачинателем европейских традиций в России стал Пётр I. Он же в 1700 году ввёл обычай праздновать Новый год 1 января и украшать дома еловыми и можжевеловыми ветками. Правда, ставить ёлку в домах в России стали куда позднее. Только в XIX веке супруга Николая I, императрица Александра Фёдоровна (урождённая немка, дочь прусского короля), приказала украшать на Рождество столы в Зимнем дворце пучками еловых веток. Они напоминали бывшей принцессе Шарлотте о родной Пруссии. Вскоре моду на ёлку и украшения подхватили и другие аристократические семейства.
В связи с увеличившимся спросом в первой половине XIX века ёлочные игрушки из стекла стали выпускать и в России. Делали это на стеклодувном предприятии в Клину, основанном по указу князя Меншикова в начале XVIII века. Те же, кому не хватало денег на стеклянные шары, использовали игрушки из прессованного хлопка и ваты, выпускавшиеся до 1950-х годов.
Ёлочные украшения в СССР
Трудные времена для ёлочной игрушки настали после Октябрьской революции. Советская власть увидела в рождественской ёлке религиозный пережиток, а согласно принятой в то время «линии партии» религия в Стране Советов была, мягко говоря, в загоне. А посему в канун 1929 года советская власть официально запретила этот праздник. Хотя отучить людей от Рождества было сложно.
Многие по-прежнему приносили из леса еловые лапы и украшали их старыми игрушками, а кое-кто — даже сделанными своими руками. Так продолжалось до тех пор, пока в 1935 году сам Иосиф Сталин не выступил с инициативой возродить празднование Нового года. Вот только за годы запрета «поголовье» ёлочных игрушек серьёзно сократилось. Надо было заново организовывать их производство.
Потому в первый год довольствовались небольшими куклами, деревянными и бумажными шарами и чудом сохранившимся старыми стеклянными шарами. Но уже в 1936 году в СССР организовали выпуск игрушек из штампованного картонажа, а после и из стекла. В те годы журнал «Советская игрушка» писал, что большинство изделий новогодней номенклатуры копирует дореволюционную елочную игрушку.
С точки зрения партии это было недопустимо, и вскоре заводы стали делать игрушки с советской тематикой. Так на ёлках появились изображения метро, Магнитки, самолётов, нефтяных вышек. Отдельными сериями стали выпускать шары с портретами видных членов ВКП(б), лётчиков и героев труда.
Из чего делали украшения для ёлки?
Удивительно, но даже в годы Великой Отечественной войны, когда вся промышленность СССР работала на фронт, выпуск ёлочных игрушек не прекратился. Руководители страны понимали, что и на фронте, и в тылу люди как никогда нуждались в праздниках. И Новый год был одним из них, он дарил надежду на скорое завершение войны.
Главным советским производителем игрушек во фронтовые годы стал завод «Москабель». Здесь их делали из отходов основного производства — проволоки, металлической стружки — и дополняли ватой, бинтами, красками и клеем. Самой популярной разновидностью ёлочной игрушки в те времена стал парашютист. Хотя им мог оказаться любой ёлочный персонаж — даже Дед Мороз.
Для этого ему надо было просто повесить за спину стропы и кусочек ткани. Так же на военных ёлках висели «пистолеты», звезды, «собаки-санитары» и самолёты. В послевоенные годы жизнь в стране не стала намного легче. Но уже в 1947 году правительство объявило 1 января выходным днём. В стране начала развиваться индустрия новогодних развлечений.
Наряду с уже упомянутыми игрушками в моду вошли игрушки-конструкторы из стеклянных бус (стекляруса). Обычно это были абстрактные фигуры, хотя выпускались и более традиционные зайчики, птички, корзинки.
Когда в 1956 году на экраны СССР вышел фильм «Карнавальная ночь», производители игрушек откликнулись на это новыми разновидностями изделий. Так, на ёлках появились игрушки-часы с классическим временем — «двенадцать без пяти». А в 1960-е годы советская ёлочная игрушка подхватила новый тренд: космонавты, ракеты, кукурузные початки и — Чиполлино.
В 1970-е тематика ёлочных украшений вернулась от политики к традиционным обраг зам (белочки, зайчики, шишки и сосульки) и к новым мультипликационным персонажам (Чебурашка, Заяц и Волк, Черномор). Именно в те годы в СССР возобновились поставки подзабытой лаушской игрушки из братской ГДР.
Это были специальные наборы, состоявшие из «пики», 16 цветных шаров и пяти украшений иной формы. Несмотря на высокую цену — девять рублей, — эти наборы были в жутком дефиците и раскупались на ура. Закончилась эра старинной ёлочной игрушки в 1966 году.
Именно тогда Международная организация коллекционеров ёлочных игрушек «Золотое свечение» констатировала выпуск последней полностью сделанной вручную ёлочной игрушки. Впрочем, помимо самих коллекционеров, это мало кто заметил. Современные ёлочные украшения значительно отличаются от аналогов столетней давности. И даже стекло — основной для них материал — уходит в небытиё.
Но идеальной, по мнению дизайнеров, можно назвать лишь ту ёлку, где собраны и старые стеклянные, и новые ультрасовременные игрушки. Главное, чтобы их соседство было гармоничным и радовало глаз, создавая неповторимое волшебство новогодней ночи.
Источник: proza.ru