Мелодичное украшение из 1 или несколько звуков

АДАЖИО — 1) медленный темп; 2) название произведения или части циклического сочинения в темпе адажио; 3) медленный сольный или дуэтный танец в классическом балете.

АККОМПАНЕМЕНТ — музыкальное сопровождение солиста, ансамбля, оркестра или хора.

АККОРД — сочетание нескольких (не менее 3) звуков различной высоты, воспринимаемое как звуковое единство; звуки в аккорде располагаются по терциям.

АКЦЕНТ — более сильное, ударное извлечение какого-либо одного звука по сравнению с другими.

АЛЛЕГРО — 1) темп, соответствующий очень скорому шагу; 2) название пьесы или части сонатного цикла в темпе аллегро.

АЛЛЕГРЕТТО — 1) темп, более медленный, чем аллегро, но более быстрый, чем модерато; 2) название пьесы или части произведения в темпе аллегретто.

АЛЬТЕРАЦИЯ — повышение и понижение ступени ладового звукоряда без изменения ее названия. Знаки альтерации — диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль; знак ее отмены — бекар.

АНДАНТЕ — 1) умеренный темп, соответствующий спокойному шагу; 2) название произведения и части сонатного цикла в темпе анданте.

Что такое ДЕЦИБЕЛЫ на самом деле?

АНДАНТИНО — 1) темп, более оживленный, чем анданте; 2) название произведения или части сонатного цикла в темпе андантино.

АНСАМБЛЬ — группа исполнителей, выступающая как единый художественный коллектив.

АРАНЖИРОВКА — обработка музыкального произведения для исполнения на другом инструменте или другим составом инструментов, голосов.

АРПЕДЖИО — исполнение звуков последовательно, обычно начиная с нижнего тона.

БАС — 1) самый низкий мужской голос; 2) музыкальные инструменты низкого регистра (туба, контрабас); 3) нижний звук аккорда.

БЕЛЬКАНТО — вокальный стиль, возникший в Италии в XVII веке, отличающийся красотой и легкостью звучания, совершенством кантилены, виртуозностью колоратуры.

ВАРИАЦИИ — музыкальное произведение, в котором тема несколько раз излагается с изменениями в фактуре, тональности, мелодии и др.

ВИРТУОЗ — исполнитель, в совершенстве владеющий голосом или искусством игры на музыкальном инструменте.

ВОКАЛИЗ — музыкальное произведение для пения без слов на гласный звук; обычно упражнение для развития вокальной техники. Известны вокализы для концертного исполнения.

ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА — произведения для одного, нескольких или многих голосов (с инструментальным сопровождением или без него), за немногими исключениями связанные с поэтическим текстом.

ВЫСОТА ЗВУКА — качество звука, определяемое человеком субъективно и связанное в основном с его частотой.

ГАММА — последование всех звуков лада, расположенных от основного тона в восходящем или нисходящем порядке, имеет объем октавы, может быть продолжена в соседние октавы.

ГАРМОНИЯ — выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия, на связи созвучий в их последовательном движении. Строится по законам лада в многоголосной музыке. Элементы гармонии — каденции и модуляции. Учение о гармонии — один из основных разделов теории музыки.

Читайте также:
Украшения из кожи в стиле бохо своими руками выкройки

Кантилена. Красивое и плавное пение. Упражнения.

ГОЛОС — совокупность разных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих в результате колебания эластичных голосовых связок.

ДИАПАЗОН — звуковой объем (интервал между самым низким и самым высоким звуками) певческого голоса, музыкального инструмента.

ДИНАМИКА — различия степени силы звучания, громкости и их изменения.

ДИРИЖИРОВАНИЕ — управление музыкально-исполнительским коллективом при разучивании и публичном исполнении музыкального сочинения. Осуществляется дирижером (капельмейстером, хормейстером) с помощью специальных жестов и мимики.

ДИСКАНТ — 1) форма средневекового двухголосного пения; 2) высокий детский (мальчиковый) голос, а также исполняемая им партия в хоре или вокальном ансамбле.

ДИССОНАНС — неслитное, напряженное одновременное звучание различных тонов.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ — время, занимаемое звуком или паузой.

ДОМИНАНТА — одна из тональных функций в мажоре и миноре, обладающая интенсивным тяготением к тонике.

ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ — группа инструментов, источник звука которых — колебания столба воздуха в канале ствола (трубки).

ЖАНР — исторически сложившееся подразделение, тип произведения в единстве его формы и содержания. Различаются по способу исполнения (вокальные, вокально-инструментальные, сольные), назначению (прикладные и др.), содержанию (лирический, эпический, драматический), месту и условиям исполнения (театральный, концертный, камерный, киномузыка и др.).

ЗАПЕВ — вступительная часть хоровой песни или былины.

ЗВУК — характеризуется определенной высотой и громкостью.

ИМИТАЦИЯ — в многоголосных музыкальных произведениях точное или видоизмененное повторение в каком-либо голосе мелодии, перед этим прозвучавшей в другом голосе.

ИМПРОВИЗАЦИЯ — сочинение музыки во время ее исполнения, без подготовки.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА — предназначается для исполнения на инструментах: сольная, ансамблевая, оркестровая.

ИНСТРУМЕНТОВКА — изложение музыки в виде партитуры для камерного ансамбля или оркестра.

ИНТЕРВАЛ — соотношение двух звуков по высоте. Бывает мелодическим (звуки берутся поочередно) и гармоническим (звуки берутся одновременно).

ИНТРОДУКЦИЯ — 1) краткое вступление к первой части или финалу циклического инструментального музыкального произведения; 2) род краткой увертюры к опере или балету, вступление к отдельному акту оперы; 3) хор или вокальный ансамбль, следующий за увертюрой и открывающий действие оперы.

КАДЕНЦИЯ — 1) гармонический или мелодический оборот, завершающий музыкальное построение и сообщающий ему большую или меньшую законченность; 2) виртуозный сольный эпизод в инструментальном концерте.

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА — инструментальная или вокальная музыка для небольшого состава исполнителей.

КАМЕРТОН — специальный прибор, издающий звук определенной частоты. Этот звук служит эталоном при настройке музыкальных инструментов и в пении.

КЛАВИР — 1) общее наименование струнных клавишных инструментов в XVII-XVIII вв.; 2) сокращение слова клавираусцуг — переложение партитуры оперы, оратории и др. для пения с фортепиано, а также для одного фортепиано.

КОЛОРАТУРА — быстрые, технически трудные, виртуозные пассажи в пении.

КОМПОЗИЦИЯ — 1) построение произведения; 2) название произведения; 3) сочинение музыки; 4) учебный предмет в музыкальных учебных заведениях.

Читайте также:
Технология украшения к новому году 3 класс

КОНСОНАНС — слитное, согласованное одновременное звучание различных тонов, один из важнейших элементов гармонии.

КОНТРАЛЬТО — низкий женский голос.

КУЛЬМИНАЦИЯ — момент наивысшего напряжения в музыкальном построении, разделе музыкального произведения, целом произведении.

ЛАД — важнейшая эстетическая категория музыки: система звуковысотных связей, объединенных центральным звуком (созвучием), взаимосвязь звуков.

ЛЕЙТМОТИВ — музыкальный оборот, повторяющийся в произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи, эмоции.

ЛИБРЕТТО — литературный текст, который берется за основу создания какого-либо музыкального произведения.

МЕЛОДИЯ — одноголосно выраженная музыкальная мысль, основной элемент музыки; ряд звуков,

организованных ладово-интонационно и ритмически, образующих определенную структуру.

МЕТР — порядок чередования сильных и слабых долей, система организации ритма.

МЕТРОНОМ — инструмент, помогающий определить правильный темп исполнения.

МЕЦЦО-СОПРАНО — женский голос, средний между сопрано и контральто.

МНОГОГОЛОСИЕ — склад музыки, основанный на одновременном сочетании нескольких голосов.

МОДЕРАТО — умеренный темп , средний между андантино и аллегретто.

МОДУЛЯЦИЯ — переход в новую тональность.

НОТНОЕ ПИСЬМО — система графических знаков для записи музыки, а также сама ее запись. В современном нотном письме используются: 5-линейный нотный стан, ноты (знаки, обозначающие звуки), ключ (определяет высоту нот) и др.

ОБЕРТОНЫ — призвуки (частичные тоны), звучат выше или слабее основного тона, слитно с ним. Наличие и сила каждого из них определяют тембр звука.

ОРКЕСТРОВКА — переложение музыкального произведения для оркестра.

ОРНАМЕНТИКА — способы украшения вокальных и инструментальных мелодий. Небольшие мелодические украшения называются мелизмами.

ОСТИНАТО — многократное повторение мелодической ритмической фигуры.

ПАРТИТУРА — нотная запись многоголосного музыкального произведения, в которой одна над другой даны в определенном порядке партии всех голосов.

ПАРТИЯ — составная часть многоголосного произведения, предназначенная для исполнения одним голосом или на определенном музыкальном инструменте, а также группой однородных голосов и инструментов.

ПАССАЖ — последование звуков в быстром движении, часто трудное для исполнения.

ПАУЗА — перерыв в звучании одного, нескольких или всех голосов в музыкальном произведении; знак в нотном письме, обозначающий этот перерыв.

ПИЦЦИКАТО — прием звукоизвлечения на смычковых инструментах (щипком), дает отрывистый звук, более тихий, чем при игре смычком.

ПЛЕКТР (медиатор) — приспособление для звукоизвлечения на струнных, главным образом щипковых, музыкальных инструментах.

ПОДГОЛОСОК — в народной песне голос, сопровождающий основной, звучащий одновременно с ним.

ПРЕЛЮДИЯ — небольшая пьеса, а также вступительная часть музыкального произведения.

ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА — музыкальные произведения, которые композитор снабдил словесной программой, конкретизирующей восприятие.

РЕПРИЗА — повторение мотива музыкального произведения, а также нотный знак повторения.

РИТМ — чередование различных по длительности и силе звуков.

СИМФОНИЗМ — раскрытие художественного замысла с помощью последовательного я целеустремленного музыкального развития, включающего противоборство и преобразование тем и тематических элементов.

СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА — музыкальные произведения, предназначенные для исполнения симфоническим оркестром (крупные, монументальные произведения, небольшие пьесы).

Читайте также:
Гирлянды украшения для дома своими руками

СКЕРЦО — 1) в XV1-XVII вв. обозначение вокально-инструментальных произведений на шутливые тексты, а также инструментальных пьес; 2) часть сюиты; 3) часть сонатно-сим фонического цикла; 4) с XIX в. самостоятельное инструментальное произведение, близкое каприччо.

СЛУХ МУЗЫКАЛЬНЫЙ — способность человека воспринимать отдельные качества музыкальных звуков, ощущать функциональные связи между ними.

СОЛЬФЕДЖИО — вокальные упражнения для развития слуха и навыков чтения нот.

СОПРАНО — 1) самый высокий певческий голос (главным образом женский или детский) с развитым голосовым регистром; 2) верхняя партия в хоре; 3) высокие по регистру разновидности инструментов.

СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ — по способу звукоизвлечения делятся на смычковые, щипковые, ударные, ударно-клавишные, щипково-клавишные.

ТАКТ — специфическая форма и единица музыкального метра.

ТЕМА — построение, составляющее основу музыкального произведения или его разделов.

ТЕМБР — окраска звука, свойственная голосу или музыкальному инструменту.

ТЕМП — скорость следования метрических счетных единиц. Для точного измерения служит метроном.

ТЕМПЕРАЦИЯ — выравнивание интервальных соотношений между ступенями звуковой системы.

ТОНИКА — основная ступень лада.

ТРАНСКРИПЦИЯ — переложение или свободная, часто виртуозная, обработка музыкального произведения.

ТРЕЛЬ — переливчатый звук, рождающийся от быстрого повторения двух соседних тонов.

УВЕРТЮРА — оркестровая пьеса, исполняемая перед театральным представлением.

УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ — инструменты с кожаной мембраной или изготовленные из материала, который сам способен звучать.

УНИСОН — одновременное звучание нескольких музыкальных звуков одинаковой высоты.

ФАКТУРА — конкретный звуковой облик произведения.

ФАЛЬЦЕТ — один из регистров мужского певческого голоса.

ФЕРМАТА — остановка темпа, как правило, в конце музыкального произведения или между его разделами; выражается в увеличении длительности звука или паузы.

ФИНАЛ — заключительная часть циклического музыкального произведения.

ХОРАЛ — религиозное песнопение на латинском языке или родных языках.

ХРОМАТИЗМ — полутоновая интервальная система двух видов (древнегреческий и новый европейский).

ШТРИХИ — способы извлечения звука на смычковых инструментах, придающие звучанию различный характер и окраску.

ЭКСПОЗИЦИЯ — 1) начальный раздел сонатной формы, в котором излагаются основные темы произведения; 2) первая часть фуги.

ЭСТРАДА — вид музыкального исполнительского искусства

Источник: www.calc.ru

Словари

Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

Уважаемый пользователь, сайт развивается и существует только на доходы от рекламы — пожалуйста, отключите блокировщик рекламы.

колоратура

Толковый словарь

1. Быстрые, технически трудные, виртуозные пассажи в пении (обычно у высокого сопрано); орнаментальные пассажи, украшающие мелодию звуками краткой длительности; фиоритура I.

2. Способность, свойство голоса воспроизводить такие пассажи.

Толковый словарь Ушакова

КОЛОРАТУ́РА, колоратуры, мн. нет, жен. (итал. coloratura) (муз.).

Читайте также:
Виды украшения фарфоровой посуды

1. Украшение вокальной партии технически трудными пассажами, руладами, трелями.

2. Способность, свойство голоса воспроизводить такого рода технические пассажи. У этой певицы хорошая колоратура.

Толковый словарь Ожегова

КОЛОРАТУ́РА, -ы, жен. (спец.). Быстрые, технически трудные пассажи 2 в пении.

| прил. колоратурный, -ая, -ое. Колоратурное сопрано.

Популярный словарь

муз. Быстрые, технически трудные виртуозные пассажи в вокальной партии, содержащие ряд звуков мелкой длительности.

От итальянского coloratura ‘окраска’, ‘украшение’ (← лат. coloro ‘крашу’, ‘окрашиваю’).

Колоратура, как правило, связана с исполнением на один слог нескольких звуков, вплоть до технически трудных, виртуозных пассажей. Применялась в вокальной музыке уже в Средние века. Особенно широко представлена в ариях итальянской оперы XVIII-XIX вв., где подразделялась на «бравурную» (широкие скачки голоса, громкие рулады) и «нежную» (изящные пассажи в негромком звучании).

Колоратура частично выписывалась в нотах самим композитором, частично импровизировалась певцами. Нередко превращалась в самоцель, голое виртуозничанье. В то же время многие композиторы с успехом применяли колоратуру как художественное средство (В. А. Моцарт, Дж. Россини, Л. Делиб, Дж. Верди, Р. Штраус, М. И. Глинка, Н. А. Римский-Корсаков).

Высокий женский голос, обладающий необходимыми для исполнения колоратуры гибкостью и подвижностью, называют колоратурным сопрано.

Энциклопедический словарь

КОЛОРАТУ́РА -ы; ж. [итал. coloratura — окраска, украшение] Муз.

1. Виртуозные, технически трудные пассажи и мелодические украшения в вокальной партии.

2. Способность голоса легко исполнять подобные пассажи, рулады. Певица с хорошей колоратурой.

◁ Колорату́рный, -ая, -ое. К. напев. К-ое сопрано (высокий женский голос, способный исполнять виртуозные пассажи и украшения).

колорату́ра (итал. coloratura, буквально — украшение), быстрые, технически трудные, виртуозные пассажи в пении (чаще у высокого сопрано).

КОЛОРАТУРА — КОЛОРАТУ́РА (итал. coloratura, букв. — украшение), быстрые, технически трудные, виртуозные пассажи (см. ПАССАЖ) в пении (чаще у сопрано (см. СОПРАНО) ), содержащие ряд звуков малой длительности.

Большой энциклопедический словарь

КОЛОРАТУРА (итал. coloratura — букв. — украшение), быстрые, технически трудные, виртуозные пассажи в пении (чаще у сопрано), содержащие ряд звуков малой длительности.

Академический словарь

1. Виртуозные, технически трудные пассажи и мелодические украшения в вокальной партии.

2. Способность голоса легко исполнять подобные пассажи, рулады.

Певица с хорошей колоратурой.

Энциклопедия Кольера

КОЛОРАТУРА — «раскрашивание» вокальной мелодии быстрыми пассажами, трелями и другими орнаментальными приемами. Колоратура характерна для итальянской оперы 18 и начала 19 вв., когда голос трактовался скорее как музыкальный инструмент, нежели как средство воплощения поэзии или драмы. Колоратурное сопрано — род голоса с очень широким певческим диапазоном, легким звучанием и блестящей техникой; типичные образцы колоратуры — ария Царицы Ночи в Волшебной флейте Моцарта или сцена сумасшествия Лючии в Лючии ди Ламмермур Доницетти.

Назаренко И. К., Искусство пения. М., 1968

Гуманитарный словарь

КОЛОРАТУ́РА (итал. coloratura — украшение, от лат. colorare — украшать) — подвижные, виртуозные пассажи и мелизмы в вок. партии. Истоки К. восходят к ср.-век. практике диминуции — дробления осн. звуков мелодии на несколько более коротких длительностей, а также колорирования — орнаментального распева осн. звуков.

Читайте также:
Украшения из бисера для детей своими руками

К. расцвела в ариях для любого вок. тембра в итал. опере 17-19 вв. и, располагаясь в конце к.-л. раздела, представляла собой множество трелей, пассажей широкого диапазона, больших скачков, изысканно варьировавших прозвучавшую мелодию. Певцы, стремясь продемонстрировать блестящую технику, дополняли выписанные композитором К. собственными, что порой нарушало драматургическую функцию арии.

Разновидность К. — фиоритура — относится к приемам мелодич. фигурации и состоит из чередований аккордовых звуков с соседними неаккордовыми. В операх и дивертисментах К. применяли С. И. Давыдов («Русалка»), К. А. Кавос («Ополчение, или Любовь к Отечеству»), М. И. Глинка («Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»), Н. А. Римский-Корсаков («Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок»). Уникален Концерт для голоса с оркестром Р. М. Глиэра, в значительной мере построенный на колоратурах. В вок. иск-ве способность легко преодолевать виртуозные трудности исполнения К. наз. «колоратурным голосом». Им обладали А. В. Нежданова, В. В. Барсова, Е. К. Катульская и др.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

КОЛОРАТУРА (итальянское coloratura, буквально — окраска, раскрашивание), быстрые, технически трудные, виртуозные пассажи в пении (чаще у высокого сопрано).

Источник: sanstv.ru

Значение слова «Трель»

ж. муз. перелив, дрожь, быстрая смена двух звуков. На валторне мудрено трелить, делать трель или пускать трели. Соловей затрелил, рассыпался трелью. (Сегодня что-то не трелится певице. Кстати, как итальянские трели к немецкой музыке. Трельные переходы.

Трельщик, -щица, искусный в трелях.

В словаре Ожегова

ТРЕЛЬ, -и, ж. В музыке: быстрое и многократное повторение звуков, близких по тону, а также вообще переливчатый, дрожащий звук. Соловьиная т.

В словаре Ефремовой

  1. ж.
  1. Переливчатый, дрожащийзвук (возникающий в результате быстрого повторного чередования двух соседних звуков).
  1. Специальная дорога для трелёвки древесины.
  2. Место, где складывается трелёванная древесина.

В словаре Фасмера Макса

I I, род. п. -и, ж. «трос для буксирования (судов)», трелева́ть, трелёвочный. Из англ. trail «след, шлейф», tо trail «тянуть, тащить» или нов.-в.-н. Тrеil м. «трос, буксир», treilen «буксировать, тащить» (см. Гримм 11, 1, 2, 102 и сл.). Первоисточником этих слов является франц. traille, лат. trāgula.
II II, род. п. -и, ж. «вибрация двух звуков», тре́лить. Через франц. trille, tril «трель» или, как и последнее, – из ит. trillо – то же, trillare «дребезжать»; см. Маценауэр 351; Горяев, ЭС 375. Гласный -е- объясняется, как и в апре́ль.

В словаре Д.Н. Ушакова

ТРЕЛЬ, трели, ·жен. (от ·итал. trillo). Переливчатый дрожащий звук от быстрого повторного чередования двух соседних тонов, употр. в музыке и пении в качестве мелодического украшения. «Звучных соловьев раскатистые трели.» Фофанов.
II. ТРЕЛЬ, трели, ·жен. ( тех. ). Место, где складывается трелеванная древесина.

В словаре Синонимов

переливы, мелизм, рулада, пение

Источник: glosum.ru

Рейтинг
Загрузка ...