В стеклопромышленности существует множество способов декорирования изделий из стекла. Прежде всего декорируют посуду, витражи, а также стекла оконных рам. Все способы декорирования изделий из стекла, представленные в данной части книги, можно реализовать в домашних условиях, то есть собственными руками можно из обычного стекла сделать великолепную вещь, которая украсит дом и сделает его неповторимым.
Нанесение цветной крошки на изделия из стекла
Цветную крошку для декорирования изделий можно изготовить тремя способами:
1) измельчение куска листового стекла;
2) растрескивание стеклянной нити при погружении ее в холодную воду;
3) вырезание кружков с помощью специальных ножниц из стеклянных стержней, погруженных в воду.
Приготовленную крошку наносят на предварительно разогретый набор‑заготовку. Эту крошку затем вплавляют в изделие под воздействием высокой температуры. В результате получается сосуд или фигурка с очень красивым и неповторимым цветным орнаментом.
Стеклодувное производство стеклянных предметов и изделий из стекла, очень завораживающее зрелище.
Такую крошку можно истолочь в порошок и затем с помощью шаблонов нанести и вплавить в разогретую заготовку.
При использовании форм для изготовления того или иного изделия порошок предварительно наносят на легкосгораемый материал.
Заготовленные полоски прикрепляют к стенкам формы так, чтобы истолченное стекло было обращено внутрь. При этом под действием высоких температур декоративное стекло вплавится в заготовку, а вспомогательный материал сгорит.
С помощью подобного вспомогательного материала наносят и многоцветную крошку. Для этого лист бумаги (или любого другого легкосгораемого материала) густо обмазывают клеем и в нужных местах посыпают приготовленной стеклянной крошкой или порошком определенного цвета. После этого лист приподнимают, стряхивая излишки декоративного материала. Затем таким же способом поочередно наносят порошки другого цвета. Далее декоративные заготовки помещают в форму стеклом внутрь и после этого окончательно сплавляют их с изделием.
Печатки на стекле
Нередко изделия из стекла украшают так называемыми печатками. Для этого на поверхность бесцветного стекла‑основы кладут небольшие комочки цветного стекла, после чего с помощью штампа придают последним заданные формы (рис. 140).
Рис. 140. Печатки на стекле. Декоративное панно «Лев».
Изготовление изделий из фактурного стекла (декорирование кракле)
Кракле – это изделия из стекла, поверхность которых украшена веточками «инея». Такой декор получается в результате погружения разогретой докрасна заготовки‑полуфабриката в холодную чистую воду или в мокрые опилки, после чего изделие вновь нагревают. Вследствие резкой смены температур поверхность стекла растрескивается и покрывается рисунком, напоминающим иней.
Глубина образующихся трещинок зависит от длительности погружения обрабатываемого изделия в воду или в опилки.
На тонкостенные сосуды кракле лучше всего наносить, погружая первые в мокрые опилки. При этом рельефность рисунка зависит от степени увлажнения опилок: чем более увлажнены опилки, тем глубже трещины.
«Ручная работа». Фигурка коня из стекла (18.03.2015)
Такой рисунок можно наносить как на наружную, так и на внутреннюю поверхность сосудов (рис. 141).
Рис. 141. Стеклянная ваза с внутренним кракле.
Для этого холодную воду вливают внутрь отформованного и отделанного изделия, закрепленного на понтии. После выполнения декора изделие необходимо отжечь.
Кракле выглядит очень эффектно на изделиях, выполненных из накладного или комбинированного (хрустального, цветного и накладного) стекла.
При изготовлении фактурного стекла необходимо учитывать следующее:
– на разогретом при высокой температуре стекле образуется минимальное количество неблестящих трещинок;
– при погружении обрабатываемого изделия в очень холодную воду на поверхности первого образуются глубокие трещинки;
– сеточка инея будет выглядеть более нежной и ажурной, если в воду, предназначенную для охлаждения изделия, добавить немного опилок;
– глубокие трещинки получаются в результате длительного погружения изделия в воду;
– после нанесения рисунка всегда нужно проводить повторную термическую обработку изделия.
Украшение стеклоизделий шихтой
При таком декорировании изделий первоначальную заготовку обваливают в шихте, после чего на нее наплавляют слой бесцветного стекла. В зависимости от составляющих компонентов из смеси можно получить изделия с самыми разнообразными рисунками.
Так, к примеру, после отжига использованные красители проявятся в виде цветных пятен, песчинки придадут молочно‑белый оттенок, а присутствие в шихте соды приведет к образованию в толще стенок изделия большого количества воздушных пузырьков.
Украшение изделий стеклянными капельками
Необычно и эффектно выглядят изделия, украшенные мелкими капельками расплавленного бесцветного стекла, нанесенными на поверхность (рис. 142).
Рис. 142. Курительный набор «Капли воды».
Обработка краев горячего стекла
Волнистый край изделия можно создать, используя для этого болванки – деревянные стержни. Изделие набирают на понтию и разводят с помощью разводных ножниц отверстие, формируя тем самым горлышко сосуда.
После этого разогретый край изделия украшают волнами. Делают это с помощью специального приспособления, изготовленного в виде дощечки со стержнем посередине и прикрепленными вокруг него несколькими (обычно 6–8) чуть вогнутыми металлическими полосками. В результате проведенного декорирования по краю изделия образуются небольшие дугообразные желобки.
Для того чтобы создать гофрированный край , необходимо также использовать специальное приспособление – кветчер. Он представляет собой закрепленный на доске или металлической пластине деревянный стержень, от которого по всему диаметру отходят полоски из железа длиной до 8–10 см и высотой 2–3 см. Как правило, делают от 24 до 36 таких полос.
На нижнюю доску кветчера прикрепляют также два стержня‑штифта, располагая их друг против друга. На заднем штифте устанавливают подвижные части вспомогательного приспособления. Функция переднего – фиксировать все части в закрытом состоянии. В верхних частях необходимо проделать вырезы, диаметр которых должен быть на 4–6 см больше диаметра деревянного стержня.
С внутренней стороны верхней части кветчера прикрепляют столько железных полосок, сколько их было закреплено на деревянном стержне. Устанавливать верхние крышки следует так, чтобы в закрытом виде они не отходили от нижней доски не менее чем на 1 см. При обработке изделия край его зажимают между частями кветчера и, с силой надавив на верхние крышки приспособления, создают гофре.
Источник: stroim-domik.ru
Резьба и гравировка по стеклу и хрусталю
Наиболее распространенными гравировками являются:
ручная гравировка
гравировка бор-машинками
лазерная гравировка
Применительно к гравировке стекла ручная гравировка выполняется инструментами, позволяющими вырезать на стекле тонкие линии. Поскольку стекло является твердым материалом, то для создания рисунков при ручной гравировке используют инструменты с алмазными наконечниками (ручной алмазный инструмент).
Лазерная гравировка
При ручной (и не только) гравировке стекла сначала создается эскиз — чаще всего это рисунок на бумаге, который затем переносится на стекло и алмазным инструментом гравер делает линии рисунка, с учетом их глубины. Если предполагается достаточно большая глубина изображения, то рисунок наносится как бы по слоям — сначала верхний слой и затем более глубокие.
Так же делают, чаще всего, при нанесении гравировки с помощью бор-машинки или с помощью лазерной гравировки, с применением специального лазера
Резьбой принято называть механический способ обработки художественных изделий, заключающийся в нанесении рисунка в виде глубоких прорезов
В первой половине XIX в., русские мастера создали оригинальный, основанный на национальных традициях резьбы по дереву стиль резьбы по стеклу. В частности, широко применялся так называемый «русский камень». Этот орнаментальный рисунок имел несколько вариаций, но наиболее красивым и богатым считался рисунок, когда на поверхности изделия в шахматном порядке вырезались крупные восьмиуголышки — «камни». Каждый крупный камень, в свою очередь, обрамлялся четырьмя гнездами более мелких камней.
Этот стиль назывался в различных странах по разному: «русская резьба», «русские камни», «русский рисунок» и широко применялся мастерами за рубежом.
Вена, 19 век
Для получения другого рисунка иногда применяют цветные накладные стекла. При этом абразивным кругом снимают цветной наклад, обнажая второй бесцветный слой стекла.
Стекло Монтерии. Франческо Торторино (ок. 1512-1572). Горный хрусталь,
От коэффициента преломления стекла во многом зависит и декоративный эффект рисунка. Чем больше коэффициент преломления, тем сильнее игра света, поэтому наиболее пригодными стеклами для этих целей являются свинцовые и калиевые хрустали.
Способы декорирования стеклоизделий резьбой подразделяют на несколько видов.
Простая резьба (простая шлифовка или валовая шлифовка)
Номерная резьба (номерная шлифовка) отличается от простой более сложным рисунком.
Художественная резьба (алмазная шлифовка, или алмазная грань) является наиболее трудоемкой и дорогостоящей.
Кувшин с ручками, Сокровище дельфина. Музей Прадо. Кварцевый горный хрусталь
Кувшин с ручками. Музей Прадо. Кварцевый горный хрусталь
Гравировка (резьба) по хрусталю, наверняка вы подобные предметы видели дома у своих родителей — в СССР хрусталь имел высокую ценность и продавался как дефицит
Гравировка хрусталя чаще всего выполняется вручную. Некоторые современные производители используют лазерную гравировку, чтобы получить усложненный и более тонкий рисунок.
Шлифовка
Шлифовку нельзя в полной мере относить к декоративным техникам, однако она во многом влияет на внешний вид готового изделия. Шлифовка применяется, чтобы выровнять поверхность, удалить любые неровности, царапины, наплывы и другие дефекты, которые могут образоваться в ходе изготовления предмета.
Шлифовку применяют: для ровных поверхностей бокалов, фужеров и другой посуды. Она обеспечивает идеальную прозрачность, выравнивает поверхность изделия; для граненых поверхностей. Такая шлифовка — тонкая и кропотливая работа. Поверхность каждой грани обрабатывается и выравнивается, чтобы добиться максимально яркой игры света на стенках готового изделия.
Шлифовка выполняется вручную механическими инструментами. Каждое изделие из чешского хрусталя проходит такую обработку.
Огранка Для чешского хрусталя используются разные способы огранки. В результате такой обработки поверхность покрывается гранями, которые расположены так, чтобы добиться максимально яркого блеска, игры света, отличных оптических свойств материала. Чешский хрусталь проходит огранку так же, как и драгоценные или полудрагоценные камни. Огранка может использоваться для небольших изделий (бусин, подвесок люстр и т.п.) или для крупных предметов. Во втором случае мастер может огранить всю поверхность изделия или только ее определенную часть.
Распространённым методом химической обработки является травление стекла азотобразным фтористым водородом или растворами плавиковой кислоты и её солей. Взаимодействие фтористых соединений со стеклом приводит к образованию нерастворимых и малорастворимых химических соединений, и поверхность изделия становится матовой, от легкого матирования до глубокого. Эффект зависит от времени воздействия и концентрации кислоты.
Техника травления по многослойному стеклу, Галле, 1899 год
При травлении слабыми растворами плавиковой кислоты в смеси с концентрированной серной кислотой на поверхности стекла происходит равномерное образование растворимых соединений, и она становится гладкой и блестящей (кислотная полировка).
Для нанесения на изделия методом травления рисунков применяют специальные машины — пантографы, резец которых вычерчивает рисунок на предварительно нанесённом на изделие защитном кислотоупорном слое, снимая его; после этого изделие погружают в ванну с раствором кислоты, которая протравливает стекло в местах, где оно обнажено резцом. Обработкой парами хлористого олова в сочетании с другими солями получают ирризирующие стекла, поверхность которых похожа на перламутр; при комбинированном прогреве слабо окрашенного стекла с молочным стеклом и последующем травлении плавиковой кислотой получают атласные стекла и т.д.
Различают матовое травление, светлое травление, многоплановое травление — техника декорирования многослойного стекла путем снятия плавиковой кислотой на разную глубину соответствующих участков цветного стекла, благодаря чему достигается впечатление акварельной живописи.
Батицирование стекла производится так же, как и других материалов, но травление производится иначе и требует серьезных предосторожностей, потому что плавиковая кислота очень едка и летуча. Она разъедает решительно все, за исключением каучука, свинца и отчасти воска. Действует кислота очень быстро и скорее травит стекло, чем воск.
Источник: ya-superpuper.com
Декорирование стекла (часть 1)
Основываясь на тех же дошедших до нас изображениях в виде фресок и каменных рельефов, они свидетельствуют, что в тот же период времени там зародились и первые технологии производства мебели.
Почти не соприкасающиеся пути развития
Это означает, что производство стекла и мебели всегда существовали и развивались вместе. Причем параллельно. И ни один из сохранившихся древних артефактов не дает возможности найти причину, почему стекло несколько тысяч лет почти не использовалось в изделиях мебели.
Возможно, она состоит в том, что первоначально стеклянные изделия были диковиной и стоили едва ли не дороже, чем полудрагоценные и драгоценные камни, все-таки применявшиеся для украшения тронов и спальных мест тогдашних властителей.
Конечно, знаменитому оратору древности Цицерону принадлежит фраза: «Беден тот, чье жилище не украшено стеклом». Но здесь речь идет скорее о посуде, которую и в наше время старались выставить напоказ как символ достатка и даже богатства. Однако веками, когда хрупкую стеклянную посуду хотели сохранить, ее убирали подальше от чужих глаз в шкаф с глухими дверями или в сундук, который при пожаре или нападении врагов быстро выносился из дома.
В эпоху главенства в Европе готического стиля (XIII-XIV вв.) в окнах зданий появляется витраж из фигурных пластин цветного стекла, вставленных в свинцовую оправу. Но окна даже в замках и дворцах не имели остекления – листовое стекло большого размера производить просто не умели.
Но витражи мало подходят для заполнения проемов в рамках дверей корпусной мебели – они раскрывают всю свою красоту только на просвет.
Конечно, примеры использования зеркал в конструкциях туалетных столов в Италии, Франции, Испании известны еще с XVI века. Примерно тогда же в Голландии появился первый шкаф для посуды с остекленными ячейками решетчатых озерных рам. А полвека спустя первые остекленные шкафы для книг создает Т. Чиппендейл (Англия). Но в них был применен аналогичный витражу способ соединения фасонных пластин стекол в виде ромбовидной сетки.
И только в начале XVIII века, когда была, наконец, разработана технология изготовления листов стекла достаточно большого формата, появляются первые книжные шкафы и буфеты с рамочными дверями, в которых глухая филенка или декоративная решетка сменяются прозрачным стеклом или зеркалом.
То есть, до этого времени мебель и стекло развивались своими путями, которые практически нигде не пересекались.
Вне жилища лишь с середины XIX века листовое силикатное стекло нашло широкое распространение при изготовлении разного рода напольных и настенных витрин для магазинов, музеев, учебных заведений, контор и др.
И фактически до начала XX века применение остекления в дверях мебели было довольно ограниченным из-за его дороговизны и довольно низкого качества: оно имело зеленоватый оттенок и неравномерную толщину, что искажало вид и форму располагавшихся за ним предметов.
Новые решения и старые убеждения
В 50-70-х годах прошлого столетия во многих странах Западной Европы дизайнерами-авангардистами были предприняты многочисленные попытки расширить область применения стекла в бытовой мебели. Создается множество образцов с конструкционными деталями из стекла. Появляются столы со стеклянными крышками и опорами.
Разрабатываются стулья с сиденьями, формованными из стекла, гнутые навесные стеклянные полки и стеллажные системы на их основе, трех- и четырехсторонние шкафы-витрины и др. Изредка встречаются и кровати со стеклянными спинками, и даже лестницы. Но по-настоящему приживаются в мебельном производстве только стеклянные полки в шкафах для посуды.
Но до сего дня по вполне объективной причине сегмент рынка, готовый принять все эти инновации, остается слишком узким.
Дело в том, что у населения за долгие века общения с предметами из стекла создался устойчивый образ этого материала как непрочного и опасного в обращении. Ведь любая стеклянная посуда при ударе разбивается и образует острые осколки, о которые можно серьезно пораниться.
Преодолеть это убеждение не могут никакие уверения, что современное стекло имеет совсем другие характеристики – некоторые его марки обладают столь высокой прочностью, что из него делают даже гвозди, многослойное стекло (триплекс) не образует разлетающихся осколков, а закаленное разбивается на мелкие фрагменты, не имеющие острых режущих ребер. Но полученное на основе векового опыта понимание того, что «береженого Бог бережет», обычно удерживает нашего практичного покупателя от приобретения такой диковинки, как мебель из стекла.
Поэтому из стекла сегодня в основном изготавливаются полки для посудных шкафов, зеркала и филенки дверей в шкафах с распашными или раздвижными дверями, реже, элементы столешниц, вставленные в деревянную раму-обвяз. И в последние годы стекло с напечатанным на нем рисунком стало использоваться также в кухонной мебели – для оформления задней стенки ниши, образующейся между навесными шкафами и столешницей шкафов-столов рабочих.
Декорирование листового стекла
Прозрачное стекло придает многим изделиям объемность, воздушность и легкость, но при этом большие остекленные поверхности придают ему и некоторую монотонность. Кроме того, прозрачность дверей шкафов-хранилищ обычно просто недопустима.
Поэтому сегодня разработано множество промышленных способов декорирования плоского листового стекла, в том числе, частично или полностью снижающих его прозрачность.
Это декорирование за счет соединения вместе многих разноцветных фигурных элементов из стекла по кромкам – техника витража; декорирование путем местного снятия слоя стекла за счет механической или химической обработки поверхности; декорирование с использованием различных накладных декоративных элементов; декорирование путем нанесения на поверхность листового стекла красок и пленок с заранее напечатанным на них рисунком; а также их различные комбинации.
Поверхность стекла может подвергаться многим видам декоративной обработки и отделке еще на стадии его изготовления. Его поверхности может придаваться любая фактура: от зеркально-гладкой до рисунчато-рельефной.
На стадии изготовления в стекло, особенно листовое, в его глубину или в поверхность внедряются различные декоративные элементы из металла или керамики, а также из стекла другого цвета (например, различного вида сетки, фигуры, слои).
Поверхность готовых заготовок и деталей из силикатного стекла может плоско отделываться не только зеркальной амальгамой, но также рисунками в техниках матирования или росписи масляными красками. Применяются и методы изменения геометрии поверхности стеклянной детали созданием фацета вдоль всего периметра детали (крышки стола или дверной филенки) или углубленным фрезерованием аналогично хрустальной посуде.
По своей природе силикатное стекло прекрасно окрашивается в массе минеральными (солевыми и др.) добавками цветов всего спектра, в том числе белого и черного. Кроме того, стекло любого цвета, кроме белого или черного, может сохранять прозрачность, причем практически не наблюдается «выгорания» цвета от времени и прямых или отраженных солнечных лучей. Осуществима не только однородная, но и «пятнистая», «струйная» и др., а также «радужная» окраска стеклянной массы в разные взаимно проникающие цвета. Все это делает стекло уникальным материалом, предоставляющим огромные возможности для создания неисчерпаемо разнообразных изделий мебели с функциональными, эстетическими и другими свойствами, не достижимыми иными способами.
Витражи
Под «настоящим» витражом понимается паечный, изготовленный в классической технике, появившейся еще в средние века и послужившей основой для всех других подобных техник. Это лист, состоящий из уложенных вплотную друг к другу фигурных пластин цветного стекла, соединенных между собой в единое целое огибающей каждую из них по контуру оправой Н-образного сечения (стрункой), спаянной в своих стыках. Отдельные пластины такого витража, не подвергаемого нагреву, могут быть ограненными или расписными.
Струнка, называемая также оправа, оплетка, протяжка, шинка, профиль,– профессиональные обозначения этого окаймления в которое вставляются фигурные детали (стекла), образующие витраж. Изготавливается из свинца, латуни или другого достаточно гибкого металла или сплава.
Разновидность паечного – мозаичный наборный витраж, как правило, орнаментальный, имеющий геометрическое построение. Он может напоминать мозаику с примерно одинаковым по размеру модулем смальты. Мозаичный набор используется как фон, но может применяться и самостоятельно, сплошным ковром перекрывая все пространство проема, в который он помещен. В качестве модулей при мозаичном наборе нередко используются отлитые форму фигурные стеклянные детали сложного рельефа, кабошоны, шлифованные вставки и др.
Cпечной витраж – техника, в которой рисунок создается путем совместного спекания друг с другом разноцветных кусочков стекла или путем впекания в стекло инородных элементов (например, проволоки).
Разновидность спечного,– наборный витраж, как правило, без росписи, который создается путем соединения на наборном столе пластин, заранее нарезанных по рисунку, и их спекания.
На технологии производства спечного витража «строен метод декорирования, известный у нас как фьюзинг. Он заключается в наложении на лист прозрачного стекла отдельных цветных элементов, и их последующего взаимного спекания в печи.
Для получения неплоских витражей используется бендинг – способ их изгибания в печи по шаблону для придания им полукруглой цилиндрической или угловой формы. Технология повторяет моллирование, но используются другие температурный режим оснастка.
Нагрев стекла применяется также для получения кракелированного стекла (от фр. craquele – «растрескивание»). Это техника декорирования (кракелюр]. Глубина образующихся декоративных трещин зависит от длительности погружения обрабатываемого изделия в воду или в опилки.
Декорирование с механической обработкой
Основной способ декорирования стекла с использованием механической обработки – шлифование с использованием абразивных кругов и паст.
Этим способом на листах и плоских элементах из стекла получается простой и фигурный фацет – фаска, скошенная относительно лицевой поверхности стекла полированная или неполированная полоса, гладкая или ограненная, окаймляющая изделие по всему периметру и точно повторяющая конфигурацию его рамы.
Аналогично обрабатываются и кабошоны – рельефные фигурные вставки в витражах, в основном прозрачные, иногда прессованные или отлитые в форму, внешним видом напоминающие каплю воды или стеклянную пуговицу. Витражный кабошон может иметь вид полусферы или слегка приплюснутой полусферы с бортиком для крепления в оправу, а также более сложные формы.
В последние десятилетия распространилось понятие бевель (от англ. bevel – «скос; наклон; фаска»). Это название плоских стеклянных элементов толщиной около 5 мм, с плоским фацетом по всему периметру, предназначенных для наклеивания на лист стекла при имитации витража с использованием прозрачных клеев УФ-отверждения по технологии английской фирмы Decra Led North Western Co. Бевели имеют различную форму и изготавливаются из стекла различных цветов. Название Decra Bevels® было запатентовано компанией-изготовителем и перекочевало в отечественную терминологию.
Фацетный витраж – витраж, выполненный из стекол со снятым по их периметру стекла фацетом, или объемных, шлифованных и полированных стекол, имеющих огранку. Чтобы получить широкую фаску, что усиливает эффект от преломлений света, требуется более толстое стекло, что увеличивает вес витража.
Поэтому готовые фаце-тированные детали собирают в более прочную-латунную или медную оправу. Подобные витражи больше пригодны для установки в межкомнатных дверях и дверях мебели, т. к. такая оправа в состоянии выдержать нагрузки при их открывании и закрывании, а свинцовая в этом случае провисает. Золотистый оттенок медной или латунной оправы, будучи видимым не только на просвет, придает вещам драгоценный вид. Такие витражи широко применялись при изготовлении платяных шкафов особой конструкции, называвшихся славянскими (славяновскими).
Другие важные способы механического декорирования стекла относятся к гравированию поверхности. О них в следующей статье.
Источник: www.mdm-complect.ru