Декоративно-прикладное искусство охватывает ряд отраслей, которые создают художественные изделия главным образом для быта.
Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие, а также изделия, не являющиеся произведениями искусства, но приобретающие художественное качество благодаря труду художника.
Наряду с делением произведений декоративно-прикладного искусства по их назначению в научной литературе со второй половины XIX в. утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по использованному материалу (металл, керамика, текстильные, дерево и т.п.) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литье, чеканка и др.). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.
Декоративно-прикладное искусство решает практические и художественные задачи, а также создает материальные и духовные ценности. Произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с укладом жизни, с этническими и национальными особенностями, социально-групповыми и классовыми различиями.
6 САМОДЕЛОК ИЗ МУСОРА
Составляя органическую часть предметной среды, произведения декоративно-прикладного искусства постоянно воздействуют на душевное состояние и настроение человека, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру.
Эстетически насыщая и преображая окружающую человека среду, произведения декоративно-прикладного искусства в то же время как бы поглощаются ею, так как обычно воспринимаются во взаимосвязи с ее архитектурно-пространственным решением, с другими предметами или их комплексами (сервиз, гарнитур мебели, костюм, набор ювелирных изделий). Поэтому значимость произведений декоративно-прикладного искусства может быть понята лишь при ясном представлении (реальном или мысленно воссозданном) о взаимосвязях предмета со средой и человеком.
Архитектоника предмета, обусловленная его назначением, конструктивными и пластическими свойствами материала, часто играет основополагающую роль в композиции художественного изделия. Нередко в декоративно-прикладном искусстве красота материала, пропорциональные соотношения частей и ритмическая структура изделия служат единственными средствами воплощения его эмоционально-образного содержания. Например, изделия из стекла или других нетонированных материалов без декора наглядно доказывают особое значение для произведений декоративно-прикладного искусства чисто эмоциональных, неизобразительных средств художественного языка. Эмоционально-содержательный образ изделия часто активизируется образом-ассоциацией (сопоставлением его формы с каплей, цветком, фигурой человека или животного, их отдельными элементами, с каким-либо другим изделием — колоколом, балясиной и т.п.).
Декор изделия также существенно влияет на его образную структуру. Нередко именно благодаря декору предмет быта становится произведением декоративно-прикладного искусства, обладая собственной эмоциональной выразительностью, своими ритмом и пропорциями (нередко контрастными по отношению к форме). Например, простая форма и нарядная, праздничная роспись поверхности хохломских изделий различны по своему эмоциональному звучанию; декор зрительно видоизменяет форму и в то же время сливается с ней в едином художественном образе.
27 ПОДЕЛОК из БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА своими руками
Для создания декора предметов декоративно-прикладного искусства широко используют орнамент и элементы (порознь или в различных сочетаниях) изобразительного искусства (скульптура, живопись, реже графика). Средства изобразительного искусства и орнамент порой проникают и в форму предмета (детали мебели в виде пальметт — стилизованных пальмообразных листьев, волют — спиралевидных завитков с «глазком» в центре; звериных лап и голов; сосуды в виде цветка, плода, птицы, зверя, фигуры человека). Иногда орнамент или изображение становятся основой формообразования изделий (узор решетки, кружева; рисунок плетения ткани, ковра). Необходимость согласовать декор с формой, изображение с масштабом и характером изделия, с его практическим и художественным назначением приводит к трансформации изобразительных мотивов, к условности трактовки и сочетания элементов натуры (например, использование в оформлении ножки стола мотивов львиной лапы, крыльев орла и лебяжьей головы).
В единстве художественной и утилитарной функций изделия, во взаимопроникновении формы и декора, изобразительного и тектонического начала проявляется синтетический характер декоративно-прикладного искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства рассчитаны на восприятие и зрением, и осязанием. Поэтому выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, искусность и многообразие приемов его обработки играют в декоративно-прикладном искусстве роль особо активных средств эстетического воздействия.
Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства своими корнями уходит в глубокую древность, когда сложились домашние промыслы и деревенское ремесло. С развитием товарно-денежных отношений формировались кустарные народные художественные промыслы. Становление феодальных городов, эволюция цехов и корпораций ремесленников (оружейников, ткачей, ювелиров и т.д.) привели к созданию художественной промышленности — отрасли, производящей декоративно-прикладные художественные изделия индустриальными методами. Развитие мануфактурного способа производства в XVI —XVII вв. способствовало появлению новых видов декоративно-прикладных изделий, изменило сами методы их изготовления, отделило разработку проекта от процесса его воплощения в материале.
В Европе активнее всего развивалось изготовление художественных тканей, важнейшими центрами которого первоначально были города Северной и Средней Италии, Фландрии и Брабанта, а также производство стеклянных и керамических изделий в Венеции, Фаэнце и др. В XVIII в. в Европе появились фарфор (майсенский в Германии и севрский во Франции) и художественная керамика.
В XVIII — начале XIX в. интенсивно развивалось производство художественных изделий в России: фарфоровых (Императорский фарфоровый завод в Санкт-Петербурге) и камнерезных (Петергофская гранильная фабрика, Демидовские камнерезные заводы на Урале).
С упрочением капиталистических производственных отношений индустриальные промышленные методы постепенно внедрялись в разные отрасли художественной промышленности. Промышленный переворот конца XVIII — начала XIX в. сопровождался демократизацией, ассортимента художественных изделий: наряду с производством дорогих шелковых и парчовых тканей бурно развивались хлопчатобумажное производство и ситцепечатное дело.
Источник: znaytovar.ru
Декоративно-прикладное искусство. Народное искусство.
Декоративно-прикладное искусство — вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения утилитарных и художественно-эстетических потребностей людей.
К декоративно-прикладному искусству относятся изделия, выполняемые из разнообразных материалов и с помощью различных технологий. Материалом для предмета ДПИ может служить металл, дерево, глина, камень, кость. Весьма разнообразны технические и художественные приемы изготовления изделий: резьба, вышивка, роспись, чеканка и др. Основная характерная особенность предмета ДПИ — декоративность, заключающаяся в образности и стремлении украсить, сделать лучше, красивее.
Декоративно-прикладное искусство имеет национальный характер. Так как происходит из обычаев, привычек, верований определенного этноса, приближено к укладу его быта.
Народное декоративно-прикладное искусство – одна из проверенных временем форм выражения эстетического восприятия человеком мира.
Важной составляющей декоративно — прикладного искусства являются народно-художественные промыслы — форма организации художественного труда, основанного на коллективном творчестве, развивающем культурную местную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий.
Ключевая творческая идея традиционных промыслов — утверждение единства природного и человеческого мира.
Основными народными промыслами России являются:
— Резьба по дереву — Богородская, Абрамцево-кудринская; (иллюстрации 2-8)
— Роспись по дереву — Хохломская, Городецкая, Полхов-Майданская, Мезенская,
— Декорирование изделий из бересты — тиснение по бересте, роспись;
— Художественная обработка камня — обработка камня твердой и мягкой породы,
— Резьба по кости — Холмогорская, Тобольская. Хотьковская,
— Миниатюрная живопись на папье-маше — Федоскинская миниатюра, Палехская миниатюра, Мстерская миниатюра, Холуйская миниатюра,
— Художественная обработка металла — Великоустюжское черневое серебро, Ростовская финифть (роспись эмалью по металлу), Жостовская роспись по металлу,
— Народная керамика — Гжельская керамика, Скопинская керамика, Дымковская игрушка, Каргопольская игрушка,
— Кружевоплетение — Вологодское кружево, Михайловское кружево,
— Роспись по ткани — Павловские платки и шали,
— Вышивка — Владимирская, Цветная перевить, Золотошвейная вышивка.
В России насчитывается более 80 видов народного прикладного искусства, возрождённых и традиционно обоснованных. Это: художественная вышивка, русские художественные лаки, керамика, художественная роспись по ткани, глины, дерева и др. На сегодняшний день в России действует 12 учебных заведений, которые готовят студентов по самым сложным традиционным направлениям народной прикладной культуры, к ним относятся: Семёновская школа, Уральское училище искусств, Ломоносовская школа резьбы по кости, Торжокская школа золотого шитья, Мстёрское художественно-промышленное училище и др.
Декоративно-прикладное искусство. Народное искусство.
1. С древнейших времен свойственно человеку стремление к красоте в
окружающем его предметном (вещном) мире. С этой целью на простые ткани наносили вышитые узоры, керамику украшали орнаментом. Металлические изделия отливали в фигурных формах, покрывали чеканкой и насечкой. Узор, украшение как бы «прикладывался» к предмету, и он становился красивее, богаче, наряднее.
Он сохранил свою утилитарную (практическую) первооснову, свою полезность, но им можно было теперь и просто любоваться, показывать его как достопримечательность. И ценился такой предмет уже не только за то, что был просто полезен, но и за свой узор, за мастерство украшения, благородство материала и тонкость Позднее,в 19в., эту область художественного освоения предметного мира определили как «прикладное искусство».
Прикладное искусство служит практическим целям и одновременно
украшает наш быт, создает определенный эмоциональный настрой.
Декоративное искусство. Получило распространение в эпоху
рабовладения. Это желание людей украшать себя ожерельями, браслетами,
кольцами, подвесками, серьгами и т.п. Позднее появились и предметы
украшения одежды, а затем и украшения жилища, например ковры, на
которых уже не сидели и не возлежали, а вешали на стену для красоты, или напольные вазы – тоже не для цветов и не для воды или вина, а для
украшения парадных зал. Здесь уже на первом месте стояла красота. Их
«польза» была только в том, что они красивы. Это искусство в 18 -19вв.
назвали декоративным (от фр. слова «декор» — «украшение»). Изделия
декоративного искусство существуют только для украшения помещения,
одежды или человека. Если предметы дизайна выпускаются миллионными
тиражами, прикладного искусства – тысячами, то декоративные изделия –
десятками, а то и единицами. В них художник проявляет, прежде всего, свой
индивидуальный вкус. Самое важное в произведениях декоративного
искусства – общая художественная выразительность, красота вещи в целом. Прикладные и декоративные виды искусства демонстрируют вкус и фантазию художника, в них отражаются материальные и духовные интересы людей, национальные черты.
Прикладное и декоративное искусство во многих случаях дополняют друг
друга. В этом случае говорят о декоративно-прикладном искусстве.
Декоративное искусство – это один из видов пластических искусств.
Декоративное искусство – произведение, которое наряду с архитектурой
художественно формирует окружающую человека материальную среду и
вносит в нее эстетическое, идейно-образное начало.
Виды декоративного искусства: декоративно-прикладное искусство,
дизайн, театрально-декорационное, монументально-декоративное,
Народное искусство.
За этими словами стоит большое и важное явление: народная поэзия и
театр, музыка и танец, архитектура и изобразительное искусство. Народное искусство – фундамент, на котором выросло здание мировой художественной культуры.
Отличительные особенности народного искусства:
1. Произведения народного искусства отличаются красотой и пользой.
2. Навыки технического мастерства и найденные образы переходят из
поколения в поколение. В силу этого закрепляемая столетиями
традиция отбирает только наилучшие творческие достижения.
3. Коллективность творчества. Все в работе продиктовано
многовековой традицией: выбор материала и приемы его обработки,
Удивительная жизнерадостность народного искусства – от сознания
собственной силы, ведь за каждой вещью талант, труд и единодушие многихлюдей, в идеале целого народа. Красота – тоже от этого источника. И конечно от родной природы, у которой мастер учится.
Народное искусство может быть и источником идей и вдохновения
3. Орнамент
Большое значение в народном искусстве отводится орнаменту, который
украшает предмет или является его структурным элементом.
Орнамент (от латинского «орнаментум» — «украшение») – узор,
построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических или
изобразительных элементов. Основное назначение орнамента – украсить
поверхность предмета, подчеркнуть его форму.
Виды орнамента: геометрический, природный, анималистический.
Прикладное искусство | Декоративное искусство |
Предметы быта | Украшения человека (ожерелья, браслеты, кольца и т.п.), украшения жилища, одежды. |
Имеет чисто практическое значение. | Существует только для украшения(от фр. Слова «декор» -«украшение»). |
Выпускается тысячами | Выпускается десятками, единиц Художник проявляет свой индивидуальный вкус. |
В произведениях декоративно-прикладного искусства проявляются
материальные и духовные интересы людей, национальные черты.
Источник: poisk-ru.ru
Конструкция и декор предметов народного быта
Народное искусство появилось еще в древние времена. В таких произведениях отражалась бытовая, трудовая и праздничная жизнь человека. Чтобы пожелать всех благ и порадовать глаз люди украшали вещи яркими вышивками, мерцающими резными узорами и красочными росписями.
Детская люлька могла быть оформлена разными жизненными сценками и цветами в качестве пожелания счастья и добра младенцу. Такую колыбель также оформляли солнечными знаками. Это были обереги от сглаза.
Прялку могла украшать резьба или роспись. Считалось, что тогда на ней можно лучше работать. Если положить еду в нарядную расписную посуду, то ее вкус улучшится.
Декоративное оформление ковшей
Ковши-скопкари использовали для подачи медовухи, пива и кваса. Такие северные изделия по своему внешнему облику были похожи на ладью или плывущую птицу-утицу. На конце чаши находилась изящная голова, на которой можно было разглядеть длинный клюв. Также ковш мог заканчиваться немного изогнутым хвостом.
Нарядная роспись и форма сливались в единое целое. Тверские крестьяне для украшения ковшей-конюхов использовали резные конские головы. По декору и форме этого изделия можно вспомнить о древней легенде. Для совершения дневного пути у солнца есть колесница, в которую запряжены кони.
Для возвращения к золотому дворцу, находящемуся на востоке, небесному светилу служила ладья со сказочными птицами в качестве тяговой силы. Поэтому художники изображали на ковше коня, солнце, ладью и птиц.
Согласно народным представлением, хозяин избы был связан с ковшом-конюхом, а домовитая и гостеприимная хозяюшка – с ковшом-утицей. У резных ковшей могла быть разнообразная форма. К огромной круглой чаше приделывали носик, чтобы было удобно разливать напитки. Этот сосуд назвали ендовой. Его красиво расписывали и ставили на праздничный стол.
Предметы домашнего обихода
Когда в дом приходили дорогие гости или родители встречали жениха и невесту, то выходили к ним с хлебом-солью. Каравай находился на самом почетном месте стола. Мастера занимались изготовлением солониц в виде игрушечных уточек и креслиц. Солоницу-стульчик украшала тончайшая резьба. Соль для крестьян в то время была дорогим удовольствием.
Дочь от родителей получала в качестве приданого нарядную хлебницу. Изба была переполнена различными лубяными и берестяными набирухами, коробами, лукошками и бураками, в которые крестьяне собирали ягоды.
Когда женщина занималась стиркой белья на речке, то выколачивала его об валек с широкой, немного изогнутой поверхностью. У этого приспособления была удобная ручка. По вальку били мокрое белье. Для разглаживания льняных увлажненных холстов крестьянка пользовалась рубелем.
Как в старину украшали прялки?
Нарядная прялка была отличным подарком мастеровитого молодца своей будущей супруге. Жены получали такие изделия от своих мужей, а отцы дарили прялки дочерям. Следует сказать о сплошных и составных прялках. Для изготовления первых использовали деревянный ствол или корневище, а вторые были оснащены столбиком-стоячком, прикрепленным к донцу.
Прялки отличались по размерам, декоративным украшениям, форме ножек и лопастей. В деревнях, расположенных на берегу Белого моря, у прялок были тонкие ножки в форме весла. Поволжские женщины пользовались многоярусными прялками-«башенками». Для украшения прялок применяли мелкий резной узор или цветную роспись.
На Русском Севере были распространены прялки с резными солнечными розетками. Лопасть с большим солнцем служила ориентиром для прикрепления кудели. Прялка имела ножку, на которой было изображено подземное, ночное солнце.
Внизу боковых выступов-«серег» символически появлялись восходящее и заходящее солнце. Верхняя часть выступов-«городков» была оформлена изображением движения небесного светила по небу. Прялка имела лопасть, украшенную квадратами или ромбиками, символизирующими землю.
Источник: dzodzo.ru