О философском смысле романа «Мастер и Маргарита» написано много статей и книг, проводились конференции, кто только не высказывал по этому поводу своего мнения. Я тут не буду рассматривать этот вопрос в целом, а сосредоточусь только на одном его аспекте: имеет ли какой-то глубокий смысл тот факт, что в свиту Воланда Михаил Булгаков включил троих совершенно определенных демонов и одну ведьму-вампиршу, имеющих свои четкие функции?
И почему, когда помощники Князя тьмы в конце романа предстали в своем истинном обличии, среди них не оказалось Геллы?
Картинка из открытого источника в Яндексе
Начнем с Азазелло , «демона безводной пустыни, демона-убийцы». Его образ и имя наиболее определены. Несомненно, имя взято из книги Еноха в Ветхом Завете, где фигурирует падший ангел Азазель, знаменосец адской армии. Азазель описывается Енохом как тот, кто дал людям оружие и средства обольщения (например, зеркала, украшения, косметику), то есть все то, что, согласно Еноху, развратило человечество.
Кацусика Хокусай. Рассказывает Александр Таиров.
Характерно, что в романе Азазелло появляется из зеркала. Он тут исполняет роль хладнокровного киллера (то есть свои прямые обязанности) и, в какой-то мере, обольстителя, ведь именно его посылает Воланд к Маргарите. Разумеется, в свите Воланда должен был присутствовать такой персонаж.
Ирен Хоррос. Иллюстрация к роману «Мастер и Маргарита»
Более загадочно выглядит образ Коровьева-Фагота , который оказывается мрачным рыцарем, который «когда-то неудачно пошутил». Что за рыцарь? И почему в московских реалиях он носит псевдоним «Коровьев»? Ответов на эти вопросы много, версий несколько. Я не буду приводить все, упомяну только те, которые кажутся мне наиболее реальными.
Вряд ли Булгаков при создании образа Фагота взял за основу какую-то одну личность. Скорее всего, его вдохновили несколько исторических личностей, каждая из которых была так или иначе наказана за неудачную шутку. Это, например, Самсон Карраско, рыцарь Фалькенштейн, трубадур Гильом Тудельский (автор «Песни об Альбигойском крестовом походе»).
Что касается фамилии Коровьев, то версии находятся в диапазоне от той, что Булгаков просто взял обычную непритязательную фамилию, которая подходит к шуту, выступающему в паре с Бегемотом, до той, что фамилия отсылает к древнеегипетскому богу Хору или к греческому хору, который использовался к театре. Ведь недаром Коровьев представляется регентом и даже организует хоровое пение совслужащих.
Такой персонаж, как символ наказания, сопровождающий Воланда, тоже логичен в его свите.
Ирен Хоррорс. Иллюстрация к роману «Мастер и Маргарита»
Обаятельный Кот Бегемот, на поверку оказавшийся рыцарем-пажом, «лучшим в мире шутом», вечным спутником Воланда, больше всех иных персонажей книги представляет собой загадку. Попытки откопать его корни в Апокрифических сказаниях, где говорится о морском чудище Бегемоте, кажутся мне притянутыми за уши. Да, совпадает имя, но по сути-то персонажи не имеют между собой ничего общего.
Неизвестный Дагестан. Художники и мастера | @rgo_films
Жена Булгакова Любовь Белозерская писала, что Михаил Афанасьевич вдохновился их домашним котом Флюшкой, вырастив из него литературного Бегемота. А почему так назвал? Точно неизвестно. Я думаю, тут все просто — «кот-бегемот» хорошо рифмуется, да и образ большого, толстого, серого кота легко ассоциируется с бегемотом (о чем и сам Булгаков пишет).
Зачем он в свите? Традиция такая. Шут при короле, князе — непременный персонаж.
Сергей Алимов. Иллюстрация к роману «Мастер и Маргарита»
И, наконец, Гелла . Она вампирша, пугающая красавица со шрамом на шее, любительница разгуливать обнаженной. «Расторопна, понятлива, и нет такой услуги, которую она не сумела бы оказать», — говорит о ней Воланд. Гелла — служанка, ее роль в развитии сюжета вспомогательная. Ее имя явно взято из энциклопедии Брокгауза и Эфрона, статья про чародейство, где говорится, что геллами на острове Лесбос называли девушек, ставших после смерти вампирами.
Она не демон, не рыцарь, а обычная прислуга, на месте которой могла быть другая мертвая девушка. Именно поэтому Булгаков, поначалу посадивший ее на коня в прощальном полете Воланда и его свиты, потом убрал ее из этой сцены.
И тогда осталось четыре всадника. Как всадников Апокалипсиса.
#литература #культура #философия
Читайте еще на моем канале:
А вот еще интересное в блоге моего мужа:
Подписывайтесь на наши каналы!
Источник: dzen.ru
Я бы в шорники пошел. Что такое шорник
Изучая правила русского языка, можно встретить примеры из словарей и учебников, в которых используются редкие слова. Например, что такое «шорник»? Выражение «шоры на глазах» означает мыслить узко, не видя перспектив. «Ты в шорах предубежденности», — припечатала мужа героиня фильма «Покровские ворота». Буквальные шоры закрывают глаза лошади, чтобы она не отвлекалась при движении.
Есть даже такая профессия – шорник. О ней сейчас почти все забыли, а когда-то без такого мастера не обходился ни один владелец конного выезда.
Что говорят словари
Толковые словари проливают немного света на этот вопрос. Ушаков и Ефремова просто указывают, что это изготовитель шорных изделий. Словарь Кузнецова добавляет, что он делает ременную упряжь. Ожегов приводит синоним – седельщик.
Даль немного расширяет понятие «шорник». Значение слова: «тот, кто работает конскую сбрую». Он в качестве примера приводит пословицу, называющую шорника полковником. Видимо, это был очень уважаемый человек в свое время. А что можно сказать про наши дни?
Есть ли шорники сейчас
Как в двадцать первом веке делают сбрую для лошади? Может быть, существуют какие-то промышленные технологии? Нет, это как была, так и осталась профессия ремесленников. Для того чтобы сделать удобную упряжь, могут потребоваться замеры конкретной лошади. Тогда можно будет легко управлять ею.
Только увидев мастерскую, полную всевозможных инструментов, многие из которых связаны с приложением физических усилий, можно понять, что такое шорник. Кожа, растянутая на деревянных пяльцах, ремни с удилами, шоры, седла, заготовки и готовые изделия, швейные машины разных видов, станки… Такие мастерские есть в крупных спортивных клубах, занимающихся конным спортом.
Значение шор для спорта трудно переоценить: они надеваются для того, чтобы животное не испугалось и не понесло. Если забыть надеть шоры, может случиться беда. Но и седло – не менее важная часть сбруи. Неправильно сделанное седло может покалечить животное и повредить спину всаднику.
Где учат на шорника
В Москве есть Академия ремесел, в которой уже несколько лет существуют курсы шорников. Учебный план утвержден Министерством труда и включает все, что может потребоваться от мастера. Начинается обучение со знакомства с материалом. Это кожа определенных характеристик.
Хотя ее выделывают в промышленных условиях, шорник должен уметь ее заготовить, а для этого обязан разбираться в технологии выделки. Учат мастеров и самостоятельной обработке кожи, используя современное оборудование.
Профессия шорника включает технологии, передающиеся из века в век. Например, умение свернуть соломенный жгут, который пойдет на изготовление хомута, составить раствор для промывки кожи и отделить мездру и щетину, изготовить вьючное снаряжение и даже подковать лошадь. Есть и современные дисциплины: альпинистское снаряжение, изготовление жгутов и ремней, кавалерийского и спортивного седла.
После окончания курса мастер должен уметь седлать лошадь, заправлять подпруги, выполнять ремонт всех видов упряжи. Все это преподают в течение двух месяцев дважды в неделю.
Хорошая упряжь – залог победы на соревнованиях
Хорошая амуниция для конного спорта стоит баснословно дорого. Известны в спортивном мире французские фирмы. Ненамного отстают по цене, но не по качеству, итальянские. Немецкие мастера делают добротные, надежные упряжи. Но как проверить качество изделия, если оно выполнено отечественным мастером?
Опытный наездник согнет обергут по центру несколько раз, чтобы проверить, кожаный ремень зашит внутри него или простой картон. Некачественная вещь через двадцать сгибаний-разгибаний станет подозрительно легко гнуться. Значит, внутри картон. Если купить такую амуницию, ее хватит от силы на месяц.
Надежного мастера ищут, его контакты передают, как сокровище. От работы профессионала зависит не только победа, но и жизнь наездника. Вот что такое шорник для спортсмена.
Заключение
Как хорошо, что в век нанотехнологий еще нужны такие ремесла, как шорное дело! Сейчас им занимаются влюбленные в профессию люди. К сожалению, их немного и даже курсы не спасают положения, потому что настоящий мастер формируется годами. Кроме профессиональных навыков, такой человек должен любить и понимать лошадей, быть в курсе специфики их службы людям и сознавать свою ответственность за качество упряжи. Вот что такое шорник, а точнее – кто такой.
Источник: fb.ru
Стежок за стежком: Образы женщин рукодельниц на полотнах старых и современных мастеров живописи
Обращаясь к истории живописи разных эпох, можно с уверенностью сказать, что мастеров кисти во все времена привлекали образы женщин, занятых каким либо рукоделием. Не исключением являлись вышивка и шитье . Подтверждением тому служит огромное множество сохранившихся картин старых и современных живописцев с изображением вышивальщиц и швей.
Немного из истории искусства вышивки
Мало кто знает, что такое рукоделие как вышивка своими корнями уходит глубоко в первобытный век. Хотя и древняя вышивка мало чем напоминала чудесные работы рукодельниц, созданные намного позже.
Женщина за изготовлением костяной иглы.
Первобытные «мастерицы» в своей работе прибегали к разнообразным подручным средствам, что косвенно напоминало современные иголки, нити и ткани. Точенный камень и острые кости служили иглой, жилы, волосы и шерсть — нитями, кожа животных — тканью. Эти изделия мало были привлекательны, но других материалов в природе не существовало, а человек еще не умел производить необходимые для шитья материалы самостоятельно.
Примечательно, что первые стежки выполненные крестом, появилась еще в первобытный век, когда женщины сшивали куски кожи между собой, используя их в качестве одежд. Этот наиболее популярный вид стежков позже стал называться «крестом». Особую популярность эти стежки приобрели намного веков позже — с приходом христианской веры.
Прошли годы и люди научились прясть нити, ткать ткани, из металла делать иглы и это рукоделие начало приобретать ту форму, которую мы привыкли видеть. Свидетельства о первой вышивке по ткани были найдены в Китае. Они датируется 4-5 веком до нашей эры. Первой основой под вышивку была ткань из шерсти, а позже шелк. Гладью же в Китае уже начали вышивать в 1-2 веке до нашей эры.
К тому же всем известно, что в Китае, начали производить первые шелковые ткани.
Вышивальщица.
Вслед за Китаем в Древней Индии был выращен первый лен и соткана ткань, имеющая подходящую структуру под вышивку. Эта ткань начала использоваться повсеместно для шитья одежд.
Древнеегипетский папирус.
В Древнем Египте по узорам и пышности вышивки определяли социальное положение человека. Самая богатая, разноцветная вышивка наносилась на одежду только царственных особ — фараонов. А у низших слоев общества она была намного скромнее или вообще отсутствовала.
Вышивка бисером появилась примерно тогда, когда изготовили первый бисер. А он впервые был изготовлен египтянами около III тысяч лет до нашей эры. Правда, древнеегипетский бисер мало чем напоминал современный. Бусины имели форму капли и в длину достигали от 1,5 до 3,5 см.
Согласно историческим летописям первая вышивка золотыми нитками появилась в Риме и Греции. Это были неимоверно роскошные орнаменты, часто они украшали шелковые ткани.
Вышивка Ришелье появилась в Европе в 17 столетии и была названа в честь своего «первооткрывателя» — кардинала Ришелье. А ленты в вышивке впервые были применены во Франции во второй половине 18 века. К слову, ими очень любил вышивать Людовик XV.
Мастерство вышивки столетиями передавалось из поколения в поколение. Женщины, вышивая, придавали своим вышивкам магическое значение, придумывали узоры, состоящие с определенных знаков. У каждого народа создавались свои традиции, связанные с вышивкой, которые складывались веками. Каждый вышитый знак на полотне имел свое значение и символ. Вышивки имели свойство оберегов от нечистой силы или для привлечения удачи.
И на Руси со времен язычества славянские народы начали закладывать символический смысл в вышиваемые орнаменты. Линии, кресты, ромбы, которыми украшалась одежда, имели по мнению людей, огромное магическое значение. Вышитые талисманы и обереги бережно хранились и передавались от родителей к детям. А вышивали наши пра-пра-прабабушки практически все: повседневную и праздничную одежду, постельное белье, занавески покрывала, полотенца. На них изображали яркие мотивы, символизирующие достаток в доме и здоровье.
Так, вышитое за один световой день рукодельницей полотенце считалось мощнейшим оберегом, способным излечивать даже от смертельных болезней. Но эту работу одновременно могли выполнять несколько вышивальщиц. И что бы успеть, начинали вышивать на рассвете, а к закату солнца полотенце должно было быть уже готовым.
Много веков в России материалы, используемые в вышивке, были весьма дорогими. И вплоть до конца 18 века вышивание было доступно лишь женщинам из богатых семей, а также монахиням. А с начала 19 века этим рукоделием начали заниматься и простые крестьянки, используя при этом более дешевые и простые материалы. Каждая девушка с юных лет, сидя долгими вечерами за пяльцами, мечтала о том, что выйдет замуж в собственноручно вышитых одеждах, имея приданое из вышитых одеял, подушек, полотенец, рубахах.
Вышивальщицам посвящали не только художники свои произведения, а и поэты. Так, уместно вспомнить чудесные поэтические строки поэтессы Надежды Крыловой:
От мала да велика,
От бедных,до великих,
С иглою были вы в ладу,
Сидя за вышивкой в саду.
В гостиной,на пороге,
Присев уютно у окна,
Трудились часто до темна,
Поджав уютно ноги.
Стелились ровно швы,
Стежки ложились кряду,
И представляли вы,
Как это подойдет к наряду.
И укололи вы перста,
Но боли не узнали,
Секреты божьей красоты
Вы с вышивкою открывали.
Искусство шитья и вышивки развивалось тысячелетиями, а за последнее столетие переросло в любимое увлечение миллионов женщин по всему миру. Однако на сегодняшний день вышивка утратила свое сакральное значение. Ею уже не украшают одежды, не создают обереги. Да и мало кто обращается к давним орнаментам в своей работе. В основном создают свои или же вышивают по заранее начерченным схемам.
И в заключение хотелось бы отметить, что машинная вышивка впервые появившаяся во Франции в 1821 году, после изобретения специальной машинки, никак не может заменить ручную вышивку, которая несет в себе огромную энергетику и тепло рук мастерицы.
Еще одним из древнейших видов рукоделия было вязание , которое изначально вплоть до 17 столетия было прерогативой мужчин, а потом перекочевало в руки женщин.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник: kulturologia.ru