Люди украшали себя всегда. Первые украшения человека были сделаны из кости, зубов или рогов животных, раковин, кусочков дерева — и то, что одевал на себя человек, не просто украшало его, а оберегало, защищало, давало удачу в охоте, дарило мудрость и даже возвышало над другими членами племени. Таким образом, история ювелирного искусства – это еще и история магии.
Самые древние украшения были найдены на Юге Африки, их возраст около 75 тысяч лет – это бусы из ракушек, выкрашенные красной глиной. Ракушки были тщательно подобраны по размеру и форме и, вероятно символизировали высокий статус их владельца.
Первобытные украшения
К сожалению, история донесла до нас очень мало украшений наших предков – кость, дерево, зубы и когти животных плохо сохраняются и только камень, а потом и металл, смогли сохраниться и дать нам возможность узнать, как возникло и развивалось ювелирное искусство.
Итак, сначала человек использовал камень только в том виде, в каком находил его в природе. Его привлекал блеск, форма кристалла, а в дальнейшем он научился облагораживать, обрабатывать камни, положив тем начало ювелирному делу. Навыки работы с камнем появились около миллиона лет назад. Тогда человек (Homo Habilis, Человек умелый) уже умел делать примитивные орудия из кремня и обсидиана, а затем это искусство достигло необычайных вершин. До сих пор не совсем понятно, как древний человек, не имея никаких орудий труда, кроме того же камня, рога и кости животных, мог изготавливать такие замечательные, идеальной формы наконечники для стрел или копий!
12 Самых Невероятных Артефактов, Которым Нет Объяснения
Обработка камней
Ювелирная же обработка камня возникла, вероятно, лишь в Древнем Египте, затем и в Месопотамии, Древней Греции, получила необычайное развитие в Древнем Риме, Византии. Так, например резьба по камню – глиптика, о которой мы уж писали на страницах журнала, появилась в Древней Месопотамии и Древнем Египте, достигла своего рассвета в Греции в VI веке до н.э., а затем и в Риме, добившись необычайных высот в Средние века.
Сначала обработка камня была несложной, египтяне, например, для изготовления изображений священных жуков-скарабеев использовали довольно мягкий синий лазурит, обтачивая его на твердом песчанике, придавая нужную форму. А затем полировали на мокрой коже с мельчайшим кварцевым песком.
Использовали египтяне в основном бирюзу, сердолик и лазурит, а также стекло, крашеное под эти камни! Более твердые камни почти не обрабатывали. Их либо обкалывали, либо шлифовали и полировали природные грани. Обработка была сложна и требовала много времени. Грубую, простую работу обычно выполняли рабы, и лишь затем мастер доводил изделие до нужной формы и блеска.
Часто обработка камня длилась не неделю и не месяц – а целые годы!
В Раннем Средневековье обработка камней усложняется: камень долго шлифовали на мелкозернистом песчанике, а затем полировали на свинцовой плитке с кирпичной мукой или толченым горным хрусталем. Использовались и шлифовальные круги, сделанные из песчаника по типу мельничных жерновов, или свинцовые и оклеенные кожей деревянные круги для полировки. В те времена камни в основном, получали форму, схожую с формой современных кабошонов. Ими украшали чаши, кубки, оружие, сбрую лошадей, церковную утварь и одеяния. Чаще всего в издeлияx XII — XIII веков в Европе пpимeняли аметисты, гopный хpyстaль, сepдoлик, изyмpyды, сaпфиpы, бирюзу.
Ювелирные украшения первобытных людей
Гранение алмазов
В XIV-XV в.в. в 3aпaднoй Европе культура и технологии обработки камня резко возросла. С 1327 года в Брейсгау (Германия) начала работать «шлифoвaльная» мельница с водным и ручными приводами, а в 1350 г. такая же мельница была пoстpoeнa в Пpaгe, в 1385 г. — в Нюpнбepгe, a затем и в Идap-Обepштeйнe.
В 1400 г. немецкие мастера появились в Париже, где в 1456 г., личный гранильщик Карла Смелого Бургундского, Луи де Беркен из Брюгге, открыл, что именно толченый алмаз является непревзойденным средством огранки. Он выявил и уникальные свойства алмазов – преломлять свет при их огранке.
Существует правда предположение, что технология огранки алмаза в бриллиант была изобретена в Париже, но позже, в 1600 году. Есть и мнение, что впервые огранку изобрел ювелир В. Перуччи из Венеции. Но именно с XV века огранка алмазов шагнула вперед. Сначала алмаз гранили в виде таблицы, с XVI века – фасетированием. Уже в XVII веке бриллиант стал основным украшением ювелирных изделий.
С давних времен существовала и имитация драгоценных камней из цветных непрозрачных стекол (как и в Древнем Египте): подкладывали смальту, и тонкую фольгу из металла, склеивали два камня, «обыгрывали» дефект камня сложной, красивой оправой. Золотая и серебряная фольга в подложке также «заставляла» камень играть, и в этом достиг высочайшего мастерства знаменитый Бенвенуто Челлини.
Работа с металлом
С металлом человек также познакомился давно, находя различные блестящие кристаллы или используя некоторые руды как минеральные краски – красноватые гетит, гематит, киноварь, желто–зеленый реальгар и аурипигмент, синий азурит. Но именно выплавка металла из руды положила начало новому витку ювелирного мастерства и расширила возможность древних технологий.
Первоначально человек использовал лишь самородные металлы – золото, серебро, самородную медь, редко самородное и даже метеоритное железо. В дальнейшем народы, населявшие Южный Урал и Предуралье в России научились плавить малахит, выплавляя из него медь, а холодная ковка меди давала возможность сделать её более твердой. Медь использовалась и для украшений, браслетов, и в быту, и для изготовления инструментов и оружия.
С VII тыс. до н.э. человек изобрел технику механической обработки самородных металлов – ковку, выгибание, обрезку, сверление, обтачивание, и лишь начиная с V тыс. до н.э. — высокотемпературное плавление в горнах и печах, освоили технику литья.
Технология золочения
Отдельного внимания заслуживают изделия из золота и серебра — не только литье, но и изделия из проволоки, золотая и серебряная скань, золотая фольга. Золото всегда было дорогим металлом, и там где было возможно, используя его пластичность, предмет оклеивали золотой фольгой.
Плиний Старший писал, что «римские мастера могли из римской унции (27, 3 г) золота получить 750 квадратных листов шириной в четыре пальца». Толщина такого «листика» было менее 4 микрон! Технология изготовления золотой фольги был такова: тонкую золотую ленту резали на квадраты и укладывали стопкой, прокладывая листом пергамента.
Затем, положив стопку на гладкую гранитную плиту, её били молотком, а когда размеры квадратиков удваивались, а их толщина уменьшалась в 4 раза, их разрезали на 4 части, получая листки толщиной с современный лист бумаги. Затем листки золота снова складывали в стопку, но вместо пергамента перекладывали специально обработанной оболочкой из бычьих кишок.
Затем зажимали прессом и снова били молотком. Когда золото выступало из-за краёв, стопку разбирали, и все начиналось заново. Это был длительный и тяжелый процесс, и выполняли его рабы, мастер лишь следил, чтобы не было прекоса пластин. В дальнейшем технологию ковки частично заменили вальцовкой, пропуская тонкие листочки через металлические вальцы, но это было уже в Средние Века.
Золочение предметов, до изобретения процессов электролиза в XIX веке (хотя по косвенным данным эту технологию применяли ещё в Древней Греции) использовалось амальгамирование. Для покрытия амальгамой (золото, смоченное ртутью) поверхности её накладывали на медные предметы или листы, ставили их в печь или нагревали над жаровней, ртуть испарялась, а золото прочно прикреплюсь к меди. Многие из тех, кто работал в ювелирных мастерских, умирали мучительной смертью от отравления парами ртути. Способ амальгамирование использовали и на Руси для золочения куполов церквей и храмов.
В те времена был и способ так называемого «Византийского рисунка». Здесь также использовалось амальгамирование – на горячую медную поверхность наносили черный лак, который затем соскабливали, делая определенный рисунок. Затем горячую поверхность натирали золотой амальгамой и в тех местах, где лак был удален золото прочно «сцеплялось» с медью, образуя красивый золотой рисунок на черном фоне.
Инки золотили предметы, проковывая и обжигая медь, в которой содержалось немного золота. Лист меди проковывался, затем отжигался, покрываясь черным оксидом меди, и снова проковывался и отжигался. Оксид меди удалялся кислыми соками растений, и лист все более и более обогащался золотом. В зависимости от степени обогащения цвет мог быть красным, розовым, желтым. Это способ золочения инки применяли в течение 2 тыс. лет.
Золотые нити
Еще один из способов создания золотых изделий кроме ковки и литья – это изготовление золотой (да и серебряной) проволоки. Наиболее древние образцы проволоки сделаны либо тщательнейшей проковкой, либо резкой тонкого золотого листа. В Абидосе (Египет) при археологических раскопках был обнаружен браслет, состоявший из двух групп бусин, соединенных прядью свитых вместе золотой проволоки и …волоса. Причем диаметр проволоки был точно такой же, как и волоса — 0.33 мм. Золотые нити для одежды в Египте умели изготавливать уже вначале третьего тысячелетии до н. э. (2755 — 2733 г.г.), а во втором тысячелетии (1587-1518 г.г.) изготавливали и серебряные нити (что сложнее, так как серебро менее ковкое и более ломкое, чем золото).
В Месопотамии около трех тысяч лет до н.э ювелирное дело достигло больших высот. В городе Ур было изучено погребение царицы Шубад (XXIII – XXVвек до н.э.). Одежда царицы была покрыта богатейшими украшениями из золота, лазурита, сердолика, а массивный головной убор состоял из золотой диадемы, венка из золотых листьев, золотых колец и трех золотых цветов. Диадема была изготовлена из тончайшей, диаметром 0.25-0.3 мм, проволоки, свитой в спираль. Вероятно, именно в Месопотамии, впервые использовали технику волочения золота, когда металл многократно (сотни и тысячи раз) протягивается через отверстия разной толщины — фильеры.
Образцы золотой проволоки были найдены и при изучении курганов и погребений V — IV веков до н.э. Северного Причерноморья, Поволжья, Урала и Зауралья. На Алтае, на далеком плато Укок, жившие там племена кочевников, не умея плавить золото, в V веке до нашей эры умели делать уникальные изделия из золотой фольги, оборачивая ей кольца из меди и бронзы.
В раннем Средневековье в X — XIII веках волочение золотой проволоки было важной отраслью ювелирного дела, причем изготавливали не только золотую, но и медную, бронзовую и железную проволоки (из них делали булавки, застежки, иголки, гвозди и т.д.). Техника изготовления золотых нитей и проволоки волочением была хорошо известна и мастерам Древней Руси. В IX – X веках в Киеве, русские золотых дел мастера изготавливали золотошвейные нити, а из толстой проволоки, диаметром 2-3 мм, делали браслеты, традиционные гривны (шейные обручи), и другие украшения.
Источник: uvelir.info
Рабочая тетрадь по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. 1 часть. Задание 16
Задание № 16. Разгадайте кроссворд «Первобытные земледельцы и скотоводы». Если вы правильно разгадаете кроссворд, то в клетках по диагонали, выделенных рамкой, прочтёте название возникшего из собирательства занятия, обеспечивающего людей растительной пищей.
По горизонтали:
- Металл, из которого первобытные люди изготавливали украшения.
- Подарок, приносимый первобытными людьми духам и богам.
- Первый металл, из которого люди научились делать орудия труда.
- Просьба, с которой люди обращались к богам и духам.
- Изготовление льняного полотна и шерстяной ткани из нитей.
- Возникшее из охоты занятие, надёжно обеспечивавшее людей мясной пищей.
- Изготовление нитей из шерсти животных или волокон растений.
- Орудие для пахоты, пришедшее на смену мотыге.
- Изображение духа или бога (обычно из дерева, глины или камня).
- Несколько родовых общин, живших в одной местности.
- Золото
- Жертва
- Медь
- Молитва
- Ткачество
- Скотоводство
- Прядение
- Плуг
- Идол
- Племя
Зашифрованное слово — Земледелие.
Источник: history-gdz.ru
Металл из которого первобытные люди изготавливали украшения, какой?
Вероятно, речь идет о том же самом металле, из которого изготовляют украшения и сегодня, то есть о золоте. Тот факт, что золото блестит и не окисляется, заметили самые первобытные люди. С тех пор ничего не поменялось. Ведь свойства присущие золоту не зависят от времени. Золото находили древние люди в ручьях, где оно вымывалось из недр.
Особенно известна своими поделками из золота исчезнувшая культура индейцев Майя. До сегодняшнего дня неизвестно точно истинное место золота в культуре этой цивилизации, но факт, что Майя владели большим количеством золота, установлен точно.
Ответ на вопрос викторины — ЗОЛОТО.
автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
Источник: www.bolshoyvopros.ru