Интерес человека к драгоценностям и украшениям уходит своими корнями в более чем тысячелетнюю историю. История украшений, в свою очередь, напрямую связана с развитием и становлением самого человека.
По мере развития человечества развивается и история украшений. С появлением возможности обработки различных материалов, а затем с открытием золота начинается новый этап в истории украшений. На смену примитивным украшениям из камней приходят украшения из драгоценных металлов и золота. Популярность золота заключалась в его красоте, легкости обработки и долговечности.
В сочетании с золотом использовались многие, открытые в то время, драгоценные камни. Ими украшали одежду, оружие, предметы быта.
Например, Египтяне предпочитали золото всем другим металлам. Одним из самых древних и излюбленных украшений было ожерелье. Египтяне носили золотые амулеты в виде священного жука-скарабея. К древнейшему украшению можно отнести и кольцо.
Оно служило опознавательным знаком и указывало на степень власти, которой обладал человек, на принадлежность к определенному роду, а также применялось для простановки клейма на всех предметах собственности. И только потом появились кольца-украшения.
Уникальные ювелирные украшения с натуральными самоцветами
Именно древние Египтяне стали первыми использовать кольца при заключении брака и обмениваться ими в знак верности. Кольцо, надетое на средний палец левой руки, символизировало вечную верность и любовь. Считалось, что именно через этот палец проходит вена, которая ведет прямо к сердцу.
Украшения в Египте символизировали власть и религиозную силу общества. Немаловажное значение имел и цвет украшений. Красный символизировал жажду крови, зеленый — плодородие и урожай. Богатые египтяне носили украшения при жизни и, умирая, брали с собой в загробный мир.
Первые драгоценные камни были, вероятно, найдены в речной гальке на дне рек и на берегах. В Красном море добывали изумруд. В развитых древних цивилизациях добыча камней становилась отраслью экономики.
Красота золота и драгоценных камней, интерес к ним стимулировали развитие ювелирного дела и декоративных искусств. Появляются и мастерские для изготовления украшений. Около 4000 лет назад изготовление украшений было популярным ремеслом не только у Египтян, но и в городах Шумеров. Гробницы, найденные археологами, содержали множество золотых и серебряных украшений, полудрагоценных камней, короны из лазурита с золотыми вставками, ожерелья и подобия булавок.
В Китае была распространена резьба по жадеиту еще 4500 лет назад. Китайские изделия часто содержали буддистскую символику и в основном изготавливались из серебра. Камеи и прочие украшения из агата были особенно популярны в древнем Риме, а также позже — в Средние Века.
Древние греки начали использовать золото и природные камни в украшениях около 1400 года до н.э. К 300 г. до н.э. они использовали аметисты, жемчужины и изумруды. В Греции украшения носили в основном женщины, чтобы показать свой достаток, социальный статус в обществе и красоту. Искусство инкрустации греки переняли от египтян. Изделия изготавливались не только для людей, драгоценными камнями украшали античные статуи и скульптуры богов.
Древние римляне для изготовления украшений использовали золото, бронзу, стеклянные бусины и жемчуг, добывали агат. Наиболее типичным украшением римской эпохи является брошь, которую использовали для скрепления одежды.
Импортировались сапфиры, индийские бриллианты, изумруды.
На Руси впервые ребенок знакомился с украшениями вскоре после рождения: ему на шею надевали нитку с бусами или бисером. В быту, до определенного возраста, было принято одевать девочек и мальчиков одинаково, и лишь, достигнув 7-8 летнего возраста, девочке прокалывали уши. В качестве украшений могли выступать гусиные перышки.
Мальчикам вдевали серьгу в левое ухо для предохранения от грыжи. Серьга была и магическим оберегом, и знаком мужского пола ребенка, так как девочки носили две сережки. Переставал человек носить украшения только после смерти. В отличие от Египтян в Древней Руси существовал запрет класть украшения умершего в гроб, иначе «они превратятся в змей и обовьются вокруг шеи и ушей».
В Средние века начался общий подъем торговли, ремесла, науки и искусства. Активное развитие различных направлений помогло, в свою очередь, и прогрессу в ювелирном деле. В этот период можно отметить культуру кельтов, франков и германцев. К 8 в. н.э. мужчины, носили украшенное камнями оружие, кольца с камнями, используемые в качестве печатей. Использовать кольца в качестве печатей начали еще древние римляне и греки.
Изучая произведения ювелирного искусства можно понять, что нового привнес данный этап в общую культуру человечества.
На смену средним векам приходит эпоха Возрождения. Украшения того времени несли отпечаток богатства, главенствования, являясь определенным знаком, указывающим на положение их носителя в обществе. На смену им пришли украшения в стиле барокко, создаваемые с конца XVI и вплоть до середины XVIII века в той же самой Европе.
Барокко родилось в конце XVI столетия в Италии, но вскоре охватило Францию и большинство стран Европы. Драгоценности этой эпохи отличались особой декоративностью и помпезностью. В моде были дорогие кольца с рубинами и изумрудами, крупные броши с множеством драгоценных камней.
Со временем пышные и симметричные украшения барокко сменились на изящные, с хорошо обозначенным орнаментом украшения в стиле рококо. Изделия этого стиля отличаются изысканностью и тонкостью линий. [12, 2]
Стиль рококо нашел необычайно яркое художественное воплощение в ювелирном искусстве. Это совпало с повсеместным распространением бриллиантовой огранки алмазов. Появляется качественно новый критерий красоты украшения: его соответствие личности носителя, удобство и комфорт владельца. Благодаря моде на глубокое декольте особой популярностью пользовались бриллиантовые колье.
В эпоху романтизма (конец 18-середина 19 веков), с развитием технологий и ростом уровня жизни, украшениями стал интересоваться и средний класс. Отличительной чертой являлось не только наличие драгоценных камней, но и сложная работа ювелиров. Именно в этот период появляются всемирно известные ювелирные бренды такие, как Tiffany https://studwood.net/1175482/marketing/istoriya_yuvelirnyh_ukrasheniy» target=»_blank»]studwood.net[/mask_link]
История ювелирных украшений
В истории развития ювелирного дела России важнейшими являются следующие этапы: ювелирное искусство Киевской Руси, ювелирное дело на Руси в XVI-XVII вв., ювелирные украшения XVIII, XIX вв., ювелирное дело в советский период. Центрами русского ювелирного творчества в разное время были Киевская Русь, Владимиро-Суздальское княжество, Новгород, Псков, Ярославль, Нижний Новгород, Кострома, Казань, Калуга, Вологда, Великий Устюг, Москва, Урал, Санкт-Петербург. Ювелиры Киевской Руси славились изделиями из золота с эмалью выемчатой и перегородчатой. Для этого времени характерны такие изделия, как колты, которые подвешивались с двух сторон к женскому головному убору, бармы — драгоценные оплечья, украшенные изображениями религиозного характера, полые серьги в виде полумесяца, гривны — шейные украшения в виде обруча, подвески из скрученных золотых нитей, бусы всевозможных видов. Успешно применялись чернь, зернь, эмаль, скань (филигрань), чеканка, резьба, позолота.
История ювелирных украшений
Новых высот русское ювелирное дело достигло в XVIII, XIX вв. Уместно отметить, что до XVII в. оно развивалось своими особыми путями, не испытывая сколько-нибудь заметного влияния творчества мастеров-ювелиров других стран. Начиная же с эпохи Петра I и до начала XX в. эволюции русского ювелирного искусства присущи те же стилевые закономерности, что и западноевропейскому.
В 1721 г. в Санкт-Петербурге была построена первая в России гранильная фабрика, а в 1726 г. — гранильная мастерская в Екатеринбурге. С 1786 г. на Алтае начинает выпускать свои знаменитые на весь мир порфиритовые, яшмовые, малахитовые вазы Колыванская шлифовальная фабрика. Приобретает широкую известность самобытное искусство филиграни красносельских ювелиров.
Примерно в эти годы в ювелирное дело внедряются механические способы обработки металлов, что немедленно упростило и ускорило работу ювелиров: кованое серебро заменяется гладким листовым, чеканка все более уступает место штамповке, находит применение гальваническое золочение. Эти первые ювелирные предприятия и первые технические новшества, по сути, предопределили приход эпохи, когда труд ювелира-одиночки, ювелира-кустаря был заменен механизированным, а в дальнейшем — промышленным (массовым) производством ювелирных изделий.
Начало советского периода ювелирного производства относится к 1923 г., когда при Наркомфине было организовано Московское товарищество, в сферу деятельности которого входили изготовление и сбыт ювелирных изделий. Используя опыт и достижения ювелиров предшествующих поколений, опираясь на богатые традиции русского ювелирного творчества, ювелиры нашей страны создали немало изделий, получивших мировую известность, в том числе такие произведения монументального характера, как рубиновые звезды Московского Кремля, как карта нашей великой Родины из драгоценных металлов и самоцветов, как изумительный по красоте орден «Победа».
50-70-е годы явились временем бурного развития ювелирной промышленности. Некогда кустарные и полукустарные промыслы и мастерские были реконструированы, расширены, а во многих случаях просто отстроены заново. Теперь это мощные промышленные предприятия с механизированными процессами производства, способные выпускать ювелирные изделия практически в неограниченном количестве. В полной мере удовлетворять потребность людей в ювелирных изделиях высокого художественного уровня таково основное направление работы ювелирных предприятий Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Екатеринбурга, Таллинна, Друскининкая, Риги, Львова, Одессы, Кишинева, Харькова, Костромы, Великого Устюга, Перми, Якутска, Баку, Тбилиси, Еревана, Алма-Аты, Ташкента, Душанбе, Ростова (Ярославская обл.) и Приволжска (Ивановская обл.), поселков Мегера, Кубани и Красное-на-Волге, а также всех ювелиров, работающих в народных художественных промыслах, художественных фондах при Союзах художников, на предприятиях Минместпрома, в кооперативах и товариществах.
Камни в истории
Интерес человека к драгоценностям и украшениям уходит своими корнями в более чем тысячелетнюю историю человечества. Первые драгоценности были обнаружены в древних захоронениях, насчитывающих примерно 20 000 лет.
Они представляли собой украшения из обработанных раковин, ожерелья из кости. В более позднее время драгоценные камни применялись как символы божественной и земной силы и власти, талисманы, защищающие от несчастий. Красота золота и драгоценных камней, интерес к ним стимулировали развитие декоративных искусств.
Резьба по жадеиту была распространена в Китае еще 4500 лет назад. В это же время мастера-ювелиры Шумер и Египта изготавливали сложные украшения из лазурита, сердолика, бирюзы, аметиста, граната. Камеи и прочие украшения из агата были особенно популярны в древнем Риме, а также позже — в Средние Века. Мастера талантливо использовали многообразие цветов различных слоев камня.
Примером их творчества может служить камея с изображением императора Августа, которая в Средние Века стала частью диадемы. История развития ювелирного искусства и тесно с ним связанной культуры драгоценных камней как ювелирных украшений насчитывает около пяти тысячелетий. О самых ранних ее этапах сохранились лишь весьма скудные сведения, так как археологических находок, относящихся к тем временам. крайне мало.
В Каирском музее (Египет) хранятся браслеты, извлеченные из гробницы фараона Джосера (Абидос), принадлежавшего к I династии (3200 — 2800 гг. до н. э.), К культуре Древнего Египта и Древнего Востока примыкает античная культура Греции и Рима. Далее следует средневековая культура кельтов, франков и германцев, в развитии которой выделяются несколько стадий: эпоха Каролингов, эпоха Оттона I и саксонской династии, романская и готическая эпохи. На смену средним векам приходит эпоха Возрождения, а пышность времен абсолютизма (эпохи барокко и рококо) сменяется современной культурой ХIХ и ХХ вв.
В египетских инкрустациях ХII-ХVII династий (2000-1700 гг. о н. э.) использовались главным образом красный карнеол, синий лазурит (ляпис-лазурь), бирюза и амазонит, а также цветное стекло. Гробницы царей древнего Ура позволяют судить об искусстве златокузнецов Шумера, которое достигло высшего расцвета в середине III тысячелетия до н. э. и явно опиралось на давнюю традицию обработки лазурита, красного известняка и перламутра.
От египтян искусство инкрустации переняли греки. Они украшали драгоценными камнями свои статуи, покрытые пластинами золота и слоновой костью, вставляли эти камни в глазницы скульптурных изображений богов античного пантеона. Как и где добывались камни? Первые камни были вероятно найдены в речной гальке на дне рек и на берегах.
В развитых древних цивилизациях добыча камней становилась отраслью экономики. В Египте добывались бирюза (Синай) и аметист (в районе Асуана), импортировался лазурит из Афганистана, где единственным тогда известным местом добычи был Бадагшан. В шахтах Бадагшана до сих пор — по истечение 6000 лет — добывается лазурит наилучшего качества.
Древние римляне добывали агат в месторождении у Идар-Оберштайна (Германия), где разработка агата возобновилась в Средние Века и продолжается до сих пор. Знамениты также месторождения драгоценных камней (алмазов, сапфиров, рубинов, шпинелей) очень высокого качества Индии, Шри-Ланки, Бирмы.
В одном из санскритских манускриптов отмечалось, что индийские алмазы были важной статьей государственных доходов еще 2000 лет назад. В мире в настоящее время существует несколько уникальных по красоте камней, имеющих легендарную историю, являющихся по сути достоянием всего человечества. Примерами таких камней могут служить алмаз «КОХ-И-НОР», подаренный монгольскому императору Бабуру в 1526г., ценность которого определялась как »сумма расходов, затрачиваемых человечеством за один день своего существования».
Как свидетельство легендарного прошлого на некоторых драгоценных камнях наносились имена их владельцев. Например, алмаз «Шах» носит имена трех правителей Персии, включая шаха Яхана. В Средние Века камни начали поступать из Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Австралии, Сибири. Великолепные колумбийские изумруды впервые попали в Европу в 16в. в трофеях конкистадоров.
По цветам и размерам они превосходили изумруды из Хабахтала и Египта. Крупные месторождения топаза, турмалина, хризоберилла, агата были открыты в Бразилии.
Среди великих открытий 19в. — месторождения алмазов в Южной Африке и Австралии. В этом же веке расширилась добыча алмазов в Сибири, многих странах Африки
Источник: www.drive2.ru
Из истории украшений: подвески и кулоны


Современные ювелирные украшения выполняют декоративные функции, но так было не всегда. На заре цивилизации и в период Средневековья подвески носили с определенной целью. Амулетами из клыков животных, камней и ракушек привлекали благосклонность богов, защищали себя от злых духов. Кулон как разновидность подвески появился позднее, не имел мистически-религиозного значения.
Средневековье
Начиная с V века, на развитие ювелирного искусства влияет христианство, крестовые походы и появление новых торговых путей. Мастерские по производству драгоценных украшений открывают при монастырях и в городах. В XII веке появляются первые гильдии ювелиров. Это важная веха в истории ювелирного дела. В период Средневековья украшения отражали социальную иерархию.
Изделия из серебра, золот и драгоценных камней носили знатные люди
Подвески эпохи Средневековья — это простые элегантные узоры, заостренные формы, вставки из пресноводного жемчуга, янтаря, гагата, кораллов. Аксессуар носили на цепочке. Были популярны библейские сюжеты, символы загробной жизни.
Ренессанс
Начиная с XV века, драгоценные украшения стали общедоступными. При изготовлении подвесок и кулонов ювелиры использовали новые технологии и материалы. В период ренессанса (XV-XVII век) подвески стали главным украшением мужчин и женщин, им отведена особая страница в истории.
Ювелирные изделия, напоминающие миниатюрные скульптуры, крепили на ожерелья, золотые цепочки, браслеты, броши, носили на платье и поясе. В оформлении присутствовали классические темы:
- библейские сцены;
- священные монограммы;
- инициалы;
- корабли;
- диковинные звери;
- фигурки женщин, ангелов, амуров.
Самый древний кулон-подвеску (8770-8460 гг. до н.э.) археологи обнаружили на раскопках в Северном Йоркшире. На отшлифованном камне треугольной формы выгравированы линии
В моде помандеры (от фр. pomme d’ambre — «душистое яблоко») – функциональные подвески шарообразной формы с емкостью для благовоний, ароматических веществ, декорированные чернением, драгоценными камнями или эмалью. Их крепили к кольцу, четкам или к цепочке, которую носили на шее или поясе.
В период Ренессанса популярны кулоны-зубочистки, кулоны с выдвижным скребком для чистки ушей, двусторонние модели, украшенные с одной стороны эмалевым рисунком, с другой – драгоценными камнями.
Барокко и рококо
С наступлением XVII века спрос на драгоценные изделия растет, ювелирную моду определяет Людовик XIV и его придворные. На дизайн подвесок влияет новая наука – ботаника. Изделия в стиле барокко украшены натуралистичными цветочными орнаментами, отделаны эмалями.
На этом этапе истории в моде жемчуг необычной формы. На основе грушевидных и каплевидных жемчужин ювелиры создают оригинальные подвески в форме корабликов, животных. Сложные композиции дополняют самоцветами:
Для стиля рококо, пришедшего на смену барокко, характерны анималистические мотивы, сцены повседневной жизни, ассиметрия, пастельные тона.
Заключение
Дизайн современных подвесок и кулонов отражает историю украшений. Ювелиры работают в разных стилях, мода постоянно меняется. В тренде элегантность, самобытность, лаконичный минимализм. Кулоны и объемные подвески носят на длинных цепях. Первые актуальны при открытой зоне декольте, вторые надевают поверх кардиганов, пончо, свитеров. Обзор современных кулонов в видео:
Источник: uvelirnoedelo.ru