Полной классификации всех звонов в науке пока не существует. В звонах много разночтений т.к. звон – устная традиция и немаловажными являются местные традиции.
Несколько примеров благовеста:
Одиночные удары характерными чертами которых являются ровность, мерность, настойчивость.
Одиночные удары, переходящие в трезвон (не благовест в чистом виде) Кафедральный собор богоявления в Елохове
Частый благовест (звон в оба края колокола+ зазвонные – единый комплекс) Благовест
Звон, именуемый благовестом, предназначен возвещать о предстоящем начале богослужения. Благовест “. не только оповещает о времени начала службы, но и подготавливает христиан к ней. Он, собственно, уже есть Богослужение” -говорит в “Толковом Типиконе” профессор Михаил Скабалланович. Благовест совершается, как уже говорилось выше:
в великие праздники — в праздничный колокол перед воскресными службами — в воскресный колокол.
Звонарю, как следует из указаний “Типикона”, перед звоном полагается брать у предстоятеля (священника, которому предстоит совершать богослужение) благословение на звон. “Прежде солнечного захождения дне субботнего, приходит параекклесиарх (сиречь кандиловозжигатель) к предстоятелю и творит поклонение ему, знаменуя пришествием своим время клепания. ” (“Типикон”, гл.1).
Мелизмы . Музыкальная игра . Трель Форшлаг Мордент Группетто для детей
Благословение священника определяет благовесту, равно как и другому звону, статус богослужебного действия.
Должность звонаря, как видим из указания, исполняет параекклесиарх — в современном варианте — пономарь, алтарник или чтец. Впрочем, в наше время звонить имеет право тот, кого благословил на это настоятель, независимо от того, принадлежит ли этот человек к разряду клириков, причетников или является просто прихожанином.
Рекомендуется звонарю во время благовеста читать непорочны (17-ю кафизму) или 12 раз 50-й псалом. “Та же восходя ударяет в великий ком-пан не скоро, поя непорочны, или глаголя Псалом 50-й 12-ю” (“Типикон”, гл. 2). Из этого указания следует, что продолжительность звона соответствует, примерно, 20-ти минутам.
Однако теперь это время уменьшилось (из-за того, что звон теперь несёт в себе более символический, нежели практический смысл) и составляет примерно 10 минут, в начале благовеста совершают два удара в назначенный колокол до полного затухания звука, а с третьего начинают мерные удары. Интервал между ударами следует выбирать такой, чтобы он соответствовал голосу колокола, иначе звон может получиться заунывный (если удары слишком редки), или тревожный (в случае очень частых ударов).
Перезвон – восходящий последовательный медленный от самого большого низкого колокола к самому маленькому высокому
Перебор – нисходящий последовательный медленный от самого малого колокола к самому большому
Перебор
Перебор — погребальный звон и, несмотря на простоту, тоже имеет разновидности. При погребении священников, иеромонахов, игуменов, архимандритов перед перебором ударяют в самый большой колокол 12 раз, затем совершают по 1 удару в каждый колокол от малого к большому, символизируя человеческую жизнь в её развитии и взрослении.
Урок 6. Мелизмы. Украшение звуков домбры
При погребении “мирских человек” вначале совершается перебор всех колоколов от малого к большому (как и в первом случае, но без 12 ударов), а в конце перебора ударяют единожды во все одновременно, символизируя прерывание земной жизни.
Трезвон – звон в два колокола и более. Необходимо помнить главное деление – праздничный и постовой
Трезвон
Этот звон может быть совершаем в один приём, в два или в три (в зависимости от того, к какому богослужению суточного круга он предназначен). В суточном круге богослужений содержится три главные службы — Вечерня, Утреня и Литургия. Поэтому:
перед Вечерней совершается трезвон в один приём;
перед Утреней, поскольку это вторая служба, трезвон в два приёма;
перед Литургией — в три.
Кроме того, существуют разновидности трезвона, именуемые — «Красный звон» и «Звон в двои».
О “Красном” звоне можно сказать следующее: в “Типиконе” встречается выражение: “звон в красных” (“Типикон”, гл.49; В среду 5-й седм.)-
В данном случае указывается на употребление колоколов средних, не больших, поскольку Четыредесятница ещё не закончилась.
«Красными» в старину называли средние колокола за их приятный голос. Слово “красный” имеет в церковно-славянском языке значение “красивый, миловидный, прекрасный». Например, при пении в приуготовительные к Великому Посту воскресные всенощные псалма 136-го “На реках Вавилонских. ” в “Типиконе” указано: «Поем со аллилуею красною».
Думается, не будет грубой ошибкой считать, что “красным” именуют трезвон, отличающийся красотой и разнообразием ритмических фигур, создающий ощущение сугубого торжества, ликования.
“Вообще же следует к Вечерням, Утреням и Литургиям звонить без всякого излишества” — указывается в «Учебном уставе» со ссылкой на определение Св. Синода.
Звон «в двои» совершается перед малой Вечерней, Литургией Преждеосвященных Даров, в Страстную Среду после Утрени и других случаях, когда желательно применить трезвон, но правила не позволяют трезвонить по-праздничному.
Звонят «в двои» ударами в часовой и следующий за ним по величине колокол поочерёдно.
Последовательные удары в колокола используются в богослужебной практике для того, чтобы подчеркнуть важность предстоящей службы или действа.
Мелизм – мелодическое украшение звука, не меняющее темпа и ритмического рисунка мелодии
Простая трель – игра шестнадцатыми
Быстрая трель – исполняется тридцать вторыми
Форшлаг – мелизм, состоящий из одного или нескольких звуков, предшествующих основному звуку, исполняемых за счёт его длительности
Короткий фаршлаг – исполняется колоколами одной группы
Длинный форшлаг – исполняется с применением вспомогательных колоколов из других групп
Билет№6
Виды звона
Существует большое количество звонов:
Будничный – трезвон простой,с использоанием будничного благовестника без особых украшений
Праздничный – как правило долгий, красивый звон с возможностью использования всех благовестников
Пасхальный – особый праздничный трезвон
Красный – от Пасхи до Фоминой седмицы
Встречный трезвон – чаще всего применяется при встрече владыки (за 15мин благовест, при появлении машины – праздничный трезвон (при встрече владыки перед храмом настоятелем — звон останавливается, когда владыко входит в храм снова праздничный звон минуты 3-4)
Малиновый звон – 1 В Бельгии есть город Мехелен (в другой транскрипции – Малин), славившийся своими красивыми звонами. 2. Короленко – «Слепой музыкант»: малиновый цвет – смягченный красный. И звон такой же мягкий, не в новые колокола,имеющийэмоциональную окраску по аналогии с малиновым цветом.
Водосвятный – перезвон+трезвон на освящение воды.(Перезвон по 7 ударов с прересечением начиная с 4го удара). В разных уставах количество ударов при перезвоне разнится(рекомендуется следовать местным традициям). При погружении креста – праздничный трезвон.
Полиелейный – во время служб с полиелеем, с использованием полиелейного благовестника.
На перемещение иконы – три удара – в путь трогаются, и перезвоном встречают (Новосибирский вариант)
Набатный звон – производился во время пожара, при нападении врагов и при других бедствиях. Представляет собой тревожный частый звон в один не самый большой колокол. Царь Алексей Михайлович издал указ для Москвы о набатных звонах. В этом указе прописывалось, как можно определить месторасположение пожара по способу звона – определяли районы, отрезки улиц, где был пожар.
Вечевой – для собрание всего народа на вече – Новгорд, Псков, Москва.
Метельный – прерывистый звон в непогоду в один не самый большой колокол, для ориентира заблудившимся путникам
Звон на отпевание: погребение мирян – перебор от малого колокола к большому с последующим ударом «во вся». При выходе процессии из храма – трезвон(не быстрый, торжественный). В минском уставе погребение иереев, иеромонахов, архимандритов и Архиереев – при шествии к храму сначала ударяют в праздничный благовест 12раз, затем перебор с малог до большого колокола с ударом во вся и снова 12благовестов и т.д до внесения усопшего в храм. При внесении в храм – трезвон. По прочтении разрешительной молитвы – трезвон. При выносе усопшего из храма: 12благовестов, перебор и т.д а при поставлении в могилу (или автомбиль) – трезвон
В уставе Н.Завьялова — Перебор
Перебор — погребальный звон и, несмотря на простоту, тоже имеет разновидности. При погребении священников, иеромонахов, игуменов, архимандритов перед перебором ударяют в самый большой колокол 12 раз, затем совершают по 1 удару в каждый колокол от малого к большому, символизируя человеческую жизнь в её развитии и взрослении.
При погребении “мирских человек” вначале совершается перебор всех колоколов от малого к большому (как и в первом случае, но без 12 ударов), а в конце перебора ударяют единожды во все одновременно, символизируя прерывание земной жизни.
Билет№7
Звоны великого поста – в будние дни великого поста совершается благовест(3 первых удара до затихания, затем 40 ударов). На часах:
3 час – 3 удара с интервалом 10 -15сек в постовой благовестник
6 час – 6 ударов
9 час – 9 ударов
На изобразительных – звона нет
Перед повечерием – 12 ударов (с понедельника до четверга 1-й седмицы на повечериях совершается чтение Великого канона Андрея Критского. В эти дни к повечерию предписывается: «Входит свещевозжигатель и сотворив поклон предстоятелю, исшед биет в било 12, и собираемся вси в церковь». В настоящее время совершается благовест в постный колокол.
В среду и пятницу во весь период Великого поста служится литургия Преждеосвященных даров. Наиболее задаваемый вопрос: «В какой момент звонят в двои перед литургией Преждеосвященных даров?» Отвечаем: «Перед началом вечерни, согласно Типикону»
Звон вдвои – звон в два колокола – постовой и меньший, следующий от него, с последующим ударом в оба колокола.(из календаря звона И.Дроздихина) Или звон в два колокола – часовой и меньший поочередно(Н.Завьялов), есть ещё варианты, но рекомендуем звон используемый в уставе Н.Завьялова
В период поста не совершаются службы с полиелеем, кроме 24 февраля (обретения главы Иоанна Предтечи) и 9 марта (день 40 мучеников Севастийских). В эти дни полагается полиелейный звон. Ради этого отменяются часовые звоны: «Егда же поем полиелей, на часех в компан не ударяем».
На время поста не следует менять характер воскресных звонов. Воскресенье – малая Пасха.
В субботние и воскресные дни пост на службу отлагается, совершается полная литургия. Следовательно, уже в пятницу к великому повечерию не полагается великих поклонов, и соответственно – к вечерним службам положены звоны не постные.
К вечерням в воскресные дни полагается благовест в большой колокол, поскольку собственно пост наступает после вечерни, и ещё потому, что на этих вечернях совершается вход, возглашается великий прокимен.
В неделю 3-ю, Крестопоклонную, в чине выноса креста совершается перезвон по 3 удара в каждый колокол (на великом славословии), а в момент шествия с крестом на середину храма совершается трезвон «во вся», который продолжается до возложения креста на аналой.
Указаний на это в типиконе нет, но в дошедших до нас уставах московского Успенского и новгородского Софиского соборов этот звон присутствует. В настоящее время этот звон уже повсеместно вошел в чин всенощной и стал традиционным. Автор полагает, что это заимствовано из чина празднования Крестовоздвижения.
Источник: infopedia.su
Мелодическое украшение звука не меняющее темпа
Мели́зм (греч. единственное число mélisma — песнь, мелодия) — мелодическое украшение звука, не меняющее темпа и ритмического рисунка мелодии. Обозначается в нотном письме специальными знаками или мелкими нотами.
Может у кого то есть особые советы или упражнения,чтобы овладеть этой не простой техникой.:oj:
23.01.2009, 16:34
Может у кого то есть особые советы или упражнения,чтобы овладеть этой не простой техникой
Это уже здесь где-то было по-моему. Полистай.
Обозначается в нотном письме специальными знаками или мелкими нотами С этим не согласен -принципиально. Это нельзя записать нотами. ну если только формально :aga:
23.01.2009, 16:43
мелкими нотами.
А это какие ноты? :redface:
23.01.2009, 16:50
kolok469 Определение из циклопедии..Записать можно что угодно.
(ну ок..
Arnav очевидно мелкими по длительности форшлаг трели мордент и тра та та
23.01.2009, 16:51
А это какие ноты?
http://*********ru/427028m.jpg (http://*********ru/427028.htm):biggrin:
Добавлено через 1 минуту
kolok469 Определение из циклопедии..Записать можно что угодно
Значит это писал -не музыкант. aga. форшлаги,морденты,трели-это совсем другое.
23.01.2009, 17:02
на мой взгяд одно и то же:eek. тоже самое как запись мелодии какой либо песни..
23.01.2009, 17:19
на мой взгяд одно и то же
Да не совсем так. Точнее совсем не так :biggrin:
23.01.2009, 17:49
La VistA,
Есть поиск на форуме, эта тема была, и не так давно, облизали со всех сторон.
Почему никто не хочет пользоваться ПОИСКом?! Ведь из-за этого и закрывают разделы, клонов много слишком!
24.01.2009, 09:09
La VistA, посмотри здесь http://forum.plus-msk.ru/showthread.php?t=87400page=2
Ksana tenlarks
25.01.2009, 16:22
Может у кого то есть особые советы или упражнения,чтобы овладеть этой не простой техникой
Чтобы здесь дать какой либо совет, для начала необходимо хотя бы знать для чего Вам понадобилась эта информация. Откровенно говоря, я не совсем поняла: вам петь, играть на инструменте, или просто праздное любопытство. Если Вы учитесь музыке, любой преподаватель в состоянии Вам всё разъяснить. Как профессиональный музыкант могу только посоветовать слушать классическую музыку.Мелизмы появились в 17 веке. Обратитесь к специалистам, они порекомендуют Вам записи произведений эпохи барокко и классицизма, например.
Мелизмы широко использовались композиторами-классиками. Что касается джаза, я не стала бы советовать касаться этой сферы, не имея специальной подготовки. Удачи! flower
sergeevish
25.01.2009, 17:24
Трель-этот мелизм исполняется быстрым чередованием двух звуков:
главного и вспомогательного-соседней верхней ступени.
Продолжительность исполнения трели равна длительности этой ноты,
над которой стоит знак.Исполнение трели начинается с главного звука.
Если трель надо начать со вспомогательного звука,то этот звук выписывают
перед основной нотой в виде форшлага.Если конец трели надо изменить,
то после основного звука записывают мелкие ноты,которыми следует
закончить исполнение трели.
25.01.2009, 17:25
sergeevish,
Это к чему? :eek.
sergeevish
25.01.2009, 18:09
kolok469
К тому что это обыкновенная трель,и над нотой указывается значком tr~~~~,
Остальное я написал выше.
25.01.2009, 18:18
К тому что это обыкновенная трель
:biggrin: Аааа. Понял. нехай будет по-вашему.
Ksana tenlarks
25.01.2009, 18:30
К тому что это обыкновенная трель,и над нотой указывается значком tr~~~~,
Верно только отчасти.
Из Краткого музыкального словаря (изд. «Музыка» 1966):
Мелизмы-спец. обозначения определённых мелодических оборотов, представляющих украшение, опевание отдельных звуков мелодии. К существующим с 17 в. мелизмам относятся: форшлаг, группетто, мордент, двойной мордент, перечёркнутый мордент, двойной перечёркнутый мордент, трель.
Как пример применения мелизмов подойдут ## 684, 685 в теме LIVE или «не боги горшки обжигают!»
sergeevish
25.01.2009, 18:45
Ksana tenlark
Я просто написал вкратце,подробно не хватит времени,это просто
один из вариантов,я думаю это все знают и часто использовали.
26.01.2009, 16:03
Если Вы учитесь музыке, любой преподаватель в состоянии Вам всё разъяснить.
Дело в том что я обучаюсь на академическом вокале..И все вопросы касаемые какой то техники присекаются. Всегда говорят учи то а поом будет другое. Мне никогда на мои вопросы не отвечаюТ(эх:eek:
Ksana tenlarks
26.01.2009, 16:49
Дело в том что я обучаюсь на академическом вокале..
Очень хорошо! :ok:
И все вопросы касаемые какой то техники присекаются.
Возможно, еще не время. Я преподаю флейту, кларнет и саксофон в муз. школе. У разных учеников разные данные и сроки усвоения материала. Например, техника исполнения штрихов. Кому-то в 1ом классе начинаю понемногу давать информацию, а кто-то в 3ем ещё к этому не готов. Не спешите, невозможно «бежать впереди паровоза». Принцип «от простого к сложному» ещё никто не отменял.
Изучению техники исп. мелизмов предшествует достаточно обширная подготовка.
Опять к примеру: в «Школе игры на флейте» Н. Платонова-«Мелизмы» следуют после темы «Двойное стаккато в нечётных ритмах»(. )
Мне никогда на мои вопросы не отвечаю
Представьте, что Вы учите английский язык. Каждому ясно: для того, чтобы заговорить желательно находиться в среде носителей языка, т.е. постоянно слушать. Аналогично в музыке. Слушать записи, «обдирать» их (снимать с записи, копировать, петь с записью в Вашем случае).
В крайнем случае можно получить консультацию у другого педагога. Не знаю регион,где Вы проживаете. Если не секрет, напишите. Может смогу хотя-бы советом.
С удовольствием отвечу и на другие вопросы. Правда много времени перед монитором проводить не могу, так что, если отреагирую не сразу, не обижайтесь. Как только, так сразу! 🙂
Кто ищет,тот всегда найдёт!
sergeevish
26.01.2009, 20:17
La VistA
Теоретически это всё обЪяснить,вряд ли поймёте,вам лучше обратится
к практикам,что бы это исполнение услышать живьём.
Что бы правильно исполнять мелизмы,надо иметь хорошую технику
и прочувствовать каждую нотку,если вы говорите про вокал,
то там ещё сложней,чем на любом инструменте.
Женя басист
28.01.2009, 23:43
Смотря для чего эти знания использовать, если просто для знаний, в книжках все есть, если для практики, то самые развитые украшения в восточной музыке, я имею в виду армянскую или азербайджанскую, мугамы помедленнее делаешь и учишь, как выучишь в нормальном темпе, любые форшлаги споешь. у меня младший сын тоже на вокал ходит, петь восток пока не может, но уже играет.:ok:flowerflowerflower
Источник: forum.in-ku.com
Вспомнилось.
М/ама играет. Моцарт. Соната.
Е/ле коснулась клавиш руками –
Л/ёгкие звуки взметнулись крылато,
И/скрами радости в сердце упали.
… З/вонкое утро – вдали, за годами.
М/не бы туда на минуточку. К маме.
*Мелизм — мелодическое украшение звука, не меняющее темпа и ритмического рисунка мелодии. Обозначается в нотном письме специальными знаками или мелкими нотами. Эти украшения характерны для произведений венских классиков, в том числе В.-А. Моцарта.
Всё гениальное ПРОСТО! Благодарю!
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.
Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
Источник: stihi.ru