При оценке ювелирного изделия учитываются принадлежность к фирме или автору, количество экземпляров, сложность техники изготовления, использование драгоценных материалов. Когда оценивают антикварный предмет, к этим критериям добавляют сохранность, провенанс и время создания. Однако доминирующими факторами при определении стоимости являются спрос и предложение.
В последние годы одной из самых активно развивающихся областей антикварного дела стала работа с предметами церковного искусства конца XIX – начала XX века и особенно с иконами в драгоценных окладах. Рост интереса к ним со стороны собирателей старины объясняется рядом причин. Во-первых, определенной ограниченностью рынка икон старше XVII века, вследствие чего переключение покупательского внимания на более поздние произведения выглядит вполне логично. Во-вторых, в современном русском искусствознании началось комплексное изучение традиций украшения икон.
Другим немаловажным фактором, опосредованно породившим указанные современные тенденции, является рост религиозного самосознания общества, который напрямую связан с так называемым русским религиозным ренессансом конца XIX – начала XX века. И, наконец, в современном мире инвестиции в актуальные виды антиквариата, к коим, безусловно, можно причислись и высокохудожественные окладные иконы, приносят своим владельцам до 100 процентов прибыли в год, делая коллекционирование одним из самых прибыльных видов вложения средств.
Готовим украшение для «Казанской»
Богоматерь Иверская. Мастерская Д.Л. Смирнова. Москва. Начало XX.
Оклад: серебро, чеканка, золочение. Частное собрание
Оценка данного вида ювелирного искусства благодаря соединению в ней предметных и смысловых свойств имеет свою особую специфику, подчас способную завести в тупик современного коллекционера. В этой связи интересно проследить систему ценообразования икон в драгоценных окладах в конце XIX – начале XX века и сравнить результаты с нынешним положением дел. Приведем ряд факторов, из которых складывалась столетие назад стоимость окладов. При этом в данной статье мы не затрагиваем стилистические и иконографические особенности тех или иных произведений.
1. Размер иконы. Оклады различны по размеру, в зависимости от величины и предназначения иконы: «домашние» иконы, так называемые «пядничные», аналойные образа, переносные храмовые иконы местного ряда и киотные «наместные» иконы. Отдельную группу храмовых икон составляют, как правило, двусторонние алтарные, запрестольные иконы, которые в то же время использовали в крестных ходах. Наиболее распространенный размер икон — 7 х 6 вершков (либо 31 х 27 см). При этом размер иконы определялся шагом в 1 вершок (за исключением некоторых заказных, иконостасных местных и ростовых образов, то есть в меру роста новорожденных), а цена колебалась в пределах 30–40 процентов.
2. Технико-технологические особенности. По характеру обработки металла оклады подразделяются на чеканные, гравированные, басменные, сканные оклады и так далее. Цены в этом ракурсе определялись прежде всего трудоемкостью процесса создания предмета и его весом (в зависимости от рыночной цены золота и серебра). Помимо этого, по своему устройству оклады бывают цельнометаллическими и наборными. Наборные оклады обходились в среднем на 20 процентов дороже цельнометаллических.
«Украшение иконы с помощью орнамента»
Самым простым и доступным окладом в конце XIX – начале XX века был тонколистный штампованный (гальванический) оклад, носивший название «легкой ризы», или «фольги». Цена таких окладов не превышала 25 рублей. Оклады с ручной гравировкой обходились от 35 до 100 рублей, а прочеканенные — от 50 до 150.
Этот же порядок цен характерен и для накладных гравированных и чеканных одеяний (так называемых рубашек). Примечательно, что одним из самых дорогих видов обработки металла для создания оклада считалась машинная резьба гильоше, что во многом противоречит ценообразованию современного антикварного рынка. В среднем гильошированная риза обходилась в 80 рублей.
Данный факт можно объяснить популярностью и условной редкостью гильошированных вещей в начале XXвека. Вот как об этом сказано в прейскуранте московского фабриканта К.В. Демидова: «Хотя ризы гильошированной работы ценятся дороже, чем чеканные, но так как из двух риз одинакового размера гильошированная всегда будет легче чеканной, то в результате общая стоимость ризы той или другой работы будет почти одинаковая».
Существенную прибавку к изначальной цене оклада демонстрируют различные виды декорирования. Самым распространенным видом украшения поверхности иконной ризы в конце XIX – начале XX века было золочение.
При этом крупнейшие фабрики церковной утвари, наряду с активно применявшимся в то время гальваниче-ским золочением (средняя цена 20 рублей за квадратный вершок), предлагали и традиционное амальгамное (огневое) золочение (средняя цена 35 рублей за квадратный вершок). Это было вызвано желанием угодить моде на русский стиль и создать вещи «на манер старинных».
Особая декоративная роль в орнаментальной структуре оклада конца XIX – начала XX века отводилась эмали (финифти). На окладах данного периода в различных вариациях применялись перегородчатая, выемчатая и расписная эмали.
Наиболее распространенным типом оклада в это время была конструкция с чеканным орнаментом, с включением эмалевых «труб» по краю рамы и средника, накладных эмалевых углов и эмалевых венцов. Такая схема украшения увеличивала первоначальную стоимость чеканного оклада в 2–3 раза. Часто на окладах можно встретить украшения в виде отдельных эмалевых венцов (углов). В зависимости от уровня художественной работы эти детали оценивались от 25 до 60 рублей. В конце XIX века появляются дорогостоящие (от 500 рублей) ризы со сплошным (ковровым) эмалевым застилом.
Св. Николай Чудотворец. Фабрика Я.Ф. Мишукова. Конец XIX. Оклад: серебро, штамповка, чеканка, гравировка, гильошировка, золочение. Частное собрание
Специфическим видом орнаментики иконного оклада издревле было так называемое жемчужное шитье. Выделяется несколько способов драгоценной вышивки. Основным видом жемчужного украшения икон были жемчужные ризы, закрывавшие одежды святых. Вследствие необычайной трудоемкости производства и дороговизны материалов, серебряные оклады, украшенные такими ризами, были одними из самых дорогостоящих (от 350 до 1000 рублей).
Верхнюю ценовую нишу (до 6000 рублей) занимают золотые ризы, инкрустированные драгоценными камнями, делавшиеся в основном для Кабинета его императорского величества. Встретить подобное произведение в частных либо музейных собраниях чрезвычайно сложно, однако архивные данные, которые приводит В.В. Скурлов, свидетельствуют о немалом количестве таких окладов, созданных, как правило, фабрикой Фаберже и мастерской Кейбеля.
Особую категорию произведений составляет утварь, выполненная в нетрадиционной для иконных риз манере, часто в духе распространенных в начале XX века модерна и неоклассики. Данные произведения носят, как правило, заказной характер, а на их стоимость гораздо больше влияют эстетические предпочтения заказчика, чем технологические особенности производства.
Так, например, икона «Спаситель» в чеканном окладе мастера Д.Л. Смирнова оценивалась в 150 рублей, так же как и гладкая риза с цатой фабрики «П.И. Оловянишников и сыновья», выполненная по эскизам С.И. Вашкова.
3. Уровень мастерских. В деле производства иконных окладов во второй половине XIX – начале XX веков происходит постепенная локализация художественных центров.
Определяющая роль в изготовлении предметов культа отводилась Москве и Петербургу, причем около 80 процентов произведенной в этих городах продукции создавалось именно в Москве, хотя большинство церковных предметов для Кабинета Его Величества делали петербургские ювелирные фирмы. На этом фоне происходит определенная дифференциация мастерских фирм по уровню предлагаемой ими продукции и востребованности на рынке.
Наибольшим потенциалом в разработке высокохудожественной церковной утвари обладали крупные фабриканты и мастера, носившие звание поставщиков Двора. Среди них следует выделить предприятия Овчинникова, Хлебникова, Оловянишникова, Сазикова, Постникова, мастерские Смирнова, Верховцева и других. Высокий художественный уровень продукции этих мастерских, а также наличие привилегированных и состоятельных заказчиков предопределили характер ценообразования. Как следствие, цены на оклады, выполненные вышеуказанными фабриками, в среднем на 30 процентов выше по сравнению с практически идентичными изделиями более «демократичных» мастерских.
В наши дни к вышеперечисленным критериям при оценке произведения искусства добавляется историческая ценность. Провенанс любого предмета, в том числе и иконного оклада, подтверждающий его принадлежность определенной исторической персоне (к примеру, членам императорской семьи) либо отношение к памятному историческому событию, может поднять цену данной иконы в несколько раз.
Источник: goodcoins.su
Способы изготовления икон
В традициях, икона делается ручным способом на деревянной доске, покрытой левкасом, с нанесением красок, сделанных из натуральных пигментов. В общем то, в древности применялись только натуральные материалы (искусственных не было) для изготовления иконы. Процесс изготовления иконы мог занимать месяцы, начиная от изготовления доски и заканчивая покрытием лака.
В настоящее время, некоторые компоненты для изготовления иконы уже используются готовыми. Так, например, использование трансфертного сусального золота (приклеенного к листочку бумаги), упрощает процесс золочения иконы. Также на сегодняшний день для изготовления рукописных икон могут использоваться уже готовые краски и лаки.
Однако, с развитием технологий, появлялись не только уже готовые компоненты для изготовления икон. Появлялись иконы сделанные из разных материалов. Вот лишь основные из них на сегодняшний день.
Иконы из металлов.
В далекие времена такие иконы делали методом чеканки и прессования, а также литья. На металле оставался рельефный рисунок. Для этого использовались «мягкие» металлы – бронза, медь. Позже появились рельефные металлические иконы сделанные методом гальванопластика. Эта технология широкомасштабно применяется при изготовлении предметов изобразительного искусства.
В качестве одной из разновидностей металлических икон можно выделить иконы с объемным рисунком, сделанные из благородных металлов. Еще одним из видов икон из металлов является иконы в ризе. Хоть сам лик святого образа может выполняться различным способом изготовления, и риза — это по большей части способ украшения иконы, но сами эти иконы можно отнести к категории «иконы из металлов», поскольку большая часть иконы закрыта этой ризой. Сюда можно отнести греческие иконы, у которых лики образов делаются шелкографией, а 80% самой иконы закрыта ризой, покрытой серебром.
Резьба.
Резьба по дереву. Такие иконы делаются из разных пород деревьев. На деревянной доске вырезается объемный рисунок. Сверху икона покрывается лаком. Ранее резьба по дереву была возможна только ручным способом – мастер вручную вырезал каждый элемент и деталь иконы.
Также резные иконы могут делаться из разных других материалов, чаще всего природного происхождения, например: гранит, драгоценные и полудрагоценные камни. В настоящее время, в процессах резьбы по разным материалам стали применятся механические и автоматизированные устройства. Так, например некоторые линии производства позволяют создавать объемную модель в электронном виде, а далее просто, в результате автоматизированного процесса резьбы, получать уже готовый результат. Это больше похоже на печать только объемную.
Гравировка (лазерная гравировка).
Чаще всего гравировка применяется для нанесения рисунка в ювелирных изделиях (на драгоценных металлах). Примером тому, могут послужить небольшие нагрудные (нательные) иконки. Также гравировка позволяет наносить рисунки и на других поверхностях, в том числе драгоценных и полудрагоценных камнях, граните, стекле, хрустали, на разных других металлах.
Горячие эмали.
Применяется для нанесения поверхности при изготовлении фарфоровых изделий, а также в особом виде декоративно-прикладного искусства – «Финифть», в котором используются специальные эмали и металл. Эта технология появилась на Руси в 17 веке, и с помощью ее делали в основном украшения, которые могли позволить себе только обеспеченные люди.
Медную пластину покрывают специальной белой огнеупорной эмалью, на которую затем наносится рисунок из огнеупорных эмалей различных цветов. В дальнейшем делался обжиг в печи с большой температурой. Иконы в технике финифть отличаются особой яркостью красок, богатыми и детальными сюжетами, натуралистичными оттенками и широкой гаммой. Часто иконы финифть декорируются различными окладами и рамками, сделанными из драгоценных металлов с тонкой чеканкой различных узоров и орнаментов, а также драгоценными и полудрагоценными камнями.
Вышивание.
Встречается двух видов: вышивание рисунка на ткани нитками и бисером. Вышивание бисером. Есть предположение, что бисер имеет происхождение из арабского языка и означает в переводе фальшивый бисер. Вышивание бисером как искусство возникло давно. Так, первые упоминания о бисере на Руси относятся к 9-му веку.
В 18 веке бисер становиться неотъемлемой частью народного мастерства. Русские мастерицы могли создавать такие шедевры, которые часто удивляли иностранных гостей. В Европе бисер также был известен. По некоторым историческим до 17 века бисер производился только в Венецианской республике и технология его производства держалась в строгом секрете.
Чуть позже чехи разрушили эту монополию, изобретя новую технологию производства бисера, основой которого была древесная зола. Качество и красота чешского бисера известно до сих пор. Вышивание икон бисером – достаточно трудоемкий и долгий процесс, требует большой сноровки и терпения. В настоящее время в России продаются уже готовые наборы для вышивания икон бисером в основном изготовляемые в Чехии и на Украине. Набор представляет собой тканевую основу, с нанесенным рисунком-картой, по которой уже в зависимости от рисунка (условного обозначения), пришиваются бисеринки соответствующего цвета.
Иконы макраме.
Макраме – техника узелкового плетения. Существовала с давних времен. Некоторые историки утверждают, что ее истоки следует искать в Китае и Японии, а в 8-10 веках макраме приходит в Европу, где большой вклад, по утверждению некоторых, макраме получило благодаря мореплаванию.
Система парусов на кораблях требовала специфики в завязывании узлов, в результате чего, возникают разные по красоте и функциональности узлы, численность которых насчитывала тысячи. В общем-то история макраме прослеживается с давних времен у многих народностей. Тоже самое можно сказать и про Русь.
Макраме зародилось еще в период язычества и славяне придавали узелковому плетению большое значение. Это больше было сакральным (ритуальным) действом, а сами рисунки отражали миропонимание славян. После крещения Руси, макраме стали запрещать, как некоторый вид колдовства. Настоящий бум макраме наблюдался в Европе в 18 веке, а в России — в 19-начале 20-го.
Старшее поколение помнит, как при советском союзе, большой популярностью пользовались плетеные воротники. Сложно сказать, когда появилась первая икона, сделанная узелковым плетением. Иконы макраме отличаются своей утонченностью, мягкостью, умиротворяющим эффектом. С уверенностью можно сказать, что из все способов изготовления икон, макраме является наиболее трудоемким и долгим. А соответственно такие иконы стоят очень дорого.
Мозаика.
Мозаика как вид художественного искусства насчитывает уже тысячелетнюю историю. Мозаику мы можем увидеть в храмах древней Греции и Византии. В России можно до сих пор увидеть древние мозаичные иконы в разных старинных храмах. Кстати, хорошо известные всем и любимые дивеевские иконы из бисера, как раз делаются методом «мозаика», только в качестве материала для выкладывания используется бисер.
Печатные иконы.
Источник: glavikona.ru
Технология создания православной иконы
На примере Венчальных икон размером 18х24 мы проиллюстрируем и расскажем о том как создаются иконы в нашей мастерской.
1-ый этап: Изготовление иконной доски.
Для написания икон наши иконописцы используют доски, изготовленные в столярной мастерской. Самая подходящая древесина для изготовления иконной доски — липа. С обратной стороны доски столяр делает шпонки. Шпонки изготавливаются из дуба, они предотвращают прогиб иконы. Иконные доски бывают без ковчега и с ковчегом.
На лицевой стороне доски с ковчегом вытесывается плоское углубление, вокруг которого оставляются нетронутыми поля. Углубленная часть доски называется ковчегом, возвышение от ковчега к полям иконы называется лузга. Глубина ковчега для небольших икон составляет 2-2.5 мм, для крупных икон 3-4 мм.
2-ой этап: Нанесение специального грунта (левкаса) на иконную доску.
Левкас, в состав которого входят мел и клей, накладывается на марлевую ткань — паволоку, предварительно наклеенную на иконную доску. Мастер, работающий с левкасом знает и соблюдает технологию этого процесса. У каждого левкасчика есть свои секреты приготовления левкаса, индивидуальные пропорции составляющих его частей. Покрытую левкасом доску просушивают и тщательно вышкуривают . Наша иконописная мастерская сотрудничает с высококвалифицированными мастерами-левкасчиками, так как от качества левкаса зависит качество золочения, гравировки, а также нанесения красочного слоя при написании иконы.
3-ий этап: Отрисовка образа на иконной доске.
На гладкую поверхность залевкашенной доски иконописец наносит рисунок образа с образца, утвержденного заказчиком. Затем мастер-позолотчик золотит необходимые участки иконы — нимб, фон, поля иконы. Мы выполняем золочение на полимент листовым сусальным золотом 960 пробы. Золочение иконы требует навыков и умения.
Если вы заказываете икону с гравировкой, то пред позолотой иконы мастер-гравер выполняет гравировку по левкасу. Только после этого можно золотить икону.
4-ый этап: Написание иконы.
Когда необходимые участки иконы позолочены, можно приступать к работе красками. При написании иконы мы используем высококачественные долговечные темперные краски, для разведения которых применяется яичная эмульсия (желток с добавлением воды и уксуса, или вина). Мы используем технику, в которой работали мастера 14-16 вв . Сначала основными цветами покрываются элементы одежды, лика, рук, пейзажа и архитектуры, то есть выполняется роскрышь иконы. Роскрышь — это основа для моделирования формы.
По роскрыши иконописец делает прорись или опись — нанесение всех контуров рисунка складок одежды, лика. Цвет прориси бывает чаще всего таким же, как основной тон роскрыши , но немного темнее, редко другой. Линии должны быть живыми, сочными, а не сухими и однообразными.
После нанесения описи, иконописец приступает к моделировке формы светом, то есть к нанесению пробелов на одежде, горках, зданиях, если они присутствуют в композиции иконы. Высветления наносятся послойно от темного к светлому.
Когда одежда, пейзаж, архитектура прописаны высветлениями, иконописец приступает к высветлению лика и рук святого. В иконописи существует много приемов наложения высветлений для моделирования формы. Каким будет лик по окончании работы во многом зависит от мастерства иконописца.
У каждого художника-иконописца есть свои приемы и навыки, а также предпочтения, которые он использует, прописывая образ. Наши иконописцы достигают высветления при помощи многослойных лессировок — очень тонких красочных слоев, которые наносятся один на другой и создают эффект свечения лика. Количество таких слоев может достигать 50.
В конце работы над образом необходимо сделать притенения по краям одежды и в некоторых местах на лике, для придания большей выразительности и объема. Также выполнить оживки — светлые штрихи, которые придают еще больший эффект свечения.
5-ый этап: Нанесение ассиста .
Специальным клейким веществом иконописец наносит узор будущих золотых высветлений на одежде, архитектуре и деревьях, который затем наносится листовое сусальное золото. После этого на иконе необходимо выполнить надписи.
7-й этап: Создание защитного слоя.
Завершающий этап в работе над иконой — это покрытие иконы защитным слоем — олифой. Олифа пропитывает насквозь все красочные слои, скрепляя их между собой и с левкасом. Благодаря олифе все краски на иконе начинают звучать в полную силу. После высыхания олифы необходимо покрыть икону специальным лаком, который защитит краски от пожелтения, а саму икону от повреждений и других неблагоприятных факторов.
Венчальная пара готова.
Для лучшей сохранности иконы можно поместить еще в киот. Он защитит икону от пыли и от воздействия других внешних факторов.
По желанию мы освящаем икону в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Чтобы освятить икону, мы относим ее в храм. В соборе Лавры священник читает специальные молитвы на освящение иконы и кропит ее святой водой.
Источник: www.livemaster.ru