Лента украшений из фигур или орнамента на античных храмах

1. Амфора 1. Сосуд с набальзамированными внутренностями фараонов.

2. Сосуд с широким горлышком и одной вытянутой ручкой.

3. Глиняный сосуд с узким горлышком и двумя ручками.

2. Акрополь 1. Верхний укрепленный город; цитадель.

2. Храм, посвященный богу Зевсу.

3. Храм, посвященный богине Афине.

3. Античность 1. Эпоха Древней Греции и Древнего Рима с ее культурой,

искусством и т.д.

2. Эпоха средневековой Индии.

3. Эпоха расцвета древнеегипетской культуры.

4. Амфитеатр 1. Зрительный зал для театра, стадиона; в плане представляет

2. Зрительный зал для театра, стадиона с дугообразно

расположенными ступенчатыми рядами.

3. Возвышение для сожжения жертвоприношений богам.

5. Музы 1. Покровители различных природных стихий: Зевс,

Посейдон, Аполлон и т.д.

2. Покровительницы какого-либо вида искусства, науки:

Каллиопа, Мельпомена, Талия, Терпсихора, Эвтерпа,

Эрато, Полигимния, Клио, Урания.

ЧТО ЗА СТРАННЫЕ СКУЛЬПТУРЫ НА ГОТИЧЕСКИХ ХРАМАХ

3. Покровители различных природных стихий: Атум, Шу,

Тефнут, Сет, Осирис.

6. Капитель 1. Расширенная нижняя часть колонны.

2. Скульптурное изображение обнаженного юноши – атлета.

3. Украшенная верхняя часть колонны, на которую опирается

7. Ордер 1. В архитектуре система несомых и несущих частей здания.

2. В архитектуре система несомых частей здания.

3. В архитектуре система несущих частей зданий.

8. Портик 1. Открытый дворик, часть греческого дома.

2.Выложенный из камней закругленный потолок,

соединяющий стены сооружения.

3. Галерея на колоннах; чаще всего перед входом в здание.

9. Стереобат 1. Перекрытие античного храма, включающее в себя

архитрав, фриз, карниз.

2. Основа античного храма; несущая деталь.

3. Несущая деталь античного храма, включающая в себя базу,

10. Фриз 1. Передняя, парадная сторона античного здания, храма.

2. Углубление в стене.

3. Лента украшений из фигур или орнамента на античных

II. Дайте обоснованные ответы на следующие вопросы «4»

1. Предложите свою версию отличий обучения в афинских гимназиях в Ликее от современного обучения в школах, гимназиях, лицеях.

2. В конце XIX – начале XX вв. раскопки археологов Греции и на о. Кипре приоткрыли для нас полусказочный мир античности. Английский археолог Артур Эванс работал в Кноссе (древнем городе Крита), где обнаружил остатки обширного дворца, состоящего из комплекса построек подобных лабиринту. Расположены постройки причудливо: на разных уровнях, соединяются они сложной системой лестниц и коридоров; некоторые постройки уходят под землю; свет проникал в них через световые колодцы. Одни помещения освещались ярче, другие были погружены в полумрак; неравномерность освещения создавала эффект таинственности.

В каком из мифов Древней Греции можно обнаружить подобное описание дворца? Чем для современных археологов являются мифы Древней Греции?

III. Дайте обоснованные ответы на следующие вопросы. «5»

Античные ордеры

1. Архитекторы современности часто при проектировании зданий используют греческую ордерную систему. Какие здания в г. Кургане выстроены в традициях греческой ордерной системы?

2.Выясните, какие ошибки допущены в представленном тексте. Выпишите их.

(Текст по выбору студента).

Однажды Персефона вместе с подругами собирала на лугу цветы. Вдруг разверзлось небо, появился Зевс на запряженной четырьмя конями колеснице и подхватил Персефону (юную и прекрасную), умчал ее в свое небесное царство. Мать Персефоны Афродита, покинув Парнас, всюду безуспешно искала дочь. В отчаянии богиня перестала заботиться о хорошей погоде: на земле наступил голод, всему живому грозила гибель. Тогда Гор призвал к себе Зевса и повелел вернуть Персефону матери.

Но прежде чем исполнить приказ громовержца, Зевс дал Персефоне проглотить несколько пшеничных зерен, так как пшеница считалась символом брака. С того времени Персефона стала властительницей небесного царства и не могла навсегда покинуть супруга. Вняв мольбам Афродиты, боги решили, что Персефона будет проводить две трети года на земле с матерью, а одну треть года – на небе с Зевсом. Уход и возвращение Персефоны, богини солнца, по представлениям древних влекли за собой смену времен года.

Читайте также:
Маленькие цветочки для украшения как называется

Музы – дочери Осириса, покровительницы поэзии, искусства и войны. Музы обитали на горе Олимп, у подножия которой был Кастальский ключ.

У каждой музы свои атрибуты. Так, Каллиопа, как муза трагедии, изображалась с навощенной дощечкой и пером для письма. Клио – муза танца, поэтому ее атрибуты – свиток пергамента или скрижаль. Мельпомена – муза эпической поэзии, у нее в руках смеющаяся маска. У Полигимнии, музы лирической поэзии, атрибут – скрипка.

У Талии – музы комедии – космическая маска. Терпсихора – муза войны, изображалась властительницей. Астрономия тоже имела свою музу – Уранию, атрибут которой солнце. У музы трагической поэзии Эвтерпы – орган и, наконец, у музы любовной поэзии Венеры – маленькая флейта.

Предводителем муз был Аполлон Гелиосский – бог света солнца, покровитель искусств и войны.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Основные значения орнаментов в архитектуре Античности

Греческий орнамент, знакомый без преувеличения всем: его гравируют на украшениях и посуде, украшают им вазы, одежду и постройки.

Греческие орнаменты

Рис. 1. Греческие орнаменты

Пожалуй, самым знаменитым и узнаваемым греческим орнаментом является меандр — непрерывная лента, состоящая из прямых углов.

Что касается трактовок орнамента, то меандр вызывал у древних множество ассоциаций. Согласно одной теории, он символизировал вечность, постоянное движение, течение жизни, а прямые линии и углы — добродетель. А по другим версиям меандром и вовсе задабривали богов. Для многих меандр стал символом божественного поражения, того, что смертный все- таки может противостоять богам и даже победить их. Меандр — символ того, что можно совершить невозможное!

Меандр

Рис. 2. Меандр

Античный орнамент с меандром в архитектуре

Характерный для Греции античный узор на керамических плитках, украшавший здания: двойная плетенка, соединяющая горизонтальную линейную спираль, символическая раковина, пальметта, ионики, бусы, акант.

Античные орнаменты. Левый столбец (сверху вниз)

Рис. 3. Античные орнаменты. Левый столбец (сверху вниз): меандр, «бегущая волна», плетенка, жемчужник.

Правый столбец (сверху вниз): бусы, акант, ионики, пальметты

На многих греческих изделиях и памятниках изображена спираль — один из ярких примеров древнего орнамента. Но это не просто замысловатый рисунок, а символ с особым смыслом, которым греки наделяли, кажется, абсолютно все. Спираль у них ассоциировалась с развитием и движением, она была символом жизни. Интересно, что древние греки воспринимали орнамент спирали, если она раскручивалась по часовой стрелке, как атрибут Афины, а если раскручивалась против часовой стрелки, — Посейдона. А в некоторых трактовках в раковине спирали виделся образ Вселенной, в ее центре — пуп Земли.

Спираль

Рис. 4. Спираль

В качестве примера использования спиралевидных орнаментов в архитектуре можно взять фрагменты ионических колонн, например, Эрехтейона. В античности их воспринимали как образец изысканности. В ионических капителях и можно увидеть те самые спиральные орнаменты — такие завитки называют волютами. Но в древнегреческой архитектуре существовали также обегающие и S-образные спирали

Для античности характерен еще один любопытный орнамент — акант. Свое название он получил по аналогии со средиземноморским растением акантом (Acanthus mollis), и необычная форма его листьев лежит в основе орнамента, заимствованного у самой природы. Акант можно встретить на капителях, карнизах, фризах. Для Коринфского ордера украшение капители листьями аканта было характерной чертой.

Читайте также:
Технология украшений из продуктов

Акант

Рис. 5. Акант

Кому пришло в голову использование аканта как орнамента? Оказывается, за этим стоит легенда из жизни архитектора Каллимаха. Прогуливаясь по кладбищу, он заприметил могилу девушки, а на ней — корзину с личными вещами, которую оставила здесь кормилица. Буйный акант обвил корзину, и Каллимах перенес увиденное на капители Коринфского ордера. Впоследствии ордер получил название девичьего и отличался от Ионического, более «мужского».

Еще одним растительным орнаментом в греческом искусстве позже становится пальметта — веерообразное изображение пальмового листа. Она появляется под влиянием Востока — впервые такой мотив рождается в Египте, откуда распространяется на Крит. Пальметта позволила грекам разнообразить привычные орнаменты и даже заменила меандр. Обладая богатством декоративных возможностей, она придала выразительность, но изначально не таила в себе особого смысла. Орнамент часто использовали в оформлении надгробий, декорировании карнизов и колонн.

Конечно, греки не бездумно скопировали пальметту. Они считали пальмовый лист слишком громоздким, стилизовали орнамент и добавляли завитки, напоминающие виноградные усики. В результате — восточная пальметта в Греции принимает грациозный вид и занимает почетное место среди прочих традиционных орнаментов.

Пальметта

Рис. 6. Пальметта

В античном орнаменте Древней Греции присутствовали и грифоны, сфинксы, полулюди/полузвери из древних мифологий, однако такие изображения чаще встречаются в декоре строений архаичного периода. Античный орнамент в римском зодчестве пополнился театральными мотивами, гротеском.

В античном узоре у римлян появились музыкальные инструменты, маски, факелы, военная атрибутика, ленты, плоды. Символизм орнамента Древней Греции перерастает в декоративное искусство. Основным элементом в римском орнаменте оставался греческий аканф (акант), соединенный с линейной спиралью. Орнамент строился по горизонтали, нередко в центре завитков узора располагался распустившийся цветок, фигура животного, вплетая новые, реалистические изображения в канву древнего орнамента. Присутствие в римском античном узоре меандра, пальметты, спирали, волны, взятых из греческого орнамента, привело к тому, что многие украшения на римских зданиях получили название «греко-римские».

Грифон

Рис. 7. Грифон

В современном строительстве, особенно там, где присутствуют элементы римского зодчества, нередко используются античные узоры, которые поддерживают выбранное стилевое направление. Для составления узора, украшающего здание, нередко пользуются изготовленными из современных материалов объемными изображениями, создавая вариации на темы античного орнамента.

Античный храм

Рис. 8. Античный храм

Античная колонна в Древней Греции олицетворяла силу и стойкость возвышенной души греков. Свое происхождение колонна ведет от деревянного столба, который в последствии в строительстве был заменен на каменный. Колонны выполняют конструктивные несущие функции, поддерживая балки перекрытий. Древние сооружения с дорическими колоннами были вытянуты в длину.

Диаметр древних колонн был велик, расстояние между колоннами — небольшое. Эти соотношения усиливали монументальность и основательность здания. Затем пропорции были изменены в сторону уменьшения диаметра и увеличения высоты колонн: в сооружениях Коринфа времен архаики (540-е гг. до н. э.) отношение диаметра к высоте составляет 1:4; в Пропилеях в Афинах (V в. до н. э.) оно становится 1:5; а в 300-е гг. до н. э. — 1:6,5 (святилище Немей).

Дорическая колонна устанавливается без площадки стилобата. Ионическая колонна устанавливается на цоколь. В ионическом стиле античная колонна выступает не только как опора (в отличие от дорической), но и как декоративный элемент. Античная колонна в коринфском стиле была наиболее сложной и декорированной, и в греческой архитектуре встречалась нечасто — ее больше использовали в Древнем Риме. В Греции эти колонны украшали, например, внутренние пространства Фимела в Эпидавре, построенном в IV в. архитектором Поликлетом Младшим.

Виды античных колонн

Рис. 9. Виды античных колонн

В свою очередь символы греческой мифологии зачастую примеряются в качестве фразеологизмов, устойчивых аллегорий или даже религиозных отсылок. Так, Лернейская гидра символизирует зло, которое очень трудно победить, и оно возрождается раз за разом. А крылатый конь Пегас — символ чистоты и возвышенности помыслов, иногда — символ поэтов, фантазии и творчества.

Читайте также:
Женское нагрудное украшение башкир как называется

То есть даже сами названия греческих символов прочно укоренились в современном обществе, пережив тысячелетия и не изменив своего значения. К примеру, буква «Л» на щите спартанцев (обозначающая подконтрольный Спарте регион — Лакедемон) и сам щит (гоплон) стали символами мужества, отваги и неотступности. Ведь трудно найти человека, который не знает выражения «со щитом или на щите». А это боевой клич спартанской армии.

Стоит отметить, что рисунки греческих символов всегда точны, хотя и метафоричны. Трезубец — символ Посейдона, позже — символ власти как таковой. Стилизованный шлем греческого гоплита — символ воина. Сфинкс (существо с человеческой головой, телом льва и крыльями орла) обозначает мудрость и тайну.

То есть для рисунков греческих символов не нужен контекст, они — однозначны, хотя и образны. Именно их универсальность и семантическая простота определили их популярность.

В то же время античная наука и религия — это фундаментальные элементы одной из наиболее развитых культур древнего мира. Многие научные и религиозные базисы, которые воплощаются в десятках верований и сотнях научных принципов, были открыты древними греками. Пифагор, Архимед, Демокрит, Эвклид — даже ребенок знает эти имена, и знает, чем они заслужили свое место в мировой истории. Поэтому греческие символы и их значения так важны. Важно знать их, понимать и уметь использовать, ведь фактически — это универсальный язык.

Источник: studme.org

Греческий орнамент: эволюция от меандра до пальметты

Моя Греция

Древнегреческое искусство, до сих пор удивляющее своим совершенством, гармонично во всём. Даже детали были продуманы до мелочей. Как пример — греческий орнамент, знакомый без преувеличения всем: его гравируют на украшениях и посуде, украшают им вазы, одежду и постройки. А современные греки, не забывшие корни, с гордостью наносят орнамент на сувениры в качестве элемента национальной культуры. Какие примеры орнаментального искусства наиболее известны и что же все эти символы означают?

Греческие орнаменты

Греческий орнамент меандр

Пожалуй, самым знаменитым и узнаваемым греческим орнаментом является меандр — непрерывная лента, состоящая из прямых углов. Его находили ещё на предметах времён палеолита и неустанно думали над версиями происхождения этого символа. Считается, что название дали по ассоциации с одноимённой извилистой рекой в Малой Азии. Однако река наверняка не была так уж широко известна в Древней Греции. Поэтому мне больше нравится более распространённая у греков легенда о происхождении меандра.

Пилеас и Фетида — как появился меандр

Как говорит древний миф, когда-то царь города Фтия Пилеас увидел, как в лунном свете танцевала прекрасная богиня Фетида в сопровождении речных нимф. Фетиде, согласно пророчеству Прометея, было суждено выйти замуж за смертного, чтобы не родился бог, который свергнет всемогущего Зевса с его престола.

Влюблённый в божественную красоту Пилеас страдал и не знал, как подступиться к богине — ведь он всего лишь простой смертный! За советом он пошёл к мудрому кентавру Хирону, и тот надоумил его, как завоевать Фетиду. Царь должен крепко обхватить её стан и не отпускать, что бы не происходило и какие бы облики змей и чудовищ не принимала богиня, Хирон научил его этому мертвому захвату, который очень трудно побороть. Сцена борьбы Пилеаса и Фетиды хорошо показана на древнем краснофигурном керамическом сосуде (конец 6 — начало 5 века до н.э.), хранящемся в археологическом музее Берлина, обратите внимание на руки:

Читайте также:
Как сделать розочки для украшения торта

Как появился меандр

Что касается трактовок орнамента, то меандр вызывал у древних множество ассоциаций. Согласно одной теории, он символизировал вечность, постоянное движение, течение жизни, а прямые линии и углы — добродетель. А по другим версиям меандром и вовсе задабривали богов. Для многих меандр стал символом божественного поражения, того, что смертный все-таки может противостоять богам и даже победить их. Меандр — символ того, что можно совершить невозможное!

Геракл побеждает Тритона с помощью захвата меандр (картина на щите, 6 век до н.э.)

Геракл побеждает Тритона с помощью захвата меандр (картина на щите, 6 век до н.э.)

Но самой «приземлённой» трактовкой всё же остаётся сравнение с рекой Меандр, ведь её извилистые берега и течения повторяют цикличный орнамент с прямоугольными элементами.

Меандр веками остаётся самым распространённым и одновременно самым таинственным греческим орнаментом. В древности ремесленники украшали им изделия, постепенно усложняя и придумывая новые вариации. Постепенно орнамент приобрёл двойные и даже тройные волны. Судя по количеству видов меандра, древние художники негласно соревновались — кто же сочинит более совершенный орнамент?

И сейчас меандр сопровождает человечество: постепенно из украшений на вазах и постройках он перебрался на одежду европейских модниц, а сейчас красуется на логотипе Versace и нередко встречается как украшение интерьера. Чтобы увидеть древние примеры использования меандра, далеко ходить не придётся. Оказавшись в Греции, достаточно заглянуть в любой археологический музей, где хранится найденная археологами посуда, камни с высеченным на них меандром, фрагменты зданий.

Спираль

На многих греческих изделиях и памятниках изображена спираль — один из ярких примеров древнего орнамента. Но это не просто замысловатый рисунок, а символ с особым смыслом, которым греки наделяли, кажется, абсолютно всё. Спираль у них ассоциировалась с развитием и движением, она была символом жизни. Интересно, что древние греки воспринимали орнамент спирали как атрибут Афины (если она раскручивалась по часовой стрелке) или Посейдона (против часовой стрелки). А в некоторых трактовках в раковине спирали виделся образ Вселенной, в её центре — пуп Земли.

Меандр и спираль

Меандр и спираль

В качестве примера использования спиралевидных орнаментов в архитектуре можно взять фрагменты ионических колонн, например, Эрехтейона. В античности их воспринимали как образец изысканности. В ионических капителях и можно увидеть те самые спиральные орнаменты — такие завитки называют «волютами». Но в древнегреческой архитектуре существовали также обегающие и S-образные спирали.

Акант

Для античности характерен ещё один любопытный орнамент — акант. Своё название он получил по аналогии со средиземноморским растением акантом (Acanthus mollis), и необычная форма его листьев лежит в основе орнамента, заимствованного у самой природы. Акант можно встретить на капителях, карнизах, фризах. Для Коринфского ордера украшение капители листьями аканта было характерной чертой.

Греческий орнамент акант

Греческий орнамент акант (нижние ряды)

Кому пришло в голову использование аканта как орнамента? Оказывается, за этим стоит легенда из жизни архитектора Каллимаха. Прогуливаясь по кладбищу, он заприметил могилу девушки, а на ней — корзину с личными вещами, которую оставила здесь кормилица. Буйный акант обвил корзину, и Каллимах перенёс увиденное на капители Коринфского ордера.

Впоследствии ордер получил название «девичьего» и отличался от Ионического, более «мужского». По иным версиям акант вырастал на могилах героев, символизируя собой жизнелюбие и силу.

Кроются ли истоки в легенде или просто в красивой и изящной форме аканта, но растение стало любимым для античных архитекторов. Сейчас примеры использования этого орнамента можно увидеть в афинском Храме Зевса, на капителях афинской Агоры, оставшихся от колонн, и на библиотеке Адриана.

Пальметта

Ещё одним растительным орнаментом в греческом искусстве позже становится пальметта — веерообразное изображение пальмового листа. Она появляется под влиянием Востока — впервые такой мотив рождается в Египте, откуда распространяется на Крит. Пальметта позволила грекам разнообразить привычные орнаменты и даже заменила меандр. Обладая богатством декоративных возможностей, она придала выразительность, но изначально не таила в себе особого смысла. Орнамент часто использовали в оформлении надгробий, декорировании карнизов и колонн.

Читайте также:
Как назвать украшения ручной работы

Греческий орнамент пальметта

Греческий орнамент пальметта

Конечно, греки не бездумно скопировали пальметту. Считая пальмовый лист слишком громоздким, они стилизуют орнамент и добавляют завитки, напоминающие виноградные усики. В результате восточная пальметта в Греции принимает грациозный вид и занимает почётное место среди прочих традиционных орнаментов.

of your page —>

18 Responses to Греческий орнамент: эволюция от меандра до пальметты

Орнамент любой страны хранит в себе исторический смысл. Мы не всегда его знаем. Мне нравятся греческие орнаменты, но не знала, как они назывались. А спираль у меня ассоциировалась с волной. Ведь Греция — морская страна.

Меандр — красивое название. Я его как-то вывязывала на жилете, но не знала, что есть такое название. Спасибо, было очень интересно!

Да, меандр самый распространённый орнамент. А спираль и мне напоминает волну)
Ольга А 17.05.2015

О, да! Все эти орнаменты нам хорошо известны, хоть мы живем в разных странах! Интересно, что у разных видов орнамента есть собственные названия. А меандр, действительно, встречается очень часто, по нему сразу узнаешь греческие мотивы! Спасибо Елене за внимание к таким интересным «мелочам» !

Оля, собственные названия говорят о происхождении орнамента. Этот самый акантос, например, растет повсеместно в Греции, и в Халкидики его много. Я писала про древний город Акантос — он так и назван был, потому что эти кусты везде росли))

Ксения 17.05.2015

Спасибо, Елена, за познавательную статью. Разглядела на привезенных в прошлом году из Греции сувенирах описанные Вам элементы! С нетерпением жду новой поездки в эту замечательную страну.

Спасибо, Ксения! Сувениры без орнаментов вообще трудно встретить, по-моему — там их используют на всю катушку

Ольга 17.05.2015

А у меня меандр на декоративных подушках и в качестве «акантоса» на ковре по всему периметру. Очень познавательно было узнать историю всех этих узоров, спасибо автору за интересную статью. К своему стыду, считала это египетским узором…

Ирина 17.05.2015

У меня меандр на полотенцах. Еще есть кольцо с таким орнаментом, купила его в свой первый приезд в Грецию в 1993 году. До сих пор ношу с удовольствием. Всегда очень нравился этот узор.

У каждого народа свой орнамент. Я, к сожалению, только сейчас стала интересоваться, например, народными орнаментами Белоруссии. Оказалось, что тут тоже есть свои каноны и традиции. Греческий орнамент ни с каким другим не спутаешь, особенно, когда видишь непрерывную ленту,состоящую из прямых углов — меандр. Спасибо,Лена, за древние легенды, объясняющие происхождения орнаментов.

В Греции, по-моему, все так или иначе связано с богами. В детстве я зачитывалась мифами древней Греции.

Я никогда не придавала особого значения орнаментам, нравится или не нравится, а если взглянуть на них с глубины веков, как же все интересно. У меня нашлись и дома забавные вещицы с греческими орнаментами, очень красивыми, Человек, где родился и долго прожил, для него орнаменты этой страны близки и легко узнаваемы, а греческие орнаменты имеют свою расшифровку, все связаны с Богами, с историей. Очень интересная статья, познавательная и интересная.

Елена 18.05.2015

Очень интересная подборка, раскрывающая историю народа. Мне всегда интересно докапываться до сути — море удовольствия от таких познаний получаю.

Людмила Сатретдинова 18.05.2015

У каждого народа свои орнаменты: я как-то читала о русских орнаментах, там в каждом узоре находится информация, особо много узоров — оберегов.

Источник: elramd.com

Рейтинг
Загрузка ...