Майолика зародилась в Древнем Египте, перейдя оттуда в Мавританию. Она находилась на землях современной Испании. Меж Мавританией и Египтом активно велась торговля. Так майолика и попала в Испанию. Оттуда путь лежал в Италию.
Одна из ее областей называется Генуя. Ее жители торговали, а иногда и воевали, с испанцами, в частности, с населением острова Мальорка. От его названия и произошел термин майолика. Впрочем, есть вторая версия. По ней майолика – вариация фамилии Майоль.
Так звали французского скульптора, специализировавшегося на работе с глиной.
Что такое майолика
Одновременно с испанскими образцами майолики в Италию завезли вариацию из Китая. Далее, майолика распространилась по всей Европе. До России тенденция дошла в 17-м веке при Петре Первом. Майолика — плитка из пористой глины, покрытой непрозрачной глазурью и расписанной цветными красками. По сути, это фаянс. Но тот производится только из белой глины. Она называется каолин.
В нем соединены оксиды алюминия, кремния и вода. Материал не отличается пластичностью. Поэтому изготавливаемый из каолина фарфор хрупок.
Глазурные Лайфхаки Mayco Александр Гущин Волшебство Керамики
Майолика плитка — долговечный и прочный материал
Майолика не отличается хрупкостью, поскольку делается из цветной глины. В ней вовсе нет каолина, или его примесь незначительна. Поэтому майоликой считают любую расписную керамику кроме фарфора. Глазурью майолику покрывают неспроста. Пористость глиняной основы делает ее гигроскопичной, то есть активно впитывающей влагу. Вода проникает в микропустоты черепка.
В итоге, он размягчается, разрушается.
Эмаль, в противовес черепку, не имеет пор, блокируя проникновения влаги в глину. Дополнительный плюс — максимально яркое проявление красок. На белой глазури они смотрятся чистыми, насыщенными. На Руси, заметив это, издревле покрывали глиняные изделия для росписи каолином.
В Европе белую глину стали наносить поверх цветной, делая имитации китайского фарфора. Однако в будущем состав глазури майолики изменился. Майоликовая глазурь — порошок. В нем обязательно есть фритт. Так называют легкоплавкое стекло. Присутствует и свинец. Он придает черепку блеск.
Впрочем, бывают безсвинцовые глазури.
Португальская майолика 4-х цветное панно «Цветок Камелии»
Еще в покрытии присутствуют красящие пигменты. Обычно, они натуральные. Красно-оранжевую гамму обеспечивают, к примеру, селен и кадмий. Дополнительно в глазурь могут добавить кислотостойкие элементы. За счет них к воздействию кислот устойчиво и конечное изделие. Поскольку майоликой считается любая глазурированная и расписная керамика кроме фарфора, существуют разновидности:
1. Португальская майолика. В ее основе — красная глина. Роспись зачастую выполнена в бело-синих тонах. Узор используется барочный, то есть насыщенный завитками, округлыми линиями. Актуальны также сюжетные композиции.
2. Итальянская майолика. Выполнена, зачастую, из розовой глины. Ее еще называют терракотовой. Роспись итальянской майолики цветастая, в стилистике ренессанса. Для него характерны геометрическая, растительная тематики и гротеск, то есть нарочитое преувеличение образов, их черт.
Итальянская Майолика эпохи Возрождения
3. Северная майолика. Содержит солидную примесь каолина. За счет белой, красная глина становится бежевой, кремовой. Использовать такую начали в Фаэнца. Это город на севере Италии. Именно от его названия произошел термин «фаянс». Имя закрепилось с подачи французов.
Их майолика, кстати, тоже причисляется к северной, как и изделия из Англии, Германии.
Северная майолика
4. Арабская майолика. У нее черепок желтоватый или красный. В росписи много каллиграфии и специфических геометрических узоров. Цвета используются контрастные.
Арабская майолика
Подобно фарфору, из которого наравне с предметами искусства изготавливают сантехнику, к примеру, унитазы, из майолики тоже делают разую продукцию. Это и изразцы, и черепица, и скульптуры, и вазы.
Особенности производства
Особенности производства майолики зависят от ее вида. Он же во многом зависит от доступного сырья. Майолика хороша возможностью производства из глины, имеющейся вблизи населенного пункта. В России, к примеру, много красной, розовой породы. Редкая белая глина есть я Рыбинском и Любимском районах Ярославской области. Впрочем, и красной породы там хватает.
Минимизируя расходы, глины смешивают.
Эскизы для будущих изделий майолики
Ярославская майолика — целая школа. Она образцовая для русских мастеров, известна громкими именами, к примеру, Натальи Павловой и Евгения Шепелева. В Ярославле у них своя мастерская-музей. Она располагается на улице Юности, в доме 17А. При мастерской есть школа майолики.
Учат сами Наталья и Евгений. На уроках они раскрывают секреты производства:
- Создается эскиз.
- Делается модель скульптуры, плитки или панно. Для этого используют пластилин или ту же глину.
- Изготавливается форма для отливки оригинала. Работают по заранее подготовленной модели.
- Форма заливается жидким гипсом. Порошок минерала разводят водой.
- В уже гипсовую форму заливается жидкая глина. Ее именуют шликером.
- Выдержав определенное время, шликер сливают. Часть глины остается на стенках формы.
- Делается не глиняная, а силиконовая копия изделия. Она требуется для воссоздания формы, которая годна для ограниченного числа заливок.
- Подсохшую в гипсовой форме глину извлекают и дорабатывают. Иногда, нужно соединить детали, а порой — зачистить швы, то есть соединения фрагментов изделия.
- Извлеченные из формы изделия подсушиваются в естественных условиях и отправляются в печь для обжига.
- Заготовка глазурируется путем погружения в емкость с эмалью и дальнейшего подсушивания.
- Изделия расписываются. Процесс ручной, как и все предыдущие этапы.
- Происходит второй обжиг, закрепляющий на эмали краски.
Цвета необожженных красок отличаются от прошедших термическую обработку. Изначально пигменты матовые и блеклые. После печи краски становятся яркими, блестящими. Так, нежно-розовая тыква становится оранжево-красной. Мастера майолики должны учитывать это, работая над изделиями.
Обжиг майолики в печи
Мастерская майолики в Ярославле — полноценное предприятие. Продукция поступает в городские магазины и торговые точки других городов. Есть также сайт предприятия. Там представлена майолика Павловой, майолика Шепелева и их учеников. Однако в наличии представленные на сайте товары есть не всегда.
В таких случаях предлагается подождать изготовления продукции, или же заказать другую из приглянувшейся категории. Так, ярославская майолика подразделяется на колокольчики, сувенирные яйца. Есть и чашки, тарелки и чайнички, статуэтки, шкатулки, горшки.
Майолика в интерьере
В интерьере используются не только предметы декора из майолики, но и расписная плитка. Ей облицовывают камины, ванные и душевые. Пригождается плитка и при оформлении откосов окон, наличников. Еще дизайнеры любят выкладывать майоликой часть стен в прихожих и ступени лестниц.
Пригодиться майолика может также:
- в качестве столешницы
- в виде обрамления зеркала
- как основа для полок
- в качестве чистовой отделки колонн
- в виде часов
Поскольку глазурированный и расписной фаянс активно изготавливался итальянскими мастерами, стал ассоциироваться со Средиземноморьем. Поэтому майолика в интерьере используется с целью создания атмосферы близости моря, яркого солнца, обилия зелени, легкости настроения, спокойствия.
Майолика в интерьере
В самой Италии майолика не только в домах, но и на улицах. Расписной плиткой выложены мосты, городские лестницы, набережные, стены соборов. Таблички с номерами на домах и названиями улиц тоже бывают из майолики. Такие изделия могут иметь вид свитка, животного, луны или солнца.
Цена майолики
Цена майолики зависит от вида изделия, характера его росписи, размеров продукции, именитости сделавшего ее мастера или предприятия. Так, квадратный метр расписной плитки стоит минимум 7 тысяч рублей. Небольшие вазы с простым рисунком оцениваются обычно примерно в 700 рублей. Кашпо можно приобрести за 800.
Глиняная клубника, яблоко, слива или другой плод для декоративной корзины стоит около 450-ти рублей. Продают баклажаны, чеснок, помидоры, огурцы.
Шедевры майолики
За декоративный изразец из майолики попросят 500—1000 рублей. Шире разброс цен для елочных игрушек. Их тоже делают в технике майолики. Повесить на елку можно расписной лапоть, солдатика, самовар, героя сказки, иконку, фигурку эвенка, или девушки в русском сарафане. Стоить игрушка будет от 200-от рублей.
Бывают образцы за несколько тысяч. Набор игрушек стоит обычно 7-10 тысяч рублей.
Еще из майолики делают украшения, к примеру, кулоны, бусины. Подвеска на шнуре обходится, в среднем, в 500 рублей. Ручным производством занимаются как частники, так и крупные предприятия типа ярославской мастерской. Кстати, первым в России майолику стал делать на продажу завод Афанасия Гребенщикова. Предприятие работало в Москве, основано в 1744-м году.
Видео о майолике
Источник: tvoi-uvelirr.ru
Майолика: что это такое. От древности до наших дней
Блестящая глазурованная поверхность, яркие краски – все это майолика. Что это такое? Ответ найдется в статье.
Майолика – что это?
Не всякая керамика может называться майоликой, а только изготовленная по определенной технологии.
Техника майолики подразумевает, что для керамического изделия используется цветная пористая глина. Глиняное изделие покрывают, или, как говорят специалисты, обливают, специальной белой эмалью и расписывают непрозрачными красками. Поэтому такая продукция имеет еще одно наименование — обливная керамика.
Родина майолики
Хотя название обливной керамики отсылает нас к острову Мальорка или Майорка, в действительности создавать керамику с глазурованной поверхностью стали гораздо раньше – в Древнем Египте. Изделия из пористой цветной глины покрывались красками, содержащими различные окиси металлов, обжигались. Кирпичи из майолики использовали при украшении дворцов, но с падением Египетского царства искусство это было утрачено на века.
Второе рождение майолики
В XI-XII веках испанские путешественники, возвращаясь из Азии, привозили чудесную керамику, не похожую на ту, что производили дома. Яркие краски, глянцевая поверхность притягивали взгляд. Однако свой расцвет майолика получила только в руках итальянских мастеров, к которым попала в XI веке.
Итальянцы назвали этот вид керамики в честь испано-мавританского острова Мальорка, с которым торговали и воевали генуэзцы.
Испано-мавританская керамика совсем не походила на ту майолику, которую мы знаем сегодня. Она была грубовата, выполнена из плотной глины, расписана небрежными мазками щелочной глазурью низкого качества. Именно Италия стала настоящей родиной изысканных майоликовых изделий.
Итальянские изделия
Итальянцы не сразу поняли, что это такое — майолика.
Сначала они делали так:
- обливали глиняное изделие целиком жидкой белой глиной, добавляя в нее оксид олова;
- обжигали;
- покрывали красочным узором, используя простые орнаменты из крестов или звезд.
Такую технологию впоследствии назовут полумайоликой. Краска на выполненных таким методом изделиях была непрочной, да и сама керамика выглядела грубовато.
Но уже в XIII-XIV веках итальянская майолика становится утонченной и изящной, достигнув расцвета в XVII веке и распространившись с Апеннинского полуострова на всю Европу. В Италии керамику такого типа производили в более чем ста городах, в том числе в Деруте, Сиене, Кальтаджире, Урбино, Фаэнце, Кафаджоло, Кастельдуранте. Кстати, именно Фаэнца подарил новое слово – фаянс.
Майолика – что это такое в Италии эпохи Возрождения? Изделия славились изяществом и тонкостью работы.
Для керамики использовали только мягкую цветную глину. Готовое изделие покрывали непрозрачной белой глазурью, в состав которой входило олово.
Узор наносили синим кобальтом, поэтому майолика эпохи Возрождения выдержана в сине-зеленой гамме.
Все мастера старались найти свой стиль, придумывали свои технологии нанесения изображения. В рисунках использовали орнаменты из геральдических символов, рисовали портреты и фигурки зверей, часто воссоздавали восточные орнаменты.
Готовое керамическое изделие покрывали бесцветной прозрачной глазурью, содержащей щелочь, и обжигали. Благодаря этому краски становились мягче, теплее, а само изделие более прочным.
Применение
Майолика – что это такое, какие именно керамические изделия выполняются в этой технике?
Еще итальянские мастера освоили пластичные керамические формы, создавая скульптуры и декоративные композиции.
В этой технике могут быть выполнены изразцы для печей, стен и декора мебели, наличники, элементы фасадного декора, посуда, панно, скульптуры.
Майолика – характерные отличия
У керамических изделий, выполненных в технике майолики, всегда есть ряд общих признаков:
- формы изделия плавные, закругленные;
- фон или белый, или непрозрачный;
- цвета яркие, контрастные;
- основная гамма желто-коричневая и сине-зеленая;
- узоры чаще растительные;
- поверхность блестящая глазурованная.
Зная вышеперечисленные признаки, легко разобраться, что такое майолика. Это позволит отличать ее от прочей керамики.
Технологический процесс
Что такое майолика? Это не просто обожженное изделие из глины. Для ответа на вопрос следует понимать тонкости технологического процесса.
Первоначально итальянцы покрывали слепленное изделие белой краской, в состав которой входило олово, а затем наносили узор из красок с добавкой свинца. Во время обжига олово и свинец расплавлялись, образуя яркую и прочную поверхность.
В наши дни используется 2 типа производства керамических изделий из майолики:
- Сначала изделие проходит обжиг температурой 750 о , после чего покрывается белой эмалью, поверх которой наносятся глазурованные краски. Затем следует еще один обжиг в течение суток уже при температуре 1000 о .
- Применяется и старинный способ, когда глазурованные краски наносятся на сырое глиняное изделие. При обжигании краски запекаются, образуя блестящую глазурь. Особенность и сложность данного типа производства майолики – керамика получает цвет только после обжига.
Особенности изготовления русской майолики
На отечественных просторах майолика появилась во времена Петра I, когда голландцы и итальянцы привезли образцы поливных керамических изделий.
Переняв иностранное умение, майолику быстро научились делать в Москве, Гжели и Ярославле, этому способствовало наличие в окрестностях города больших залежей красной глины.
Русским мастерам приходилось экспериментировать, добиваясь прочности и красоты керамических образцов. Технологический процесс проходил в 2 этапа:
- Из глины лепится изделие, расписывается, покрывается первым слоем глазури с добавлением олова.
- Затем изделие обжигается еще раз, перед этим его покрывают глазурью со свинцом, чтобы придать керамике блеск.
Уже в XVIII веке мода на майолику выходит за пределы Ярославля, достигая Петербурга. Майоликовыми изразцами украшают фасады домов, облицовывают печи и дверные проемы. Обливную керамику используют даже при украшении церквей. Практически в каждом доме появляется красивая керамическая посуда, вазы и статуэтки.
В XIX веке стиль модерн немыслим без изысканных оттенков глянцевой майолики. В технике майолики работали такие выдающиеся русские живописцы, как В.М. Васнецов, М.А. Врубель, С.В. Малютин, создавшие уникальные образцы декоративно-прикладного искусства.
В Санкт-Петербурге сохранилось немало зданий, орнаментированных изразцами из майолики, в том числе Соборная мечеть.
Керамика в мастерских Ярославля
Современная ярославская майолика представлена работами множества мастеров. Среди них выделяются качеством, красочностью и оригинальностью следующие творческие мастерские и компании:
- Ярославская художественно-промышленная мастерская.
- Мастерская авторской керамики «Живая глина».
- «Джансария», художественная мастерская майолики Куджевой Д.Х.
- Творческая мастерская керамики.
- Мастерская майолики Павловой и Шепелева.
Проект двух художников — Натальи Павловой и Евгения Шепелева — получил признание не только в России, но и за рубежом, куда отправляется около половины всей продукции.
Сувенирная керамика изготавливается в Мастерской майолики Павловой и Шепелева в старинной поливной технике, в ассортименте более 1000 образцов небольших фигурок и составных скульптурных композиций, наличников, панно, ваз.
Современная майолика – что это такое? В Ярославле – это прекрасная сувенирная продукция, которую с удовольствием увозят с собой туристы и гости города.
Источник: fb.ru
Что такое майолика на самом деле?
Многие считают, что майолика — это такая техника росписи… ан нет… это керамика :), а вернее вид керамики, как фаянс, полуфарфор и фарфор. Отличительные характеристики: очень пористый черепок (т.е. заготовка), окрашенный и покрытый глазурью. Окрашенный это значит, что в нем много разных примесей, органики, оксидов, которые не позволяют получить белый черепок.
И, чтобы укрыть этот черепок, изделия покрывают глухими глазурями.
Белой глухой глазурью покрывают, чтобы нанести на нее роспись. А еще майоликой называется поливная керамика: вроде бы и черепок белый, а глазурь не белая. НО! Черепок при этом все равно очень пористый, и недостаточно белый, чтобы отнести его к фаянсу и фарфору. Эта майолика в свое время называлась полумайоликой. Черепок покрывали свинцовыми глазурями (поливами).
Люди, которые готовили такие глазури, перетирая свинцовый глёт, редко доживали до 30 лет. но это много позже.
Майолика появилась еще тысячелетия назад еще в Древнем Египте, Вавилоне, куда она попала из Средней Азии. В Италию она прибыла из мавританской Испании через остров Майорка. Это была плитка и сосуды, которые послужили для итальянцев образцами для развития у себя огромного направления в искусстве.
Вот так, зачастую, начинают одни, а развивают и совершенствуют другие.
А мы для изготовления майолики используем красную глину!
Красная глина в природном виде, когда это только комки с карьера, может иметь разные оттенки: светло-рыжий, серый, зеленый, голубой. Отчего?
Все от того, что в ее составе до обжига есть органические вещества, которые выгорают и перестают окрашивать глину. А красный цвет, терракотовый, придает глине оксид железа. Чем его больше, тем краснее будет глина.
Красная глина не особо ценится эстетами: она грубая и в ней то самое железо, которого очень боится фарфор.
При очищении фарфоровой массы прилагают немалые усилия, чтобы избавиться от железистых включений, чтобы отбелить его и придать тем самым лучшие свойства фарфору.
А мы даже не пытаемся удалять это железо, мы укрываем цветной черепок белой глазурью.
А вот ценность нашим работам придает роспись. Только в майоликовой росписи можно передать живость и теплоту.
Источник: www.livemaster.ru