Кто раньше носил украшения

Украшения в ушах — изначально прерогатива исключительно мужская. Серьги были сначала оберегами, а позже превратились в символ силы и власти. Наличие серег в ушах означало высокий статус их носителя.

Защита от нечисти

В глубокой древности славяне-язычники верили, что через отверстия человеческого тела из него может вылететь самое сокровенное и трудно поддающееся контролю — душа. И наоборот, в незащищенные ушные раковины способно поникнуть какое-то зло и волшебство подобно тому, как входят в них недобрые слова.

Мужчины прокалывали уши, а затем продевали в проколы серьги, чтобы защититься от всего дурного. Последние выполняли роль оберегов , своеобразной защиты. Это настолько старинное представление, что было распространено еще у древних ассирийцев, а не только у славян.

Показатель социального положения

Вполне естественно, что очень скоро серьги перестали быть просто оберегами , а превратились в символ высокого — или наоборот, низкого — положения человека в социуме. Храбрые воины, которые в древности не только отважно крушили врагов на поле брани, но и разворовывали после этого захваченные города, могли позволить себе очень дорогие и красивые серьги.

Невероятно дорогие украшения звезд шоу-бизнеса

Постепенно украшения из драгоценных металлов, инкрустированные жемчугом и драгоценными камнями, стали привилегией высшей знати. На Руси князья, высокопоставленные дружинники и другие богатые люди носили только золотые и серебряные сережки. Простолюдины могли позволить себе медные, оловянные или деревянные украшения такого рода.

У богатых торговцев существовала традиция носить серебряные серьги. Князь, его сыновья и остальные члены княжеского рода носили самые роскошные украшения, инкрустированные рубинами, сапфирами, изумрудами и другими камнями такого плана. Приблизительно в это же время к ним присоединились и женщины, оценившие красоту подвесок, обрамлявших лицо.

Указание на род занятий и родственные связи

Серьги наделялись огромным значением. Помимо защиты от чар и демонстрации достатка семьи они выражали также и принадлежность к определенной профессии. В старину на Руси одну серьгу в ухе носили воины, богатыри. Такой обычай существовал вплоть до XII века. Это одиночное украшение имело название « одинец ». Мужчину, который носил одинец , звали « серьгач ».

В Древнем Риме одну сережку в ухе носили не воины, а рабы. Спустя века эта традиция прижилась и у пиратов. Гораздо позднее у донских казаков одна серьга в левом ухе у мужчины означала, что он — единственный сын у матери. Если казак носил одну серьгу в правом ухе, все знавшие этот символический язык понимали, что он — последний в роду. Убить такого казака означало прервать целый род.

Дань моде

В Московском царстве мода на ношение сережек мужчинами стала постепенно изживать себя. Совсем не популярными они были в петровские времена. Тогда у высшей знати появилось новое увлечение — пышные надушенные парики, из-под которых сережек вообще не было видно. Приближенные к царскому двору и все, кто мог позволить себе купить такой парик, уши украшать перестали.

Можно ли сейчас носить советские украшения

Простолюдины, не имевшие денег на парики, продолжали щеголять в сережках. Ношение одной серьги для холопа символизировало его принадлежность хозяину. В елизаветинские времена мода поменялась: стало актуальным носить более короткие парики. Серьги снова заблестели в ушах знати.

Во время царствования Павла I их стали носить военные. Причем, носили они женские сережки, подаренные любимыми дамами. Так красавицы стремились защитить своих мужчин от шальной пули. Украшения в ушах снова стали играть роль талисманов, защитных оберегов .

Читайте также:
Алмаз кохинор довольно долго служил украшением трона но вот в Индию вторгся огэ

Источник: cyrillitsa.ru

Кто научил людей носить кольца? Греки? Римляне? Евреи?

В одном тексте на одном религиозном сайте довелось мне недавно прочесть, что первыми кольца начали носить евреи. Еще во времена библейских патриархов.

Объяснялось это так: когда люди заключали между собой завет или что-то подобное, они делали на пальце круговой надрез в знак этого действа. Признаться, никогда не интересовался этой темой, поэтому пошел копать. И вот что я накопал.

Первый вывод: информация, которую дают религиозные источники, обычно столь же достоверна, как и с сайта какой-нибудь политической партии. То есть правды там может быть только половина, а может и не быть вовсе. Теперь о реальной истории колец.

Этот аксессуар кажется чем-то почти что вечным и элементарным, чем-то уходящим в глубочайшую древность. Но для наших далеких предков это было вовсе не так очевидно. У них даже были мифы о том, кто первым надел кольцо, кто его первым придумал и т. д.

Кто научил людей носить кольца? Греки? Римляне? Евреи?

Древние китайцы говорили, что Небесная Богиня продела палец в одну из звезд, а потом подарила это кольцо китайскому императору, с которого и началась традиция украшать себя кольцами.

Древние эллины, считали, что первое кольцо было сделано из травы. Его изготовила для своего любимого одна пастушка, надев ему это недолговечное украшение на память. Другой миф гласил, что первое кольцо сделал сам Прометей, после того как освободился из зевсовых оков.

Материалом на этот раз уже послужила не трава, а та самая цепь и кусок скалы, к которой его в свое время приковал Вседержитель. Так что здесь, скорее, говорится о перстне.

Что касается евреев, то у них каких-то особых мифов, связанных с происхождение колец нет. Есть только упоминание в Библии, где сказано, что египетский фараон, пригревший Иосифа, надел ему на палец кольцо, как символ высокого статуса.

Здесь, кстати, есть доля правды, несмотря на то, что вся эта история с фараоном, Иосифом и египетским пленением – сказка сказкой. Ну, или миф. Но связь колец с Древним Египтом была подмечена верно.

Однако первыми были все же не египтяне. Трудами археологов мы теперь знаем, что первые кольца появились у древних шумеров (впрочем, не древних представителей этого народа быть не может).

В Библии же их не упомянули, во-первых, потому что цели раскрыть происхождение колец евреи перед собой не ставили, просто упомянув его в мифе об Иосифе. А во-вторых, к моменту создания библейских преданий шумеры уже давно почили в своем шумерском бозе (или в богах).

Когда именно шумеры додумались до колец сказать сложно, но в довольно большом количестве они стали их использовать где-то в III тыс. до н. э. Использовались они не в качестве украшения, а как личная печать, из чего видно, что носили кольца те, кому было под чем ставить печати. Такой печатью было очень удобно ставить оттиск на глиняных табличках, что наводит на мысль о том, что эти люди были еще и грамотными.

Имели ли шумерские кольца еще какой-то смысл – сказать сложно. Но известно, что от них эту традицию позаимствовали те самые египтяне, в связи с которыми и упоминается первое библейское кольцо.

И здесь мы уже видим, что в это украшение вкладывался несколько иной смысл. Вообще, если посмотреть на упомянутые мифы, то можно заметить, что кольцо было чем-то на память или в напоминание. В память о любви, о благоволении Небесной Богини, о фараоновом доверии, о пережитых муках и т. д.

Читайте также:
Как почистить позолоченные украшения от потемнения

Из других мифов и традиций можно увидеть, что это могло быть также напоминанием о принадлежности к какой-то социальной/политической/ национальной /религиозной/еще какой-то группе.

Возвращаясь к египетским кольцам можно сказать, что распространились они, начиная с эпохи Среднего Царства. До этого детям Нила приходилось как-то обходиться без них.

Обычно египетское кольцо украшалось скарабеем, на тушке которого ставилась все та же личная печать. Таким образом подобный перстень был одновременно и печатью, и чем-то вроде паспорта, и оберегом, поскольку изображение скарабея должно было отгонять всякие жизненные пакости.

Интересно, что скарабей прикреплялся так, что его можно было вращать, направляя иероглиф со своей печатью к себе или наружу. Какой в этом был смысл – остается только предполагать. Некоторые связывают это с мистическими взглядами египтян, но аргументация в этом вопросе практически отсутствует.

Скорее всего, от египтян кольца позаимствовали и греки. Впрочем, есть и альтернативный вариант: с персами греки взаимодействовали, возможно, еще плотнее, чем с египтянами и даже, выражаясь современным языком, часто ездили в Персию на заработки. Персы же в свою очередь переняли традицию ношения колец у своих предшественников из Месопотамии, сиречь от тех же шумеров.

Не, откуда бы греки ни взяли кольца, они в них просто влюбились. Трудно найти другую культуру, в которой колец было столько, сколько у греков. В кольцах отражалось буквально все. Теперь их функционал вышел далеко за пределы печати или памятного знака.

Можно сказать, что греки и в этом заложили основы современного мира, поскольку расширили, скажем так, пространство смыслов, которые вкладывались в кольца и перстни. Скорее всего, любой мало-мальски обеспеченный эллин носил на пальцах по целой связке колец.

От греков любовь к кольцам взяли римляне. Легионеры украшали себя железными кольцами, а привилегированное сословие, естественно, изощрялось, доведя идею до крайности.

Смыслы в кольца римляне вкладывали самые разные – от мистических и магических до сугубо утилитарных. Во всяком случае, именно римляне стали первыми держать в перстнях ядовитые порошки, на случай если отношения дадут трещину. В общем, римляне были влюблены в кольца не меньше греков.

Именно тогда начали носить кольца и народы Центральной и Северной Европы. Их кольца были поначалу очень простыми, поскольку контактировали варвары по большей части с легионерами, от которых и позаимствовали этот обычай.

Интересно, что римские христиане вначале порицали кольца, считая их чем-то развратным. Развратным вообще и особенно, когда на них изображались эротические сцены, языческие боги и даже просто возлюбленные.

Однако магия колец работала, и римские христиане все равно их носили. Отцы церкви в конце концов поняли, что будет стыдно, если бог израилев потерпит поражение от бижутерии, и призвали просто поставить на кольца христианские символы. Так и утрясли конфликт.

Однако позже страсть к кольцам как-то поугасла. Вновь в моду они вошли, в эпоху Возрождения, когда возродился интерес к античному наследию и культуре. Это датируется примерно XVI веком. Тогда герцог Мантуанский решил украсить себя суровым кольцом римского легионера.

Эффект был колоссальным: знатные модники сначала в Италии, а потом уже и во всей Европе стали делать такие же. Правда, очень быстро к железным кольцам стали приделывать драгоценные камни.

Интересно, что кольцо герцога Мантуанского имело дурную репутацию. В конце концов оно перешло к английскому королю Карлу I. Тот, как известно, был зарублен каким-то пуританином из числа сторонников Оливера Кромвеля.

Читайте также:
Что означает треугольник в украшениях

Убийца взял кольцо себе, после чего оно, поскитавшись по свету, досталось Бо Браммелю. Сей товарищ сошел с ума, скончался во французской психушке и был похоронен вместе со своим «счастливым» кольцом.

Источник: www.livekavkaz.ru

Кто придумал серьги и пирсинг?

С древних времен прокол ушей был широко распространён по всему миру, в особенности в племенных культурах, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки.. Так в леднике Симилаун в Австрии была найдена мумия Эци с серьгами, возраст мумии составляет 5 300 лет[1]. Наиболее старое захоронение свидетельствующее о серьгах датируется 2500 годом до н. э. Захоронение находится в Уре, Шумерском городе считающимся домом Библейского праотца Авраама.
Серьги упоминаются в Библии в Книге Бытия 35:4, где Иаков сжигает серьги своих домочадцев вместе с идолами. В Книге Исход 32 Аарон изготавливает золотого тельца из расплавленных серёг. Во Второзаконии 15:12-17 проколы ушей относятся к рабам, которые добровольно отказались от освобождения.
В Ведах также есть упоминания о серёжках, которые ассоциируются с Индуистской богиней Лакшми[.
Серьги для ушных проколов были найдены в Укоке — регионе между Россией и Китаем. Находка датируется 300—400 годами до н. э.
В Ассирии, Вавилоне, Персии серьга символизировала высокое положение мужчины в обществе. В Египте серьги принадлежали только людям высокого статуса, указывали на сословную принадлежность. Серьги носили в Ассирии, Индии и Китае.. На северо-западе тихоокеанского побережья Америка, у племени тлинкитов проколы ушей считались признаком благородства и благополучия.

Серьги с самого начала своего изобретения были типично мужским украшением. Только гораздо позднее его позаимствовали у сильной половины человечества дамы. Ношение сережек в древности было не простой прихотью, а значимым действом.
Обычай прокалывания ушей – лишь один из немногих примеров обряда инициации, перехода из одного статуса в другой, при котором серьга служила символом, зримым доказательством произошедшего посвящения. Почему именно серьга – это объясняется логично, этот вид украшения требует прокалывания уха, что несет дополнительный смысл –скрепление кровью произошедшего таинства.
Мужчины прокалывали уши, а затем продевали в проколы серьги, чтобы защититься от всего дурного. Последние выполняли роль оберегов, своеобразной защиты.
Традиция ношения серег мужчинами уходит корнями в седую старину: по самым скромным подсчетам, ей не менее пяти тысячелетий. Об этом свидетельствуют находки, относящиеся к эпохам расцвета Древнего Египта, Месопотамии, Рима и других государств, давно канувших в Лету.

В Европе серьги вышли из моды между 4 и 16 веками в связи с появлением модной тенденции делать прически и выбирать одежду, скрывающую уши. Позднее серьги вернулись в моду в Италии, Испании, Англии и Франции, а также распространились в Северную Америку
Зародившаяся в Испании практика ношения серег среди мужчин распространилась на двор короля Франции Генриха III, и затем в Англию Елизаветинской эры, где серьгу в ухе носили такие именитые особы как Роберт Карр граф Сомерсет, Уильям Шекспир, Уолтер Рэли и король Англии Карл .
Простые люди также носили серьги. Со времен Средневековья в Европе бытовало суеверие о том, что прокол одного уха улучшает зрение, что привело к распространению практики среди моряков и путешественников.

Русь, казаки
В Древней Руси славяне-язычники верили, что через отверстия человеческого тела из него может вылететь самое сокровенное и трудно поддающееся контролю — душа. И наоборот, в незащищенные ушные раковины способно поникнуть какое-то зло и волшебство подобно тому, как входят в них недобрые слова. Позже серьга стала символом воина, который защищен не только доспехами, но и оберегом. До XII века многие славянские и азиатские князья и ханы прокалывали себе одно ухо и такая серьга на Руси называлась «одинец».
Со времен князя Святослава или первых дружин Рюрика – украшение носили, демонстрируя принадлежность к воинскому братству. В украшении серьги использывлись обереговые символы — изображения тотемных животных дубовые листья, цветок папоротника, магический камень Алатырь.

Читайте также:
Как носить украшения с черепами

Казаки
Для запорожцев серьга была наделена магическим смыслом. это был верный признак казака воина. У потомственного донского казака поэта, Николая Туроверова, есть стихотворение «Серьга казака». Оно начинается так:
«Был мальчишкой и тётка, старуха,
Казачьей гордясь стариной,
Проколола мне левое ухо
Тьмутараканской серьгой,
Рассказав о серьге Святослава,
Про Саркелы — хазарскую быль —
Что лежит по-над Доном направо,
Где теперь лишь #полынь да #ковыль.
Не такая ль попала к татарам,
От татар перешла к казаку, —
Полумесяц с крестом, — золотая…»,
Это посвящение мальчика в казака оставляет ему знак, символизирующий, что он — теперь мужчина, боец. Казаки сохранили этот обычай. Серьга у мужчин-казаков также указывала на роль и место казака в роду. В левом ухе ее носил единственный сын матери-одиночки. В правом — единственный сын у родителей.

В обоих ушах — последний в семье, был вообще единственным ребенком у родителей, не имел даже сестер, кормилец и продолжатель рода. По казачьей традиции, атаман или есаул был обязан оберегать такого, казака и во время войны. не ставить в первый боевой ряд.

Моряки
Образ моряка с серьгой в ухе знаком всем, наверно, с детства. Значил ли этот «атрибут» что-то или служил простым украшением? Моряки имеют очень много различных и порою странных традиций, обычаев. К одному из них относиться серьга в ухе.
Во все века сережками украшали себя мореходы, причем не только пираты и каперы, но и мирные моряки. Когда именно моряки начали носить серьги, сложно сказать точно, но есть несколько версий, объясняющих, откуда взялась эта «мода». Много различных легенд объясняют золотую серьгу в ухе у моряков.
Жизнь моряка, всегда связана с опасностями. моряки погибали в морях и океанах, иногда их мертвые тела прибивало к берегу Серьгу-украшение из драгоценного металла моряки (в том числе, и пираты) вставляли в ухо веря, что если их погибшее тело вынесет на берег, тот, кто находил погибшего, хоронил его и забирал серьгу, как плату за погребение по христианской традиции. В те времена золото принимали в качестве оплаты повсеместно, поэтому золотая сережка в ухе являлась своеобразной «страховкой».
. Многие слышали о «ревущих сороковых широтах», но «гремящие шестидесятые» намного хуже. Постоянные ураганные западные ветры создают большое волнение, и плавание через пролив Дрейка на запад, зимой, чрезвычайно опасно.
Всегда опытные смелые моряки пользовались особым уважением, и что бы отличить таких, от зеленых новичков появлялись различные отличия.
Поэтому, морякам, обогнувшим мыс Горн в западном направлении, навстречу штормовым ветрам в зимнее время, давали право носить серьгу в левом ухе, с изображением мыса Горн и созвездия Южного Креста, и красить ноготь мизинца правой руки в красный цвет. Эти знаки говорили об их опыте, отваге
Другая легенда, гласит, что эта традиция берет начало в XVII веке в английском флоте. Королева Виктория, узнав о суровых условиях плавания в районе мыса Горн, издала указ, разрешающий английским морякам, тому кто прошел пролив Дрейка, выпить чарку виски в тавернах английских портов за счет Ее Величества. Золотая серьга становилась своего рода знаком, подтверждающим этого право.
Согласно другой из легенд, право украсить свое левое ухо золотой серьгой получал моряк, который пересек экватор в «центре Земли», точке начала отсчета широты и долготы (Ш-00-00-0; Д-000-00-00). Пересечение экватора именно в этой «золотой точке» считалось очень почетным и «премировалось» рядом привилегий, среди которых кроме золотой серьги было разрешение сидеть в портовых трактирах, положив на стол ногу. Такое право ранее присуждалось в лондонских тавернах, при встрече старых моряков. Сейчас этот обычай встречается в парусных союзах или клубах, в разных странах.

Читайте также:
Как узнать подлинность украшения

Цыгане
Цыгане продевали в ухо серьгу мальчику, родившемуся после смерти предыдущего ребёнка, а также единственному сыну в семье. Воры серьгой демонстрировали бесстрашие перед церковным судом и принадлежность к социальному «дну».
Ношение серьги в ухе у цыган имеет не только эстетический смысл — это традиция. Если знать ее значение, то по серьге можно определить «статус» цыгана. Форма серьги всегда одна — кольцо.
Если кольцо одно и в левом ухе, то это означает, что этот мужчина единственный в семье, родившийся первым. Если два, то младший, родившийся вторым.
Изготовлены они, как правило, из трех металлов, и также указывают на обозначение того, какое место занимает человек в семье. Если серьга золотая, то ребенок родной, если серебряная или платиновая, то ребенок приемный.
Большая, массивная серьга показывала, что она принадлежит вожаку табора или барону. Те, кто ниже по иерархии, носили серьги попроще.

С появлением культуры хиппи серьги стали ассоциировать с трубадурами да рок-музыкантами.: Большинство из тех, кто прокалывает левое ухо, делают это в знак принадлежности к рок-н-ролльному образу жизни и из большой любви к творчеству.

У племен Африки и индейских племен Северной и Южной Америк серьги стали украшением не только ушей, но и всех частей тела, которые можно проколоть.
Первичное название практики прокалывания носа дало название индийского племени не-персе. Племена Америки-ацтеки, майя и инки, племена Африки и Новой Гвинеи для показания здоровья и мужественности мужчин прокалывали не только уши но и перегородку носа.

Своими корнями история пирсинга уходит в историю древней Африки и связана с племенем масаев. Обязательным атрибутом члена этого племени были проколы в ушах, большого размера. Позже, как в ушах, так и в носу, появились проколы у женщин бедуинских племён.
В Древнем Риме легионерам прокалывали соски и в них вставляли кольца. Считалось, что так закаляется их характер.

Пирсинг от английского-. piercing — «прокол») — одна из форм «украшения» тела, создание прокола, в котором носят украшения. Само понятие «пирсинг» может относиться как к процессу прокалывания, так и к отверстиям, сделанным посредством прокалывания.

В наше время пирсингом называют прокалывание различных частей тела (начиная от ушей, заканчивая половыми органами). Сразу после прокалывания в полученное отверстие вставляют серёжку или другое украшение.

Все виды пирсинга (кроме прокола ушей)- делаются с помощью специальной иглы.
. Пирсинг противопоказан при обострении хронических заболеваний (например, гастрита или язвы желудка), а также при наличии системных и кожных заболеваний. Не рекомендуется проведение процедуры и при плохой свертываемости крови, а также в случаи наличия высокой температуры. Наличие аллергических реакций на анестезию или на используемые металлы также является противопоказанием для пирсинга. Несовершеннолетним пирсинг делается только при наличии согласия родителей.
Сегодня пирсинг имеет больше косметическое назначение и служит способом самовыражения. Как правило, это желание и способ выделиться на общем фоне.

Источник: proza.ru

Рейтинг
Загрузка ...