Кто занимался изготовлением разных изделий от оружия до ювелирных украшений в истории

В Средние века доспехи делались, как правило, из железа и стали. Они подразделялись на два основных типа — кольчуги и панцири. Кольчуги плелись из проволочных колец и по своей форме повторяли одежду. Панцири состояли из скрепленных между собой металлических пластин, которым придавалась форма, отвечавшая строению тела человека; пластины соединялись клепкой и ремнями.

Производство кольчуги было довольно сложным. Железная проволока протягивалась последовательно сквозь отверстия стальной волочильной доски до достижения нужного диаметра и затем плотно наматывалась на круглый штырь, так что получалось подобие спирали или пружины, которая затем разрезалась вдоль.

Таким образом мастер получал множество более или менее одинаковых колец и сплетал их вместе, продевая одно сквозь другое, иногда с помощью пробойника. Затем требовалось надежно скрепить между собой концы каждого кольца, чтобы обеспечить кольчуге необходимую прочность. Для этого оба края кольца расплющивались стальными чеканами, и кольцо сжималось так, чтобы плоские концы зашли один за другой; сквозь них пробивалось отверстие, после чего кольцо заклепывалось. Так соединялось множество колец, образуя кольчугу нужного вида и размера.

Шокирующее оружие РОССИИ и технологии ВОВ. 5 уникальных изобретений СССР

В процессе протяжки через волочильную доску и обработки молотком в проволоке возникало внутреннее напряжение металла (гарт), отчего она становилась твердой и хрупкой и могла треснуть. Для воссоздания внутренней структуры металла («отпуска») проволоку отжигали, после чего она становилась достаточно мягкой, и ее можно было без особого труда обрабатывать вручную. На гравюрах того времени видно, что мастер-кольчужник работает голыми руками, то есть явно с холодным металлом.

Таков был общий принцип, а на практике производилось множество вариантов кольчуг, порой значительно отличавшихся друг от друга. Например, в некоторых кольчугах, чаще всего индийской работы, края колец не склепывались, а просто сжимались встык. Иногда для украшения кольчуг в них вплетались звенья из бронзы и латуни, составляя узоры разной степени сложности; для повышения прочности к кольчугам крепились железные пластины. Известны турецкие и египетские кольчуги XV века, на каждом звене которых выбиты рельефные надписи на арабском.

Изготовление доспехов, состоящих полностью из стальных пластин, началось в XIV веке. В то время в Европе возник целый ряд центров по их производству, из которых самыми знаменитыми были Милан, Аугсбург и Нюрнберг. Сделанные в них доспехи развозились по всем странам Европы.

Изготовление доспехов начиналось с подготовки стальных пластин, из которых мастер делал заготовки. Материалом для них обычно служили прямоугольные железные чушки, и первым этапом работы была их расковка в пластины нужной толщины — либо вручную, либо с помощью механического молота, приводимого в движение силой воды. По мере роста спроса на доспехи в крупных центрах металлообработки, таких как Инсбрук, начиная с XV века стали производить заготовки для панцирей — готовые стальные пластины, и мастера получили возможность использовать их в работе.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ РЕЗНОГО КОЛЬЦА весь процесс от #AlexKash

Полный комплект доспехов состоял из множества пластин, тщательно подогнанных под фигуру заказчика и соединенных шарнирами, заклепками и ремнями. Пластины формовали, расколачивая их на специальных фигурных наковальнях молотами разной формы, с обязательным регулярным отжигом.

Мастер должен был обладать большим искусством, чтобы сделать пластину достаточно толстой в тех местах, где она обеспечивала защиту воина, и тонкой, где это было допустимо (обычно по краям пластин), для уменьшения веса доспехов. Шлемы выколачивались из плоских листов на наковальне. Когда шлем и нагрудник приобретали нужную форму в ходе выколотки, их края загибали, накручивая на проволоку. Очевидно, для этого использовался специальный зажим или тиски, обеспечивавшие ровную гибку металла.

Читайте также:
Можно ли вернуть украшения в валберис

Наиболее сложны в изготовлении были ножные латы — прежде всего потому, что они состояли из множества частей сложной формы, которая достигалась гибкой и выколоткой. Подвижные соединения ножных лат, обеспечивавшие воину свободу перемещений, делались из узких стальных полос, подогнанных так, что при движении они входили одна в другую или, наоборот, раздвигались, как составные части веера или подзорной трубы. Эти полосы, или пластины, крепились заклепками к несущей вертикальной полосе из кожи, которая размещалась внутри конструкции. Такого рода сочленения позволяли согнуть колено, ногу у щиколотки и локоть.

Очень часто поверхность лат покрывалась украшениями, требовавшими долгой и кропотливой работы. В XV веке декор доспехов обычно сводился лишь к выпуклым полосам, наносившимся чеканкой, и частичному золочению в готическом стиле.

Однако, по мере того как доспехи все более превращались в парадную форму одежды, а их защитная функция становилась все менее востребованной, стали применяться все более изощренные методы украшения. Например, вся поверхность доспехов могла оксидироваться прокаливанием на огне или химической обработкой, что придавало ей блеск и переливчатую синюю окраску. Орнамент на доспехах, обычно в виде широких узорных полос, мог наноситься травлением (химический процесс с использованием кислот) либо обильным золочением; кожаные детали отделывались бархатом. В XVI веке парадные доспехи инкрустировались серебром. До наших дней сохранились части одного парадного комплекта, сделанные из золота и покрытые эмалью.

П опулярны были также облегченные виды доспехов, в которых защитные стальные пластины крепились на основу из ткани. Один из наиболее известных видов такого рода защиты назывался бригандиной и представлял собой короткую куртку, чаще всего без рукавов, из ткани (холста или сукна) или кожи, покрытую небольшими, находящими друг на друга, железными пластинами. Крепились пластины к матерчатой основе заклепками и часто лудились для защиты от коррозии.

Выделка холодного оружия — мечей, сабель, кинжалов — составляла особую часть кузнечного ремесла, возможно, самую почетную, с большим количеством ремесленных секретов. В средневековой Европе в производстве холодного оружия принимал участие целый ряд мастеров, специализировавшихся на какой-либо операции: один — ковал клинок, мастера- шлифовальщики его доводили и полировали, часто еще один мастер делал рукоять, другой — ножны. Когда изделие было готово, его передавали для продажи торговцу.

Материалом для клинка была заготовка из сплава стали и железа. Такой состав сплава придавал клинку необходимые качества — твердость и одновременно гибкость. Клинки имели разную форму: от коротких с односторонним лезвием, предназначавшихся для охоты, до длинных и узких обоюдоострых боевых. На первом этапе работы заготовку расковывали примерно до нужной длины и придавали ей форму хвостовыми молотами.

На большинстве клинков имеется продольное углубление, идущее до рукояти. Его можно сформовать ковкой или выбить чеканом; ^немецкие мастера разработали особую технологию, позволявшую получать клинки нужного профиля механическим способом, прокатывая их через стальные вальцы.

После предварительной шлифовки клинок нагревали до определенной температуры, определяя ее по цвету раскаленного металла, и затем остужали в масле. После клинок вновь нагревали,

но уже до более низкой температуры, выдерживали в свинцовой бане и давали остыть для уменьшения внутреннего напряжения металла. Затем к клинку приделывался хвостовик — короткий выступ, на котором крепилась рукоять; его или приваривали к клинку, или формовали из его оконечности.

Теперь клинок был готов для окончательной шлифовки и полировки. Это делалось на шлифовальных кругах, соединенных приводными ремнями с колесом, вращавшимся силой водного потока. Рабочий обычно лежал на скамейке позади колеса, удерживая обернутый тряпкой клинок под нужным углом к поверхности колеса.

Читайте также:
Елочные украшения и игрушки своими руками

Таким образом клинок последовательно шлифовался на кругах со все более тонким зерном, и в завершение полировался до зеркального блеска. Иногда клинок после этого подвергался травлению кислотой или золочению. Легкий голубой оттенок на некоторых клинках, вероятно, появлялся благодаря особой обработке химическим способом или выдерживанию в свинцовой бане.

Некоторые виды холодного оружия (в первую очередь это относится к шпагам) воспринимались, прежде всего, как парадные и служили декоративным дополнением к костюму. Они украшались соответственно. Самой красивой их частью был эфес. Эфесы отливали из драгоценных металлов, причем каждый элемент отливался отдельно, в особой форме.

Эфес типичной декорированной шпаги XVII—XVIII веков состоял из гарды, чашки, поперечины и деревянной рукояти, обмотанной проволокой. Если детали эфеса делались из драгоценных металлов или латуни, их отливали в формах, состоявших из двух половин. После отливки

эфесы практически всегда обрабатывались напильниками и резцами; поверхность, предназначенная для нанесения узора, матировалась специальным чеканом. Изучая отлитые из латуни эфесы, можно заметить, что одна и та же форма использовалась неоднократно, вплоть до полного износа, следы которого видны на некоторых из них.

Некоторые прекрасные эфесы сделаны из железа и стали. Скорее всего, обработка напильником, резцами и пробойником производилась на мягком железе, которое по завершении обработки прокаливали с углем для превращения железа в сталь. При нанесении ажурных насечных узоров и декора мастер должен был работать осторожно, чтобы украшение не пошло во вред функциональному назначению шпаги. Поэтому декор оружия обычно ограничивался неглубокой узорной резьбой, а более глубокую насечку наносили лишь на самые крупные детали эфеса.

До нас дошло очень небольшое число шпаг с эфесами из золота. Самые ранние из них хранятся в королевских арсеналах в Дрездене и Вене. Их обычно отливали и затем обрабатывали резцами; некоторые украшались эмалью и драгоценными камнями. Если использовались такие материалы, как фарфор или черепаший панцирь, украшением эфесов занимался ювелир. Из сохранившихся серебряных эфесов часть имеет гладкую поверхность, другие же покрыты рельефными или ажурными узорами в стиле рококо.

В конце XVIII века возникла мода на эфесы из блестящей полированной стали, украшенные заклепками с граненой шляпкой. Их делали в мастерской Мэттью Боултона в Бирлингеме, в Англии. Но самые изысканные и сложные стальные эфесы делали скульпторы и медальеры; некоторые из них, например Готфрид Лейгебе, скульптор, медальер и чеканщик монет курфюрста Саксонии, подписывали свои работы.

Многие эфесы украшались накладными деталями и инкрустацией. Из самых распространенных видов накладных декоративных элементов можно назвать серебряные листы с гравировкой; из наиболее популярных видов инкрустации — технику, известную в Европе как damascening. Этот термин объединял две различные техники инкрустации стали драгоценными металлами.

В первой из них узор для последующей инкрустации вырезался на поверхности стали штихелем особой формы, который оставлял в металле рез с сечением, напоминающим ласточкин хвост (расширявшийся по мере углубления в толщу металла). В этот рез помещали золотую или серебряную проволоку и вколачивали ее так, что она принимала форму реза и прочно удерживалась в нем.

В некоторых случаях проволока рельефно выступала над поверхностью металла; иногда ее вколачивали в рез заподлицо. В завершении процесса проволока окончательно отделывалась и полировалась. Такая инкрустация была прочной и долговечной, но очень дорогостоящей, так как для нее требовалось немалое мастерство гравера и значительное количество драгоценного металла. Поэтому эфесы, украшенные в такой технике, встречаются очень редко.

Читайте также:
Чистка золотых украшений с бриллиантами в домашних условиях

Гораздо более распространена была относительно простая техника всечки. В этом случае стальную поверхность сначала воронили обжигом или химическим способом, затем на участке, предназначенном для всечки, острым штихелем наносили тонкие и глубокие пересекающиеся линии. К обработанной таким образом поверхности прикрепляли тонкую проволоку либо тонко раскатанные листочки из золота или серебра, которые удерживались благодаря сцеплению мягкого драгоценного металла с насечками на стали. Затем изделие полировали. Хотя для этой техники требовалось меньше инкрустирующего металла, она имела существенный недостаток — нанесенный таким образом металл легко изнашивался и повреждался.

Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 76 (май 2010), стр.76

Источник: antiqueland.ru

Человек занимающийся изготовлением различных изделий

Ответы на вопрос Человек занимающийся изготовлением различных изделий

  • Гледичия — Южное декоративное дерево семейства цезальпиниевых; древесина идет на изготовление столярных изделий 8 букв
  • Коралл — Известковый скелет некоторых видов морского кишечнополостного животного- камень красного, розового или белого цвета, используемый для изготовления различных поделок и украшений 6 букв
  • Фаянс — Белая или цветная масса из особых сортов глины с примесью гипса и некоторых других веществ, идущая на изготовление керамических изделий 5 букв
  • Плетение — Способ изготовления различных материалов: нитей, растительных стеблей, волокон, коры, прутьев, корней и другого подобного мягкого сырья, имеющегося в распоряжении ремесленника 8 букв
  • Шликер — Влажная масса из силикатных материалов (в изготовлении керамических изделий) 6 букв
  • Филигрань — Изготовление художественных изделий, видом напоминающих плетеное кружево из тонкой крученой металлической нити- золотой, серебряной и т. п.- как разновидность ювелирной техники 9 букв
  • Фильдекос — Гладкая крученая хлопчатобумажная пряжа с шелковистым оттенком, идущая на изготовление трикотажных изделий 9 букв
  • Ювелир — Мастер по изготовлению драгоценных изделий 6 букв
  • Марказит — Минерал класса сульфидов, являющийся сырьем для получения серной кислоты, а также используемый для изготовления различных украшений; лучистый колчедан 8 букв
  • Янтарь — Ископаемая смола, минерал класса органических соединений. Используется для изготовления ювелирных изделий, лекарств. Имеет много поэтических названий 6 букв
  • Шорник — Специалист по изготовлению кожаных изделий 6 букв
  • Экструзия — Метод изготовления профилированных изделий из пластмасс и резин выдавливанием размягченного материала через профилирующее отверстие 9 букв
  • Экструзия — Способ изготовления профилированных изделий большой длины из пластмасс и резин выдавливан. размягчен. материала через отверстие определен. сечен 9 букв
  • Целлулоид — Пластическое легковоспламеняющееся вещество из нитроцеллюлозы и камфары, применяющееся при изготовлении галантерейных изделий, игрушек, кино- и фотопленок и т. п 9 букв
  • Кондитер — Специалист по изготовлению мучных изделий 8 букв
  • Стеклодув — Специалист по изготовлению стеклянных изделий дутьем 9 букв
  • Чугун — Сплав железа с углеродом, более хрупкий и менее ковкий, чем сталь, служащий для переработки в сталь и для изготовления литых изделий 5 букв
  • Фаянс — Материал для изготовления керамических изделий 5 букв
  • Аметист — Фиолетовый минерал, применяемый для изготовления ювелирных изделий 7 букв
  • Филигрань — Техника изготовления художественных изделий, напоминающих по виду плетёное кружево 9 букв

Источник: wordparts.ru

История Танто, от прошлого к современности

История Танто, от прошлого к современности

Культура Японии, в силу особенностей исторического развития — долгой обособленности и закрытости от мира, даже и теперь, в эпоху глобализации и размытости границ, по прежнему остается для многих загадочной непонятной и очень — очень «другой».

Японские мечи

Японские клинки как часть культуры также является интереснейшим объектом для изучения. Тем более, в Стране восходящего солнца, помимо чисто утилитарного назначения, оружие является предметом эстетическим.

Меч, священный символ самураев, ведет свою историю с периода Хейан, когда окончательно сформировался и достиг своего расцвета класс профессиональных воинов, а лук и копье потеснились для нового снаряжения. «Душа самурая» была призвана «уничтожать все, что стоит на пути обладателя и противится его воле, равно как и подавлять непроизвольные эмоции, порожденные инстинктом самосохранения».

Читайте также:
Как получить украшения в поле

Искусство создания клинка было и остается именно искусством в высоком смысле слова, а мастера-оружейники были творцами, но не ремесленниками. Существуют списки древних кузнецов, самое раннее упоминание в которых датируется началом восьмого века в правление императора Тайхо. Кроме того, об уважении к мастеру говорит и тот факт, что фамильные имена, выбитые на хвостовиках мечей, в случае укорачивания устаревшего меча, переносились на новый хвостовик.

Кузнецы часто занимали высокое общественное положение. В истории имеет место случай, когда император отрекся от престола ради изучения ремесла оружейника. Поступок Го-Тоба способствовал появлению первых школ оружейников, лучшими из которых признаны школы в провинциях Ямасира и Бидзен.

Финал Второй Мировой войны также внес свою лепту по отношению к древнему объекту поклонения. После капитуляции производство всех типов мечей было запрещено, имевшиеся подлежали изъятию. Однако чрезмерное усилие со стороны противника в конечном итоге даже в чем-то сослужило добрую службу прославленным катана, вакидзаси и им подобным.

На сегодняшний день изготовлением высококачественных мечей в Японии занимаются всего около трехсот сертифицированных мастеров, их изделия признаны национальным наследием и подлежат лицензированию. Вывести подобный новодел из Японии в частную коллекцию после многих хлопот и затрат возможно, а вот истинно древний клинок с клеймом признанного мастера — невозможно. Таким образом искусство создания холодного оружия получило дальнейший толчок к развитию как внутри страны, где мастера работают над возрождением древних традиций, так и за пределами Японии, потому что все неизведанное и запретное манит сильнее.

Собственно танто

В классификации японских клинков не последнее место занимает Танто, часто ошибочно называемый ножом. Между тем само название составленное двумя иероглифами соответственно звучащими как тан и то, переводится как «короткий меч», чем по сути он и является.

История этого «ножа» знала и взлеты, и падения, что обуславливалось историческими событиями — постоянными сменами настроений с более милитаристских на менее и обратно.

Рождение танто относят к периоду Хейян (794 — 1185 г. н. э.). Оружие этой эпохи носило чисто утилитарный характер, и первые мечи-ножи выглядели грубо, однако уже в раннем периоде Камакура танто становится предметом высокого искусства. Именно к этому периоду относятся самые известные клинки, изготовленные мастером Ёсимитсу. Образцы этой эпохи отличаются не только высокими боевыми, но и художественными качествами.

Филигранная работа над внешним видом объясняется тем, что художественный вид рукояти, цубы и ножен давал его владельцу возможность продемонстрировать свой достаток и вкус, поскольку воины не имели права носить иных украшений, а малый меч и танто практически всегда, за исключением наиболее важных дворцовых церемоний, оставались при хозяине. Длинные мечи, согласно этикету, полагалось оставлять у входа в любой чужой дом.

Особенно ярко художественное декорирование клинков выдвинулось на первый план после указа о запрещении ношения оружия простолюдинами. К этому же моменту (1588 г.) относится разделение оружейных мастеров на тех, кто продолжал изготавливать собственно клинки и тех, кто занимался изготовлением оправы и украшением оружия, порой доходя до ювелирного искусства. По внешнему виду мечей, носимых самураем (а все оружие старались декорировать в едином стиле – орнамент ножен, цубы и других деталей различались лишь размером), можно было сказать, к какому клану он принадлежит.

Особенности

Длина танто, как правило, варьируется в пределах от 15 до 30 см, что как раз меньше одного сяку; в случае, если длина больше, мы уже имеем дело с другим малым мечом — вакидзаси.

Читайте также:
Вариант украшение торгового зала к новому году

Различаются танто и по стилю изготовления — с ребром жесткости (мороха-дзукури) и без него (хира-дзукури). Встречаются также трехгранные танто для ближнего боя — подобный клинок отлично пробивал доспех противника в тесной схватке. Чаще всего встречаются односторонне заточенные танто, реже обоюдоострые, вследствие чего танто иногда называют самурайским кинжалом. Особая форма острия — выдающаяся вперед грань, выгнутая и скругленная, позволяет при движении вперед не столько прокалывать, сколько прорезать препятствие, что значительно уменьшает изначальное усилие.

Танто изготавливался из пористого железа, имея характерный хамон, съемную рукоять, крепящуюся к хвостовику бамбуковой шпилькой, а также съемную гарду — цубу. Эти детали опять же указывают на принадлежность танто к мечам, а не к ножам. (В качестве ножа использовался когатана, носимый в пару к танто.) Процесс изготовления танто был аналогичен процессу ковки катана.

Путаница с термином «нож», возможно, отчасти вызвана тем, что танто по своим качествам соответствует требованиям предъявляемым к боевому ножу: не круглое, а скорее яйцеобразное сечение рукояти, чтобы рука чувствовала положение лезвия; ширина клинка (до 3 см) и его длина (до 30 см) — достаточные для ведения ближнего боя и не настолько велики, чтобы легко выбить оружие из руки; наличие небольшой гарды, не позволяющей кисти соскочить на лезвие при ударах. Высокая твердость клинка как уже упоминалось, позволяла пробивать довольно толстую броню противника (на данный момент боевые ножи подобной твердости способны проникать сквозь кевларовый жилет). Сбалансированный вес позволяющий делать быстрые проникающие удары. Однако, повторимся — танто — меч.

Танто вчера и сегодня

Изначально танто использовали в качестве дополнительного клинка для добивания раненых, обезглавливания, оружия ближнего боя, когда невозможно применение меча и церемонии сэппуку. В последнем случае танто служил владельцу верную службу еще и тем, что позволял провести церемонию максимально эстетично и быстро — длина клинка исключала возможность задеть позвоночник.

В основном танто использовались в среде самураев, однако носить его могли и доктора, и торговцы — в качестве оружия самозащиты. Здесь, правда, следует отметить, что сам термин «оружие самозащиты» не слишком корректен — если человек намерен только защищаться, он лишь оттягивает момент поражения, но это уже тема отдельной статьи.

Носили танто и женщины, разумеется, принадлежавшие к высшему свету. Женский вариант танто именовался кайкэн. Носили его за поясом оби. Последний защитник чести применялся как средство «самозащиты» и для самоубийства для спасения чести. Иногда танто носили вместо малого меча в паре дай-сё — большой и малый мечи, выполненные в едином стиле.

На сегодняшний день увидеть танто можно во время проведения свадебных церемоний, а также в качестве тренировочного оружия (деревянный или пластиковый муляж) в Айкидо, Дзюдо и Каратэ.

Как мы упоминали в начале статьи, закрытость Японии вызывала и вызывает интерес к восточной эстетике. К сожалению, зачастую интерес этот часто поверхностный, благодаря чему в любой стране мира можно приобрести «настоящий японский нож танто», на проверку оказывающимся чем-то отдаленно похожим и даже близко не стоявшим по рабочим качеством с оригиналом.

Следует помнить, что танто прежде всего — форма клинка, вырабатывавшаяся не одно столетие и доведенная до логического совершенства. И справедливости ради надо сказать, что среди современных производителей есть приятные исключения, детища которых вполне могут именоваться последователями классического танто, ради создания которого и от престола отрекались.

На данный момент тип профиля клинка танто, сделанный из современных качественных материалов, возможно приобрести и в складном варианте.

Источник: knife-mag.ru

Рейтинг
Загрузка ...