Метафора – инструмент, который помогает спикеру понятно и наглядно объяснять, а слушателю разбираться в сути вещей.
Для чего нужна метафора?
1) Объяснить аудитории сложный вопрос
Переложить свойства знакомого для аудитории образа на сложную сущность, которую нужно объяснить.
Это не даст 100% понимания вопроса, но сформирует образное представление, которое аудитория сможет считать и использовать в моменте.
Например, с помощью метафоры можно легко объяснить человеку не из мира науки, что такое фотон: «Представь, что энергия – это конструктор Lego. И самая маленькая его деталь, мельчайшая доля энергии, – это и и есть фотон».
Источник: besmart.space
Использование творческих метафор: как казаться смелее и креативнее
Наверняка каждому хочется, чтобы общение с ним доставляло другим людям искреннее удовольствие. Обращали внимание, что с одними час беседы пролетает за мгновение, а с другими людьми, даже положительными во всех отношениях, коммуникация не выстраивается, через несколько минут вы оба не знаете, что сказать, возникает неловкая пауза? Разберем один способ, который поможет вам стать более креативным и интересным собеседником, – использование творческих метафор.
Метафора. Олицетворение. Овеществление
О значении метафоричности
Человек станет интересным собеседником при соблюдении нескольких условий:
- Он умеет поддерживать разговор, задавать вопросы и отвечать на них.
- Он подбирает уместные темы. Что может быть более неловким, чем на свидании с романтичной девушкой демонстрировать свои знания о ракетном топливе?
- Богатый словарный запас. Если человек не использует слова-паразиты, включает в речь сложные конструкции, владеет синонимами, слушать его по меньшей мере приятно.
- Отсутствие ненормативной лексики. Нередко неприличные слова прорываются в речь для связки слов. И связано это с бедным лексиконом.
Еще один метод, позволяющий стать интересным, желанным собеседником, – использовать творческие метафоры. Термин пришел из литературоведения, используется в процессе коммуникации для привлечения внимания к какой-то важной мысли, ключевой проблеме.
Примеры употребления
Применение в речи творческих метафор требует определенной фантазии, умения импровизировать или предварительной подготовки. Например, вы можете выписывать меткие емкие выражения из книг или фильмов, чтобы при случае употребить их.
Разберем, в чем же сила творческих метафор в общении. Во-первых, они делают вашу речь более яркой и образной. Сравним:
- «Я устал». Это обычное высказывание, выполняющее свою цель – передать информацию, но не несущее эмоциональной окраски.
- «Я устал как собака». Более образное высказывание, говорящий подчеркивает, что его усталость очень велика, сопоставляя себя с собакой.
- «Я настолько устал, что каждый шаг дается с трудом, словно я хожу по грунту Марса». Творческая метафора, подчеркивающая креативность говорящего. Он действительно очень утомлен, поскольку гравитация на Марсе отличается от земной, каждый шаг на Красной планете сопряжен с огромными усилиями.
Метафоры (тренинг)
В процессе общения
Использование творческих метафор порой позволяет отвечать на неудобные вопросы. Приведем пример из серии вопросов, которые единодушно признаются некорректными по отношению к самому себе. Но другим их не стесняются задавать многие.
«Сколько, если не секрет, ты зарабатываешь?» Обычный человек ответит на него или скажет: «Секрет», тем самым отказавшись от озвучивания правды. Более креативный найдет способ избежать прямого ответа: «На хлеб с маслом хватает». А тот, кому присуща настоящая творческая смелость, будет использовать образные выражения: «Пока в журнале «Форбс» не фигурирую».
На стремление выяснить суть через уточняющие вопросы типа «Ну, конкретно сколько?» можно остроумно ответить: «Я программист (юрист, логист), а не бухгалтер». И ваше желание закрыть тему не заметит только самый невоспитанный собеседник.
Где брать метафоры
Научитесь использовать сравнения и сравнительные обороты. Например, мороженое холодное, можно сравнить его с айсбергом. Далее развивайте мысль, включайте иносказание во фразу: мы не «добавим мороженое в кофе», а «придаем напитку холод айсберга». Про сам кофе также можно метафорически сказать «самый ночной напиток», подчеркивая его темный оттенок.
После подобных упражнений вы научитесь придумывать творческие метафоры в процессе коммуникации, сделаете свою речь более яркой и образной, с вами будет интересно и приятно общаться. Не бойтесь демонстрировать свой креатив!
Источник: fb.ru
Два приема составления метафор
Многие считают, что данное умение зависит только от врожденных способностей. А можно ли научиться (и научить!) говорить красиво? Мы утверждаем, что можно!
Итак, детский сад, а может быть рекламное бюро, не все ли равно. Учиться-то надо всем! Давайте попробуем украсить свою речь метафорами. Для этого научимся их изобретать!
Если рассматривать метафору как «перенесение свойств одного предмета на другой на основании признака, общего для обеих составляющих» (Советский энциклопедический словарь. — М., 1983. — С. 794), надо:
взять объект и сравнить его по какому-либо характерному признаку с другим.
Например: дождь капает (льет или течет) как что? Может быть, как капель или водопад. Все зависит от задач говорящего! Детям почему-то нравится сравнение со слезами. Получается: «Дождь течет, как слезы». Красиво? Нет предела совершенству — возьмем и усилим оборот! Дождь идет откуда?
Из туч, с неба.
соединить сравнение с местом происходящего.
Вот вам и первый прием составления метафор!
Но что же с нашим дождем? А он уже не просто дождь, а «слезы неба», или «водопад туч», или «капель небосклона».
Возьмем близлежащие (стоящие, висящие) предметы и вместо унылых слов типа «. а не пора ли включить свет?» скажем: «Зажжем-ка потолочное солнце!» (люстра светит, как солнце; люстра где находится? — под потолком; результат: люстра — это «потолочное солнце»).
Или вместо обычной фразы: «Достань-ка из холодильника мороженое!» скажем: «Пусть отдаст домашний айсберг частицу своего вкусного холода. » (холодильник — ледяной, как айсберг; холодильник где находится? — в доме; метафоры: холодильник — «домашний айсберг», мороженое — «вкусный холод»).
Благодаря этому приему можно получить и «луговое солнце» (одуванчик), и «тротуарное зеркало» (лужа) — так составляют метафоры дети 6—7 лет.
А вот фразы, прозвучавшие на тренинге начинающих осваивать этот прием педагогов.
«После дождя появилось небесное семицветие» (радуга). «Путников окутала сметанность воздуха» (туман). «Приятно вечером освежать лицо прохладой утреннего тумана» (крем). «С частокола крыш медленно капали слезы» (сосульки).
Понравилось? Тогда продолжим и отработаем второй прием составления метафор. Теперь объектом будет «кофе».
Выделим его основное свойство — «темный» (черный, крепкий, густой или еще какой-то).
Переведем прилагательное в существительное и сравним с другим предметом, где выявленное свойство ярко выражено, например: «чернота, как ночью» или «темнота, как во сне».
Получаем: кофе — «чернота ночи». А если метафору вставить в текст, получится: «По утрам я пью черноту ночи».
И опять тренинг.
«В ушах у Золушки — блеск инея или сияние звезд» (сережки — блестят — блеск, как у чего еще? — как у инея; метафора: сережки — «блеск инея»).
«Папа держит в руках новости дня» (газета — новая — новость, бывает днем; метафора: газета — «новость дня»).
«Мама повесила на окно пестроту полянки» (занавеска — пестрая — пестрота, как у поляны; метафора: занавеска — это «пестрота полянки»).
Второй прием позволяет детям сказать: глаза — «звезды лица», тюль — «облако окна» или «кружева зимы».
А как заманчиво звучит фраза: «Пить желтизну солнца (апельсиновый сок) и закусывать мягкостью поля (хлебом)»!
Объединение этих двух приемов позволяет шестилеткам создавать такие фразы:
«Темнота неба осыпала детей колючестью зимы». «Веточки окутывала пушистость мороза» (вместо «шел снег» и «деревья в инее» в описании картины «Зимние забавы» Катей К.). «Пушистые комочки раскатились по небесному зеркалу» (Максим Т., картина «Золотая осень»). «Девочка боялась сверкания небесных глаз во время дождя» (Наташа К., картина «Гроза»).
Эти и другие метафоры придумали дети 5—7 лет. А вам слабо?
Источник: summercamp.ru